Серия «Длиннопосты разной тематики»

«Народный истребитель»

«Народный истребитель» Военная техника, Вторая мировая война, Авиация, Военная история, Германия, Реактивный самолет, Истребитель, Война, Вундервафля, Длиннопост

К тому моменту, когда война была уже фактически проиграна Германией, ее руководство хаотично искало способы изменения своего бедственного положения. Немцам требовался дешевый и простой самолет, который поможет справится с армадами авиации Союзников.

Требования к проекту реактивного «народного истребителя», а именно так воспринимали этот самолет, были амбициозными - нужен был дешевый, быстрый, легкий в управлении истребитель, который могла бы быстро собирать не самая квалифицированная рабочая сила. Самое главное то, что за штурвалы этого «вундерваффе» должны были сажать недавних выпускников планерных курсов гитлерюгенда, которым было по 16-17 лет, прошедших самую элементарную подготовку. При этом самолет должен был успешно сражаться на малых и средних высотах с фронтовыми истребителями Союзников.

He 162 Volksjager был сконструирован, построен и испытан в кратчайшие сроки — за 90 дней. На протяжении нескольких недель почти все работающие на проект чертёжники и инженеры не покидали свои рабочие места и даже ночевали за кульманом. 29 октября 1944 года были закончены и отправлены на производство первые чертежи — с опережением графика в один день. Времени на долгую раскачку не было, Германию зажимали в клещи и все работали в форсированном темпе. Все это не могло благоприятно сказаться на конструкции нового самолета.

«Народный истребитель» Военная техника, Вторая мировая война, Авиация, Военная история, Германия, Реактивный самолет, Истребитель, Война, Вундервафля, Длиннопост

Производство Не 162 получило приоритет по отношению ко всем остальным программам выпуска вооружения. Против этого резко выступал Адольф Галланд (командующий истребительной авиацией Люфтваффе), который требовал бросить все силы немецкой авиапромышленности на выпуск проверенного Ме.262. Его поддержали и такие авторитетные конструкторы, как Вилли Мессершмитт и Курт Танк, полагавшие, что нереалистично само задание на «народный истребитель» и условия его реализации.

В планах выпуск самолета должен был составлять от 1000 до 5000 единиц в месяц к маю 1945 года. Собираться они должны были на пяти различных предприятиях. Для этой цели заводы «Хейнкель» были скооперированы более чем с 700 предприятиями, которые должны были поставлять взаимно друг другу детали, узлы и отдельные агрегаты, такие как крылья, оперение и прочее.

Разработчикам машины удалось обеспечить упрощение и удешевление конструкции до максимума, многие элементы собирались из дерева. С доступностью для слабо подготовленных пилотов не вышло: истребитель получился сложный в управлении, а зачастую и вовсе смертельно опасный. Heinkel 162 не мог быть самолетом для новичков. Из-за верхней установки двигателя аппарат был неустойчив в полете и требовал от летчика аккуратного пилотажа. Первое правило, которое заучивал обучающийся на Не.162 пилот, гласило: Ручкой всегда работай плавно – никаких резких движений, никаких резких маневров!

«Народный истребитель» Военная техника, Вторая мировая война, Авиация, Военная история, Германия, Реактивный самолет, Истребитель, Война, Вундервафля, Длиннопост

Опытные пилоты должны были проходить серьезную подготовку, чтобы приспособиться к такому истребителю. Если даже они испытывали трудности, то можно было представить насколько были нереалистичны попытки посадить 16-летних юнцов из планерных школ после краткого летного курса на очень неустойчивый и ненадежный истребитель.

В условиях непрекращающихся налётов авиации противника большинство предприятий по производству He 162 располагалось под землёй. Из-за перебоев с комплектующими и постоянных бомбёжек, к началу мая 1945 в боевых частях насчитывалось только около 120 машин, ещё около 200 полностью собранных самолётов так и остались на заводах, а 600 машин не были до конца укомплектованы.

