Серия «На Подкаменную Тунгуску»

ОТ "Александр Сибиряков" - экскурсия по буксиру. И кто такой капитан-наставник

Давайте про суда. Вы часто видели буксиры на Енисее и других крупных реках, но как они выглядят вблизи? Показываю.

ОТ "Александр Сибиряков" - экскурсия по буксиру. И кто такой капитан-наставник Красноярский край, Сибирь, Судно, Речной флот, Речники, Енисейское речное пароходство, Енисей, Подкаменная тунгуска, Длиннопост

Это четырехпалубный двухвинтовой буксир-толкач типа "ОТ-2000" - "Александр Сибиряков". Он больше 40 лет трудится в Енисейском речном пароходстве. Длина 45, а высота 15 метров (пятиэтажный дом).

ОТ "Александр Сибиряков" - экскурсия по буксиру. И кто такой капитан-наставник Красноярский край, Сибирь, Судно, Речной флот, Речники, Енисейское речное пароходство, Енисей, Подкаменная тунгуска, Длиннопост

Спереди ОТ'а массивное сцепное устройство для толкания

ОТ "Александр Сибиряков" - экскурсия по буксиру. И кто такой капитан-наставник Красноярский край, Сибирь, Судно, Речной флот, Речники, Енисейское речное пароходство, Енисей, Подкаменная тунгуска, Длиннопост

Это защелки, чтобы баржа была в жесткой сцепке

ОТ "Александр Сибиряков" - экскурсия по буксиру. И кто такой капитан-наставник Красноярский край, Сибирь, Судно, Речной флот, Речники, Енисейское речное пароходство, Енисей, Подкаменная тунгуска, Длиннопост

На палубе куча различных лебедок. ОТ ("озерный толкач") может и толкать, и буксировать и что угодно делать :)

ОТ "Александр Сибиряков" - экскурсия по буксиру. И кто такой капитан-наставник Красноярский край, Сибирь, Судно, Речной флот, Речники, Енисейское речное пароходство, Енисей, Подкаменная тунгуска, Длиннопост
ОТ "Александр Сибиряков" - экскурсия по буксиру. И кто такой капитан-наставник Красноярский край, Сибирь, Судно, Речной флот, Речники, Енисейское речное пароходство, Енисей, Подкаменная тунгуска, Длиннопост
ОТ "Александр Сибиряков" - экскурсия по буксиру. И кто такой капитан-наставник Красноярский край, Сибирь, Судно, Речной флот, Речники, Енисейское речное пароходство, Енисей, Подкаменная тунгуска, Длиннопост

В машинном зале два двигателя по тысячи лошадиных сил каждый. Машинное отделение - как музей :)

ОТ "Александр Сибиряков" - экскурсия по буксиру. И кто такой капитан-наставник Красноярский край, Сибирь, Судно, Речной флот, Речники, Енисейское речное пароходство, Енисей, Подкаменная тунгуска, Длиннопост

Эти буксиры  строили в 80-х годах в Венгрии и перегоняли на Енисей по Северному морскому пути. А вот двигатели использовали отечественной постройки. На "А.Сибирякове" до сих пор стоят родные.

ОТ "Александр Сибиряков" - экскурсия по буксиру. И кто такой капитан-наставник Красноярский край, Сибирь, Судно, Речной флот, Речники, Енисейское речное пароходство, Енисей, Подкаменная тунгуска, Длиннопост

А генераторы уже поменяли. Стоят китайские. Капитан говорит, что за 8 лет эксплуатации показали себя хорошо.

ОТ "Александр Сибиряков" - экскурсия по буксиру. И кто такой капитан-наставник Красноярский край, Сибирь, Судно, Речной флот, Речники, Енисейское речное пароходство, Енисей, Подкаменная тунгуска, Длиннопост

Буксиры этой серии речники любят за их маневренность, мощь, функциональность. Внешне они выглядят сурово, но внутри очень комфортабельные. Место много. Одна кают-компания чего стоит.

ОТ "Александр Сибиряков" - экскурсия по буксиру. И кто такой капитан-наставник Красноярский край, Сибирь, Судно, Речной флот, Речники, Енисейское речное пароходство, Енисей, Подкаменная тунгуска, Длиннопост

На Подкаменной Тунгуске буксирам приходится работать больше всех. Им надо успеть и свой груз доставить, и сухогузы протянуть через пороги. Это главные трудяги.

ОТ "Александр Сибиряков" - экскурсия по буксиру. И кто такой капитан-наставник Красноярский край, Сибирь, Судно, Речной флот, Речники, Енисейское речное пароходство, Енисей, Подкаменная тунгуска, Длиннопост
ОТ "Александр Сибиряков" - экскурсия по буксиру. И кто такой капитан-наставник Красноярский край, Сибирь, Судно, Речной флот, Речники, Енисейское речное пароходство, Енисей, Подкаменная тунгуска, Длиннопост

Еще на "А.Сибирякове" идет капитан-наставник. На обе Тунгуски суда Енисейского речного пароходства заходят караваном. Это связано не только с сжатыми сроками навигации (3-4 недели), но и с необходимостью помогать друг другу на сложных участках. Например, на Подкаменную в этом году идет 50 судов: 16 буксировщиков, 6 сухогрузов, 3 танкера, 6 нефтеналивных и 15 сухогрузных барж, 3 плавкрана, аварийно-спасательная станция. У всех у них разные пункты назначения, плюс буксиры дополнительно работают на порогах. И действия всех судов надо скоординировать.

ОТ "Александр Сибиряков" - экскурсия по буксиру. И кто такой капитан-наставник Красноярский край, Сибирь, Судно, Речной флот, Речники, Енисейское речное пароходство, Енисей, Подкаменная тунгуска, Длиннопост

Этим занимаются капитаны-наставники. В караване на Подкаменной их два. Один идет на головном буксире, второй на замыкающем. В наставники ставят самых опытных судоводителей с большим стажем. Ведь от их руководства зависит успех всей навигации.

ОТ "Александр Сибиряков" - экскурсия по буксиру. И кто такой капитан-наставник Красноярский край, Сибирь, Судно, Речной флот, Речники, Енисейское речное пароходство, Енисей, Подкаменная тунгуска, Длиннопост

Капитан-наставник головного буксира в нашем походе - Эрднеев Анатолий Сергеевич. На флоте почти 50 лет. В первую навигацию вышел в 1976 году, а с 1996 по 2017 был капитаном ОТ "А.Сибиряков", на котором теперь ходит в должности наставника. Ему надо провести караван по Подкаменной до п.Ванавара - это 1146 от устья, и доставить 36 тыс. тонн грузов в рамках Северного завоза.

ОТ "Александр Сибиряков" - экскурсия по буксиру. И кто такой капитан-наставник Красноярский край, Сибирь, Судно, Речной флот, Речники, Енисейское речное пароходство, Енисей, Подкаменная тунгуска, Длиннопост
ОТ "Александр Сибиряков" - экскурсия по буксиру. И кто такой капитан-наставник Красноярский край, Сибирь, Судно, Речной флот, Речники, Енисейское речное пароходство, Енисей, Подкаменная тунгуска, Длиннопост

Все посты по путешествию по Подкаменной будут в этой подборке у меня на странице. Или подписывайтесь на профиль @Tokarevs, чтобы не пропустить.

