Серия «история»

Древнейшая мифология Европы — Истоки мифов и верований Древней Греции

Все мы с детства читали про греческих героев и богов. Чудесные, красивые истории, полные удивительного очарования и как будто открывающие дорогу в мир необычный, не такой, который окружает нас.

Древнейшая мифология Европы — Истоки мифов и верований Древней Греции Мифология, Древняя Греция, Древнегреческая мифология, Древнегреческие боги, Пантеон, Древний мир, Длиннопост

И с детства нам объясняли, что древнегреческие мифы — это то, во что верили умные, но слишком наивные древние греки. Увы, это далеко не так. Ведь древнегреческие мифы на самом деле — лишь литературные произведения, а представления греков о мире сильно отличались от того, что писали их поэты.

Что такое мифология?

Привычное обоснование происхождения мифологии, встречающееся сплошь и рядом, гласит, что любой миф есть объяснение явлений природы доступными невежественному древнему человеку средствами. Причем — вне зависимости от художественных достоинств мифа. Подобное понимание мифа обладает одним недостатком, оно сводит объяснение непонятного к понятному. Но чем, принципиально, понятнее становится существование солнца, если предположить, что это не движение раскаленного камня, а поездка некоего человека по небу в колеснице? Во-первых, это противоречит каждодневному опыту людей — известно, что колесницы не летают. Во-вторых, это противоречит и органам зрения — ведь Гелиоса не видно, а сияющий диск на небе появляется каждый день.

Древнейшая мифология Европы — Истоки мифов и верований Древней Греции Мифология, Древняя Греция, Древнегреческая мифология, Древнегреческие боги, Пантеон, Древний мир, Длиннопост

Храм Геры в Сицилии.

Еще одно объяснение существования мифологии прямо пересекается с первым. Оно гласит, что человек боялся явлений природы, так как не властвовал над ними, поэтому обожествлял их и приносил им жертвы. Но и это объяснение тоже странно. Лес ночью кажется страшным городскому человеку, незнакомому с лесом и не умеющему понимать звуки ночной чащи и ее жизнь. Море кажется страшным и непонятным тому, кто никогда не плавал на корабле, не знает, как уберечься от бури, и не ведает берегов, вдоль которых плывет. Но моряку, который вверяет свою жизнь утлой посудине десятки и сотни раз, все опасности прекрасно знакомы. Их можно опасаться, но их совершенно незачем обожествлять.

И сейчас человек не может сказать, что он совершенно все знает о мире. Да и вряд ли в обозримом будущем он сможет это сказать. Современный человек, может быть, больше знает о мире, чем античный грек, но они оба знают мало по сравнению с тем, чего они не знают.

Древнейшая мифология Европы — Истоки мифов и верований Древней Греции Мифология, Древняя Греция, Древнегреческая мифология, Древнегреческие боги, Пантеон, Древний мир, Длиннопост

Когда-то здесь, в Эфесе, стоял храм Артемиды, одно из Семи чудес света.

Миф и наука

Та же ситуация с властью над природой. Ученые XVIII и XIX веков могли считать, что человек покорил природу и является ее господином, но затем восторг от огромного количества изобретений начал проходить, и опять виден безбрежный океан невозможного.

Мифы не объясняют механизма происходящих в природе явлений. Они, одушевляя природу, лишь указывают на причину того или иного явления природной или социальной жизни. Поэтому их нельзя сравнивать с современными представлениями о природе или социальной жизни. Современные представления также обычно имеют в своей основе причинные объяснения явлений, помимо опытно-экспериментальных объяснений. И эти причинные объяснения не менее мифологичны, чем древнегреческие. Скажем, теория Дарвина, не проверяемая эмпирически и в значительной степени противоречащая опыту, вполне соответствует в своей недоказуемости представлениям древних о происхождении человека от животного, птицы, рыбы или растения. Теория всеобщего прогресса также мало отличается от греческих представлений об ушедшем золотом веке и всеобщем упадке.

Миф и общественная структура

Древнейшая мифология Европы — Истоки мифов и верований Древней Греции Мифология, Древняя Греция, Древнегреческая мифология, Древнегреческие боги, Пантеон, Древний мир, Длиннопост

Храм Аполлона в Дельфах, место пребывания самого известного в истории оракула.