«Народный истребитель» Военная техника, Вторая мировая война, Авиация, Военная история, Германия, Реактивный самолет, Истребитель, Война, Вундервафля, Длиннопост

Производство реактивных истребителей Не-162 в австрийских соляных шахтах

В боевых вылетах самолёты впервые задействовали в середине апреля 1945 года, и до конца войны они успели поучаствовать лишь в нескольких воздушных боях и даже в них не добились существенных успехов.

Только в течение трёх недель, с 13 апреля и до конца войны, эскадрилья, вооружённая самолётами Не 162, потеряла 13 самолётов и 10 пилотов. Из них только 3 самолёта были уничтожены противником, а остальные потери являлись результатом аварий и катастроф. В плане надежности этот самолет был страшным сном любого пилота, однако в контексте тотального развала промышленности и вооружённых сил Германии эти результаты не выглядят удивительными. У самолета был только один плюс - его высокая скорость, однако остальные минусы это не перекрывало.

Боевая карьера «народного истребителя» завершилась 8 мая 1945 г., когда английские танки заняли аэродром Лекк, где базировалась авиачасть с новыми реактивными самолетами. Англичане обнаружили выстроенные, словно на парад, тридцать один Не-162 с абсолютно пустыми баками.

Несколько целых единиц Volksjager  были перевезены в СССР во второй половине 1945 года. Вместе с ними поступила техническая и конструкторская документация. Во время испытательных полетов советскими пилотами было выявлено, что Не-162 обладает неудовлетворительными пилотажными качествами. С аэродинамической точки зрения самолет также оказался не на высоте. Некоторые конструкторские решения советские конструктора все же признали остроумными, например: уборка шасси и закрылков при помощи мощных пружин. Копировать немецкий самолет не стали, в разработке у СССР уже были реактивные самолеты более совершенной конструкции.

Автор: сообщество "Пути Истории"

Показать полностью 3

Дворец Диоклетиана

Дворец Диоклетиана История города, Достопримечательности, Краеведение, Архитектура, Сплит, Хорватия, Римская империя, Дворец, Игра престолов, Сфинкс, Длиннопост

Не так давно мне довелось побывать во дворце Диоклетиана и я не премину возможностью поделиться фотографиями оттуда, а так же историей об этом месте.

Начали постройку дворца в 295 году по приказу Гая Аврелия Валерия Диоклетиана, строили его целых 10 лет и назвали в честь императора. Диоклетиана трудно назвать человеком, который всегда стремился к безграничной власти. Сначала он разделил Римскую империю на четыре области между собой и еще тремя соправителями, а после и вовсе добровольно оставил свой трон. Согласитесь, поступок вполне необычный для любого правителя. После отречения он удалился из большой политики и стал заниматься садоводством в своей роскошной резиденции.

Дворец Диоклетиана имеет прямоугольную форму и занимает площадь около 3 гектаров - он был рассчитан примерно на 9000 жителей. По всему периметру дворец обнесен мощными оборонительными стенами высотой до 20 метров, ранее укрепления также включали в себя 15 башен, но до нашего времени сохранились только 3 из них.

Император окружил себя неслыханной роскошью в своем дворце. Он повелел привезти прекрасные произведения искусства, которые были созданы за семнадцать веков до него. И до сих пор, как во времена античности, площадь украшают ряды декоративных колонн, вывезенных из храмов Египта, а на возвышении лежит величественный сфинкс. За несколько столетий до Диоклетиана им любовался египетский фараон Тутмос III.

Каменный красавец, изготовленный из африканского черного гранита, гордо стоит на протяжении тысячелетий на одной из самых красивых площадей Сплита, которую его жители считают центром мира. Сфинксy уже более 3000 лет и он считается самым древним элементом этого красивого города.

