"Wisdom of the crowd" или "мудрость толпы"
Привет, Пикабу. Хочу изложить свой Magnum opus.
I. Предисловие:
1. Эффект под названием "Мудрость толпы" описан ещё в "Политике" Аристотеля:
"Ведь может оказаться, что большинство , из которого каждый сам по себе и не является дельным, объединившись, окажется лучше тех, не порознь, но в своей совокупности, подобно тому как обеды в складчину бывают лучше обедов, устроенных на средства одного человека. Ведь так как большинство включает в себя много людей, то, возможно, в каждом из них, взятом в отдельности, и заключается известная доля добродетели и рассудительности; а когда эти люди объединяются, то из многих получается как бы один человек, у которого много и рук, много и ног, много и восприятий, так же обстоит и с характером, и с пониманием."
2. Гипотеза множественных открытий, рассматривающая то и дело случающиеся независимые открытия одного и того же. В рамках "парадигмы парадигм" в качестве механизма возникновения множественных открытий выдвинуто предположение о «рекомбинантной концептуализации», согласно которой утверждается, что новая идея появляется путём скрещивания уже существующих идей и фактов.
Здесь я бы хотел привести в пример Менделеева, человека, который не изобретал водку, а сформулировал периодический закон. Закономерности между весами элементов и их химическими свойствами были очевидны множеству химиков, и попытки найти эти порядки принимались неоднократно. Закон октав, триады... У всех были на руках части паззла, и он был в конце концов сложен. Здесь я бы хотел акцентировать внимание на том, что много людей соединяли правильно некоторые части паззла между собой.
II. Идея.
Я регистрировался во время позапрошлой волны (ёлки, сколько воды прошло) постов про школу и учителей, т.к. меня осенило решение всех-всех проблем.
Амбициозно? Решайте сами:
Детали решенного паззла, как я их вижу:
1. Давно было известно, что неэффективность демократических правительств являлась в основном проблемой средств связи и предрассудков.
К. Сташефф, "Чародей поневоле".
2.Но индивидуальный мютюэлизм не сводится к бартеру. Индивидуум добровольно объединяется с другими индивидуумами для производства промышленных изделий или, скажем, строительства домов. За каждый час работы он получает вирр.
— Что получает?
— Трудочас. За вирр он может получить определенные товары и услуги.
[...]Чем больше всего производится, тем богаче общество, тем выше стоимость вирра.
— Еще один вопрос. Если стоимость вирра растет, то за ту же зарплату индивидуум может работать меньше?
— Именно так.
Гарри Гаррисон, цикл "Стальная крыса".
Готовый паззл ниже для оценки всей картины в целом
Какого компонента не хватает?
Моё видение:
1. Образование.
1.1. Школьное. Самое длительное, самое массовое. Механизм - учитель оставляет номер карточки для перевода денег и получает деньги от учеников, которых он когда-то выучил. Всё.
Да, всё настолько просто.
И что у нас происходит?
Учителя, которые издеваются над детьми - ничего от этой схемы не получают.
Учителя, которые дают неактуальный/неинтересный материал - просто в голову не придут бывшему ученику как "я чего-то добился благодаря этому учителю". Тоже пролетают.
Учитель от бога, которого каждый ученик вспоминает с теплотой... Если судить по моей школе, то один учитель вёл предмет у четырёх классов, ~100 человек. Допустим, что каждый после окончания школы начнёт переводить учителю 1% своей зарплаты ежемесячно. Учитель отработал десять лет, и получает... 10 средних зарплат ежемесячно.
Последствия?
У нас отваливаются паразиты-директора, держащие учителей в рабстве "будешь возмущаться - твои копейки отберу". Просто нечем шантажировать.
Отваливаются скандалисты и скандалистки с "жалобу напишу". Да пишите, ну снимут премиальную часть, все три тыщи, ха-ха, человек зарплатной карточкой-то может и не пользоваться совсем.
Отваливается не особо эффективный механизм оценки качества школ по "нет двоек = отлично учат" с кучей паразитов-проверяльщиков. Хорошему учителю для роста "качества работы" = "платы от учеников" выгоднее будет выгнать натрибуквы неадекватов, чтоб не мешали.
