Серия «Про оперу +»

Про тяжелую судьбу Полифема

Здравствуйте, дорогие друзья, сегодня, как и обещала, я расскажу об опере неаполитанского барочного композитора Николы Порпоры "Полифемо", или по нашему "Полифем".

Про тяжелую судьбу Полифема Опера и оперные театры, Хобби, Спектакль, Видео, Длиннопост

POLIFEMO — ATTO PRIMO, Scena I - Vien bell’aurora [Tutti]

Впервые опера была поставлена аж в 1735 в Королевском театре «Хеймаркет» в Лондоне. Интриг во время постановки было предостаточно: внезапное увлечение итальянской оперой охватило лондонских меломанов, Порпора конкурировал с Генделем - а тот и сам был товарищем очень предприимчивым. Звезды уходили и приходили со скандалами, в общем искрило.

Хотя сейчас Порпора однозначно вошел в моду (или надо сказать вернулся из небытия?), постановок не так уж много. Вот эта - можно сказать, козырная:

Макс Эмануэль Ценчич (Улисс), Юрий Миненко (Асцис), Юлия Лежнева (Галатея), Павел Кудинов (Полифем), Соня Рунье (Калипсо), Rinnat Moriah (Нерея), оркестр ARMONIA ATENEA, дирижер Джордж Петроу. 2020

Это концертное исполнение, но от этого, мне кажется, все выиграли. Сосредоточились на исполнении. Не каждый певец еще и актер, да?

И вот, для вам для начала увертюра:

POLIFEMO — ATTO PRIMO – Ouverture - Grave - Allegro. Дирижер неприлично красив, да?

Итак, циклоп Полифем тихо и сравнительно мирно жил на собственном острове, пас коз. Все началось с того, что на его остров высадилась команда мажоров: Нимфа Галатея со своим амантом Асцисом, нимфа Калипсо, нимфа Нерея... А еще подъехал на своем корабле Одиссей, он же Улисс, он же сын турецкоподданого и известный аферист, и вообще редкостный проходимец, так, между прочим.

Знаете чем вообще знаменит Одиссей?

Думаете походами, подвигами? Ничего подобного.Он знаменит тем, что надул богов. Была у него счастливая особенность - безнаказанно нарушать закон (не платить налоги, качать с торрента в конце концов). У олимпийских богов, как бы ни странно это звучало, главной особенностью была вовсе не склонность к пьянкам и интрижкам со смертными обоего пола. А ЗАКОН. Вся власть Зевса была построена на соблюдении закона, в том числе и богами тоже. Масса мифов повествует о том, что бог или богиня при всем желании не может помочь любимцу, ибо это не по закону. А Улисс вертко прошел между Сциллой и Харибдой (и в прямом и переносном смысле), и ничего ему за это не было...

Вот и сейчас этот проходимец высадился на острове ЦИКЛОПА ПОЛИФЕМА. Еще раз: он вломился на чужую территорию.

Посмотрите на Полифема: не красавец, не интеллектуал, и по сути инвалид. Что ему можно в упрек поставить? Разве что особенности диеты (любил человеченку), да ее не особо и достанешь, на острове...

Про тяжелую судьбу Полифема Опера и оперные театры, Хобби, Спектакль, Видео, Длиннопост

Джулио Романо. Полифем, 1526-28. Ну на этой фреске он ничего такой...

Итак, у нас есть команда мажоров: два смертных и три нимфы.

POLIFEMO — ATTO PRIMO – Aria-Vo presagendo [Galatea, Calipso]

У Галатеи с Асцисом давний роман, они частенько уединяются на природе, остров циклопа - красивое место, а присутствие на нем хозяина - огромного и уродливого, придает встречам дополнительный драйв...

Про тяжелую судьбу Полифема Опера и оперные театры, Хобби, Спектакль, Видео, Длиннопост

Иоганн Генрих Тишбейн Старший. Асцис и Галатея, 1758

Наивная неискушенная душа Полифема (и здоровое на свежем воздухе и правильной пище тело) потянулись к прелестям нимфы Галатеи...

Он поет "M'accendi in sen col guardo".

POLIFEMO — ATTO PRIMO – Aria - M'accendi in sen col guardo [Polifemo]

Но вертихвостка Галатея, как мы видим, играет чувствами Полифема.

POLIFEMO — ATTO PRIMO – Aria - Se al campo e al rio soggiorna [Galatea]

Вообще же у нее куча дел - роман с Асцисом в самом разгаре. На самом деле она все еще размышляет, так ли нужен ей смертный Асцис. Что скажут нимфы? Асцис же заливается соловьем. Очень романтичный юноша.

Про тяжелую судьбу Полифема Опера и оперные театры, Хобби, Спектакль, Видео, Длиннопост

POLIFEMO — ATTO PRIMO – Aria - Dolci, fresche aurette grate [Aci]

А Калипсо нравится энергичный Улисс. Тот поет "Core avvezzo al furore dell'armi" (опасности для него обычное дело, рутина, поэтому он такой бесстрашный. И скромный).

Про тяжелую судьбу Полифема Опера и оперные театры, Хобби, Спектакль, Видео, Длиннопост

POLIFEMO — ATTO PRIMO – Aria - Core avvezzo al furore dell'armi [Ulisse]

Хитроумный Улисс демонстрирует свои способности переговорщика и договаривается с Полифемом о мирном соседстве. Но все-таки остается настороже:

Про тяжелую судьбу Полифема Опера и оперные театры, Хобби, Спектакль, Видео, Длиннопост

POLIFEMO — ATTO PRIMO – Aria - Fa ch'io ti provi ancora [Ulisse]

И вся эта движуха произошла в первом акте! А их три!

