Серия «Управление»

Объёмное управление

Художник, часто отходит от картины в сторону и задумчиво смотрит на неё. Он видит картину целиком, он понимает впечатление от картины и прорисовывает детали. Он оценивает общие эффекты. Так получается необыкновенное, к примеру, улыбка Джоконды. Аналитик так же должен регулярно видеть организацию целиком. Прорабатывая детали организационной архитектуры, оптимизируя технологии и процессы, он регулярно смотрит на организацию целиком. Он выбирает наиболее важное, критичное и выигрышное, он демонстрирует окружающим то, что выбрал: особенности оргструктуры, ккчество коммуникаций, риски, проблемы, организационные изменения.

Демонстрация должна вызвать жгучее желание улучшений в мозгах руководителей, после демонстрации должны появляться изменения, ресурсы, планы, сроки. После реализации изменений, надо вовремя сказать, что всё хорошо. Вовремя остановиться. Популярна история про маму, которая по телефону переживает о том, как покушал сороколетний сын—гендир большой компании и у него давно всё хорошо. Мой аналитик, невозмутимая, как миссис Хадсон, говорит «мне пофиг», когда я по инерции продолжаю решать решенную проблему, когда-то важную, безусловно. «Мне пофиг», —говорит она, чтобы я не трогал её мозги по поводу ерунды. На многих предприятиях считают, что чтобы «увидеть организацию» достаточно метрик и показателей. Формируются целые отделы, чтобы их выдумывать. Чтобы рассчитать целевые значения показателей, чтобы придумать наказания за их недостижение… Пытаться увидеть организацию с помощью показателей—это то же самое, что пытаться увидеть окружающий мир через замочную скважину. Классический признак плохой системы управления на предприятии — это наличие отчётной реальности, которая отличается от действительности. Когда руководители заботятся о показателях больше, чем об износившемся оборудовании.

Это типичный проект организационного дизайна: построение объёмного управления. Рассмотрим предприятие, которое смотрит на себя исключительно через показатели и метрики. Нашей задачей является корректировка шаблонов принятия управленческих решений. Мы должны добавить в цепочку принятия решений проблемы, коммуникации, и другие нюансы. Эта задача имеет типичные вехи. Одни и те же.

Мы говорим подразделениям компании о том, что у показателей есть ещё и факторы. Это пугает— нас воспринимают в штыки. Зачем видеть факторы, если можно и не видеть. Мы говорим, что факторы —это хорошо когда случается что-то плохое, они позволяют увидеть причины. Подразделения соглашается, информация становится многогранной и «обнаруживаются» противоречия: завышенное время выполнения работ, неверные причины сбоев, «незамеченные» проблемы. В подразделениях обнаруживается низкое качество данных. Это пугает— нас воспринимают в штыки. Ситуация накаляется. Мы говорим, что некачественная информация — это ничего страшного, что нужно нечать управлять по-честному. Подразделения начинают управлять по-честному, возникают конфликты интересов. Оказывается, что разные подразделения по-разному трактуют одно и того же. Исходя из своих интересов, порой противоречивых, отличающихся от интересов организации в целом. Назревают конфликты. Ищутся виновные. Это пугает, нас воспринимают в штыки. Ситуация катастрофическая. К нам относятся так, как Поляки относились к Сусанину, который привёл их умирать в болота. Непонятно куда. Мы говорим, что виноватых нет и это нормально. Возникает ступор. Все привыкли, что у любого нарушения есть Фамилия, Имя и Отчество. Мы говорим, что расстрелы неэффективны и никто не будет убит, на нас смотрят, как на чокнутых, но верят. А куда деваться, если ты в болоте? Подразделения объединяются, начинают сотрудничать: сначала чтобы выкарабкаться из болота, а затем для пользы. Незаметно становится лучше. Подразделения начинают видеть организацию в целом, понимать непривычные неявные связи. Обнаруживается ценность коммуникаций, важность факторов, влияющих на проблемные ситуации и риски—плоские подходы в управлении изменены на объёмные. Шаблон управленческого решения изменён, он опирается на объёмную информацию. Отчётная реальность приведена к действительности. Мы уже не нужны. Но это нужно понять.

—Смотри, они сами для себя придумывают показатели. Сами договариваются о том, как лучше, давай подскажем,—говорю я аналитику, невозмутимой, как миссис Хадсон. Подпрыгиваю радостно.

—Мне пофиг,—звучит в ответ флегматичный голос.

—Смотри, они сами хотят видеть организацию в целом, говорю я на в следующий раз и снова подпрыгиваю, —давай поможем.

—Мне пофиг,—снова звучит в ответ. Назидательно и настойчиво. С намёком и выразительно. Я начинаю осознавать… Что нас здесь уже не нужно. Типичный проект организационного дизайна завершен. Чувствую себя той мамой гендира. Понимаю, что у гендира всё хорошо и нужно выпить шампанского. Это немного неприятно: чувствовать, что всё уже хорошо и ты уже не нужен. Определённо нужно выпить шампанское…

Показать полностью

Несмотря на бардак и хаос

Мы живём среди шаблонов, опутаны ими, привыкли к ним и редко испытываем дискомфорт по этому поводу. На работе нами управляют правила, регламенты, традиции. В любви тоже есть свои шаблоны. И в сексе. В любви и на работе человек впадает в ступор, когда не знает, что делать и не может найти нужный шаблон поведения. Наблюдая за любовью, можно лучше понять роль шаблонов в экономике. Планы, регламенты, инструкции, технологические карты — это шаблоны, согласно которым работают экономические системы. Любовь так же полна шаблонов, использование одних шаблонов делает тебя и твою половину счастливыми, другие шаблоны ведут к страданиям. И в сексе.

Случилось так, что один мой знакомый Вася полюбил Ольгу: он терялся, немел и выглядел глупо, вместо того, чтобы целоваться. Ольга улыбалась ему глазами и всё. Ни одного шага навстречу и демонстративное дистанцирование. По вторичным признакам было видно, что Саня ей симпатичен и, возможно снится. Длительное время они молчали о любви. Больше нескольких лет, страдая. «Купи цветы, вызубри шутки, и —на абордаж!»,— говорил я, но Вася стеснялся. Он легко общался с обычными девушками, но тупил рядом с Ольгой. «С богинями нельзя, как со всеми»,— считал Вася(многие оправдывают свою скованность этим вредным шаблоном мышления). Вася много раз пытался сказать главные слова и прикоснуться, но отступал. Ольга считала, что настоящий мужчина должен уметь покорять сугубо самостоятельно и не помогала Васе. Длительное время они кружили вокруг друг друга в соответствии с неверными шаблонами поведения. Они снова и снова молчали о любви… Иногда, ни с того, ни с сего Ольга матерно ругалась на Васю.