Наконец, еще одна версия происхождения мифов гласит, что человек строил свои представления о природе в соответствии с общественной структурой. Конечно, представления об устройстве мира и организация общества влияют друг на друга. Так, например, в современной мифологии теория атомистического строения мира пересекается с демократическим устройством общества. Но говорить о прямой зависимости того от другого было бы наивно. Что было раньше, курица или яйцо? Корректнее сказать, что первичный миф любой цивилизации имеет отражение и в общественной структуре, и в научных представлениях.

И конечно, если мы присмотримся к гомеровскому пантеону богов, мы обнаружим, что он в значительной степени отличается от социальной структуры тогдашней общины.

Древнейшая мифология Европы — Истоки мифов и верований Древней Греции Мифология, Древняя Греция, Древнегреческая мифология, Древнегреческие боги, Пантеон, Древний мир, Длиннопост

Мы видим, что к ремесленникам, в общине занимающим низкое и не самое уважаемое место, относится чуть ли не большинство богов. Мы заметим, что во времена классического полиса и демократии никто и никогда не рассказывал мифов о выборах Зевса магистрантом и о том, как он отчитывался после годичного пребывания в этой должности. Пантеон представляет собой вовсе не общину, а догомеровский род, организацию более ранних времен, внутри которого специализация отдельных членов вполне естественна и первоначально гораздо менее важна, чем связь с матерью-землей Реей.

Родовое происхождение мифологии

Итак, именно это родовое начало, имело столь большое значение для древних греков. Мифология складывалась в те времена, когда человек, объединенный прежде всего кровно-родственными связями, не мыслил себя вне рода и не мыслил между разумными существами других отношений, кроме родовых. Этими представлениями объясняются огромное генеалогическое древо, объединяющее греческий пантеон. Родственными отношениями между всеми богами и богинями пронизан мифологический мир древнего грека.

Древнейшая мифология Европы — Истоки мифов и верований Древней Греции Мифология, Древняя Греция, Древнегреческая мифология, Древнегреческие боги, Пантеон, Древний мир, Длиннопост

Аполлон в колеснице встречает Артемиду-охотницу.

Из этих родовых связей возникло и характерное в такой большой степени только для Греции отсутствие жестких границ между человеческим и божественным мирами. Действительно, мало в каком другом пантеоне мы встретим такое огромное количество обожествленных людей — героев, ставших богами после смерти. Это также связано с тем, что греческий пантеон своими корнями уходит в культ предков. Следы этого видим даже в классические времена: так, например, на Крите показывали могилу (!) Зевса. Для древних было очевидно, что мертвых предков необходимо кормить жертвами — вот повод для появления жертвоприношений. Не менее очевидным для них было прямое влияние предков на дела людей — поэтому им необходимо молиться и просить помощи в обмен на заботу об их питании. Через некоторое время предок все более забывался, ему начинали приписывать разнообразные атрибуты, он соединялся с древним тотемом в качестве хозяина этого тотема — животного-спутника бога. Так, у Афины в спутниках была сова, а у Зевса — орел.

Родовой культ с объединением родов в полис сменился общегородским культом, в котором складывался пантеон города. При этом те или иные семьи неизбежно специализировались в какой-либо области ремесла — так семейные или родовые боги, отождествляющиеся с семьей или родом, получали специальность: становились покровителями торговли, кузнечного дела, мореплавания. Представления о богах становятся сложными, обрастают подробностями, и в народных рассказах все более и более запутываются.

Древнейшая мифология Европы — Истоки мифов и верований Древней Греции Мифология, Древняя Греция, Древнегреческая мифология, Древнегреческие боги, Пантеон, Древний мир, Длиннопост

Парфенон — главный храм Афины в городе, названном в ее честь.

Тогда и появляются великие поэты Гомер и Гесиод, чувствующие необходимость описания единого, большого мира, который гораздо больше маленького мирка отдельного полиса. И они придумывают эту более или менее логичную систему всего мира. Что, кстати, древние греки вполне осознавали, отделяя “поэтические сказки о богах” от своей религии и культа. Мифы, которые мы знаем, никогда не были чем-то святым для греков, это была поэтическая картина мира, и именно в силу этого многие греческие авторы называют Гомера первым философом, и всегда он почитается мудрецом, но его поэмы никогда не являлись каноническими в религиозном смысле этого слова текстом.

