Сообщество - Бизнес
Добавить пост

Бизнес

2 389 постов 32 760 подписчиков

Популярные теги в сообществе:

Азиатский IT - разбираю локальные технологические компании с необычными продуктами и фичами

Когда мы слышим словосочетание "Большой IT" (Bigtech), то в голове всплывают логотипы Amazon, Google и прочих Netflix со Spotify. Однако в странах Юго-Восточной Азии есть успешные tech-игроки с сотнями миллионов пользователей и целой россыпью необычных сервисов и продуктовых решений. Сегодня я о них расскажу.

В этом цикле статей я разбираю самые крутые и мощные технологические компании за пределами так называемого "золотого миллиарда". И еще Китай не трогаю - это отдельная большая история, тянет на собственный цикл (возможно, напишу позже). В первой части я разбирал IT-лидеров Японии и Южной Кореи, а сегодня речь пойдет про Юго-Восточную Азию - Индонезию, Таиланд, Малайзию, Сингапур, Вьетнам и так далее.

Итак, начнем:

Скутеры для всего или первый единорог Индонезии

Если вы хоть раз летали погреться на тайском, вьетнамском или, скажем, балийском солнышке, то наверняка заметили, насколько в Юго-Восточной Азии любят скутеры. Лично у меня одно из самых ярких впечатлений от поездки на Пхукет - это как местные везут на мопеде семью с ребенком, клетку с курицей, а еще огромную доску для серфа. И им норм.

Азиатский IT - разбираю локальные технологические компании с необычными продуктами и фичами Технологии, Инновации, Бизнес, Стартап, Предпринимательство, IT, Цифровые технологии, Маркетплейс, Такси, Торговля, Корпорации, Компания, Сервис, Азия, Индонезия, Сингапур, Digital, Приложение, Мат, Длиннопост

Safe enough.

Логично, что при такой популярности скутеров в этом регионе развился и соответствующий извоз. Если мы возьмем, например, Индонезию, то там уже много лет все катаются на мототакси, которое местные называют "ojek".

Так вот, 15 лет назад один индонезийский предприниматель подумал "Во всем мире уберизируется такси, а чем наши родные оджеки хуже?". Так появился стартап Gojek. Сейчас это огромный райдтех и экосистема, но началось все как раз с упорядочивания скутерного хаоса.

Бизнес оджеков походил на базар на колесах. Большую часть времени оджеки тратили на поиск пассажиров, а у клиентов знатно подгорало от того, что поиск свободного скутера занимает дольше времени, чем сама дорога. Так что, идея оказалась очень актуальной.

Изначально Gojek был всего лишь колл-центром, который распределял заказы. Однако, в 2014-2015 годах на рынок Индонезии начал заползать Uber и некоторые региональные игроки (про одного из них поговорим отдельно ниже), так что, Gojek получил первое внимание инвесторов. В тот момент пришло осознание, что модель колл-центра изживает себя. Нужен был агрегатор в приложении, который и решили пилить на первые привлеченные инвестиции.

Азиатский IT - разбираю локальные технологические компании с необычными продуктами и фичами Технологии, Инновации, Бизнес, Стартап, Предпринимательство, IT, Цифровые технологии, Маркетплейс, Такси, Торговля, Корпорации, Компания, Сервис, Азия, Индонезия, Сингапур, Digital, Приложение, Мат, Длиннопост

Основатель Gojek Nadiem Makarim - довольно интересный персонаж. Начал консультантом McKinsey (коллега по цеху, получается), потом разорвал местный tech, а в 2019 специально под него придумали роль "технологического министра" (как-то так) в Правительстве.

За первый же год приложение набрало аж 30 млн скачиваний. Вообще, рынок Индонезии был настолько огромным и лакомым, что Gojek получил оценку 1,5 млрд долларов (т.е. стал единорогом) еще в рамках первого инвестиционного раунда в 2014 году. Однако, путь компании только начинался.

Gojek стал усиленно расти. Каждый год увеличивался парк скутеров и число обслуживаемых заказов. Параллельно компания меняла позиционирование - от "Убера для оджеков" компания перешла к модели "цифрового сервиса на все случаи жизни". Почти сразу после основания у Gojek появился сервис доставки еды и посылок - что логично, учитывая, как удобно и быстро можно доставлять негабарит на скутерах. В 2016 г. у Gojek уже был огромный скутеропарк (так вообще говорят?), так что было логично запустить их краткосрочную аренду - назовем её "скутершеринг". Позже добавили и полноценный каршеринг, а следом и автомобильный такси-агрегатор.

Потом компания и вовсе пошла во все тяжкие. Gojek оцифровал буквально все сегменты и ниши, до которых смог дотянуться своей цифровой индонейзийской лапой:

Доставка готовой еды GoFood, доставка непродовольственных товаров GoShop и GoMart. Лекарства привозит GoMed. Курьерская доставка через GoSend и GoBox. Агрегатор клининга GoClean. Библиотека развлекательного контента с умным подбором через Gotix, GoPlay, GoGames. Запись на всякие массажи и бьюти-процедуры через GoMassage...