На первый взгляд не просматриваются параллели между шаблонами управления и шаблонами любви—тут нужно присмотреться. Мы много лет так или иначе занимаюсь решением совершенствованием механизмов управления. Мы оптимизируем производственные процессы, регулируем метрики и показатели, совершенствуем механизмы выявления и решения проблем, реализуем организационные изменения. Мой флегматичный, как миссис Хадсон, аналитик считает: инструменты управления —это херня, если предприятие перестаёт видеть человека. Показатели подгоняются, данные искажаются: возникает дополнительная, отчётная реальность. Которая врёт.

Вася и Ольга не видели друг друга. Каждый был замкнут на себе. Они стали ненавидеть друг друга потихоньку. Возникает озлобленность, если твои ухаживания не приносят ожидаемого. Когда за тобой ухаживают не так, как ждёшь. Важно вовремя осознать глупость ожиданий. Это очень важно. Очень.

Возникает озлобленность, когда не работают инструменты управления. Руководители часто ужесточают инструменты управления, которые не работают. Важно вовремя осознать глупость ожиданий. Это очень важно. Очень.

Через какое-то время у Ольги появился альтернативный ухажер, пусть Саня. Яркий, он захватывал стремительно: шутками, улыбками и ложью, строго в соответствии с правилами(шаблонами) любовных сражений. Вася не умел захватывать женщин и ходил грустить в местный бар— прибежище пострадавших от любви. Однажды там мы пили с Васей виски.

—Я сегодня пошутил и она в первый раз рассмеялась,—сказал Василий с грустью,—Впереди были выходные, я ехал с ней в лифте. Она ехала домой, на первый этаж, я на четвёртый, к начальству. Она слегка улыбалась, идеально красивая и я вдруг сказал: «Не пей много!» Это прозвучало комично: нельзя запрещать пить богине… А Ольга рассмеялась и сказала: «Ты тоже не пей много». Я тоже рассмеялся: ведь я никогда не пью много.

—И чего ты такой грустный?—спросил я.

—Я почти год репетировал, как сказать о том, что она красивая, что люблю её, что хочу её, что она мне снится каждую ночь. Вместо того, чтобы сказать отрепетированное, я пошутил про какую-то ерунду про то, чтобы она не пила много.

—Мужчина, говорящий женщине о том, что хочет её, похож на ребёнка, который капризничает из-за игрушки в магазине,— сказал я. Мы выпили и разработали великолепный план захвата Ольги. Который не состоялся по трезвым причинам. Она вышла замуж за Саню. Вася тут же женился на даме невероятной красоты. Оба погрузились в период послесвадебных бед. Ольга развелась с Саней через полтора месяца. Василий развёлся через три .

—Ну, давай, покупай цветы и покоряй, ты знаешь много шуток,—сказал я Васе, когда он снова остался один.

—Не могу. Для меня Ольга—это боль. Сплошная боль внутри. И ничего больше…—сказал Вася, купил цветы и ушел шутить с кем попало. Продолжая любить Ольгу. У Васи выработался комплекс(шаблон) неудачника. Сделав множество безответных шагов к Ольге, он решил, что не сделает ни шагу вперёд. Он считал бессмысленным любое движение. В своей деятельности мы регулярно сталкиваемся с выгоревшими профессионалами, которые когда-то хотели изменить мир с помощью своего дела. Их часто очень сложно уговорить их на те или иные изменения, несмотря на то, что они когда-то о них мечтали. Выгорание формируется согласно довольно простенькому сценарию. Есть предприятия, которые следят за тем, чтобы у сотрудников не развивался комплекс неудачника.

Наука управления только-только начинает изучать поведенческие шаблоны сотрудников и масс в целом. Возможно, это слишком щекотливый вопрос, подвергающий сомнению слишком многое, чтобы говорить об этом вслух. Вместе с тем, правильное управление шаблонами поведения позволяет повысить эффективность любой экономической системы. И её устойчивость в условиях хаоса.

Большинство теряется столкнувшись с любовью. Человек—неведомая вселенная, легко ошибиться и потерпеть поражение. Стоимость ошибки нетривиальна: из-за любви сходят с ума и даже прекращают жить. Ольга — неведомая вселенная, у Васи были причины тупить из-за любви.

На работе тоже часто тупят, столкнувшись с неведомым. К примеру, часто руководитель уходит в отпуск и оставляет вместо себя технаря— эксперта, божественно-профессиональную природу которого признаёт весь коллектив. Человек, лучше всех диагностирующий сбои, быстрее всех настраивающий оборудование, человек, который знает то, что другие не могут прочитать, вдруг сталкивается с людьми. С ЛЮДЬМИ. Которым нужно говорить, объяснять, требовать результат, качество, дисциплину. Которые не слышат, не слушают и не слушаются. Эксперты часто теряются на руководящих должностях. Миф об их божественной природе становится неочевидным. Растерянность эксперта на должности руководителя сопоставима с робостью влюблённого. Крайне редко профессионалы линейного уровня становятся руководителями. Я бы ввел, показатель, характеризующий долю руководителей, которые добились существенных успехов на рядовых должностях.

Самая важная категория шаблонов — это сценарии поведения предприятия в экстремальных, неожиданных, непонятных условиях. В данном случае возникают следующие задачи:

• Прогнозирование экстремальных ситуаций и их исходов. Кто-то угадал, что Россия усилится из-за санкций и выиграл, а кто-то наоборот.

• Разработка, согласование и репетиция действий в случае возникновения экстремальных ситуаций.

• Формирование такой организационной культуры на предприятии, которая будет обеспечивать серьёзное отношение сотрудников к первым двум пунктам 

Оставляя вместо себя того либо иного сотрудника хороший руководитель проговаривает шаблоны поведения в критических ситуациях: как отвечать на вопрос вышестоящего руководителя, как привлекать внимание аудитории, как не тащить всё самому. Он делится своим опытом, шаблонами поведения в критических ситуациях. На прогрессивных предприятиях ведут базу известных ошибок—это набор шаблонов, с обходными и готовыми решениями, направленными на снижение влияния сбоев. В ИТ такие базы предусматриваются практиками ITIL. Сейчас достаточно популярно сценарное планирование, при котором акцент делается не на сроках и результатах, а на разработке шаблонов, описывающих действия в тех или иных критических ситуациях. Процент предприятий, придающих большое значение управлению шаблонами поведения в нештатных ситуациях невелик, но это серьёзные структуры: Microsoft, IBM, Леруа Мерлен, Shell и т.п. Большинство российских предприятий относятся к базам известных ошибок снисходительно и не парятся. Пока 

Ольга была классной, умной и красивой, но анекдотично простой. Вася рассказывал про театры и картины, блистал историями, а ей важно было, чтобы, как в сказке. Она прямым текстом говорила, что её никто и никогда не носил на руках. Однажды после водки Ольга сказала о том, что мечтает, чтобы из-за неё подрались, а Вася сыграл ей на гитаре стих Высоцкого. Хотя рядом хамили гопники и можно было исполнить мечту любимой девушки. К примеру, запретив хулиганам материться. У Ольги и Васи были разные ценности и разный язык общения. Их шаблоны поведения не состыковывались. Это довольно любопытная загадка природы: почему редко влюбляются друг в друга люди, с совместимыми шаблонами поведения.

