Серия «Институт»

Керамические жабы

На четвёртом курсе у нас была летняя практика по переводу скульптуры в керамику. Эта красавица вышла около 50см в длину.

Керамические жабы Керамика, Глина, Жаба, Лягушки, Рукоделие, Скульптура, Лепка, Длиннопост, Авторская неделя на Пикабу, Рукоделие без процесса

Для тех, кто не знает: скульптурная и керамическая глина довольно сильно различаются, как и процессы работы с ними. Скульптурная глина очень пластична, хорошо держит форму, но она грязная, с камнями и прочим мусором (по крайней мере, у нас была такая). После завершения работы скульптуру разбирают, а глину используют повторно. Нельзя просто взять глиняную скульптуру и обжечь её: во-первых, из-за того, что внутри, как правило, есть каркас, во-вторых, из-за уже упомянутого мусора, в-третьих, из-за большой усадки глины. И самое главное: керамическая работа должна быть полой. Глиняная скульптура "жива", только пока она сырая, а при высыхании она неизбежно потрескается. Поэтому чтобы перевести скульптуру в керамику, нужно сначала снять с неё гипсовую форму, а затем в полученную форму отмять, либо залить керамическую глину. Керамическая глина должна быть чистой и однородной, без мусора и пузырей воздуха, иначе работа лопнет при обжиге. Иногда, особенно для крупных работ, в глину добавляют шамотную крошку — это уменьшает усадку и, как говорят, повышает прочность. К сожалению, фотографий процесса у меня не сохранилось.

Существует другая технология, когда скульптуру лепят сразу пустотелой и из керамической глины, но нас этому не учили.

Керамические жабы Керамика, Глина, Жаба, Лягушки, Рукоделие, Скульптура, Лепка, Длиннопост, Авторская неделя на Пикабу, Рукоделие без процесса

Эта жаба покрыта ангобом — это шликер (жидкая глина), смешанный с пигментом. Ангоб наносится на сырую работу перед первым обжигом. Неокрашенные пятна я планировала позже покрыть эмалями, но, боюсь, теперь до этого вряд ли дойдут руки.

В качестве пробников для глазурей я наделала таких небольших 10-сантиметровых жабок, которые отминаются по той же технологии. Мне понравился процесс, и впоследствии я начала делать их как самодостаточные работы.

Керамические жабы Керамика, Глина, Жаба, Лягушки, Рукоделие, Скульптура, Лепка, Длиннопост, Авторская неделя на Пикабу, Рукоделие без процесса
Керамические жабы Керамика, Глина, Жаба, Лягушки, Рукоделие, Скульптура, Лепка, Длиннопост, Авторская неделя на Пикабу, Рукоделие без процесса

Кольца на этой жабе покрыты глазурью с оксидом меди

Керамические жабы Керамика, Глина, Жаба, Лягушки, Рукоделие, Скульптура, Лепка, Длиннопост, Авторская неделя на Пикабу, Рукоделие без процесса

Эта расписана разноцветными ангобами. Позже, стремясь придать ей яркости, я покрыла её прозрачной эмалью. Стало лучше или хуже — вам решать

Керамические жабы Керамика, Глина, Жаба, Лягушки, Рукоделие, Скульптура, Лепка, Длиннопост, Авторская неделя на Пикабу, Рукоделие без процесса
Керамические жабы Керамика, Глина, Жаба, Лягушки, Рукоделие, Скульптура, Лепка, Длиннопост, Авторская неделя на Пикабу, Рукоделие без процесса
Керамические жабы Керамика, Глина, Жаба, Лягушки, Рукоделие, Скульптура, Лепка, Длиннопост, Авторская неделя на Пикабу, Рукоделие без процесса
Керамические жабы Керамика, Глина, Жаба, Лягушки, Рукоделие, Скульптура, Лепка, Длиннопост, Авторская неделя на Пикабу, Рукоделие без процесса
Керамические жабы Керамика, Глина, Жаба, Лягушки, Рукоделие, Скульптура, Лепка, Длиннопост, Авторская неделя на Пикабу, Рукоделие без процесса
Керамические жабы Керамика, Глина, Жаба, Лягушки, Рукоделие, Скульптура, Лепка, Длиннопост, Авторская неделя на Пикабу, Рукоделие без процесса
Керамические жабы Керамика, Глина, Жаба, Лягушки, Рукоделие, Скульптура, Лепка, Длиннопост, Авторская неделя на Пикабу, Рукоделие без процесса
Керамические жабы Керамика, Глина, Жаба, Лягушки, Рукоделие, Скульптура, Лепка, Длиннопост, Авторская неделя на Пикабу, Рукоделие без процесса

А это пример того, как по-разному может вести себя глазурь в зависимости от условий. Не знаю, что конкретно на это повлияло, недостаточная толщина слоя или температура обжига, но металлический эффект глазури проявился только на первой из трёх жаб.