Кстати, в предыдущем посте можно посмотреть прогулку по сухогрузу "Капитан Тронин"

Показать полностью 17

«Капитан Тронин» (бывший "Кисловодск") - сухогруз, на котором я ходил по Подкаменной Тунгуске

«Капитан Тронин» (бывший "Кисловодск") - сухогруз, на котором я ходил по Подкаменной Тунгуске Красноярский край, Сибирь, Речники, Речной флот, Енисейское речное пароходство, Енисей, Сухогруз, Длиннопост

В конце мая ходил с речниками Енисейского речного пароходства на Подкаменную Тунгуску в рамках Северного завоза и двадцать дней провел на сухогрузе "Капитан Тронин". Немного расскажу про него (вся серия с поездки в этот серии)

«Капитан Тронин» (бывший "Кисловодск") - сухогруз, на котором я ходил по Подкаменной Тунгуске Красноярский край, Сибирь, Речники, Речной флот, Енисейское речное пароходство, Енисей, Сухогруз, Длиннопост

Это теплоход проекта 936. Такие строили на Красноярском судостроительном заводе им.Побежимова. От чего за ними закрепилось название "Побежимовки".

«Капитан Тронин» (бывший "Кисловодск") - сухогруз, на котором я ходил по Подкаменной Тунгуске Красноярский край, Сибирь, Речники, Речной флот, Енисейское речное пароходство, Енисей, Сухогруз, Длиннопост

Грузоподъёмность 1250т., длина 86,4м. Некоторые сухогрузы после немного модифицировали - приподняли рубку, чтобы в трюмы можно было ставить несколько рядов контейнеров. на этом фото видно, насколько "Тронин" и "Кострома" стали выше.

«Капитан Тронин» (бывший "Кисловодск") - сухогруз, на котором я ходил по Подкаменной Тунгуске Красноярский край, Сибирь, Речники, Речной флот, Енисейское речное пароходство, Енисей, Сухогруз, Длиннопост
«Капитан Тронин» (бывший "Кисловодск") - сухогруз, на котором я ходил по Подкаменной Тунгуске Красноярский край, Сибирь, Речники, Речной флот, Енисейское речное пароходство, Енисей, Сухогруз, Длиннопост

В первую навигацию "Кисловодск / Тронин" вышел в 1971 году. Всего же в Красноярске было построено 13 таких сухогрузов.

«Капитан Тронин» (бывший "Кисловодск") - сухогруз, на котором я ходил по Подкаменной Тунгуске Красноярский край, Сибирь, Речники, Речной флот, Енисейское речное пароходство, Енисей, Сухогруз, Длиннопост

"Под капотом" у них два двигателя по 550л/с каждый, произведенных в Чехословакии. Работают уже 50 лет.

«Капитан Тронин» (бывший "Кисловодск") - сухогруз, на котором я ходил по Подкаменной Тунгуске Красноярский край, Сибирь, Речники, Речной флот, Енисейское речное пароходство, Енисей, Сухогруз, Длиннопост
«Капитан Тронин» (бывший "Кисловодск") - сухогруз, на котором я ходил по Подкаменной Тунгуске Красноярский край, Сибирь, Речники, Речной флот, Енисейское речное пароходство, Енисей, Сухогруз, Длиннопост

Эта серия считается самой быстрой и маневренной в своем классе и хорошо подходит для притоков Енисея - они могут проходить многие участки самостоятельно, без дополнительной тяги. Экипаж состоит из 7 человек: капитан, старпом, два рулевых-моториста, электромеханик, матрос и повар. А в нашем случае еще была собачка :)

«Капитан Тронин» (бывший "Кисловодск") - сухогруз, на котором я ходил по Подкаменной Тунгуске Красноярский край, Сибирь, Речники, Речной флот, Енисейское речное пароходство, Енисей, Сухогруз, Длиннопост

Жизнь на судне автономная. Экипаж не сходит на берег во время рейса. И даже при возвращении бывает так, что судно сразу заходит в порт, загружается и снова уходит. Если есть свободный день между рейсами, то на берег все равно может сойти только часть экипажа. Кто-то всегда остается на дежурстве. В таком режими экипаж живет с мая по октябрь, пока не завершится летняя навигация. Это непростой график работы и для многих он оказывается сильно сложным. Но если река затянула, то это надолго.

На судне индивидуальные каюты, есть сауна.

«Капитан Тронин» (бывший "Кисловодск") - сухогруз, на котором я ходил по Подкаменной Тунгуске Красноярский край, Сибирь, Речники, Речной флот, Енисейское речное пароходство, Енисей, Сухогруз, Длиннопост

Сытное домашнее питание, спасибо повару. В бытовых моментах все пытаются создать максимально комфортные условия. Ведь корабль становится домом на почти полгода.

«Капитан Тронин» (бывший "Кисловодск") - сухогруз, на котором я ходил по Подкаменной Тунгуске Красноярский край, Сибирь, Речники, Речной флот, Енисейское речное пароходство, Енисей, Сухогруз, Длиннопост


Про название. На заводе при строительстве теплоходам присваивали имена в честь городов союза. Поэтому по Енисею плавает много "городов". Но в Енисейском речном пароходстве есть традиция - переименовывать суда в честь выдающихся речников, внесших большой личный вклад в развитие предприятия и судоходства на Енисее. Так "Кисловодск" в 2023 г. стал "Капитаном Трониным". Юрий Тронин проработал в пароходстве почти 50 лет, 34 из которых в должности капитана на этом сухогрузе. Сейчас "К.Трониным" командует капитан Олег Владимирович Стерехов - тоже опытный речник. У него это 34-я навигация и 18 в должности капитана.

«Капитан Тронин» (бывший "Кисловодск") - сухогруз, на котором я ходил по Подкаменной Тунгуске Красноярский край, Сибирь, Речники, Речной флот, Енисейское речное пароходство, Енисей, Сухогруз, Длиннопост


Все посты по путешествию по Подкаменной будут в этой подборке у меня на странице. Или подписывайтесь на профиль @Tokarevs, чтобы не пропустить.

Показать полностью 11

Северный завоз на Енисее и притоках - то, без чего не может жить Красноярский край

Я много пишу по поход на Подкаменную Тунгуску, а ведь это только небольшая часть масштабного ежегодного проекта под названием Северный завоз. Во время летней навигации суда Енисейского речного пароходства также идут на Нижнюю Тунгуску, Большую Хету и небольшие притоки, доставляя необходимые для жизни грузы в Эвенкию, на Таймыр, Туруханский и Северо-Енисейский районы и т.д.

