odno.kino

odno.kino

Пишу посты о кино, веду телеграм-канал: http://t.me/odno_kino
На Пикабу
поставил 7 плюсов и 0 минусов
отредактировал 1 пост
проголосовал за 1 редактирование
Награды:
5 лет на Пикабу лучший длиннопост недели Победитель «Киношный пост года – 2018» номинант «Киношный пост года – 2018» более 1000 подписчиков
209К рейтинг 2496 подписчиков 0 подписок 155 постов 140 в горячем

Про субъективность взгляда в «Молчании ягнят»

Я могу часами говорить про "Молчание ягнят" , но сейчас бы хотел сфокусироваться на одном аспекте — про то, как хитроумно и круто фильм работает с субъективностью взгляда (грубо говоря, чьими глазами и как мы смотрим на происходящее в фильме).

Про субъективность взгляда в «Молчании ягнят» Одно Кино, Молчание ягнят, Клариса Старлинг, Ганнибал Лектер, Видео, Длиннопост

Сухой медицинский факт про сюжет: одна из основных сюжетных линий «Молчания» — про то, как молодая стажерка ФБР Кларисса Старлинг расследует серию убийств и параллельно продариается через враждебный для нее мужской мир.

Противостояние с миром мужчин несколько раз прям довольно очевидно показано визуально, как например, в сцене с лифтом:

Про субъективность взгляда в «Молчании ягнят» Одно Кино, Молчание ягнят, Клариса Старлинг, Ганнибал Лектер, Видео, Длиннопост

Или почти во всех сценах с ее обучением в ФБР:

(Джонсону — похвала, Клариссе — разнос)

(Буквально визуальная метафора того, как Старлинг приходится по кругу отбиваться от мужчин)

Или вообще, не стесняясь, окидывают оценивающий взглядом:

Но ловче всего фильм это подчеркивает игрой с мужским взглядом камеры.

<start> Минутка синефильского занудства

Есть теория мужского взгляда (часть мощного эссе «Визуальное удовольствие и нарративный кинематограф»).

Там есть довольно простая мысль — большинство фильмов делается мужчинами (режиссерами, операторами, сценаристами), в главных ролях там снимаются в основном мужчины, и смотрят его в основном мужчины.

Из-за этого взгляд камеры в кино (то, как мы смотрим на происходящее) — он мужской (male gaze).

Поэтому и мужчины, и женщины, и события в кино чаще показываются с мужской точки зрения.

Про субъективность взгляда в «Молчании ягнят» Одно Кино, Молчание ягнят, Клариса Старлинг, Ганнибал Лектер, Видео, Длиннопост

</start> Конец минутки синфельского занудства.

Так вот, «Молчание ягнят» переворачивает эту теорию наоборот.

Если обычно зрители смотрят на кино из позиции мужского взгляда — то в «Молчании», буквально, само кино смотрит на зрителя этим самым мужским взглядом, заставляя чувствовать себя максимально неуютно.

Диалоги

Чаще всего это проявляется в сценах диалогов.

Они устроены так, чтобы мы максимально близко идентифицировали себя с Клариссой.

Обычно в кино, говорящий смотрит чуть-чуть за камеру.

Каноничный пример геометрии взглядов из "Криминального чтива":

Про субъективность взгляда в «Молчании ягнят» Одно Кино, Молчание ягнят, Клариса Старлинг, Ганнибал Лектер, Видео, Длиннопост
Про субъективность взгляда в «Молчании ягнят» Одно Кино, Молчание ягнят, Клариса Старлинг, Ганнибал Лектер, Видео, Длиннопост

Ну или диалог снимают классической восьмеркой, где лица говорящих разведены по разным углам кадров.

В «Молчании» же все не так — персонажи, когда говорят, смотрят прямо в камеру — то есть буквально на нас (причем обычно еще с более близкого ракурсе, чем следовало бы).

Про субъективность взгляда в «Молчании ягнят» Одно Кино, Молчание ягнят, Клариса Старлинг, Ганнибал Лектер, Видео, Длиннопост
Про субъективность взгляда в «Молчании ягнят» Одно Кино, Молчание ягнят, Клариса Старлинг, Ганнибал Лектер, Видео, Длиннопост
Про субъективность взгляда в «Молчании ягнят» Одно Кино, Молчание ягнят, Клариса Старлинг, Ганнибал Лектер, Видео, Длиннопост
Про субъективность взгляда в «Молчании ягнят» Одно Кино, Молчание ягнят, Клариса Старлинг, Ганнибал Лектер, Видео, Длиннопост
Про субъективность взгляда в «Молчании ягнят» Одно Кино, Молчание ягнят, Клариса Старлинг, Ганнибал Лектер, Видео, Длиннопост

Чтобы мы прям чувствовали себя на месте неопытной и молодой стажерки ФБР.

Ну а вишенка на торте — одна из моих любимых сцен, с шерифами в комнате, когда камера делает круговой пролет.

И мы буквально ощущаем на себе это некомфортное мужское пристальное внимание.

Буффоло Билл

Весь этот дуализм мужского-женского также отчетливо проявляется в противостоянии Клариссы и Буффало Билла.

Девушка Кларисса хочет занять полноценную мужскую роль, а мужчина Буффоло Билл — напротив, женскую.

Про субъективность взгляда в «Молчании ягнят» Одно Кино, Молчание ягнят, Клариса Старлинг, Ганнибал Лектер, Видео, Длиннопост

В фильме есть только один субъективный взгляд помимо взгляда из позиции Клариссы — и это тогда, когда мы смотрим на жертв глазами Буффало Билла.

При этом маньяк настолько объективирует женщин, насколько это вообще возможно — они как вещь, нужны только как источники материала (он даже не называет жертв по именам, говоря о них в третьем роде).

Про субъективность взгляда в «Молчании ягнят» Одно Кино, Молчание ягнят, Клариса Старлинг, Ганнибал Лектер, Видео, Длиннопост

Таким образом, получается контрастность — в сценах Клариссы камера смотрит взглядом молодой девушки, в сценах с Биллом — мы смотрим взглядом маньяка на этих самых молодых девушек.

А кульминацией тут выступает финальная сцена.

Это переосмысливание тропа Final Girl (где в слэшерах в конце обычно остается одна девушка, которая героически отбивается от супостата ножом или чем-то подобным).

Только снова первертыш — обычно в ужастиках мы смотрим из позиции жертвы, а тут мы смотрим глазами маньяка.

Ну и символизм сцены — для того, чтобы победить, Клариссе необходимо буквально почувствовать на себе этот самый мужской взгляд (исходящий от нас, от зрителей) — что она и делает.

Про другие визуальные приемы

Также хочется отметить то, как оператор работает с приближением.

Это особенно видно, в последней сцене диалога Ганнибала и Клариссы (всё таки невозможно написать статью про “Молчания” без упоминания Лектера 🙂)

Со временем диалога лицо Лектера настолько приближается к нам, что мы уже даже не видим прутьев решетки.