Мы забыли про Нерею, чем занята она? Нерея уговаривает Галатею пустить в ход свои чары, чтобы Полифем размяк и стал менее воинственным.

Про тяжелую судьбу Полифема Опера и оперные театры, Хобби, Спектакль, Видео, Длиннопост

POLIFEMO — ATTO II – Aria - Una belta che sa [Nerea]

А Калипсо теряет голову и ввязывается в интриги Улисса, она защищает его своими чарами, и довольный Улисс поет "Dell'immortal bellezza".

Про тяжелую судьбу Полифема Опера и оперные театры, Хобби, Спектакль, Видео, Длиннопост

POLIFEMO — ATTO II – Aria - Dell'immortal bellezza [Ulisse]

Слышится, как он по деловому прикидывает свои шансы в противостоянии с Полифемом. Короче, пятерка энергично интригует против Полифема.

Асцис меж тем просто кипит и раздувается от страсти:

Про тяжелую судьбу Полифема Опера и оперные театры, Хобби, Спектакль, Видео, Длиннопост

POLIFEMO — ATTO II – Aria - Nell'attendere il mio bene [Aci]

Он спешит в Грот к Галатее.

А тем временем Полифем на пределе.

Он впадает в ярость, отламывает кусок вулкана и мечет его в соперника. Отлично, в лепешку!

Про тяжелую судьбу Полифема Опера и оперные театры, Хобби, Спектакль, Видео, Длиннопост

Полифем бросает камень. Аннибале Карраччи (поищите Карраччи с братьями - не благодарите)))

Ярость все еще клокочет в Полифеме, и он напивается (подливает ему, конечно же, Улисс)... Улисс легко справляется с пьяным Полифемом - выкалывает ему глаз.

POLIFEMO — ATTO III – Aria - Quel vasto, quel fiero [Ulisse]

Не повезло Полифему. А вот Асцису повезло больше. Зевс внял мольбам нимфы Галатеи и оживил его. Более того, он дал ему бессмертие. А чего мелочиться?

Асцис ошеломлен таким валом впечатлений и обстоятельств - ведь он, в сущности, простой пастух... И он поет благодарственную, немного грустную арию - хвалу Зевсу...

POLIFEMO — ATTO III – Aria - Alto Giove [Aci]

Все закончилось вроде бы хорошо?

POLIFEMO — ATTO III – Accendi nuova face [Tutti]

Или нет?

------

p/s/ Есть такая информация, что этот вариант оперы - адаптация. Не целиком, с купюрами, в обработке. Может быть. Очень уж легко и гармонично все воспринимается.

Барочная опера для меня что-то вроде игры в крикет, или борьбы сумо - нечто симпатичное, но странное. С экстравагантными правилами, и артисты с увлечением играют по этим правилам...

p/s/p/s/ Мне Центич очень нравится, славный он, да? И Нерея - чистое очарование.

На этом все, буду рада комментариям!

Показать полностью 9 14

Порпора и кастраты

Здравствуйте, дорогие друзья, давно я не писала, а все потому, что не знала, как уложиться с нынешней инфой покомпактнее. Я и сейчас не знаю, поэтому начну совсем издали.

А давайте я сразу музыку дам? Вдруг кто читать не хочет?

А теперь поехали!

Однажды, я по своей привычке выстраивала логические умозаключения. И сформулировала достаточно очевидную (казалось бы) мысль:

"В Америке так сильна творческая мысль в плане выдумывания всевозможных религий, потому что там фактически отобраны самой историей люди непоседливые, с творческим мышлением, все время что-то затевающие и.т д. А, соответственно на местах, в старушке Европе и у нас, остались тяжелые на подъем поборники традиций."

Не спрашивайте, что вдруг меня на секты потянуло. "А проверю-ка я эту мысль", — опять же по привычке подумала я, и полезла в интернет. Искать секты. Интересовали не нынешние поклонники "Бога Кузи", а секты старинные, с историческим флером. Так интереснее.

Ах, как я ошибалась!

Первую из таких сект я нашла в шаговой доступности... В своем, блин, городе! Я имею в виду, в шаговой доступности находятся места, где все и происходило (хорошо, когда можно сказать "происходило", умиротворяюще звучит).

Стала искать дальше, и поняла: я все это видела, я обо всем этом читала. Все на виду! Просто в "школьные годы чудесные", на которые приходится основной массив классической литературы, — не до сект, другие интересы.

Однако, вот наши фигуранты

Скопцы, хлысты и бегуны (если хотите, можно их в комментариях отдельно, обсудить, все таки я на музыку хочу вывести). Но вот вам классика от классика:

А.С. Пушкин "Сказка о золотом петушке"

... Вот он с просьбой о подмоге

Обратился к мудрецу,

Звездочету и скопцу...

Как то в школе не акцентировали наше внимание, на этом моменте. "Петечка, а кто такой скопец?"... "Ну это"... "Ну да"...

Порпора и кастраты Опера и оперные театры, Музыка, Классическая музыка, Видео, YouTube, Длиннопост

Скопцы

Порпора и кастраты Опера и оперные театры, Музыка, Классическая музыка, Видео, YouTube, Длиннопост

А это "корабль" хлыстов, иллюстрация к Мельникову-Печерскому, которую я, помнится, пролистала, ища "про любовь". Ну и правда, зачем школьнице инфа о всех этих "радениях"?

Собственно, я тогда много прочитала и про скопцов и про хлыстов, и про бегунов, и про другие секты, и глаз сам стал ловить подобные моменты в чужой истории.

Какие такие моменты?

Уродование человеческого тела, сознательное или принудительное. Получается во многих (всех?) культурах, момент нарушения целостности тела чего-то да значит. Скопцы в России, евнухи в восточных странах, Китае. А в Италии были свои мученики - от искусства.