Северный завоз на Енисее и притоках - то, без чего не может жить Красноярский край Красноярский край, Сибирь, Речной флот, Енисейское речное пароходство, Речники, Длиннопост


Завоз на притоки - особая часть летней навигации, т.к. они судоходны только во время весенней большой воды. В первую очередь караваны судов направляются на Подкаменную, затем Нижнюю, после Б.Хету. А когда работа в притоках завершена, весь флот перемещается на Енисей.

Северный завоз на Енисее и притоках - то, без чего не может жить Красноярский край Красноярский край, Сибирь, Речной флот, Енисейское речное пароходство, Речники, Длиннопост


А что везут?
Северные и приравненные к ним территории мало чем могут обеспечивать себя сами. Поэтому везут всё: топливо, стройматериалы, оборудование, транспорт, бытовые вещи. Также есть крупные заказчики, которые формируют основной спрос на услуги флота - это муниципальные образования, нефтяники и «Норникель».

Северный завоз на Енисее и притоках - то, без чего не может жить Красноярский край Красноярский край, Сибирь, Речной флот, Енисейское речное пароходство, Речники, Длиннопост
Северный завоз на Енисее и притоках - то, без чего не может жить Красноярский край Красноярский край, Сибирь, Речной флот, Енисейское речное пароходство, Речники, Длиннопост


Норильский промышленный район, как самый населенный и самый промышленный требует больших поставок практически всего на регулярной основе: и производственных, и бытовых грузов.

Северный завоз на Енисее и притоках - то, без чего не может жить Красноярский край Красноярский край, Сибирь, Речной флот, Енисейское речное пароходство, Речники, Длиннопост

А сейчас в связи с проектами Норникеля по модернизации предприятий, а также реновацией городской инфраструктуры появился дополнительный запрос на доставку строительных материалов и оборудования.

Северный завоз на Енисее и притоках - то, без чего не может жить Красноярский край Красноярский край, Сибирь, Речной флот, Енисейское речное пароходство, Речники, Длиннопост

Нефтяники (они больше на притоках существуют) - везут к себе оборудование и тяжелую технику для разработки недр, строительства нефтепроводов, стройматериалы для создания вахтовых городков.

Северный завоз на Енисее и притоках - то, без чего не может жить Красноярский край Красноярский край, Сибирь, Речной флот, Енисейское речное пароходство, Речники, Длиннопост
Северный завоз на Енисее и притоках - то, без чего не может жить Красноярский край Красноярский край, Сибирь, Речной флот, Енисейское речное пароходство, Речники, Длиннопост

Муниципальные образования нуждаются прежде всего в топливе. Магистральных электросетей в этих краях нет, и бензин/дизель нужен не только для транспорта, но и для электрогенераторов. Его нужно завести на всю зиму.

Северный завоз на Енисее и притоках - то, без чего не может жить Красноярский край Красноярский край, Сибирь, Речной флот, Енисейское речное пароходство, Речники, Длиннопост
Северный завоз на Енисее и притоках - то, без чего не может жить Красноярский край Красноярский край, Сибирь, Речной флот, Енисейское речное пароходство, Речники, Длиннопост

Также в поселки везут крупногабаритный груз вроде машин, техники и т.д.

Северный завоз на Енисее и притоках - то, без чего не может жить Красноярский край Красноярский край, Сибирь, Речной флот, Енисейское речное пароходство, Речники, Длиннопост

При масштабах северных территорий и их труднодоступности без речного флота жить во многих местах было бы просто невозможно. Вот такая ответственная у роль у енисейских речников.

Как я с речниками Енисейского речного пароходства в конце мая холил с Северным завозом на самую сложную реку России - Подкаменную Тунгуску. Все посты серии вот тут. И Подписывайтесь на профиль @Tokarevs, Это не конец истории, потому что еще есть путь назад.

Показать полностью 11

Крепим к борту сухогруза плавучий кран и идем к нефтяникам по Подкаменной Тунгуске

Крепим к борту сухогруза плавучий кран и идем к нефтяникам по Подкаменной Тунгуске Красноярский край, Сибирь, Подкаменная тунгуска, Енисейское речное пароходство, Енисей, Речники, Речной флот, Север, Длиннопост

В Байките мы простояли день в ожидании крана (предыдущий пост истории). На берегах Подкаменной Тунгуски нет портов и оборудованных пристаней. Поэтому помимо барж с грузом в караване северного завоза ведут плавучие краны, которые можно пришвартовать к берегу и переместить груз из трюма на сушу или обратно.

Крепим к борту сухогруза плавучий кран и идем к нефтяникам по Подкаменной Тунгуске Красноярский край, Сибирь, Подкаменная тунгуска, Енисейское речное пароходство, Енисей, Речники, Речной флот, Север, Длиннопост

От Байкита до Славянки течение не сильное, поэтому здесь делают перестановку - буксир передает краны сухогрузам, а сам уходит вниз, помогать проходить порог оставшимся.

Крепим к борту сухогруза плавучий кран и идем к нефтяникам по Подкаменной Тунгуске Красноярский край, Сибирь, Подкаменная тунгуска, Енисейское речное пароходство, Енисей, Речники, Речной флот, Север, Длиннопост
Крепим к борту сухогруза плавучий кран и идем к нефтяникам по Подкаменной Тунгуске Красноярский край, Сибирь, Подкаменная тунгуска, Енисейское речное пароходство, Енисей, Речники, Речной флот, Север, Длиннопост

Кран крепят к борту и в такой связке идут дальше. Одни взяли мы, другой сухогруз "Кострома".  

Крепим к борту сухогруза плавучий кран и идем к нефтяникам по Подкаменной Тунгуске Красноярский край, Сибирь, Подкаменная тунгуска, Енисейское речное пароходство, Енисей, Речники, Речной флот, Север, Длиннопост

Маркировка плавкаран КПЛ-16-30 - это значит грузоподъемность 16т, а вылет стрелы 30 метров.  Плавкран - это не просто платформа. Внизу у него полноценная жилая зона для экипажа - это и крановщики, и палубная команда. У них есть все, кроме собственного средства передвижения. Их возят на протяжении всей навигации.

Крепим к борту сухогруза плавучий кран и идем к нефтяникам по Подкаменной Тунгуске Красноярский край, Сибирь, Подкаменная тунгуска, Енисейское речное пароходство, Енисей, Речники, Речной флот, Север, Длиннопост

За Байкитом растительность постепенно меняется - на смену лиственницам приходят сосны. Но берега Подкаменной попрежнему круты и расти деревьям на них непросто.

Крепим к борту сухогруза плавучий кран и идем к нефтяникам по Подкаменной Тунгуске Красноярский край, Сибирь, Подкаменная тунгуска, Енисейское речное пароходство, Енисей, Речники, Речной флот, Север, Длиннопост

Местами склоны выглядят как спички в коробке, которую потрясли.