Решит учитель, что ему для качественного обучения не хватает вещи Х - пошел и купил, вместо согласования закупки и обоснования необходимости.
Более тесная связь между учителями и учениками снизит профессиональное выгорание, учебный материал будет обновляться чаще, по отзывам бывших учеников. "это пригодилось, надо больше", и т.п. /Я здесь имею в виду в первую очередь информатику, которая устаревает раньше, чем учебник напишут и согласуют/. Можно ожидать введение актуальных предметов в школах, где учителя будут заинтересованы в личном успехе своих учеников, например рассказывать о льготах и налоговых вычетах вместо словоблуожия.
1.2. Внеклассное. Кружки и секции.
Тот же самый механизм - человек открывает свой кружок, оставляет номер карточки для перевода денег и получает деньги от учеников, которых он когда-то выучил.
Давайте представим кружок робототехники:
1 уровень - лего
2 уровень - лего техник
3 уровень - лего mindstorm - и здесь уже ученики начинают делиться на тех, кому интереснее кодить для готовых роботов и тех, кому интереснее конструировать
4 уровень - кодеры уходят в arduino, конструкторы - моделирование и 3д печать.
Стоимость занятий в таком кружке? По сути, для родителей получается ноль - занятия оплачиваются после окончания самим выросшим ребенком. Что открывает социальный лифт для людей, родившихся в семьях, которые не могут себе такие переходы позволить, плюс убежище для детей, которым не дают заниматься тем, что им нравится.1.3. ВУЗы - тот же самый механизм.
Те же выгоды - люди спасены от зарплатного шантажа, материалы обновляются, профессора будут заинтересованы в том, чтобы лекции читать внятно, маразматиков и истериков можно всегда заменить, т.к. потолок зарплат отсутствует.
Плюсом - больше бесплатных мест, т.к. бюджетник с логикой "отучился - начал работать - каждый раз вспоминает институт и плачет платит" предпочтительнее платника "заплатил - получил корку - забыл".
Институты становятся более заинтересованными в успехе учеников - и начинают бегать за предприятиями "возьмите на практику", опять же, начинают выгонять двоечников, чтобы компетентным людям не мешать.
2. Медицина. Абсолютно тот же самый механизм, заменяем учителей на медиков, а учеников на пациентов.
Получается массовое применение известной китайской практики "врачу императора платят, пока он здоров". Медики спасены от зарплатного шантажа, начинают отваливаться паразиты.
Смысл молчать о том, что главврач - главрвач?
Или главврачу о том, что на его больнице деньги пытаются пилить?
Тяжелее подкупить врачей на впаривание гомеопатии.
Немножко фантазии - поскольку на острие у нас скорая помощь, благодаря "приехали - спасли", персонал СМП будет быстрее всех набирать конверсию пациент - ежемесячный платеж. А значит - бригады будут полностью укомплектованы. А то и переукомплектованы.
Меня трясет от новостей о том, что одиноких фельдшеров избивают ради наркотиков или пытаются изнасиловать. Если бы на вызов приезжали врачи и пара здоровых лбов, способных и носилки поднять, и бешеное животное успокоить,
3. Правоохранительная система.
Тот же самый механизм.
Представим, что зарплата полицейского начинает зависеть от того, насколько спокойно в его районе.
Появилась в районе заниженная тачка без глушителей с громкой музыкой - звонок в полицию - на следующий день на ютубе смотрим
"Добрый день, уважаемые граждане, на канале полиции города Нерезиновск! Сегодня на нашем канале эксклюзивное видео - задержание охуевшего мажора (о.м.) Шмаркисяна Мары, проведенного экипажем полиции в составе %полицейский 1, %полицейский 2!"
Что может о.м.? Да по сути - ничего.
Представим - %полицейский 1, %полицейский 2 публикуют записи со служебных камер, где о.м. им угрожает
а) знакомством с начальством... и что? Увольнение/лишение премии на пустом месте - повод для снятия этого начальства, видео есть. Плюс, само начальство, находящееся в системе такой "народной зарплаты", не заинтересовано в потере репутации - " в первый раз слышу о таком".
