Сразу хочу оправдаться перед читателем: европейский и американский артхаус для меня субстанция непонятная, оттого и нелюбимая. Но…
Первое свидание с Кар-Ваем у меня произошло вслепую: я увидела в очередном списке любимых фильмов Тарантино ЧУНГКИНСКИЙ ЭКСПРЕСС, а через некоторое время Иное Кино выпустили его в повторный прокат и я сразу же пошла на сеанс. Не зная ни синопсиса, не посмотрев трейлера, я завороженно ловила каждый кадр фильма и вышла из зала немного другим человеком.
Как верно подметил Дмитрий Комм•, у Гонконга есть один серьезный недостаток: это город, в котором категорически нельзя быть одиноким. «По сути, все лучшие фильмы Вонга Кар-Вая именно об этом. Не об абстрактном экзистенциализме, а попросту о том, как это невыносимо грустно - быть одному в Гонконге».
ЭКСПРЕСС насквозь пропитан грустью человека, которому нужен другой человек.
Если вы не знакомы с работами Вонга Кар-Вая, то рекомендую сегодня вечером открыть для себя вид артхауса, который говорит на человеческом языке и не оставит вас равнодушными.
По сути, эта картина - великая импровизация мастера, помноженная на шикарнейшие актерские работы и незабываемый визуал от Кристофера Дойла.
P.S. Для лучшего погружения перед просмотром фильма ознакомьтесь с вступлением к ЭКСПРЕССУ от Квентина нашего Тарантино (первые полторы минуты до, остальную часть видео после, чтобы случайно не нахвататься спойлеров).
Версия с субтитрами будет лучшим решением, хотя дубляж тоже неплох!
•Дмитрий Комм, «Город, где живет кино»
Сторис из Гонконга можно посмотреть в моей группе о кино, а в следующую среду выложу в ней отдельным постом все фото и видео из поездки ссылкой на Яндекс Диск)
Если имя Цуи Харка вам мало что говорит, то Антон проведет для вас подробное Кино RE:View его биографии с остановками на рецензии знаковых фильмов 🎬
После прочтения увлекательного длиннопоста вы поймете, что не только слышали о его фильмах, но некоторые даже смотрели 😎
Цуй Харк(徐克) родился 15 февраля 1950 года в Сайгоне, Вьетнам, в большой семье, в которой было 16 братьев и сестер. В детстве будущий режиссер каждый день бродил по улицам с друзьями. У него не было карманных денег, но желание прикоснуться к миру кино сподвигло мальчишку на хитрость. «Держись поближе к взрослым, которые проходили с билетами. Иногда билетер ошибочно думал, что я пришел в кино с тем, с кем иду рядом».
Но цель Цуй Харка была ещё и в том, чтобы после просмотра рассказать фильм детям, не попавшим в зал и ожидающим у входа.
В 17 лет Цуй Харк, уже переехавший с родителями в Гонконг, никак не мог найти работу из-за языкового барьера, боялся депрессии и одиночества. Частым местом для уединения становился кинотеатр. Однажды он посмотрел «Телохранителя» Акиры Куросавы, будучи единственным зрителем в кинозале, и был настолько впечатлён увиденным, что без сомнения решил продолжить карьеру в кино.
В 1977 году, окончив школу кино в Техасе и поработав над документальной лентой в Нью-Йорке, Харк возвращается в Гонконг. Здесь его быстро записывают в "Новую волну", в которой классические сюжеты подаются под новым соусом и не подчиняются привычным законам жанра. Дебютный фильм режиссера "Бабочки-убийцы"(1979) представлял смешение жанров: уся, боевых искусств, детектива, фильма ужасов и фэнтези. Западный сюжет фильма "Птицы" в гостях у восточной культуры. Картина, не смотря на то что считается одной из самых ярких представительниц "Новой волны", в прокате с треском провалилась, зритель оказался не готов к такому радикальному смешению жанров. Но спустя время, в 2005 году, "Бабочек-убийц" включили в список 100 лучших Гонконгских фильмов.
Бабочки- убийцы | 1979
Режиссера не омрачил провал в кассе, и он в следующем году выпускает ещё более ядерную смесь - фильм "Мы собираемся Вас съесть", который можно назвать приключенческим комедийным боевиком о каннибалах. Надо ли говорить, что в прокате картина прошла ещё хуже предыдущей, кстати оригинальное ее название пожалуй интереснее англоязычного: "Преисподняя без врат" или "Нет дверей в ад".
Мы собираемся вас съесть | 1980
В конце 1980 года выходит третий фильм режиссера - жестокая молодежная лента "Опасность первого типа", которую также ждал провал в прокате, но критики полюбили необычный взгляд режиссера, и окрестили его самым важным режиссером "Новой волны". Кстати под влиянием именно "Опасности первого типа" был снят культовый фильм "Сделано в Гонконге"(1997).
Опасность первого типа | 1980
В 1981 году Цуй Харк присоединяется к продюсерской компании Cinema City & Films Co, которая сыграет важную роль на кинорынке гонконгских блокбастеров 80-х годов.
