Серия «Религия»

Очерки про "оппозиционные" христианские движения в Средневековье, часть II

В первой части было рассказано про павликианство, христианское учение, противопоставлявшее себя официальной византийской церкви. Оно носило явный антиклерикальный характер и стало ответом на огромную власть константинопольского патриархата. Но не только в Византии клерикальные устои вызывали недовольство. Похожая картина была в Средние Века во всей Европе, только объектом недовольства на большей части континента был уже на константинопольский патриарх, а Папа Римский с его десятиной, роскошными дворцами и колоссальной властью даже над королями Франции, Англии, Кастилии и прочих держав. Успешно противостоять Риму смогут только протестанты уже в XVI столетии, а вот герои этого рассказа, противостоявшие обеим римским церквям (про православие еще будет известный момент), ошеломляющего успеха не достигли, как и их родоначальики - павликиане. И тем не менее важный след в истории оставили.

Христианский пессимизм

Ранее уже было говорено, что павликиане, вернее та их часть, что не бежала на Кавказ, была византийскими властями переселена на Балканы, а конкретно - в город Филиппополь, что затем сменит имя на Пловдив. Впрочем, еще с VIII столетия представители учения будут селиться в этом районе, близком к анатолийской вотчине павликианства. Тогда эти места будут полем битвы между Византией и свежеобразованной державой - Болгарским царством. Оно выступало в IX-X столетиях основным противником Константинополя и норовила временами вскрыть толстые стены Второго Рима. Однако, сделать это болгарским войскам не удалось, и одной из ключевых причин того послужила политика Византии, которая культурно и идеологически действовала на Болгарию. Через греков болгары примут православие, и случится это еще в года конкуренции с Восточным Римом. В конце концов, в XI уже столетии, император Василий II с прекрасно говорящим за себя прозвищем Болгаробойца сможет одолеть врага, уже ассимилированного к тому времени в православную культуру.

Очерки про "оппозиционные" христианские движения в Средневековье, часть II Религия, Средневековье, Катары, Франция, Христианство, Католическая церковь, Крестовый поход, Папа Римский, Православие, Болгария, Ересь, Европа, Западная Европа, Альбигойские войны, Длиннопост, Политика, История (наука)

Такой была Болгария в года расцвета при Симеоне Великом (893-927). Несмотря на большие завоевания, хитрая политика Византии поставила Болгарию на колени уже менее через сто лет после смерти этого монарха

Но именно путь Болгарии как таковой сейчас не важен, упомянуть же его необходимо было для одного момента - к началу X столетия Болгария уже будет христианизирована, переймет византийскую церковную структуру и соответственно связанные с этим пороки. Клерикалы здесь тоже получат огромную власть и начнут вести столь же роскошный образ жизни, что и их византийские коллеги.

Очерки про "оппозиционные" христианские движения в Средневековье, часть II Религия, Средневековье, Катары, Франция, Христианство, Католическая церковь, Крестовый поход, Папа Римский, Православие, Болгария, Ересь, Европа, Западная Европа, Альбигойские войны, Длиннопост, Политика, История (наука)

Это фото современных болгарских монахов. Ниже - один из болгарских монастырей. Как несложно понять, церкви (и в смысле религиозной организации, и в смысле памятника архитектуры) греческого и болгарского образца не имеют никаких значимых отличий

Очерки про "оппозиционные" христианские движения в Средневековье, часть II Религия, Средневековье, Катары, Франция, Христианство, Католическая церковь, Крестовый поход, Папа Римский, Православие, Болгария, Ересь, Европа, Западная Европа, Альбигойские войны, Длиннопост, Политика, История (наука)

По этим причинам оказавшиеся здесь павликиане окажут немалое влияние на сознание низовых слоёв общества, возмущенных собственным бесправием перед клерикальным беспределом и показной пышностью Церкви. Где-то между 920-ми и 950-ми годами в царстве действовал проповедник Богомил, видимо, оказавшийся под большим впечатлением от павликианских идей. Согласно средневековым источникам, именно он разработал комплекс идеи и концепций, которые дадут начало учению, названному по его имени - богомильством. Вероятно, не он один проповедовал их, так как богомильство в эти года довольно широко распространилось в Болгарии, найдя благодарную аудиторию в лице бедных слоёв населения.

Богомильство еще более укрепилось в 970-ые годы, когда в Филиппополе, тогда уже отвоеванном Византией у Болгарии, появилась огромная община павликиан. Их влияние явно прослеживалось в новом движении, хотя эти два направления позиционировали себя отдельно и имели важные отличия.

Общим у них было отрицание большей части церковных атрибутов - иерархии священнослужителей, почитания мощей святых и креста, литургии, почитания икон, мозаик, скульптур и прочих предметов изобразительного искусства, культа Богородицы и святых, а также призыв жить по аскетичным правилам ранних христиан, в равенстве не только номинальном, существующем в церковной доктрине как "равенство перед Богом", но и фактическом - чтобы не было расслоения между простыми верующими и церковными чинами. Строительство роскошных (и вообще любых) церквей тоже отвергалось.

Помимо этого, богомилы не придавали значения Ветхому Завету, признавая лишь Новый. Но наиболее, на мой взгляд, интересное в богомильской версии христианства кроется в её понимании упоминаемой в прошлой части павликианской идеи о двойственности творения мира (мир духовный - плод деятельности идеального Бога, а мир материальный - демиурга). Богомилы разовьют это в иную плоскость - их версия заключалась в том, что старший сын Господа - Сатанаил (Сатана, если проще) сотворил земной мир, полный зла и страданий, в то время как сам Бог имеет отношение только к чистому духовному миру. Богомильство, в некотором роде, развило до логического конца убеждение павликиан про "неважность" и "боль" земного существования. Подобное отношение к материальному, конечно, характерно для христианства в целом, но именно богомильство наиболее радикально подает "бренность тела" через объявление этого условного тела буквальным плодом творчества Сатаны.

Очерки про "оппозиционные" христианские движения в Средневековье, часть II Религия, Средневековье, Катары, Франция, Христианство, Католическая церковь, Крестовый поход, Папа Римский, Православие, Болгария, Ересь, Европа, Западная Европа, Альбигойские войны, Длиннопост, Политика, История (наука)

Согласно богомильству, видимый мир - не более, чем проделки главного зла, совратившего некогда Адама и Еву

Такая совершенно упадническая с первого взгляда идея на самом деле идеально накладывается на сознание средневекового человека, и в особенности на сознание простолюдина того времени - жизнь тяжела и безрадостна оттого, что мир создан злом и изначально, "по умолчанию", так сказать, настроен на причинение страданий человеку. Крестьяне, бедные горожане и прочие низовые слои населения, составлявшие большинство подданных во всех государствах в ту эпоху, легко проникались проповедям богомилов, так как для них они представляли огромную актуальность ввиду наличия логичного объяснения тяжелой жизни и несправедливого социального устройства и вместе с тем понятный путь попадания в Рай - отказ от "ненужной" обрядовой мишуры в вере и как можно более аскетичный образ жизни по образцу первых христиан.

Очерки про "оппозиционные" христианские движения в Средневековье, часть II Религия, Средневековье, Катары, Франция, Христианство, Католическая церковь, Крестовый поход, Папа Римский, Православие, Болгария, Ересь, Европа, Западная Европа, Альбигойские войны, Длиннопост, Политика, История (наука)

На этой фотографии - остатки богомильской кельи на территории Сербии. Жили последователи этого учения явно не с великими излишествами

Добрые христиане и злые рыцари

Богомильство будет неоднократно осуждено и греческим, и болгарским духовенством, против него будут проводиться репрессии. Но оно окажется весьма живучим ввиду привлекательности для широких социальных слоёв и не просто распространится в Болгарии и Византии, а в буквальном смысле пойдет дальше - богомильские идеи в X-XII столетиях проникнут в остальные части Балканского полуострова, оттуда - на Север Италии, в Германию, Арагон (ныне это восток Испании) и в южную Францию. Там богомилы примут другие названия (патарены, катары, альбигойцы и прочие), но суть останется та же. Неизменно будет и отношение к ним официальной церкви - католицизм тоже осудит их и будет преследовать как еретиков.