Есть довольно знаменитый стих со следующими строками: «У каждой профессии «запах особый»… Не знаю. Я пахну так же, как учитель или вахтёр. Какой-то туалетной водой средней ценовой категории. А вот язык у каждой профессии действительно особый. У каждой профессии своя терминология, свои ценности, традиции и информационное поле. Всё это формирует шаблоны поведения сотрудников, определяет ценности, друзей и врагов. В период программирования я постоянно наблюдал почтение к разработчикам ПО со стороны неуверенных заказчиков. Я рассказывал самые смелые «правдивые» истории тогда. Внедрение крупных организационных изменений на предприятии начинается с задачи совместимости шаблонов ключевых стейкхолдеров и участников проекта. Это очень сложная и нервная работа. Которую не замечают. Если не провести эту работу, то одно и тоже будет значить для всех разное. К примеру, жопа — это для кого-то это ругательство, для кого-то часть тела, для кого-то критическая ситуация, а для кого-то, прости Господи— это объект влечения... Это наиболее сложная задача управления: заставить людей говорить на одном языке.

Ольгу воспитывал отец, полковник полиции. С шести лет она ездит на охоту, заряжает патроны, умеет освежевать дичь. В четвёртом классе она избила взрослую овчарку, за то, что та гавкнула под горячую руку. Вася любит танцевать Танго и посещает косметические салоны— он не понимает, почему у Ольги всего два свитера в течении года. Цель Ольги — свобода, а Василий ценит утонченные удовольствия. Они родились, чтобы быть одним целым и дышать друг другом, но ценят слишком разные вещи, чтобы беспечно болтать бесконечно.

Цели подразделения определяют поведение его сотрудников. Они могут противоречить целям других подразделений. Они часто противоречат целям компании в целом. Обнаружен любопытный случай в одном из аэропортов: чтобы грузчики быстрее доставляли пассажирам чемоданы, ввели показатель оперативности доставки грузов на ленту. Показатель характеризовался скоростью доставки первого чемодана. Показатель внедрили и оперативность доставки улучшилась. Разработчики показателя получили премию за улучшение за счёт усиления контроля. Грузчикам тоже было хорошо: они доставляли первый чемодан точно в соответствии с целевым значением— остальные чемоданы доставлялись как обычно. Работодатель навязывает шаблоны, работник разрабатывает свои шаблоны, позволяющие комфортней существовать в рамках ограничений работодателя.

Многие компании содержат так называемых фиксеров—это технари-эксперты экстра-класса. Которые выявляют недостатки управления и дают рекомендации по их перестройке. Они следят за оперативностью решения проблем, качеством данных, чтобы не врали в отчётах и не имитировали бурную деятельность. Читал несколько лет назад, что толи в IBM, толи в Microsoft, из-за фиксера расформировали целый департамент за очковтирательство.

Однажды Ольга всё-таки сделала шаг навстречу Васе и сказала, что любит. Она стала ходить в оперу. Она приходила туда в платьях с просторным декольте, и глубоким вырезом на спине. Она вызывала восхищение окружающих и ревность Василия. Удаляясь пудрить носик, она доставала фляжку с виски и становилась веселей. Вася мучился, но они были вместе. «А не надо было драться из-за меня понарошку, притворяясь»,—говорила Ольга, когда её осуждал кто-нибудь. «Мы родились, чтобы быть одним целым и дышать друг другом»,—говорил Вася всегда.

Управление шаблонами — абстрактая и очень полезная штука, которая здорово усиливает экономическую систему. Делает её гибкой и устойчивой. Жизненный цикл большинства предприятий заканчивается упадком, но. Если заниматься постоянной перестройкой шаблонов предприятия, то оно выживает, несмотря на хаос и неопределенность. Поведение гибкого предприятия во время хаоса очень похоже на поведение яркого Сани, который однажды увёл у Васи Ольгу. Именно поэтому, перед тем, как говорить об оптимальном поведении экономической системы, я говорю о шаблонах.

Сейчас нас окружает хаос, нас окружал хаос в девяностые. Тогда хаосом управляли со стороны, сейчас хаосом управляем мы. Идёт борьба за управление неопределённостью. У нас есть что исследовать, не выходя из страны. Хаос несёт наиболее критичные проблемы для экономики. Технологии управления этим классом проблем вызывают восторженный наибольший интерес. У нас довольно много ситуаций, которые могут превратиться в хаос отраслевого масштаба, как минимум. Примером отложенного хаоса может быть слабость отечественных Баз данных. Представьте, что «по щелчку» отключатся зарубежные базы данных: Oracle Database, SQL Server, Hana и т.п. Представьте, что у вас не работают большие приложения. Разрекламированный переход на импортонезависимое ПО, пока имеет ряд недостатков, решение которых неплохо хранить в общедоступной базе известных ошибок. Представьте, управленческую задачу «Переиграть тех, кто «по щелчку» отключит зарубежные базы данных». Это же «Вау!»

Однажды мы сидели на берегу озера и кто-то спросил у Ольги с Васей:

—Зачем вы вместе мучаетесь, если каждый день скандал?

—Мы родились, чтобы быть одним целым и дышать друг другом,—сказал Вася.

—У нас самый охренительный секс в мире,—объяснила Ольга после водки.

Они вместе около семнадцати лет, дома у них бардак и дети. Они ездят на старой audi 100, восьмидесятых годов выпуска и Ольга может начать кричать в машине. Он останавливается и какое-то время слушает. Собирается пробка и он наконец отвечает ей матерной решительной фразой. Через какое-то время она успокаивается и любит Васю. У неё синдром дефицита внимания и гиперактивности. Это болезнь. Она часто рассеяна. Он счастлив с ней. Потому, что она даёт ему то, что не всегда умеет дать нормальная женщина. Она даёт ему уважение и признание. И самый охренительеный секс в мире. Они живут по своим, необычным и, порой, неприятным шаблонам, но уже достаточно долго.

Таким образом, мы имеем пример небольшой экономической системы, ячейки общества. Которая сохранилась, несмотря на окружающий ценностный хаос и духовную энтропию, несмотря на старую audi100, бардак и детей дома.

Показать полностью

Управление немыслимым

Проектирование ситуационных центров—это очень хлопотное и «не спасибное» дело. Возможно даже предусматривающее получение люлей.

