Жанр стратегий в реальном времени, в наше время, не очень востребован. В данный момент, он живет за счёт почти всего населения Кореи, с младенчества, приученного к «старкравту», киберспортсменов и немногочисленных любителей жанра.
Нужно быть законченным идиотом, чтобы не признать, что если бы на свете не было замечательной компании Blizzard, то стратегии давным-давно бы сыграли в ящик. Но все же не близардовцы стали родоначальниками этого жанра…
В 1985 году Луис Кастл и Бретт Сперри открыли свою компанию «Westwood», располагающуюся в маленьком гараже. Именно эти люди выпустили вторую «Дюну», ставшей точкой отсчета в жанре «realtime стратегий».
Однако всемирную популярность «Вествуд» заработали на серии игр Сommand and conquer
Серия имеет три направления: конфликт СССР и США – «Red Alert», современная война – «Generals» и классический C&C - сюжет о тибериевом закате нашей планеты и вечном противоборстве GDI и NOD.
Сегодня я хочу рассказать Вам о сюжете, механике и принципах классического С&C на примере: Command and Conquer 3:Tiberium Wars
Но для начала, давайте проведём краткий экскурс по истории серии…
В один прекрасный день альтернативного 1995 года, возле реки Тибр, прямиком из космоса, на итальянскую землю сокрушился небольшой метеорит. Со всех сторон света съехались ученые мужи, дабы изучить неожиданный подарок вселенной. Оказалось, что неземной минерал, имеющий характерный зелёный цвет и кристаллообразную форму, обладает огромным энергетическим потенциалом и сможет обеспечить человечеству добротное сырьё для дальнейшего прогресса в науке и не только. Минерал нарекли Тиберием, в честь реки, около которой он приземлился.
Но Радость открытия в один момент сменилась беспокойством и страхом - Тиберий с поразительной скоростью увеличился в размерах и подобно сорняку распространился по всему миру. Экология ухудшилась до критического состояния, густые леса превратились в радиоактивные пустыни, а в наиболее заражённых местах появились брошенные на произвол судьбы мутанты.
Общество разделилось на два противоборствующих лагеря.
Организация GDI, включающая в себя правительства ключевых стран мира, считает, что Тиберий нужно активно изучать, использовать в научных целях, при этом отчищая от него большую часть земли, дабы вернуть планете презентабельный вид.
Состоит общество преимущественно из скользких политиков и прямолинейных вояк. Малейшая агрессия со стороны неприятеля - армада танков и взвод солдат тут же идет приносить мир и свободу в массы.
Братство NOD же считает, что явление Тиберия, это новый виток эволюции и мешать его разрастанию ни в коем случае нельзя. На основе этой теории они создали целую религию, привлекшую в своё лоно значительный процент населения, опять же по всему миру.
Объединить всех этих людей смог один человек, хотя до сих пор не известно кто он такой, откуда взялся и что у него на уме. Имя его Кейн.
Субъект с гладко выбритым черепом, густой бородкой и уверенным взглядом в котором легко различима бездонная хитрость, ум и иной раз безумие. Кейн умелый оратор, своими восторженными речами он поднимает людей на восстания, вселяет уверенность и веру в победу!
Между GDI и NOD регулярно происходили вооруженные конфликты, иногда переходящие до статуса полноценной войны. Во время первой тибериевой войны GDI одержали победу и даже умудрились убить самого Кейна, но война на этом не закончилась, приемники Кейна продолжили его дело и развязали вторую тибериевую, а спустя недолгое время выяснилось, что пророк на самом деле жив здоров и совершенно не растерял своего энтузиазма.
Тем не менее GDI снова победили, опять же «какбы» убив предводителя НОД. Закончилась вторая тибериевая и наступил сравнительный мир...
А вот теперь о событиях Tiberium Wars
На дворе 2047 год.
Проблема Тиберия до сих пор не решена. Зелёные кристаллы торчат буквально везде, разве что только мутанты притихли и их почти не видно.
Планету разделили на красную, желтую и синюю зоны.
Красные зоны занимают 20% поверхности, это безжизненные пустыни, жизнь на которых не возможна.
Желтые зоны занимают 60% здесь концентрируется большая часть населения, однако проживание в этой зоне не благоприятно сказывается на здоровье людей.
Оставшиеся 20% - синие зоны, самая чистая местность, на которой вполне себе вольготно живут сливки общества. Обычно эти зоны находятся в крупных городах. Тиберия там практически нет.
Правительство же располагается на космической станции «Филадельфия», которая спокойно парит себе в космосе, но не долго. Станцию уничтожают силы братства NOD.