Очерки про "оппозиционные" христианские движения в Средневековье, часть II Религия, Средневековье, Катары, Франция, Христианство, Католическая церковь, Крестовый поход, Папа Римский, Православие, Болгария, Ересь, Европа, Западная Европа, Альбигойские войны, Длиннопост, Политика, История (наука)

Путь от павликиан в Армении до катаров во Франции и Германии прошли антиклерикальные движения Средних веков

Особенную популярность богомильская проповедь получила на юге Франции, в регионе Лангедок. Местные последователи учения, называемые католическим авторами альбигойцами( по одному из крупнейших городов на территории распространения, самоназвание же их было "Добрые христиане") пополняли свои ряды не только беднотой, но и дворянскими кругами. Многие аристократы региона примкнут к учению, что резко отличит Лангедок от других частей Европы.

Очерки про "оппозиционные" христианские движения в Средневековье, часть II Религия, Средневековье, Катары, Франция, Христианство, Католическая церковь, Крестовый поход, Папа Римский, Православие, Болгария, Ересь, Европа, Западная Европа, Альбигойские войны, Длиннопост, Политика, История (наука)

Так выглядит историческая область Лангедок во Франции, в Средние века на её месте была пара крупных феодальных владений - графство Тулузское и маркизат Готия

К началу XIII столетия сочувствовать "Добрым христианам" станет даже граф Тулузы Раймунд VI. Все попытки Папского престола без силового вмешательства вернуть регион в лоно официальной Церкви потерпят крах, и тогда понтифик Иннокентий III объявит против еретиков Крестовый поход - один из немногих, которые будут отправлены на христианские земли. Разумеется, всем участвующим в сём действе будут обещаны территории Лангедока в качестве новых владений, что привлечет к восстановлению католицизма в регионе немалые силы.

Очерки про "оппозиционные" христианские движения в Средневековье, часть II Религия, Средневековье, Катары, Франция, Христианство, Католическая церковь, Крестовый поход, Папа Римский, Православие, Болгария, Ересь, Европа, Западная Европа, Альбигойские войны, Длиннопост, Политика, История (наука)

Папа Иннокентий под номером три

Очерки про "оппозиционные" христианские движения в Средневековье, часть II Религия, Средневековье, Катары, Франция, Христианство, Католическая церковь, Крестовый поход, Папа Римский, Православие, Болгария, Ересь, Европа, Западная Европа, Альбигойские войны, Длиннопост, Политика, История (наука)

Средневековое полотно, изображающее эпизод изгнания альбигойцев из занятого крестоносцами города

Этот поход, называемый Альбигойским, перерастет в серию военных кампаний, как успешных, так не очень. С 1209 по 1225 годы войска крестоносцев успеют одержать немало побед, но в ходе восстаний местного населения отступят. Взять верх удастся только с вторжением в регион французского монарха Людовика VIII и сменившего его на престоле Людовика IX. В 1229 году основные силы еретиков потерпят поражение, но боевые действия с остатками альбигойцев, а также репрессии против них продолжаться до 1250-х годов.

Очерки про "оппозиционные" христианские движения в Средневековье, часть II Религия, Средневековье, Катары, Франция, Христианство, Католическая церковь, Крестовый поход, Папа Римский, Православие, Болгария, Ересь, Европа, Западная Европа, Альбигойские войны, Длиннопост, Политика, История (наука)

Король Людовик под номером восемь

Этот пример отлично показывает отношение властей, как церковных, так и светских, к богомильству и его западным версиям. Нигде оно не стало официальной религией, всюду было гонимо и осуждаемо. Тем не менее, привлекательность учения для тогдашнего человека позволила ему дожить в массовом виде вплоть до XV столетия, а окончательно оно заглохнет только в столетии XVII, так и не достигнув своих целей по очищению и улучшению Церкви согласно собственным представлениям.

Одна из ключевых причин неудачи богомильства и его предка - павликианства - отсутствие серьезной поддержки среди элит и опора на необразованные массы. В то время как Реформации способствовал печатный станок и идеи рационализма, павликиане и богомилы действовали в среде, способной на вооруженное сопротивление, но не на создание альтернативного абсолютным монархиям и мощным по своей структуре официальным Церквям строя. Несмотря на это, данные учения были предтечами Реформации, первыми попытками "бунта" против господствующей доктрины, потому имеют определенную ценность в этом качестве.

Показать полностью 10

Очерки про "оппозиционные" христианские движения в Средневековье, часть I : Христиане против ромеев

Ни для кого не является великой тайной, что Реформация, затронувшая Западную, Центральную и Северную Европу в XVI-XVII столетиях, была ответом на монопольное положение Католической церкви и её коррумпированность ввиду этого. В ряде земель континента, где уже пустили приличные корни рационализм и капиталистические отношения, Реформация стала одной из ступенек к появлению более развитого и обеспеченного общества. Римская же церковь пересмотрела свои идеалы и тоже немало реформировалась (создание ордена иезуитов - яркий тому пример). В общем, волнения в Западном христианстве в года Раннего Нового времени многое изменили и улучшили в жизни не только духовной, но и светской, которая была связана с первой теснейшим образом до самого недавнего времени (а за пределами Европы связана много где по сей день).

Очерки про "оппозиционные" христианские движения в Средневековье, часть I : Христиане против ромеев Религия, Средневековье, Византия, Христианство, Православие, Ересь, Длиннопост

Но наивно было бы считать, что попыток изменить римскую церковь (не только Католическую, но и Православную, Константинополь, как известно - Второй Рим) не было до Мартина Лютера и Жана Кальвина. Еще с раннего Средневековья существовал интересный "эволюционный ряд" учений, которые обе римские церкви считали еретическими и которые во многом были пионерами в попытке изменить официозную церковь, что позже успешно совершат протестанты. Я расскажу о них в этом и нескольких будущих работах.

Основным центром христианства в V-VIII столетиях, сиречь на самой ранней стадии Средних веков, была Восточная Римская империя. Поскольку Запад был нестабилен и представлял собой поедаемый германскими племенами гниющий труп итальянского Рима, восточные провинции на его фоне смотрелись отлично, беря во внимание контекст той эпохи рабства и жестокости. У Константинополя были ресурсы и силы для сохранения государственной структуры и предотвращения неконтролируемых варварских набегов.

По этим причинам Второй Рим и живший в нем патриарх обладали наибольшими властью и влиянием в христианском мире. Все решения, связанные с делами Церкви, принимались в Константинополе. Только арианская ересь в Иберии и южной Галлии и древневосточные (дохалкидонские) церкви не признавали его верховодящую роль, но они не обладали достаточным авторитетом для изменения основной "партийной линии".

Надобно сказать, что существовали также всевозможные небольшие позднеантичные учения и совсем восточные ветви христианства, к примеру несторианство, распространенное в те же года в Иране и Средней Азии. Они либо были слишком недолговечны и непопулярны, либо находились вне сферы основного христианского мира, потому упоминать их в дальнейшем смысла не вижу, это повод для отдельной темы

Пока Византия была сильна и могущественна, её верховенство никто не смел отвергать. Но в какой-то момент тот запас прочности, что позволял Константинополю не только отстаивать свои границы, но и завоевывать некоторые части западной половины империи, иссяк. Конкуренция со стороны царства Сасанидов с востока, вторжение в Италию германских племен лангобардов, а затем стремительные арабские завоевания и не менее стремительный наплыв славян на Балканы очень ослабили Византию. С 560-х годов и до конца VII столетия империя не только потеряет более половины своей изначальной территории, но и потратит невероятные средства на содержание армии и флота, чтобы защитить то, что останется. Ещё император Ираклий во время войны с Сасанидами(602-628 года) будет вынужден изъять и переплавить в деньги церковные ценности, дабы наполнить опустевшую казну. Это как ничто иное свидетельствует об колоссальных проблемах Второго Рима.

Очерки про "оппозиционные" христианские движения в Средневековье, часть I : Христиане против ромеев Религия, Средневековье, Византия, Христианство, Православие, Ересь, Длиннопост

Такой была Византийская империя при императоре Юстиниане (527-565)

Очерки про "оппозиционные" христианские движения в Средневековье, часть I : Христиане против ромеев Религия, Средневековье, Византия, Христианство, Православие, Ересь, Длиннопост

А вот она же, но спустя более сотни лет непрекращающихся войн и лишений, к концу VII столетия. Выглядит уже не так мощно и целостно

При всём этом константинопольская церковь нисколько не умерила свои аппетиты и властные полномочия. Хоть она тоже шла на жертвы ради спасения государства, ключевым моментом является то, что это было и её вложение в будущее - в Византии власть духовная и власть светская были крепко спаяны и всячески помогали друг другу и в радости, и в горе, работали над взаимной легитимизацией и взаимной жизнью на широкую ногу за счет простого населения. Как и все мощные державы того времени, Византия была устроена как абсолютная монархия, и если до конца 500-х годов ещё действовал сенат, то после василевс и патриарх стали двумя самыми влиятельными фигурами с огромной властью (хоть полномочия монарха все же была повыше, что отнюдь не делает патриархов слабыми, они все еще были невероятно могущественны) уже без таких "глупых" органов. Разумеется, в таких условиях Церковь не была лишена немалой коррупционной перчинки и желания показать свою значимость. Все прекрасно знают, как роскошно выглядит типичный традиционный православный храм и в какие ничуть не скромные одежды наряжаются священнослужители. Традиции пышных церемоний тоже прилагаются к этому комплекту, что очевидно.

