Серия «"Нравственные письма к Луцилию" Луций Сенека»

Письмо 65. О споре о причинах и торжестве духа

<...> Место дощечек заняла беседа, из которой я перескажу тебе ту часть, что вызвала спор: ведь судьей мы избрали тебя. Дела у тебя будет больше, чем ты думаешь, так как тяжущихся сторон - три. Наши стоики, как тебе известно, утверждают: все в природе возникает из двух начал - причины и материи. Материя коснеет в неподвижности, она ко всему готова, но останется праздной, если никто не приведет ее в движенье. Причина, или же разум, ворочает материю как хочет и, придавая ей форму, лепит всяческие предметы. Ведь в каждой вещи непременно должно быть то, из чего она делается, и то, чем она делается; второе есть причина, первое - материя.

<...> Стоики считают, что есть одна причина - то, что создает вещи. По Аристотелю, говорить о причине можно трояко: "Первая причина, по его словам, это сама материя, без которой ничего нельзя создать; вторая - это сам создатель; третья это форма, которая придается каждому изделию, как статуе", - ее-то Аристотель и называет "эйдос", "А четвертая причина - это намеренье, с которым создается изделие".

Я поясню, что это такое. Первая причина статуи есть бронза: ведь не будь того, из чего изваяние отлито или высечено, не было бы сделано и оно само. Вторая причина - художник: без его умелых рук бронза никак не могла бы принять вида статуи. Третья причина есть форма: статуя не звалась бы "Дорифор" или "Диадумен", если бы не придали ей именно этого обличья. Четвертая причина - это намеренье, с каким ее сделали: не будь его, ее бы делать не стали.

Что такое намеренье? То, что привлекало художника и за чем он гнался: если он работал на продажу, - это деньги, или слава, если он работал ради почета, или вера, если он готовил приношенье в храм. Значит, причина и то, ради чего делается вещь. Или, по-твоему, нет необходимости считать в числе причин сделанного дела все, без чего оно бы не делалось?

Платон добавляет еще одну причину: образец, именуемый у него "идеей". На него-то и оглядывается художник, чтобы создать именно то, что собирался. Неважно, будет ли этот образец вне его, но перед глазами, или внутри, зачатый и выношенный в душе. Эти образцы всех вещей заключает в себе божество, обнимающее духом и число, и вид всего того, что имеет быть созданным: оно полно теми не ведающими ни смерти, ни перемены, ни усталости обликами, которые Платон зовет идеями. Люди погибают, а сама человечность, по образцу которой создается человек, пребывает и не терпит урона от людских страданий и смертей.

<...> То же самое, говорит Платон, есть и у вселенной: и создатель - то есть бог, и то, из чего она создана, - то есть материя, и форма - тот облик и порядок, которые мы видим в мире, и образец - то, наподобие чего бог сотворил эту прекрасную громаду, и намеренье, с которым он ее сотворил.

Ты спросишь, каково было намеренье бога? Сделать добро. Именно так и говорит Платон: "какая причина создать мир была у бога? Он добр, а добрый не жалеет другим ничего благого, - вот он и сделал лучшее, что мог". Так рассуди нас и вынеси приговор, чьи слова, на твой взгляд, всего правдоподобнее <...>

В утверждениях Платона и Аристотеля названо либо слишком много, либо слишком мало причин. Если считать причинами все, без чего нельзя сделать того-то, - названо их слишком мало. Пусть тогда причислят к причинам и время: без времени ничто не будет сделано. Пусть причислят и место: ведь если делать негде, то и невозможно делать. Пусть причислят движение: без него ничто не делается и не гибнет, без движения нет ни искусства, ни изменений.

Но мы-то ищем первую и общую причину. А она должна быть простой, потому что проста материя. Что это за причина? Конечно, деятельный разум, то есть бог; а перечисленные вами - это не отдельные причины, они все зависят от одной, той, которая и действует.

Ты говоришь, что форма есть причина? Но ее придает изделию художник, она есть часть причины, а не причина. И образец - не причина, а необходимое орудие причины. Образец так же необходим художнику, как резец, как напильник; без них искусство не сдвинется с места, но они - и не части его, и не причины.

- "Намеренье художника, то, ради чего он берется что-нибудь сделать, есть причина". - Пусть причина, но не действующая, а дополнительная. Таких может быть без счета, а мы доискиваемся до общей причины. Нет, без обычной своей тонкости утверждают они, будто весь мир, как любое законченное изделие, есть причина: между изделием и его причиной - большая разница.

<...> - Но ты скажешь: "Какая тебе радость терять время на эти пустяки? Они ведь ни одной из твоих страстей не уймут, ни от одного из вожделений не избавят". - Верно; я тоже считаю важнее те занятия, которые утишают душу, и сперва исследую себя, а потом только вселенную.

