Серия «Искусство, культура, натура»

Царский мрамор: история каньона Рускеала

Царский мрамор: история каньона Рускеала Краеведение, Достопримечательности, Карелия, Рускеала, Исаакиевский собор, Казанский собор, Екатерина II, Длиннопост

Горный парк Рускеала – популярное туристическое место. Чтобы увидеть густые леса, отвесные мраморные скалы и чистейшее озеро изумрудного цвета, сюда ежегодно приезжает 500 тысяч путешественников. Ландшафт Рускеалы обладает неповторимой красотой, которая является результатом взаимодействия человека и природы.

Царский мрамор: история каньона Рускеала Краеведение, Достопримечательности, Карелия, Рускеала, Исаакиевский собор, Казанский собор, Екатерина II, Длиннопост

Фото: М. Новоселецкая, 2015 г.

Рускеала – одна из главных достопримечательностей Карелии. Интересно, что название «Рускеала» не имеет отношения к мрамору, и произошло от финского слова ruskea – коричневый, бурый. По одной из версий, местность назвали в честь крупнейшей в Северном Приладожье реки Тохмайоки, воды которой имеют рыжий оттенок из-за примесей железа. Рускеала прославилась благодаря крупнейшему на севере мраморному месторождению общей площадью 32 гектара.

Царский мрамор: история каньона Рускеала Краеведение, Достопримечательности, Карелия, Рускеала, Исаакиевский собор, Казанский собор, Екатерина II, Длиннопост

Река Тохмайоки

До XVIII века Рускеала была территорией Швеции, но после Северной войны вошла в состав Российской империи. Разработка месторождения началась еще в XVII веке – шведы добывали мрамор для производства строительной извести. Потом Петр I подарил территории фельдмаршалу Александру Борисовичу Бутурлину, который построил Рускеальское имение и основал Рускеальский церковный приход.

Царский мрамор: история каньона Рускеала Краеведение, Достопримечательности, Карелия, Рускеала, Исаакиевский собор, Казанский собор, Екатерина II, Длиннопост

Портрет А.Б. Бутурлина, неизвестный художник. Собрание Государственного Исторического Музея (ГИМ)

Долгое время после Северной войны месторождение бездействовало, но после восхождения Екатерины II на престол добыча мрамора возобновилась. Нарядный рускеальский мрамор с тонкими прожилками использовали для строительства и облицовки величественных храмов и дворцов Санкт-Петербурга: Исаакиевского собора, Мраморного дворца, Михайловского замка. Также рускеальский мрамор использовали для украшения памятников, отделки интерьеров: «белогорский» и «зеленогорский» сорта использовали при выкладке знаменитого мозаичного пола в Казанском соборе. Из рускеальского мрамора изготавливали и предметы декоративно-прикладного искусства: вазы, подсвечники, тумбы и столешницы.

Царский мрамор: история каньона Рускеала Краеведение, Достопримечательности, Карелия, Рускеала, Исаакиевский собор, Казанский собор, Екатерина II, Длиннопост

Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге

Царский мрамор: история каньона Рускеала Краеведение, Достопримечательности, Карелия, Рускеала, Исаакиевский собор, Казанский собор, Екатерина II, Длиннопост

Моизаичный пол Казанского собора с "эффектом 3D"

В 1820-е годы Рускеальское месторождение переориентировалось на изготовление строительной извести. В 1890-х годах, помимо выработки извести, на производстве изготавливали декоративную крошку, щебень и облицовочные блоки. Старинные методы разработки с помощью карьеров, шахт и штолен заменил буровзрывной способ, который в 1960-х годах привел к образованию Рускеальского провала. Свод штольни обвалился и преобразил систему подземных галерей в затопленные и замороженные гроты и пещеры со своим микроклиматом.

Царский мрамор: история каньона Рускеала Краеведение, Достопримечательности, Карелия, Рускеала, Исаакиевский собор, Казанский собор, Екатерина II, Длиннопост

Рускеальский провал: вид снизу

Мраморное озеро, чьи отвесные берега будто бы разрезаны ножом, образовалось из-за затопления карьера грунтовыми водами. По основной версии, карьер был затоплен финнами в ходе войны в 1939 году. Грунтовые воды медленно поднимались и со временем образовали озеро, которое летом прогревается до комфортной температуры. Посетители парка купаются, плавают на лодках и погружаются под воду.