Про субъективность взгляда в «Молчании ягнят» Одно Кино, Молчание ягнят, Клариса Старлинг, Ганнибал Лектер, Видео, Длиннопост
Про субъективность взгляда в «Молчании ягнят» Одно Кино, Молчание ягнят, Клариса Старлинг, Ганнибал Лектер, Видео, Длиннопост
Про субъективность взгляда в «Молчании ягнят» Одно Кино, Молчание ягнят, Клариса Старлинг, Ганнибал Лектер, Видео, Длиннопост
Про субъективность взгляда в «Молчании ягнят» Одно Кино, Молчание ягнят, Клариса Старлинг, Ганнибал Лектер, Видео, Длиннопост

Про взгляд прям нам в душу, чтобы было некомфортно я уже повторяться не буду :)

Ну и напоследок— мне всегда очень нравилась метафора вот этого кадра из финала:

Про субъективность взгляда в «Молчании ягнят» Одно Кино, Молчание ягнят, Клариса Старлинг, Ганнибал Лектер, Видео, Длиннопост

На мой взгляд, пушистая белая собачка, которая находится в руках у спасенной девушки — это как раз образ тех самых овечек из кошмаров Клариссы.

Которых Старлинг не смогла спасти в детстве, но которых смогла спасти сейчас.

И собачка в финальном кадре уже спокойно молчит.

Спасибо за прочтение!

Мой телеграм-канал (пост взят оттуда): t.me/odno_kino

Показать полностью 16 6

Про то, каким изначально был Джон Рэмбо и о чем первый фильм про него (и причем тут медали)

Хочу сегодня рассказать о первом фильме про Джона Рэмбо — который называется “Первая кровь” (даже без упоминания Рэмбо в названии) и который разительно отличается от своих тестостероновых продолжений.

Про то, каким изначально был Джон Рэмбо и о чем первый фильм про него (и причем тут медали) Одно Кино, Рэмбо, Первая кровь, Сильвестр Сталлоне, Видео, Длиннопост

Напомню ключевой конфликт первой части — ветеран Вьетнама Джон Рэмбо (одна из титульных ролей Сталлоне) скитается по Америке, в поисках своих сослуживцев.

Поиски идут без успеха, а о смерти одного из друзей он узнает напрямую от матери однополчанина.

Огорошенный новостью, он забредает в небольшой американский городок Хоуп. Там его встречает местный шериф, который, видя в нем очередного бродягу, сразу хочет вышвырнуть его из своего города. Рэмбо вступает в стычку, убегает в местные леса, по пути ранив пару полицейских. Ну и дальше на него начинается полномасштабная облава.

Про столкновение шерифа и Рэмбо

Ключевая линия противостояния в фильме — конфликт шерифа и Рэмбо. И там есть довольно неочевидный подтсекст.

В одной из сцен мы видим медали в кабинете у шерифа.

Про то, каким изначально был Джон Рэмбо и о чем первый фильм про него (и причем тут медали) Одно Кино, Рэмбо, Первая кровь, Сильвестр Сталлоне, Видео, Длиннопост

Ну и что, казалось бы — медали и медали.

А почти любой американец сразу определит — это военные награды (так как там Пурпурное сердце виднеется — одна из самых известных боевых медалей США, дают за боевое ранение или смерть).

Про то, каким изначально был Джон Рэмбо и о чем первый фильм про него (и причем тут медали) Одно Кино, Рэмбо, Первая кровь, Сильвестр Сталлоне, Видео, Длиннопост

А судя по тому, что шериф явно старше Рэмбо — он тоже ветеран. Но войны, которая была на 10 лет раньше Вьетнама.

Про то, каким изначально был Джон Рэмбо и о чем первый фильм про него (и причем тут медали) Одно Кино, Рэмбо, Первая кровь, Сильвестр Сталлоне, Видео, Длиннопост

Речь про Корейскую войну, которую почти официально называют “забытой войной”, так как она полностью исчезла из медийной повестке на фоне Вьетнама. Это сильно объясняет нелюбовь шерифа к Рэмбо.

Если кому интересно, 2 другие медали — это крест «За выдающиеся заслуги» (проявленный героизм) и “Серебряная звезда” (за мужество в бою).

То есть шериф не просто ветеран, а настоящий боевой герой.

Фильм на самом деле — про конфликт двух идеологий, двух ветеранов — прижимистого консервативного солдата времен Эйзенхауэра (который отлично вписался в мирную жизнь) — и абсолютно надломленного солдата времен Никсона, без идеалов и почвы под ногами, с невозможностью адаптации в нормальную жизнь.

Про то, каким изначально был Джон Рэмбо и о чем первый фильм про него (и причем тут медали) Одно Кино, Рэмбо, Первая кровь, Сильвестр Сталлоне, Видео, Длиннопост

А образ полковника Траутмана, бывшего командира Рэмбо — это почти буквально дядя Сэм, образ “военной” Америки, которая призвала Джона в свои ряды и сделала из него идеальное оружие, абсолютно не заботясь, что с ним делать в мирной жизни.

Про то, каким изначально был Джон Рэмбо и о чем первый фильм про него (и причем тут медали) Одно Кино, Рэмбо, Первая кровь, Сильвестр Сталлоне, Видео, Длиннопост

Ну а другая часть Америки, часть гражданской Америки (в образе шерифа) — выгоняет Рэмбо из своего мирного города. Они явно не могут существовать вместе.

Поэтому лично для меня, кульминация фильма – это диалог между шерифом и полковником в баре. Когда две стороны Америки (гражданская и военная) буквально решают судьбу Рэмбо.

Про то, каким изначально был Джон Рэмбо и о чем первый фильм про него (и причем тут медали) Одно Кино, Рэмбо, Первая кровь, Сильвестр Сталлоне, Видео, Длиннопост

В итоге полковнику ничего не остается, кроме как забрать Рэмбо с собой (обратно, на условную войну, как непригодного для спокойной жизни).

(Тут можно вообще пойти по упоительной кривой дорожке метафор, и вспомнить что город назывался “hope”, а значит шериф окончательно лишает Рэмбо надежды — но такой ментальной эквилибристикой мы заниматься не будем)

Про то, каким изначально был Джон Рэмбо и о чем первый фильм про него (и причем тут медали) Одно Кино, Рэмбо, Первая кровь, Сильвестр Сталлоне, Видео, Длиннопост

Про образ Рэмбо

Первый фильм — вообще говоря, драма о сломанном человеке и пост-военном синдроме. Не настолько циничная, как “Таксист”, не настолько масштабная как “Охотник на Оленей”, но по своему важная и пронзительна

То, что Рэмбо там по лесам бегает и мастерит ловушки из ёлок — это показатель безумия, а не бравады.

Для проформы, напомню, что в “Первой крови” погиб только один человек (и то, скорее в результате несчастного случая, а не напрямую от рук Рэмбо).

Про то, каким изначально был Джон Рэмбо и о чем первый фильм про него (и причем тут медали) Одно Кино, Рэмбо, Первая кровь, Сильвестр Сталлоне, Видео, Длиннопост

Единственная смерть в фильме – сержант Галт выпал из вертолета, после броска камнем Рэмбо

Это кстати, осознанный выбор создателей — фильм является экранизацией романа Дэвида Моррела, и в книге от рук Рэмбо погибло гораздо больше людей. В романе конфликт довольно простой – Рэмбо это маньяк и бешеный зверь, которого надо изловить и уничтожить.