Крепим к борту сухогруза плавучий кран и идем к нефтяникам по Подкаменной Тунгуске Красноярский край, Сибирь, Подкаменная тунгуска, Енисейское речное пароходство, Енисей, Речники, Речной флот, Север, Длиннопост
Крепим к борту сухогруза плавучий кран и идем к нефтяникам по Подкаменной Тунгуске Красноярский край, Сибирь, Подкаменная тунгуска, Енисейское речное пароходство, Енисей, Речники, Речной флот, Север, Длиннопост

Зелень создает ощущение лета. Но это раннее северное лето, когда можно и обгореть и простудился одновременно. Солнце активное, через несколько минут кожа начинает подгорать, но воздух холодный. И даже от небольшого ветерка бросает в дрожь.

Крепим к борту сухогруза плавучий кран и идем к нефтяникам по Подкаменной Тунгуске Красноярский край, Сибирь, Подкаменная тунгуска, Енисейское речное пароходство, Енисей, Речники, Речной флот, Север, Длиннопост

Порогов выше байкита на нашем пути нет. Поэтому можно идти и ночью. А ночи тут белые. Полной темноты не наступает и капитан может вести судно без дополнительного освещения.

Крепим к борту сухогруза плавучий кран и идем к нефтяникам по Подкаменной Тунгуске Красноярский край, Сибирь, Подкаменная тунгуска, Енисейское речное пароходство, Енисей, Речники, Речной флот, Север, Длиннопост
Крепим к борту сухогруза плавучий кран и идем к нефтяникам по Подкаменной Тунгуске Красноярский край, Сибирь, Подкаменная тунгуска, Енисейское речное пароходство, Енисей, Речники, Речной флот, Север, Длиннопост

Добрались. Позади 700км и девять дней пути по Подкаменной Тунгуске. В караване Енисейского речного пароходства на Подкаменную заходит около 50 судов, у всех разные точки финиша. Кто-то пойдет еще выше до Ванавары. Мы же ушли немного дальше Куюмбы. Здесь посреди тайги разрабатывается крупное  нефтяное месторождение.

Крепим к борту сухогруза плавучий кран и идем к нефтяникам по Подкаменной Тунгуске Красноярский край, Сибирь, Подкаменная тунгуска, Енисейское речное пароходство, Енисей, Речники, Речной флот, Север, Длиннопост
Крепим к борту сухогруза плавучий кран и идем к нефтяникам по Подкаменной Тунгуске Красноярский край, Сибирь, Подкаменная тунгуска, Енисейское речное пароходство, Енисей, Речники, Речной флот, Север, Длиннопост
Крепим к борту сухогруза плавучий кран и идем к нефтяникам по Подкаменной Тунгуске Красноярский край, Сибирь, Подкаменная тунгуска, Енисейское речное пароходство, Енисей, Речники, Речной флот, Север, Длиннопост

На берегу нас уже ждут. Сразу швартуемся к берегу.

Крепим к борту сухогруза плавучий кран и идем к нефтяникам по Подкаменной Тунгуске Красноярский край, Сибирь, Подкаменная тунгуска, Енисейское речное пароходство, Енисей, Речники, Речной флот, Север, Длиннопост

Принимающая сторона быстро проверяет документы, и начинается разгрузка. Времени не теряем.

Крепим к борту сухогруза плавучий кран и идем к нефтяникам по Подкаменной Тунгуске Красноярский край, Сибирь, Подкаменная тунгуска, Енисейское речное пароходство, Енисей, Речники, Речной флот, Север, Длиннопост

На берегу стоят грузовики, но увозят груз они быстрее, чем его успевают грузить. Поэтому водителя скучают. А у крановщиков горячая пора. Они будут работать без остановки, пока не выгрузят все сухогрузы и баржи.

Крепим к борту сухогруза плавучий кран и идем к нефтяникам по Подкаменной Тунгуске Красноярский край, Сибирь, Подкаменная тунгуска, Енисейское речное пароходство, Енисей, Речники, Речной флот, Север, Длиннопост

На противоположном берегу второй кран параллельно разгружает "Кострому", а чуть ниже сливает топливо танкер "Александр Печеник".

Крепим к борту сухогруза плавучий кран и идем к нефтяникам по Подкаменной Тунгуске Красноярский край, Сибирь, Подкаменная тунгуска, Енисейское речное пароходство, Енисей, Речники, Речной флот, Север, Длиннопост

Мы привезли нефтяникам различное оборудование и бетонные плиты для укладки дорог. "Кострома" - тампонажный цемент, который нужен для нефтяных скважин. А танкер - топливо для техники.

Крепим к борту сухогруза плавучий кран и идем к нефтяникам по Подкаменной Тунгуске Красноярский край, Сибирь, Подкаменная тунгуска, Енисейское речное пароходство, Енисей, Речники, Речной флот, Север, Длиннопост

У нас на борту больше тысячи тонн груза. Чтобы опустошить трюмы потребовалось 20 часов. Кран работал всю ночь. Начали в 11 и закончили только к семи утра следующего дня. Как только с борта подняли последнюю плиту, мы отчаливаем. Времени на паузы нет - следом за нами подходят другие суда.

Крепим к борту сухогруза плавучий кран и идем к нефтяникам по Подкаменной Тунгуске Красноярский край, Сибирь, Подкаменная тунгуска, Енисейское речное пароходство, Енисей, Речники, Речной флот, Север, Длиннопост

Как я с речниками Енисейского речного пароходства в конце мая холил с Северным завозом на самую сложную реку России - Подкаменную Тунгуску. Все посты серии вот тут. И Подписывайтесь на профиль @Tokarevs, Это не конец истории, потому что еще есть путь назад.

И самое главное, что к нам пришло лето. Серые склоны позеленели и выглядят теперь совсем иначе. На спуске к Енисею я увидел уже другую Тунгуску. И вам обязательно ее покажу. А еще расскажу, как мы к староверам в деревню ходили 😁

Показать полностью 20

Эвенкийское село Байкит на Подкаменной Тунгуске - первый раз сошли на берег

Эвенкийское село Байкит на Подкаменной Тунгуске - первый раз сошли на берег Красноярский край, Сибирь, Подкаменная тунгуска, Енисейское речное пароходство, Речной флот, Речники, Север, Длиннопост

Предыдущий пост рассказа тут. Девятый день поднимаемся с речниками Енисейского речного пароходства по Подкаменной тунгуске и дошли до с.Байкит. Это главный населенный пункт на Подкаменной - Тут есть аэропорт. Регулярно летают самолеты из Красноярска, также активное вертолетное сообщение. Только за утро три вертушки прилетели. Это пассажирские и почтовые борты.

Эвенкийское село Байкит на Подкаменной Тунгуске - первый раз сошли на берег Красноярский край, Сибирь, Подкаменная тунгуска, Енисейское речное пароходство, Речной флот, Речники, Север, Длиннопост
Эвенкийское село Байкит на Подкаменной Тунгуске - первый раз сошли на берег Красноярский край, Сибирь, Подкаменная тунгуска, Енисейское речное пароходство, Речной флот, Речники, Север, Длиннопост

В 2027г Байкит будет праздновать столетие. Село появилось в результате объединения нескольких десятков оленеводческих хозяйств местного населения. А само слово "Байкит" переводится как «богатое место». Поселок деревянный, есть только несколько каменных зданий. много двухэтажных типовых домов.