Очерки про "оппозиционные" христианские движения в Средневековье, часть I : Христиане против ромеев Религия, Средневековье, Византия, Христианство, Православие, Ересь, Длиннопост

Император обладал непререкаемой властью в Византии. Это Василий Болгаробойца, живший на рубеже X и XI столетий, но другие владыки Константинополя обладали не менее огромной властью и роскошными одеяниями

Очерки про "оппозиционные" христианские движения в Средневековье, часть I : Христиане против ромеев Религия, Средневековье, Византия, Христианство, Православие, Ересь, Длиннопост

Хоть данная карикатура и из советской России, но в общем-то высмеиваемая на ней коррумпированность Церкви, если она не отделена от верховной власти, показана ярко и лаконично

Однако теперь простые подданные, которые в основном и переживали все эти лишения ради сохранения империи, уже не находились в такой хватке столичной власти, погрязшей в проблемах обороны от многочисленных противников. Это касалось в особенную очередь восточных окраин Византии, где еще во время расцвета империи в огромном числе жили дохалкидонские христиане, представители коренных ближневосточных и кавказских народов, то бишь египтяне, ассирийцы и армяне. Они воспринимали константинопольскую власть в большей степени как завоевателей из Греции, поэтому когда арабы вторглись на восточные рубежи, даже были рады им, ибо даже повышенный налог для немусульман был меньше, чем те поборы, которыми их облагали греки ради войн с Ираном и варварами. Так Египет, Палестина и большая часть Сирии были империей навсегда потеряны еще в середине VII столетия. Армения же, бывшая некогда самостоятельным царством, а на момент прихода арабов - провинцией Византии и частично Ирана, осталась в подчинении у Константинополя хотя бы частично. Армяне не придерживались официального "православия" (до раскола 1054-го это все еще единая Церковь с Католической) и в целом, хоть и жили в немалом числе даже в столице, имели напряженные отношения с центром. Именно в армянской среде во второй половине VII столетия появится движение, которое является ключевым в рассказываемой истории.

Очерки про "оппозиционные" христианские движения в Средневековье, часть I : Христиане против ромеев Религия, Средневековье, Византия, Христианство, Православие, Ересь, Длиннопост

Античное армянское царство и территория расселения армян в раннем Средневековье примерно совпадали

Находясь под влиянием еще и стремительно распространявшегося в регионе в то время ислама, активно критиковавшего византийскую обрядовость и коррумпированность (скорее с целью отвернуть как можно больше масс от Константинополя, чем от искреннего возмущения, естественно), ряд армянских общин, проживавших на границе Восточного Рима и Халифата, начиная с 650-х годов начнут принимать так называемое павликианство, основанное армянином Константином около 657 года.

Так называемое - потому что сами его последователи считали себя просто христианами, а вот прихожан константинопольской церкви именовали "ромеями"(ромеи, римляне - самоназвание византийцев) и считали их "неправильными христианами". Они, вероятно, почитали апостола Павла выше остальных, потому сторонники Константинополя дали им такое название.

Очерки про "оппозиционные" христианские движения в Средневековье, часть I : Христиане против ромеев Религия, Средневековье, Византия, Христианство, Православие, Ересь, Длиннопост

Люди, примыкавшие к учению, будут менять свои имена на имена сподвижников апостола Павла, что послужит одной из причин появления их внешнего наименования

Павликиане считали константинопольскую церковь погрязшей в грехе, воровстве и элементах язычества, к коим ими были причисляемы почитание мозаик и икон, вера в исцеление болезней посредством таинств. Они отвергали роскошные церемонии и ритуалы, причастие, почитание креста и вообще почти все атрибуты, присущие официальной Церкви. Видя положение христианства в Византии как упадок нравственности и чистоты, представители движения призывали к отказу от всего этого.

Что еще очень важно, в том числе и для будущего - в этом учении существовали отдельно две версии Бога - Бог идеальный и демиург. Первый, согласно павликианству, создал духовный мир, в то время как второй - мир материальный. Эти две сущности строго разделялись, в отличие от официального римского христианства, как восточного, так и западного. Поклонение Творцу, сиречь демиургу, вместо "истинного Бога", павликиане видели самым большим "грехом" Константинополя.

Очевидно. что павликианство было ответом угнетенных жителей окраины империи на её пороки. Оно переняло многое у ислама, в частности, отрицание почитания предметов живописи явно отсылает к магометанству. Армяне, бывшие и до того в массе своей последователями иной церкви, про которую я уже рассказывал, оказались легким материалом для формирования такого учения на старте. Но в дальнейшем учение завоюет сердца многих жителей Византии вплоть до её балканских владений, ибо найдет живой отклик у страдающего от огромной власти Церкви простого народа. Оно окажет определённое влияние на политику Константинополя, к примеру, наряду с исламом будет одним из факторов временной победы иконоборчества, про которое я также упоминал в другом рассказе.

Очерки про "оппозиционные" христианские движения в Средневековье, часть I : Христиане против ромеев Религия, Средневековье, Византия, Христианство, Православие, Ересь, Длиннопост

Плохо сохранившаяся фреска, в забавной для нынешнего вкуса форме показывающая суть иконоборчества

Но действительно устроить волнения в имперском руководстве у павликиан не вышло - Константинополь всегда занимал по отношению к ним, как к еретикам с его точки зрения, враждебную позицию и "давил", в зависимости от конкретной личности императора - просто жестко или максимально жестоко. Даже монархи-иконоборцы это делали, а уж когда в середине IX столетия окончательно было восстановлено иконопочитание, в ход пошли тяжелые меры - в Западную Армению, где на тот момент даже возникнет павликианское государство, прибудет имперская армия и после длительной борьбы, во время которой павликиане смогут добраться отдельными отрядами вплоть до побережья Эгейского моря, разобьет "еретиков" и убьет множество из них. Часть сбежит в кавказскую Восточную Армению, в которой сольется с родственным учением тондракийцев, тоже отрицавшим традиции официальной Церкви. Там эти движения просуществуют до самого XIX столетия, хоть и будут в постоянном упадке.

Другая половина павликиан в 970-ые годы будет переселена властями на Балканы, в город Филиппополь (ныне Пловдив в Болгарии). Императоры тогда уже сломят серьезное сопротивление учения и не будут его бояться, поэтому разрешат им исповедовать свою веру с условием охраны балканских территорий империи. Так павликианство просуществует в активной фазе еще пару сотен лет, но после развала Византии в 1204-ом начнет быстро теряться. К XVIII столетию все павликиане примут либо католичество, либо ислам.

Хотя павликианское учение само по себе перестанет быть значимым довольно рано, его деятельность в Анатолии и на Балканах пустит корни и в дальнейшем приведет к появлению еще нескольких движений с похожей доктриной и целями, распространенных вплоть до Западной Европы. О них будут следующие рассказы.

Показать полностью 8

Печальная судьба восточного христианства, повесть третья

Ранее я излагал путь древневосточных (дохалкидонских) христианских церквей, которые появились тогда, когда население периферийных земель Римской империи и соседних с ними регионов порвало с официальным римским христианством после изменившего многие ранние каноны Халкидонского Собора, созванного в 451 году. Стало быть, остальная империя приняла новые правила жизни и молитвы и организовалась в единую нерушимую церковь. И в целом так и было, но, как общеизвестно, сама империя была отнюдь не нерушима, и после того, как ее западная половина фактически впала в анархию и начала разлагаться, в то время как восток сохранил прочное государство, церковь в обоих этих частях пошла разными путями, плавно и незаметно поначалу  превращалась в два уже отдельных учения. Это продолжалось с V по VIII столетия.  В конце концов, на  западе власть духовную монополизировал епископ Рима, ставший после легендарной коронации Карла Великого из Франкии новым императором Запада очень престижной фигурой, возглавившей Католическую («всемирную») церковь. В то же время восточная Византия с ее константинопольским патриархатом и греческим обрядом, более близким к дохалкидонскому, была западными христианами отвергнута, хотя несколько столетий после развала Западной Римской империи именно из Царьграда большая часть церковной структуры управлялась. С тех пор Греческая, или же Ортодоксальная, или же Православная церковь стала отдельной единицей и начала свой собственный путь. О ней сегодня и поговорим.