А создатели фильма осознанно решили усложнить конфликт – Джон хочет стать частью общества (поэтому ищет своих друзей с войны и щадит полицейских, никого не убивая). Но общество его всё равно отвергает.

И в конце Джон рыдает на руках у полковника Траутмана, окончательно ломаясь.

И какая же злая ирония, что образ вот такого сломленного человека, выкинутого на обочину жизни, которого надломила собственная страна, не дав шанса выжить в реальном мире — в следующих частях стал символом империалистической Америки, синонимом супер-солдата, который бегает по Вьетнамам и Афганистанам с ручным пулеметом и косит пачками бедных аборигенов и коммунистов.

Про то, каким изначально был Джон Рэмбо и о чем первый фильм про него (и причем тут медали) Одно Кино, Рэмбо, Первая кровь, Сильвестр Сталлоне, Видео, Длиннопост

Кстати, сценарий для следующей части (которая упоительно тупо называется “Первая кровь: часть вторая”) написал Джеймс Кэмерон. Вместе со Сталлоне. И заслуженно получил за него Золотую малину.

Ну и чтобы немного разбавить получившийся пафос, добавлю свою любимую шуточку из фильма – про то, на кого можно охотиться с ножом, как у Рэмбо:

Спасибо за прочтение!

Мой телеграм-канал: t.me/odno_kino (пост взят оттуда).

Показать полностью 10 2

Про то, как строится мир будущего «Дитя человеческое» и при чем тут вензеля полицейских

Недавно пересматривал «Дитя человеческое» – фильм Альфонсо Куарона 2006 года.

Блин, насколько же круто и в мелочах там воссоздан мир 2027 года.

Про то, как строится мир будущего «Дитя человеческое» и при чем тут вензеля полицейских Одно Кино, Дитя человеческое, Альфонсо куарон, Клайв Оуэн, Видео, YouTube, Длиннопост

Напомню в двух словах ключевой сеттинг – недалекое будущее, по неведомой причине люди перестали рождаться, мир захватил хаос (в большинстве стран). Британия как-то держится, превратившись в жесткое государство-диктатуру.

Основной сюжет посвящен тому, как Тео, главный герой, должен спасти беременную женщину, как надежду человечества на выживание.

Я не буду затрагивать сюжетную линию, а хочу рассказать про то, с какой тщательностью создавался мир 2027 года в Лондоне, после катаклизма.

Про вензеля

Первое, за что я зацепился – у полицейских на фуражках вензеля CR!

Про то, как строится мир будущего «Дитя человеческое» и при чем тут вензеля полицейских Одно Кино, Дитя человеческое, Альфонсо куарон, Клайв Оуэн, Видео, YouTube, Длиннопост

CR означает Charles Rex (Король Карл/Чарльз), это королевский шифр и его действительно носят все полисмены.

Только вот носят они его сейчас, после смерти Елизаветы. И в 2006 году, когда фильм снимался, вензеля у всех были ER (Elizabeth Regina)!

Про то, как строится мир будущего «Дитя человеческое» и при чем тут вензеля полицейских Одно Кино, Дитя человеческое, Альфонсо куарон, Клайв Оуэн, Видео, YouTube, Длиннопост

Вот такие вензеля были у полисменов последние 70 лет – до мая 23, когда короновали Карла

То есть Куарон мало того что в курсе, что означают какие-то буквы на униформе госслужащих Британии, так еще и довольно хорошо представляет порядок престолонаследия, чтобы оценить, что в 2027 году, скорее всего на престоле уже будет наследник – Чарльз.

И фуражки у всех поменяют.

Еще мы видим на фоне Лондоне небоскреб The Shard.

Про то, как строится мир будущего «Дитя человеческое» и при чем тут вензеля полицейских Одно Кино, Дитя человеческое, Альфонсо куарон, Клайв Оуэн, Видео, YouTube, Длиннопост

Загвоздка в том, что небоскреб построили только в 2012 году (а строительство начали в 2010 – через 4 года после съемок фильма). На момент съемок были только примерные макеты.

Про то, как строится мир будущего «Дитя человеческое» и при чем тут вензеля полицейских Одно Кино, Дитя человеческое, Альфонсо куарон, Клайв Оуэн, Видео, YouTube, Длиннопост

А Тео (герой Клайва Оуэна) носит свитер с Олимпиады в Лондоне 2012 года (которая и правда состоялась в столице Британии, через 7 лет после съемок фильма).

Про то, как строится мир будущего «Дитя человеческое» и при чем тут вензеля полицейских Одно Кино, Дитя человеческое, Альфонсо куарон, Клайв Оуэн, Видео, YouTube, Длиннопост

Правда, с эмблемой не угадали:

Про то, как строится мир будущего «Дитя человеческое» и при чем тут вензеля полицейских Одно Кино, Дитя человеческое, Альфонсо куарон, Клайв Оуэн, Видео, YouTube, Длиннопост

Этих деталей большинство людей бы и не заметили (я заметил только вензель, а дальше начал присматриваться ко всему на свете) – Альфонсо тут конечно дико заморочился.

Такой вдумчивости и знания британского мира я бы даже от Кена Лоуча не ожидал.

А Куарон так-то вообще мексиканец.

Еще есть момент, когда главного героя похищают, и держат в комнате, обитой газетами.

Думаю, по предыдущим находкам, вы догададись – все газеты были созданы специально для фильма.

Про то, как строится мир будущего «Дитя человеческое» и при чем тут вензеля полицейских Одно Кино, Дитя человеческое, Альфонсо куарон, Клайв Оуэн, Видео, YouTube, Длиннопост
Про то, как строится мир будущего «Дитя человеческое» и при чем тут вензеля полицейских Одно Кино, Дитя человеческое, Альфонсо куарон, Клайв Оуэн, Видео, YouTube, Длиннопост

Из них мы кстати, узнаем много интересного:

  • в России сработали ядерные заряды, Казахстан полностью уничтожен

  • США поглощено войной

  • в Британии принимаются все новые законы по репрессиям

  • постоянный терроризм в Лондоне, газеты требуют отставки короля Чарльза

  • постоянно пытаются придумать лекарство от бесплодия, но безрезультатно

Открывающая сцена

Ну а настоящим алмазом в этой золотой оправе мелочей является открывающая сцена.

Имхо – она должна попасть во все буквари кинематографии.

Вот так выглядит наглядный пример того, как рассказать про весь сеттинг мира, за 2 минуты, используя непрямой нарративный инструментарий (о как фразу завернул!):

Те самые 120 секунд

Это вам не закадр Хабенского из «Ёлок» на 5 минут с виртуальной картой.

Буквально за 120 секунд, мы понимаем:

  1. На дворе недалекое будущее (27 год).

  2. В мире жуткий хаос и миграционный кризис (судя по новостям), но Британия держится (и держит свои границы на замке от мигрантов). Люди утром пьют кофе, идут на работу – все в рамках привычного.

