JamesArcher

JamesArcher

Пикабушник
поставил 811 плюсов и 2 минуса
Награды:
5 лет на Пикабу
133 рейтинг 6 подписчиков 0 подписок 1 пост 0 в горячем

ATOMIC ROCKETS_Часть 1: Распространенные заблуждения

ATOMIC ROCKETS_Часть 1: Распространенные заблуждения Космос, Фантастика, Здравый смысл, Фильмы, Игры, Сериалы, Книги, Длиннопост

Доброго времени суток, мой дорогой любитель научной фантастики и космической тематики! Просматривая современные "Sci-Fi" фильмы, играя в определенные игры, читая книги некоторых авторов иногда поневоле сидишь такой и...

ATOMIC ROCKETS_Часть 1: Распространенные заблуждения Космос, Фантастика, Здравый смысл, Фильмы, Игры, Сериалы, Книги, Длиннопост

И дело даже не в плохой игре актеров, отвратительном геймплее, бездарном сценарии или скучной истории. Проблема в космической глупости происходящих на экране событий, представленных концепций и технологий, их бесконечная отдаленность хоть от каких-никаких основ научной мысли человечества. Становится даже как-то стыдно перед нашими предками, мечтавшими про "Яблони на Марсе цвести" и прочих достижениях цивилизации. Предлагаю исправить историческую несправедливость, и бороться с засилием фантастических заблуждений, сформированных за долгие годы воздействия масс-медиа 20-го и 21-го века, показать как это могло бы быть на самом деле и дать возможность проникнуться духом настоящего космического приключения, путешествия в которое можно поверить. Вся представленная в данном цикле информация есть результат многолетней работы замечательного человека из Калифорнии по имени Winchell D. Chung Jr.'s (также известного под псевдонимом "Nyrath the nearly wise"), автора англо-язычного ресурса ATOMIC ROCKETS, посвященного данной тематике, в моем вольном переводе, с вкраплениями собственных мыслей и идей. Весь попутный арт честно С-Робен-Гуд-Жен с просторов всемирной сети, мне стыдно за это, ну а что поделать? При заявлении и подтверждении авторских прав на то или иное изображение готов покаяться и затереть. Заранее оговоримся, что данная серия постов создается не для набора популярности или сбора плюсов в космических масштабах, а в целях просвещения, образования, обсуждения и развлечения. Критика приветствуется. Ключ на старт. Поехали! (WARNING: многобукфшописец


Интро


Фантастика лжет. Все фантастические произведения лгут, ведь так или иначе рассказывают о вещах которых не существует, событиях которые еще не произошли, людях, которых никогда не было. Но знания и  представления о космосе, космических полетах и фантастике в этой области у большинства из вас взяты и сформированы из массы по своему идиотских (но от этого не менее любимых, великолепных и культовых) фантастических фильмов и сериалов что крутят все чаще по большим экранам кинотеатров, и все реже - по маленьким экранам плазменных и не очень телевизоров. И это, друзья, не есть хорошо. Избавляемся от самых распространенных массовых заблуждений, стереотипов и штампов:


1. Космос - не океан


Мне категорически плевать что именно показывают в культовых сериях вроде Star Trek или Star Wars (не смотря на всю мою любовь к ним), но КОСМОС - ЭТО НЕ ОКЕАН! Слишком долго научно фантастические произведения создавали научно ошибочную иллюзию космического полета как аналога океанского путешествия. Ньютон с Энштейном в обнимку вращаются в гробах на релятивистских скоростях от осознания того на сколько они не правы.


Если кратко, основы выглядят так:

- Космос не 2D пространство;

- В космосе нет трения;

- Космические корабли не будут иметь расположение и планировку палуб аналогичные их морским собратьям.


Более того, классификация кораблей, а также ранги членов экипажа так же скорее всего будут мало напоминать привычные слуху морские термины, вроде Крейсеров, Эсминцев, Фрегатов  и т.д. Поскольку космонавтика в свое время отпочковалась от Военно Воздушных Сил, а ни как не от флота, и в настоящий момент находится в теснейшей с ними связи, используемая терминология будет позаимствована из авиации. И да, не ждите никаких космических пиратов ("One Piece", One Love...)