Керамические жабы Керамика, Глина, Жаба, Лягушки, Рукоделие, Скульптура, Лепка, Длиннопост, Авторская неделя на Пикабу, Рукоделие без процесса

(эта и следующая покрыты той же глазурью)

Керамические жабы Керамика, Глина, Жаба, Лягушки, Рукоделие, Скульптура, Лепка, Длиннопост, Авторская неделя на Пикабу, Рукоделие без процесса
Керамические жабы Керамика, Глина, Жаба, Лягушки, Рукоделие, Скульптура, Лепка, Длиннопост, Авторская неделя на Пикабу, Рукоделие без процесса
Керамические жабы Керамика, Глина, Жаба, Лягушки, Рукоделие, Скульптура, Лепка, Длиннопост, Авторская неделя на Пикабу, Рукоделие без процесса

Спасибо за просмотр! Я не керамист, только балуюсь этим, так что прошу прощения за возможные неточности в описании технического процесса.

В других соцсетях можете найти мои странички по тому же нику.

Показать полностью 17

Дипломная работа

Неделю назад защитила диплом (на четвёрку). Скульптурная композиция на тему "Детство"

Дипломная работа Рукоделие с процессом, Скульптура, Пластилин, Диплом, Дипломная работа, Лепка, Длиннопост, Пятничный тег моё
Дипломная работа Рукоделие с процессом, Скульптура, Пластилин, Диплом, Дипломная работа, Лепка, Длиннопост, Пятничный тег моё

Материал — пластилин, тонированный акрилом, предполагает перевод в бронзу (делать этого я, конечно, не буду).

Размер — около метра от основания, без учёта свисающей ноги.

Дипломная работа Рукоделие с процессом, Скульптура, Пластилин, Диплом, Дипломная работа, Лепка, Длиннопост, Пятничный тег моё
Дипломная работа Рукоделие с процессом, Скульптура, Пластилин, Диплом, Дипломная работа, Лепка, Длиннопост, Пятничный тег моё

Несколько промежуточных фото. Сначала каркас. Каркасы на фигуры сделаны из толстого алюминиевого кабеля, скручены стальной вязальной проволокой. Стоячая фигура закреплена на опоре, сваренной из стального профиля квадратного сечения. Сидячая фигура прикручена к уголку.

Дипломная работа Рукоделие с процессом, Скульптура, Пластилин, Диплом, Дипломная работа, Лепка, Длиннопост, Пятничный тег моё

Затем в самых крупных участках работы основная масса набрана глиной, чтобы ускорить процесс и сэкономить пластилин. Глина плотно обмотана пищевой плёнкой. Шорты я набрала зря — позже это стало проблемой. На эскизе они были более объёмными, чем в финальном варианте.

Дипломная работа Рукоделие с процессом, Скульптура, Пластилин, Диплом, Дипломная работа, Лепка, Длиннопост, Пятничный тег моё
Дипломная работа Рукоделие с процессом, Скульптура, Пластилин, Диплом, Дипломная работа, Лепка, Длиннопост, Пятничный тег моё

Вот так выглядел первоначальный эскиз. Руководитель сказал, что три фигуры — это слишком много, и скала слишком большая.

Дипломная работа Рукоделие с процессом, Скульптура, Пластилин, Диплом, Дипломная работа, Лепка, Длиннопост, Пятничный тег моё

Тогда я оставила одного мальчика и уменьшила скалу.

Дипломная работа Рукоделие с процессом, Скульптура, Пластилин, Диплом, Дипломная работа, Лепка, Длиннопост, Пятничный тег моё

В итоге мы остановились на двух фигурах. Выбрили последний эскиз, чтобы максимально уменьшить камень. Интересный факт: на защите председатель комиссии сказал, что лучше было бы сделать камень большим. Что-ж, всем преподавателям не угодишь, и меня радует тот факт, что мне больше не придётся угождать никому из них.

Дипломная работа Рукоделие с процессом, Скульптура, Пластилин, Диплом, Дипломная работа, Лепка, Длиннопост, Пятничный тег моё

Что могу сказать по итогу. После 6 лет обучения в ВУЗе, чувствую ли я себя компетентным специалистом? Нет. Я так и не поняла, что такое хорошая композиция, и иногда закрадываются сомнения, что на самом деле чёткого понимания этого нет вообще ни у кого, сколько бы умных книжек на эту тему ни было написано, сколько бы копий ни было сломано. Есть какие-то базовые правила (хотя и эти правила гениям, почему-то, можно нарушать), но в частностях расхождения вкусов могут быть очень серьёзными. Кому-то и Альфонс Муха — китч. Именно поэтому так сложно угодить сразу всем преподавателям.