  3. Лондон в целом такой же, но гораздо более «смешанный» из-за потока беженцев (на улицах южноазиатские рикши)

  4. В мире произошло что-то, из-за чего люди перестали рождаться (это кстати надо расщелкнуть из неочевидной фразы «самому молодому человеку на земле было 18 лет»)

  5. Домашние животные стали почти как дети (вывески про новые модные показы одежды для собак)

  6. Главный герой – довольно циничен и отчужден от общества (в кафе все чуть ли не плачут от новости про смерть Диего, а герой грешновато заказывает себе кофе и спокойно выходит на улицу, да и еще утрецом думает подлить алкоголя).

  7. Ну и в самом Лондоне явно неспокойно (взрыв в кафе в конце сцены).

Ах да, вы возможно не заметили сразу – вся сцена снята единым кадром без склеек!

Для меня это один из самых крутых эпизодов кино 21 века.

Про сам мир

Мне очень понравилось, как в мире показан мир недалекого будущего, переживший коллапс.

Люди ходят на работу, ездят в автобусах, пьют кофе, общаются – не обязательно должна быть выжженная земля.

Про то, как строится мир будущего «Дитя человеческое» и при чем тут вензеля полицейских Одно Кино, Дитя человеческое, Альфонсо куарон, Клайв Оуэн, Видео, YouTube, Длиннопост
Про то, как строится мир будущего «Дитя человеческое» и при чем тут вензеля полицейских Одно Кино, Дитя человеческое, Альфонсо куарон, Клайв Оуэн, Видео, YouTube, Длиннопост
Про то, как строится мир будущего «Дитя человеческое» и при чем тут вензеля полицейских Одно Кино, Дитя человеческое, Альфонсо куарон, Клайв Оуэн, Видео, YouTube, Длиннопост

А то мы привыкли, что постапокалипсис надо показывать как банду рейдеров на джипах в пустыне или как неоновых кибер-демонов с лапшой под кислотным дождем.

Кстати, подобная идея – изобразить мир будущего, но не в формате эскапизма и футурологии, а скорее в формате документалки – также была и в «Районе номер 9», который вышел через 3 года.

Про то, как строится мир будущего «Дитя человеческое» и при чем тут вензеля полицейских Одно Кино, Дитя человеческое, Альфонсо куарон, Клайв Оуэн, Видео, YouTube, Длиннопост

Про летающую свинью

Раз уж говорим про фильм, то не могу не упомянуть пасхалку в виде летающей свиньи на фоне в одной из сцен:

Про то, как строится мир будущего «Дитя человеческое» и при чем тут вензеля полицейских Одно Кино, Дитя человеческое, Альфонсо куарон, Клайв Оуэн, Видео, YouTube, Длиннопост
Про то, как строится мир будущего «Дитя человеческое» и при чем тут вензеля полицейских Одно Кино, Дитя человеческое, Альфонсо куарон, Клайв Оуэн, Видео, YouTube, Длиннопост

Это явный оммаж на обложку альбома Animals от Pink Floyd – в 2007 году исполнялось 30 лет с момента его выпуска.

Про то, как строится мир будущего «Дитя человеческое» и при чем тут вензеля полицейских Одно Кино, Дитя человеческое, Альфонсо куарон, Клайв Оуэн, Видео, YouTube, Длиннопост

Обложка показывает летающую свинью на фоне знаменитой электростанции Баттерси – а по сюжету фильма в здании этой же электростанции находится Министерство Искусств.

Поэтому использование летающей свиньи – явная отсылка к Pink Floyd даже внутри событий фильма.

P.S. Ну и напоследок, немножко про Клайва Оуэна

Факт 1 – его герой, Тео, присутствует в каждой сцене фильма.

Факт 2 – несмотря на все обилие экшн-сцен, происходящих с ним, он ни разу не трогает оружие. Кстати, поэтому экшн смотрится таким захватывающим и напряженным – мы смотрим его из позиции случайного безоружного свидетеля, а не супергероя, который истребляет врагов.

Ну и забавный факт 3 – в том же 2006 году Клайв Оуэн уже снялся в фильме, в котором он защищал женщину с ребенком — «Пристрели их» (кстати, тоже отличный).

И там, кажется, он перетрогал вообще всё возможное оружие.

Чтобы вы примерно понимали накал комедийного экшна: в конце фильма главный герой выпрыгивает из летящего самолета и во время полета отстреливается от врагов-парашютистов под Shoot to Thrill от AC/DC):

А еще там убивают человека морковкой:

Спасибо за прочтение!

Мой телеграм-канал: https://t.me/odno_kino (пост взят оттуда)

Показать полностью 15 3

Как фильмы по Второй Мировой повлияли на Звездные Войны


Совсем недавно было 4 мая – День Звездных войн (кстати, короткое объяснение, почему именно 4 мая – потому что фраза “May be force be with you / да пребудет с тобой сила” созвучна фразе “May the 4th be with you – да пребудет с тобой 4 мая”).

А уже завтра (ну или сегодня, в зависимости от того, когда вы это читаете) 9 мая – день победы над нацистской Германией во Второй Мировой войне (и окончание Великой отечественной войны).

В этом посте я хочу хитро замиксовать обе эти темы – и рассказать про фильмы, посвященные Второй мировой войне, которые вдохновили на создание “Звездных войн” 1977 года.

Как фильмы по Второй Мировой повлияли на Звездные Войны Одно Кино, Звездные войны IV: Новая надежда, Вторая мировая война, Гифка, Видео, YouTube, Длиннопост

Так как "Звездные войны" – сугубо голливудский фильм – то и повлиявшие фильмы тоже голливудские, посвященные западноевропейским событиям Второй Мировой (так как именно их Лукас изучал в киношколе).

Сначала я расскажу про то, какие фильмы вдохновляли на создание, а потом упомяну просто, про отсылки ко Второй Мировой в “Звездных войнах”.

Пушки острова Наварон, 1961 год

Начну с фильма, с которого скопировали ключевой конфликт "Звездных войн".

Долго рассказывать не буду, просто сюжет – во время Второй Мировой, группе британского спецназа поручают ответственное задание – уничтожить батарею артиллерийских пушек, на острове Наварон. Орудия уничтожают все проплывающие корабли, поэтому невозможно осуществить важную стратегическую операцию.

Как фильмы по Второй Мировой повлияли на Звездные Войны Одно Кино, Звездные войны IV: Новая надежда, Вторая мировая война, Гифка, Видео, YouTube, Длиннопост

Весь фильм посвящен тому, как группа военных сначала планирует диверсию, а потом, собственно, уничтожает батарею.

Как фильмы по Второй Мировой повлияли на Звездные Войны Одно Кино, Звездные войны IV: Новая надежда, Вторая мировая война, Гифка, Видео, YouTube, Длиннопост

Ничего не напоминает?

Да, Лукас явно использовал этот подсюжет – уничтожение сверхмощного орудия противника.

“Пушки” были хитом проката, а также получили Оскар за лучшие визуальные эффекты.

Разрушители плотин, 1955 год

Тут нас ждет даже не отсылка, а скорее полное копирование.