Разумеется, все это дело приправили собственным платежным сервисом GoPay (запущен в 2020 году). Он умеет переводить деньги, генерировать и сканировать платежные QR-коды и делать оплату коммуналки, штрафов и прочих счетов. Позже к нему прикрутили рассрочки, займы, страховки, платформу для инвестирования, сформировав комплексный оффер в финтехе.

У Gojek есть и совсем удивительные услуги, которые я не встречал даже у самых заковыристых азиатских супераппов - например, у компании есть агрегатор услуг по уходу за домашними животными, а в пандемию компания сдавала в аренду медицинских масок (надеюсь, эта аренда не была многоразовой).

В 2018 г. произошло важное объединение - Gojek купил крупную индонезийскую ecommerce-площадку Tokopedia (это еще один индонезийский единорог), за счет чего экосистема усилила онлайн-торговлю.

Азиатский IT - разбираю локальные технологические компании с необычными продуктами и фичами Технологии, Инновации, Бизнес, Стартап, Предпринимательство, IT, Цифровые технологии, Маркетплейс, Такси, Торговля, Корпорации, Компания, Сервис, Азия, Индонезия, Сингапур, Digital, Приложение, Мат, Длиннопост

Сейчас экосистема Gojek выглядит так. 3 юнита дополняют и усиливают друг друга.

Нужно отметить, что в отличие от многих азиатских tech-лидеров, Gojek - это не совсем суперапп. Напомню, суперапп - это когда компания делает зонтичный интерфейс для пользователя в одном месте и запускает площадку для внутренних мини-приложений, а эти мини-приложения уже клепают сторонние разработчики (ну, в основном). Gojek же - это именно экосистема цифровых сервисов, разработанных самой компанией.

Сейчас у Gojek более 100 млн активных пользователей в Индонезии и нескольких соседних странах, а около 80% местных предпринимателей непременно работают через него (как основной канал или один из). А всего-то надо было навести порядок в чехарде азиатских скутеров.

Gojek нередко приписывает себе титут крупнейшего цифрового сервис Юго-Восточной Азии, но...

... с этим не согласны их конкуренты из соседней Малайзии...

... Или из Сингапура, попробуй там разбери.

Появление Grab на свет чуть более прозаично, чем у их индонезийских коллег. В 2012 г. двое сингапурско-малазийских выпускников Гарварда запустили местный аналог Uber под названием MyTeksi. Стартовали в Малайзии, где долгое время сервис так и назывался, а с 2013 года стали расширяться на соседние страны - сначала в Сингапуре и Таиланде, а позже и Вьетнаме, Индонезии и на Филиппинах.

Grab решил фокусироваться на on-demand мобильности, так что в других сегментах первые годы был не очень активен (хотя сейчас ситуация меняется). Зато в райдтехе они очень быстро развернулись на полную катушку.

Начали расширение с GrabCar. Как объясняет сама компания, это не агрегатор-такси, а сервис для краткосрочной аренды частных авто с водителем. Для клиента ключевых отличия ровно два. Во-первых, если Grab Taxi агрегирует машины из местных таксопарков, которые везут в основном по счетчику, то в GrabCar водители-частники везут по фиксированному прайсу (у нас всё такси так работает, а у них вот нет). Во-вторых, в GrabCar фокус на более премиальных авто (видать, с кондиционером) и более скилловых водителях. То есть, в этом плане слегка напоминает наш Wheely. Для компании же отличий целая куча - начиная с уровня вовлечения во всю цепочкой, заканчивая регуляторкой и прочими нюансами.

Азиатский IT - разбираю локальные технологические компании с необычными продуктами и фичами Технологии, Инновации, Бизнес, Стартап, Предпринимательство, IT, Цифровые технологии, Маркетплейс, Такси, Торговля, Корпорации, Компания, Сервис, Азия, Индонезия, Сингапур, Digital, Приложение, Мат, Длиннопост

Еще чуть позже Grab запустить ультра-мега-лакшери извоз под брендом GrabCar+. Возможно, в машинах по этому тарифу даже есть кожаные сидения!!

В 2014 г. компания оцифровала тех самых оджеков на мопедах под брендом GrabBike (получается, повторно оцифровала, вслед за Gojek). Потом добавила собственный каршеринг. В 2017 г. компания предложила детский тариф GrabFamily - он идет как отдельный сервис, но по сути это просто тариф. В том же году руководство Grab решило, что хватит плодить родственные сущности, и объединило почти весь свой транспорт в единый суперапп JustGrab. В связи с объединением появились и новые фичи - например, запуск единого поиска по всем машинкам с фикс тарифом, а там уж что быстрее найдется - будь то такси или частник из GrabCar.

Также с годами появился сервис поиска попутчиков GrabHitch (что-то вроде BlaBlaCar), бронирование мест в автобусах, доставка продуктов, еды и прочей всякой всячины. Позже доставку докрутили до полноценного ecommerce-сервиса под брендом GrabShop. Ну и собственный платежный сервис запилили - куда же без него, это ж азиаты.

Несколько интересностей про Grab:

  • В ковид компания запустила отдельный сервис для удобного и быстрого перемещения медработников между домом, больницей и пациентами. Сервис назвали GrabCare. Правда, работал он только в Сингапуре, но все равно круто.