2. В космосе минимум три измерения


Космос трехмерен, и вам придется с этим смириться. Заблуждение о "плоскости" космоса напрямую вытекает из прошлого "Космос = Океан". В реальной жизни, космический корабль, в отличии от корабля морского, абсолютно совсем никак не ограничен в выборе направления движения, он может двигаться не только вперед/назад/влево/вправо, но еще и вверх и вниз, да и вообще куда экипажу заблагорассудится. И в отличии от земных самолетов - у космических аппаратов нет осязаемых границ вроде земной тверди или максимальной высоты, они в теории могут двигаться бесконечно далеко в любом направлении.


Отсюда растут ноги у другого важного аспекта - ориентации корабля в пространстве (ЛГБТ сообщество сейчас напряглось). Если вы видите, как звездолет Enterprise приближается к звездолету Intrepid, и при этом один из них летит вверх-тормашками по отношению к другому - это нормально. Более того, направление полета совсем не обязательно не совпадает с тем куда направлен в тот момент нос корабля.


Теперь вы понимаете на сколько глупо звучат напряженные выкрики пилотов космических истребителей о том, что кто-то "Сел им на хвост" и его "Невозможно стряхнуть". Космический корабль может двигаться куда угодно и вращаться при этом как угодно, передом, задом, боком - куда захотите.


3. В космосе нет "Торговых путей"


В космосе нет, и никогда не будет торговых маршрутов в привычном их земном понимании. Вы взлетаете со своей планеты, которая вращается вокруг звезды, которая вращается вокруг центра галактики, которая перемещается в пространстве, и летите к другой планете, которая вращается вокруг звезды, которая вращает... Смекаете? Эти изменения постоянны, непрерывны, каждая новая траектория не похожа на предыдущую и ни один космический корабль не летит по тому пути, что преодолел предыдущий. 


Смело выкиньте из головы надежды на межпланетных пиратов, сидящих за углом в засаде, как немецкие подводники второй мировой в районе Гибралтара, в ожидании добычи. Не будет таких засад. И пиратов тоже.


Однако, справедливости ради отметим, что совместное перемещение космических кораблей вполне возможно, например если они стартуют в одно, наиболее благоприятное время открытия окна для полета по траектории Хохмана между обитаемыми планетами из одной точки, или находятся в составе своеобразного конвоя. Вот только расстояния между ними все равно скорее всего будут насчитывать сотни, если не тысячи километров в элементарных целях безопасности, чтобы не согреть соседа выхлопом своего двигателя.  


Добавим, что все вышесказанное относится к межпланетному и межзвездному пространству, в то время как над небесными телами скорее всего будут сформированы коридоры, эшелоны высот, точки перехода с орбиты на орбиту и единая диспетчерская служба управления полетами, как аналог существующей сейчас для авиации.


4. Ракеты - не корабли


Наверное самый распространенный миф и заблуждение, встречающийся в подавляющем большинстве самых дорогих блокбастеров и игр. Чихать я хотел как устроены внутри USS Enterprise или какой-нибудь Battlestar Galactica. В научно-правильной ракете направление "вниз" (там где у нас с вами сейчас пол) будет совпадать с направлением выхлопа двигателей. Другими словами, космический корабль по своей структуре будет скорее напоминать небоскреб, а не пассажирский самолет. Палубы будут перпендикулярны вектору тяги двигателей, а направление "вверх" (наш привычный потолок) будет направлено туда же, куда двигают корабль его моторы. Как вы видите, авторами на этот факт кладется астрономических размеров штанга, и да, это я про вас  Star Trek, Star Wars, Battlestar Galactica и еще масса контента меньшего калибра!


Причина этого заблуждения - пункты номер 1 и 2. Многие авторы и дизайнеры доходят до откровенного идиотизма, и, например, располагают отсек управления на "Вершине" корабля, где он будет отстрелен в первом же бою, вместо того чтобы спрятать его где-нибудь в глубине конструкции, под какой-никакой защитой корпуса судна (и снова отличились Star Trek и Космический Линкор "Ямато").


Чувствуя ваш праведный гнев, сделаем одно исключение. Если ваш космический корабль приспособлен к полетам в атмосфере и посадке на планеты (по аналогии со  Space Shuttle или Бураном), то компоновка его помещений все таки будет аналогична нашим современным самолетам.


