(Это рецензия на мой роман. Спасибо доброму человеку, прочёл и написал)
“Стальной конвой” читал медленно. Но уверенно. И сейчас объясню, почему.
Во-первых, сразу буду придираться к разбивке на большие части. Там же есть главы, в этих частях. Но роман залит такими огромными кусками, что открываешь простыню - и сразу приходит чувство безысходности. Особенно сначала, когда пытаешься вникнуть в происходящее.
Будь текст разбит на главы, а не на части, его гораздо проще было бы воспринимать.
В то же время довольно быстро въезжаешь - начинается история с бодренького экшна, мощного и драйвового. Потом, правда, идет информация по миру, выжившему после катастрофы, и ее так много, и из стольких источников, что спотыкаешься, забываешь, возвращаешься назад, чтобы понять: кто, где, куда, кому, как и все в таком духе.
Слишком плотно - такое определение можно дать в принципе всему тексту. Слишком насыщенно. Приходится читать медленно, чтобы не терять нить повествования. Еще теперь наконец и я буду требовать, как давеча требовали у меня: карту мне!
Мир наш, названия знакомые, но кто куда идет, кто где находится, откуда атакуют и куда планируют двигаться дальше, мне было трудно разобраться. Труднее, чем в неизвестных фэнтезийных мирах и космических битвах. Возможно, тут, конечно, сыграл роль мой топографический кретинизм. Но карту я бы хотел еще и вот почему.
Когда-то я очень любил те уроки истории, где речь шла о войнах и битвах. Мог часами рассматривать карты, стрелочки на них, искать, кто где ошибся, а кто где - гениально сманеврировал. И пока читал “…конвой”, ловил себя на мысли, что ощущения - те же. Очень интересны ходы, маневры и стратегические решения. Экшна, опять же, много и качественного. Но вот карты со стрелочками у меня не было, хоть бери и садись рисовать.
В принципе все произведение - рассказ о боевых действиях, маневрах и решениях. Этакий путь на Мордор, только на поездах и без волшебного кольца.
И чувство безысходности где-то к середине книги приходит опять. Потому что понимаешь: тут ничего нового уже не будет, уже не произойдет. Ничто не сломит ситуацию на корню. Поезда будут так же идти вперед, вертушки воевать в небе, начальники - строить планы, группы - выполнять задания. Кто-то погибнет, кто-то выживет. Но ничего не изменится. Очень про жизнь оно в этом плане.
Никто не выбросит кольцо и ничего не изменится. Просто медленно, тяжело и с большими потерями будем идти вперед. И возможно, когда-нибудь дойдем. Не все. Совсем не все. И может быть, даже где-то победим. Где-нибудь и когда-нибудь.
Не прибежит герой в плаще, который раскидает плохих парней и построит мир во всем мире.
Это хорошо, это правда.
А вот что до героев - плащей им можно было и не давать, но как-то сделать их… даже не живыми - они достаточно живы и достоверны. Сделать ближе, что ли? Потому что они все как на подбор хорошие бойцы, уверенные в себе ребята, сильные и смелые, но слишком похожие друг на друга. А их и так много. А я и так путаюсь. Еще и карты нет…
Нет, герои действительно хороши, их действия обоснованы, заявления логичны, поведение аутентично. Но что у них внутри - этого почти нет. Не хватило мелких деталей, глупых привычек, смешных привязок, каких-то чисто бытовых мелочей.
Не у всех, конечно, но учитывая, что персонажей там - не один десяток, одного любящего покушать Васи Лицигера явно недостаточно. Про Васю, кстати, спасибо, даже посмеялся пару раз. Особенно на моменте, когда из лесу выходит группа, как Вася думает, противника, но его узнают и кричат издали: “Вася, не убивай нас, мы тебе пожрать дадим!”
Шутит автор скупо, но хорошо. Умеет.
А что до пожрать… Эту книгу ни в коем случае нельзя читать на голодный желудок. Там про еду написано так, что становишься Васей, есть хочется постоянно. Я вообще советовал бы на время чтения положить рядом два блокнота. Один - рисовать карты, второй - записывать рецепты блюд. Серьезно, я не знал, что на свете есть такая еда, столько вариантов и разновидностей еды, которую автор описывает смачно, детально, со знанием дела.
Ну и в целом там, в книге, оно всё написано смачно: и экшн, и окружающий мир, и природа, и люди, и звери, и чуды-юды. Повествование живое, но немного отстраненное. И слишком, слишком плотное.
Есть, конечно, и моменты, когда прямо выбрасывает из текста. Только проникнешься экшном, как что-то идет не так. К примеру, все идет хорошо, вот так:
- «Ястреб», я «Горыныч»! – услышал командир в ответ. – Иду к вам, но по морю. С гор чужой вертолёт!
Слепящее восходящее солнце помешало пилотам увидеть «Горыныча», летевшего к ним навстречу. А с него прекрасно разглядели оба вертолёта возле Выдрино
- «Ястреб»! Вас атакуют! – раздался крик по рации. – Наблюдаю сход ракет!
Не отвечая, командир «Ястреба», уже и сам заметивший вспышку и дымный след, начал отстрел тепловых ловушек.
И уже начинаешь грызть ногти (во-первых, переживаешь, во-вторых, еду-то всю уже сгрыз, потому что ты уже как Вася), а потом автор делает вот так:
- Делай «воронку», «Ястреб»! – «Горыныч» начал манёвр, когда вертолёты идут по кругу вокруг цели. По часовой стрелке, правыми бортами внутрь воображаемой окружности.
Вот это - что? Это из википедии?
Впрочем, эшна, повторюсь, здесь много и хорошего, а подобные энциклопедические описания маневров - скорее, разовая акция, нежели закономерность. Но я бы посоветовал их как-то оживить. А то они, как Манжура, - без души.
Да, там есть парень без души. Там еще есть животные и птицы, которые слушаются людей. Там есть сверкающие чуды-юды, которые несут на себе поезда, там есть шаманы и мифические существа. И все они прекрасно вписываются в постапокалиптический мир.
Короче говоря, мне понравилось. Если бы не необходимость, я бы бросил читать еще на первой части (повторно настоятельно советую разбит на мелкие главы). Но рад, что не бросил. Нашел много красивого и безысходного - как раз как я люблю.
И рецептов набрал.