  • Grab еще в 2016 г. сделал в приложении чат между водителем и пассажиром. Более того, поскольку компания сразу целилась в страны, во многих из которых было по несколько локальных языков, то в чат почти сразу прикрутили лайв-перводчики. В этом плане Grab обскакал свой оригинал, ведь в приложении Uber чат с водителем возник только в 2017 г. В Яндекс Такси еще годом позже.

  • Не обошлось и без скандалов. В 2022 г. курьеры и водители Grab во Вьетнаме проводили массовый протест против политики компании. По их мнению, из-за повышения цен на топливо быть курьером или таксистом стало гораздо менее выгодно, а компания слишком аморфно реагировала на эту ситуацию. Grab решили отрегировать повышением цен для клиентов (что, вообще говоря, логично), но эффект вышел так себе - грэбберы просто столкнулись со снижением заказов. В ситуацию даже вмешивались власти, в итоге ситуацию разрулили путем подкрутки условий и комиссий.

Азиатский IT - разбираю локальные технологические компании с необычными продуктами и фичами Технологии, Инновации, Бизнес, Стартап, Предпринимательство, IT, Цифровые технологии, Маркетплейс, Такси, Торговля, Корпорации, Компания, Сервис, Азия, Индонезия, Сингапур, Digital, Приложение, Мат, Длиннопост

Вероятно, на этом фото недовольный вьетнамский курьер Grab пытается понять "а хули тут так мало??!"

В 2019 г. Grab стал первым декакорном (т.е. стартапом стоимостью более 10 млрд долларов) из Юго-Восточной Азии. После этого сервис продолжил бурное развитие. Ковид и пандемийные реалии дали дополнительного пинка доставке еды, товаров и прочим сервисам "последней мили". В 2021 Grab стал публичной компанией через SPAC. Сейчас у сервиса около 180 миллионов пользователей и очень прочные корни в большинстве стран региона. Однако, популярность различных его сервисов может варьироваться по странам.

Местный Wildberries, подвинувший Amazon

Прямо сейчас Shopee - самая посещаемая ecommerce-площадка Индонезии и крепкий игрок в Малайзии, Вьетнаме, Таиланде, на Филиппинах и Тайване, а еще (внезапно) в Бразилии.

Компанию основал сингапурский бизнесмен Форрест Ли. Вообще, ему принадлежит целый холдинг Sea Ltd., помимо Shopee включающий гейминговую компанию Garena (это разработчик мобильных игр и эксклюзивный дистрибьютор многих ПК и консольных хитов регионе, тоже достойный кандидат на разбор), платежные сервисы и чего только не. Многие годы компания соревнуется с тем же Grab на вершине списка самых дорогих компаний Сингапура. А сам Форрест в некоторые годы возглавлял местный список Forbes.

Азиатский IT - разбираю локальные технологические компании с необычными продуктами и фичами Технологии, Инновации, Бизнес, Стартап, Предпринимательство, IT, Цифровые технологии, Маркетплейс, Такси, Торговля, Корпорации, Компания, Сервис, Азия, Индонезия, Сингапур, Digital, Приложение, Мат, Длиннопост

Фаундер Shopee Форрес Ли. Компании по ловле креветок у него нет, но зато есть крупнейшая торговая платформа в ЮВА. Тоже неплохо.

Но да ладно, вернемся к Shopee. Компания запустилась в 2015 г. в Сингапуре, а экспортироваться в соседние крупные страны стала в последующие пару лет. Сначала это был C2C-маркетплейс, примерно как наш Авито, но потом они прикрутили B2С продажи, и профессиональные крупные селлеры стали перетягивать оборот на себя.

Отдельно стоит отметить, что Shopee укреплялся на новых рынках в тот период, когда в регион активно выходили мощнейшие игроки. Во-первых, в 2017 г. в ЮВА объявился Amazon. Во-вторых, в 2016 г. Джек Ма купил сингапурскую платформу Lazada, после чего стал сжигать мегатонны юаней на конкурентную борьбу. Lazada, кстати, тоже достойна разбора в этой статье, но за ней стоят китайские владельцы и ресурсы, поэтому не совсем наш сабж.

Однако, Shopee смог победить их в Индонезии, да и на других рынках сохранил очень неплохую долю. Так как им это удалось?

Во-первых, Shopee быстрее конкурентов смог понять главные боли своих целевых рынков. По порядку:

  • Боль первая - не очень высокий уровень благосостояния (простите за эвфемизм) местного населения. Из-за этого нужно было фокусироваться на мобилках, причем так, чтобы сервис нормально работал на любой самой нищебродской лопате. Для этого Shopee с самого начала использовал подход mobile-first.

Mobile-first - это когда любой интерфейс, процесс или фичу пилят сразу для смартфона (мобильного бразуера или приложения). А уже позже все это дело адаптируется для десктопного формата.

Вот тут COO Shopee неплохо объясняет, что это означает на практике.