Также, если корабль использует ионный двигатель, солнечный парус, или любой другой источник движения с очень малой тягой, то скорее всего тяготение на нем будет создаваться вращением корабля, или его части. В этом случае направление "в пол" будет перпендикулярно оси вращения.


5. Ракеты - не самолеты


Видели как летают X-wing-и, Millenium Falcon, Viper-ы, а также сотни других космических посудин? Бесспорно красиво, но абсолютно не реалистично. В космосе невозможны атмосферные скользящие и парящие маневры, за неимением этой самой атмосферы и бесполезностью крыльев (даже если они есть).


Вы также не сможете мгновенно и просто быстро сменить направление своего полета. Чем быстрее движется ваш корабль, тем более широким будет радиус поворота, тем больше времени (и топлива) потребуется чтобы погасить один импульс и придать машине другой, уже по новому курсу.  Не ждите той плавности и "грациозности" что есть в маневрах наших воздушных машин. Космический аппарат двигается совершенно по другому, и больше напоминает здоровую, битком нагруженную фуру, двигающуюся на сумасшедшей скорости по огромному пласту черного льда.


Нет, есть и плюсы. Если вы маневрируете в космосе, вас не размажет по стенам вашей кабины перегрузкой как водителя на повороте в каком-нибудь болиде Формулы 1. Перегрузки вообще не возникают без воздействия силы или точки опоры, в виде атмосферы и крыльев, которые, тормозя аппарат, будут создавать ту самую силу и перегрузку. Единственная сила которую вы будете чувствовать - это сила тяжесть, создаваемая работой двигателя вашего корабля, и только пока он находится в работе. Те головокружительные маневры, что вытворяет ваша ракета в пространстве в попытках увернуться от чего-либо пройдут мимо вас, и совсем не важно в каком направлении работает двигатель (подробнее в "Ракеты - не стрелы") и как быстро она летит (по отношению к чему кстати?). Единственное что имеет значение - это ускорение, передаваемое двигателем кораблю. 0,5 G? Половина земной гравитации вам обеспечена, не больше не меньше. 27 G? Уборщики ототрут вас от пола после того как в баках закончится горючее или реактивная масса...


6. Ракеты - не стрелы.


Космические корабли не обязательно летят туда куда направлен их нос.


Пока работает двигатель - да, направление движения (при этом не обязательно что само движение есть) направлено в противоположную выхлопу сторону, то есть в нос корабля. Но стоит только отключить их - и все границы пропадают, корабль может вращаться в любой плоскости и в любом направлении, при этом продолжая двигаться по заданному курсу. Как угодно, передом, задом, боком - вы ведь помните, да? Это имеет ключевое значение в ходе космического боя, ведь больше нет смысла в выборе направления подхода к противнику, т.к. он может развернуться как ему вздумается в любой момент и вдарить по вам со всех стволов. Или вы по нему.


Поэтому, не будет никаких "заходов в хвост" и "стряхиваний с него", как в Star Wars или старом добром Battlestar Galactica. Все что нужно сделать "преследуемому" - это тупо развернуться задом наперед и разнести преследователя на молекулы прицельным залпом (показано в сериале Babylon 5 в эпизоде "Midnight on the Firing Line")


Предположим, что ваш корабль движется в направлении Хэ с постоянной скоростью. Если вы хотите эту скорость увеличить и ускорится, вы направляете нос корабля по направлению движения, и даете газу. Если хотите затормозить - направляете нос в противоположном Хэ направлении и делаете тоже самое. В базе - все космические маневры строятся именно на этом принципе, и никак иначе (Ньютон, беспощадная же ты сволочь).


7. Космическая тишина


В космосе нет звуков. Вот то есть совсем. То есть вообще. Звук - это волна, область сжатия и расширения, которая перемещается в твердых или приравненных к ним средах, вроде воздуха, воды, камня, металла. В космосе вакуум. Не будет привычных слуху по фильмам "Уррррррррр" и "Пиу-Пиу-Пиу". Передающей среды нет. Звука нет. Страха нет. MUTE.


8. Ракеты это не отели.