Но времени я, вопреки твоим мыслям, не теряю и сейчас: ведь если этих исследований не мельчить и не растекаться в ненужных тонкостях, они поднимают и возвышают наш дух, придавленный тяжелой ношей, но жаждущий распрямиться и вернуться в тот мир, которому он принадлежит. Тело для духа - бремя и кара, оно давит его и теснит, держит в оковах, покуда не явится философия и не прикажет ему вольно вздохнуть, созерцая природу, и не отпустит от земного к небесному. В этой отлучке он ускользает из-под стражи и набирается сил в открытом небе.

<...> Мудрый или ищущий мудрости, хоть и прочно скованы с телом, отсутствуют лучшей своей частью и направляют помыслы ввысь. Они, словно присягнувшие воины, считают срок своей жизни сроком службы, и образ их мыслей таков, что жизнь они принимают без любви и без ненависти и терпеливо несут смертную долю, хотя и знают, что лучшее ждет их впереди.

Ты запрещаешь мне наблюдать природу? Отрываешь от целого, оставляешь мне малую часть? Нельзя мне доискиваться, в чем начала всех вещей? Кто их лепщик? Кто расчленил все, когда оно было слито воедино и облечено косной материей? Нельзя мне доискиваться, кто создатель этого мира? По какой разумной причине такая громада обрела закон и порядок? Кто собрал разбросанное, разделил перемешанное, коснеющему в единой бесформенности придал обличье? Что изливает столько света? Огонь ли это, или что-нибудь ярче огня?

Значит, нельзя мне этого доискиваться? Так мне и не узнать, откуда я вышел? Однажды ли я должен все это видеть, или мне предстоит рождаться много раз? Куда я отправлюсь отсюда? Какое жилище ждет душу, избавившуюся от рабского человеческого состояния? Ты запрещаешь мне причаститься небу - значит, велишь мне жить, не поднимая головы.

<...> Возвращаясь к нашему предмету, я повторяю, что свободе этой немало способствует и наблюдение природы, о котором мы беседовали. Ведь все состоит из материи и бога. Бог упорядочивает смешение, и все следует за ним, правителем и вожатым. Могущественнее и выше то, что действует, то есть бог, нежели материя, лишь претерпевающая действие бога.

То же место, что в этом мире бог, занимает в человеке душа; что в мире материя, то в нас - тело. Так пусть худшее рабски служит лучшему; будем же храбры против всего случайного, не побоимся ни обид, ни ран, ни оков, ни нужды. Что такое смерть? Либо конец, либо переселенье. Я не боюсь перестать быть - ведь это все равно, что не быть совсем; я не боюсь переселяться - ведь нигде не буду я в такой тесноте.


У Сенеки с друзьями случился интересный разговор, касавшийся разницы в метафизике стоиков, Платона и Аристотеля по вопросу о причинах, то есть о том, как и почему возникают все вещи и явления. Основную часть беседы философ пересказывает Луцилию и просит рассудить, кто ему кажется точнее в своих размышлениях.

В античности был распространен взгляд, что всё относящееся к понятию "материя" - пассивно (инертно) по своей природе. Первоматерия, из которой состоят все вещи во Вселенной - это просто некий материал, и из него можно вылепить что угодно, как из глины гончар делает всякую посуду.

Однако, нужен тот, кто лепит, руководствуясь какими-то соображениями. Материи обязательно нужно нечто, что придает ей конкретную форму и свойства; что из общего, из её вариативности, сделает множество частных отдельных вещей. Таким активным началом признавался разум.

Разум - это та внешняя по отношению к материи сила, которая сосуществует с ней, но не является её частью, и оказывая воздействие на материю, создает из неё все имеющееся в Космосе. В религии, например, Разум станет тождественен Богу, а если говорить на языке науки - фундаментальным законам, которым подчиняется материальный мир.

Стоики считали, что разума, как единственной активной причины, вполне достаточно, а все остальные причины можно свести к нему. Тем не менее, позиции Аристотеля и Платона внесли огромный вклад в развитие философской мысли, и были очень популярны.

Аристотель считал, что есть 4 причины, которые объясняют происхождение всего.

  1. Материальная причина (Материя). Это сам пассивный материал, из которого что-то делается.

  2. Действующая причина (Движение). Это создатель, который приводит материю в движение и таким образом изменяет её.

  3. Формальная причина (Форма). Это структура объекта, его вид и свойства (в общем, сущность), которые создатель ему задаёт. Благодаря оформлению, объект становится собой. Например, конкретную статую (допустим, "Давид" Микеланджело) мы отличаем от других статуй именно по её характерным чертам (форме).

  4. Целевая причина (Цель). Это назначение объекта, цель, с которой он вообще делается. Ничего не происходит бездумно, даже если причины мы не осмысляем. Конечный функционал объекта всегда определяется целями, которыми руководствуется его создатель.