  • Боль вторая - низкая технологическая грамотность населения, помноженная на повальную бедность. Данная гремучая смесь приводила к крайне низкому уровню доверия к онлайн-торговле. Что логично, когда плохо шаришь за технологии в целом, а еще любое кидалово может стать фатальным для скромного семейного бюджета. Решение Shopee - собственный сервис эксроу-депонирования Shopee Guarantee. Здесь помогли финтех-компетенции материнской компании Sea Ltd.\

Эскроу - это способ оплаты, когда некая третья сторона сначала размещает (депонирует) средства покупателя у себя и передает их продавцу только когда покупка успешно совершена. Например, когда покупатель получил товар и оповестил об этом сервис, нажав соответствующую кнопку в приложении.

Проще говоря, сервис выступал финансовым гарантом сделки. Кстати, есть мнение, что с помощью похожего финта в Китае в свое время укрепился Alibaba.

  • Боль третья - слабая логистическая инфраструктура. Здесь Shopee использовать гибридный подход. Во-первых, он активно подключал множество локальных логистических партнеров, при этом всячески усиливая их и дополняя собственными логистическими центрами. Там, где с логистикой было совсем печально, компания выстраивала инфраструктуру с нуля. При этом, чтобы сделать доставку доступнее и привлечь побольше логистических партнеров, Shopee активно субсидировала и предлагала бесплатную или льготную доставку.

Помимо лечения глубинных болей, Shopee неплохо отрабатывала и потребительскую специфику местных рынков. Например, запилила вкладку со скидками и спецпредложениями (по сути, непрерывный канал с трансляцией скидок), а также добавил отдельный раздел с продажами через лайвстримы. Последнее - это отдельный фетиш азиатской торговли, про него я много писал у себя на канале (раз, два, три).

Азиатский IT - разбираю локальные технологические компании с необычными продуктами и фичами Технологии, Инновации, Бизнес, Стартап, Предпринимательство, IT, Цифровые технологии, Маркетплейс, Такси, Торговля, Корпорации, Компания, Сервис, Азия, Индонезия, Сингапур, Digital, Приложение, Мат, Длиннопост

Вот соответствующие фичи Shopee наглядно. В середине - трансляция скидок, справа - лайвстримы. А слева зафигачили гигантский приветственный купон, чтобы у юзера не было шансов не сконвертиться.

Сейчас у Shopee около 400 млн юзеров (одни источники говорят про 300 млн, другие про 500 млн, так что я округлил), которые делают около 215 уникальных заходов на сервис в месяц. Примерно половина из них - индонезийцы, остальные - жители других стран ЮВА.

Также интересен выход компании в Бразилию. Shopee начал заходить на этот рынок в 2020 г., а в начале 2021 г. стал самым скачиваемым шоппинговым приложением в стране. Ключ к бразильскому успеху - геймификация привлечения. Shopee запустил несколько мини-игр в приложении, победители которых получали скидочные и подарочные купоны. И здесь явно не обошлось без геймдев-юнита материнской компании. Вообще, Форрест Ли очень круто добивается синергий между своими бизнесами, нашим строителям экосистем точно стоит исследовать его подход.

Кстати, заметили, что в статье шла речь аж о трех огромных трансазиатских компаниях с базой в Сингапуре? Дедушка Ли Куан Ю явно что-то знал.

На сегодня всё. Хотите такую же статью про Японию и Корею? Тогда вам сюда.


Если вы дочитали до конца, то вам наверняка зайдут мои тг-каналы, а именно:

  • На основном канале Дизраптор я простым человечьим языком разбираю разные интересные штуки из мира бизнеса, инноваций и технологий (а еще анонсирую все свои статьи).

  • А на втором канале под названием Фичизм я пишу про новые фичи и инновационные решения самых крутых компаний и стартапов.

Показать полностью 7

И снова здравствуйте!

Насколько я пропала? Месяца на три-четыре? 🤔 всё пыталась заниматься бизнесом, но как-то не получается. И всё же хочется сломать систему и не работать на дядю В каком-либо супермаркете. ( Ну это так утрированно)

Малому бизнесу в наше время нелегко, маркетплейсы выбивают из колеи. А сколько всего нужно заплатить помимо аренды...Я думаю предприниматели меня поймут.

Плюс ещё эти конторки которые ходят делают закупки и штрафуют бешеными суммами якобы за контрафакт, который возился сюда с чего-то разрешения. ...

Особенно мне нравится "поддержим малый бизнес! " Только непонятно В чём? Загрузим ещё большими обязательствами? Электронные подписи которыми пользуешься редко но ты обязан еë купить. Накопители для кассы, всё передаётся в налоговую но он всё равно обязан у тебя быть. Какие-то отчётности, но касса же всё и так передаёт! Налоги, взносы, отчётность о том что заплатил налоги! Честный знак! За который тоже нужно заплатить. И это даже без содержания продавца, работая (пытаясь работать) сам на себя. Будучи честным налогоплательщиком!

А покупатели удивляются откуда такие цены Почему нельзя дешевле?

А кто-то тупо ставит пару тройку столов на улице возле какого-нибудь магазина и торгует себе на здоровье! И ни каких тебе налогов. А что так можно было?

В общем наболело всё, надоело всё, хочется поныть, пореветь, выпить фужер вина, выспаться и начать новое дело!