Первым же успешным хитом проката стал как раз фильм Харка - криминальная комедия "Все ложные улики", успешно сочетающая в себе шик старых голливудских детективов с мультяшностью и сумасшествием гонконгских комедий. Помимо успеха в кассе, фильм попал в число номинантов за лучший фильм года на премии Golden Horse, а сам маэстро урвал награду за лучшую режиссуру. В кресло режиссера Цуй кстати попал по рекомендации Джона Ву. "Все ложные улики" некоторые критики называют поворотным моментом интеграции новой волны в мейнстрим, отмечая тем самым начало конца "новой волны".
Все ложные улики | 1981
В 1983 году Цуй Харк снял для студии Golden Harvest первый фэнтезийный фильм о боевых искусствах в Гонконге "Зу: Воины с волшебной горы", в котором для съемки множества трюков была приглашена команда американских специалистов по спецэффектам. Картина считается вехой в истории спецэффектов гонконгских фильмов. Здесь режиссер создаёт так называемый жанр «восточной магии», став по сути источником питания для последующих картин в этом жанре и в том числе вдохновением для Джона Карпентера на создание фильма "Большой переполох в маленьком Китае"
Зу: воины с волшебной горы | 1983
В 1984 Цуй Харк вместе со своей будущей женой Ши Нансун организовывают кинокомпанию Film Workshop. Остановимся на ее первом релизе, ставшем на своей родине кассовым хитом. Речь идёт о фильме "Шанхайский блюз"(в оригинале "Шанхайская ночь")
Шанхайский блюз | 1984; оценка: ★★★✰
1937 год, начало Второй Японо-китайской войны. Он - уличный клоун и музыкант, она - певичка в кабаре. Их случайное знакомство во тьме японских бомбежек под шанхайским мостом они восприняли как судьбу и поклялись друг другу встретиться через десять лет на том же месте. Спустя годы после окончания войны, наш отслуживший герой возвращается в Шанхай, он живёт в тесной комнате, зарабатывает с дядей уличными представлениями, а также пишет песни и мечтает что их когда-нибудь исполнят на радио. В городе же нет работы, цены растут с каждым часом, под мостом ютятся бывшие военные, ныне бомжи, на улицах полчища мелких и крупных жуликов и воров, а этажом ниже нашего музыканта поселились эксцентричные дамы, одна из которых только приехала в Шанхай и кажется излишне любопытной к его истории.
Красочный музыкальный водевиль с ноткой грусти и ворохом развеселых номеров, в которых хочется прочесть и оммаж старому Голливуду и возможный, но маловероятный поклон Гайдаю, по стилю мне именно его комедии напомнила "Шанхайская ночь", когда дуракаваляние абсолютно уместно и так элегантно ложится в такую казалось бы запутанную и сложно исполнимую сцену. Фирменный гонконгский балет с трюками, подменами, падениями, скрыванием в шкафах - всё на месте, как там было и лежало. В главной женской роли выступает популярная уже и на тот момент тайваньская актриса Сильвия Чанг, и ее работу хочется выделить из всего актерского ансамбля, собственно в заглавном трио именно на ее хрупких плечах лежала ответственность за маневры у пропасти бездушных комедий, ведь что Кенни Би, что Салли Йе отвечали в основном именно за комедийную составляющую. Забавный момент: героиня Йе представляется нашему герою подставкой, пытаясь рассказать о том что, ей пришлось использовать свою спину в качестве ступеньки, на которую вставала ее подруга. А когда мы узнаем что на самом деле ее героиню зовут Stool(т.е. слышится и говорится Стул), можно подумать что ей как-будто за этот эпизод просто вручили прозвище. Возможно чарличаплинщины всё же где-то с излишком, и хотелось чуть побольше разбавить спектакль драмой, но честно под финал кривить носом вовсе не хотелось. Кино яркое, зрелищное, музыкальное и действительно изобретательно смешное.
Фильм ждал успех в кинопрокате, и он вошёл в 10 лучших фильмов за 1984 год, картина также претендовала в 8 номинациях на премии Golden Horse. По некоторым данным именно "Шанхайский блюз" является самым любимым у режиссера, который кстати до момента съемок ни разу не бывал в Шанхае.
Успех "Шанхайской ночи" был только началом успеха компании Film Workshop. В 1986 году Харк продюсирует хитовый боевик Джона Ву "Светлое будущее", который бьёт все рекорды проката. А в 87-м выходит "Китайская история призраков" и "Светлое будущее 2". Цуй Харку дают прозвище "гонконгского Стивена Спилберга", а его студию объявляют гонконгским аналогом Amblin Entertainment, хотя режиссеру совсем не нравились это сравнения.