Это дерзкая акция провоцирует начало третьей тибериевой войны!
Спустя пару военных операций GDI решают ударить из ионной пушки по храму NOD в Сараево, чтобы отомстить за Филадельфию, закончить войну и опять таки «какбы» уничтожить вечного Кейна. Командующий отдаёт приказ. Залп. Гигантский взрыв, неестественно сильный...
Оказывается, наш лысый хитрец спрятал в храме солидную порцию жидкого тиберия, чрезвычайно взрывоопасного вещества, послужившего катализатором для и без того мощного ионного удара и как всегда в нужный момент, смылся!
Сразу же после взрыва сценаристы решили натравить на землю инопланетян, именно тех, которые в том самом 1995 году отправили на землю Тиберий, чтобы он тут хорошенько разросся, заколосился и был пригоден для инопланетных нужд. Взрыв послужил для них сигнальным огнем, ребята наверно подумали, что чертовы людишки поубивают друг друга и вместе с этим урожай загубят и поэтому решили, что настала пора собирать камни. Тем временем Кейн держит руку на пульсе разворачивающейся войны миров…
С сюжетом вроде бы разобрались, перейдём к механике.
Если вы играли хотя бы в одну часть C&C то быстро во всем разберётесь. Для новичков же тут предусмотрена обучающая компания, да и первые миссии за GDI предельно дружелюбные.
Принцы местного сражения довольно просты.
Чтобы строить здания и юниты нам необходимы – деньги и энергия. Деньги мы получаем, собирая и перерабатывая тиберий. Получив деньги, мы строим электростанции, обеспечивающие электроэнергией все строения и систему защиты. Если у Вас проблемы с энергией, то вы можете отключить от питания здание, которое в данный момент не используете, чтобы ток шел только туда где он нужен. Экономия должна быть экономной
Мы имеем деньги и энергию. Далее мы строим бараки, военный завод, авиобазу, и научные здания, где мы можем открыть улучшения для своих войск. Для сохранности базы ставим турели, пушки, систему ПВО и для верности пару отрядов солдат и ракетчиков.
Все, мы защищены и имеем деньги. Пришла пара производить войска.
Начинаем выпускать в порядке очереди танки, БТРы, джипы, мотоциклы, самолеты, прямоходящих роботов…в общем ассортимент обширный, за ваш тиберий любой каприз!
Теперь, если вы не хотите изощряться, просто выделяете рамкой все боевые единицы и направляете своё войско на базу противника надеясь на то, что у врага слабая защита и мало техники. И если повезёт вы победите!
Но никто не отменяет более продуманного хода войны. В игре есть где разгуляться настоящему стратегу, предпочитающему брать не числом, а умом.
Пришло время разобрать основные достоинства и недостатки двух сторон вечного конфликта.
Начнем с GDI
Противники распространения Тиберия могут похвастаться обширным выбором сильных юнитов. Начнём с защиты. В наличие имеется противопехотная турель, противотанковая гаубица, система ПВО и на сладкое Ультразвуковая пушка.
Солдаты GDI выгодно отличается от NODвцов хорошим обмундированием, вооружением и наличием личных лопаток, с помощью которых они могут вырывать для себя или для ленивых товарищей неказистые окопы. Даже асфальт этим ребятам ни по чем! =)
Так же гордость пехоты GDI – штурмовики, закованные в броню юниты, вооружённые мощной Гаусс-пушкой и реактивным ранцем, позволяющем преодолевать небольшие дистанции. Хороши при блицкригах.
Авиация же у них довольно посредственная. Её костяк истребитель «Орка», несущий на своем борту несколько ракет, выпустив которые ему придётся лететь на базу за добавкой…
Но вся мощь GDI зиждется на мощных танках, из которых самый самый танк «Мамонт», располагающий прочной бронёй и внушительным вооружением, а если ещё поставить на него гаус-пушки, мамонт превратится в форменную машину для убийств. Пятерка таких красавцев, может сровнять с землёй базу средней защищённости. Вот только стоит он дорого и передвигается медленно, но это простительно ;)
Переходим к NODам.
Войско Кейна имеют труднопробиваемую защиту, состоящую опять же из противопехотных и танковых орудий. БОльшую угрозу для вражеской техники представляет защитная башня «Обелиск». Разрушает танк почти с одного залпа направленного лазерного пучка, выжигающего все подряд. Очень добротное оружие. Гордость NODов.
Пехота же у них слабенькая. Гибнет быстро, но зато красиво. Однако в стройных красных рядах можно встретить уникальный спец-отряд «Теней». Крайне полезные юниты, обладающие невидимостью, способностью к полёту и подрыву зданий. Мечта для любителей диверсионной тактики.