—Возможно мы будем проектировать ситуационный центр,—узнайте в итнернете, что это,—говорю я аналитику, невозмутимой, как миссис Хадсон.
—У вас чего интернет кончился?—отвечает аналитик . В её взгляде осуждение: просить другого человека полазить за тебя в интернете—это выглядит по-барски.
—Узнайте, что такое ситуационный центр и каковы его функции,—говорю я и убегаю на совещание. Через минут пятнадцать начинает поступать информация. Погружаюсь в чтение. День становится интересным.

Конечно же, у меня не кончился интернет, я могу сам полазить. Да я и полазил и сам узнал, но. Мне нужна независимая оценка идеи от скептичного человека, отвечающего за здравый смысл. Дело в том, что всегда есть существенные риски, того, что придуманное нами не вписывается в этот несовершенный мир. Если идея не вписывается в этот несовершенный мир, то есть риск получить люлей. Аналитик, невозмутимая, как миссис Хадсон—это специалист по предвидению люлей. Её одобрение важно. Предотвращение и минимизация люлей—это очень ответственно и почётно.

Наверное, здорово, тем, кто сразу умный, но есть и остальные. Остальные вписываются в этот несовершенный мир не с первого раза, путём проб и ошибок. Если у вас есть какой-нибудь сразу умный человек, то проб и ошибок становится меньше. Для минимизации проб и ошибок, многие организации содержат тех, кто сразу умный, кто предвидит люли. Иногда таких людей помещают в ситуационные центры, для проработки сценариев будущего в условиях нестабильности. Увы, но в спокойных условиях спрос на «сразу умных» людей падает. Мой «сразу умный» специалист одобрила идею ситуационного центра. Стало спокойней, но. Она может ошибаться. Проектирование ситуационных центров—это очень хлопотное и «не спасибное» дело.

Пьер Вак—один из «сразу умных» людей, которого многие считали «чокнутым». Он прозябал в кабинете занимаясь медитацией под сладкие ароматы, разрабатывая технологии прогнозирования будущего он увлекался моделированием будущее экономических систем, пока мир жил бытовыми целями. Когда компания Shell находилась между жизнью и смертью, её стратегический сегмент со скрипом признал своё когнитивное бессилие и Пьер Вак был назначен топ-менеджером. На этой должности Пьер Вак предсказал ряд кризисов и разработал сценарии получения прибыли в этих случаях: Shell оказалась впереди остального мира. Идеи Пьера Вака изменили многие подходы в теории управления. Многие ситуационные центры, которые занимаются моделированием будущего, используют эти идеи. Технологии Пьера Вака позволяют организациям выжать максимум выгоды из проблем и катастроф. Они имеют много общего с технологиями управляемого хаоса. В части саморегулирующейся критичности, причин и жизненного цикла катастроф. Одна из функций ситуационного центра—это разработка механизмов управления отклонениями и причинами катастроф…

Я серьёзно заболел этой темой несколько лет назад. Мне не даёт покоя мысль о том, что не стоит стремиться к невозможному идеалу— стоит развивать искусство извлечения прибыли из неотвратимой «неидеальности». Мы не можем предсказать лавину, но можем её инициировать, взорвав заранее.

Вокруг нас происходит множество немыслимого несколько лет назад. В результате происходящего фактическую прибыль получили совершенно неожиданные игроки. Многие организации, система управления которых имеет классическую архитектуру, терпят убытки. Организации, ситуационные центры которых более успешно прогнозировали сегодняшний день, получают прибыль. Таких организаций множество, однако тыкать пальцем не буду—не хорошо. Вместе с тем, со всей серьёзностью считаю, что основной функцией ситуационных центров является управление немыслимым: проблемами, которые влекут катастрофы. Которые могут приносить выгоду.

Основная проблема работы с немыслимым заключается в том, что руководители не умеют мыслить категориями немыслимого. Сталкиваясь с трудной, непонятной информацией, люди очень редко меняют свое мнение. В большинстве случаев они с гибкостью акробатов Цирка дю Солей искажают данные так,чтобы те «вписались» в их систему взглядов. © Умная книжка

Уходят месяцы, порой и годы на доказательство наличия организационных проблем. Для доказательства важности «немыслимых» проблем, необходима реорганизация сознания многих руководителей, расширение границ мышления.
Вак понял, что «достучаться» до руководителей можно, только если принять, а не оспаривать уже имеющийся у них багаж знаний и опыта. Эта основополагающая идея повлекла за собой ряд важных для него лично и для команды в целом выводов. Во-первых, требовалось увидеть и даже прочувствовать ситуацию с точки зрения руководителей, используя интервьюирование и другие методы. Затем необходимо было видоизменить презентации и вывести их за рамки предоставления фактических данных. Нужно было создать устные и визуальные материалы, которые будут перекликаться с существующими ментальными моделями руководителей и установят связь с отделами мозга, отвечающими не только за аналитическое мышление, но и за эмоции и распознавание образов…. Таким образом Вак постепенно менял

ментальные модели тех, кому предстояло принимать решения, вместо того чтобы ломать их. В качестве заголовка одной из своих статей Вак придумал поэтический термин, описывающий его подход: «Тонкое искусство перевосприятия». © Умная книжка
Если говорить о большинстве отечественных предприятий, то у их руководителей административного сегмента присутствует рамочное мышление, и работа с немыслимым воспринимается, как нечто нерациональное. У нас мало кто занимается тонким искусством перевосприятия. Существует множество фирм, поставляющих ситуационные центра «под ключ», но. Я звонил и интересовался: никто не предлагает решений по расширению границ рамочного мышления среди управленцев. Даже за дополнительную плату. Самостоятельно рамочное мышление может расшириться только если немыслимое станет обыденностью, после прохождения точки бифуркации, а это —поздно. Именно поэтому создавать, или хотя бы проектировать ситуационные центры нужно сейчас, несмотря на то, что это очень хлопотное и «не спасибное» дело.

Аналитик, невозмутимая, как миссис Хадсон приносит практики связанные с управлением неопределённостями, и собственные, порой любопытные менения… Проводим короткий мозговой штурм, когда любая идея имеет право на существование.
—Всё хорошо, но есть один нюанс,—говорит она,—Где бы мы не внедряли технологии ситуационных центров, везде на нас будут смотреть, как на чокнутых. Мало кто готов управлять неопределённостями, как их не назови.
—Нужно, чтобы организация находилась в районе точки бифуркации: между жизнью и смертью,—говорю я с досадой. Понятно, что она права: ситуационное, сценарное управление—штука довольно расходная, и главное, непонятная с первого раза.
—Узнать в интернете про предприятия, находящиеся между жизнью и смертью?—спрашивает аналитик, невозмутимая, как мисисс Хадсон,—чтобы разбогатеть, как Пьер Вак...

Умная книжка, на которую я ссылаюсь в тексте:

Управление немыслимым Управление, Itil, Блог, Организация, Менеджмент, Длиннопост

Стратегическая сессия: Как обеспечить появление прорывных идей и нестандартное решение проблем, Автор Эртель Крис Соломон Лиза Кэй. Книга не дорогая. Рекомендую.

