Напоминаю, что в этой части будут рассмотрены кинопрофессии, которые выбирали пикабушники в последнем вопросе опроса кинолюбителей.
Вдобавок к этому предлагаю пофантазировать, какой бы фильм получился у такой команды :)
Заодно рассмотрим, кто входит в съемочную группу и пять стадий кинопроизводства.
Собственно, вот сами результаты:
Что делать со всеми этими людьми?
Я попробовал собрать их в полноценную съемочную группу.
1. РАЗРАБОТКА ПРОЕКТА (development)
На первой стадии наша толпа продюсеров дружно ищет идею для фильма. У нас есть
45 продюсеров и кастинг-директоров. Из числа этих людей будет выбран следующий организаторский состав:
- Управляющий по месту съемки - готовит натурные и интерьерные объекты для съемок.
- Руководитель производства, следит за бюджетом и графиком съемок, ведет отчетность.
- Продюсеры — художественные и финансовые руководители проекта. Формируют проект, выбирая сценарий и режиссёра, и осуществляют производство и контроль.
- Исполнительные продюсеры — выполняют функции управления финансами. Отвечают за бухгалтерскую отчётность и бесперебойное финансирование всех нужд съёмочной группы.
- Администраторы по площадке — осматривают и выбирают места для съёмки. Получают официальные разрешения для проведения съёмок на выбранных площадках, если нужно.
- Кастинг-директоры — занимаются подбором актеров (он нам пригодится позже).
Эти ребята обдумывают такие вещи, как:
- Сюжет: Учитывая интересы пикабушников, это будет что-то с котиками и сиськами :)
- Жанр: Ну а жанр по результатам опроса выбираем фантастика (или что-то связанное с космосом и путешествиями во времени). Забегая вперед, учитываем количество каскадеров (27), значит будет также много экшна.
- Бюджет: Учитывая предполагаемую зарплату наших продюсеров, скорее всего, что это будет низкобюджетный фильм :) Представим, что наша команда будет работать на добровольной основе.
- Возрастной рейтинг: На этот пункт повлияло количестводублеров в постельных сценах (49!), а тем более то, что среди них есть несовершеннолетние! Так что в фильме будет много секса :) Рейтинг NC-17 — Лицам до 18 лет просмотр запрещен.
2. ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА (pre-production)
Первой необходимой стадией является создание сценария — его литературной основы.
Что же нам делать с целыми 124 сценаристами?
Их мы разделим на следующих:
- Авторы идеи или сюжета, книги или другого произведения, послужившего прототипом сценария.
- Сценаристы — пишут литературный сценарий фильма.
- Консультанты — специалисты в той или иной научной дисциплине, которые консультируют сценаристов и съёмочную группу по тематике сюжета фильма, историческим событиям, военной тактике и пр. Специалистов на пикабу хватает :)
- Редакторы — проверяют грамматику, орфографию, пунктуацию текстов и корректирует опечатки и ошибки (ГРАММАРНАЦИ СЮДА). Идеологически выравнивают сценарную работу посредством ведения переговоров, применяя дипломатическое искусство в беседе.
* На крупных киностудиях существует еще одно важное подразделение — информационно-методическая группа, которая подбирает материалы и информацию, необходимую в работе над любым фильмом. Это и исторические данные, и представления о быте отображаемой эпохи, техническом и научном уровне, стиле в одежде, поведении и др. Сотрудники этой группы связываются с музеями, библиотеками, галереями, коллекционерами.
Затем в работу подготовительного периода вступает режиссёр со своей группой (у нас их аж 65 чел.). Они, изучив огромный материал по тематике фильма, разрабатывают концепцию.
Кто же входит в режиссерскую группу из 65 человек? Это явно пикабушники, считающие себя опытными в плане навыков управления.
- Режиссёрская группа возглавляется режиссёром-постановщиком. Он несет главную ответственность за съемку фильма и управляет творческим процессом.
- Ассистенты режиссера, руководят планированием съемок и следит за материально-техническим обеспечением съемок.
- Второй режиссёр — занимается организацией и планированием съёмочного процесса. Он несет ответственность за решение текущих оперативных вопросов, например, вызов на съемочную площадку актёров или других членов съёмочной группы, срочное решение хозяйственных вопросов. Даёт возможность режиссёру-постановщику сосредоточить внимание на творческих аспектах.
- Помощники режиссёра. Следят за сменой исполнителей на площадке и составляют для каждой сцены график вызова актеров с указанием времени их рабочей смены.
- Помощники режиссёра по сценарию — ведут во время съёмок учёт по каждой сцене, чтобы при съёмке очередной была возможность убедиться в правильности следования сценарию во всех деталях. Также отслеживают число отснятых за день страниц и сцен сценария, число кадров, оценивают предполагаемое экранное время, а также отмечают случаи отступления от сценария.