Цари как родственники богов

Царская власть возникла из родоплеменной организации общества. Любой из них первоначально и прежде всего был главой рода. С этим обстоятельством связаны все особенности "царской" власти того времени. Цари — божественного происхождения, это дети или внуки богов. Жертву богам, то есть родовым предкам, может приносить только глава рода, кровно с ними связанный. Сами древние греки считали, что учение о богах создали поэты Гомер и Гесиод, и первоначально оно сильно отличалось от их культовой теории и практики.

Древнейшая мифология Европы — Истоки мифов и верований Древней Греции Мифология, Древняя Греция, Древнегреческая мифология, Древнегреческие боги, Пантеон, Древний мир, Длиннопост

Зевс-громовержец, в классический период — глава греческого пантеона.

Так как культовая практика греков строилась на почитании предков, то в каждом городе, в каждом поселке род почитал своего бога, тесно связанного с родовой землей, то есть с совершенно конкретным земельным участком. Всем подобным богам в большей или меньшей степени приписывали власть над разными стихиями, ремеслами и областями человеческой жизни. При этом один и тот же родовой бог имел несколько "модификаций", которым поклоняются в особых случаях.

Это прослеживается на примере Афины Паллады. В Афинах ей поклоняются и как покровительнице деторождения, и как богине победы, и как покровительнице ремесла, и как божеству земледелия (священное дерево Афины — олива, дарованная афинянам). При этом могущественный родовой бог имеет власть только над своей территорией и своим племенем, и, пребывая в путешествии, приходилось почитать местных богов.

В более поздние времена в городах начали поклоняться различным божествам, но это было связано с объединением нескольких небольших поселений в один полис. При этом боги остальных деревень входили в пантеон в качестве подчиненных богов. Так, например, в Афинах верховной богиней была Афина, в Дельфах — Аполлон, у ионийцев — Посейдон, в Аргосе и на Самосе — Гера, Гелиос — на о. Родос, Эрот — в г. Феспиях, Хариты — в Орхомене Беотийском. В "своих" городах эти боги обладали всеми качествами верховного божества, а не почитались покровителями отдельных стихий и ремесел.

Появление пантеона

Когда в городах начали образовываться культы нескольких наиболее почитаемых богов, стали складываться пантеоны. Они были различными в различных городах, а в некоторых полисах пантеон не сложился вовсе (например, в Дельфах). Афинский пантеон состоял из Зевса, Геры, Посейдона, Деметры, Аполлона, Артемиды, Гефеста, Афины, Арея, Афродиты, Гермеса и Гестии. Олимпийский же пантеон вместо Деметры, Арея, Афродиты, Гефеста и Гестии включал Крона, Рею, Диониса, Алфея и несколько Харит — в сумме божеств было больше двенадцати.

Древнейшая мифология Европы — Истоки мифов и верований Древней Греции Мифология, Древняя Греция, Древнегреческая мифология, Древнегреческие боги, Пантеон, Древний мир, Длиннопост

Бог Аполлон.

В разных городах одни качества богов и богинь предпочитались другим. Так, например, статуя Афродиты (известной, по большей части, как богиня любви) в Спарте стояла с копьем. На фронтоне сокровищницы в Мегарах Зевс изображен бородатым, в шлеме и с копьем, а в Элиде мы видим точно такое же изображение Гермеса.

Отношения с богами у греков героического периода были простыми и патриархальными. Боги отнюдь не всемогущи и не вездесущи. Над ними, как и над людьми, властвует рок, они знают только то, что могут узнать, и т. д. Безусловно, они могущественны, но между ними и людьми нет принципиальной разницы — за исключением бессмертия. И это обстоятельство только подчеркивается многочисленными мифами, повествующими о соревновании смертных с богами, о попытках борьбы с ними. "Доступность" богов для людей подчеркивается историями об обмане богов смертными (например, Танталом).

Боги не подразделяются на хороших и плохих. Морально-этические нормы в нашем понимании вообще мало интересовали греков в это время. Боги следят за сохранением порядка, наказывают нечестивцев и т.д. Но это отнюдь не означает, что они пекутся об абстрактных понятиях о справедливости. Гомеровские боги — покровители рода, они стремятся прежде всего доставить успех "своему" роду и его герою. Если же герой идет против общепризнанных обычаев, он подлежит наказанию покровительствовавшего бога.