P.S. Сложные системы никогда не достигают равновесия, а развиваются от одного метастабильного (временного) состояния к другому, в которых о порядке можно говорить очень условно. Ситуация как в любой стране, так и в глобальном масштабе скорее описывается концепцией постоянной критичности. Положение дел в международных отношениях, политике, экономике, экологии сложное, динамичное и постоянно изменяется; здесь действуют много субъектов и игроков. Мир выступает скорее ареной кризиса, в высокой степени хаотичного, нежели пространством порядка.

© Теория управляемого хаоса: использовать себе во благо/Митрошенков Олег Александрович – доктор философских наук

Показать полностью 1

Читая новости

Наиболее совершенная система управления у военных: управленческие ошибки там оцениваются в человеческих жизнях.

Читаем новости: «БЕРЛИН, 31 января. /ТАСС/. Германия, Польша и Нидерланды на фоне изменившейся ситуации в области безопасности планируют улучшить рамочные условия для беспрепятственной переброски войск на восточный фланг НАТО.»

В терминах бюрократии данная новость звучит, как приказ о том, что не нужно выделываться, в креслах. В терминах процесса «Управление проблемами» эта новость говорит о том, что военные Европы заранее устраняют коммуникативные причины возможных проблем. Военные прорабатывают возможные сценарии и нештатные ситуации, они работают с проблемами до их возникновения. Коммуникативные издержки обязательны там, где много чиновников. Потому, что они часто самоутверждаются на чужих нештатных ситуациях.

Представьте себе, у вас проблема, вы звоните человеку, от которого зависит решение вашего вопроса, и… Этот человек начинает вас снисходительно отчитывать за совершенную ошибку и учить. Или не снисходительно, а глумливо. А у вас катастрофа. Вы терпите и слушаете унижения. Ждёте. Человек, от которого зависит решение вашего вопроса очень хорошо знает о вашем зависимом положении. Поэтому заставляет вас ждать. Из-за множества важных причин: ему позвонил начальник, партнёр, ребёнок… Наиздевавшись от души, человек решает ваш вопрос моментально и ты хочешь подарить ему шоколадку за скорость...

Многие должностные лица самоутверждаются на чужих проблемах даже тогда, когда сами косячат. Порой ссорятся целые подразделения и дуются. Военные прекрасно знают о рисках таких ситуаций и регламентируют чиновникам не выделываться.

Это очень наглядная новость для понимания того, как работает процесс управления проблемами в проактивном режиме. У военных наиболее совершенная система управления и можно многому научиться, читая новости.

Показать полностью

Управление проблемами. И обогнать Америку

Архитектура большей части больших организаций схожи: они имеют типовую структуру с набором типичных процессов. Большая организация работает размеренно, однообразно, неторопливо. Неспешно ставятся и достигаются цели, устраняются катастрофы и их причины. Существует множество способов улучшения организационной архитектуры. По идее если устранить трансакционные проблемы, то можно разрабатывать доступные типовые решения по улучшению организационной архитектуры.


Описывать в блоге процессы управления из практик и гостов? Сбои/инциденты, проблемы, риски, проекты, коммуникации… Почему бы и да?
Начну с процесса Управления проблемами. Это порядка пятнадцати- двадцати блогов.

И ещё: умение решать проблемы—это один из способов сделать карьеру честным образом. Про это в каждом блоге.

Здесь ТС мне напоминает пьяного Дон Кихота, который обещает победить все мельницы на районе.

Хотя... Эта информация продается консалтинговыми фирмами за дикие деньги.

* * * * * * * *
История про то, как Боинг забил на проблему.
Боинги 737 MAX —это публичный стыд американского авиастроения. Недавно у одного из них в полёте вылетела дверь. А в 2009 году один из них упал под Амстердамом—погибло 9 человек. Потом они падали в Индонезии и в Эфиопии—погибло 346 человек.

Управление проблемами. И обогнать Америку Управление, Itil, Блог, Организация, Менеджмент, Длиннопост

Самолёты падали потому, что:

  • Плохо срабатывал механизм балансировки, который не позволяет самолёту уйти в пике.

  • В 737 Max нет датчика, который оповещал бы пилотов о неверных данных с сенсора угла атаки самолёта.

  • Автопилот 737 Max может не отключиться во время нештатной ситуации.

Первая реакция о наличии технических проблемах поступила от пилотов почти сразу. Будто бы обидевшись, компания Боинг решила обучать пилотов с помощью бытовых планшетов, а не на тренажерах. Возможно, компания не среагировала на обращения пилотов, чтобы выглядеть хорошо, для продаж, возможно, она решила сэкономить.
После пилотов о проблемах заговорили журналисты. Всё громче с каждым падением самолётов. Компания Боинг не слышала и их. В конце концов, эксплуатация лайнера была приостановлена по всему миру на несколько лет. Проблемы, конечно, были решены, однако… 737 MAX —это очень невесёлый пример неторопливости решения проблем.

Здесь по идее надо выразиться матом, но увы, здесь читают и приличные люди.

Внедрение процесса «Управление проблемами» повышает скорость управления предприятием. При этом существует типовой процесс и тот, который мы создали в результате авторской доработки процесса управления проблемами из ITIL.
Ещё есть идеальный процесс управления проблемами, не внедрённый. В голове. С участием нейронной сети. Который позволит ускорить управление предприятием в десятки раз.
Возможно, это поможет обогнать Америку. :)

В последнее время почему-то хочется обогнать Америку. И выпить красного сухого. И материться вечерами. Под луной.

* * * * * * * *

Процесс Управления проблемами состоит из нескольких этапов:

  • Регистрация проблемы. Обеспечивается тотальная регистрация проблем и всё предприятие видит проблематику. Классифицированную, оценённую, прогнозируемую. Видна, протекающая крыша и отсутствие лицензий в ИТ.

  • Анализ и диагностика проблемы. Проблемный сегмент предприятия анализируется, ищутся причины сбоев. Процесс обеспечивает оперативность диагностики. Бывает информационная система сбоит годами, ИТ-шник разводит руками, к этому все привыкают и перестают материться. Затем ИТ-шник меняется, приходит какой-то студент, обнаруживает причину и устраняет. Процесс делает так, чтобы люди меньше разводили руками.

  • Поиск/разработка готовых моделей решения проблем. Процесс рекомендует заранее договариваться о том, как решать проблему, в случае её возникновения. Набор сценариев решения проблемы избавляет предприятие от коммуникативных и трансакционных издержек, к примеру.

  • Решение проблемы (реализация изменения). Оптимизируется проектирование, согласование, модификация решений и т.п.

  • Разработка обходного решения. Пока проблема не решена, сбои/инциденты устраняются в соответствии с разработанными заранее обходными решениями сбоев/инцидентов.

  • Эскалация проблемы. Если проблема не решается в рамках линейного подразделения(сектора, отдела и т.п.), она эскалируется наверх или в другое подразделение.