Эвенкийское село Байкит на Подкаменной Тунгуске - первый раз сошли на берег Красноярский край, Сибирь, Подкаменная тунгуска, Енисейское речное пароходство, Речной флот, Речники, Север, Длиннопост
Эвенкийское село Байкит на Подкаменной Тунгуске - первый раз сошли на берег Красноярский край, Сибирь, Подкаменная тунгуска, Енисейское речное пароходство, Речной флот, Речники, Север, Длиннопост

Проживает около трех тысяч жителей. Есть два детских сада, центр детского творчества, средняя школа и филиал техникума. Местного населения (условных эвенков) около 10-15%.

Эвенкийское село Байкит на Подкаменной Тунгуске - первый раз сошли на берег Красноярский край, Сибирь, Подкаменная тунгуска, Енисейское речное пароходство, Речной флот, Речники, Север, Длиннопост
Эвенкийское село Байкит на Подкаменной Тунгуске - первый раз сошли на берег Красноярский край, Сибирь, Подкаменная тунгуска, Енисейское речное пароходство, Речной флот, Речники, Север, Длиннопост
Эвенкийское село Байкит на Подкаменной Тунгуске - первый раз сошли на берег Красноярский край, Сибирь, Подкаменная тунгуска, Енисейское речное пароходство, Речной флот, Речники, Север, Длиннопост

Пока была пауза в движении, сплавали на берег посмотреть село. Утром школьники шли на учебу, грузовики развозили свежий хлеб по магазинам, кто-то в форме шел со смены в аэропорту, на стадионе, видимо, мама с дочкой зожничали. Тихая спокойная жизнь. Никто не спешит. И странно смотрят на человека с камерой 🙂

Эвенкийское село Байкит на Подкаменной Тунгуске - первый раз сошли на берег Красноярский край, Сибирь, Подкаменная тунгуска, Енисейское речное пароходство, Речной флот, Речники, Север, Длиннопост
Эвенкийское село Байкит на Подкаменной Тунгуске - первый раз сошли на берег Красноярский край, Сибирь, Подкаменная тунгуска, Енисейское речное пароходство, Речной флот, Речники, Север, Длиннопост

Для села в таежной глуши тут активная жизнь. Здесь, помимо аэропорта, базируются разные соц службы, природоохранные и т.д. поэтому с работой, видимо, не так напряженно, как в более мелких деревнях.

Эвенкийское село Байкит на Подкаменной Тунгуске - первый раз сошли на берег Красноярский край, Сибирь, Подкаменная тунгуска, Енисейское речное пароходство, Речной флот, Речники, Север, Длиннопост

Дороги тут гравийные и очень сильно пылят. И чтобы хоть как-то противостоять этому, по селу ездят водовозки и поливают их. Но при северном солнце высыхают они очень быстро и продолжают пылить. Выглядит это как мытье дорог в дождь 😁 Водовозки курсируют весь день от реки в село.

Эвенкийское село Байкит на Подкаменной Тунгуске - первый раз сошли на берег Красноярский край, Сибирь, Подкаменная тунгуска, Енисейское речное пароходство, Речной флот, Речники, Север, Длиннопост
Эвенкийское село Байкит на Подкаменной Тунгуске - первый раз сошли на берег Красноярский край, Сибирь, Подкаменная тунгуска, Енисейское речное пароходство, Речной флот, Речники, Север, Длиннопост

Зато здесь много деревянных тротуаров для пешеходов.

Эвенкийское село Байкит на Подкаменной Тунгуске - первый раз сошли на берег Красноярский край, Сибирь, Подкаменная тунгуска, Енисейское речное пароходство, Речной флот, Речники, Север, Длиннопост
Эвенкийское село Байкит на Подкаменной Тунгуске - первый раз сошли на берег Красноярский край, Сибирь, Подкаменная тунгуска, Енисейское речное пароходство, Речной флот, Речники, Север, Длиннопост

Для некоторых судов из каравана Байкит конечная точка маршрута. Сухогруз "Краснодар" встал у берега. С него сняли пару легковых авто, трактор и какие-то контейнеры.

Эвенкийское село Байкит на Подкаменной Тунгуске - первый раз сошли на берег Красноярский край, Сибирь, Подкаменная тунгуска, Енисейское речное пароходство, Речной флот, Речники, Север, Длиннопост

К нефтебазе пришвартовали баржу с топливом.

Эвенкийское село Байкит на Подкаменной Тунгуске - первый раз сошли на берег Красноярский край, Сибирь, Подкаменная тунгуска, Енисейское речное пароходство, Речной флот, Речники, Север, Длиннопост

Мы же ожидаем, когда подвезут плавучий кран, чтобы вместе с ним двигаться дальше за Куюмбу.

Эвенкийское село Байкит на Подкаменной Тунгуске - первый раз сошли на берег Красноярский край, Сибирь, Подкаменная тунгуска, Енисейское речное пароходство, Речной флот, Речники, Север, Длиннопост

Все посты как я ходил с речниками Енисейского пароходства на Подкаменную Тунгуску будут в этой подборке у меня на странице. Или подписывайтесь на профиль @Tokarevs, чтобы не пропустить.

Показать полностью 17

Шивера Горлышко, Бабушка и порог Дедушка - самый красивый участок Подкаменной Тунгуски. И сложный - 20км за 3.5 часа

Шивера Горлышко, Бабушка и порог Дедушка - самый красивый участок Подкаменной Тунгуски. И сложный - 20км за 3.5 часа Красноярский край, Сибирь, Север, Енисей, Подкаменная тунгуска, Енисейское речное пароходство, Речники, Речной флот, Длиннопост

Как Енисейские речники в конце мая идут с Северным завозом на самую сложную реку России - Подкаменную Тунгуску. Предыдущий пост тут.

Шивера Горлышко, Бабушка и порог Дедушка - самый красивый участок Подкаменной Тунгуски. И сложный - 20км за 3.5 часа Красноярский край, Сибирь, Север, Енисей, Подкаменная тунгуска, Енисейское речное пароходство, Речники, Речной флот, Длиннопост

Последняя сложная преграда на нашем маршруте по Подкаменной Тунгуске - Шивера Горлышко, Бабушка и порог Дедушка (Шиверы - это скальные прижимы). При большой воде понять где что не речнику невозможно. Все бурлит единым потоком.

Шивера Горлышко, Бабушка и порог Дедушка - самый красивый участок Подкаменной Тунгуски. И сложный - 20км за 3.5 часа Красноярский край, Сибирь, Север, Енисей, Подкаменная тунгуска, Енисейское речное пароходство, Речники, Речной флот, Длиннопост

В целом это такой протяженный участок длиной около 20км, на котором  с одной стороны крутые скалы, а с другой - осыпи курумника.