Обряды

Древнейшая мифология Европы — Истоки мифов и верований Древней Греции Мифология, Древняя Греция, Древнегреческая мифология, Древнегреческие боги, Пантеон, Древний мир, Длиннопост

Бог морей и коневодства Посейдон на троне.

Обрядовая сторона культа была примитивна, хотя уже существовали все составные части богослужения: молитвы, жертвы, танцы, песни, грубые статуи и храмы. Храмов было мало, основные жертвы приносились на домашних алтарях.

Самый простой и распространенный тип временного алтаря — это алтарь, сооруженный из дров, на которых впоследствии жертва сжигалась. После того, как складывали алтарь, произносились молитвы. Они были просты и носили "деловой" характер договорных отношений. Люди богу — жертву, он им — требуемую удачу. Кстати, обеты о принесении жертв носят точно такой же характер.

Встречаются и более сложные алтари, прежде всего каменные, а иногда и сделанные из экзотических материалов. Так, в Ликии был алтарь Зевса Ликийского, представлявший собой кучу земли. Алтарь на Делосе, по преданию, устроенный самим Аполлоном, был сделан из рогов диких коз, убитых Артемидой.

Древнейшая мифология Европы — Истоки мифов и верований Древней Греции Мифология, Древняя Греция, Древнегреческая мифология, Древнегреческие боги, Пантеон, Древний мир, Длиннопост

Гефест, бог кузнецов, за работой.

При жертвоприношении жертве перерезалось горло, приносящий жертву отделял кости, покрывал их жиром — эта часть, "часть богов", сжигалась на алтаре. Мясо жарилось и поедалось тут же. Совместная трапеза из жертвенного мяса имела огромное значение, она подчеркивала единство рода. Теоретически только члены одного рода могли совместно есть принесенную от рода жертву. Если армия соединенных племен отправлялась в поход (как, например, греки под Трою), роль главы племени (в т.ч. религиозного главы) брал на себя полководец.

В жертву приносились не только люди и животные, но и вещи. Драгоценные кубки, ткани, вино, оружие, и, конечно, благовония. Жертва Посейдону, например, часто представляла собой драгоценность, которую просто кидали в море. Богов и погибших героев также чествовали плясками, гимнами и играми.

Кроме обычных жертвоприношений, существовали специальные, посвященные конкретному случаю. Например, похоронам героя обязательно сопутствовал ритуальный плач, совершалась жертва и, по окончании горения погребального костра, насыпался холм. Существовали обряды, очищающие от убийства, например, оскверненный убийством дом и двор окуривали серой.

Уже в гомеровское время начинают появляться жрецы-профессионалы и большие храмы в честь богов. Храмы представляли собой крупные сооружения, мало отличающееся от больших домов местных царьков. Если в монотеистических религиях храм стал местом, где молятся богу, то у греков это был дом божества, и, как правило, в храме находился древний фетиш, в значительной степени воспринимавшийся непосредственно как бог. Так, богиня Латона на Делосе почиталась в виде полена, Геракл в Гиетте — в виде камня, братья Диоскуры в Спарте — в виде двух бревен с поперечными брусьями. Культ Гестии, богини домашнего очага, существовал с незапамятных времен; в обязанности хозяйки входила священная обязанность следить за поддержанием огня, символизировавшего богиню.

Ритуалы повседневности

Огромное количество бытовых действий греков в обыденной жизни было подчинено ритуалу и правилам поведения, происхождение которых приписывалось богам. Провожая гостя в дорогу, хозяин отхлебывал из чаши вина и провозглашал здравицу ему или его родителям. Поскольку любое путешествие было опасным предприятием, оно неизбежно связывалось с молитвами богам и с жертвами. Любопытно, корабль — средство для дальних походов — считался частью родной земли. Поэтому на корме корабля можно было приносить жертвы не местному богу, а "родному" городскому божеству.

Древнейшая мифология Европы — Истоки мифов и верований Древней Греции Мифология, Древняя Греция, Древнегреческая мифология, Древнегреческие боги, Пантеон, Древний мир, Длиннопост

Афродита рождается из морской пены. Богиню любви спартанцы изображали в виде воительницы.