  • Решение организационных проблем. Происходит анализ организационных причин сбоев/инцидентов и корректируется организационная архитектура предприятия.

  • Контроль качества решения. Если после решения проблемы возникает повторный сбой—проблема возвращается на доработку.

  • Утилизация/рефлексия. Происходит анализ влияния решения проблем на предприятие в целом.

Не стоит это зубрить. Всё равно забудете. Просто имейте ввиду, что вы прочитали нечто умное.

Реализация эскалации и решения организационной проблематики—это, как раз один из авторских результатов моей команды.

Схематично эскалация выглядит так:

Управление проблемами. И обогнать Америку Управление, Itil, Блог, Организация, Менеджмент, Длиннопост

На большинстве предприятий процесс управления проблемами, не «доходит» до руководителей среднего и верхнего уровня. Поэтому всегда есть тысячи «зависших» проблем, которые невозможно решить без привлечения руководителей среднего и верхнего уровней.

На большинстве предприятий не выстроена логика, при которой повторяющаяся техническая проблема линейного уровня становится организационной проблемой. И это не очень хорошо, с одной стороны. С другой стороны, на предприятиях Америки тоже бардак. Значит можно обогнать :).

Что такое процесс управления проблемами? Любой процесс состоит из двух частей: из закона, в виде регламента и схем и людей, соблюдающих закон. А люди—это сложно...

На вопрос: «А чем ты занимаешься?» Я отвечаю, что развиваю технологии решения проблем. Ответ для большинства непонятный, вызывающий ощущение подвоха. Если просят объяснить попроще, я говорю, что я —менеджер.

—Все менеджеры—мудаки, а технари—молодцы, —иногда звучит нехитрый вывод.
—Согласен с вами, до свидания, —говорю я в таких случаях и в зародыше решаю проблему общения с неприятным человеком.


Я отлично понимаю тех, кто воспринимает менеджеров, как мудаков. Интеллектуальные усилия таких людей направлены на производство, сопровождение оборудования, ИТ инфраструктуры. Остальное —не важно. Это по своей специальности они изучают литературу, приобретают опыт, а о менеджменте они судят поверхностно, по комиксам из сообщества «Сова — эффективный менеджер», к примеру. Будучи молодцами в той или иной области, мы часто воспринимаем себя молодцами везде. И вызываем улыбку.
Операционный блок традиционно отрицательно относится к любому менеджменту. Поэтому, при внедрении чего-то связанного с менеджментом технологий или процессов, нужно учитывать это, вызывать доверие и объяснять очевидного на пальцах.

Вызывать доверие и объяснять очевидное на пальцах должны руководители, административный сегмент… У которого традиционно сложности с доверием сотрудников. Которые очень негативно воспринимают менеджмент… Отсутствие доверия между руководителем и сотрудников—это одно из серьёзнейших препятствий для повышения скорости управления.
Есть ещё нюанс: подразделения административной вертикали часто ставят политические интересы выше интересов предприятия.

Очень часто за высокой вывеской политических интересов скрываются детские комплексы и желание самоутвердиться. Эхбл.


История про то, как политические интересы оказались важней.
Однажды Канадские политики заметили пробки на паромной переправе. Они поразмыслили и решили разобраться с проблемой путём постройки скоростных паромов. Возникли деньги. У местной компании(это важно) заказали три скоростных парома из местного(это важно) алюминия. Запланировали перестройку терминала и новые автодороги. Создались рабочие места и надежды избирателей. Старались выжать все политические выгоды: создать новые рабочие места, развить местную экономику(верфи, алюминий). Канадские политики не учли, что верфи, на которых были заказаны паромы из алюминия, не обладали технологиями строительства таких паромов. Максимум, что верфи умели из алюминия— это небольшие рыболовецкие катера. «Пусть! Научимся и разовьём судостроение»,— сказали канадские политики. И :)
Стоимость паромов выросла вдвое: с 210 миллионов долларов до 460. Их построили на три года позже задуманного.

Паромы получились быстроходными, как и хотели, но:

  • Скоростные паромы потребляли в два раза больше топлива, чем обычные. Они оказались убыточны.

  • Особенность скоростных двигателей была в том, что их крыльчатка ломалась от мусора, который находился в воде. Паромы приходилось постоянно чинить.

  • Если паром двигался на полной скорости, то возникала огромная волна, разрушавшая прибрежные причалы, лодки, имущество в терминалах. Паромам запретили большую скорость на большей части маршрута.

  • У новых паромов возникли проблемы с балансировкой грузов. Погрузка занимала больше времени, чем на обычный паром.

  • Открытая палуба была маленькой, пассажиры ютились в каютах, а там было душно и жарко из-за мощных двигателей. Пассажиры опасались перевозить домашних животных на этих паромах.

Через несколько месяцев после запуска проект скоростных паромов признали провальным. На смену одним канадским политикам пришли другие. Новые политики сдали на металлолом три парома стоимостью 460 миллионов долларов. Новые политики оказались не умнее старых: за металлолом получено всего 19 миллионов долларов — в 24 раза меньше, чем потрачено. При этом канадские политики ухитрились не заметить, что Индонезия хотела купить эти паромы за 88 миллионов долларов. Журналисты премного изумились от таких нелепых поворотов.

Приведённая гротесковая ситуация показывает, как политические интересы руководителей мешают здравому смыслу. Печально, но руководители (административный сегмент) тоже совершают катастрофические глупости. Чтобы руководители не гнали против здравого смысла, решение критических организационных проблем должно курироваться первыми лицами.

Над канадскими политиками очень хочется глумиться матом, но, увы, здесь читают и приличные люди.


Я всё чаще задумываюсь бредовой, на первый взгляд мыслью о том, что за счёт массового совершенствования процессов управления, теоретически, можно обогнать Америку. Их методологии управлений имеет недостатки. Они разрознены, часто оторваны от жизни, поверхностны. Разработанные на коммерческой основе, для продажи, они имеют ряд существенных недостатков в части применимости и эффективности. Устранение этих недостатков в отдельно может существенно повысить оперативность управления. И обогнать Америку. :)

Да, пожалуй, на вопрос: «А чем ты занимаешься?», я буду говорить, что пытаюсь обогнать Америку. Понимая, что гоню против здравого смысла.

Управление проблемами. И обогнать Америку Управление, Itil, Блог, Организация, Менеджмент, Длиннопост

Резюме: мы узнали цели и основные подпроцессы процесса управление проблемами. И то, что операционное ядро не любит менеджеров, а руководители делают глупости по политическим причинам.