Печальная судьба восточного христианства, повесть третья Религия, Христианство, Православие, Греция, Россия, Византия, Средневековье, Длиннопост

В позднеантичные времена христианство было относительно единым. Затем оно разделится на две половины примерно по Адриатическому морю

Вотчина православных

Условная территория, которую я в дальнейшем буду называть «Грецией» (она, очевидно, не совпадает с современной Греческой республикой и включает в себя побережье Малой Азии, Кипр, юг Албании и юг Италии) приняла христианство весьма быстро. Тут красиво наложились друг на друга два фактора – во-первых, греки жили в портовых регионах Средиземноморья и были очень восприимчивы к нововведениям ввиду легкого доступа к ним и отсутствия географической изоляции, а во-вторых на момент IV столетия греческое язычество (эллинизм) переживало глубокий кризис, ровно как и его брат-близнец – язычество римское. Оно сформировалось до нашей эры в сельских общинах земледельцев и в небольших полисах-городках, где поклонение богу грома Зевсу и богу виноделия Дионису имело смысл ясный и зримый – от погоды зависел урожай того самого винограда и прочих традиционных для региона культур вроде оливок, следовательно, божества, посвященные сельскому труду и всему, от чего зависит плодородие – были основой пантеона.

Печальная судьба восточного христианства, повесть третья Религия, Христианство, Православие, Греция, Россия, Византия, Средневековье, Длиннопост

Греки в древности и в Средние века жили на весьма широких пространствах

Печальная судьба восточного христианства, повесть третья Религия, Христианство, Православие, Греция, Россия, Византия, Средневековье, Длиннопост

Зевс родственен славянскому богу Перуну и подобно ему олицетворяет небесную стихию, дающую влагу земле

Но в эпоху римского владычества Греция стала куда более урбанизированным регионом, города насчитывали уже не десять или менее тысяч жителей, как в полисный период, а много десятков,  некоторые – даже 100- 200 тысяч. Для них, не связанных напрямую с землей, Зевс, Дионис и прочие боги не были интуитивно понятны, и поклонение им стало не более чем пустым ритуалом без живого значения. А вот христианство, куда более абстрактное и сложное в своем корне, оказалось гораздо более трогающим сознание новых поколений. Добавьте к этому то, что загробная жизнь в унылом царстве мертвых у Аида под крылом, в Эллинизме предлагаемая  без  альтернатив, явно была менее притягательна, чем христианское обещание попасть в вечное блаженство рядом с Господом в случае ведения праведной жизни.

При таком раскладе совершенно неудивительно, что греки легко отбросили  отжившую свое классическую веру и перешли в лагерь фанатов Иисуса Христа. Уже к концу IV столетия все они, кроме небольшого числа сообществ в горах Пелопоннеса, стали христианами. Это, очевидно, имело последствия для античной культуры, которая стала восприниматься как «языческая» и «вредная».  В V-VI столетиях были закрыты все академии и школы философов, подобные занятия в целом были запрещены, а древние храмы либо сносились, либо (справедливости ради, данный вариант был более распространен) реорганизовывались в церкви. Так, церковью стал знаменитый афинский Парфенон, который благодаря этому был обслуживаемым памятником вплоть до османского завоевания в XV столетии. Фактически, старая античная культура умерла, а на смену ей пришла уже совершенно иная, христианская.

Печальная судьба восточного христианства, повесть третья Религия, Христианство, Православие, Греция, Россия, Византия, Средневековье, Длиннопост

Сейчас, после больших разрушений в эпоху турецкого господства, Парфенон, увы, не выглядит слишком впечатляюще, но еще в позднем Средневековье это был величественный храм

Греческая церковь складывалась под влиянием более раннего ближневосточного христианства, и так как Греция была близка к Палестине, Сирии и Египту, сохранила множество общих черт именно с древневосточными учениями. В прошлых работах я уже упоминал, что для русского или грека египетский храм по своему убранству будет до боли знаком, ровно как и местный иконописный стиль. Это сходство настолько велико, что эфиопы, являющиеся африканскими дохалкидонскими христианами, в Российской империи будут считаться единоверцами (про деда нашего всё Пушкина, надо полагать, историю все слышали) Это, однако, строго говоря, не так, и в Средние века Константинополь твердо и четко обозначил ранние учения  как еретические, несмотря на их большую внешнюю схожесть с собственной доктриной.

На Западе же, более дальнем от посконных очагов христианства, оно эволюционировало в другие формы, из-за чего в итоге и случился разрыв Рима с Константинополем  - когда в 1050-ые годы количество разногласий достигло критической массы, Папа и Патриарх предали друг друга Анафеме и сердито разошлись, хотя фактически они постоянно были в разладе еще после коронации Карла Великого Папой в 800 году.

Печальная судьба восточного христианства, повесть третья Религия, Христианство, Православие, Греция, Россия, Византия, Средневековье, Длиннопост

Так изобразил раскол между католиками и православными художник-современник. Тогдашнее искусство, конечно, едва ли могло передать всю важность и эпохальность этого события

Греки, разумеется, считали свою церковь самой верной, самой ортодоксально следующей заветам Христа, оттого и название – Православная (вольный русский перевод слова «ортодоксальная») церковь. Я думаю, понятно, что такими же «православными» себя считают и дохалкидонцы, и католики, но почему-то это гордое наименование стало ассоциироваться именно с греческой верой. Может, пропаганда Константинополя так хорошо сработала? Сложно сказать.

Борьба и тревоги

Византия, официально на уровне государства поддерживавшая Православную церковь, изо всех сил старалась распространить ее влияние за пределы империи. Папский престол делал ровно то же – из итальянского сапога он руководил крещением по католическому обряду огромных пространств языческой, кельтской, германской или славянской, в зависимости от региона, Европы. У него это получилось, к несчастью для ромеев (самоназвание византийцев) лучше, чем у них – весь центр, север и запад континента оказался под влияние Рима Первого, а не Второго. Греки, однако, все же смогли кое-что совершить – соседние с ними балканские народы, пришедшие на Балканы славяне, а также Грузинское царство на Кавказе были христианизированы православным обрядом. В этих местах будут созданы собственные церкви, как зависимые от Константинополя, так и автокефальные (независимые, но точно такие же по доктрине и канонам). Ну и конечно, из Константинополя свет христова учения был посажен на почву восточнославянских территорий, составлявших тогда пусть рыхлую, но культурно более-менее единую Киевскую Русь. В целом, недурно для империи, не успевавшей передохнуть между вторжениями желающих проломить стены Константинополя на протяжении сотен лет.

Печальная судьба восточного христианства, повесть третья Религия, Христианство, Православие, Греция, Россия, Византия, Средневековье, Длиннопост

Как видно, большая часть Европы оказалась вне сферы Константинопольского патриархата

Таким образом,  в Высокое Средневековье (XI-XIII столетия) Православная церковь была распространена на обширные регионы, притом весьма разнородные. Тут начинается темная сторона этой повести – как раз с указанной эпохи на Православие пойдет серьезный нажим, который частично его уничтожит и поставит в грустное положении. И если Католичество с открытием Америки и проникновение Запада в Азию будет только увеличивать ареал распространения, ровно как и выделившиеся из него Протестантские церкви, то про их восточных конкурентов так сказать…По-хорошему можно, но при этом и не можно. Но об этом по порядку.

Византийская империя, родина Православия, в XI столетии потеряет горные области Анатолии (Турция это сейчас), исламизированные сельджуками, а затем будет жестоко растерзана в 1204 году итальянскими католиками после взятия по их приказанию Константинополя. И хотя в 1261 году империя восстановится, она будет подорвана, а ряд территорий, например Афины, итальянские и французские феодалы захватят себе во владение и будут пытаться окатоличить.