Платон придерживается +/- той же структуры, но добавляет пятую причину, основную в рамках его философии - идею. Это вечный, неуничтожимый и неизменный образец, от которого происходит ряд вещей одного класса. Например, мы можем взять множество собак разных пород, размеров, окрасов, чего угодно, но всех их объединяет идея "собачности". Взглянув на любую собаку мы точно понимаем, что это собака, а не кошка или лошадь.

По Платону, конечная вещь не совпадает с её идеей. Когда скульптор делает статую, он задумывает её руководствуясь идеей "ста'туйности", как бы интуитивно понимая, какие черты должно содержать изделие, чтобы являться статуей. Однако, получив из куска мрамора результат, скульптор имеет конкретную статую, а не её "идеальный" прообраз, который существует лишь в умозрительном мире идей.

Сенека замечает, что добавляя причины к Разуму, мы лишь плодим ненужные сущности. Если Разум - это творец, скульптор, то все остальные причины уже содержатся в нём и исходят от него. Иначе нам нужно добавить и время, и место в пространстве, и само движение и т.п. Зачем ограничиваться? Однако, гораздо уместнее оставить единственную основную активную причину, как прародительницу всех остальных.

Далее, Сенека отвечает на вопрос, - "Зачем вообще нужны все эти сложносочиненные размышления?". Мы знаем, что стоики к философии относили лишь практически пригодные наработки, которые непосредственно улучшают жизнь и облагораживают её. Перечисленные причины - это какие-то абстракции, которые невозможно использовать в жизни с пользой.

Но нашему духу, - отмечает Сенека, - естественно задавать извечные вопросы, волнующие каждого человека. Такие размышления рассекают дух и тело, позволяя первому воспарить туда, откуда он происходит, не будучи скованным телом. Нас будоражат те глубины, которые скрывает природа, а любознательность, удовлетворенная хорошим ответом, дарит большое наслаждение. Наверняка многие вспомнят, какое удовольствие они получали от решения сложной задачи по математике в учебные годы. Это буквально экстаз, непонятно откуда берущийся.

Точно также и с философскими вопросами, которые не должны ограничиваться лишь практикой, а еще и дарить нашему духу подлинную свободу.

End.

Подписывайся на Telegram-канал Гераклитовы слёзы

Письмо 65. О споре о причинах и торжестве духа Философия, Критическое мышление, Мудрость, Личность, Бог, Античная философия, Античность, Древний Рим, Платон, Аристотель, Стоицизм, Мысли, Спор, Религия, Сенека, Мудрец, Философ, Длиннопост

Луций Сенека

Показать полностью 1

Письмо 64. О примерах для подражания

<...> Потом читали книгу Квинта Секстия-отца, великого, поверь мне, человека и, хоть он это и отрицает, стоика.

О боги великие, сколько в нем силы, сколько мужества! Такое найдешь не у всякого философа. Сочинения иных ничем не блещут, кроме имени, а все остальное в них бескровно. Они наставляют, спорят, мудрствуют - только не укрепляют нас мужеством, которого у них самих нет. А прочтешь Секстия - скажешь: "Он жив, силен, свободен, он стал больше чем человеком, от него я ухожу с великой верой".

Признаюсь тебе, в каком я бываю расположенье духа, когда прочту его: мне хочется бросить вызов любому случаю, хочется воскликнуть: "Что же ты медлишь, фортуна? Нападай! Ты видишь, я готов". <...>

Мне хочется, чтобы было над чем взять верх, на чем закалить терпеливость. Ведь у Секстия замечательно еще и то, что он и показывает величье блаженной жизни, и не лишает надежды на нее. Ты узнаешь, что она хоть и высоко, но для желающего достижима.

Тут так же, как с самой добродетелью: ты ей дивишься - и все же надеешься. А у меня всегда много времени отнимает само созерцание мудрости: я гляжу на нее с изумлением, словно на вселенную, которую подчас вижу как будто впервые.

Да, я преклоняюсь перед всем, что создала мудрость, и перед самими создателями; мне отрадно видеть в ней наследие многих, накопленное и добытое их трудом для меня. Но будем и мы поступать, как честные отцы семейства: умножим полученное, чтобы это наследье обогащенным перешло от меня к потомкам. Много дела есть и теперь, и останется всегда, и даже тот, кто родится через сто тысяч лет, не лишен будет возможности что-нибудь прибавить к завещанному.

Но пусть даже все открыто древними всегда будет ново и применение открытого другими, и его познание и упорядоченье. <...> Лекарства для души найдены древними, но наше дело отыскать, как их применять и когда.

Жившие раньше нас сделали много, но не все; и все же нужно взирать на них благоговейно и чтить, как богов. Почему бы мне для поощрения души не завести у себя их статуи, не праздновать дни их рождения? Почему бы мне, почета ради, не призывать их в свидетели клятвы? Ведь если я обязан чтить своих наставников, то не меньше должен чтить и наставников человечества, в которых изначальный источник великого блага.