Царский мрамор: история каньона Рускеала Краеведение, Достопримечательности, Карелия, Рускеала, Исаакиевский собор, Казанский собор, Екатерина II, Длиннопост

Источник: Livejournal

Итальянский карьер – последний карьер для распиловки и добычи мраморных блоков, организованный в 1970-х годах. Он получил свое название благодаря импортным итальянским станкам канатного пиления. Мрамор, добытый в Итальянском карьере, использовали для украшения павильона ВДНХ в Москве, для облицовки петербургских станций метро «Приморская» и «Ладожская» и мемориала Брестской крепости. В середине 2000-х годов разработка закрылась и трансформировалась в удивительный туристический объект техногенно-природного происхождения.

Царский мрамор: история каньона Рускеала Краеведение, Достопримечательности, Карелия, Рускеала, Исаакиевский собор, Казанский собор, Екатерина II, Длиннопост

Мраморные "стены" Итальянского карьера

Также может быть интересно: Платиновое сердце Урала: история русского «серебреца»

Показать полностью 8

Образы райских птиц Сирин и Алконоста в русском искусстве

Образы райских птиц Сирин и Алконоста в русском искусстве Искусство, Мифология, Краеведение, Васнецов, Птица Сирин, Алконост, Славянская мифология, Одиссей, Длиннопост

Образ чудесного сказочного существа – птицы-девы Сирин – всегда вдохновлял художников разных эпох. Сирин обладает женской головой несравненной красоты, туловищем и крыльями птицы. По преданиям, птица обладает чудесным голосом, но подчиняется силам тьмы. Того, кто слышит ее дивное пение, ждет потеря памяти, забвение и скорая погибель. Образ птицы Сирин восходит к древнегреческой мифологии и упоминается в легенде об Одиссее. Хитроумному царю Итаки предстояло проплыть мимо смертоносного острова Сирен, и он, по совету волшебницы Цирцеи приказал гребцам заткнуть уши воском, а его самого привязать к мачте корабля – так Одиссей смог остаться в живых и услышать пение сладкоголосых птиц.

Образы райских птиц Сирин и Алконоста в русском искусстве Искусство, Мифология, Краеведение, Васнецов, Птица Сирин, Алконост, Славянская мифология, Одиссей, Длиннопост

Гидрия с изображением петухов и сирен. Клазомены, Восточная Греция. Третья четверть VI в. до н.э. Собрание ГМИИ им. Пушкина

Птица Сирин часто упоминается в тандеме с другой райской птицей – Алконостом. Алконост – антипод Сирин, птица радости, которая символизирует божественный промысел. Первое известное упоминание птиц встречается в Русском хронографе 1617 года. В русском искусстве совместное изображение райских птиц Сирин и Алконост является традиционным сюжетом: особое распространение он получил в печатных лубках, которые выпускались с середины XVIII и на протяжении всего XIX века. В русском лубке птицу Алконост изображали как женщину с короной на голове и цветами в руках. Сирин же изображалась без короны, в венце и с крыльями вместо рук.

Образы райских птиц Сирин и Алконоста в русском искусстве Искусство, Мифология, Краеведение, Васнецов, Птица Сирин, Алконост, Славянская мифология, Одиссей, Длиннопост

Райская птица Сирин. Лубочная картинка. Середина XIX века. Коллекция Государственного Исторического Музея

Образы райских птиц Сирин и Алконоста в русском искусстве Искусство, Мифология, Краеведение, Васнецов, Птица Сирин, Алконост, Славянская мифология, Одиссей, Длиннопост

Алконост и Сирин. Лубочная картинка. Середина XIX века. Коллекция Государственного Исторического Музея

Сюжет с райскими птицами любили использовать в народных промыслах. Например, птиц гравировали на пряничных досках, использовали в сюжетах пермогорской росписи и для украшения печных изразцов, лепили глиняные игрушки-свистульки. Образ райских птиц и в наше время широко используется в прикладном искусстве.

Образы райских птиц Сирин и Алконоста в русском искусстве Искусство, Мифология, Краеведение, Васнецов, Птица Сирин, Алконост, Славянская мифология, Одиссей, Длиннопост

Дворец Меншикова. Печной изразец с птицей Сирин

Образы райских птиц Сирин и Алконоста в русском искусстве Искусство, Мифология, Краеведение, Васнецов, Птица Сирин, Алконост, Славянская мифология, Одиссей, Длиннопост

Птица Сирин-свистулька. Керамика. Г. Торжок Тверской обл. 1970-е гг.

К образу райских птиц в своем творчестве обращался певец русского эпоса и мифологии Виктор Васнецов. В картине «Сирин и Алконост. Птицы радости и печали» Васнецову удалось совместить образность русского фольклора, живописный реализм и декоративность модерна. Композиция картины делится на две части: слева сидит темная и печальная птица Сирин, а справа – светлая и радостная птица Алконост. Примечательно, что в русской традиции левая сторона считалась «дурной», а правая ассоциировалась с радостью и счастьем. Птицы сидят на ветках одного дерева, что подчеркивает их взаимосвязь и дуальность миропорядка, где добро идет рука об руку со злом, а радость – с печалью.