Печальная судьба восточного христианства, повесть третья Религия, Христианство, Православие, Греция, Россия, Византия, Средневековье, Длиннопост

Это Византия в годы расцвета

Печальная судьба восточного христианства, повесть третья Религия, Христианство, Православие, Греция, Россия, Византия, Средневековье, Длиннопост

А это после поворотного падения Константинополя в XIII столетии. Здесь можно увидеть еще пару греческих стран - Трапезунд в понтийском регионе, Эпир и захваченные западными рыцарями Афины и эгейские острова

В конце концов, будучи в безысходности от угрозы, исходящей от турок-османов, Второй Рим примет условия унии от Папского престола. В 1439 году император Иоанн VIII во Флоренции согласится подчиняться католикам, дабы те послали армии на защиту того, что осталось от некогда великой империи. Так появится греко-католическая церковь, по сути своей – инструмент ассимиляции православных территорий со стороны католических властей. Она, правда, будет отвергнута и греками в своем большинстве, и другими Православными церквями, и в итоге ничего это не даст – османы все равно завоюют всю Грецию и вообще все православные Балканы, что не станет великим облегчением  - теперь вместо попыток обратить в католицизм пришло жесткое угнетение от мусульманских захватчиков. Греки, сербы, болгары и румыны будут нести тяжкое бремя пораженных в правах неверных на протяжении сотен лет. В XIX – начале XX столетий все же им удастся освободиться и организовать национальные государства, но не всем – греки, жившие в Малой Азии и причерноморском Понте, подвергнутся геноциду со стороны турецкого правительства, и, подобно армянам из прошлой повести, исчезнут как таковые. Разумеется, наследие христианской культуры в этих краях  будет уничтожено.

Грузия же, ввиду своего положения как горной страны, сможет долгое время отбиваться от иноземных вторжений. И даже распавшись на несколько царств в XV столетии, никогда так и не окажется под прямым мусульманским управлением. Тем не менее, Османская империя и Иран будут постоянно бороться за влияние на Кавказе, делая грузинские царства своими вассалами и разрушая их постоянными войнами. Только приход Российской империи в регион в конце XVIII столетия спас грузин от этих ужасов, и с тех пор в целом Грузинская Православная церковь не знает серьезных потрясений. Остается только порадоваться этому.

Печальная судьба восточного христианства, повесть третья Религия, Христианство, Православие, Греция, Россия, Византия, Средневековье, Длиннопост

Грузинское царство долгое время будет весьма могущественным

Печальная судьба восточного христианства, повесть третья Религия, Христианство, Православие, Греция, Россия, Византия, Средневековье, Длиннопост

Но все равно распадется и придет к упадку. На изображении зеленой охвачены маленькие грузинские королевства - Имеретия, Кахетия и еще ряд более незначительных

Самое же интересное тут, это, разумеется, Русское православие. Под ним я также предполагаю церковь на Украине и в Беларуси, так как все три страны представляют из себя в этом плане абсолютно единое пространство. С ним связано два важных момента.

Первый – это повторение фокуса с унией. Когда южные и Западные территории Киевской Руси в XVIстолетии оказались в безраздельном владении у Польши, Варшава (до 1596 года – еще Краков) начала усиленно чесать репу, думая, как бы ассимилировать попавшие к ней в руки огромные массы православных. И ничего лучше не придумали, чем заключить в Бресте, том самом, где позже построят героическую крепость, унию по подобию той, на которую уже согласилась на своем смертном одре Византия. Была образована вторая Греко-католическая, или Униатская, церковь (1596 год). Она, правда, получила распространение лишь в Галиции, на Волыни и в западных белорусских землях, в то время как более восточные территории, почуяв, к чему идет дело, начали копить недовольство.  Кончилось все известными событиями – восстание запорожских казаков в Малороссии (сейчас это центральная Украина) и переход Киева с окружающим территориями во владение России. В XVIII же столетии Российская империя сможет отбить все православные регионы, кроме разве что все тех же Галиции, Волыни и Закарпатья. С тех пор гонения на северную ветвь Православия можно связать разве что с большевиками и их воинствующим атеизмом, а поскольку эти репрессии касались в равной степени всех религий СССР, то делать акцент на этих событиях не буду.

Печальная судьба восточного христианства, повесть третья Религия, Христианство, Православие, Греция, Россия, Византия, Средневековье, Длиннопост

Запорожцы держались православия как основы своей идентичности и из-за этого ушли от Польши к Москве

Второй важный момент – Русское православие не только единственное в своей «семье» церквей, но и единственная из восточно-христианских организаций, которая в Новое время распространилась благодаря колонизации. Россия, завладевая землями по Волге, Уралу, а затем и пространствами за Уралом вплоть до берега Тихого океана, будет распространять православную церковь через заселение этих территорий русскими и крещение местных народов там, где они легко поддавались этому (чаще всего такой трюк не проходил с мусульманами). Это качество делает Русскую церковь уникальной в своем роде. Из-за этого сейчас область распространения православия намного шире, чем могла бы быть, окажись  Московское княжество в XV-XVI столетиях подверженным  униям с католиками и завоеванию со стороны сильных исламских держав. Но оно, как и Эфиопия среди древневосточных государств, осталось единственной православной страной, спасшейся от этого и расширившей свое влияние, правда в куда больше масштабе, чем африканские христиане.

Печальная судьба восточного христианства, повесть третья Религия, Христианство, Православие, Греция, Россия, Византия, Средневековье, Длиннопост

Это распространение Православия в целом. Как очень заметно, расширение России на восток и юг весьма помогло этому делу

Подводя итог всем трем работам цикла, хотелось бы сказать, что каждая восточнохристианская церковь, будь то Коптская, Грузинская, Эфиопская или Русская, прекрасна и уникальна. Каждая несет в себе собственный культурный код и эстетическое и интеллектуальное наследие. Точно также несут это и Католичество, Протестантизм и различные течения ислама. Религиозные организации являются важной частью нашей цивилизации, и их следует уважать и беречь, как и другие явления, представляющие собой частичку  культуры человечества. Поэтому очень грустно, что восточное христианство было во многих местах уничтожено вместе со своим наследием, а также продолжает подвергаться дискриминации кое-где и в наши дни. Хотелось бы, чтобы подобное отношение прекратилось и правительства всех стран бережно относились к сохранению нашего общего наследия, невзирая на разного рода предрассудки.

Показать полностью 12

Печальная судьба восточного христианства, повесть вторая

Баллада о древневосточных церквях. Глава II – Бывшие на волоске от гибели

В прошлой части были описаны старые африканские церкви, принадлежащие к дохалкидонскому христианству. Теперь же речь пойдет о их азиатских братьях по вере, которые, если уж на то пошло, пережили куда больше прямого физического воздействия не самого позитивного характера и по сей день живут с ужасными шрамами, заботливо оставленными  последователями другого авраамического учения, которое всем отлично известно. Сразу скажу, что это отнюдь не означает, что ислам сам по себе хуже и опаснее  христианства, но конкретно для ближневосточных христиан мусульмане, и в особенности отдельные их правители и государства, оказались губительной силой, которая по головке не гладила, зато била очень больно.

Однако не только ислам разрушал древние церкви, но и национализм с мировыми  войнами. Это повествование покажет страшную и горькую участь немногих островков христианства посреди бурлящего страстями мусульманского мира.

Растерзанный народ

В прошлый раз уже упоминалось, что помимо окраинных восточных провинций Римской империи, Халкидонский собор отказалось признавать Армянское царство. Еще с первых годов  IV столетия оно стало христианским, даже раньше императора Константина увидев идеологические преимущества христова учения и его организующую силу. А новые идеи Армении были тогда очень нужны – она была постоянным полем битвы между Западом и Востоков и лице Рима и царства Сасанидов (или Второй Персидской империи), и находилась в циклах зависимости то от одних, то от других. Приходилось много исхитряться, чтобы выживать.

Печальная судьба восточного христианства, повесть вторая Ближний Восток, Армения, Религия, Христианство, Ислам, Турция, Сирия, Ирак, Месопотамия, Длиннопост

Хоть на этой карте и показа регион до прихода христианства, положение Армении как буфера между Ираном и Римской империей отражено вполне точно

Но видимо, к Востоку все же больше армяне тянулись, так как в конце концов их царство оказалось под прямым персидским управлением. Римское влияние к началу V столетия сильно упало, и потому решения, принятые высшим духовенство империи в Халкидоне, прошли мимо Армении, бывшей тогда вне сферы влияния Константинополя. Сасаниды же, хоть и сами исповедовали совсем иную веру – зороастризм, не стремились как-то повлиять на выбор Армении и довольствовались просто лояльностью территории.

С тех пор Армянская церковь встала особняком – она получила  ту же базу, что и прочие древневосточные церкви, но сформировала свой собственный архитектурный стиль храмов и уникальную иерархию, в которой главой был Католикос – для армян то же, что Патриарх или Папа Римский.