Про карьеру. При построении карьеры, важно уметь говорить с вышестоящими руководителями на языке их проблем. Если вы находитесь в операционном ядре, нужно уметь говорить на языке организационных проблем, если вы находитесь в административном сегменте, вы должны уметь говорить на языке стратегических/политических проблем: развитие, инвестиции, госрегулирование и т. п. С точки зрения моей личной философии, масштаб проблем, решаемых человеком определяет масштаб этого человека.
Что значит говорить на языке проблем? Это значит не просто брякнуть о косяке. И крикнуть: «Шеф, Усё пропало!» . Нужно знать организационные/политические причины возникновения косяка и ущерб вызываемый данными причинами. Нужно знать возможные сценарии/модели решения проблемы, нужно знать как быть, пока не устранены/минимизированы причины проблемы.
Если говорить на с вышестоящими руководителями на языке из проблем, то можно создать впечатление человека осведомлённого в области управления. Что увеличивает шансы к повышению.

Заметили, как много нужно знать для построения карьеры? Это, на самом деле,—не трудно. Со временем научитесь.

Показать полностью 3

Управление проблемами. Профессиональная деформация, вызванная абстрактным мышлением

Каждому человеку свойственно ошибаться, но никому,
кроме глупца, несвойственно упорствовать в ошибке.
© Древние греки и римляне

Я менеджер, развиваю технологии управления проблемами. Смысл моей работы прост: снижение количества сбоев на предприятии, снижение времени устранения сбоев, снижение влияния сбоев на предприятие.

Я с семнадцатого года моделирую экономические системы, устойчивые к проблемам, искажению информации. Вместе с аналитиком по управлению проблемами. Она невозмутима, как миссис Хадсон.
Когда занимаешься проблемами, перестаёт удивлять самое шедевральное враньё. Мне кажется, я не удивлюсь, даже если прочитаю о том, что админ прошляпил падение сервера базы данных потому, что подметал Париж по заданию директора колхоза или ФСБ. Зато при столкновении с честностью возникает Восторг. Враньё, впрочем, тоже полезно, оно развивает абстрактное мышление. Однажды я насчитал более двухсот способов честного искажения информации

* * * * * * * *

В 1625 г. Король Швеции Густав Адольф построил самый вооруженный и большой корабль на Балтике. Его называли Васа и он утонул сам по себе. Густав Адольф лично руководил постройкой, и приказал напичкать корабль пушками и украшениями сверх меры. При этом король не знал многое:

  • О конструктивных рисках корабля

  • О результатах испытаний корабля.

  • О том, что центр тяжести корабля был намного выше допустимого.

Густав Адольф построил корабль, который проплыл чуть больше мили и утонул сам по себе через несколько минут после отправления. Погибло до 400 человек. Потому, что Густав Адольф не знал многое. Потому, что ему слишком много врали.

* * * * * * * *

Многие не представляют, как в голове человека помещается целое министерство или огромное предприятие, Газпром, к примеру. Никак не помещается, это невозможно —голова маленькая, предприятие большое. В начале любого управленческого решения лежит проблема. Мы действуем, когда нас что-то не устраивает. У первого лица есть три пути управления предприятием:

  • Первый, неэффективный—это пытаться вникнуть в каждую проблему и спать по-минимуму, организуя тушение пожаров.

  • Второй, приятный, но опасный—это забить на проблемы, жить спокойно и молиться, чтобы всё было хорошо.

  • Третий, он же научный способ—это организовать процесс управления проблемами и жить спокойно.

Первые лица не должны знать о всех проблем предприятия —они должны обеспечивать условия решения проблем. Хорошее управление проблемами—один из факторов успешного развития предприятием.

Этапы решения проблем выглядят так:

  • Аудит проблем архитектуры предприятия, системы управления, процессов и технологий, проектной деятельности.

  • Выявление, оценка и приоритизация организационной проблематики.

  • Доказательство наличия выявленной проблематики, обоснование необходимости организационных изменений.

    • Реализация организационных изменений(реинжиниринг процессов, изменение архитектуры предприятия, системы мотиваций и т.п.).

    • Переосмысление архитектуры предприятия, системы управления, процессов и технологий, проектной деятельности(утилизация, рефлексия).

Последние два пункта—это про организационный дизайн, то есть про перестройку предприятия.

Менеджмент управления проблемами — это, на первый взгляд, увлекательно: ты работаешь с первыми лицами, твои решения распространяются на большие коллективы, есть ощущение своей важности, но. Есть неприятный нюанс, от которого хочется послать всё на Йух и уйти в программисты. Тебе нужно регулярно доказывать, что в организации есть проблемы, доказывать необходимость их решения. Тебе противостоит человеческая изобретательностью, направленная на сокрытие недостатков. Тебе нужно уметь играть в бюрократию и быть немного аферистом, чтобы решения проблем реализовывались и не затягивались на кварталы или годы. Мой аналитик, невозмутимая, как миссис Хадсон, порой шепотом матерится из-за этого. У меня из-за этого философский взгляд, согласно которому, инциденты и катастрофы — это хорошо. Для управления очень важно абстрактное мышление. Оно необходимо руководителю, чтобы видеть организацию, её проблемы и их решения. Кстати, математика довольно эффективно абстрактное мышление развивант— важно хорошо учиться.

Однажды случилась нынешняя зима и дороги в городе значительно сузились из-за неожиданного снега. Возникли десятибалльные пробки. Сотни тысяч жителей стали ездить в разы медленней. Такой грустный январь длился до тех пор, пока на рынке не случился серьёзный для города пожар. Пожарные застряли в пробках и публично опоздали. В тот же вечер дороги почистили. Если бы не пожар, мы бы, возможно, до весны ездили в несколько раз дольше. Это типичный пример, когда заранее не учитывалась очевидная проблематика и очевидные риски. Это типичный пример, проблемы, которая решилась благодаря катастрофе.
Очевидно, что в данном случае не хватило абстрактного мышления, чтобы смоделировать такую организационно-надзорную связь между МЧС и дорожными службами, при которой нечищеные дороги вызывали бы интимный дискомфорт у дорожников.

Рассмотрим типовую схему большой оргструктуры: машиностроительного предприятия, министерства и т.п.

Управление проблемами.  Профессиональная деформация, вызванная абстрактным мышлением Управление, Itil, Блог, Организация, Менеджмент, Эффективный менеджер, Мат, Длиннопост

Типичное большое предприятие можно разделить на следующие сегменты: стратегический апекс, операционное ядро, административный, технократический и вспомогательный персонал.

Под стратегическим апексом огромное количество квадратиков. Каждый квадратик—это подразделение со своими интересами. Не всегда совпадающие с интересами всей организации. Мой личный опыт говорит, что каждый квадратик искажает информацию. Или врёт.
Стратегический апекс работает с цифровой моделью. Цифровая модель большого предприятия, всегда искажена. Для первых лиц ещё более важно иметь развитое абстрактное мышление. Чтобы представить организационную структуру, коммуникации, процессы… Многие первые лица молодцы в математике. С ними приятно общаться, они видят то же, что видишь ты. Будущее. Широко и с деталями. А вот те, кто ниже по схеме, уже, зачастую не обладают абстрактным мышлением, и многое не могут предположить. Типично сложно предположить снег в зимний период и пробки из-за нечищеных дорог. Если сложно с математикой, то могу рекомендовать искусство—оно так же способствует абстрактному мышлению.