Речь пойдет про фильм “Разрушители плотин”, основанной на реальной операции Chastise 1943 года.

Сначала, чуть-чуть – про реальную операцию.

ГЭС для Германии были стратегическим объектом – так как в основном они поставляли энергию для металлургической промышленности страны.

В разгар войны британцы спланировали операцию, по уничтожению ключевой цели – плотины Мёне на водохранилище Эдер.

Основная проблема – непонятно как уничтожить плотины. Бомбить с воздуха – нерационально, торпедировать с моря – везде расставлены противоторпедные сетки (ну и попробуй в тыл врага пригнать что-то, способное торпедировать плотину).

В качестве решения были предложены “прыгающие бомбы” – бочкообразные мины, которые по принципу “лягушек” (или “блинчиков”) отталкиваются от воды, минуя противоторпедные сетки, достигают цели и, спускаясь на дно, детонируют.

Как фильмы по Второй Мировой повлияли на Звездные Войны Одно Кино, Звездные войны IV: Новая надежда, Вторая мировая война, Гифка, Видео, YouTube, Длиннопост
Как фильмы по Второй Мировой повлияли на Звездные Войны Одно Кино, Звездные войны IV: Новая надежда, Вторая мировая война, Гифка, Видео, YouTube, Длиннопост


Собственно, если спойлерить события 60-летней давности, то все прошло успешно – авианалет был совершен 17 мая 1953 года (кстати, скоро годовщина операции), плотина была разрушена, что привело к серьезным проблемам с энергией и падению производства в Рурской области на 40-50%.

Как фильмы по Второй Мировой повлияли на Звездные Войны Одно Кино, Звездные войны IV: Новая надежда, Вторая мировая война, Гифка, Видео, YouTube, Длиннопост

Про сам фильм

Ну, собственно, история очень кинематографичная – и в 1955 году вышел фильм “The Dam Busters” – “Разрушители плотин”.

Как фильмы по Второй Мировой повлияли на Звездные Войны Одно Кино, Звездные войны IV: Новая надежда, Вторая мировая война, Гифка, Видео, YouTube, Длиннопост

И атака на Звезду Смерти почти полностью повторяет события кульминации фильма.

Повторяется почти все – и то, как летчики переговариваются друг с другом, то, как второстепенные персонажи жертвуют собой ради успеха операции и даже интрига с тем, что главному герою нужно повторно совершить выстрел (используя последний шанс) – так как предыдущий не попал в цель.

Вот тут видео с покадровым сравнением двух сцен:

Сходство такое сильное, что разве что к пилоту не обращался умерший наставник с призывом почувствовать силу.

У этого копирования есть кстати вполне логичное объяснение – оператором “Звездных войн” был Гилберт Тейлор. Который отвечал за все спецэффекты в “Разрушителях плотин”.

Эскадрилья 633, 1963 год

Ну и последний фильм, который повлиял на сюжет 4-го эпизода – это фильм “Эскадрилья 633”.

Как фильмы по Второй Мировой повлияли на Звездные Войны Одно Кино, Звездные войны IV: Новая надежда, Вторая мировая война, Гифка, Видео, YouTube, Длиннопост


Тут ключевая деталь, которую позаимствовали – так называемый, “trench run”.

Это когда самолеты летят по узкому коридору, и их обстреливают со всех сторон, создавая дикое напряжение (так как самолеты не могут просто улететь, они зажаты в коридоре).
В случае “Эскадрильи” – это были горы, в случае “Звездны войн” – конструкция Звезды Смерти.

То есть, почти вся кульминация “Звездных войн” – это попурри из 3-х военных фильмов:

1) Сама идея уничтожения сверхоружия взята из “Пушек острова Наварон”

2) То, что самолеты летят по узкому коридору – из “Эскадрильи 663”

3) Ну а сама интрига с уничтожением оружия (и взаимодействием пилотов) – из “Разрушителей плотин”

Ну а сейчас, раз уж случай представился, расскажу еще про несколько аллюзий на Вторую Мировую.

Аллюзии на Вторую Мировую

Ключевой конфликт в оригинальной трилогии – противостояние повстанцев и огромной тоталитарной Империи.

Учитывая сеттинг космической оперы, в качестве Империи нужна была огромная организация, олицетворяющая абсолютное зло, полностью милитаризованная и оснащенная по последнему слову техники.

А что как не фашистская Германия первая приходит на ум, при таком описании.

Собственно, это даже не особо скрывали – одежда имперских генералов очень похожа на униформу Вермахта:

Как фильмы по Второй Мировой повлияли на Звездные Войны Одно Кино, Звездные войны IV: Новая надежда, Вторая мировая война, Гифка, Видео, YouTube, Длиннопост


Шлем Дарта Вейдера выглядит как что-то среднее между немецкой каской и маской японского самурая:

Как фильмы по Второй Мировой повлияли на Звездные Войны Одно Кино, Звездные войны IV: Новая надежда, Вторая мировая война, Гифка, Видео, YouTube, Длиннопост


Ну и собственно, довольно очевидная аллюзия – даже пехотинцы Империи называются не солдатами, а штурмовиками (Stormtrooper). Именно так назывались ударные соединения Германии.

Как фильмы по Второй Мировой повлияли на Звездные Войны Одно Кино, Звездные войны IV: Новая надежда, Вторая мировая война, Гифка, Видео, YouTube, Длиннопост

При этом надо отметить, что фильм выходил в эпоху сильной рефлексии от войны во Вьетнаме – поэтому под противостоянием повстанцы-Империя вполне может читаться как США-Вьетконг.

Особенно эта линия проявится в 6-ой части, где повстанцы будут буквально воевать в джунглях с Империей вместе с местными аборигенами.

Триумф воли

Ну и тут будет внезапная отсылка – на пропагандистский документальный фильм “Триумф воли” Лени Рифеншталь.

Очень многие отмечали, что эпизод в конце Звездных войн, с награждением, очень похож по постановке кадра на сцену приезда Гитлера на съезд.


Не думаю, что здесь есть какой-то сложный подтекст, скорее можно отметить то, насколько “Триумф воли” влиятельное кино (с точки зрения формы, а не содержания).

Ну и на закуску, просто красивый кадр – вид из кабины “Тысячелетнего сокола” явно списаны со внутреннего вида бомбардировщика B-29.

Как фильмы по Второй Мировой повлияли на Звездные Войны Одно Кино, Звездные войны IV: Новая надежда, Вторая мировая война, Гифка, Видео, YouTube, Длиннопост

Спасибо за прочтение!

Мой телеграм-канал (пост взят оттуда): https://t.me/odno_kino

Показать полностью 12 3

Скрытые детали в фильме “Достать ножи”, которые можно заметить при повторном просмотре

Люблю детективы. Это почти всегда совмещение и просмотра фильма, и решение интеллектуальной загадки, которую создали авторы.

Причем с появлением кино, жанр детективов получил новое дыхание – можно расставить подсказки почти незаметно, не раскрывая разгадку раньше времени. Ровно настолько, чтобы подогревать интригу и интерес.

Идеальный пример такого детектива – “Достать ножи”, про чьи спрятанные детали я и расскажу в этом тексте.