Сенека рассказывает Луцилию, как собравшись с друзьями на пиру, они обменивались мнениями, дискутировали, а затем читали размышления Квинта Секстия Старшего. Он был философом, тяготевшим к стоицизму, современником Гая Юля Цезаря и учителя Сотиона Александрийского, который в свою очередь был учителем Сенеки.

Письмо ярко свидетельствует о пользе наставника, и о той моральной силе, которую он может вдохнуть в нуждающегося в нём человека. Стоит вычитать назидание, попадающее, что называется, "в нерв", так прилив бодрости и воодушевление подталкивают к сражению с ситуациями любой трудности. Ты понимаешь, что не только на твою долю выпала борьба, но плечом к плечу с тобой стояли многие, лучшие люди, оставившие нам прекрасное наследие мысли, заряжающее на преодоление всего.

Так и Секстий, пишет Сенека, дарит надежду на блаженную жизнь (добродетельную), показывая, что она достижима. Как мы знаем, статус "мудреца" в стоицизме заслужить практически нереально, и в этом смысле блаженная жизнь является чем-то вроде мечты. Также стоики скептически относились к понятию "надежды", считая, что надеющийся человек полагается на фортуну, на вмешательство неожиданных внешних обстоятельств, которые могут привести к успеху, хотя всегда нужно полагаться лишь на собственные усилия и не тешить себя пустыми грёзами. Здесь Секстий говорит "как человек, а не как стоик", что периодически любил делать и Сенека.

Забавно утверждение Сенеки, дескать "всё открыто древними". Уже тогда люди думали, что лучшие мысли давно проработаны, и нам остается лишь немного прибавлять к ним в силу своих возможностей. С одной стороны, с этим можно согласиться, ведь сколько у нас появилось со времен античности абсолютно новых философских контекстов, или проблематик, не содержащих в себе в качестве основы античный фундамент?

С другой стороны, вспоминается гениальная фраза незабвенного Михаила Жванецкого: "Даже неточное цитирование уже кое-что своё". Одна и та же мысль, поданная в другом виде, может пронять совершенно разные души, и в этом смысле неважно, во сколько отличающихся оберток мы облачим уже сказанное, если оно работает, кому-то помогает и вдохновляет.

Так выберем же себе великих, не в качестве идолов, но в качестве вдохновляющих примеров для подражания, чтобы их целительные речи могли стать лекарствами от любых болезней души.

End.

Подписывайся на Telegram-канал Гераклитовы слёзы

Письмо 64. О примерах для подражания Критическое мышление, Философия, Мудрость, Личность, Стоицизм, Мудрец, Философ, Древний Рим, Античная философия, Античность, Образцы, Вдохновение, Длиннопост

Луций Сенека

Показать полностью 1

Письмо LXIII. Об утрате и скорби

Ты тяжело переживаешь кончину твоего друга Флакка; но я не хотел бы, чтобы ты горевал сверх меры. Чтобы ты совсем не горевал, я навряд ли решусь потребовать, хоть и знаю, что это лучше. Но разве досталась в удел такая твердость духа кому-нибудь, кроме тех, кто уже стал много выше фортуны? И его такая вещь затронула бы, но только затронула. А нам можно простить и невольные слезы, если они были не слишком обильны, если мы сами их подавили. Пусть при утрате друга глаза не будут сухими и не струят потоков: можно прослезиться - плакать нельзя.

<...> Ты спросишь, откуда берутся стенанья, откуда безудержный плач? Мы ищем в слезах доказательства нашей тоски и не подчиняемся скорби, а выставляем ее напоказ. Никто не печалится сам для себя. Злосчастная глупость! И в скорби есть доля тщеславия!

"Так что же, - спросишь ты, - неужели я забуду друга?" - Недолгую память обещаешь ты ему, если она минет вместе со скорбью! Скоро любой повод разгладит морщины у тебя на лбу и вызовет смех - я не говорю уже о более долгом времени, которое смягчает всякую тоску, утишает самое жгучее горе. Едва ты перестанешь следить за собой, как личина скорби спадет; ты сам сторожишь свое горе, но оно ускользает из-под стражи и иссякает тем раньше, чем было острее.

<...> Я, впрочем, чувствую иное, для меня думать об умерших друзьях отрадно и сладко. Когда они были со мной, я знал, что их утрачу, когда я их утратил, я знаю, что они были со мной. Делай же, мой Луцилий, так, как подобает твоей невозмутимости, перестань дурно истолковывать милость фортуны. То, что ею отнято, она прежде дала!

Так будем жадно наслаждаться обществом друзей - ведь неизвестно, долго ли еще оно будет нам доступно. Подумаем о том, как часто мы оставляли их, отправляясь в долгое странствие, как часто, живя в одном месте, не виделись с ними, - и мы поймем, что больше вре мени было упущено при их жизни.

А стерпишь ли ты таких, кто пренебрегал друзьями, а теперь горше всех рыдает, кто не любит их, пока не утратит? Они потому и скорбят так безудержно, что боятся, как бы кто не усомнился в их любви, и ищут поздних доказательств своего чувства.