Дворец Диоклетиана История города, Достопримечательности, Краеведение, Архитектура, Сплит, Хорватия, Римская империя, Дворец, Игра престолов, Сфинкс, Длиннопост

После смерти Диоклетиана дворец был заброшен. В V в. в результате опустошительных набегов варваров были разрушены окрестные римские поселения. Спасаясь от набегов, уцелевшие жители этих городов переселились на территорию огромного и пустовавшего тогда дворца-крепости. Постепенно все больше и больше людей скапливалось за и возле высоких и толстых стен. Возле дворца начал разрастаться целый город, впоследствии получивший имя – Сплит.

Перед главным входом во дворец располагался сохранившийся до нашего времени Перистиль – большой (24 × 13,4 м) прямоугольный открытый зал, обрамленный колоннадой из гранитных и мраморных колонн с коринфскими капителями. При Диоклетиане здесь устраивались различные празднества и торжественные церемонии.

Дворец Диоклетиана считается наиболее сохранившимся дворцом периода Римской империи, а не так давно (10 лет назад) получил еще одну порцию популярности. Дворец и сам город наводнили толпы туристов, ведь в 2013-2014 годах на территории Сплита и самого дворца проходили съемки 4-го и 5-го сезонов сериала «Игра престолов».

Дворец Диоклетиана История города, Достопримечательности, Краеведение, Архитектура, Сплит, Хорватия, Римская империя, Дворец, Игра престолов, Сфинкс, Длиннопост

Автор: сообщество "Пути Истории"

Показать полностью 8

Статуя Микеланджело «Давид»

Статуя Микеланджело «Давид» Прошлое, Искусство, Микеланджело Буонарроти, Давид, Давид и Голиаф, Скульптура, Флоренция, Италия, Длиннопост

Микеланджело Буонарроти было 26 лет, когда он получил заказ на статую «Давида». Согласно записям самого Микеланджело, он получил для работы огромную мраморную глыбу уже подпорченную насечками и сколами от предыдущих мастеров, чьи попытки в сотворении скульптуры оказались безуспешными. Кроме того, мрамор уже много десятилетий находился под открытым небом и воздействие осадков не самым лучшим образом влияло на материал. Так долго мраморная глыба лежала без дела от того, что Попечительный совет Флоренции никак не мог выбрать подходящего скульптора для этой работы.

Статуя Микеланджело «Давид» Прошлое, Искусство, Микеланджело Буонарроти, Давид, Давид и Голиаф, Скульптура, Флоренция, Италия, Длиннопост

Микеланджело на портрете Даниэле да Вольтерра. Здесь Буонарро́ти представлен в более зрелом возрасте.

Для юного Микеланджело этот заказ был настоящим вызовом и проверкой таланта. Согласно свидетельствам современников, Микеланджело потратил 18 месяцев на создание статуи, работая без помощников, спрятавшись за занавесом, чтобы никто не смог увидеть «Давида» до того, как он будет окончен. Впервые статуя была представлена публике на площади Синьории во Флоренции 8 июня 1504 года.

Ее совершенная красота настолько поразила флорентийцев, что они отказались устанавливать ее в первоначально запланированном месте (на кафедральном соборе) и решили подыскать ей более подходящее место. В результате долгих споров скульптуру решено было поставить у дверей Палаццо Веккьо.

Статуя Микеланджело «Давид» Прошлое, Искусство, Микеланджело Буонарроти, Давид, Давид и Голиаф, Скульптура, Флоренция, Италия, Длиннопост

Палаццо Веккьо, где сейчас установленна копия Давида.

Статуя изображает обнажённого юношу Давида, сосредоточенного на предстоящей схватке с великаном Голиафом. Битва Давида и Голиафа очень популярный и важный библейский сюжет, поэтому к работе над изваянием и к месту ее установки относились очень серьезно. Сам же Давид – герой ветхозаветного предания о борьбе иудеев и филистимлян. Иудеи собрали большое воинство, среди которых были и старшие братья Давида. К моменту описываемых событий, наш герой был ещё слишком юн и пока только пас овец. Незадолго до начала битвы отец отправил Давида навестить братьев и отнести им хлеб.