Скрытые детали в фильме “Достать ножи”, которые можно заметить при повторном просмотре Одно Кино, Фильм Достать ножи, Детектив, Райан Джонсон, Гифка, Видео, Длиннопост, Спойлер

Так, дисклеймер – предполагается, что вы посмотрели фильм, так как дальше будет куча спойлеров!

Портрет

Первое, что можно заметить при внимательном просмотре – это метаморфоза с картиной, изображающей главу семейства, писателя детективов Харлана Тромби (чью смерть и расследует детектив Бенуа Бланк).

Вначале фильма он изображен на портрете хмурым – ведь убийство еще не раскрыто!

Скрытые детали в фильме “Достать ножи”, которые можно заметить при повторном просмотре Одно Кино, Фильм Достать ножи, Детектив, Райан Джонсон, Гифка, Видео, Длиннопост, Спойлер

Ну а в конце, после разгадки – мы видим довольную ухмылку.

Скрытые детали в фильме “Достать ножи”, которые можно заметить при повторном просмотре Одно Кино, Фильм Достать ножи, Детектив, Райан Джонсон, Гифка, Видео, Длиннопост, Спойлер

Тут даже можно предложить объяснение – мы всегда видим картину глазами Марты. Сначала старик хмурится (так как она думает, что смерть Харлана наступила из-за ее ошибки).

Но когда все встает на свои места, и тайна разгадана – дед улыбается, одобряя детективный подход и словно прощая Марту.

Намеки на злодея

В фильме есть несколько ярких намеков на то, кто является злодеем.

В диалоге между Бенуа и Мартой, они упоминают, что собаки всегда хорошо понимают сущность людей.

Скрытые детали в фильме “Достать ножи”, которые можно заметить при повторном просмотре Одно Кино, Фильм Достать ножи, Детектив, Райан Джонсон, Гифка, Видео, Длиннопост, Спойлер

А в самом начале нам вскользь сказали о том, что ночью лаяли собаки.

Скрытые детали в фильме “Достать ножи”, которые можно заметить при повторном просмотре Одно Кино, Фильм Достать ножи, Детектив, Райан Джонсон, Гифка, Видео, Длиннопост, Спойлер

Ну и буквально в первом же появлении Рэнсома, где-то в середине фильма – собаки лают на него!

Скрытые детали в фильме “Достать ножи”, которые можно заметить при повторном просмотре Одно Кино, Фильм Достать ножи, Детектив, Райан Джонсон, Гифка, Видео, Длиннопост, Спойлер

Нам опять показывают это вскользь, не акцентируя внимания.

Кстати, буквально через пару мгновений, Рэнсом скажет, что только прислуга зовет его Хью.

Скрытые детали в фильме “Достать ножи”, которые можно заметить при повторном просмотре Одно Кино, Фильм Достать ножи, Детектив, Райан Джонсон, Гифка, Видео, Длиннопост, Спойлер

И это сыграет большую роль в дальнейшем.

Ведь когда Френ (экономка дома) умирает, она пытается назвать убийцу.

И сначала мы как будто бы слышим “You did this”

Скрытые детали в фильме “Достать ножи”, которые можно заметить при повторном просмотре Одно Кино, Фильм Достать ножи, Детектив, Райан Джонсон, Гифка, Видео, Длиннопост, Спойлер

Но ведь Френ – экономка, то есть прислуга.

Которая как раз называет Рэнсома по имени – Хью!

Это и подтверждают нам в конце (даже субтитры видоизменили) – ведь слова Hugh и You очень созвучны, чтобы запутать и зрителей и Марту.

Скрытые детали в фильме “Достать ножи”, которые можно заметить при повторном просмотре Одно Кино, Фильм Достать ножи, Детектив, Райан Джонсон, Гифка, Видео, Длиннопост, Спойлер

Небольшая, но симпатичная деталь – в доме у Рэнсома можно заметить отсутствующую бутыль на заднем плане

Скрытые детали в фильме “Достать ножи”, которые можно заметить при повторном просмотре Одно Кино, Фильм Достать ножи, Детектив, Райан Джонсон, Гифка, Видео, Длиннопост, Спойлер

Ровно этой же бутылкой кто-то сжег лабораторию (где были результаты токсикологического отчёта Харлана)

Скрытые детали в фильме “Достать ножи”, которые можно заметить при повторном просмотре Одно Кино, Фильм Достать ножи, Детектив, Райан Джонсон, Гифка, Видео, Длиннопост, Спойлер

Позже выясняется, что это был Рэнсом.

Ну и последний штрих – в разговоре с Мартой в самом начале фильма, Харлан прямым текстом говорит о том, что Рэнсом не может отличить бутафорский нож от настоящего

Скрытые детали в фильме “Достать ножи”, которые можно заметить при повторном просмотре Одно Кино, Фильм Достать ножи, Детектив, Райан Джонсон, Гифка, Видео, Длиннопост, Спойлер

И в конце, герой Эванса подтвердит этот тезис буквально – попытается убить Марту с помощью ножа. Но по ошибке он схватит как раз бутафорский нож – перепутав с настоящим.

Скрытые детали в фильме “Достать ножи”, которые можно заметить при повторном просмотре Одно Кино, Фильм Достать ножи, Детектив, Райан Джонсон, Гифка, Видео, Длиннопост, Спойлер

Про бейсбольный мяч

Моя любимая деталь (а точнее, почти самостоятельная линия) – это история бейсбольного мяча.

В самом начале фильма, мы видим, что Харлан обвиняет Ричарда (мужа дочери Харлана, Линды), в том, что знает про его измену.

Харлан угрожает отправить Линде письмо, со всеми деталями – если Ричард не признается сам.

После смерти Харлана, Ричард проникает в его кабинет, чтобы выкрасть письмо – но видит пустой лист.

Понимая, что старик блефовал, он, раздосадованный, выкидывает бейсбольный мяч в окно.

Там как раз мимо бредут детективы.

Бенуа Бланк, словно автоматически, подбирает мяч с земли.

Ближе к середине фильма, Бенуа играется с мячом, размышляя о загадке.

К нему прибегает собака и он кидает ей мячик.

Кстати, заметьте, как мастерски нам переключают внимание (чтобы отвлечь от путешествия мяча) – собака не просто так прибежала, она принесла важную улику, на которую сразу переключается Бланк (и мы вместе с ним, забывая про мячик)

Далее, на оглашении завещания, собака приносит мячик Линде – жене Ричарда, которой он изменяет.

И уже в самом конце фильма, Линда относит мяч на его место (стол отца), и видит там письмо, адресованное ей – как будто пустое.

Но оказывается, что у них была игра с папой, где они писали друг другу письма невидимыми чернилами.

Линда проявляет текст письма – и все узнает.

Вот так, иногда некоторым вещам нужно просто оставаться на месте.

Тут есть забавная точность с точки зрения бейсбольных правил – мячик кинул питчер (Харлан) на домашнюю базу. Бьющий (Ричард) отбил мяч (выкинул в окно), затем мячик прошел три базы (Бенуа, собаку и Линду) и вернулся обратно на домашнюю. Команда питчера (Харлана) – выиграла, Ричард (бьющий) – проиграл.