Если у нас есть еще друзья, то мы плохо к ним относимся и нс ценим их, коль скоро они не могут утешить нас, заменив одного погребенного; если же он был единственным нашим другом, то не фортуна перед нами виновата, а мы сами: она отняла у нас одного, а мы ни одного не добыли.

<...> То, что я хочу прибавить, избито, я знаю, но все же не откажусь повторить только из-за того, что так говорят все. Если скорби не прекратит разум, ей положит конец время; однако для разумного человека утомление скорбью - позорнейшее лекарство от скорби. Так что уж лучше сам оставь скорбь, раньше чем она тебя оставит, и поскорей перестань делать то, чего при всем желании не сможешь делать долго.

<...> И это пишу тебе я - я, так безудержно плакавший по дорогом мне Аннее Серене, что меня (вот уж чего я не хотел!) можно привести в пример как человека, побежденного горем. Теперь я осуждаю себя за это и понимаю, что было главной причиной такого горя: я никогда не думал, что он может умереть раньше меня. Только одно было у меня перед глазами: он младше меня, и младше намного, - как будто судьба соблюдает черед!


Письмо Сенеки можно охарактеризовать фразой: "Что имеем - не храним, потерявши - плачем".

Луцилий потерял друга и философ пытается сгладить его скорбь верными наставлениями. Грустить по утрате, говорит он, естественно, но это нужно делать в меру. Любая сильная эмоция недолговременна, иначе она перегружает психику, поэтому нам не требуется долгих слез для выражения своей искренности в грусти. Бывает люди отдаются скорби дольше, чем на самом деле чувствуют, потому что пытаются доказать слезами своё трепетное отношение к ушедшему. У некоторых слезы являются формой тщеславия, чтобы подольше вызывать жалость окружающих уже к себе. Плохо, когда это идет напоказ!

Даже короткий временной промежуток приносит новые эмоции, новые ситуации, и скорбь на фоне них потихоньку уходит. Чего уж говорить о прошествии долгого времени? Не нужно возвращать печаль специально, ведь память по человеку никто не отнимет. Он навсегда остается с нами. Более того, с человеком нас связывало множество счастливых воспоминаний. Так не лучше ли придаваться им, поблагодарив судьбу, что нам выпала возможность насладиться его обществом?

А лучше ценить людей, пока они с нами. Подумаем о том, говорит Сенека, сколько раз мы от них уезжали, надолго прерывая общение, или как часто, занимаясь делами, не виделись с ними подолгу, живя в одном месте? Мы твердо убеждены, что завтрашний день наступит и он будет примерно таким же, как сегодняшний. Этих дней еще много и мы обязательно встретимся с другом недели через две, потому что работа, семья с детьми, другие дела, да и как-то неохота. Но и Сенека, вспоминая о своём друге Аннее Серене, который значительно младше него, не предполагал, что тот может уйти раньше. Мгновение и человека нет, и всё связанное с ним делится на безвозвратное "до" и "после".

"Будем же жадно наслаждаться обществом друзей, - говорит Сенека, - ведь неизвестно, долго ли еще оно будет нам доступно". Также важно окружать себя хорошими людьми, которые утешат в горе и благодаря которым оно окажется не таким сильным. Может ли быть больше одного настоящего друга - вопрос философский, но добрых приятелей определенно может. Если мы фокусируем всё внимание на одном человеке, его утрата буквально уничтожает нас. Другое дело, когда еще есть, для кого жить, кого радовать и кому помогать.


Нам надо постоянно думать о том, что смертны и мы, и любимые нами. И мне следовало тогда сказать себе: "Мой Серен младше, - но при чем тут это? Он должен умереть позже меня, но может и раньше". Я этого не сделал, и удар фортуны застиг меня врасплох. Теперь я думаю так: все смертны, и для смерти нет закона. Что может случиться всякий день, может случиться и сегодня. Так будем, мой Луцилий, помнить о том, что скоро сами отправимся туда, куда отправились оплаканные нами. И быть может, - если правдивы разговоры мудрецов и нас ждет некое общее для всех место, - те, кого мним мы исчезнувшими, только ушли вперед.

End.

Подписывайся на Telegram-канал Гераклитовы слёзы

Письмо LXIII. Об утрате и скорби Мудрость, Философия, Критическое мышление, Смерть, Дружба, Друг, Философ, Мудрец, Совет, Утешение, Время, Человек, Античная философия, Древний Рим, Жизнь, Скорбь, Длиннопост

Луций Анней Сенека

Показать полностью 1

Письмо I. Об употреблении времени

Так и поступай, мой Луцилий! Отвоюй себя для себя самого, береги и копи время, которое прежде у тебя отнимали или крали, которое зря проходило. Сам убедись в том, что я пишу правду: часть времени у нас отбирают силой, часть похищают, часть утекает впустую. Но позорнее всех потеря по нашей собственной небрежности. Вглядись-ка пристальней: ведь наибольшую часть жизни тратим мы на дурные дела, немалую — на безделье, и всю жизнь — не на те дела, что нужно.