Печальная судьба восточного христианства, повесть вторая Ближний Восток, Армения, Религия, Христианство, Ислам, Турция, Сирия, Ирак, Месопотамия, Длиннопост

Армянская церковная архитектура прекрасна и самобытна

Печальная судьба восточного христианства, повесть вторая Ближний Восток, Армения, Религия, Христианство, Ислам, Турция, Сирия, Ирак, Месопотамия, Длиннопост

Такие пышные одеяния носит глава всех верующих армян - Католикос

Персидское правление сменилось в VII  столетии на арабское, затем в IX – XI веках Армения вновь стала независимой, с 1080 года также существовало другое Армянское царство в неожиданном месте – на берегу Средиземного моря в Киликии (сейчас это регион Турции на западной границе с Сирией). Армянская апостольская церковь, как она полностью называется, смогла получить немалое распространение и влияние на определенном этапе своего существования. Этому способствовало то, что армяне жили в горных регионах Кавказа и Восточной Анатолии, которые служили преградой для установления прочной власти постоянно сменявших друг друга исламских империй. Армяне были в известной степени изолированы, подобно жившим неподалеку народам Северного Кавказа. Киликийское же царство помогало крестоносцам, было их ценным союзником, и пока те обладали силой, тоже могло давать отпор мусульманам.

Печальная судьба восточного христианства, повесть вторая Ближний Восток, Армения, Религия, Христианство, Ислам, Турция, Сирия, Ирак, Месопотамия, Длиннопост

Горная местность давала армянам возможность не подвергаться сильной ассимиляции со стороны многочисленных завоевателей

Печальная судьба восточного христианства, повесть вторая Ближний Восток, Армения, Религия, Христианство, Ислам, Турция, Сирия, Ирак, Месопотамия, Длиннопост

Киликия (здесь - "Little Armenia") - морская вотчина средневековых армян

Впрочем, даже установление постоянной власти Османской империи в XVI столетии не подорвало Армянскую церковь. Султанская администрация не была заинтересована в подавлении каждого очага христианствам в своих владениях, так как этих очагов было слишком много. Османы старались  действовать не кнутом, а пряником – перешедшим в ислам гарантировалась отмена ограничений для неверных, которые стройной системой действовали  в империи, но это сработало в массовом порядке лишь в некоторых частях Западных Балкан. Армяне же остались при своем в абсолютном большинстве. Более детально об этом и в целом о взаимоотношениях армянского народа и Турции я уже рассказывал в другой своей работе.

Тем же армянам, что жили в Киликийском царстве, пришлось несладко – в конце  XIII столетия последние оплоты крестоносцев пали, и прибрежные армяне остались без союзников. В одиночку  же они бороться против всех соседей попросту не могли, и во второй половине XIV столетия вторжение Мамлюков из Египта положило конец их независимости. С тех пор здесь, на побережье, армянское присутствие начало таять и ныне от него мало что осталось.

Но в анатолийских и кавказских хребтах, на родине армян, ничего не ослабло и за все время османского владычества. Оно было, в своем корне, просто неприятным, но совершенно не смертельным. Горы по-прежнему служили надежной защитой для армянских сообществ, часть их даже переселилась в крупнейшие города империи, где занималось финансами и торговлей.

Поэтому на момент начала XX столетия Армянская церковь имела широкое поле распространения, дозировано она присутствовала во всей Анатолии. Именно тогда настал момент, когда исламоориентированные османы терпели полную неудачу и находились в упадке, и им на смену приходили турецкие националисты. Они видели угрозу в христианах, считали их «ненадежными» подданными. Это не было лишено оснований – очевидно, что не только турецкий национализм поднялся тогда, но и национальные движения прочих народов, в том числе и армян. Они стремились уйти от умирающей Османской империи, и этого новые турецкие власти, сменившие султана, очень боялись. Поэтому и случилось то, что всем известно – геноцид армян во имя новой Турции. Это была огромная катастрофа для всего армянского - для самих людей, их идентичности, их домов и разумеется для их церкви.

Печальная судьба восточного христианства, повесть вторая Ближний Восток, Армения, Религия, Христианство, Ислам, Турция, Сирия, Ирак, Месопотамия, Длиннопост

Эти мирные армяне будут вынуждены идти на верную смерть в пустыню под надзором турецких конвойных

После того, как Западная Армения, расположенная в Анатолии, была уничтожена как регион и стала набором турецких провинций, куда заселили турок и курдов, были проведены кампании по стиранию следов присутствия христиан здесь – армянские храмы и поселения были сровнены с землей или просто заброшены. Сейчас от них остались только редкие руины. Часть армян согласилась отречься от своей нации, принять ислам и отуречиться («криптоармяне»). В любом случае, Армянская церковь на большей части своего ареала кончилась.

Печальная судьба восточного христианства, повесть вторая Ближний Восток, Армения, Религия, Христианство, Ислам, Турция, Сирия, Ирак, Месопотамия, Длиннопост

Одна из многих заброшенных армянских церквей в современной Турции.

Но была и Восточная Армения на Кавказе, гораздо меньше Западной, но зато бывшая в составе Российской империи, что гарантировало защиту от турок. Правда, после начала Гражданской войны в России Турция все же атакует регион, но армяне организуют сопротивление у озера Севан и смогут выстоять в осаде до падения Османской империи в конце 1918 года вместе с другими неудачниками Первой мировой войны. Затем Восточная Армения станет Армянской ССР, и соответственно Республикой Армения в 1991 году. На этой небольшой территории, а также в многочисленной диаспоре  армян Франции, России и США уникальная христианская церковь сохранилась до наших дней. Она могла легко погибнуть, имей Турция больше времени и ресурсов, чтобы воспрепятствовать побегам армян от геноцида заграницу и уничтожить и Восточную Армению. Но этого, к огромному счастью, не произошло. Несмотря на это, страдания, пережитые армянским народом, оставили глубокие раны, не исцеленные в полной мере и в эпоху нынешнюю.

Не арабы, не евреи, не мусульмане, не иудеи

Несколько южнее, на Севере Месопотамии, где сейчас расположены Сирия и Ирак, тоже присутствовало немалое христианское население. Оно было представлено семитскими народами, не являющимися ни евреями, ни арабами. Их названия чаще всего можно услышать не в контексте христианских общин, а на курсе школьной истории за 5-6 классы – ассирийцы, халдеи, арамеи. Кажется, что это нечто древнее, давно канувшее в пыльные архивы античных текстов, но это совершенно не так.

Эти народы, по сути, проделали тот же путь, что их относительно близкие родственники – евреи и арабы, но гораздо раньше. С III тысячелетия до нашей эры ряд племен  Аравии отправились из своей родной  пустыни в более богатые и привлекательные для жизни земледельческие регионы, то есть как раз в Месопотамию и Сирию. К Железному веку (условная дата его начала – 1000 год до нашей эры) они пестрым винегретом расселились на этих землях. Им и принадлежат названия – ассирийцы, халдеи и арамеи. Разговаривали на аккадском, а позже – арамейском языках, семитских наречиях, которые находятся по происхождению где-то около иврита и арабского языка, но все же стоят отдельно.

Печальная судьба восточного христианства, повесть вторая Ближний Восток, Армения, Религия, Христианство, Ислам, Турция, Сирия, Ирак, Месопотамия, Длиннопост

При слове "ассириец" первые ассоциации - такие вот древние барельефы

Для обывателя наиболее известен дохристианский период их истории – как минимум про Ассирийскую империю знают точно почти все. Кое-кто вспомнит, что большую часть античности арамейский язык был средством межнационального общения в регионе Плодородного полумесяца, а на основе арамейской письменности будут созданы арабица и персидское письмо.

Печальная судьба восточного христианства, повесть вторая Ближний Восток, Армения, Религия, Христианство, Ислам, Турция, Сирия, Ирак, Месопотамия, Длиннопост

Ассирийская империя в VII столетии до нашей эры занимала всю Месопотамию и даже чуть больше

Печальная судьба восточного христианства, повесть вторая Ближний Восток, Армения, Религия, Христианство, Ислам, Турция, Сирия, Ирак, Месопотамия, Длиннопост

Непрофессионал далеко не сразу поймет, в чем вообще разница между арабским и арамейским текстом

Но это все история слишком древняя, и христианство здесь, по существу, ни при чем. Это так, но изложенное ценно тем, что позволяет увидеть указанные близкородственные этносы со стороны их идентичности, начавшей формироваться еще в Бронзовую эру. Христианство, принятое довольно быстрыми темпами с I столетия, лишь дополнило её, дало новый импульс в самосознании. В отличие от своих еврейских и арабских родственников, эти люди стали христианами, что решительно обособило их. Поэтому неудивительно, что ассирийцы (хотя это название лишь одного из изначальных народов, со временем все они слились воедино под этим наименованием) воспротивились указаниям императоров и епископов из далекой Греции о том, как им верить. Вместо этого была образована Сиро-яковитская (или просто Сирийская) православная церковь (надо понимать, что в дохалкидонской доктрине именно их учение ортодоксально, или по-русски, «православно», хоть исторически так называют обычно Греческую церковь).