А еще мы могли догадаться, что письмо не пустое, еще до финала.

Скрытые детали в фильме “Достать ножи”, которые можно заметить при повторном просмотре Одно Кино, Фильм Достать ножи, Детектив, Райан Джонсон, Гифка, Видео, Длиннопост, Спойлер

Линда упоминала, что у нее был своя игра с Харланом, в которую она играла.

Скрытые детали в фильме “Достать ножи”, которые можно заметить при повторном просмотре Одно Кино, Фильм Достать ножи, Детектив, Райан Джонсон, Гифка, Видео, Длиннопост, Спойлер

И когда она показывала другие свои письма от отца, они были со следами ожогов – как раз от проявления невидимых чернил

Скрытые детали в фильме “Достать ножи”, которые можно заметить при повторном просмотре Одно Кино, Фильм Достать ножи, Детектив, Райан Джонсон, Гифка, Видео, Длиннопост, Спойлер

Ну и как финальный штрих – обычно, невидимые чернила наносятся с помощью лимонного сока.

И что мы видим на столе у Харлана?

Скрытые детали в фильме “Достать ножи”, которые можно заметить при повторном просмотре Одно Кино, Фильм Достать ножи, Детектив, Райан Джонсон, Гифка, Видео, Длиннопост, Спойлер

Конечно – вазу с лимонами!

“Достать ножи” – мастерски сделанный детектив.

Можно по разному относится к самой интриге и ее разгадке.

Скрытые детали в фильме “Достать ножи”, которые можно заметить при повторном просмотре Одно Кино, Фильм Достать ножи, Детектив, Райан Джонсон, Гифка, Видео, Длиннопост, Спойлер

Но то, с каким трепетом и умом режиссер расставил подсказки, ввел второстепенные линии и развесил “чеховские ножи” – это точно достойно уважения.

Спасибо за прочтение!

Мой телеграм-канал (пост взят оттуда): https://t.me/odno_kino

Показать полностью 18 7

Что такое перемудрить с восприятием и ожиданием от киноприема

Расскажу на примере "Искателей" и "Прошлой ночью в Сохо".

Есть такой классический киноприем, со съемкой панорамы природы через дверной проем

Что такое перемудрить с восприятием и ожиданием от киноприема Одно Кино, Искатель, Прошлой ночью в Сохо, Видео, Длиннопост

Пришло это из вестернов, таким образом визуализируя очень понятное разделение.

С одной стороны (внутри дома) — цивилизованный мир, снаружи — жестокий и беззаконный мир Дикого Запада.

Впервые такое придумал Джон Форд в своих “Искателях”, там это мощный метафорический прием (прием со съёмкой проема, хи-хи, ха-ха, полиция каламбуров уже выехала, извините).

В начале герои выходят из дома в дикий мир, встречать главного героя, Итана Эдвардса.

в конце фильма люди уходят внутрь дома, но Итан остается в свое мире, в мире Дикого Запада — так как не сможет он жить в цивилизации.

Дверь за героями (и перед Итаном) закрывается, навсегда их разделяя.

И вот недавний “Прошлой ночью в Сохо” Эдгара Райта.

Начальный кадр — открывается дверь в темноте, все по канону.

Но оказывается, это в наш мир заходит главная героиня (а не наоборот, мы выходим с ней) — окей, свежо, пост-модерно.

Значит в конце героиня наоборот, должна уходить от нас в свой мир и закрывать за собой дверь! Подсознательно жду такого.

А не тут-то было — оказывается режиссер просто рифмует свой кадр в начале со своим кадром в конце, показывая рост персонажа (сперва героиня дома мечтает о модном показе —> в финале героиня уже на собственном показе).

И никакой метафоры с тем, какому миру кто принадлежит и кто где остается.

Я погрустил.

Ну там еще есть замкнутость в виде тыка пальчиком в зеркало в самом конце. Но где тык пальчиком, а где — двери Джона Форда!

Прием, кстати, культовый. Если интересно — простенький гугл “doorway shot” откроет много всякого. Например, угадайте, кто один из главных любителей такого кадрирования.

Что такое перемудрить с восприятием и ожиданием от киноприема Одно Кино, Искатель, Прошлой ночью в Сохо, Видео, Длиннопост
Что такое перемудрить с восприятием и ожиданием от киноприема Одно Кино, Искатель, Прошлой ночью в Сохо, Видео, Длиннопост
Что такое перемудрить с восприятием и ожиданием от киноприема Одно Кино, Искатель, Прошлой ночью в Сохо, Видео, Длиннопост

Кстати, про "Искателей", раз уж зашла речь.

Этот фильм вообще один из первых нео-вестернов, переосмысляющих насилие и жестокость, еще за 10 лет до Серджио Леоне.

И мысль о том, что главный герой, классический good guy, на самом деле может быть садистом, одержимым насилием и местью — довольно революционная для тех лет.

Что такое перемудрить с восприятием и ожиданием от киноприема Одно Кино, Искатель, Прошлой ночью в Сохо, Видео, Длиннопост

Именно поэтому Итан не может уйти со всеми -- его сердце принадлежит этому дикому миру, с беззаконием и вечной войной, без жалости к врагу.

Ну и крайне актуальные были расовые высказывания -- про то, что не стоит судить человека только по цвету кожи, и что не все индейцы -- просто звери без человеческих чувств. До "Искателей" так на вестерны никто не смотрел.

Правда это не помешало Форду сделать классический голливудский white-washing.

И в итоге роль Шрама, брутального вождя команчей играет голубоглазый немец Генри Брэндон :)

Но играет отлично.

Генри справа:

Что такое перемудрить с восприятием и ожиданием от киноприема Одно Кино, Искатель, Прошлой ночью в Сохо, Видео, Длиннопост

Генри посередине:

Что такое перемудрить с восприятием и ожиданием от киноприема Одно Кино, Искатель, Прошлой ночью в Сохо, Видео, Длиннопост

Спасибо за прочтение!

Пост взят из моего телеграм-канала Одно Кино: http://t.me/odno_kino

Показать полностью 6 4

В чем отличие звукового монтажа (sound editing) от звука (sound mixing) — на Оскаре и вообще

На Оскаре существуют две номинации — за лучший звук и за лучший звуковой монтаж (на самом деле, уже нет, но об этом позже).


Мне всегда это разрывало мозг, никогда не понимал в чем разница.


А в 2018 году вообще был апогей — список номинантов в этих номинациях были буквально одинаковым.
И в обоих номинациях победил "Дюнкерк".

В чем отличие звукового монтажа (sound editing) от звука (sound mixing) — на Оскаре и вообще Одно Кино, Звук, Монтаж, Оскар, Гифка, Видео, YouTube, Без звука, Длиннопост

(Не могу не отметить, что проигрыш "Малыша на драйве" в Sound Mixing — это сильно несправедливо.)


Так в чем же разница?

Оказывается, разница одновременно и есть, и нет, и Голливуд только в пару лет назад пришел к некому консенсусу.