Далее творческая группа, в которую кроме режиссёра входят продюсер, художник и оператор-постановщик, создаёт режиссёрский сценарий и экспликацию (толкование режиссёром будущей картины, его видение фильма).
* Режиссёрский сценарий является, по сути, техническим описанием будущего фильма. На основе литературного сценария производится последовательная запись всех эпизодов фильма с разбивкой их на отдельные съёмочные кадры со зрительными и звуковыми особенностями их выполнения.
Затем операторы изучают условия съёмки и создают операторскую экспликацию, в которой указываются особенности светотонального и колористического решения кадров объектов.
В команду операторов (у нас их 60) входят:
- Оператор-постановщик (главный оператор) — выполняет съемку сцен фильма вместе с режиссером, его ассистентом и со звукорежиссером. Операторская группа подчиняются оператору-постановщику.
- Кинооператор — является непосредственным помощником главного оператора, непосредственно управляет киносъёмочным аппаратом. При многокамерной съёмке или работе в несколько смен, в группе могут быть несколько операторов.
- Оператор Стэдикам — кинооператор, обладающий специальными навыками управления киносъёмочным аппаратом, установленным на систему стабилизации «Стэдикам».
- 1-й Ассистент оператора — выполняет функции «фокус-пуллера», то есть управляет фоллоу-фокусом киносъемочного аппарата, фокусируя объектив на необходимых по замыслу объектах. Измеряет заранее рулеткой дистанцию и переводит плоскость резкости объектива в процессе съёмки в случае движения камеры или смены главного объекта, который должен отображаться резко. Также производит измерение экспозиционных параметров и отвечает за правильную экспозицию. Выполняет измерение цветовой температуры съемочного освещения и осуществляет подбор конверсионных светофильтров.
- 2-й Ассистент оператора — выполняет перезарядку киносъёмочного аппарата в случае отсутствия в группе отвечающего за это механика. Устраняет внезапно возникшие помехи в кадре. Перед началом кадра с помощью "хлопушки" отмечает на изображении и звуковой записи номер кадра, дубль. Иногда на жаргоне такого человека называют «Хлопушка». Важная часть его работы — заполнение съёмочных листов, то есть учёт отснятых дублей и сопроводительная документация экспонированной киноплёнки.
- Фотографы — делают фотоснимки, которые впоследствии будут использованы для публикаций в СМИ и рекламы картины. Фотосъёмка постоянно ведётся на съёмочной площадке, что помогает отслеживать очерёдность снимаемых сцен и планов и их соответствие сценарию. Мы прикрепим их к операторской группе.
- Оператор комбинированных съёмок. От обычного оператора отличается наличием навыков работы со специальной киносъёмочной аппаратурой и владением техникой комбинированных съёмок - трюковых кадров, а также различных технических приёмов.
* Современная практика в некоторых случаях предусматривает использование двух операторских групп для сокращения съёмочного периода. При этом основная группа занимается съёмками наиболее сложных игровых сцен, в то время как вторая меньшего состава, снимает более простые кадры, не требующие постановочных действий: видовая съёмка, предметы и т.п.
Над следующим пунктом работают наши художники-постановщики и дизайнеры (декорации, костюмы) - 42 человека.
- Главный в этой группе - художник-постановщик.
К режиссёрскому сценарию прилагается раскадровка — рисунки всех кадров, выполненные художником фильма.
- Художники создают эскизы для визуального планирования сцен перед съёмкой, чтобы помочь режиссеру доносить свои идеи до съемочной команды.
Немаловажный этап подготовительного периода — создание и монтаж декораций.
* Особенно важен этот этап в исторических или научно-фантастических фильмах, требующих искусственного создания интерьеров или ландшафтов. Работы по возведению декорационных объектов проводятся под наблюдением художника-постановщика.
- Арт-директор — отвечает за декорации, костюмы, грим, укладку волос и пр.
- Дизайнеры-технологи — создают декорации, костюмы, грим и прически, подчиняются арт-директору.
- Художник по костюмам — разрабатывает одежду для всех персонажей фильма и всех эпизодов в соответствии с художественным замыслом и исторической эпохой. Следит за соответствием костюмов историческим и фактическим обстоятельствам. В военных фильмах отвечает за достоверность униформы и знаков различия.
- Костюмеры — обеспечивают рабочее состояние всех костюмов при любых условиях съёмки. Имеют запасной дубль каждого костюма.
- Ассистенты — выполняют, в основном, утилитарные функции, а также производственные и иные поручения художника по костюмам.
Так же в этой же банде будут гримеры и парикмахеры, но их мы рассмотрим позже.
Не забываем про подбор актеров. Наши кастинг-директоры работают здесь.
Вот мы добрались и до актерского состава (102 чел.). Сюда входят парочка исполнителей главных ролей, а так же актеры второго плана и участники эпизодических ролей.