Я, конечно, имею в виду знаменитых теноров-кастратов

И всю индустрию, с ними связанную. Я думаю, вы в курсе, но если нет:

Суть в том, что хорошо поющих мальчиков (можно из церковного хора подобрать, да?) в южной Италии кастрировали до полового созревания. Тут конечно, не все выживали: прижигание - так себе антисептик. Далее взросление происходило аномально - голос оставался высоким, а грудная клетка вырастала до мужских размеров. Поэтому голос приобретал большую силу. От пения знаменитых кастратов: Фаринелли, Каффарелли дамы в театре падали в обморок и/или получали гм... сексуальное удовольствие. Мужчины тоже, кстати, ибо, сами понимаете, природа кастрата двойственна.

Порпора и кастраты Опера и оперные театры, Музыка, Классическая музыка, Видео, YouTube, Длиннопост

Портрет Фаринелли с друзьями Терезой Кастелини и Пьетро Метастазио. 1750-52, худ. Джакопо Амигони

Кастраты так же были в целом выше ростом, чем обычные мужчины (отсюда можно предположить, что акселерация - следствие уменьшения выработки тестостерона) ... Ну, просто предположение, его еще надо подтверждать, а вы помните, что стало с моей первой теорией?

Ну так вот, есть карикатуры, показывающие кастратов, как очень высоких, с непропорциональными фигурами, но я не буду их приводить, потому что очень сильно это похоже на проявление неприязни. Ведь своим успехом кастраты многим досадили. Неаполитанская школа (собственно, кастраты) потеснила венецианцев, от чего пострадал, например, Вивальди, который вышел из моды, уехал из Венеции и умер на чужбине.

Кастраты вызвали восторг у Лондонской публики, потеснив, так сказать, отечественного производителя. И сколько не пиши в газетах "фу-фу", а народ то валом валит, дамы в обморок падают.

Но! Не у всех кастратов развился замечательный голос, кого-то покалечили зазря. И по дорогам Италии болтались бродячие кастраты, зарабатывающие пением на ярмарках и проституцией. И тут я вспомнила об аналогичных персонажах современной Индии - Хиджра, погуглите, очень познавательно.

Порпора и кастраты Опера и оперные театры, Музыка, Классическая музыка, Видео, YouTube, Длиннопост

Хиджры - тоже кастрированные (в основном) мужчины. Фото с сайта bangkokbook.ru

Ну, допустим, кастрировали ребенка, а дальше что?

Вернее начинается все с того, что его выкупают у родителей. На юге Италии народ бедный, детей много, обеспечить всех остальных за счет одного - большой соблазн.А далее дети попадали в интернат, музыкальный интернат, где было отделение для "нормальных" - будущих музыкантов, и кастратов.

В интернате методом палочной дисциплины вдалбливали в детей нотную грамоту и тренировали голос. Если вы сейчас прямо-таки испытываете праведное негодование в отношении варваров-итальянцев, то спешу сообщить, что и у нас в России был аналог, только связанный не с музыкой, а с военной службой. Почитайте про кантонистов (правда их не кастрировали).

Ну вот, учил детишек Никола Порпора, очень классный композитор (да, вела я к нему, и нет, короче было нельзя). Мне он почему-то нравится гораздо больше Генделя.

Порпора и кастраты Опера и оперные театры, Музыка, Классическая музыка, Видео, YouTube, Длиннопост

Фото с сайта porpora.co.uk

Порпора написал несколько опер, но сейчас барочные оперы ставят больше в концертном исполнении. Партии, ранее принадлежавшие кастратам, теперь поют женщины и контр-теноры.

Понятно, что контр-теноры не имеют голоса той силы и диапазона, как кастраты, за то у них все в полной комплектации.

Порпора и кастраты Опера и оперные театры, Музыка, Классическая музыка, Видео, YouTube, Длиннопост

Чрезвычайно известный контр-тенор Макс Эмануэль Ценчич

Мне любить Попору немного стремно. Понятно, что он собственноручно никого не кастрировал, но осадочек остался... Но я его люблю.

Чечилия Бартоли, уже достаточно давно выпустила программу "Sacrificium", посвященную музыке для кастратов неаполитанской школы. Собственно, мне кажется, от ее инициативы пошла кругами информация и интерес к этой теме.

Вот вам мое самое любимое, целиком:

p/s/ В следующий раз будет про оперу Порпоры ... без исторических справок....

Показать полностью 6 1

Орф...Орф...

Здравствуйте, дорогие друзья! Каждый раз, когда я открываю для себя очередной секрет Полишинеля (это нечто такое, что известно тем, кто в теме, а мне - нет) - я испытываю прямо бурю эмоций, в основном положительных. И вот опять!

Совершенно случайно, в одном сборном, очень кайфовом концерте возле Эйфелевой башни (умеют же французы делать легко и зажигательно), я услышала...

И такая: "Ой, что это?"

Легкий перекрестный поиск, выдал, что я услышала часть чуть ли не самого известного в мире произведения классической музыки. Вот так вот, ни больше, не меньше. И я, естественно, по правилам игры, о нем ни слухом ни духом.

Итак, вот наш герой: сценическая кантата Карла Орфа "Кармина Бурана". Не знаю, как вы, а я услышала о Карле Орфе первый раз. Так что, вкратце, для таких же, как я: немецкий композитор, жил и творил припеваючи в фашистской Германии (в последствии пытался приписать себе некоторые подвиги - но ему не особо поверили, оставили под вопросом).

Кстати, как-то всегда уходит из поля зрения из-за последующих событий, что до примерно 1933 в Германии был приличный культурный взлет, один Баухауз только взять...