Сначала расскажу немножко про историю этих номинаций, а потом на примерах покажу, в чем различие.


Экскурс в историю

В 1930 году , на 3-ей премии Оскар появляется номинация “За лучший звук”. (best sound). В нее попадают исключительно звуковые фильмы, оценивается вся звуковая дорожка целиком.

Примечательно, что в 1931 и 1932 году, в этой номинации участвовали не фильмы, а звуковые отделы студий.

Оба раза побеждала Paramount Publix Studio Sound Department.


Вроде все хорошо, все понятно — у кино появился звук, появились профессии звукарей/шумовиков — давайте тоже оценивать их труд.

Кстати, в 1929 году, первый звуковой фильм "Певец джаза" сразу наградили специальным Оскаром — «за создание первой звуковой картины, произвёдшей революцию в отрасли»

В чем отличие звукового монтажа (sound editing) от звука (sound mixing) — на Оскаре и вообще Одно Кино, Звук, Монтаж, Оскар, Гифка, Видео, YouTube, Без звука, Длиннопост

(Первая фраза, прозвучавшая в истории кино)


Появление спецэффектов


К 1963 году прогресс в кино настолько развился, что внутри звуковых дорожек фильмов явно начинали выделяться "яркие" места.


Звуковики теперь виртуозно записывали всякие экшн сцены, вроде стрельбы и погонь, придумывали звуки магии или криков чудовищ, которых не существует в мире и так далее.

Все это стали назвать звуковыми спецэффектами, и появилась отдельная номинация — sound effects editing.


Мол, sound — это за звук целиком. А sound effects editing — это сугубо за звук спецэффектов.

(Первый победитель в новой номинации в 1963 году — Уолтер Эллиотт за фильм "Это безумный, безумный, безумный, безумный мир".)

Но почему-то через пару лет ее убрали.

А потом опять вернули.


А в 2000 ее почему-то переименовали. (убрав слово effects, таким образом из довольно понятной sound effects editing стало непонятное sound editing).


И получается, что в 2000 году было 2 номинации — best sound и best sound editing. Отсюда и растут корни у названий из заголовка — "Лучший звуковой монтаж" и "Лучший звук".


А в 2004 внезапно sound становится sound mixing ( и отсюда и появилась смута, что sound mixing продолжали называть “лучший звук” в русскоязычных медиа — что выглядит странным).


Попытался как мог, описать весь таймлайн этих номинаций:

В чем отличие звукового монтажа (sound editing) от звука (sound mixing) — на Оскаре и вообще Одно Кино, Звук, Монтаж, Оскар, Гифка, Видео, YouTube, Без звука, Длиннопост

(Чукча конечно не графический дизайнер, но вроде так чуток нагляднее)


В 2020 году, когда Оскар начал активно терять рейтинги, было решено слепить номинации в одну — в просто "best sound" (как собственно, она называлась большую часть времени). А в 2022 году ее вообще вручили за кадром, во время рекламы — вот так, никому нет дела до звукарей. Хнык.


В объединении наград есть здравый смысл — звуковые спецэффекты уже настолько стали повсеместным атрибутом современных фильмов, что странно их выделять из общего звучания.

Фух, с исторической ретроспективой разобрались.


Ну а теперь давай-те же наконец разберем, черт возьми, что есть одно, а что есть другое.


В чем отличие
В чем отличие звукового монтажа (sound editing) от звука (sound mixing) — на Оскаре и вообще Одно Кино, Звук, Монтаж, Оскар, Гифка, Видео, YouTube, Без звука, Длиннопост

Начну с клёвой аналогии.


Звуковая дорожка — это грибной суп (я мастер аналогий, да).


Sound effects editing — это как будто сбор грибов. Мы долго трудимся для того, чтобы у нас вообще появились ингредиенты, из которых можно что-то сделать.

А вот их дальнейшая очистка, обрезка готовка — это sound mixing.

То есть получаются две довольно разные функции (поиск грибов и готовка грибов), для итогового результата — грибного супа.


Если вам не по душе гастрономические метафоры, то у меня в рукаве есть еще параллель — съемка фотографий (=sound effects editing) и их дальнейшая ретушь (=sound mixing).


Примеры


На примерах будет чуть проще объяснить.

Когда мы кайфуем с криков динозавров в "Парке Юрского периода", или со звуков световых мечей (и дыхания Вейдера) в "Звездных Войнах" — это респект в сторону звуковых спецэффектов.

Все истории про то, как записывались звуки "Терминатора" (про ломание льда и опускание микрофона в презервативе в овсянку) — это все про номинацию "Best sound effects editing/best sound editing"

(Крутое видео про то, как создавались культовые звуки)


А вот когда мы смотрим финал "Одержимости", и загипнотизированы всеобъемлющей экспрессией звука — то вот тут низкий поклон за сведение звука (best sound/best sound editing).

Никаких особенных новых звуков тут получено не было. Запись барабанов и криков Симмонса — это вполне рядовые вещи.

Но вот свести это все воедино на правильных дорожках и уровнях громкости — вот тут вся хитрость и мастерство.


Недавно я писал пост про крутой звуковой монтаж из фильма "Три тысячи лет желаний"


Получается, что формально это категория звук (sound/sound mixing). А не звуковой монтаж (sound editing/sound effects edtiting). Так как эффекты вполне обычные — но вся магия в том, как они сведены друг с другом.


Вот такая вот закорюка с этой номинацией.


Хорошо, что в итоге номинации объединили — это правильное решение, чтобы не ломать мозг (повторюсь, спецэффекты уже давно стали обыденной частью кинематографа, а не чем-то кардинально необычным).


Вот так вот, надеюсь стало чуть проще :)


Лично мне было приятно наконец в этом разобраться.

В конце еще посоветую крутую документалку "По волнам: Искусство звука в кино", которая подробно разбирает, из чего вообще складывается звук в кино, как он записывается/обрабатывается/сводится и так далее.


Спасибо за прочтение!

Мой блог в телеграме (пост взят оттуда): https://t.me/odno_kino

Показать полностью 3 4

Примеры клевого звукового монтажа из недавнего “Три тысячи лет желаний” Джорджа Миллера

Кстати, “Лучший звуковой монтаж” — самая загадочная категория в Оскаре для меня.

Если в фильме нет хитрых заморочек, как в примере выше — то вообще не понимаю, чем она отличается от базовой “За лучший звук”.


Чует мое сердце, академики тоже не понимают.


А еще мне нравится как старина Джордж Миллер с детской любознательностью изучает жанры кино.

Казалось бы, смотришь на “Безумного Макса” — все понятно, наверняка большинство фильмов в карьере имеет похожие паттерны.

Но тут ты оказываешься в непонятках — здесь тебе и “Иствикские ведьмы”, и “Бейб” и даже (прости господи) “Делай ноги”.


Вот сейчас еще и “Три тысячи лет желаний”, про джина и любовь (а не про постапоклипсис).

Кинопоиск столкнется с непростой задачкой , если решит когда-нибудь сделать эссе “Как снимает Джордж Миллер” 😉


Взято из тг-канала Одно Кино

Показать полностью 2
Отличная работа, все прочитано!