Если вы посмотрите на чертежи и схемы внутренностей того же самого звездолета Enterprise (красавец, да?), то увидите что каждое помещение герметично, имеет атмосферу, микроклимат, отопление, комнаты, туалеты, пару подстаканников и гнездо для зарядки iPhone, а коридоры достаточно широки чтобы по ним мог проехать танк. Все это дополняется милыми ковриками на полу и приятным рассеянным освещением. Вы понимаете насколько это тупо? И этим грешат практически все мало-мальски значимые франшизы связанные с космическими перелетами.


И снова причина в заблуждении номер 1. Пассажирские самолеты и круизные лайнеры могут себе позволить огромные и благоустроенные помещения, поскольку они окружены атмосферой. Бесплатно. И многие авторы, не особо заморачиваясь делают тоже самое со своими звездолетами, превращая их в летающие "Луна-Парки", с азартными карточными играми и женщинами с низким уровнем социальной ответственности.


Бред. В космосе нет атмосферы, и воздух в ваших тесных отсеках - это очень дорогое удовольствие, которое надо откуда-то возить или производить. Никто в здравом уме не станет тратить этот ресурс зря на те помещения, где человек не появится большую часть полета.


Более того, все эти бесконечные коридоры, склады, переходы, переходы-переходов, технические закоулки - это многие и многие тонны массы корпусных конструкций, которые нужно приводить в движение, тратя на это уйму энергии и топлива. Каждый грамм на счету, и каждый грамм потраченный на эту глупость - минус грамм к полезной нагрузке.


В реальности, космический корабль будет состоять в основном из огромных баков с реактивной массой и топливом, двигательной системы, грузовых модулей и чутка силовых элементов чтобы держать все это безобразие в куче. Обитаемая часть будет маленьким, и очень тесным вагончиком, пристыкованным где придется, в котором будет ютится героическая команда.


Многие авторы наивно считают, что именно эти бедолаги, гордо именующие себя "Экипажем" и есть главная часть корабля, а потому пытаются сделать так, чтобы человек мог находится без проблем абсолютно в любой точке корабля. Их звездолеты по сути есть огромные жилые модули, с маааааленьким двигателем на одном из концов. Если они чуть покурили форумы или послушали специалистов - они добавят туда еще и топливный бак, но смысл не меняется, вся конструкция все равно напоминает летающий гостиничный комплекс.  


На настоящем корабле места для команды будет крайне мало, и 99% жизненно-важных систем будут находится за пределами жилой зоны. Хотите починить компьютер/радиатор/радар/туалет/телескоп/антенну? Милости просим в скафандр и пшел в шлюз.


9. У ракет есть крылья.


Если у вас крутая и пафосная ракета с дофига-мегаватным реактором, боооольшущими лазерами и любым термальным двигателем - я вас поздравляю, ведь у вас еще есть и масса непрерывно выделяемого избыточного тепла, которое нужно куда-то девать, иначе оно сперва сварит вкрутую вас, а затем расплавит всю конструкцию. Базовый путь отвода тепла - радиаторы, отдаленно напоминающие огромные крылья, и их наличие - это большая головная боль космических военных, по которой не сможет попасть только слепой. Но без них никак, вот совсем. C'est la vie...


10. У ракет не будет окон.


Космическим кораблям нет нужды иметь смотровые окна или иллюминаторы, по тем же причинам, по которым их нет на боевых подводных лодках. Любое окно - это в первую очередь ослабление конструкции, через которое по хорошему особо ничего и не увидишь, не считая бескрайних звездных просторов. Исключение - полет на орбите планеты или стыковка, но и здесь все довольно спорно. Не стоит забывать, что окно в разы лучше чем переборка пропускает радиацию.


Star Trek, Star Wars, Battlestar Galactica и иже с ними показывают космические бои как междусобойчик на расстоянии пистолетного выстрела, чего никогда не будет в реальной жизни, где цель в лучшем случае будет видна за сотни и тысячи километров в бортовой телескоп. А вот шансы спалить себе к чертовой матери сечатку глаз от случайного залпа вражеского лазера или вспышки ядерного взрыва наоборот - весьма велики.


Единственным серьезным исключением может быть навигационная обсерватория, однако по большей части каких-то очевидных преимуществ перед радарами, телескопами, камерами и другими сенсорами окна не имеют, в отличии от минусов конечно.



To be continued...


P. S. : БМ по очевидным причинам ругался на Пикарда

Показать полностью 1
Отличная работа, все прочитано!