Ну ладно, а что там Орф?

В 1936 году он написал свою знаменитую сценическую кантату "Кармина Бурана" ("Carmina Burana"). Название заумное, вызывает образы монастыря, одухотворенных монахов с выстриженными темечками и служебные песнопения. НИЧЕГО ПОДОБНОГО!

Эта кантата написана на стихи из сборника средневековых бродячих поэтов - вагантов. Стихи самые что ни на есть светские - про выпить, закусить, с дамами познакомиться. Есть и размышления о бренности жизни, и отсылка к ежегодной смене времен года, масленице (карнавалу) и тому подобное, А вот религиозного нет вообще ничего. Ни строчки, ни ноты.

Написаны стихи на языке тогдашнего международного общения - на латинском, естественно. Название переводится примерно: "песни из тетрадки найденной в монастыре Бойрен" (Beuern - по немецки, по латински - Buranum).

Ближе к делу! Я, увы, не настолько культурна, чтобы осваивать новый материал, глядя на ряд черных фраков и белых манишек. Поэтому нашла экранизацию "Кармины Бураны" 1975 года (режисер Жан-Пьер Поннель). Это по сути просто фильм, и фильм старый, и рот там открывают, соответственно, актеры, а не певцы. И качество соответствующее, и спецэффекты наивные.

Но штука стоящая, после этого фильма я "Кармину Бурану" навсегда полюбила. Так что не обессудьте. Поехали!

Орф...Орф... Хобби, Карл Орф, Классическая музыка, Классика, Вокальная музыка, Видео, YouTube, Длиннопост

Кантата длится около часа, и делится на песни. Есть три солиста - баритон, сопрано, и тенор для комических куплетов жареного лебедя (кстати, на счет лебедя у немцев есть всяческие поговорки-пословицы, так что тут может быть не только прямой смысл, более тонкие отсылки, но я еще не выяснила).

Части (просто для понимания структуры). Каждая часть содержит несколько песен.

  • Fortuna Imperatrix Mundi ("О Фортуна")

  • Primo vere ("Весна")

  • In taberna ("В кабаке")

  • Cours d’amour ("Двор любви")

  • Blanziflour et Helena ("Бланшфлёр и Елена")

"О ФОРТУНА!"

О Фортуна,
Лик твой лунный
Вечно изменяется:
Прибывает,
Убывает,
Дня не сохраняется.
То ты злая,
То благая
Прихотливой волею;
И вельможных,
И ничтожных
Ты меняешь долею.

(Перевод М. Гаспаров)

"Primo vere"

Весна-красна на улице

улыбкой всех пленяет,

мятежница метелица

со стужей отступают.

Всё новыми обновами

бор Флору покоряет,

красою зачарованный,

хвалу ей распевает.

Ах...

(перевод Н. Браун )

Песня жареного лебедя

Когда-то жил я в озере,
Когда-то был красавчиком,
Когда-то звался лебедем.
Бедный, бедный,
Был я белый —
Черный стал зажаренный.

(Перевод М. Гаспаров)

А вот и наш главный герой:

С него все началось. Коротенький ролик из фильма...

И переходим к главному:

Ой, ой, ой! Что-то я плохой!

От любви хмельной я снова

словно конь лихой;

.... И так далее )))

Солисты: Брин Терфель, Жули Фукс, дирижер: Даниэле Гатти. 2015

Надеюсь, вам понравится!


p/s/ Ютуб пишет, что "в некоторых странах" ролики недоступны, но это ж явно не у нас, где нибудь в Зимбабве, да? Если что, сигнализируйте!

Показать полностью 1 6

Повторенье - мать ученья. А не пора ли нам, братцы, замахнуться (снова) на Гаэтано нашего Доницетти

Здравствуйте, дорогие друзья! Как вы, наверное, заметили, я отдаю виртуальные долги. Т.е. выкладываю отрывки из опер, о которых я уже писала (Кто знает про Доницетти?). Потому что нравятся они мне, очень.

И жалко их просто пропустить. Поэтому я настрогала видео тонкими кусками. Будем повторять!

Ну прелесть же! Что там у нас?

Правильно, у нас опера Гаэтано Доницетти "Любовный напиток".

Это постановка Венской оперы 2005 года. А какая тут Анна Нетребко! Красивая неимоверно. В роли недотепы Неморино - Рональдо Вильясон. Между прочим, знаменитый тенор. Мы тут в комментариях обсуждали - нужен и ли нет оперному певцу вес - как видим, можно обойтись.

А какая у него мимика! И еще он жонглирует шариками:

После этой постановки смотреть Роландо Вильясона в "Доне Карлосе" было очень забавно. Но вообще-то, Бог с ним, с Неморино, мало ли балбесов на свете.

Наш сегодняшний герой - эффективный менеджер по продажам Дулькамара. Как же я его обожаю!

А ограничение на ролик в три минуты не обожаю. Поэтому вот вам продолжение:

Здесь в роли Дулькамары - Ильдебрандо д’Арканджело.

Заметили, как Дулькамара скидывает цену? Напоминает "Телемагазин на диване":

...quanto costa?
quanto vale la bottiglia?
Cento scudi?… Trenta?… Venti?
No… nessuno si sgomenti.
Per provarvi il mio contento
di sì amico accoglimento,
io vi voglio, o buona gente,
uno scudo regalar."