Шивера Горлышко, Бабушка и порог Дедушка - самый красивый участок Подкаменной Тунгуски. И сложный - 20км за 3.5 часа Красноярский край, Сибирь, Север, Енисей, Подкаменная тунгуска, Енисейское речное пароходство, Речники, Речной флот, Длиннопост

Наш сухогруз с тысячей тонн груза и двигателями в тысячу л/с сам подняться не может. На буксир нас берет ОТ "Александр Сибиряков" - мощный тягач с двигателями в две тысячи лошадиных сил.

Шивера Горлышко, Бабушка и порог Дедушка - самый красивый участок Подкаменной Тунгуски. И сложный - 20км за 3.5 часа Красноярский край, Сибирь, Север, Енисей, Подкаменная тунгуска, Енисейское речное пароходство, Речники, Речной флот, Длиннопост
Шивера Горлышко, Бабушка и порог Дедушка - самый красивый участок Подкаменной Тунгуски. И сложный - 20км за 3.5 часа Красноярский край, Сибирь, Север, Енисей, Подкаменная тунгуска, Енисейское речное пароходство, Речники, Речной флот, Длиннопост

Из всех порогов этот оказался самым сильным. Даже будучи в связке в некоторых местах скорость падала почти до нуля.

Шивера Горлышко, Бабушка и порог Дедушка - самый красивый участок Подкаменной Тунгуски. И сложный - 20км за 3.5 часа Красноярский край, Сибирь, Север, Енисей, Подкаменная тунгуска, Енисейское речное пароходство, Речники, Речной флот, Длиннопост

Выше по течению Подкаменная "успокаивается" и дальше мы везде будем идти сами.

Шивера Горлышко, Бабушка и порог Дедушка - самый красивый участок Подкаменной Тунгуски. И сложный - 20км за 3.5 часа Красноярский край, Сибирь, Север, Енисей, Подкаменная тунгуска, Енисейское речное пароходство, Речники, Речной флот, Длиннопост

"Сибиряков" оставляет нас и уходит вниз проводить следующее судно

Шивера Горлышко, Бабушка и порог Дедушка - самый красивый участок Подкаменной Тунгуски. И сложный - 20км за 3.5 часа Красноярский край, Сибирь, Север, Енисей, Подкаменная тунгуска, Енисейское речное пароходство, Речники, Речной флот, Длиннопост

Как и в предыдущем пороге берега Подкаменной Тунгуски уставлены живописными скалами. Этот участок перед с.Байкит одно из самых красивых мест на реке.

Шивера Горлышко, Бабушка и порог Дедушка - самый красивый участок Подкаменной Тунгуски. И сложный - 20км за 3.5 часа Красноярский край, Сибирь, Север, Енисей, Подкаменная тунгуска, Енисейское речное пароходство, Речники, Речной флот, Длиннопост
Шивера Горлышко, Бабушка и порог Дедушка - самый красивый участок Подкаменной Тунгуски. И сложный - 20км за 3.5 часа Красноярский край, Сибирь, Север, Енисей, Подкаменная тунгуска, Енисейское речное пароходство, Речники, Речной флот, Длиннопост

Некоторые скалы очень причудливой формы.

Шивера Горлышко, Бабушка и порог Дедушка - самый красивый участок Подкаменной Тунгуски. И сложный - 20км за 3.5 часа Красноярский край, Сибирь, Север, Енисей, Подкаменная тунгуска, Енисейское речное пароходство, Речники, Речной флот, Длиннопост

Много пальцеобразных выступов

Шивера Горлышко, Бабушка и порог Дедушка - самый красивый участок Подкаменной Тунгуски. И сложный - 20км за 3.5 часа Красноярский край, Сибирь, Север, Енисей, Подкаменная тунгуска, Енисейское речное пароходство, Речники, Речной флот, Длиннопост
Шивера Горлышко, Бабушка и порог Дедушка - самый красивый участок Подкаменной Тунгуски. И сложный - 20км за 3.5 часа Красноярский край, Сибирь, Север, Енисей, Подкаменная тунгуска, Енисейское речное пароходство, Речники, Речной флот, Длиннопост

На последнем фото "хамелеон" притаился 🙃

Шивера Горлышко, Бабушка и порог Дедушка - самый красивый участок Подкаменной Тунгуски. И сложный - 20км за 3.5 часа Красноярский край, Сибирь, Север, Енисей, Подкаменная тунгуска, Енисейское речное пароходство, Речники, Речной флот, Длиннопост

т.к. сложных участков дальше нет, то продолжаем идти и ночью. Здесь они белые. Темнота держится часа два, наверно, и то не прям темная. Можно спокойно идти без дополнительного освещения.

Шивера Горлышко, Бабушка и порог Дедушка - самый красивый участок Подкаменной Тунгуски. И сложный - 20км за 3.5 часа Красноярский край, Сибирь, Север, Енисей, Подкаменная тунгуска, Енисейское речное пароходство, Речники, Речной флот, Длиннопост

Все посты как я ходил сречниками Енисейского пароходства на Подкаменную Тунгуску будут в этой подборке у меня на странице. Или подписывайтесь на профиль @Tokarevs, чтобы не пропустить.

Показать полностью 15

160 лет судоходству на Енисее. Краткая история

160 лет судоходству на Енисее. Краткая история Красноярский край, Сибирь, Водный транспорт, Енисей, История России, Судоходство, Енисейское речное пароходство, Длиннопост

Первое воскресенье июля - День работников морского и речного флота. И в связи с этим хочу написать про связанный с местными речниками юбилей - в этом году отмечается 160 лет судоходству на Енисее. В 1863 году в Енисейске был спущен на воду первый пароход под названием «Енисей».

160 лет судоходству на Енисее. Краткая история Красноярский край, Сибирь, Водный транспорт, Енисей, История России, Судоходство, Енисейское речное пароходство, Длиннопост

1863 год считается началом местного судоходства, хотя ходили по Енисею, конечно же, и ранее. Как по Северу, так и по Югу. Водные пути были основными при освоении Сибири. Сам Енисей протяженностью в три тысячи километров с Юга на Север связывал отдаленные районы от нынешней Тывы до Таймыра. Ангара прокладывала путь на Восток до Байкала. А еще были перешейки, где протаскивали лодки волоком. Так из Енисея попадали на Обь - главную транспортную артерию Западной Сибири. Или тащили на р.Таз в Мангазею и выходили на Обскую губу.

160 лет судоходству на Енисее. Краткая история Красноярский край, Сибирь, Водный транспорт, Енисей, История России, Судоходство, Енисейское речное пароходство, Длиннопост


Вообще, если поизучать карту, но можно интересное найти. Например, Чулым и Енисей в районе Новоселово протекают рядом на расстоянии чуть больше десяти километров. При этом Чулым - это приток Оби. А если подняться в верховья Нижней Тунгуски и пройти по суше около 20 км, то можно оказаться в верховьях Лены, которая уходит через Якутию на Северо-Восток в море Лаптевых. Но это так, к слову про водные маршруты, и как далеко можно зайти. Сейчас такие сложные передвижения интересны разве что сплавщикам экстрималам

160 лет судоходству на Енисее. Краткая история Красноярский край, Сибирь, Водный транспорт, Енисей, История России, Судоходство, Енисейское речное пароходство, Длиннопост


Судоходство в понятном нам виде начало формироваться именно с появления на Енисее судов на механической тяге. В 19 веке купцы активно вкладывались в речной транспорт. На север возили зерно, оттуда рыбу, пушнину. А когда появилась железная дорога, то это дало стимул к дополнительным инвестициям во флот, ведь вывозить северные енисейские продукты на запад стало гораздо легче.