Заметим что не всё так гладко проходило с делами внутри компании, Харк уволил с проектов уважаемых авторов Кинга Ху («Прикосновение дзен») и Хо Йима(«Возвращение домой»), а также разругался с Джоном Ву, которому не понравились правки его трёх фильмов, в том числе "Наёмного убийцы". «Я не был хорошим продюсером», — признается Цуй. «Роли продюсера и режиссера должны быть похожими на тренера и бойца: тренер должен сказать боксёру, что тот силен левой или правой стороной или когда ему пора прекратить бой. Тогда я был расстроен. Я так и не понял разницы между продюсированием и режиссурой».
В самый пик успешных продюсерских проектов, Цуй Харк выпускает один из лучших своих фильмов "Блюз Пекинской оперы", на котором мы сделаем небольшую остановку и вспомним мои впечатления о данном просмотре.
Блюз Пекинской оперы | 1986; оценка: ★★★★
Харк уже с самых вступительных титров дает нам всем понять, что зрителя ожидает нечто прекрасное. Открывающая сцена отправляет нас в местный китайский театр начала XX века. Дочь хозяина всеми силами пытается пробиться на сцену, но законы и общественная мораль ни в коем случае не позволяет женщинам играть в спектаклях. Кроме всего прочего, здание театра является еще и заведением для встреч, где мы увидим группу амбициозных оппозиционеров, готовящих восстание и компромат на власть. В этом заговоре также принимает участие вернувшаяся в Пекин дочь губернатора, перед которой стоит нелегкий выбор- предать отца или оппозицию, а еще во все эти революционные страсти влезает не по своей воле мелкая мошенница, которая ищет утерянную шкатулку с украденными драгоценностями. Главная цель новоявленной шайки- выкрасть очень важный документ из сейфа градоначальника.
Фильм, как любит господин режиссер, перемешивает в себе несколько жанров- здесь и действительно смешная комедия, здесь и захватывающий шпионский триллер с весьма жестокими пытками и расправами, здесь и море перестрелок и погонь, здесь и усладой для глаз яркие красочные спектакли, которые сопровождают чудеснейшие музыкальные инструменты. Ну и конечно нельзя не отметить прекрасный актерский ансамбль, прежде всего женский: Бриджит Лин, Чери Чунг и Салли Йе - отыграли свои партии выше всех похвал, как таким дамам можно вообще что-либо запрещать? А Харк как блестящий директор театра, пусть самую малость заигрался ближе к финалу, но в остальном произвел фурор и сорвал овации.
Благодарю вас за прочтение до конца!)
Можете посмотреть сторис из Гонконга в моей группе о кино, а в следующую среду выложу все фото и видео из поездки ссылкой на Яндекс Диск)
Летать в Азию прямыми перелетами не для меня, и если в прошлый раз пересадка была в Шеньчжене (обзор на местный кинотеатр кстати тоже выкладывала), то сейчас я не могла пропустить Гонконг.
Этот мегаполис является третьей кинематографической столицей после Лос-Анджелеса и Мумбаи. Перед поездкой я собрала своих коллег из телеграма и мы устроили небольшой марафон гонконгских фильмов, дублирую посты на Пикабу 🤗
Вика и Костя Немакаровы начинают наш марафон нежной (мело)драмой с красоткой Мэгги Чун в главной роли.
Фильм Питера Чаня был и остается одним из главных гонконгских фильмов 1990-х годов, в первую очередь потому, что Гонконг в нем – отдельный герой, огромный, хаотичный муравейник, соединивший в себе разные, порой враждующие группы жителей. Чань же обращает внимание на приезжих с материка, их сложные судьбы и мотивы остаться в чуждом для них мегаполисе. Фильм посвящен последнему десятилетию перед передачей Гонконга Китаю, через год после выхода ТОВАРИЩЕЙ город фактически войдет в состав КНР (хотя все, конечно, совсем не так просто).
История Ли Шьяо-Джун и Ли Чьяо, всегда находившихся где-то рядом, начинается с приезда в Гонконг в один день и на одном поезде. Познакомятся они уже позже, спустя несколько месяцев, когда Ли Чьяо примется обучать неопытного Ли Шьяо-Джуна всем тонкостям жизни в мегаполисе.
Фильм гениален своей простотой. Чань очень удачно выстраивает свое кино где-то между безнадежностью (мело)драматического фильма и ванильностью романтической комедии, ТОВАРИЩИ - очень нежное кино о невозможности любви, лирическая песнь о несостоявшихся встречах и одиночестве в толпе. Здесь можно углядеть настроения и визуальные решения, похожие на фильмы Вонга Кар-Вая (Чан был одним из первых популяризаторов «романтического кино» в Гонконге, и они с Кар-Ваем влияли на друг друга в творчестве), но у Чана все-таки получилось придать «Товарищам» какую-то естественную аляповатость, какое-то правильное несовершенство.
Это кино про два разных подхода к жизни, к любви, к работе, к будущему, кино о людях, которым суждено было встретиться и суждено было разойтись. Кино о Гонконге, его беспокойном ритме, его жителях, его прошлом. Кино о важной смене эпох.
Можете посмотреть сторис из Гонконга в моей группе о кино, а в следующую среду выложу все фото и видео из поездки ссылкой на Яндекс Диск)