Только что? Чем сейчас удивишь народ? Да и чтоб себе в удовольствие было. Пока сижу туплю в магазине увлеклась игрушками в смешанной технике, но об этом в следующем посте))

Так что не унывайте если что-то не получается, не идёт. Значит Вы готовитесь к чему-то ещё более лучшему! К новым идеям! Сама вселенная показывает что надо что-то менять! ❤ Всём добра!

Вкладываю 500 000 руб в Телеграм канал: выбор ниши, закупы, разочарование и первый результат

День 1. Сможет ли обычный человек без "горе инфобизнесменов" развить свой телеграм канал и заработать?


Без фальши, в режиме реального времени покажу вам на своем личном опыте в формате реалити, как развивать телеграм канал в 2024.

Смогу ли я с другом реализовать данный бюджет и выйти на доход или все таки выкину пол миллиона в трубу? Подписывайтесь, чтобы не потерять. Хотя возможно это никто и не прочитает.

Ничего не продаю. Фиксируем. И такое бывает.

Цель: окупить проект за 3-6 месяцев и выйти на чистый доход 100 000, уйти с нелюбимой работы и обеспечить своих близких

Если не получится уложиться в данный период, подарю или удалю его.

КТО Я?
Я обычный человек, далеко не гений и пока что не миллиардер.

Почему телеграм?
Первое знакомство с Телеграм - 2020 год. Сидя на парах в универе и видя как одногруппники листают глупые видео в Youtube, у меня закралась мысль в голове - надо что то менять. Подумал - сделал. Постоянные созвоны с лучшим другом. После этого было все: youtube каналы, телеграм канал, первый заработок, взлет и падение, депрессия.

Однако это время - лучшее время в моей жизни.
Я обрел свободу и зарабатывал на любимом деле. О всей истории подробно расскажу позже, если захотите. После этого был арбитраж трафика, попытки в криптовалюте, перепродажа техники и пр. Но ничего такого удовольствия, как ведение телеграм канала, не вызывало.

Наше время
2024 год. Как то ночью осмысливая свою жизнь, осознаю, что счастлив был только - когда вел свой телеграм канал. Свобода, деньги - слишком сильно мотивировали и я берусь анализировать тренды в телеграм. Созвон с лучшим другом.
Вытаскиваю сбережения и решаю взять судьбу в свои руки. Никогда не входите в бизнес на последние сбережения.

Для себя выбираю тематику - Психология/саморазвитие


Высокий CPM - 1000 рублей/1000 просмотров. Взрослая аудитория и главное, интересная тема для меня.
Средняя цена пдп в данной тематике - 20-30 руб. Погружаюсь в сервисы аналитики и досконально изучаю конкурентов.

Анализ конкурентов:
17900 охват на один пост = 17900 р за 1 рекламное размещение.
2 рекламы в день ×30 дней = 1 074 000 р
Только на рекламе) а есть еще сторис, приветки, внешние рекламодатели, которым можно продавать по x3.
Да, конечно, 30-40% отправляем в реинвест, но все же.

Вкладываю 500 000 руб в Телеграм канал: выбор ниши, закупы, разочарование и первый результат Бизнес, Предпринимательство, Малый бизнес, Реклама, Маркетинг, Telegram, Длиннопост

Вижу цель - не вижу препятствий.
Надо писать рекламный креатив. Подписываюсь на кучу каналов в своей тематике и анализирую рекламные посты.
Важно развивать насмотренность. Вижу какими креативами заливают каналы конкуренты, выписываю триггеры, составляю креатив.


Составляю несколько рекламных креативов и закупаю на тест креатива:

На тесты затрачено 10 000р. Результат 470 пдп за неделю и средняя цена пдп 21,27р

Пишу второй креатив, который должен снизить цену пдп до 20 и буду закупать на обьем.


Получится ли у нас? ПОЛУЧИТСЯ. Другой вариант даже не рассматриваю. Путь маленьких человеков начинается сейчас.

Показать полностью 5

Конкурс для мемоделов: с вас мем — с нас приз

Конкурс мемов объявляется открытым!

Выкручивайте остроумие на максимум и придумайте надпись для стикера из шаблонов ниже. Лучшие идеи войдут в стикерпак, а их авторы получат полугодовую подписку на сервис «Пакет».

Кто сделал и отправил мемас на конкурс — молодец! Результаты конкурса мы объявим уже 3 мая, поделимся лучшими шутками по мнению жюри и ссылкой на стикерпак в телеграме. Полные правила конкурса.

А пока предлагаем посмотреть видео, из которых мы сделали шаблоны для мемов. В главной роли Валентин Выгодный и «Пакет» от Х5 — сервис для выгодных покупок в «Пятёрочке» и «Перекрёстке».

Реклама ООО «Корпоративный центр ИКС 5», ИНН: 7728632689

Деревянный Мегамаркет для продавцов, часть 2

Но возвращаюсь к своему дневнику, как писал Робинзон Крузо. Начало здесь.

Я очень охуел прочитав вот этот пост про наебалово со стороны Мегамаркета на 800 тыс рублей, и очень перекрестился, что закрыл к хуям магазин после понимания что денег так быстро не отдадут даже за проданные товары ( закрыл более полугода назад, денег за проданное не видел и возможно даже не увижу, но в конце концов 15000 рублей это хуйня, за полученное знание).