Это нагло, как подмигнуть королеве, но я сформулировал первую задачу управления, как задачу обеспечения полноты, достоверности, актуальности и объективности следующей информации:

  • о требованиях внешнего мира;

  • об организационных проблемах и их причинах, включая о стратегические риски и их факторы;

  • об организационных изменениях (организационный дизайн, реинжиниринг бизнес-процессов, изменение технологий и т.п.);

  • о продуктах и услугах организации (экономика, качество);

  • об эффективности управления (процессы, технологии)

Решение данной задачи—это первый шаг к тому, чтобы квадратики стали меньше искажать информацию. Квадратики часто агрессивны, их много, и каждый из них по-своему весом в организации и имеет причину врать. Решение данной задачи стоит множества матерных нервов. Враньё настолько выматывает, что иногда хочется послать всё на Йух и уйти в программисты. У меня в кабинете две полных бутыли для куллера, на 19 литров. Я поднимаю их, когда кончаются нервы. Физические нагрузки возвращают спокойствие и хорошее настроение. И искусство так же дарит хорошее настроение, к примеру, картина Василия Кандинского «Музы».

У меня со временем стёрлась разница между враньём и честным искажением информации. Я улыбаюсь тем, кто врёт так же приветливо, как и честным людям. Такая чудная профессиональная деформация.
Хотя… Если применить абстрактное мышление, то в откровенном вранье можно увидеть пользу и, честная, на первый взгляд, информация, часто вызывает вопросы.
На картине Василия Кандинского «Музы» я вижу четырех красивых девушек. Необычных, изумительных, с искристым внутренним миром. Они дарят хорошее настроение и манят жить. С первого взгляда… Такая профессиональная деформация, вызванная абстрактным мышлением.

Управление проблемами.  Профессиональная деформация, вызванная абстрактным мышлением Управление, Itil, Блог, Организация, Менеджмент, Эффективный менеджер, Мат, Длиннопост


Показать полностью 2

Идея для глобального смысла работы

Начало года, сижу в кабинете, смотрю в интернет, хочется спать. Заскакивает сотрудница в джинсах и свитере, с энтузиазмом. Предлагает в этом году разработать нейронную сеть, которая частично заменит руководителей. Бодрая, борзая. А мне хочется спать. Свернуться в кресле. И спать. Мне всегда хочется спать, когда нет идеи, которая будит по ночам. В соответствии с наукой нужно представлять модель будущего своего подразделения, процессов и продуктов. «Нужна идея для смысла работы в 2024 году, а её нет. Схожу в другую компанию на собеседование.»,— горю я сотруднице. Я время от времени хожу устраиваться в «другую компанию». Все привыкли. Устройство в «другую компанию», с точки зрения коллектива, что это: норма, измена, флирт или неприличное прикосновение? С точки зрения моей личной философии, идея, в которой есть, смысл продлевает субъективную жизнь. Если идея из твоей головы понравится подчинённым, то они будут трудиться с радостью. Не нервируя. Иду устраиваться в «другую компанию». Может, повезёт.

Я менеджер, развиваю технологии управления проблемами на предприятии. В соответствии с ГОСТ, ITIL и ДР. Смысл моей работы прост: снижение количества сбоев на предприятии, снижение времени устранения сбоев, снижение влияния сбоев на предприятие. Для решения данных задач нужно придумать идею. Иду устраиваться в «другую компанию». Может, повезёт.

В «другой компании» предлагается захватывающая задача: нужно организовать управление информацией на предприятиях, разбросанных по области. Задача простая, сформулированная ещё Платоном: управления должно опираться на знания, а не на мнения. Идея, которая может будить по ночам. Государственная. Захватывающая. Собеседование быстро превращается в обмен опытом, обсуждаем технологии управления экономическими системами: организационные изменения, полнота информации о рисках в условиях нестабильности, гарантии со стороны верхов... Рассказываю свои гипотезы, опыт. Наговорившись, обсуждаем условия устройства. Обещаем друг другу подумать. Понимая, что не договорились об устройстве: в государственных компаниях уровень мотивации отстаёт от рынка.

Возвращаюсь, под ногами лёд, вокруг мороз. Невдалеке мужик садится в роскошный автомобиль, важный, будто сделал что-то хорошее. Мимо проезжает девчонка с розовыми волосами в ржавой неунывающей Ниве. Громко звучит реп, она танцует за рулём— счастливая, как от любви. Они оба борзые и бодрые, и мужик, и девчонка. Мне нужна идея, чтобы тоже быть борзым и бодрым. Идея часто возникают после собеседования. Жду.

Внутри ощущение предательства: «Другая компания» связана с государством. Для меня Государство равно Родина—на душе нехорошо. Внезапно в голове возник наглый пафос: захотелось стать блогером и рассказывать про теории управления. Так, чтобы Родина услышала. «Да кому ты нужен, умник сраный, тебя не будут читать»,— подумал я про себя чуть позже и пошел жить дальше. Как обычно. И спать. Жду идею.

* * * * * * *

Через несколько дней у нас в городе, случился пожар: на рынке, около 1200 квадратных метров… Его закономерно тушили дольше, чем могли. Из-за плохого управления. Дороги были завалены снегом и пожарные машины застряли в пробке—продавцы лишились дополнительных нелишних денег. Непроезжаемые дороги—это фактор риска превышения длительности устранения пожара. Я вспомнил о том, что хотел стать блогером и рассказывать об управлении. «Возможно, всё же, пора писать блог… Штук шесть для начала. С таким опытом я могу позволить себе облажаться»—я вновь подумал наглую мысль и пошел жить дальше. Как обычно. И спать: вскоре я заметил, что не хочу спать на работе. Хожу бодрый и борзый, как по Уралашу в девяностые. С точки зрения моей личной философии, тайм-менеджмент одно из самых опасных явлений, наносящее урон, как тому, кто пытается управлять своим временем, так и экономической системе, в которой он находится. Работать здорово, когда есть энтузиазм и ты максимально настроен на подвиг. Часто лучший результат лучше, чем быстрый.

Хожу бодрый и борзый, как по Уралашу в девяностые. Дал старт разработке нейронной сети, которая когда-нибудь частично заменит руководителей. Сотрудница в джинсах и свитере думает, что у меня есть идея для глобального смысла работы в 2024 году. Идея о том, как снизить количество сбоев на предприятии, снизить время устранения сбоев, снизить влияние сбоев на предприятие.
А я решил стать блогером. И рассказывать про теории управления сквозь призму собственного опыта.

В 40++. Дождался не той идеи.

Показать полностью
Отличная работа, все прочитано!