Поступай же так, мой Луцилий, как ты мне пишешь: не упускай ни часу. Удержишь в руках сегодняшний день — меньше будешь зависеть от завтрашнего. Не то, пока будешь откладывать, вся жизнь и промчится.

Все у нас, Луцилий, чужое, одно лишь время наше. Только время, ускользающее и текучее, дала нам во владенье природа, но и его кто хочет, тот и отнимает. Смертные же глупы: получив что-нибудь ничтожное, дешевое и наверняка легко возместимое, они позволяют предъявлять себе счет; а вот те, кому уделили время, не считают себя должниками, хотя единственно времени и не возвратит даже знающий благодарность.


Считается, что человек впервые серьезно задумывается о времени ближе к 30. Условный "кризис трети жизни" (если повезет). И сразу такая тоска накатывает. Вот ходишь ты по знакомым улицам, греешься под ласкающими солнечными лучами; завораживает пучина голубого неба со шныряющими по ней облаками, а с запахом свежескошенной травы по утру мало какой сравнится, особенно в выходной. И однажды всего этого не станет. Тебя не спросили, тебя ставят перед фактом.

Сартр видел в человеческой природе муку выбора, поскольку мы "обречены выбирать" из конечного, да и признаться честно, узкого диапазона вариантов, и уже потому не свободны. Смерть - единственное абсолютное исключение из правил. Ведь ты полностью принадлежишь ей с самого рождения и даже выбора не требуется. Она примет тебя любого.

Парадоксальность человеческой природы в неумении жить настоящим, хотя именно в нем мы существуем ежемоментно; неумении наслаждаться элементарным из-за шор пресыщения на глазах. Вечный бег за иллюзиями: деньгами, статусом, известностью, славой... чтобы что? Не две комнаты в бетонной коробке, а пять? Не простой руль, а с подогревом? Не обычная хлопковая футболка, а брендовая, когда платишь маржу в сотни процентов за лейбл?

В этом бессмысленной гонке легко забываешь, что сегодняшний день неповторим. Его больше не вернуть. И сколько еще у тебя таких дней? Сколько остается времени, после того, как часть отнимут естественные нужды, часть кто-то из попутчиков, а часть ты просадишь на мнимое?


По-моему, не беден тот, кому довольно и самого малого остатка. Но ты уж лучше береги свое достояние сейчас: ведь начать самое время! Как считали наши предки поздно быть бережливым, когда осталось на донышке. Да к тому же остается там не только мало, но и самое скверное.

End.

Подписывайся на Telegram-канал Гераклитовы слёзы

Письмо I. Об употреблении времени Философия, Мудрость, Древний Рим, Человек, Философ, Мудрец, Совет, Рекомендации, Критическое мышление, Античная философия, Стоицизм, Время, Личность

Луций Анней Сенека

Показать полностью 1

Письмо LXII. Об отговорках о нехватке времени и образце для стремлений

Лгут те, кто хочет показать, будто куча дел не оставляет им времени для свободных наук. Такие притворяются занятыми, множат дела и сами у себя отнимают дни. А я свободен, Луцилий, свободен и принадлежу себе везде, где бы ни был. Делам я себя не отдаю, а уступаю на время и не ищу поводов тратить его впустую. В каком бы месте я ни остановился, я продолжаю свои раздумья и размышляю в душе о чем-нибудь спасительном для нее.

Предав себя друзьям, я не покидаю себя самого и подолгу остаюсь не с теми, с кем свели меня время или гражданские обязанности, а лишь с самыми лучшими: к ним я уношусь душой, в каком бы месте, в каком бы веке они не жили.

Повсюду при мне Деметрий, лучший из людей, и, удалившись от блещущих пурпуром, я беседую с ним, полуодетым, и им восхищаюсь. И как им не восхищаться? Я вижу, что он ни в чем не чувствует недостатка. Некоторые могут все презреть, все иметь никто не может. Кратчайший путь к богатству - через презрение к богатству. А наш Деметрий живет не так, будто он все презрел, а так, будто все уступил во владение другим.


Люди действительно выдумывают лишнюю занятость, убеждая себя в её необходимости. Наверняка вы знаете таких "деловых" товарищей, которые весь день суетятся, рассказывая, что у них нет свободной минуты, а толку от их телодвижений никакого. Нет ни денег, ни общественно полезного вклада, ничего. На любое предложение вы услышите: "Да надо бы, время бы найти...". Все это притворство, за которым удобно прятать свою несостоятельность, либо глупость, лень и отсутствие планирования. Будем честны, даже на работе сфокусированное внимание умещается от силы в несколько часов. Всё остальное - это имитация деятельности, кофе-брейки, сплетни и постоянные перекуры.