Ну и огнеметчики у сторонников Тиберия довольно пристойные.
Авиацию представляет легкий самолётик «Москит» снаряженный лазерным оружием. В одиночку он много не навоюет, но стайка таких вот насекомых сможет закусать кого и что угодно.
Техника у NODов довольно посредственна, хилый танк «Скорпион», огнемет, шустрые мотоциклы могут отвлечь внимание для захода в тыл невидимого танка Призрак и огромных прямоходящих роботов «Мародер». Хороший запас прочности, прекрасное вооружение и забавная фишка. «Мародер» может позаимствовать вооружение дружественной техники и присобачить его к себе. Особо круто ставить на них огненные пушки. Прайд «Мародеров», уверенно шагающих на встречу врагу смотрится очень эпично и кинематографично!
Тактика успешной войны у обоих сторон различна. Играя за GDI стоит упирать на улучшения и штамповку «Мамонтов», NODы же хороши для скрытной игры, постоянных диверсий и стремительных действий.
Игровой процесс крайне увлекателен. Чаще всего спокойно развиваться нам не дадут. Всегда найдется ядерная ракета, которую нужно уничтожить за 7 минут, приходится брать вражеские базы, располагая скудными силами без возможности пополнения, а иной раз заставляют уйти в глубокую оборону и держаться из последних сил.
Наблюдать за сражениями приятно, ибо юниты детально прорисованы и анимированы. Если оставить солдат без внимания, они начнут разминаться, проверять оружие, кто-то вообще присядет и будет отдыхать, вояки разве что только не начинают разборки между собой =)
А когда дело доходит до масштабного столкновения начинается настоящая мясо-и-метало-рубка сдобренная сочными спецэффектами. Люди картинно погибают, танки разваливаются на части и смачно взрываются. Когда бой прекращается и приходит тишина, обращаешь внимание на окружение. Дует порывистый ветер, где-то вдалеке идёт бой, вокруг разрушенные дома, брошенные машины, выжженная земля и тиберевые поля, вокруг которых стоит зелёная дымка – настоящий постапокалипсис. Когда боевые действия разворачиваются в такой обстановке это выглядит очень атмосферно.
Ну а когда бой переносится в городскую местность атмосфера испаряется и на смену ей приходит урбанистическое уныние, хочется снова выбраться в пустошь, собрать армаду и дать бой врагу!
Для человека, который в детстве рисовал такие сражения в тетрадке в клеточку и включал воображение – это настоящий подарок...
Визитная карточка серии C&C живое видео, продвигающее сюжет. В былые времена оно было настолько качественным, что могло сойти за довольно-таки бюджетный, но снятый с душой фильм.
Скандалы, интриги, расследования, публичные казни, экшен, демонстрация боевой техники, не живой конечно, а нарисованной на компьютере, но все же…
В свое время это смотрелось свежо и круто, да и сейчас если честно тоже. Жаль, что этот аспект в Tiberium Wars проработан очень слабо. Вышло скучно, местами плоховато сыграно и без изюминки.
Режиссер потратил весь бюджет на дорогих актеров и известных на американском TV людей. Вышло не ужасно, местами даже интересно, но задор и душа 90х осталась… там же… в 90х.
Я думаю вы уже догадались, что все это время я занимался активной пропагандой крутости всей серией C&C и отдельно Tiberium Wars, но ведь на самом деле же это замечательная стратегия, которая во многих аспектах уделывает StarCraft. Если вы хотите получить удовольствие, расслабиться и немного пошевелить мозгами C&C – самое то, ну а если вас интересует хардкорные стратегии с лимитом на численность войск, и постоянные поражения, наносимые матерым корейским школьником в мультиплеере – обратитесь к творению Близард.
Омрачает весь этот праздник тот факт, что В 2010 году Electronic Arts плюнули в сторону преданных фанатов серии, выкинув на игровой рынок псевдо C&C - Tiberian Twilight.
Разработчики растоптали щедрое наследие Вествуд пытаясь выбить игру в киберспортивную дисциплину. Но унывать не стоит, ибо творение Вествуд осталось в виртуальной вечности и ждёт пока вы его запустите.
Welcome commander!
Расскажите о своих впечатлениях от серии игр Сommand & Сonquer, какие впечатления оставили у вас эти игры? Надеюсь тут есть люди, которые и без этой статьи знают насколько крут «Мамонт», что такое «Харвестер» и помнят воодушевляющие речи Кейна.
Эхэй!
Покажитесь!)