Большое значение греки придавали предсказаниям. Их делали люди, одаренные богами искусством толковать знамения. Очень часто в качестве предсказателей почитали слепцов. По представлениям греков, боги часто посылали людям предзнаменования. Орлы, птицы Зевса, считались вещими птицами, и их поведение и появление всегда истолковывали как знак. То же относилось к соколам — послам Аполлона.

Еще один тип знамения — слова человека. Человек, не знающий о замыслах другого, мог сказать что-то, что соответствовало чужим замыслам, и тогда его слова воспринимались как предзнаменование.

Древнейшая мифология Европы — Истоки мифов и верований Древней Греции Мифология, Древняя Греция, Древнегреческая мифология, Древнегреческие боги, Пантеон, Древний мир, Длиннопост

У каждого города был свой бог-покровитель. Монеты разных городов с изображениями божеств. Слева направо: Афродита, Афина, Арес, Артемида, Аполлон, Асклепий, Гермес, Гелиос, Посейдон.

* * *

Уже в героические времена обрядовая сторона греческой религии была сложной и развитой. Поскольку любые религии стремятся к сохранению архаичных форм, можно сказать, что эта сторона жизни греков почти не менялась и в исторические времена.

Что же касается их религиозных представлений, то необходимо иметь в виду, что общегреческий пантеон так и не сложился в Греции с культовой точки зрения. Конечно, в мифологии, в народном сознании были и главные боги, и подчиненные им второстепенные. Были и общегреческие празднества, и оракулы, но оформленного общего для Греции культа не было ни в героические времена, ни в классические, как не было создано греками и единого греческого государства.

На примере Греции мы можем видеть и общемировые тенденции зарождения мифологии и религии. В большинстве известных нам культур этот путь был примерно один — от культа родового предка, с которым связан глава рода, до создания пантеонов богов в связи со слиянием городов в общины, а общин — в государство. Впрочем, надо иметь в виду, что местного характера почитание тех или иных богов в древности не теряло никогда. Поэтому, несмотря на все старания многочисленных царей-реформаторов, внутренняя структура любого древнего государства была рыхлой. Человек принадлежал прежде всего к своему городу, а потом уже к более крупному образованию — державе. И в итоге только появление "умозрительных" теорий — зороастризма, буддизма и т.д. — позволяло окончательно оторвать человека от рода и от земли, и привязать к чему-то общему и объединяющему. Но это, как говорится, уже совсем другая история.

Автор текста: Алексей Калинин

Другие материалы:

Показать полностью 13

Чулочные рейтузы и джинсы-варёнки — женская мода СССР

Платье-солнце из отцовской рубашки, шапка-труба из распущенного маминого шарфа, джинсы-варёнки, сваренные собственноручно, - культовые вещи гардероба 80-х.

Чулочные рейтузы и джинсы-варёнки — женская мода СССР Мода, СССР, Женская одежда, Женское, Длиннопост

В СССР моды не было

Сразу после революции в новорожденном государстве предпринимались активные попытки создания моды для социалистических рабочих. В Москве открыли мастерские, где создавалась «прозодежда», то есть одежда для производства. Но дело как-то не пошло. «Наверху» решили пойти по простому пути: сказать, что мода развращает, что настоящим рабочим некогда думать об одежде, а потому ату ее, эту моду, ату! Так и остались рабочие СССР без собственного стиля.

Правда была в то время модельер Надежда Ламанова, которая создавала одежду для жен партийной верхушки. Она даже умудрилась сшить русскую народную коллекцию в прямом смысле из полотенец и получить на нее Гран-при на Всемирной выставке. В Советском Союзе тогда не было ни тканей, ни, как известно, кое-чего еще.

О 40-х годах и говорить нечего. Все силы страны были пущены на победу в Великой Отечественной войне, а затем — на восстановление этих самых сил. Тогда уж было не до кокетства. К концу войны в Москве и Ленинграде заработали дома моды, и тогда, можно сказать, начала рождаться советская женская мода.

Прадедушка капрона

В СССР любили давать обычным вещам страшные названия. Например, чулки когда-то назывались не чулками, а чулочными рейтузами. А слово «колготки» появилось от слова, написанного на упаковках чешских колгот, которые были завезены лишь в 50−60-х годах. В советские времена одежда должна была быть практичной. А какова первая задача чулок? Правильно: согревать женские ноги в холод и стужу, а также прикрывать женское тело. Так что чулки делали из шерсти и хлопка.