160 лет судоходству на Енисее. Краткая история Красноярский край, Сибирь, Водный транспорт, Енисей, История России, Судоходство, Енисейское речное пароходство, Длиннопост


Но основной толчок судоходство получило уже в советское время в связи с освоением Севера. В 1931 г. на базе Западно-Сибирского пароходства было сформировано отдельное предприятие - "Енисейское речное пароходство", которое к середине 80-х дошло до своего расцвета. Одним из важных факторов, послужившим стимулом, стало развитие Талнахского рудного узла в Норильске, которое началось в 60-х.

160 лет судоходству на Енисее. Краткая история Красноярский край, Сибирь, Водный транспорт, Енисей, История России, Судоходство, Енисейское речное пароходство, Длиннопост

Север стал требовать очень больших объемов грузов на регулярной основе. А для этого нужен был не только передвижной состав, но и сопутствующая инфраструктура по строительству и обслуживанию судов, пристани, порты. Так, например, в дополнение к Красноярским в 1975 года был построен Лесосибирский речной порт для нужд Норильского ГМК.

160 лет судоходству на Енисее. Краткая история Красноярский край, Сибирь, Водный транспорт, Енисей, История России, Судоходство, Енисейское речное пароходство, Длиннопост


Но даже при таком мощном развитии речного флота он не мог за время непродолжительной летней навигации обеспечить растущие потребности севера, и в 80-х стали активно развивать ледокольный флот, который бы позволял иметь транспортное сообщение с Таймыром круглый год со стороны моря.

160 лет судоходству на Енисее. Краткая история Красноярский край, Сибирь, Водный транспорт, Енисей, История России, Судоходство, Енисейское речное пароходство, Длиннопост


Развитие северных путей и кризис 90-х привели к снижению грузопотока, что стало испытанием для Енисейских речников. Но тут пришли нефтяники, которые частично заместили объем перевозок, который ушел "в море", и в последние годы грузопоток по Енисею снова стал расти. Сейчас только "Енисейское речное пароходство" за год обрабатывает около 4 млн тонн груза и выводит в навигацию более 400 судов.

160 лет судоходству на Енисее. Краткая история Красноярский край, Сибирь, Водный транспорт, Енисей, История России, Судоходство, Енисейское речное пароходство, Длиннопост



Вот такой краткий экскурс в историю енисейского судоходства. Надеюсь, прогнозы сбудутся, и активность на Енисее будет увеличиваться. А там, глядишь, и доступный туризм подтянется

Показать полностью 8

Угадайте звездного капитана юмористической команды «Сборная Красноярска» по описанию одного из участников

Ну что, потренировались? А теперь пора браться за дело всерьез.

Показать полностью

Мучной порог, неприступные скалы Подкаменной Тунгуски и пос.Полигус

Мучной порог, неприступные скалы Подкаменной Тунгуски и пос.Полигус Сибирь, Красноярский край, Енисей, Речной флот, Енисейское речное пароходство, Речники, Подкаменная тунгуска, Эвенкия, Длиннопост

Предыдущая часть рассказа тут. Все посты по путешествию по Подкаменной Тунгуске в этой подборке. И подписывайтесь на профиль @Tokarevs, чтобы не пропустить новые посты.

К вечеру караван судов Енисейского речного пароходства снова встает на якорь. Мы подошли к Мучному порогу на Подкаменной Тунгуске. Это сложный участок, который проходить ночью не желательно. Но он не такой сложный, как Большой порог из предыдущего поста. Некоторые сухогрузы, в том числе и наш, смогут пройти его самостоятельно, но кому-то все равно придется помогать. Поэтому буксиры бросают свои баржи и краны. Днем у них будет другая работа.

Мучной порог, неприступные скалы Подкаменной Тунгуски и пос.Полигус Сибирь, Красноярский край, Енисей, Речной флот, Енисейское речное пароходство, Речники, Подкаменная тунгуска, Эвенкия, Длиннопост

Почему порог мучной? Есть три версии, почему он так называется.

1 - легенда - когда-то тут на мель села баржа с мукой.

2 - придуманная на месте - потому что на пороге образуется много пены, которая напоминает рассыпанную муку.

Мучной порог, неприступные скалы Подкаменной Тунгуски и пос.Полигус Сибирь, Красноярский край, Енисей, Речной флот, Енисейское речное пароходство, Речники, Подкаменная тунгуска, Эвенкия, Длиннопост

3 - правдоподобная - на склоне у порога есть ледник, который очень долго не тает. Из-за этого белка и сами горы называют мучными.

Мучной порог, неприступные скалы Подкаменной Тунгуски и пос.Полигус Сибирь, Красноярский край, Енисей, Речной флот, Енисейское речное пароходство, Речники, Подкаменная тунгуска, Эвенкия, Длиннопост

Рано утром начинаем движение. В порог заходим самостоятельно. Сухогрузы идут тяжело, но идут.

Мучной порог, неприступные скалы Подкаменной Тунгуски и пос.Полигус Сибирь, Красноярский край, Енисей, Речной флот, Енисейское речное пароходство, Речники, Подкаменная тунгуска, Эвенкия, Длиннопост

На всякий случай параллельным курсом идет небольшой буксир "Шира". Его задача - подтолкнуть сзади, если собственных сил не хватит. В верхнем участке порога такой момент настает. "Шира" подходит и мягко упирается в корму. Этого короткого дополнительно усилия хватает, чтобы сдвинуть сухогруз в сложном месте.

Мучной порог, неприступные скалы Подкаменной Тунгуски и пос.Полигус Сибирь, Красноярский край, Енисей, Речной флот, Енисейское речное пароходство, Речники, Подкаменная тунгуска, Эвенкия, Длиннопост

На этом его задача выполнена. Дальше мы сами. А "Шира" уходит помогать следующему сухогрузу.

Мучной порог, неприступные скалы Подкаменной Тунгуски и пос.Полигус Сибирь, Красноярский край, Енисей, Речной флот, Енисейское речное пароходство, Речники, Подкаменная тунгуска, Эвенкия, Длиннопост

Уровень воды опять меня поражает. Идем очень близко в берегу, а эхолот показывать 16 метров глубины.