У вас всегда найдется возможность, чтобы повидаться с приятелем, которого давно не видели, или который оказался в трудной ситуации; найдется время, чтобы исполнить мелкую просьбу, которая для просящего может быть очень важна; и уж точно найдется пол часа на изучение нового материала. Это ни требует ни специально отведенных мест, ни каких-то дополнительных обременяющих условий. Только немного самодисциплины. Мозг - как мышца, и его обязательно нужно регулярно тренировать.

Даже при общении с друзьями, с которыми весело скоротать время, философ не забывает обращаться к лучшим, пусть их и давно нет с нами. Несмотря на занятость "внешним", главное оставаться свободным и независимым в душе. Для этого полезно взять за образец человека, который вдохновляет своим примером, и с которым можно "говорить", заглядывая внутрь себя.

Так Сенека "беседовал" с Деметрием - киником-моралистом, жившим в крайней бедности и презиравшим лишние атрибуты культуры, вроде ненужных благ. В трактате "О счастливой жизни" Сенека писал: "Увидев, в какой крайней бедности проводит он жизнь, я по-другому слушаю его и читаю". Деметрий принадлежал только себе, поскольку ничего не имел. За смелость критиковать императоров, он дважды изгонялся из Рима. Не каждому подойдет такая принципиальность, но тем полезнее иметь столь высокий идеал в качестве мысленного спутника и стремиться к нему.

End.

Подписывайся на Telegram-канал Гераклитовы слёзы

Письмо LXII. Об отговорках о нехватке времени и образце для стремлений Мудрость, Философия, Критическое мышление, Сенека, Философ, Мудрец, Античная философия, Древний Рим, Стоицизм, Telegram (ссылка)

Луций Сенека

Показать полностью 1

Письмо LX. О наследственных пороках и потреблении

Я жалуюсь, ссорюсь, сержусь. И теперь ты желаешь того же, чего желала тебе кормилица, или дядька, или мать? До сих пор ты не понял, сколько зла они тебе желали? Да, мольбы близких для нас - все равно что мольбы врагов! И тем они опасней, чем счастливей сбываются. Я не удивляюсь тому, что все дурное преследует нас с малых лет: ведь мы выросли среди родительских проклятий. Пусть боги услышат и нашу бескорыстную мольбу за себя.

До каких пор мы будем чего-нибудь требовать от богов, словно не можем еще сами себя прокормить? До каких пор будем засевать для себя столько полей, сколько впору большим городам? До каких пор целый народ будет снимать для нас урожай? До каких пор ради одного накрытого стола будут приплывать бессчетные корабли из разных морей? Несколько югеров пастбища досыта кормят быка, один лес питает стадо слонов, - человек собирает пищу и с суши, и с моря.

Что же? Неужели природа, дав нам такое небольшое тело, наделила нас ненасытной утробой, так что мы побеждаем алчностью самых огромных и прожорливых зверей? Ничуть нет! Много ли воздается природе? Она довольствуется малым! Нам дорого обходится не голод, а тщеславие. Тех, кто, по словам Саллюстия, подчиняется желудку, мы должны причислить не к людям, а к животным, а некоторых даже не к животным, но к мертвецам. Жив тот, кто многим приносит пользу; жив тот, кто сам себе полезен. А кто прячется и коснеет в неподвижности, для того дом - словно гроб. Можешь хоть начертать у порога его имя на мраморе: ведь они умерли раньше смерти.


Что Сенека имеет в виду в первом абзаце письма, говоря о родителях? Точно не вспомню, кому принадлежит фраза (кажется, Марку Твену), но смысл её следующий:

Кошка говорит котенку: "Делай как я", - и это хорошо. Птичка говорит птенцу: "Повторяй за мной", - и это хорошо. Человек говорит своему ребенку: "Будь как я", - а это уже преступление.

Мы заимствуем из семьи многие паттерны поведения, ведь неоткуда больше их черпать, кроме как от людей, постоянно нас окружающих. Родители хотят лучшего для нас, но понимают это со своей колокольни, передавая вместе с тем и пороки, какие-то свои стереотипы, страхи и раздражения. Они молятся, чтобы мы стали успешными людьми, нажили богатство, почет и уважение; чтобы хотели того же, чего хотят они. Не разбираясь в современных реалиях, они могут навязывать нам профессию, игнорировать наши интересы и стремления. Всё это выливается в замкнутый круг потребления, которое с каждым поколением приобретает лишь большие масштабы.

К чему, - спрашивает Сенека, - нам столько засеянных полей, имея в виду людей успешных. Для нас целый народ снимает урожай, а корабли привозят заморские яства для единственного стола. В то время, когда один лес способен прокормить целое стадо слонов, один человек хочет иметь флотилию из яхт, или особняки в каждой стране мира, в которых он не будет появляться годами. В то время как другим людям негде жить, а их дневной рацион составляет пару долларов, толстосум может за один обед оставить годовой бюджет небольшого городка.