В общем "только сегодня" скинул цену в сто раз... Дело на мази. Однако. Сейчас Дулькамара сделает второй заход:

Это постановка Royal Opera House, 2014. Витторио Григоло (Неморино), Брин Терфель (Дулькамара)

Вам какой Дулькамара больше нравится? Я прямо разрываюсь. Д’Арканджело хорош, и постановка очень гармоничная, но от Терфеля я просто фанатею. Как по мне - он на голову выше всех во всех смыслах )). Сама постановка неплохая, и стилизация под простое русское простое английское село - вполне нормальная. Но, предполагаю, Терфеля им дали для "усиления". В принципе это ключевая роль, на которой все держится.

А, тем временем, Неморино выпрашивает у "дотторе" бутылочку "любовного", красного, полусухого.

Внимание, по какой то странной, но радостной причине, у меня взяли ролики больше трех минут. Я так рада, потому что здесь сквозное действие - не знаешь, где резать. Досмотрите - не пожалеете!

Кстати, здесь в роли Неморино - тенор Витторио Григоло. И он хорош. Молодой, обаятельный, незажатый. В общем, удача. От Адины я не в восторге, мне кажется, ее одели так, что она попросту стесняется. На репетициях она более раскованная.

Вот вам еще пара моментов:

Здесь Неморино замечает свое волшебное воздействие на селянок. И проводит ряд экспериментов. На самом деле у Неморино умер дядя, и теперь он - богатый наследник. Хотя сам этого еще не знает. А вот соседки уже в курсе.

А здесь (возвращаемся к постановке 2005 года) несчастный Неморино поет "Una furtiva lagrima":

А в заключение вот вам еще один Дулькамара:

Из в общем непримечательной постановки Gran Teatro del Liceo (Барселона), 2005, Мария Байо (Адина), Рональдо Вильясон (Неморино), Бруно Пратико (Дулькамара).

Меня здесь подкупило то, что уже ПОСЛЕ аплодисментов, поклонов и т.п. Дулькамара еще раз прошелся со своим зельем, и всучил его всем, кому смог, даже дирижеру. "Браво, браво Дулькамара" (c).

На этом все. Вышло сумбурно, зато от души.

p.s.: Вообще-то Дулькамара - это растение, применяемое в гомеопатии. Вопрос: это персонажу оперы дали фамилию по названию растения (он же аптекарь какой-никакой) или растение назвали в честь известного аптекаря? ))

Показать полностью 10

Красивая смерть

Здравствуйте, дорогие друзья! В прошлый раз, когда я писала про "Аиду" (вот здесь Самая пацифистская опера на свете ), еще не приспособилась вставлять видео. Поэтому вот добавка:

Три пары Радамес и Аида (из трех разных постановок) будут последовательно умирать в пещере...

Если кто забыл: египетский военачальник Радомес из любви к рабыне-эфиопке Аиде предал свою страну и приговорен к смерти. Его заживо замуровали в пещере. Он готовится к смерти, и внезапно, из темноты, к нему выходит Аида, которая пришла умереть вместе с ним. Они поют дивный дуэт. А снаружи поет раскаивающаяся Амнерис - дочь фараона (она вспылила, и потому все закончилось так печально - завертелась репрессивная машина).

Кстати, в три минуты дуэт не влезает, поэтому - как вышло.

Итак, пара номер 1:

  • Виолетта Урмана (Аида), Роберто Аланья (Радамес), Илдико Комлоси (Амнерис).

  • La Scala, 2006, постановка Дзеффирелли.

Красивая смерть Опера и оперные театры, Хобби, Музыка, Классическая музыка, Джузеппе Верди, Видео, YouTube, Длиннопост
Красивая смерть Опера и оперные театры, Хобби, Музыка, Классическая музыка, Джузеппе Верди, Видео, YouTube, Длиннопост

Пара номер 2:

  • Радамес - Скотт Пайпер. На счет женщин - воздержусь, точной информации нет.

  • Тоже Дзеффирелли, Бусетто, театр Верди, 2001

Кстати, немного о театре. Почему в Бусетто? Что за Бусетто такое?

В Италии, как и у нас, стоит будущей знаменитости в пеленках проехать мимо какого-нибудь города, через 100 лет - хлоп - музей, улица, памятник... Итальянцы такие же, только у них плотность музыкантов на душу населения больше. Поэтому у них масса провинциальных оперных площадок, где проводятся фестивали, конкурсы, открываются музыкальные учебные заведения.

Джузеппе Верди, жил в своем поместье недалеко от Бусетто , в деревне Сант-Агата (Верди был очень домовитый, вы знали? Землю постоянно покупал...). Он курировал постройку театра, денег дал. Местные власти от него ожидали, что на открытие он вдобавок притащит за шкирку своих знакомых оперных звезд. Но Верди даже сам не пришел.

Но, видимо обиды на композитора прошли - театр носит его имя. По мне, это что-то вроде учебной площадки. Театрик крошечный, но выглядит очень мило.

Красивая смерть Опера и оперные театры, Хобби, Музыка, Классическая музыка, Джузеппе Верди, Видео, YouTube, Длиннопост
Красивая смерть Опера и оперные театры, Хобби, Музыка, Классическая музыка, Джузеппе Верди, Видео, YouTube, Длиннопост

Пара номер 3:

  • Аида - Кристин Левис, Радомес - Фабио Сартори

  • La Scala, 2015, Петер Штайн

Красивая смерть Опера и оперные театры, Хобби, Музыка, Классическая музыка, Джузеппе Верди, Видео, YouTube, Длиннопост

В команде замена

...поскольку старое видео не показывалось, я быстренько сориентировалась и вставила другое - к сожалению более куцее...хорошо еще что смогла отредактировать..

Красивая смерть Опера и оперные театры, Хобби, Музыка, Классическая музыка, Джузеппе Верди, Видео, YouTube, Длиннопост

Мне эта постановка показалась какой-то немузыкальной. Сначала. Декорации геометрические, балета нет... У Радомеса красота глубоко внутри... И знаете, Фабио Сартори не производит впечатление "доброго толстяка". Нет в глазах добра... Не уютный он. Скорее его типаж "недобрый толстяк". Бедняжка Аида...