Мучной порог, неприступные скалы Подкаменной Тунгуски и пос.Полигус Сибирь, Красноярский край, Енисей, Речной флот, Енисейское речное пароходство, Речники, Подкаменная тунгуска, Эвенкия, Длиннопост
Мучной порог, неприступные скалы Подкаменной Тунгуски и пос.Полигус Сибирь, Красноярский край, Енисей, Речной флот, Енисейское речное пароходство, Речники, Подкаменная тунгуска, Эвенкия, Длиннопост

Если смотреть на деревья на берегу, чтобы понять скорость, то ощущение, что почти на месте стоим. Течение очень сильное. Но основное впечатление в Мучном пороге производят берега. Они тут высокие крутые и скалистые.

Мучной порог, неприступные скалы Подкаменной Тунгуски и пос.Полигус Сибирь, Красноярский край, Енисей, Речной флот, Енисейское речное пароходство, Речники, Подкаменная тунгуска, Эвенкия, Длиннопост

Чем дальше поднимаемся по Подкаменной, тем выше становятся горы. Когда наш сухогруз жмется к берегу, каменные выступы можно рассмотреть в деталях.

Мучной порог, неприступные скалы Подкаменной Тунгуски и пос.Полигус Сибирь, Красноярский край, Енисей, Речной флот, Енисейское речное пароходство, Речники, Подкаменная тунгуска, Эвенкия, Длиннопост
Мучной порог, неприступные скалы Подкаменной Тунгуски и пос.Полигус Сибирь, Красноярский край, Енисей, Речной флот, Енисейское речное пароходство, Речники, Подкаменная тунгуска, Эвенкия, Длиннопост
Мучной порог, неприступные скалы Подкаменной Тунгуски и пос.Полигус Сибирь, Красноярский край, Енисей, Речной флот, Енисейское речное пароходство, Речники, Подкаменная тунгуска, Эвенкия, Длиннопост

Через час начинает затикать шея, от постоянного запрокидывания головы наверх. При развитой фантазии можно разглядеть на склонах целый "зоопарк".

Мучной порог, неприступные скалы Подкаменной Тунгуски и пос.Полигус Сибирь, Красноярский край, Енисей, Речной флот, Енисейское речное пароходство, Речники, Подкаменная тунгуска, Эвенкия, Длиннопост
Мучной порог, неприступные скалы Подкаменной Тунгуски и пос.Полигус Сибирь, Красноярский край, Енисей, Речной флот, Енисейское речное пароходство, Речники, Подкаменная тунгуска, Эвенкия, Длиннопост

Это по правому берегу. А по левому - стоят сопки из курумника.

Мучной порог, неприступные скалы Подкаменной Тунгуски и пос.Полигус Сибирь, Красноярский край, Енисей, Речной флот, Енисейское речное пароходство, Речники, Подкаменная тунгуска, Эвенкия, Длиннопост

На таких участках деревьям очень сложно стоять, и вблизи берег выглядит так

Мучной порог, неприступные скалы Подкаменной Тунгуски и пос.Полигус Сибирь, Красноярский край, Енисей, Речной флот, Енисейское речное пароходство, Речники, Подкаменная тунгуска, Эвенкия, Длиннопост

Прошли порог. Снова прибавили в скорости. На некоторых скалах встречаем приветы из прошлого.

Мучной порог, неприступные скалы Подкаменной Тунгуски и пос.Полигус Сибирь, Красноярский край, Енисей, Речной флот, Енисейское речное пароходство, Речники, Подкаменная тунгуска, Эвенкия, Длиннопост
Мучной порог, неприступные скалы Подкаменной Тунгуски и пос.Полигус Сибирь, Красноярский край, Енисей, Речной флот, Енисейское речное пароходство, Речники, Подкаменная тунгуска, Эвенкия, Длиннопост

После порога структура берега немного меняется. Вместо пирамидальных сопок появляются вот такие. Не знаю, как их правильно назвать

Мучной порог, неприступные скалы Подкаменной Тунгуски и пос.Полигус Сибирь, Красноярский край, Енисей, Речной флот, Енисейское речное пароходство, Речники, Подкаменная тунгуска, Эвенкия, Длиннопост

Карта говорит, что на правом берегу должен быт поселок Полигус. Глядя на рельеф сложно предположить, как он тут мог разместиться. В этих местах  река на многие километры с обеих сторон сдавлена сопками с крутыми берегами. Тем удивительнее было, когда увидели, как компактно на склоне гор разместился поселок.

Мучной порог, неприступные скалы Подкаменной Тунгуски и пос.Полигус Сибирь, Красноярский край, Енисей, Речной флот, Енисейское речное пароходство, Речники, Подкаменная тунгуска, Эвенкия, Длиннопост

Поселок Полигус довольно старый. Историю ведет с конца 19 века, когда охотник-эвенк с Нижней Тунгуски Федор Полигус построил на берегу избу. В советское время тут был совхоз "Полигусовский", где разводили домашних оленей. Пишут, что держали до 10 тысяч голов.

Когда совхоз развалился основным занятием стали охота да заготовка пушнины. Официально в поселке проживает 240 человек.

Мучной порог, неприступные скалы Подкаменной Тунгуски и пос.Полигус Сибирь, Красноярский край, Енисей, Речной флот, Енисейское речное пароходство, Речники, Подкаменная тунгуска, Эвенкия, Длиннопост

Мы проходим мимо Полигуса, а танкер, который шел рядом, причаливает к берегу напротив топливной базы.

Мучной порог, неприступные скалы Подкаменной Тунгуски и пос.Полигус Сибирь, Красноярский край, Енисей, Речной флот, Енисейское речное пароходство, Речники, Подкаменная тунгуска, Эвенкия, Длиннопост

Топливо надо не только для передвижной техники. В этих краях нет магистральных электросетей, и главный источник электричество для поселка - дизель-генератор. И, условно выражаясь, чтобы зимой было электричество в розетке, летом надо заполнить канистры.

В конце поселка расположилась какая-то экспедиция. Капитан говорит, что уже не первый год стоит без движения. На берег выгрузили технику, вахтовые домики. Возможно, будут уходить вглубь тайги скоро.

Мучной порог, неприступные скалы Подкаменной Тунгуски и пос.Полигус Сибирь, Красноярский край, Енисей, Речной флот, Енисейское речное пароходство, Речники, Подкаменная тунгуска, Эвенкия, Длиннопост

К вечеру доходим до очередной преграды - Шивер Горлышко, Бабушка и порога Дедушка. Снова встаем на якорь.

Мучной порог, неприступные скалы Подкаменной Тунгуски и пос.Полигус Сибирь, Красноярский край, Енисей, Речной флот, Енисейское речное пароходство, Речники, Подкаменная тунгуска, Эвенкия, Длиннопост

Когда судно посреди тихой тайги скидывает якорь, по реке на большой расстояние разносится специфический звук. Почему-то он хорошо запомнился. Сидишь в каюте, или еще где. И доносится гром цепи - значить кто-то подошел и готовится к ночи.

В следующем посте - Шивера Горлышко, Бабушка и порог Дедушка.

Все посты как я ходил сречниками Енисейского пароходства на Подкаменную Тунгуску будут в этой подборке у меня на странице. Или подписывайтесь на профиль @Tokarevs, чтобы не пропустить.

Показать полностью 24
Отличная работа, все прочитано!