Все эти дорогие производства обходятся дорого не из-за безразмерного желудка, а из-за безразмерного тщеславия. Согласно примерной статистике, человечество ежегодно выбрасывает больше трети всех произведенных продуктов, просто потому, что вышел срок годности или перехотелось это есть. На само производство тратится безумное количество ресурсов, которое можно было бы перераспределить в другие секторы экономики, например в здравоохранение.

Осознавая это, невольно задумываешься над вопросом: "Мы точно носители космического логоса?".

End.

Подписывайся на Telegram-канал Гераклитовы слёзы

Письмо LX. О наследственных пороках и потреблении Философия, Мудрость, Мысли, Философ, Сенека, Древний Рим, Античная философия, Совет, Рекомендации, Личность, Внутренний диалог, Цитаты, Telegram (ссылка)

Луций Сенека

Показать полностью 1

Письмо LXI. О принятии неизбежного

Не будем больше желать того, чего желали. Я, старик, стараюсь, чтобы даже не казалось, будто желания у меня те же, что в отрочестве. На это идут мои дни, мои ночи, это - мой труд, мой помысел: положить конец былому злу. Я стараюсь, чтобы каждый день был подобием целой жизни. Я не ловлю его, словно он последний, но смотрю на него так, что, пожалуй, он может быть и последним.

И это письмо я пишу тебе с таким настроением, будто смерть в любой миг может оторвать меня от писания. Я готов уйти и потому радуюсь жизни, что не слишком беспокоюсь, долго ли еще проживу. Пока не пришла старость, я заботился о том, чтобы хорошо жить, в старости - чтобы хорошо умереть; а хорошо умереть - значит, умереть с охотой. Старайся ничего не делать против воли!

Все предстоящее предстоит по необходимости тому, кто сопротивляется; в ком есть охота, для того необходимости нет. Я утверждаю: кто добровольно исполняет повеленье, тот избавлен от горчайшего в рабской доле: делать, чего не хочется. Несчастен не тот, кто делает по приказу, а тот, кто делает против воли. Научим же нашу душу хотеть того, чего требуют обстоятельства; и прежде всего будем без печали думать о своей кончине.

Нужно подготовить себя к смерти прежде, чем к жизни. У жизни всего есть вдоволь, но мы жадны к тому, что ее поддерживает: нам кажется и всегда будет казаться, будто чего-то не хватает. Довольно ли мы прожили, определяют не дни, не годы, а наши души. Я прожил, сколько нужно, милый мой Луцилий, и жду смерти сытый.


Как мы знаем, Сенека писал свой труд будучи пожилым человеком по меркам Древнего Рима. Родился он примерно в 4 году н.э., а "Письма" создавались между 63 и 65 годами, т.е. ему было примерно 67-69 лет. И если бы император Нерон не приговорил философа к казни через самоубийство, вероятно до нас бы добралось больше гениальных работ. Но вышло как вышло. С возрастом Сенека уже не тратит время попусту, не распыляется на бренные земные вещи, как было в отрочестве, а целиком поглощен изложением своего опыта.

Размышлений о смерти у Сенеки встречается много. Это один из главных вопросов этики стоиков: "Как примириться с самым неизбежным в нашем существовании - его конечностью?". Конкретный ответ на него дать невозможно, потому что он заключается в самой практике стоического образа жизни. Это то, с чем нужно просыпаться и ложиться, что нужно представлять, убеждая себя в его неотвратимости.

Во-первых, необходимо учиться каждый день проживать как последний, будто в нем и заключена вся жизнь. Мы не замечаем, как пролетают годы, потому что процесс "проживания" очень плавный. Мы думаем: "Так быстро прошел день, а я столько всего не успел. Завтра постараюсь сделать это и это". Живя вот этим "завтра", мы упускаем "сегодня", игнорируя момент самой жизни. А ведь еще любим копаться в прошлом, рефлексировать на его счет. Да, у нас может быть этих "завтра" в запасе, у кого-то больше, у кого-то меньше, но этот запас конечен. Пропусти через себя эту мысль.

Во-вторых, и старость, и смерть, и еще куча вещей в жизни - это принятие неизбежного, не зависящего от нас. Постоянные размышления на тему того, что находится в нашей власти, а что является естественным ходом вещей, позволят и в таком вопросе, как "неизбежность смерти", видеть всего-лишь очередной этап. Ведь бесполезно бегать от того, что всё равно наступит, а если пытаться это делать, то кроме страха, стресса и несчастья в оставшиеся дни, мы все равно ничего не получим. "Научить душу тому, что требуют обстоятельства", - самый верный рецепт, но он требует практики.

End.

Подписывайся на Telegram-канал Гераклитовы слёзы

Письмо LXI. О принятии неизбежного Философия, Мудрость, Совет, Сенека, Античная философия, Древний Рим, Мудрец, Смерть, Утешение, Душа, Telegram (ссылка), Негатив

Луций Сенека

Показать полностью 1
Отличная работа, все прочитано!