Однако...

Вот вам еще Фабио Сартори. С его коронной "Nessun dormo" ("Никто не спит") (из оперы Пуччини "Турандот").

Неплохо, да? Я перебрала разных исполнителей - он поет ее лучше всех!. Берем Фабио Сартори в копилку!

p.s.: Вам какой Радомес больше понравился?

Показать полностью 6 4

Пирожка не желаете?

Кто не знает о Суинни Тодде? Это тот брадобрей, который наделал из лондонцев пирожков, и вместе с подельницей миссис Ловетт открыл прибыльное кафе. На темных туманных улицах Лондона чего только не случается...

Пирожка не желаете? Хобби, Музыка, Мюзикл, Суини Тодд, Видео, YouTube, Длиннопост

Фото из открытых источников

Но вернемся к нашим музыкальным делам.

Итак, "Суини Тодд, демон-парикмахер с Флит-стрит" ("Sweeney Todd: The Demon Barber of Fleet Street") - это мюзикл композитора Стивена Сондхейма на либретто Хью Уиллера, основанный на пьессе Кристофера Бонда, а та, в свою очередь, основана на одной из мрачных городских легенд Викторианского Лондона.

Жил-был молодой парикмахер Бенджамин Баркер, у него были юная красивая жена и крохотная дочурка. Но их тихое счастье помешало судье Терпину, и тот, пользуясь своей властью судьи, отправил Бенджамина Баркера на Колыму, упс - в залив Ботани Бей. Это - гиблое место на краю света (в Австралии), специально для ненужных в империи людей - заключенных, ссыльных, женщин легкого поведения и нелегкой судьбы и т.п. Через много лет в Лондон возвращается Суинни Тодд, в котором уже никто не узнает Бенджамина Баркера, да и узнавать некому: жена и дочь бесследно сгинули...

Фильм с Джонни Деппом вы, конечно, смотрели. Красавчик, он там, конечно, впрочем, как и всегда :).

Пирожка не желаете? Хобби, Музыка, Мюзикл, Суини Тодд, Видео, YouTube, Длиннопост

А как вам такой Суинни Тодд?

Татам! Концертное исполнение мюзикла в зале Нью-Йоркской филармонии в Линкольн центре в марте 2014 года. Дирижер Алан Гилберт, режиссер Лонни Прайс, в главных ролях Брин Терфель (мой любимчик) и Эмма Томпсон (ее тоже представлять не надо).

Вы уже поняли, что сегодня будет не опера :). Маленькая ремарка: можно добавлять ролики длиной не более трех минут, а очень важно, чтобы вы начало целиком посмотрели. Поэтому я дам два ролика подряд.

Для тех, кому совсем лень смотреть. Сравните:

До:

Пирожка не желаете? Хобби, Музыка, Мюзикл, Суини Тодд, Видео, YouTube, Длиннопост

Академичненько...

После:

Пирожка не желаете? Хобби, Музыка, Мюзикл, Суини Тодд, Видео, YouTube, Длиннопост

Эк актеры сцену уделали, а с роялем то что сотворили!

С главным героем мы познакомились, а вот Миссис Лаввет - неудачливая держательница закусочной:

Драматическая актриса очень украшает мюзикл, да?

Миссис Ловетт так самокритично живописует, насколько отвратительны ее пирожки, что возникает вопрос, зачем она вообще закусочную открыла, а не табачную лавку, например.

А здесь Суинни удивительно повезло: его враг сам к нему пришел - бриться. И вот Суинни растягивает удовольствие - месть сладка.

Однако случай нарушает его планы, и в отчаянии и злости, он придумывает безумный план. Миссис Ловетт - не против.

Время идет, парочка процветает, поставки свежего мяса бесперебойны...

Пирожка не желаете? Хобби, Музыка, Мюзикл, Суини Тодд, Видео, YouTube, Длиннопост

Я, пожалуй, в этот раз не буду пересказывать содержание, скажу только, что очень неудачная цепь событий привела к трагическим последствиям. И, помимо перекрученных на фарш безымянных лондонцев, пострадали практически все персонажи. А если бы Суинни Тодд был чуть внимательней,чуть меньше упивался горем...

В общем, все умерли. Отличное зрелище для промозглого февраля, рекомендую!

(p.s.: там еще много персонажей )))

Показать полностью 4 6

Ох уж эти сказки, ох уж эти сказочники :)

Здравствуйте дорогие друзья, хочу поделиться с вами своей находкой - оперой Оффенбаха 'Les contes d’Hoffmann", по нашему - "Сказки Гофмана". Самое то на праздники.

Ох уж эти сказки, ох уж эти сказочники :) Опера и оперные театры, Хобби, Видео, YouTube, Длиннопост

"Les Contes d'Hoffmann", "Метрополитен Опера", 2009

"Минуточку!" - Скажете вы: "Оффенбах же оперетты сочинял?". И будете правы. Давайте я начну сначала.

Дело было так:

Виолончелист Якоб Оффенбах приехал покорять Париж, человеком он был зажигательным, предприимчивым, веселым, впрягался в любой кипеш... и как-то сам собой родил жанр оперетты. Нам привычней оперетты Кальмана - там все просто: есть молодая вдова, ей вначале не весело, в конце будет весело, или в начале оперы героя ребенком украли цыгане - в конце вернут... В общем все такое повествовательное, понятное. У Оффенбаха все не так. Все с ног на голову. Это не просто веселые песенки - это что-то вроде сатиры, стендапа, обыгрывание современных (Оффенбаху) событий, сплетен... действие шокирующее и острое.