б)внесудебной расправой. Угу, на камеру. Пусть едет лес валить. Не поехал? Дело открыть заново, вместе с судьёй пусть едет.
Зарплаты %полицейский 1, %полицейский 2 растут.
Монетизируемые механизмы навскидку - участковые, решающие проблемы с соседями. Ремонт в два часа ночи? Постоянно заливают? Танец бегемотов в три утра? Участковый, реши проблемы человека, которому на работу к семи утра, и станешь богаче. Ах, там психичка живёт? Медики, алё, наполнитель в жёлтый дом. Проживание оплачено благодарными жильцами. И снова тишь - благодать.
Дороги... Многострадальные дороги... Монетизируемый вариант - экипаж ГИБДД находит яму, фиксирует, ищет ответственного за состояние, и если не исправлено - делают атата. Исправлено - хорошо. И видео на хостинг. Зарплата растет.
Смотрят видео с "учителем фуры"... Находят его и отбирают права. Видео на хостинг. Зарплата гибдд растет, дорога безопаснее. Приходит "учитель" на медкомиссию - "о, да у вас, батенька, суицидные наклонности, перед фурой оттормаживаться, нельзя вам на дорогу". Видео на хостинг, зарплата медика растет.
Мысль вслух - думаю, Алексей из #лёшаправ прямо сейчас мог бы собрать хорошую сумму.
4. Бизнес
Многострадальные дороги как пример - бригада выкладывает видео, как они работают строго по технологии. Им начинает капать денежка. Эта денежка позволяет им выигрывать тендеры на ремонт/строительство ниже себестоимости, поскольку они могут экономить на собственном доходе/зарплате с тендера за счет "народной зарплаты". Пилить на тендерах становится сложнее в целом.
5. Наука.
Собственно, ничего не мешает учёному выйти на такую площадку, сказать "я занимаюсь таким-то вопросом, мне нужны деньги на хлеб, воду, и немного материалов". Кто ему может дать денег? Допустим, его школьный учитель, который верит в гениальность учёного, преподаватели, у которых учился и с которым он работал. И здесь уже достаточные для жизни средства. Публичность выхода позволяет привлечь средства от людей, способных понять сущность исследования. Равно как привлечь людей, способных выявить попытку продать "лазерную бритву". Я бы лично не пожалел шоколадки в месяц на ГМО-исследования, на личный счёт исследователя.
А во всякие фонды - пожалел бы, т.к. видел фонды, где % использования пожертвований на существование фонда доходит до 80-90.
6. Если вы - Томми.Два слова - ювенальная юстиция. То самое, что ужас-ужас, отбирает детей в детдом.
Представьте, инспекторский рейд - "Почему дети не в школе?" "Справка о доходах?" "-мальчик, помаши маме ручкой". Видео в интернет, зарплата инспекторов растет. Раз рейд, два рейд, а там и дети уже выросли, начали работать и оплачивать работу тех, кто их спас от такой вольной жизни.
Популяции будет нанесен невосполнимый урон, попытаются воровать детей - генетическая экспертиза, и в колонию... И не надо никаких зверств.
И так далее...
Заинтересовано ли государство в развитии такой системы? Думаю, да - быстрее крутятся средства в экономике, больше средств в экономике, деньги становятся прозрачнее, деньги становятся эффективнее. Повышается эффективность госорганов, усложняется манипуляция выборами за счёт голосов бюджетников. Как это можно развивать? Предоставлять налоговый вычет на сумму, потраченную в рамках "народной зарплаты".
Кто ещё более заинтересован? Банки. Миллионы счетов, миллиарды транзакций ежемесячно.
Можно ли запустить эту систему вот прямо сейчас, сию секунду?
Думаю, да. Есть порядочное число уже действующих краудфандинговых платформ, в том числе и с ежемесячными платежами. И с одноразовыми. И с целевым использованием. На любой вкус, в общем.
Хочу закончить на минорной ноте.
Но я бедняк и у меня лишь грезы,
Я простираю грезы под ноги тебе,
Ступай по ним легко, мои ты топчешь грезы...