Продолжаю время от времени заебывать техподдержку. Ответ на вопрос - "ГДЕ БЛЯТЬ МОИ ДОКУМЕНТЫ, КОТОРЫЕ ПОЧТА РОССИИ ВАМ ДОСТАВИЛА?" я так и не получил. Ехидно спррашиваю - дайте-ка мне контакты руководителя поддержки и руководителя отдела документооборота или как он там у вас называется. Конечно же был послан нахуй.

Ладно, двигаюсь дальше. Спрашиваю, какого хуя предыдущее обращение о поиске моих документов все еще открыто? На это получаю ответ, что в оферте написано, что срок ответа 30 дней. Ок, говорю, а что произойдет через 30 дней, если вы не найдете доки? Откроете еще одно обращение на 30 дней и так до бесконечности? Ответом мне было кроткое " я не могу сказать что сделают мои коллеги". Блять, ладно, спрашиваю еще один вопрос - а какого хуя вы сами нарушаете свою оферту, мое обращение от сентября 2023 года висит открытым до сих пор?

И тут с ответом я так охуел что до сих пор не выхуел. Ответ: "Это у вас просто оно открыто, вы его таким видите, а у нас оно закрыто"

Через неделю истекает 30 дневный срок первого обращения. Продолжу свои научные изыскания и иследования криворукости создателей экостистемы Сбера и деревянности технической поддержки.

Ни, блять, ногой в Мегамаркет, ни ногой.

Параллельный импорт

Речь о шмотках.

Многие, я в том числе лишены возможности купить то что раньше было привычно. Ну, за выходные смотался в Барселону пообщаться с дочкой, 10 тысяч туда обратно. А обратно ещё б/у чемодан покупается, его не жалко. Набил ништяками, всем всё привёз, довольны. Ну, и себе, всякого по сезону или по желанию. Предпочитаю сыр и хамон иметь в холодильнике.

Схема созревает потихоньку, стыкую людей. Есть взрослая дочь в Барселоне, тоже взрослая падчерица в Москве, обе хорошо разбираются в вопросе купли-доставки.

Уже имеется положительный опыт таких передвижений, все остались довольны.

Есть ли смысл затевать такое, покупка и доставка в РФ то чего мы тут лишились?

Кому джинсы определенной модели, и всё такое. Напрягать девчат одноразовым заказом накладно для всех.

Торговать не собираюсь, это просто занятие для девчонок и какой-то доход.

Есть идеи?

Как же официально открыть ателье по ремонту и производству одежды

Всем привет. Несколько лет назад, собирая информацию о том, как открыть свое дело, подобной инфы я не нашел. Да, много написано как регистрировать ИП, ООО или самозанятость, как сдавать налоговые отчеты, а вот куда, о чем и кого уведомить - это так, где-то на задворках интернета и в обширных статьях нет. А может плохо искал...

Специально пропустим пункты о необходимых документах для регистрации юридического лица, не будем говорить о покупке оборудования, выбора места осуществления деятельности и помещения – это тема для отдельного разговора. Сегодня поговорим про разрешительные документы и организации, которые надо уведомить о начале своей производственной деятельности. Да-да, хотим официально? Читаем ниже.

Варианты работы.

Начнем с того, что есть два варианта официальной работы. У них есть свои нюансы в производстве продукции и необходимой для этого документации:

– Как самозанятый только по индивидуальным заказам;

– Как ООО или ИП не только изготавливая по индивидуальным меркам, но и на продажу в своем шоуруме, передачу на комиссию и производство для дальнейшей реализации в цепочке Изготовитель (Вы) – Покупатель-продавец – … – Конечный покупатель.

Рассмотрим подробнее второй вариант работы и дальнейшей продажи своих изделий.

Для начала регистрируемся в качестве ООО или ИП в налоговом органе по месту жительства. Для ателье или мастерской лучше всего регистрировать ИП, так как это избавит вас от обязанности вести огромный бухучет. Особенно если вы хотите на начальном этапе работать без сотрудников. Необходимо выбрать систему налогообложения. ОСНО даже не стоит рассматривать. Лучший вариант – это УСН или ПСН. Если в вашем регионе ПСН распространяется на ателье, то можно перейти на патент. В любом случае необходимо для начала проанализировать запланированные доходы и расходы, а затем выбрать ту систему налогообложения, где налог будет минимален.

Уведомления и разрешительная документация.

И дальше начинается самое интересное. Написанное ниже будет актуально для ООО и ИП, а с Самозанятыми определимся чуть ниже.

- Необходимые для работы ОКВЭД по производству одежды и ремонту в том числе, попадают под «Постановление Правительства РФ от 16 июля 2009 г. N 584 “Об уведомительном порядке начала осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности”, поэтому перед началом работы необходимо уведомить Роспотребнадзор о начале своей деятельности и разработать Программу производственного контроля. Да, даже для себя одного она необходима. Уведомить можно как через Госуслуги, так и принести лично на бумажном носителе в местное отделение. Вся необходимая информация указана на официальном сайте ведомства.