Взять к примеру известную оперетту "Орфей в Аду":

Вы же в курсе насчет Орфея? Орфей - известный древне-мифо-греческий музыкант, в жизни у него было много приключений, вот с Ясоном он тоже ездил (за Золотым Руном).

В общем, человек заслуженный и зрелый, после всех своих приключений встретил и полюбил юную Эвридику, они поженились, и все вроде бы хорошо...

Но, естественно, не тут-то было, буквально из ничего возникает трагедия - Эвридику кусает змея, и та (женщина, не змея) умирает. Безутешный Орфей спускается в ад, снова переживает множество приключений, и получает разрешение увести Эвридику из царства теней. Одно условие - он не должен оглядываться. Естественно, оглянулся.

Ох уж эти сказки, ох уж эти сказочники :) Опера и оперные театры, Хобби, Видео, YouTube, Длиннопост

Вот так вот, предельно печально. Художник Камиль Коро

Помню в детстве мы несколько дней ночевали у родственников - у стены стоял кинескоп, и мне поведали, что, если я до него дотронусь, произойдет взрыв. О, танталовы муки три дня! И я ведь так и не дотронулась! (Хотя надо было сообразить, что как-то к стене его поставили, т.е. трогали). С другой стороны, возможно, от ожидания и страха у меня бы остановилось сердце, и мы бы имели детский трупик вместо этих заметок.

Ну, а Орфей, в отличие от меня, не справился с искушением, и был наказан... Все. Всем грустно, все плачут. Занавес... И, главное, опер на этот сюжет вагон! Все предельно грустные.

Но не у Оффенбаха:

Для начала, в оперетте Орфей жену не любил, а укус змеи сам же и подстроил. Зачем же он отправился в за ней Ад? Так положено. В древнегреческий Ад (хозяева которого, напоминаю Плутон и Прозерпина) прибыло подкрепление - толпа родственников (богов и богинь), и началась веселуха. Например, гости пляшут "инфернальный галоп", мелодию которого мы сразу узнаем - это Канкан.

А Юпитер, пытаясь приударить за нашей героиней Эвридикой, превращается в насекомое - с лапками и брюшком... Он кружит над избранницей и зазывно жужжит "zzzzzzzzz"...

Ох уж эти сказки, ох уж эти сказочники :) Опера и оперные театры, Хобби, Видео, YouTube, Длиннопост
Ох уж эти сказки, ох уж эти сказочники :) Опера и оперные театры, Хобби, Видео, YouTube, Длиннопост

А в чем проблема? Мог в быка превратиться, мог в золотой дождь... Но можно и в муху. Затейник этот Оффенбах.

Однако я отвлеклась от своей главной цели:

Как у любого композитора, у Оффенбаха тоже была ахиллесова пята - мало ему было мегапопулярных оперетт, он хотел написать оперу, чтобы по настоящему, а не "это вот все".

Подступался он к ней долго, и за основу сюжета выбрал сказки известнейшего на тот момент реального писателя-сказочника Гофмана, вы тоже его знаете, человек был, надо сказать, интереснейший, и по кочкам его тоже жизнь поносила: он и писатель, и живописец, репортер, карикатурист, оппозиционер, музыкант... В опере Гофман становится персонажем своих собственных сказок.

Оффенбах умер до премьеры, не дописав третий акт. И, как и в случае с Бизе, и с нашим Бородиным, коллеги закончили, как могли...

А теперь посмотрим, как там дела у Гофмана:

Сказочник Гофман прокастинирует - сидит в кабаке, а Муза тщетно пытается его мотивировать.

Ох уж эти сказки, ох уж эти сказочники :) Опера и оперные театры, Хобби, Видео, YouTube, Длиннопост

Гофман - Джозеф Каллея, мальтийский тенор

В чем проблема? Нет любви хорошей у него. Вот друзья просят рассказать им забавную историю. (В операх прямо тренд какой-то - просить рассказать историю. Помните, в "Фаусте" начали одну, про мышь, и так и не закончили... Влез Мефистофенль со своей песней... А я бы послушала про мышь...).

Так вот, Гофман рассказывает собутыльникам историю про карлика Кляйнзака... Вроде бы воодушевляется... И снова вспоминает о своей тоске о прекрасной даме... Отличная ария, мне очень нравится!

Муза против женщин (других, она тоже какая-никакая женщина). А Гофман делает попытки, количеством три: Олимпия, Антония, Джульетта. И каждый раз разочаровывается (прямо мужской паблик какой-то). Муза - Кейт Линдси, американское меццо-сопрано.

Вот Муза поет саркастическую песенку про Олимпию, которая, по мнению Музы, безмозглая кукла.

И это чистая правда: Олимпия оказывается механической куклой, которую смастерил изобретатель Спаланцани.

Вот отрывок арии Олимпии из другой постановки (Grand Théâtre de Genève, 2004). Уверена, вы поймете, почему я вставила именно ее:

Но Гофман уже в розовых очках (буквально), и очарован Олимпией:

Спаланцани - энтузиаст и бойкий тенор (Mark Schowalter). Давайте его послушаем. Здесь он тоже интригует со злодеем (может это отсылка, что не только женщины, но и искусство и наука от дьявола? ))):

Ох уж эти сказки, ох уж эти сказочники :) Опера и оперные театры, Хобби, Видео, YouTube, Длиннопост

Любовь к кукле, понятно, не могла закончиться успехом - в конце за ней не уследили, и она просто разбилась. Безутешный Спаланцани, можно сказать, отец, с ногой Олимпии:

Ох уж эти сказки, ох уж эти сказочники :) Опера и оперные театры, Хобби, Видео, YouTube, Длиннопост

В принципе всех трех женщин может петь одна актриса - но по факту обычно поют разные. А еще по опере рассыпана сеть баритонов-злодеев: Линдорф, Коппелиус , Дапертутто и доктор Миракль (Алан Хелд, американский бас-баритон - кстати, мне давно не попадался такой впечатляющий басс-баритон - исключая моего любимца, конечно, но о нем здесь не буду), их тоже может петь один человек. И в нашей постановке это именно так. Посмотрите, как Коппелиус с Музой отлично поладили:

Ох уж эти сказки, ох уж эти сказочники :) Опера и оперные театры, Хобби, Видео, YouTube, Длиннопост

Они увлеченно мастерят новых кукол из зеленой слизи и искусственных глаз.

