Привет подписчикам! С момента предыдущей публикации прошло три недели, я более-менее освободился от работы и домашних дел, а посему продолжаю цикл ликбеза по военной авиации. Многие не знают, что полет - это не романтичное "пришел на службу, сел в кабину и взлетел", а целый комплекс мероприятий по планированию и всесторонней подготовке. Поэтому, в этой серии постов речь пойдет о том, что такое полеты и с чем их едят. Поехали!
Для начала следует уяснить, что у каждого полета есть своя задача. Львиную долю летной работы составляют так называемые УТП - учебно-тренировочные полеты, в процессе которых экипажи воздушных судов и расчеты пунктов управления авиацией отрабатывают упражнения курсов подготовки. Что такое курс? Документ, в котором расписана последовательность выполнения полетов, каждый из которых должен обучить, а затем - закрепить навыки летчика в технике пилотирования, навигации и боевом применении. Есть, скажем, упражнение на полет на сложный пилотаж на средней высоте, и не освоив его, летчик не может перейти к обучению воздушным боям на средней и боевому маневрированию на средней. Соответственно, чем больше упражнений летчик освоил, чем больше допусков получил - тем более ценен он как боевая единица. Так вот, цель УТП - это продвижение каждого летчика и специалиста по управлению авиацией по программе подготовки, совершенствование его навыков и поддержание достигнутого уровня натренированности. Чтобы максимально эффективно использовать выделенный летный ресурс, требуется сложное и комплексное планирование, первым этапом которого является постановка задачи на проведение полетов. Командир части, в присутствии всех задействованных на полеты лиц, на магнитофон зачитывает свое решение на проведение летной смены, и раздает необходимые организационные указания. После этого, составляется плановая таблица полетов - основной документ, где в форме план-графика указан каждый вылет каждого летчика, с номерами упражнений курса подготовки и временем взлета и посадки. Военные не летают когда хотят и что хотят. Они летают исключительно то, что им запланировано. Сделав в полете лишнюю фигуру, вполне можно лишиться премии месяца эдак на три.
Когда плановая готова, наступает следующий этап - подготовка к полетам. Экипажи изучают запланированные упражнения и порядок их выполнения, отрабатывают вопросы взаимодействия с группой руководства полетами, повторяют особенности работы с оборудованием кабины и действия в нештатных ситуациях. Читают методическую литературу, тренируются на тренажере и заполняют документацию. В авиации даже есть такая присказка, что работа летчика - это "ручка-РУД-получка" (РУД - рычаг управления двигателем), и в этом гораздо больше правды, чем хотелось бы. Документации много. Нужно постоянно что то учить, и что то писать. При этом не факт, что ты завтра полетишь, ибо следующий этап подготовки к полетам - контроль готовности.
Контроль. Ужас лейтенанта, радость подполковника. Все летающие в смену собираются в классе, и начинается проверка знаний, прямо как в школе, только вместо двойки в журнал на тебя орут, дрючат и отстраняют от полетов, вычеркивая из плановой таблицы. Никто не застрахован "поплыть" на особо заковыристом вопросе, а потом пару недель не летать. В этом плане, хуже контроля может быть только разбор полетов, и в одной авиационной песне прямо так и поется - "сидеть бы мне в холодном самолете, разбора ждать как приговор, не кончились снаряды в говномете, которым будут расстреливать в упор". )
Те же счастливчики, которые доживают до конца контроля - идут домой соблюдать предполетный режим, чтобы на следующий день прибыть на аэродром и слетать свою заправку (после которой тебя тоже могут отстранить, если допустишь грубые ошибки).
Так проходит быт летчиков и ГРП каждый божий день перед полетами. Как видите, на практике романтики поубавилось, хотя мы еще даже на полеты не вышли, только готовимся к ним ) Как проходят сами летные смены, расскажу в следующий раз )