- Так как продукция попадает в перечень товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств: «Распоряжение Правительства РФ от 31.12.2020 N 3721-р (ред. от 15.07.2022)», то необходимо еще встать на учет в Росприроднадзоре. Даже многие офисы "встают на учет", так как отходы в работе будут всегда (та же бумага или контейнеры, стаканчики для воды и еды). На официальном сайте вы найдете всю необходимую информацию. И не забудьте, что для Росприроднадзора необходимо заранее будет вести массовый расход изделий. То есть сколько килограмм продано платьев, джемперов, свитеров и пр. Не актуально если будете заниматься только ремонтом.

- Вся изготавливаемая продукция как вязаная, так и сшитая попадает под Технический регламент таможенного союза ТР ТС 017/2011 «О безопасности продукции легкой промышленности». А это значит, что на КАЖДЫЙ сырьевой состав ткани или пряжи необходимо получить декларацию соответствия ТР ТС 017/2011. Например шерсть, полушерсть, хлопок, хлопок/шелк, вискоза и пр. – на это все испытательные лаборатории делают отдельные протоколы испытаний и в дальнейшем в Федеральной службе по аккредитации регистрируется декларация соответствия. Можно в одну декларацию объединить несколько протоколов, лишь бы ГОСТ, в соответствии с которым будете изготавливать свою продукцию, был один. При чем стоит упомянуть о том, что если мы делаем одежду второго слоя (например, по ГОСТ 31409-2009 Изделия трикотажные верхние для женщин и девочек или ГОСТ 31410-2009 Изделия трикотажные верхние для мужчин и мальчиков), то это декларация о соответствии, а если это одежда для детей или одежда первого слоя – обязательна сертификация. Отличия декларации от сертификата в том, что декларация выдается на 5 лет, а для сертификата надо проходить лабораторные испытания каждого состава ежегодно, что приносит дополнительные затраты, если у вас будет широкая линейка пряжи или тканей. Не актуально если будете заниматься только ремонтом.

- Честный знак. В 2023 году было опубликовано Постановление Правительства России от 13.11.2023 № 1899, распоряжение Правительства России от 16.11.2023 № 3223-р. Согласно Постановления, Правительство России расширило список маркируемых товаров легкой промышленности. В этот список попала почти вся одежда второго слоя: джемперы, платья, юбки, брюки и пр. То есть если изготовить по индивидуальному заказу и продать вы можете, то выставлять в шоуруме или продавать для дальнейшей реализации конечному потребителю просто так уже не получится. В этом случае самозанятость уже не подойдет, только ИП или ООО. Для продажи конечному потребителю из своего шоурума, необходимо будет приобрести онлайн-кассу и докупить программное обеспечение для работы с маркированной продукцией, если оно не включено в ваш пакет обслуживания. Вот тут-то нам и пригодится декларация соответствия или сертификат, так как без них работа в системе Честный знак невозможна. Более подробнее про маркировку и штрафы, а ее отсутствие можно узнать на сайте честныйзнак.рф. Не актуально если будете заниматься только ремонтом.

За что надо будет отчитываться.

Помимо налоговой отчетности готовьтесь к тому, что необходимо будет ежегодно предоставлять отчет в Федеральную службу государственной статистики о количестве произведенной продукции и суммах реализации, а также отчитаться в Росприроднадзор. В последний необходимо еще заплатить экологический сбор. Не пугайтесь, он не большой. Например, при объеме в 100 кг изготовленной и проданной продукции по коду ТН ВЭД 6110 Свитеры, пуловеры, кардиганы, жилеты и аналогичные изделия трикотажные или вязанные, надо заплатить не более 120,00 рублей. А вот при отсутствии оплаты и отчетов в ведомство, штрафы они выставляют не маленькие, доходят до полумиллиона рублей не зависимо от оборота. А при небольших доходах они могут очень сильно ударить по карману предпринимателя.

Но не все так страшно, как кажется на первый взгляд. Для заполнения отчетов имеются свои веб интерфейсы, которые весьма удобны в пользовании. Кстати, если будете нанимать бухгалтера или отдавать на аутсорсинг, то всем этим может заняться он.

А как же самозанятые?

А что же с самозанятыми? Самозанятым нет необходимости уведомлять Роспотребнадзор о начале деятельности, не надо сдавать отчеты в Росстат и Росприроднадзор. Единственный минус – могут работать только по индивидуальным заказам, а выставить на продажу с ценником уже нельзя. Даже если вы зарегистрируетесь в качестве индивидуального предпринимателя но с налоговым режимом НПД (так называемы самозанятый ИП). Это потому, что ИП на НПД не вправе заниматься производством и реализацией товаров, подлежащих обязательной маркировке (ст.4, п.2 Федерального закона от 27.11.2018 г. № 422-ФЗ). Если вы будете оказывать услуги по ремонту и/или изготовлению по индивидуальному заказу, то самозанятость для вас отличный выбор, который избавит от необходимости заниматься отчетами и вести обширную бухгалтерию. Все делается в мобильном приложении Мой налог.

