Тюрки и Центральная Азия - кочевая культура. Ч II
Дисклеймер:
Доброе утро. Я учусь на историческом факультете в одном из московских университетов. В декабре 2023 года я подготовил сольный доклад по истории Центральной Азии в Средневековье. Я обнаружил, что обывательское отношение к кочевникам, тюркам и к Центральной Азии настолько абсурдное, что мне захотелось слегка подточить всем известные стереотипы. Кроме того, если Китай - это где-то там, далеко за Сибирью, то тюрки живут рядом с нами, бок о бок, много веков, а ноне - буквально, в наших мегаполисах. Мы должны понимать, с какой культурой живём рядом, мы должны осознавать её менталитет.
Предыдущие серии:
Предыдущие части:
Власть-собственность - это концепция, которая переосмысляет формационную теорию в Азии, переосмысляет марксистский термин "азиатский способ производства", введённый в обиход титаном отечественной синологии Леонидом Васильевым. Власть-собственность предполагает, что в обществе был момент времени, когда государство уже сформировалось, а классовое общество - ещё нет. Свободные общины передают весь прибавочный продукт государству и сами формируют государство из своего состава. Затем государство через собственные институты перераспределяет прибавочный продукт сообразно принципам общественной морали. В обычном обществе в дальнейшем государственные люди начинают присваивать часть прибавочного продукта, передавать должность по наследству и, в конце концов, формируют эксплуатацию и сословия-классы, которые всем известны.
Однако Леонид Васильев и его коллеги обнаруживают отсутствие в Китае привычных способов эксплуатации и формулируют данную теорию. Подробно её развивая, можно обнаружить формы власть-собственности в других азиатских обществах. Например, у тюрков.
Тюркская государственность эволюционировала без слома кровно-родственной общины. В таких условиях капитал ощущался как "наш", общеродовой. Им управляла родовая элита (нередко даже конкретный вождь или хан), но владел им весь род. В связи с этим взаимодействие родов и собственно государства (с его классическими институтами) было крайне затруднено. Например, государство не могло обеспечить себе такую очевидную для европейца вещь как монополия на насилие. Во-первых, мужчины в роду были вооружены (а право на оружие и иммунитет к телесным наказаниям - это два ключевых свойства лично свободного человека), во-вторых, усиление государственного давления (налогового или физического) приводило к бегству кочевников - например, широко известный в российской истории исход башкир, случившийся по причине резко усилившегося налогового гнёта при Петре I. Таким образом, вместо того, чтобы подминать под себя рода и кровно-родственную систему, государство само "прогнулось" под неё - род по праву сильного захватывает государственную власть и взаимодействует с другими родами как первый среди равных. Именно поэтому, кстати, во-первых, кочевая государственность настолько неустойчива, во-вторых, государства кочевников настолько сильно привязаны к личности и рода монарха. Кстати, с понятием "монархия" всё очень сложно - в таком обществе весь капитал как бы общий, каждый, например, тимурид имел право на овладевание троном Тамерлана и всей его державой.
Почему-то популярная культура рисует кочевников как эдаких властелинов бескрайних пустошей, овцепасов и козопасов. На самом деле, кочевая культура в чистом виде встречается только во время сезонных миграций - как было сказано выше, например, когда государь решил, что людям особенно не хватает налога на воздух. В обычных условиях кочевники ведут полукочевой образ жизни - вся земля поделена на семейные пастбища, существуют вполне конкретные летние и зимние места выпаса скота, соответственно, стоят вполне себе осёдлые деревни, вокруг которых разбиты огороды, сады и даже поля. При этом основным прибавочным продуктом как для осёдлого земледельца остаётся хлеб, для кочевника всегда остаётся поголовье скота.
Однако такое явление как "кочевое земледелие" - это невероятный факт. Что любопытно, в основном выращивалось просо (как, например, у ранних китайцев или в сахеле в Африке) - скорее всего из-за неприхотливости к влаге и засухоустойчивости, но, возможно, в силу самой простоты выращивания. Все кочевые культуры так или иначе самостоятельно выращивают часть хлебной продукции - это фиксируется также в народной культуре, придающей невероятную важность хлебу. Так, например, Н. З. Зарилова в своей работе "Культ пищи у башкир" пишет, говоря о кыргызах, что "хлеб был священнее Корана" (в том числе упоминает кыргызскую клятву на муке), пишет о ритуальных кашах и о сакральном значении молочных продуктов. Поэтому полукочевое общество - это не совокупность хибар и юрт, а полноценные деревни и городки, чьи жители владеют технологиями выращивания растительных культур.