Что же касается анатомии — тут у меня было больше всего сомнений, потому что если композиция субъективна, то плохое знание анатомии скрыть намного сложнее, и вообще это казалось мне чем-то куда более важным. Итоговая работа казалась мне сырой, многие вещи я лепила практически наугад, преподаватель мало что правил. Скульптура была будто менее проработанной, чем даже мои этюды с младших курсов. Тем не менее, на защите комиссия назвала работу "старательной". Что-ж, или я недооцениваю свои навыки, или это на самом деле не так уж и важно.

Не могу назвать себя прилежным учеником. Наверняка, относись я к учёбе серьёзнее, сейчас у меня было бы куда больше понимания, как оно всё работает, но что есть — то есть. К счастью, я не врач и не инженер, от моей работы не зависят жизни людей. Я даже не собираюсь дальше заниматься скульптурой в традиционном её понимании. Продолжу делать то, что мне более близко и понятно (жопастые жабы, конечно же).

Показать полностью 10

Портрет одногруппника

Летом буду переводить его в материал: сначала в гипс, затем в дерево. Позже поделюсь тут процессом. Фотографии процесса лепки, к сожалению, потерялись

Портрет одногруппника Скульптура, Портрет, Длиннопост, Институт, Лепка
Портрет одногруппника Скульптура, Портрет, Длиннопост, Институт, Лепка
Портрет одногруппника Скульптура, Портрет, Длиннопост, Институт, Лепка

Парень с Алтая. Идея слепить его не отпускала меня ещё с начала первого курса, а в этом семестре как раз подвернулась тема — "портрет современника". Кстати, девочка на форе — его работа

Портрет одногруппника Скульптура, Портрет, Длиннопост, Институт, Лепка

Если вам кажется, что композиция слизана с Нефертити, — вам не кажется

Портрет одногруппника Скульптура, Портрет, Длиннопост, Институт, Лепка
Портрет одногруппника Скульптура, Портрет, Длиннопост, Институт, Лепка
Показать полностью 6

Зубр

Задание по композиции в институте. Материал — глина.

Зубр Скульптура, Глина, Зубр, Длиннопост
Зубр Скульптура, Глина, Зубр, Длиннопост
Зубр Скульптура, Глина, Зубр, Длиннопост

Вообще, хвастаться учебными работами — это как-то не комильфо, но очень уж мне самому нравится этот бычара. Думаю отлить его в гипсе. Могу пофотать процесс формовки, если это кому-нибудь интересно.

Показать полностью 2

Голова

Как и обещал, показываю поэтапный ход работы над первой головой, слепленной в рамках институтской программы.

Всё начинается с каркаса. Деревянная палка прифигачивается под углом к основе. Два креста  на проволочках — спереди и сзади — держат лицевую маску и затылок соответственно.

Голова Моё, Длиннопост, Скульптура, Кгхи, Учеба, Лепка, Портрет

Далее набиваем каркас глиной. Этот этап я не стал подробно фотать, потому что руки грязные. (Эта голова не моя, сфотал ради живописного фарша в глазницах)

Голова Моё, Длиннопост, Скульптура, Кгхи, Учеба, Лепка, Портрет

и лепим

Голова Моё, Длиннопост, Скульптура, Кгхи, Учеба, Лепка, Портрет
Голова Моё, Длиннопост, Скульптура, Кгхи, Учеба, Лепка, Портрет
Голова Моё, Длиннопост, Скульптура, Кгхи, Учеба, Лепка, Портрет

Не сказать, что сильно похож

Голова Моё, Длиннопост, Скульптура, Кгхи, Учеба, Лепка, Портрет

Не самая удачная работа, могло бы быть и лучше.

Голова Моё, Длиннопост, Скульптура, Кгхи, Учеба, Лепка, Портрет

Если кому интересно, на заднем плане там горельефные портреты, слепленные с того же натурщика.

Голова Моё, Длиннопост, Скульптура, Кгхи, Учеба, Лепка, Портрет
Показать полностью 8

Моя вступительная голова

Сдавала в июле вступительные испытания в местный художественный ВУЗ

Моя вступительная голова Скульптура, Вступительные испытания, Длиннопост
Моя вступительная голова Скульптура, Вступительные испытания, Длиннопост

PS Поступила

Показать полностью 2
Отличная работа, все прочитано!