Образы райских птиц Сирин и Алконоста в русском искусстве Искусство, Мифология, Краеведение, Васнецов, Птица Сирин, Алконост, Славянская мифология, Одиссей, Длиннопост

Виктор Васнецов. «Сирин и Алконост. Птицы радости и печали». 1896 год. Коллекция Государственной Третьяковской Галереи

Русская мифология – неиссякаемый источник вдохновения для творцов. Современные художники, как и их предшественники, снова и снова обращаются к богатой теме фольклора и продолжают традиции жанра. В завершении статьи поделюсь с вами работой русского живописца Андрея Шишкина «Птица вещая». Картина написана в стиле академического реализма, и в ней прослеживаются явные отсылки к сказочному стилю Васнецова. Полотно является самобытным произведением искусства и воплощает собирательный образ райских птиц, в частности, образ мифологической птицы Гамаюн, которая могла предсказывать будущее и знала обо всем на свете.

Образы райских птиц Сирин и Алконоста в русском искусстве Искусство, Мифология, Краеведение, Васнецов, Птица Сирин, Алконост, Славянская мифология, Одиссей, Длиннопост

Андрей Шишкин. «Птица вещая». 2007 г.

Другие статьи о русском искусстве и культуре: https://idemvmuzei.ru/

Показать полностью 7

Три уникальных клада России

Находка сокровищ – экстраординарное событие, которое происходит чаще, чем мы думаем. По статистике, в России каждые полгода появляются новости о кладах. Но сколько их находят на самом деле, посчитать сложно, так как не все делятся кладами с государством, и не обо всех находках сообщается в СМИ. Некоторые истории напоминают детективы – драгоценности по чистой случайности находят во время строительных работ или изымаются у чёрных копателей при попытке продажи частным коллекционерам. В этой статье мы собрали истории о трех уникальных кладах, найденных в России за последние годы.

Три уникальных клада России Искусство, Археология, Москва, Клад, Кладоискательство, Музей, Древние артефакты, Длиннопост

Фамильный клад Нарышкиных

В 2012 году в Санкт-Петербурге нашли уникальный клад. В ходе реставрационных работ в особняке Трубецких-Нарышкиных между вторым и третьим этажами строители обнаружили тайную комнату, заполненную несметными сокровищами дворянской семьи. Рабочие планировали скрыть факт нахождения клада и хотели втайне вывезти его с объекта, но были взяты с поличным, когда попытались оценить часть предметов в ломбарде. Незадачливых кладоискателей выдворили из страны, но вовсе не за попытку хищения, а за просроченную регистрацию.

В годы революции многие дворянские семьи прятали сокровища в тайниках. Не стали исключением и потомки Нарышкиных. Перед эмиграцией они спрятали богатства, очевидно, рассчитывая когда-нибудь за ними вернуться. Специалисты нашли три сервиза, включающие более трех тысяч предметов, старинные монеты, канделябры, шкатулки, украшения. Все предметы были бережно завернуты в газеты 1917 года, обработанные уксусом, и превосходно сохранились. Стоимость сокровищ оценили в 189000000 рублей.

Три уникальных клада России Искусство, Археология, Москва, Клад, Кладоискательство, Музей, Древние артефакты, Длиннопост

Кроме того, среди предметов нашлись документы и ордена на имя поручика Сергея Сомова, а также номерной значок Общества содействия частным сестрам под номером 64, который принадлежал его жене – Наталье Сомовой, в девичестве Нарышкиной. По всей видимости, именно они и спрятали драгоценности в тайник. Клад Нарышкиных можно увидеть в экспозиции Константиновского дворца в Санкт-Петербурге.

Клад допетровских монет в Зарядье

Свое название парк Зарядье получил из-за расположения за нижними торговыми рядами у Кремля. Местность впервые упоминается в XIV веке, хотя доподлинно известно, что она была обжита гораздо раньше. Здесь жили ремесленники, купцы, мастеровые и служивые люди, располагалось знаменитое Английское подворье. Во второй половине XX века на этой территории возвели большой гостиничный комплекс «Россия». После его сноса в 2006 году, в Зарядье разбили парк.

В 2016 году при раскопках на территории будущего парка Зарядье столичные археологи обнаружили уникальный клад монет допетровской эпохи. Деньги лежали в глиняных кубышке, фляге и кувшине. Историки датировали клад первой половиной XVII века. По подсчетам археологов, в раскопе обнаружено 43000 монет из серебра и меди – это один из самых крупных кладов, найденных в Москве. При этом, ученые отмечают, что в то время, когда деньги были зарыты в землю, они представляли собой целое состояние – суммы могло хватить на покупку нескольких усадеб.