А вот злодей отчитывает проштрафившуюся Музу (что-то их связывает, да?):

Гофману тяжело пришлось с Олимпией, и я так подробно о ней рассказала, и пост снова вышел длинным. Но было бы не честно совсем не упомянуть о двух других возлюбленных:

Антония - милая скромная девушка, в чем ее проблема? Хочет петь, но от этого болеет... Поет сопрано Анна Нетребко.

Джульетта - куртизанка, сами понимаете... Джульетта - Екатерина Губанова, меццо-сопрано.

Да, это супер-известная баркарола.

А как же бедный Гофман? С кем остался он?

Ох уж эти сказки, ох уж эти сказочники :) Опера и оперные театры, Хобби, Видео, YouTube, Длиннопост

С Музой. Может так и лучше. На этом, пожалуй, и остановимся.


p.s.: Я же не зря видео шинкую? Вы же слушаете, да?

Показать полностью 8 9

В Питере шаверма и мосты, в Казани эчпочмаки и казан. А что в других городах?

Мы постарались сделать каждый город, с которого начинается еженедельный заед в нашей новой игре, по-настоящему уникальным. Оценить можно на странице совместной игры Torero и Пикабу.

Реклама АО «Кордиант», ИНН 7601001509

Хозяйке на заметку: нет повода не выпить...

Здравствуйте дорогие друзья, близится Новый год, значит, нет повода не выпить. К тому же я ни разу не публиковала статьи типа "X лучших, Y худших"...

Итак, 5 лучших оперных пьянок (мой личный рейтинг)

  1. И первым номером, конечно, идет одинокое застолье дона Джованни в последнем акте одноименной оперы Моцарта. Сидит он в гордом одиночестве с куриной ножкой в руках, только дюжина музыкантов из домашнего оркестрика составляет ему компанию...

Хозяйке на заметку: нет повода не выпить... Опера и оперные театры, Хобби, Видео, YouTube, Длиннопост
Хозяйке на заметку: нет повода не выпить... Опера и оперные театры, Хобби, Видео, YouTube, Длиннопост

Оркестрик играет хиты - самого Моцарта (кусочек из "Фигаро") а также из современного Моцарту репертуара Венской оперы, например, некий Мартин-и-Солера "Cosa rara" ("Редкая вещь"), Д. Сарти ("Между двумя соперниками выигрывает третий")...

А перспективы, как вы понимаете, самые мрачные... Вот-вот придет командор...Такой вот он, корпоратив фрилансера. "Метрополитен Опера", 2000.

2. Далее мы переходим к "Сказкам Гоффмана" Оффенбаха - единственной, и прехорошенькой опере, которую сочинил всемирно известный создатель жанра оперетты. Я потом расскажу подробнее, а пока скажу так: одна коварная муза пытается отвадить сказочника Гоффмана от реальных женщин, чтобы он посвятил все свое время творчеству, то есть ей. :)

Хозяйке на заметку: нет повода не выпить... Опера и оперные театры, Хобби, Видео, YouTube, Длиннопост

Собственно, все три акта там кто-нибудь прикладывается к бутылке. А сам сказочник Гоффман традиционно небрит и в измененном сознании.

Мне нравится вот этот момент: прекрасная сценка, немецкий город, французский берет, американская сцена...

Хозяйке на заметку: нет повода не выпить... Опера и оперные театры, Хобби, Видео, YouTube, Длиннопост

Как бойко оратор предлагает выпить! Шикарная постановка "Метрополитен опера", 2009.

3. А теперь мы уж точно во Франции: к вечеринке присоединяются дамы. "Фауст" Гуно. "Королевская опера", 2004.

Хозяйке на заметку: нет повода не выпить... Опера и оперные театры, Хобби, Видео, YouTube, Длиннопост

4. Дабы меня не упрекнули в отсутствии патриотизма - сцена в трактире из оперы Мусоргского "Борис Годунов". А чтобы не усомнились в либерализме - постановка "Королевской оперы", 2014.

Хозяйке на заметку: нет повода не выпить... Опера и оперные театры, Хобби, Видео, YouTube, Длиннопост

Беглые монахи Варлаам и Мисаил (а с ними Григорий Отрепьев) приходят в корчму на границе. Итак. "Ну что, хозяюшка, нет ли вина?" "Как не быть."

5. Допустим, праздник уже не первый день, тяжко. Но именно с такой проблемой столкнулся персонаж оперы Бородина "Князь Игорь".

Хозяйке на заметку: нет повода не выпить... Опера и оперные театры, Хобби, Видео, YouTube, Длиннопост

Отправив собственно князя Игоря на войну, Владимир Галицкий, шурин (т.е. брат жены князя Игоря) остался "за старшего", и стал коротать время, как мог... Большой театр, 2013

На этом все, берегите здоровье. С наступающим праздником!

Показать полностью 7 5
Отличная работа, все прочитано!