Ответ на пост «Фотографирую»
Ледяные горы в России стали излюбленным элементом праздничных зимних гуляний, прежде всего масленичных, которые называли в народе «гуляния под горами». В Петербурге на льду Невы строили деревянные башни с площадкой наверху и заливали их водой. Появились ледяные горы на Фонтанке, на Дворцовой и Адмиралтейской площадях, на Марсовом поле. Разгон санок был более 100 м, и для удобства рядом строили две горы со скатами, обращенными навстречу друг другу.
В середине 1730-х императрица Анна Иоанновна устроила катальную гору в Зимнем дворце. «Скат… шел… из первого этажа… во двор; по ширине он годился для проезда кареты, а с каждой стороны его были сделаны небольшие перила. На этот скат лили воду…, пока лед не сделался достаточно толстым. Движение при этом было так быстро, что его можно сравнить только с полетом птицы… Все бывающие при дворе должны были испытать такое катанье», — так описала новую царскую забаву леди Рондо, супруга английского министра при Российском дворе.
В середине XVIII века появились летние горы. Первую из них по желанию императрицы Елизаветы Петровны устроил знаменитый механик Андрей Нартов в Царском Селе в 1740-х годах. Спустя почти двадцать лет оформление горы доработал Франческо Растрелли, и она вызывала неизменные восторги гостей до той поры, пока в 1790-е не была разобрана.
Елизаветинская затея не давала покоя молодой императрице Екатерине II: желая превзойти свою предшественницу на троне, она устроила еще более грандиозную летнюю Катальную горку в Ораниенбауме по проекту архитектора Антонио Ринальди.
Сооружение Катальной горки выглядело весьма необычно. Посреди парка, словно сказочный замок, вырос огромный павильон с изысканно отделанными залами для гостей. С балкона второго этажа они поднимались по лестнице до высоты в двадцать метров, откуда спускались деревянные скаты с вмонтированными специальными рельсами длиной более пятисот метров. По чертежам Ринальди для катания изготовили шесть резных золоченых колясок на колесиках, наподобие древних триумфальных колесниц.
Принцип действия горы был иной, чем у нынешних санных трасс. Она не извивалась по склону, а уходила вниз наподобие обычной детской горки. Но склон был не ровным, а ухабистым. Получив начальную скорость, можно было лететь вверх-вниз так, что захватывало дух. Чередование подъемов и спусков архитектор рассчитал таким образом, что наката хватало до конца пути.В конце XVIII века бытописатель Петербурга Иоганн Георги так описал Катальную горку в Ораниенбауме: «Гора есть свод около 10 саж. вышины, имеющий в верху с галереею и увеселительным домиком, в коем находится шесть резною работою и позолотою украшенных одноколок, наподобие триумфальных колесниц, гондол и оседланных зверей, скат и вообще все так же, как было в Царском Селе. На каждой стороне ската есть покрытая колоннада, по коей вверху и внизу прогуливаться можно, и особливо вверху, не токмо вольный воздух, но и весьма приятный вид имеет».
Несмотря на то, что Катальная горка как опасное развлечение привлекала далеко не всех гостей императрицы, никто из них не уезжал из Ораниенбаума равнодушным. Катались с горы до 1801 года, затем она стала медленно разрушаться. Участь ее была предопределена немецкой расчетливостью владелицы: из-за незначительности сумм, отпускаемых на содержание, Катальная горка погибала.
В 1785 году архитектор Иван Ситников получил указание произвести ее реставрацию, а в конце XVIII века ремонтные работы осуществил архитектор Иван Фок. Однако принятые меры не привели к желаемому результату: сырость продолжала разрушать деревянные скаты, перекрытия и фундаменты колоннад, которые в 1813 году и вовсе рухнули. Кстати, именно в это время появилось и вошло в обиход название «русские горки». Своим происхождением оно обязано солдатам армии Наполеона, которые полюбили русскую национальную забаву во время похода 1812 года.
В 1818 году император Александр I отпустил 50 тысяч рублей на перестройку павильона Катальной горки. Реконструкция должна была проводиться в 1825 году по проекту архитектора Василия Стасова. Однако к работам не приступили, а чуть позже предполагаемая перестройка была отменена вовсе. Указ императора Николая I гласил: «Отменяя предположенную перестройку павильона при каменной катальной горе в Ораниенбауме, повелеваю: отпущенные на то в 1818 году пятьдесят тысяч рублей и приобретенные на них проценты обратить на построение дома для псовой и егерской охоты, по избрании удобного сему места в окрестностях Петергофа».
К середине XIX века колоннады Катальной горки представляли собой только лишь живописные развалины. В журнале «Иллюстрация» за 1847 год некто, подписавший свой очерк псевдонимом «Ораниенбаумский старожил», поведал, что пространство между колоннадами, «по которому проходил скат, поросло мелким кустарником, и робкие зайцы избрали это место своим прибежищем». Еще позже, в 1858–1861 годах остатки скатов были разобраны в целях безопасности гуляющих в парке людей. Так завершилась история одного из самых удивительных памятников русской архитектуры эпохи рококо, воплощавшего нравы куртуазного екатерининского века.