Незнание законов не освобождает от ответственности. Как мы видим, сначала надо немного «побегать», чтобы работать официально. Зато в случае, допустим, жалобы клиента в Роспотребнадзор, у Вас будут все необходимые документы, чтобы минимизировать свои риски попасть на обширную проверку. Поэтому регистрируемся, работаем и ни о чем не беспокоимся.

П.С. Кстати, сам могу привести много примеров тех, кто годами работает и никуда не отчитывается кроме налоговой. Надеяться на "авось пронесет"... Или не знают. Хотя грамотный бухгалтер производственник это должен знать. Есть коллеги, которые так же работали, а потом залетному клиенту что-то не понравилось и полетела жалоба в Роспотребнадзор. Вот тут и пришлось им потом побегать, собирая и делая недостающие документы. Это же касается и охраны природы.

П.П.С. Дополнения и личный опыт приветствуются.

Показать полностью

Конструктор в белом халате

Это было 1985 году. Я тогда работал ведущим инженер-конструктором в СКБ-1, при заводе Орджоникидзе и был у меня инженер-конструктор Серёжа. Хороший парень, его двигали по стажу работы, но как конструктор он был слабым. И хотя он уже дорос до первой категории, но платили ему по мимимумы вилки зарплаты. То есть,  конструктора ниже его по категории получали зарплаты больше чем он. Была такая система в СССР.

И вот подходит ко мне этот Серёжа и спрашивает: нет ли у меня какаго-нибудь знакомого который готов поработать дворником (как вторая работа) и получать зарплату, а оформлен будет он, Серёжа.

Напомню, что тогда в СССР была статья за тунеядство, то есть быть бездельником нельзя, а устроиться на "вторую работу" было довольно затруднительно.

Я сказал, что такого знакомого нет, но давай колись, что ты задумал.

И Сергей мне расказал, что летом уйдя в отпуск он у себя на даче занялся выращиванием зелени и продавал ее на рынке. И за один месяц торговли он заработал больше, чем его годовой оклад инженера.

Короче, он решил бросить работу, устроиться дворником (что бы не быть тунеяцем) и серьезно занятся выращиванием зелени. Построить новую отапливаемую теплицу на даче, решить вопрос со сбытом, а инженерскую должность, с белым халатом, в жопу.

Честно, для меня это тогда было шоком. Мы жили как бы на автомате, а тут чел решил кардинально поменять свою жизнь.

Но, как говорится, флаг в руки и он уволился.

Встретился я с ним, случайно, через два года, на рынке. Он покупал мясо. Перебросились парой слов: как дела... нормально, как бизнес... нормально. Не жалеешь? Нет!

Уезжал он с рынка на черной волге. В то время я себе позволить купить машину не мог.

Показать полностью

Угадайте звездного капитана юмористической команды «Сборная Красноярска» по описанию одного из участников

Ну что, потренировались? А теперь пора браться за дело всерьез.

Показать полностью

О честности в бизнесе и в жизни

В далеких 90х годах прошлого века застрелили моего знакомого. Как обычно, из-за денег. Багир неслабо так поднялся, торгуя кассовыми аппаратами, как раз попал на момент, когда стали нужны кассы только с кэш-блоком (за давностью лет уже не помню, как это фигня называлась)
А делали такие только две фирмы, одна из них Самсунг. И он с партнёром, который был выпускником института переводчиков, через друзей-однокурсников, смогли подписать контракт на поставку с Самсунгом. Деньги поперли бешеные.
И вот Багира застрелили. Не с первого раза, но тогда такие времена были. Осталась бывшая жена, которая к тому времени с ребёнком уехала в Германию, и нынешняя. У которой от мужа получился счет в одном из западных банков. С просьбой ушедшего поделиться с бывшей и ребёнком. И та поделилась, не поленилась найти прежнюю жену, поехали в банк и разделили наследство. Хотя ничто не мешало Лене взять всё себе. Но это было бы нечестно.
Другой случай - когда в августе 98 прошлого века случился дефолт и все ничего не понимали, должен я был забрать отправленную на обмен валюты сумму. Я давно работал с этими ребятами, но ситуация складывалась сложная. Но честность есть честность и все деньги мне отдали, как и договаривались.
В нулевых годах сотрудничал я с одним американцем, с которым так никогда и не увиделся, потому что познакомился в интернете. Там было деньги-товар-деньги и всё на честном слове.
Да я устану перечислять подобные случаи, когда люди договаривались и скрупулёзно выполняли свои обязательства, потому что… А почему? Воспитание, убеждённость, что так правильно, хотя выгоднее было бы поступить иначе, в общем, всё, что делает жизнь проще и приятнее.
Читал, что Древний Рим так жестко воевал с Карфагеном именно из-за разницы подходов. В Риме сделка часто заключалась устно, призвав в свидетели богов, и нарушить слово было безумием. Зато у карфагенян, нации торговцев, всё было проще – как выгоднее, так и поступали. Поэтому когда послы из Карфагена размазывая слёзы, умоляли римлян пощадить их, те соглашались, а потом с удивлением узнавали, что противная сторона и не думает выполнять договоренность.
Хотел продолжить недавним случаем, но пока тяжеловато об этом писать. Чуток погодя.

Показать полностью
Отличная работа, все прочитано!