Кроме того, тут присутствует поразительный факт – точно такая же церковь была создана на юге Индостана, где оказалось много ассирийцев, мигрировавших сюда через Вавилон, Аравию и Иран еще с ранней Античности. Здесь из ассирийцев и местного дравидийского народа малая́ли  организовалась Маланкарская православная церковь, которой и сегодня принадлежат более двух миллионов человек. Впрочем, эта экзотичная ветвь древневосточного христианства не пережила серьезных потрясений, разве что португальцы в XVI-XVIIстолетиях пытались робко и безуспешно окатоличить ее,  поэтому много про данное явление сказано не будет. Просто отмечу сам факт того, в каких неожиданных местах можно найти христианские общины, существующие с такой старины.

Печальная судьба восточного христианства, повесть вторая Ближний Восток, Армения, Религия, Христианство, Ислам, Турция, Сирия, Ирак, Месопотамия, Длиннопост

Индийцы, принадлежащие к ближневосточному христианству - весьма неординарно

Печальная судьба восточного христианства, повесть вторая Ближний Восток, Армения, Религия, Христианство, Ислам, Турция, Сирия, Ирак, Месопотамия, Длиннопост

Сирийский храм в Индии.

Но вернемся в Месопотамию. Поскольку и про Египетскую, и про Армянскую церковь уже было ранее рассказано, можно кратко описать общие моменты судьбы у всех троих вкупе с сирийскими единоверцами – равнодушие византийских властей сразу после раскола с поддерживаемой империей доктриной, невосприимчивость к исламизации и арабизации после  смены имперского начальства, и в целом даже процветание на протяжении Средних веков с выходом епархий за пределы Месопотамии.

Но как приход в Египет мамлюков кратно ухудшил положение коптов, так и один хромой деятель станет палачом для сирийских христиан. Речь о Тимуре, или же Тамерлане, невероятно амбициозном завоевателе из Средней Азии, оставившем о себе в основном дурную память. Он дошел до краев, населенных ассирийцами, в 1393 году и устроил им кровавую баню в своем стиле – огромное число людей было убито или захвачено в рабство, исчезли филиалы Сирийской церкви в Иране, уничтоженные подчистую. Это сократило число верующих и оставило их лишь конкретно на родине ассирийцев, на севере нынешних Ирака и Сирии и приграничных с ним частей Турции. Тут можно подумать, что Тамерлан просто был ревностным мусульманином и ненавидел неверных, но это на самом деле не так – к покоренным исламским странам и народам он проявлял ничуть не меньше жестокости, хоть и в самом деле считал себя благочестивым последователем Пророка, нарушая при этом большинство заветов этого самого Пророка регулярно и грубо ради своих чаяний по завоеванию мира.

Печальная судьба восточного христианства, повесть вторая Ближний Восток, Армения, Религия, Христианство, Ислам, Турция, Сирия, Ирак, Месопотамия, Длиннопост

Тимур, или Тамерлан, сам был родом из нынешнего Узбекистана, но дошел вплоть до Сирии и Анатолии. Правда, покорить всю планету или хотя бы ее половину ему так и не удалось

Сирийская же церковь, одинокая среди моря мусульман, вероятно, просто оказалась самой хрупкой из жертв Тимура, и потому сильнее всех пострадала.

Затем будет османское правление, которое завершится тем же, что и у армян – геноцидом в начале 1900-ых годов и стиранием культурного наследия турецкими националистами. Ассирийцам, однако, еще даже повезло – основная масса населенных ими территорий, и соответственно территорий распространения Сирийской церкви, вошла в состав Ирака и собственно Сирии, а не Турецкой республики, что позволило спастись от той же участи, что ждала Западную Армению. Сейчас Сирийская церковь с центром в Дамаске насчитывает почти полтора миллиона прихожан и продолжает существовать на землях, где давно правит и решает все вопросы исламское большинство. Что ж, пожелаем ей удачи в этом нелегком деле.

Печальная судьба восточного христианства, повесть вторая Ближний Восток, Армения, Религия, Христианство, Ислам, Турция, Сирия, Ирак, Месопотамия, Длиннопост

Патриарх Антиохии и всего Востока Мар Игнатий Ефрем II, гордо сидящий на фоне флага своей родины. В асадовской Сирии довольно лояльно относятся к христианам

В следующий раз я затрону уже куда более родную для всех тему – классическое греческое православие и его тоже далеко не сладкую историческую судьбу

Показать полностью 14

Печальная судьба восточного христианства, повесть первая

Стереотипы, существующие про южные регионы, в первую очередь про Ближний Восток (хотя относительно России это вообще-то скорее Ближний Юг), заставляют ассоциировать его в плане религии с исламом. И действительно, мусульмане в тех краях представляют однозначное большинство. Но при этом именно данный регион был в бронзовые и античные времена наиболее богатым и урбанизированным в мире, и именно там в те далекие года происходила масса интеллектуальной работы, которая привела к появлению иудаизма, а затем христианства. Соответственно, первые крупные христианские сообщества появились на Востоке, и уже затем через него прошли на Запад по средиземноморским римским коммуникациям. В наши дни, однако, почти ничего про эти сообщества не слышно. И это не просто так.

Печальная судьба восточного христианства, повесть первая Африка, Египет, Судан, Эфиопия, Христианство, Ислам, Средневековье, Дискриминация, Религия, Длиннопост

На карте прекрасно видно, что все регионы, где когда-то были древнейшие центры цивилизации, сейчас имеют мусульманское большинство

Также очень быстро ввиду географической близости к Ближнему Востоку и сосредоточения большинства населения в прибрежных портовых областях христианство приживется в Греции (разумеется, по обе стороны Эгейского моря, в том числе и в тех областях, где греки уже не живут), где сформируется всем нам лично знакомая Православная церковь. Она справилась с испытаниями истории куда лучше, но тем не менее тоже не стала самой успешной из церквей и пережила целую страшную плеяду крайне губительных эпизодов на протяжении своего существования.

Я же отдам дань уважения этим прекрасным культурным явлениям и буду постепенно публиковать цикл статей  о том, что пришлось пережить восточным христианам и почему это на самом деле очень грустно.

Древние и забытые. Баллада о древневосточных церквях. Глава I - Любовь египтолога

Когда христианство все же стало любимо в Римской империи, начались довольно серьезные прения по поводу создания единых церковной структуры и трактовки учения. Основную работу в этом проделывали конечно греческие и итальянские чины как духовного, так и светского звания, которые созывали Соборы – как ясно из корня слова, собрания наиболее важных воротил церкви и государства. Самым знаковым из ранних Соборов стал Халкидонский, на котором были сформированы каноны учения, ставшие основой для Католичества, Православия и всех протестантских церквей. Не буду вдаваться в теологические детали, но упомяну, что на нем было признана двуединая природа Иисуса – он имел и человеческое, и божественное начало.

Этот момент был основным, с которым не согласились те самые ранние восточные христианские сообщества. Они отвергли положения Халкидона и остались верны Монофизитству (согласно этому осужденному официозной тогда единой римской церковью учению, Иисус обладал лишь человеческим началом). На такие дерзновенные шаги пошли сирийская, египетская, нубийская и эфиопская церкви. Другими словами, это христиане, проживавшие на Ближнем Востоке и в Восточной Африке. Они обособились и образовали так называемые древневосточные, или дохалкидонские, церкви. Кроме того, Монофизитство осталось в Армянском царстве.

Печальная судьба восточного христианства, повесть первая Африка, Египет, Судан, Эфиопия, Христианство, Ислам, Средневековье, Дискриминация, Религия, Длиннопост

Это позднее изображение Собора в Халкидоне.