Чулочные рейтузы и джинсы-варёнки — женская мода СССР Мода, СССР, Женская одежда, Женское, Длиннопост

Стрелочка на «чулках»

Такие изделия совсем не держались на ноге, постоянно сползали, а на коленях то и дело появлялись пузыри! Чулки на резинках крепили к специальным поясам, которые отнюдь не добавляли женщине привлекательности. И представьте себе, что творилось, когда появились они — фильдеперсовые чулки! На ощупь они напоминали шелк, элегантно облегали ногу и красиво блестели. Достать такие было практически невозможно! А появляться женщине без чулок на людях считалось неприличным. И тогда смекалистые советские женщины придумали уловку — они стали рисовать химическим карандашом сзади на ноге полоску, которая напоминала шов чулок. Так и ходили. Проверять-то ведь никто не полезет!

Мода своими руками

В конце 50-х — начале 60-х годов советские коллекции стали показывать за рубежом, где принимались с восторгом. В 1959 году в Москве состоялся первый показ модного дома «Кристиан Диор». Тогда же появились первые «стиляги» (по-нашему сегодня — «хипстеры»). Крошечными порциями «подавалась» в страну Советов модная одежда из Америки. Но обычным жителям, конечно, это было недоступно. Изысканные шелковые платья длиной по щиколотку или чуть выше, с юбкой-солнце и подчеркнутой линией талии — все это было лишь на картинках, но не на прилавках магазинов.

Чулочные рейтузы и джинсы-варёнки — женская мода СССР Мода, СССР, Женская одежда, Женское, Длиннопост

Кадр из фильма «Стиляги»

Выход нашелся и здесь: женщины скупали журналы мод (а у чьей мамы нет дома огромной стопки журнала «Burda»?), дополнением к которым служили вкладыши с выкройками моделей. Швейная машинка, старый ситцевый халат — и вот прекрасное платье готово! В 60-е также начал работу Вячеслав Зайцев. Отличительная черта его коллекций — вся одежда создается на основе русских традиций.

Банановый рай

70-е годы стали подготовкой к настоящему буму моды 80-х. Именно тогда вошли в моду брюки-бананы, широкие и складчатые сверху и узкие снизу. Такие штаны могли быть всевозможных расцветок. Шили их, конечно, самостоятельно, из любой ткани, которая попадалась под руку. В ход часто шел тик — довольно плотная яркая ткань для подушек. Тогда же модными стали и комбинезоны, нижняя часть которых опять же имела форму бананов. Сюда можно добавить и одежду с рукавами «летучая мышь». Едва ли не у каждой женщины тогда был свитер, блузка или платье с рукавом, начинающимся снизу едва ли не от талии!

Чулочные рейтузы и джинсы-варёнки — женская мода СССР Мода, СССР, Женская одежда, Женское, Длиннопост

Разноцветные брюки-бананы

Пособие для начинающих модников: как сварить джинсы

Особым шиком в 80-е считались, конечно, пресловутые джинсы-варёнки. Настоящих было не достать, поэтому хитрые советские женщины покупали джинсы от дружественных стран-производителей, завязывали их узлами и варили в отбеливателе, чтобы получить особый узор (отсюда и появилось это название — «варёнки»), кипятили с хлоркой и содой, прокатывали специальным валиком. Конечно, такие эпатажные джинсы носили в основном молодые женщины.

Чулочные рейтузы и джинсы-варёнки — женская мода СССР Мода, СССР, Женская одежда, Женское, Длиннопост

Группа «Электроклуб» в джинсах-варёнках

В комплект к штанам-варёнкам в идеале шла дутая куртка. Выглядели женщины в таких куртках довольно массивно: внутри тонкой курточки была теплая подкладка, которая затем простегивалась. Дутые куртки чаще всего были цвета «вырвиглаз»: кислотно зеленые, ярко-розовые, желтые. Вся эта красота дополнялась застежками-молниями и пуговицами-кнопками.

Автор текста: Екатерина Астафьева
Источник: diletant.media

Другие материалы:

Показать полностью 4
Отличная работа, все прочитано!