Скрипт продаж: хорошо или плохо?

В своей работе часто сталкиваюсь с просьбами дать действенные скрипты для совершения эффективных продаж с учетом замеченных мной психологических тонкостей. Да и здесь, в комментариях к прошлому посту был такой запрос.

Скрипт продаж: хорошо или плохо? Психология, Продажа, Обучение, Бизнес, Отношения, Сервис

Давайте представим, молодой неопытный продавец приходит на новое место работы: своего клиента только предстоит узнать, с продуктом знаком поверхностно. Что его ждет дальше? Грамотная интеграция в компанию с качественным обучением и последующей системой наставничества, в компании, где созданы все условия для развития своего потенциала и профессионального роста? Возможно. Реальность такова, что в лучшем случае ему дадут методичку/ скрипт на изучение и тут же отправят «в поля», со словами:

- Иди, продавай. Продал- молодец, не продал- не молодец.


Скрипт или речевой модуль – это основанный на успешной практике, заранее подготовленный, высокоэффективный вариант диалога с потенциальным клиентом.


Первым делом начинающий специалист старается изучить и запомнить предложенные варианты скриптов. Именно в этом случае скрипт несет в себе пользу. Так как человек, не имеющий опыта в продажах, очень часто не умеет вести себя с клиентом, не знает, как реагировать на возражения клиента, теряется при словах: «Я просто посмотреть», «Спасибо, у нас уже все есть». В ситуациях, когда, казалось бы, уже все потерянно и клиент вот-вот уйдет, на помощь может прийти скрипт, помогая менеджеру сдвинуть процесс продажи с мертвой точки. Скрипт является фундаментом, основой основ, которая наравне со знанием технологии продаж дает возможность развиваться в продажах.


Но какой шанс, что скрипт сработает? Отмечу, что речевой модуль –это правило, которое одновременно ограничивает. Скрипт- это систематическая ошибка выжившего, их пишут по удачным сделкам, но сколько тысяч раз этот скрипт не сработал, нигде не говорят. Если общение с клиентом идет по плану, вероятно, скрипт сработает. Если что-то отклоняется от заданного вектора (сложный клиент, дорогой товар, претензия) тогда сложнее, т.к. скрипт ставит в рамки. Менеджер заучивает один или несколько речевых модулей, таким образом вся его работа строится на заранее прописанном алгоритме, что создает искусственные ограничения. Отключается воображение, работают только сухие факты. А без воображения в нестандартной ситуации мозг «зависает», менеджер впадает в ступор и теряет клиента. Рано или поздно, продавец понимает: чтобы продавать еще больше, еще лучше, тем самым повышая сервис, и качество обслуживания клиентов, ему, простыми словами, придется импровизировать, Продавцу придется нестандартно мыслить, отходить от скрипта, выходить из рамок, в которые тот ставит. Работая в рамках речевого модуля, менеджер начинает продавать «навязчивый диалог», воронку вопросов составлять таким образом, чтобы соответствовать скрипту. Всё это ограничивает клиента, решая за него, как и что говорить, что думать и как действовать. Далеко не с каждым клиентом это сработает, и не в каждой ситуации.


Итак, молодому специалисту, у которого недостаточно опыта, чтобы разобраться с возникающими трудностями: возражениями клиента, претензиями, внештатной ситуацией скрипт поможет войти в колею, изучить продукт и способы взаимодействия с клиентом. На начальных этапах скрипт допустим, но, если развиваться, идти дальше, скрипт все больше будет сковывать. Во избежание этого, необходимо изучать технологию продаж, этапы продаж на более высоком уровне. Делать это желательно не просто заучивая, т.к. одних инструкций может быть недостаточно. Глубокие познания в методике продаж на стыке с психологией позволяют не только совершать продажу, но и контролировать ее. При этом управлять сознанием клиента, направлять его в нужное русло, самостоятельно формировать воронку вопросов, предугадывать желания клиента и его возможные возражения и предупреждать их еще до того, как они появятся.



P.S. А Вам нравится, когда с Вами говорят по заученной схеме? Пользуетесь ли сами скриптами?

Бизнес

2.4K поста32.8K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Разрешены только посты с тегом "моё".


Главное - полезность и применимость опыта другими участниками. Запрещены посты вроде "10 советов", всякая чухня про лендинги, мотивацию и стартапы. И особенно - бокс по переписке, то есть диванные размышления, как лучше делать, не обоснованные хотя бы одним примером. Если вы пишете на основе опыта своей компании - указывайте, какой. Лучший пост - это ваш личный опыт дела, даже если вы всего лишь сдавали бутылки.


Не делайте посты-анонсы вроде "я открыл магазин, если хотите дальше расскажу, как" - в материале сразу должны быть ценные факты.


Временно можно размещать посты с запросами на конкретные вещи для производства или поиска контактов вроде "мы умеем делать то-то, кому нужно" или "ищу поставщика такого-то".


Поскольку многие до этого места не осилили, введена премодерация. Если ваш пост подходит по правилам - пройдёт смело. Премодерация занимает от 20 минут до нескольких часов. Посты не удаляются, результат — пост в сообществе или пост переносится в общую ленту.

4
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий
Работал продажником 3 месяца, ушел как раз из-за любви начальства к скриптам, причем скриптам, которое оно само же и писало. Когда отходил от скрипта - "били по рукам". Каждый разговор записывали и прослушивали, реакция на отхождеие от скрипта была уже в течении 15 минут. Тоесть у нас был специальный человек нанят, который весь день эту херню слушал и драконил нас. В итоге за три месяца работы продали чуть больше чем на 200 000. Зато скрипт! Зарекся работать продажником с тех пор, лучше бомжевать чем такая работа.
раскрыть ветку
8
Автор поста оценил этот комментарий

А Вам нравится, когда с Вами говорят по заученной схеме? Пользуетесь ли сами скриптами?

Бросаю трубку

раскрыть ветку
5
Автор поста оценил этот комментарий

Как потребитель не люблю скрипты дальше банальных фраз приветствия и "вам помочь"? А сотрудников, вынужденных в сотый раз за день оттарабанивать длинное рекламное описание какого-нибудь продукта/услуги/акции, откровенно жаль

3
Автор поста оценил этот комментарий
Лучше заниматься более полезным делом, нежели прямая продажа товаров народного потребления.
Не знаю, как у остальных, но я тот самый "сложный клиент". Если я зашёл просто глянуть, повертеть, то 100% уйду без покупок.
раскрыть ветку
3
Автор поста оценил этот комментарий

в продажах разговорный скрипт чаще всего вызывает отрицательное мнение

в поддержке - 50/50 т.к. всё равно много сценариев сводятся к типовым

в обратной связи проход по анкете-шаблону - нормально