* Выше представлены данные из опроса о наших 102 актерах, в которых можно увидеть пол и возраст. В целом это задает нашему фильму молодежную направленность, с преобладанием мужских персонажей.
В итоге на стадии пре-продакшна создаётся постановочный проект, в который входят: режиссёрский сценарий и экспликация, разработка отдельных эпизодов и сцен, фото- и кинопробы, эскизы, съёмочные карты и операторские экспликации, подробные раскадровки, монтажно-технические разработки, фотоматериалы, экспликации звукового оформления фильма, календарно-постановочный план и генеральная смета.
3. СЪЕМКИ (production)
Съемочная группа расширяется. В работу включаются мастер по съемочной технике, руководитель по сценарию, помощники режиссера, оператор-постановщик, редактор изображения и редактор звука, консультанты, операторы по свету, парикмахеры, гримеры и другие должности с учетом особенностей фильма.
Актеры репетируют сцены под руководством режиссера. Затем сцены вновь репетируют и согласуют со съемочной группой. Затем снимается сцена с необходимым количеством дублей.
* Дубль отмечается как удачный или неудачный и отмечается вся необходимая информация о дубле.
Итак, кто еще участвует в съемках?
Держатель микрофона/лампы - эту специальность выбрали целых 97 человек.
Но мы их работу разнообразим и распределим следующим образом:
- Непосредственно микрофонщики — управляют микрофоном на выносной штанге: направлют его на сюжетно-важные объекты и следят, чтобы микрофон не попадал в кадр.
- Цветоустановщики — специалисты, выполняющие световую и цветовую подготовку картины.
- Техники синхронной аппаратуры — обеспечивают техническое обслуживание киносъёмочных аппаратов, предназначенных для синхронной киносъёмки.
- Механики съёмочной техники отвечают за работоспособность видеоконтрольных устройств.
- Плейбэк — обеспечивает видеозапись изображения с телевизиров киносъёмочных аппаратов на видеокассету или другой носитель, для просмотра отснятого дубля.
Дублеры в постельной сцене (49 чел.)
Вот тут уже я теряюсь, что делать с таким количеством :) Особенно учитывая, что 90% из их числа - парни...
Дублеры в экстримальных сценах, другими словами - каскадеры (27 чел.)
Количество позволяет снять довольно массовые экшн-сцены.
- Постановщики трюков (хореографы) — специалисты, разрабатывающие трюки и их безопасное исполнение. Часто постановка трюков требует понимания принципов построения видеоряда, чтобы организовать съёмку трюков «по частям», безопасным по отдельности, но эффектным после монтажа. создает и координирует движения, танец, борьбу.
- Исполнители трюков — выполняют задачу режиссёра-постановщика как дублёры или в эпизодических ролях.
- Дрессировщики — в фильмах с животными, исполняющими главные или эпизодические роли. Думаю, среди опрошенных найдутся укротители котов :)
Так же вступают в работу гримеры (из числа художников-постановщиков).
* Может, нам пригодится грим зомби? Вследствие инопланетного вируса, например :)
- Художник-гримёр — подчиняется режиссёру, второму режиссёру. Делает выписку кого, как и когда гримировать. Следит за соответствием этого процесса. Кому какой парик и т. п. Изготовление накладных париков, усов и т. п. под соответствующий образ. Решает все вопросы, связанные с цветом глаз, старением, типом кожи, ранениями.
Ассистент художника-гримёра — занимается поправлением грима, выполняет все работы, связанные с поддержанием внешнего вида. На нём — вся рутина художника-гримёра.
- Парикмахер — изготовление накладных париков, усов и т. п. под соответствующий образ.
- Художник по специальному гриму — обладает опытом имитации, сочетания грима со специальными эффектами. Имитирует эффекты старения, особой фактуры кожи и т. д. Может создавать микро пиротехнические эффекты — маленькие взрывные устройства (петарды) имитирующие попадание пули в актёра, нанесение колотого ранения и его последствий.
Уборщицы на съемочной площадке (63 чел.)
Да, тут просто уборкой не отделаетесь:) Нам понадобятся люди с самыми различными навыками.
- Рабочие — выполняют различные поручения.
- Буфетчик и его ассистенты — обеспечивают горячим питанием съёмочную группу непосредственно на съёмочной площадке для сокращения простоев.
- Врач — в случае необходимости обеспечивает своевременное оказание медицинской помощи участникам съёмочной группы. Нередко выступает в роли консультанта в сценах, где по сюжету какому-либо персонажу фильма должна быть оказана медицинская помощь или нужны какие-то познания в области медицины. Случается, помогает гримёру сделать, например, повязку более достоверной.