В своей работе "Орда на куме землю пахала: к вопросу о распространении земледельческих практик в среде кочевого населения улуса Джучи и Большой Орды в XIII-XV вв." Л. В. Воротынцев, применительно к истории и археологии Золотой Орды, очень красиво теоретизирует процесс взаимодействия осёдлых и кочевых народов (в данном случае - на примере района р. Северский Донец). Крепости кочевых федератов обнаруживают рядом с поселениями земледельцев, в дальнейшем, в более поздних слоях фиксируются смешанные поселения. Автор сформулировал теорию следующим образом:
В начале две культуры встречаются между собой и начинают жить бок о бок, но своими общинами, разделёнными по этническому, культурному, языковому признакам, а также, самое главное, по способу производства. Это т.н. "лимитрофные территории". Между ними идёт активный культурный и товарообмен - оба этноса учатся друг о друга и заключают межэтнические браки. Наконец, это приводит к неизбежному превращению лимитрофных территорий в т.н. "контактные зоны" - места смешанного проживания носителей обеих культур. Наконец, это приводит к формированию на их основе нового общества, пользующегося достижениями обоих культур.
Всё это очень важно, поскольку до второй трети XX в. включительно господствовала теория о принципиальной антагонистичности "осёдлых русов" и "кочевых тюрков", дескать, войны между нашими народами имели чуть ли не фундаментальный характер, поскольку наши предки эксплуатировали землю как поле, а предки тюрков эксплуатировали землю как пастбище. Теперь антинаучность данной теории очевидна.
Напоследок мне бы хотелось рассказать немного о важности центральноазиатского ислама. Исламская культура, цивилизация, право - всё это безумно интересный пласт мировой культуры, который настолько изменил общества, что голова идёт кругом. Попытка европейцев представить эмиров, султанов, халифов, ханов и каганов "азиатскими королями и императорами" - глупость, которая, слава Богу, ноне развеяна по ветру. В данном случае необходимо понимать, что в исламе существуют многие правовые течения, которые различаются между собой в фундаментальных вопросах, что оказывает невероятное влияние на политическую, культурную и экономическую историю общества. В Центральной Азии победила школа ханафизма, который признаёт урф (местный обычай) источником права, если он прямо не опровергается в Коране. Всё это привело к консервации местных обычаев, длительному двоеверию и, в целом, к очень мягкой, нефанатичной форме ислама. Мне думается, что это та одна из двух важнейших причин, по которой центральноазиатские мусульмане настолько сильно отличаются в своей светскости от ближневосточных. Вторую, думаю, даже называть не стоит.
Промежуточные выводы:
1) Государство у тюрков не смогло установить монополию на насилие.
2) Все тюрки большую часть истории оставались лично свободными людьми.
3) Тюркское центральноазиатское государство было результатом развития кровно-родственной общины и конфедеративной иерархией родов.
4) Кочевник всегда занимался в том числе и земледелием.
5) Общество кочевников и общество земледельцев не взаимно антагонистичны друг другу.
6) Контактная зона => Лимитрофная территория.
7) Ханафитский мазхаб как причина толерантного отношения к двоеверию в Центральной Азии.
Использованные источники:
"К вопросу о времени и территории формирования древнетюркской этнокультурной общности" (Н. А. Мажитов)
"Древние мифы и легендарные предания о женщинах-богатырях" (Б. Г. Ахметшин)
"Философско-эстетические основы тюркских литератур Средневековья" (Р. К. Ганиева)
"Культ пищи у башкир" (Н. З. Зарилова)
"Эпос Манас о Великом Шёлковом пути" (И. Б. Молдобаев)
"Формирование древнетюркской государственности: от племенного союза до первого тюркского каганата" (С. Г. Кляшторный)
"Этапы историко-культурного развития тюркоязычных народов Средней Амударьи" (А. А. Бурханов)
"Алтай и Центральная Азия: Колыбель тюрков" (Фахрутдинов Р. Г., Фахрудтинов Р. Р.)
"Орда на куме землю пахала: к вопросу о распространении земледельческих практик в среде кочевого населения улуса Джучи и Большой Орды в XIII-XV вв."
"К вопросу о правоотношениях в древнетюркских обществах: могут ли эпитафии являться источниками права?" (Мухамадеев А. Р.)
"Кумалак ашу - устная традиция гадания и её вероятные истоки" (Яковлев В. М.)
"Феномен Золотоордынской цивилизации" (Хамидуллин Б. Л.)
"Мусульманская гигиена у кочевников Евразийских степей XIII-XVI вв." (Абзалов Л. Ф.)