Краткое содержание прошлых серий:
Верлибр и Уолт Уитмен - нужна ли нам рифма?
https://pikabu.ru/story/verlibr_i_uolt_uitmen__nuzhna_li_nam...
Итак, товарищи, продолжаем про верлибр – сегодня говорим про битников и читаем Стихи Лоуренса Ферлингетти (коммент для минусов под постом). Начинали мы с Уолта Уитмена и 19 века - где этот поэтический жанр начал отчетливо проявляться. Теперь же сделаем прыжок на 100 лет и заглянем в гости к американским битниками. Почему такой скачок? Хороший контраст (хоть и не академичный) - и отличный способ показать, как менялась (меняется поэзия). Уитмен еще близок к тому, что на Пикабу однозначно называются поэзией - плавность, распевчатость, та образность, к какой нас приучали в школе.
Но сегодня мы переезжаем в гости к американским битникам. Уильям Берроуз, слышали такого? И многие другие - Джек Керуак и Аллен Гинзберг, например. Это культурное течение появилось в Штатах в 50-е годы. Исторический контекст прозрачен – конец Второй мировой, «холодная война», ядерная угроза. Битники во-многом заложили фундамент культурной революции 60-х – да, да, те самые хиппи, нет войне и огромное количество новой, совсем новой музыки и поэзии.
Ключевые слова для битников – нон-комформизм, бунт против "тирании отцов", наркотики и расширение сознания, и ирония - очень много иронии - и про себя, и про вокруг. Они воспринимали себя «в качестве религиозных пророков новой формы освобожденного сознания. Поэзия была одновременно средством достигнуть этой новой формы сознания и средством выразить это осознание тогда, когда оно было достигнуто другими средствами, включающими путешествия, наркотики, секс, или медитация». Узнаете?
По-другому звучит и поэзия. Здесь, на первый взгляд, стирается отчасти грань между разговорной речью и языком стихотворным – битники в своей поэзии часто прямы и жестки. Но это исчезновение грани – видимость и только способ благодаря той самой разбивки на строки сделать поэтическими образами то, что таковым раньше не мыслилось (вроде «но потом пожарные вдруг выключили брандспойты и отправились обратно к себе»). Искусству свойственно делать необычные вещи и превращать даже бытовые предметы в часть себя, так уже повелось – вспомните, какой революцией в свое время был стихотворный язык Пушкина на фоне казенных од.
Плюс, за счет того, что в поэтический язык включалось множество новых конструкций, появилась возможность использоваться многие новые и нетипичные (как казалось) для поэзии приемы – например, такой же монтаж образов, как и в кино (почитайте подборку в приложении – увидите).
А теперь стихи и ссылки.
Про Лоуренса Ферлингетти:
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B5%D1%80%D0%BB%D0%B8...
Стихи Лоуренса Ферлингетти:
http://yep.today/en/april2017/letters/1507/
Про битников
https://licey.net/free/15-analiz_proizvedenii_zarubezhnyh_pi...
http://www.chaskor.ru/hub/bitniki_19678
Эд Д'Энгело «Анархизм и Битники» (статья) https://yadi.sk/i/aZeWwKvy_XIAMA
Мария Веревкина, "На катке"
Лоуренс Ферлингетти, "Пес"
Пес семенит по улице и видит
реальный мир и все что видит пес
гораздо больше чем он сам
и все что видит он
и есть его реальный мир
Пьянчужки в подворотнях
И луны на деревьях
Пес семенит вдоль улицы
и все что видит он
гораздо меньше чем он сам
Рыба на картинке
Муравьишки в норках
Цыплята на витринах китайских магазинов
их головы отрезанные
за квартал отсюда
Пес семенит по улице
и все что он обоняет пахнет в чем-то
примерно также как он сам
Пес семенит по улице,
встречая то лужу,
то детишек, то кошек, то сигару,
то бар, то полисменов,
Он к копам равнодушен,
ни холодно, ни жарко ему от них и мимо
проносится он копов
и мертвых туш коровьих
подвешенных за ноги у врат мясного рынка
Хоть нежная говядина конечно
предпочтительней
чем полицейский жилистый
но на худой конец и полисмен сойдет
И пес проходит мимо итальянской забегаловки
и мимо башни Койта и мимо конгрессмена
Дойла из Комиссии ПААД
и башни он пугается
а конгрессмена — нет
хотя все то, что слышит он
печально и прискорбно
хотя все то, что слышит он,
чудовищно абсурдно
для молодого грустного такого пса
как он
задумчиво-серьезного такого пса
как он
Но у него есть собственный
свободный мир для жизни
И собственные блохи для еды
и на него намордник не наденешь
И мистер Дойл для пса
ни капли не важнее
пожарного гидранта
Пес семенит по улице и жизнью
живет своей собачьей
в ней есть, о чем подумать
в ней есть, о чем помыслить
потрогать и понюхать и попробовать на вкус
и есть чего исследовать
не опасаясь лжесвидетельства
Реальный песий реалист
рассказанной хвостом одним
реальный громко лающий
демократичный пес
участвует в реальном свободном предприятии
и может много что сказать
на тему онтологии
и может много что сказать
по поводу реальности
и как ее увидеть
и как ее услышать
он на бок ухо свешивает
на каждом перекрестке
как будто снять его хотят
для граммофонной этикетки фирмы «Виктор Рекордз»
всем известной более как
«Голос Его Хозяина»
с реальною историей
на которой собака заглядывает
словно знак живой вопросительный
в огромный
граммофонный раструб
загадочной вселенной
полый гигантский рог
который всегда готов снабдить нас
ответом Голоса Его Хозяина
на любой вопрос