- Водители — осуществляют доставку оборудования и съёмочной группы на площадку. Развозят актёров, занятых в театрах или на телевидении. Спецтранспорт для оборудования: лихтваген, тонваген, операторский автомобиль и пр. обслуживаются штатными водителями киностудии. Все водители подчиняются администратору по площадке и директору фильма.
- Охранники — сотрудники, отвечающие за безопасность участников съёмочной группы и сохранность дорогостоящего оборудования.
Когда сцена снята, съемочная группа демонтирует декорации. Режиссер утверждает график съемок на следующий день и составляются отчеты руководителей по сценарию, звуку и изображению. Актеры и съемочная группа информируется о том, где и когда будет проходить следующий съемочный день. Режиссер этим же вечером просматривает результаты съемок, иногда консультируясь с руководителями отделов и актерами.
4. ПОСТ-ПРОИЗВОДСТВО (post-production)
Наконец, наступает период обработки видеоматериала после съёмок эпизодов фильма, подготовка и изготовление компьютерных объектов, редакция, монтаж, озвучивание и обработка материала фильма.
Здесь вступают в работу 43 человека, которые занимаются монтажом звука и видео.
- Режиссёр монтажа — человек, ответственный за основные монтажные решения. Выполняет чистовую «сборку» картины.
Первой задачей режиссёра монтажа является в грубой форме нарезать и собрать сцены. Отсеивается мусор. Затем более детальная работа с кадрами и создание видеорассказа. Режиссер и продюсер фильма просматривают результаты и утверждают его. Редактор заполняет документ, содержащий список нарезанных сцен с описанием исходных отснятых кадров для финального монтажа.
- Специалисты по спецэффектам — занимаются разработкой спецэффектов (от искусственного тумана до компьютерной графики), консультирует и продумывает реализацию.
- Монтажеры — готовят исходный материал к монтажу, синхронизируют звук с изображением, подбирает дубли и т. д.
- Цветоустановщики — специалисты, обеспечивающие выравнивание изображения по плотности и цветопередаче.
Смонтированный фильм передается в звуковой отдел, где звукорежиссёр синхронизирует голоса, звуковые эффекты, музыку, фон и пр. Если качество синхронной звукозаписи не удовлетворяет режиссёра, проводится озвучивание фильма в студии. На экран выводится изображение, проводятся репетиции. Актёры добиваются, чтобы артикуляция на экране совпадала с произносимым звуком. Записывается фонограмма. Затем её монтаж и синхронизация.
- Звукорежиссер и его помощники записывают звук во время съемок. Сотрудничает с режиссером, оператором, ассистентом режиссера.
- Звукооператоры, занимаются звуковыми эффектами.
Чего-то не хватает... Ах да, саундтрек.
Композиторы (13 чел.)
- Авторы и исполнители песен, исполняемых в фильме - музыканты, в исполнении которых звучат песни, композиции и иное музыкальное сопровождение фильма.
У нас хватит на полноценную рок-группу, или, скажем, на небольшой камерный оркестр.
- Музыкальные редакторы — знают, как можно с помощью музыки и музыкальных звуковых эффектов создать определенную атмосферу и настроение сюжета фильма, создают единство музыки и изображения.
Кто у нас там еще остался?
Художники-мультипликаторы (6 чел.)
Самая непопулярная в опросе специальность тоже пригодится - эти ребята нарисуют нам мультяшный ролик для вступительных титров.
Наконец, видео и звук компонуются в низкокачественную пробу фильма. Набираем фокус-группу для просмотра фильма, и по её отзывам проводятся дополнительные доработки и изменения.
После всех изменений фильм дорабатывается до высокого качества.
5. РАСПРОСТРАНЕНИЕ (sale)
Реклама? Пиар? Пфф... у нас нет на это денег.
Заливаем фильм на ютуб, на пикабу и вуаля - наш низкобюджетный фильм достиг своей целевой аудитории! :)
Как думаете, какой фильм можно снять с такой командой?)
Спасибо за внимание!
Пост получился громоздким, но надеюсь, кто-то его осилит.
P.S.: Брал инфу из интернета, сам далек от работы в кинопроизводстве. Поэтому если вы разбираетесь в вопросе, не стесняйте себя - пишите если я написал что-то неверно!)
Источники (о кинопроизводстве):
http://snimifilm.com/almanakh/vvedenie-v-kinoproizvodstvo/chto-takoe-kinoproizvodstvo
https://ru.wikipedia.org/wiki/Кинопроизводство
https://ru.wikipedia.org/wiki/Съёмочная_группа
Предыдущая часть:
http://pikabu.ru/story/rezultatyi_oprosa_kinolyubiteley_pikabu_1_iz_2_4926519
Ссылка на опрос (опубликованные результаты):
https://docs.google.com/forms/d/1VYOv0FcFt2EUUFi7ccaAOoEZRHCqAGRF2sP-FV7seN8/viewanalytics