Три уникальных клада России Искусство, Археология, Москва, Клад, Кладоискательство, Музей, Древние артефакты, Длиннопост

Но для современных исследователей ценность находки заключается в другом: этот клад – собрание образцов монетного дела трех эпох. В нем есть монеты эпохи правления Ивана Грозного, серебряные копейки периода Смутного времени и экземпляры времен правления Михаила Федоровича Романова. Клад был передан в коллекцию Музея Москвы.

Клад женских украшений среднесарматской эпохи

В мае 2023 года, в Международный день музеев, экспозиция Государственного музея-заповедника «Куликово поле» пополнилась уникальным кладом. История – детектив со счастливым концом, потому что сокровища находили дважды: сначала чёрный копатель возле деревни Барыбинка, а потом Управление ФСБ по Тульской области при попытке незаконного сбыта артефактов. Артефакты изъяли, задокументировали и передали музею.

Клад состоит из женских украшений I-II веков, характерных для периода среднесарматской эпохи. Перечень изделий таков: стеклянные бусы, два спиральных браслета и кольца, серебряные височные медальоны, длинные бусы из 1098 колечек, металлические концевики шнурков, украшения для одежды. Также имеется множество отдельных деталей, которые, вероятно, были частью нагрудного украшения. Историки установили, что владелица украшений принадлежала к высшему сословию общества, а ее сокровища характерны для лесной зоны Большой Тулы.

Три уникальных клада России Искусство, Археология, Москва, Клад, Кладоискательство, Музей, Древние артефакты, Длиннопост
Три уникальных клада России Искусство, Археология, Москва, Клад, Кладоискательство, Музей, Древние артефакты, Длиннопост
Три уникальных клада России Искусство, Археология, Москва, Клад, Кладоискательство, Музей, Древние артефакты, Длиннопост
Три уникальных клада России Искусство, Археология, Москва, Клад, Кладоискательство, Музей, Древние артефакты, Длиннопост

Клад представляет огромную историческую ценность и уникален тем, что по нему можно воссоздать образ сарматской женщины. Обычно археологи изучают историю древнего костюма по погребениям, но в I-II веках н.э. трупы сжигали, а не предавали земле, потому любые свидетельства среднесарматской эпохи – находка для научного сообщества. Сейчас археологи реставрируют украшения и продолжают раскопки возле деревни Барыбинка. Эти территории хранят большое количество артефактов времен великого переселения народов и летописной Тулы.

Мы попросили рассказать о процессе реставрации клада ученого секретаря музея «Куликово поле» Алексея Воронцова:

«Сейчас клад находится на реставрации. Его надо приводить в порядок, чтобы обеспечить сохранность предметов, поскольку теперь они являются частью музейного фонда. Поэтому первая задача – сохранность. Все эти вещи необходимо привести в экспозиционный вид, убрать загрязнения и окислы. Любая древняя вещь, которая появилась из-под земли, тут же начинает подвергаться воздействию нашей атмосферы, начинаются разрушительные процессы, которые могут остановить только профессиональные реставраторы. Вещи две тысячи лет пролежали в земле и, естественно, покрыты коррозией. В некоторых случаях бывает, что ничего, кроме коррозии, не осталось, но сохранилась внешняя форма предмета. Процедура сохранения и изучения артефактов довольно сложная.

Я и сам археолог и занимаюсь в том числе древностями этой эпохи, поэтому находка такого клада была крайне важна. Клады для специалистов и археологов – не только собрание сокровищ, редкостей и экспозиционных предметов, а еще и очень важная часть информации. На нашей территории мы не знаем погребений, а потому не можем их изучать. В основном мы изучаем поселенческие материалы: остатки заброшенных домов, где находятся потерянные или сломанные вещи, пожарища. А клад – это всегда достаточно интересный комплекс для изучения. Для меня интересна информация о людях, живших здесь почти две тысячи лет назад, которые оставили нам такой интересный памятник.

В данный момент мы работаем над концепцией будущей экспозиции. Естественно, мы должны показать не только красивые предметы, но и рассказать об этой эпохе и ее событиях, кем были люди, владеющие этим кладом, и почему он оказался в земле. И поэтому клад немного похож на «кашу из топора». Клад – это повод поговорить о целой эпохе в истории. Именно вещи в данном случае рассказывают историю».

Другие наши статьи о культуре и искусстве читайте здесь: https://idemvmuzei.ru/

Показать полностью 7
Отличная работа, все прочитано!