Печальная судьба восточного христианства, повесть первая Африка, Египет, Судан, Эфиопия, Христианство, Ислам, Средневековье, Дискриминация, Религия, Длиннопост

А это более близкое к самому этому событию. Средневековое искусство с его отказом от точного изображения действительности в угоду изображению мира духовного, конечно, не столь впечатляет с сугубо эстетической точки зрения

В Египте коренное население исповедовало именно эту версию христианства, а официального халкидонского придерживались лишь греки из Александрии и окрестностей. Египетский язык стал языком богослужения, что в будущем сыграет очень важную роль – поскольку языком церковников остался до наших дней прямой потомок античного египетского языка, который в свою очередь произошел от бронзовых наречий Египта, то ученые уже в XX столетии начали охотно изучать религиозные тексты египетских христиан, что очень помогло им в понимании языка древних египтян.

Печальная судьба восточного христианства, повесть первая Африка, Египет, Судан, Эфиопия, Христианство, Ислам, Средневековье, Дискриминация, Религия, Длиннопост

Такой необычный головной убор носят высшие сановники Египетской церкви, бережно хранящие рукописи на ценнейшем для египтологов языке. Конкретно этот милый дедушка - сам патриарх Феодор II

Константинополь не признавал Египетскую (Коптскую, как ее называли греки) церковь, но решительно изжить ее не пытался, ибо у него уже вскоре после Халкидона, который состоялся в 451 году, как раз накануне развала Западной Римской империи, нашлись проблемы поважнее. Поэтому когда в 641 году арабы вошли в Египет, они столкнулись здесь с коптскими христианами как с большинством населения. Как можно легко догадаться, всей Аравии бы не хватило, чтобы поглотить и в короткие сроки исламизировать Египет, поэтому новые власти просто обложили египтян повышенными налогами и пошли воевать с Византией и прочими неверными дальше. Только в XII столетии число мусульман в Египте превысило число христиан. С тех пор отношение к оставшимся во Христе сильно ухудшилось – они теперь были меньшинством, и можно было с них спросить по полной.  

В годы правления выходцев с Кавказа Мамлюков (XIII-XVI столетия) копты подвергались наиболее интенсивным репрессиям. Христиане фактически стали бесправны, несмотря на то, что являлись коренными египтянами. Все усилия правительства были направлены на то, чтобы обратить в ислам всех жителей долины Нила. После свержения мамлюков Османской империей в 1517 году курс незначительно смягчился. Когда Египет в XIX стал британской колонией, христиан ждали послабления в их печальном положении, но ненадолго – когда страна пирамид стала вновь полностью независимой, жестокое отношение продолжилось.

В новую эпоху, начиная с президента Насера, власти Египта более официально не угнетают христиан. Однако столетия агрессивной исламизации привели к тому, что между египтянами-христианами и египтянами-мусульманами выросла очень высокая стена. Нередки убийства соседей-христиан мусульманами, часты похищения коптских девушек с целью насильственных обращения в ислам и брака (никто по сей день не додумался отменить средневековый  запрет на межконфессиональные союзы). Помимо этого, существует немалая вероятность, что правительство занижает количество христиан в стране. Официальная цифра - 15% от населения (16 миллионов человек), но их реальное число может быть выше, вплоть до трети. Это лишний раз показывает, что Коптская церковь находится в сложном положении и сильно погрузилась в исламскую тень за столетия преследований.  

Печальная судьба восточного христианства, повесть первая Африка, Египет, Судан, Эфиопия, Христианство, Ислам, Средневековье, Дискриминация, Религия, Длиннопост

Можно легко подумать, что это храм где-нибудь под Смоленском, но нет, эта коптская церковь в популярном курорте Шарм-эш-Шейх на побережье Красного моря.

Печальная судьба восточного христианства, повесть первая Африка, Египет, Судан, Эфиопия, Христианство, Ислам, Средневековье, Дискриминация, Религия, Длиннопост

А так экзотично это сооружение выглядит снаружи. На русские храмы уже не так сильно похоже. Впрочем, греческое, оно же русское, православие все еще наиболее близко к коптской и другим дохалкидонским церквям.

Несмотря на это, христианское сообщество заметных масштабов вполне можно встретить практически в каждом крупном египетском городе. Было бы неплохо, если бы так осталось и впредь, несмотря на все сложности.

Церкви, идентичные коптской, существуют также в Эфиопии, Эритрее и Судане. В эти края христианство попало аккурат из Египта из-за тесных связей с ним по Нилу и Красному морю. В Северном Судане (или, используя более старое наименование, в Нубии), оно практически исчезло под постоянным давлением мусульманских завоеваний - в отличие от Египта, нубийские христианские государства были окончательно покорены ими только к XVI столетию. Это вероятно, и погубило южных собратьев коптов – мусульманские правители не желали терпеть столь строптивых подданных. Сейчас в Северном Судане мало последователей христианства ввиду непрекращавшихся  со Средних веков репрессий.

В Эфиопии же и Эритрее (которые как Сербия с Черногорией - кажутся просто зачем-то разделенными  частями одного целого) древневосточная церковь расцвела пышным цветом и не угасла ни в каком виде. Государства, расположенные здесь, хоть и были раздроблены и близки географически к Аравии, все же не дались ни Халифату, ни его «дочерним» султанатам. Причина, скорее всего, такая же, как и в эпизоде  провального вторжения Италии сюда много столетий после - Эфиопия очень гористая страна, и арабским армиям, воевавшим в основном кавалерией, не было комфортно в такой местности - просто-напросто пасти лошадей было негде, а без этого походы быстро захлебывались. Воевать в горах - небольшое удовольствие, если вы захватчик, и эфиопы могли относительно легко отражать внешние угрозы.

Печальная судьба восточного христианства, повесть первая Африка, Египет, Судан, Эфиопия, Христианство, Ислам, Средневековье, Дискриминация, Религия, Длиннопост

Непокорная любым завоевателям Эфиопия, или же Абиссиния. Раньше в ее состав входила и братская Эритрея, имеющая доступ к морю.

Как бы то ни было, независимость политическая означала и независимость церковную. Вернее, большую часть своей истории Эфиопская церковь была зависима от Египетской (примерно как Московская митрополия была от Константинополя до 1589 года), но это никак не отражалось на положении христианства как религии большинства, как это было бы при исламском правлении.

Печальная судьба восточного христианства, повесть первая Африка, Египет, Судан, Эфиопия, Христианство, Ислам, Средневековье, Дискриминация, Религия, Длиннопост

Эфиопов часто называют православными, но это не совсем так. Тем не менее, видеть подобную древнюю твердыню христианства в черной Африке весьма необычно

Печальная судьба восточного христианства, повесть первая Африка, Египет, Судан, Эфиопия, Христианство, Ислам, Средневековье, Дискриминация, Религия, Длиннопост
Печальная судьба восточного христианства, повесть первая Африка, Египет, Судан, Эфиопия, Христианство, Ислам, Средневековье, Дискриминация, Религия, Длиннопост

Средневековые абиссинские изображения могут показаться забавными современному человеку, но для того времени это было весьма солидно. Да и сейчас смотрится как минимум причудливо

С XIII столетия Эфиопия постепенно преодолела раздробленность и стала более-менее единым государством, хоть и рыхло-феодальным. Это, правда, не было большой проблемой, ибо единственным противником  для нее являлся султанат Адаль, расположенный в пустынях к востоку и населенный все теми же кочевниками, копытные войска которых не были способы, как уже выяснилось, завоевать непокорных христиан чисто логистически.

Печальная судьба восточного христианства, повесть первая Африка, Египет, Судан, Эфиопия, Христианство, Ислам, Средневековье, Дискриминация, Религия, Длиннопост

Несмотря на то, что занятые в не столь давнюю эпоху территории с мусульманским большинством по площади очень велики, это в основном пустыни, где плотность кочевого населения куда ниже, чем в христианских провинциях

Более того, Эфиопия и итальянское вторжение XIX столетия вполне отразит, то есть можно сказать, что и католицизму отпор эти последователи древнего христианства дадут. Воистину уникальная история. Здесь, на хорошо защищенном африканском нагорье, удалось сохранить эту уникальную ветвь христианства, она по сей день процветает. Более того, эфиопы сами заняли восточные мусульманские регионы,  что опять же крайне нетипично для истории взаимодействия древневосточных христианских государств со своими исламскими соседями. В общем, будем надеяться, что Эфиопия и дальше будет прочно стоять как последний оплот  доминирования старой христианской культуры.

В следующей главе я закончу рассказ про дохалкидонское христианство двумя оставшимися его знаковыми представителями. 

Показать полностью 11
Отличная работа, все прочитано!