Во время своего путешествия Давид увидел гиганта Голиафа и услышал, как филистимлянин смеялся над богом. Никто из иудейского войска не решался призвать Голиафа к ответу за дерзкие слова. Юноша взял камень и запустил его из пращи в Голиафа. Нехитрое орудие поразило великана в лоб и сразило наповал. Филистимляне совершенно растерялись, узнав, что силач и гигант Голиаф был повержен юношей. Иудеи, воодушевленные подвигом Давида – выиграли решающее сражение. Что здесь правда, а что вымысел — сказать сложно. Учёные спорят об историчности Давида как такового.

Статуя Микеланджело «Давид» Прошлое, Искусство, Микеланджело Буонарроти, Давид, Давид и Голиаф, Скульптура, Флоренция, Италия, Длиннопост

С момента своего рождения статуя Давида прославилась как произведение, способное в полной мере отразить эстетический идеал своего времени: героизм, гордость и свободолюбие человека эпохи Возрождения. Флорентийцы идентифицировали себя с гордым характером молодого героя, воплощённого в прекрасном теле. Давид стал символом победы демократии над тиранией.

В последующие годы шедевр Микеланджело вызывал как восхищение, так и жёсткую критику. Очевидные изъяны пропорциональных отношений: слишком большая голова и кисть правой руки. По одной из версий столь очевидные промахи объясняются недостатком опыта молодого скульптора, по другой — ограниченностью размеров мраморного блока, к тому же испорченного предыдущей работой, по третьей — расчётом на то, что фигура предназначалась для размещения на большой высоте и воспринималась бы в сильном ракурсе.

Статуя Микеланджело «Давид» Прошлое, Искусство, Микеланджело Буонарроти, Давид, Давид и Голиаф, Скульптура, Флоренция, Италия, Длиннопост

Швейцарский писатель, историк и теоретик искусства Генрих Вёльфлин писал:

«Давид вообще должен был являть собою тип прекрасного молодого победителя. Таков он у Донателло, изобразившего его сильным мальчиком, у Веррокьо он стал изящным и хрупким. Каков же идеал молодой красоты у Микеланджело? Это великаноподобный юноша в переходном возрасте, не мальчик, но и не взрослый мужчина, в том возрасте, когда тело вытягивается, когда все члены, громадные руки и ноги, бывают несоразмерны. Микеланджело неудержимо отдаётся здесь натурализму; он не останавливается перед последствиями и увеличивает неуклюжую модель до огромных размеров, к тому же придаёт ей жёсткое, неприятное, угловатое движение, а ноги устанавливает так неудачно, что между ними образуется уродливый треугольник… Фигура Давида изумительна каждой деталью, поражает упругостью тела, но, говоря откровенно, она безобразна… Замечательно, что Давид сделался самым популярным произведением Флоренции… Флорентийский народ умел ценить выразительную уродливость»

Несмотря на множество критики, едва ли в мире найдётся статуя, которая может сравниться с «Давидом» по количеству копий и слепков. Скульптура считается одной из вершин искусства Итальянского Возрождения. В настоящее время оригинал находится в Академии изящных искусств во Флоренции. На площади города установлена копия.

Автор: сообщество "Пути Истории"

Показать полностью 5

«Катастрофа бронзового века»

«Катастрофа бронзового века» Военная история, Война, Прошлое, Античность, Катастрофа, Бронзовый век, Древний Египет, Апокалипсис, Варвар, Нашествие, Переселение, История (наука), Длиннопост

Менее чем за век великие цивилизации Средиземноморья и многие города от Персидского залива до Греции были уничтожены. Минойская цивилизация, Хеттское царство, города Леванта и Месопотамии — все эти территории окажутся в полном хаосе (1200 - 1150 года до н. э.), либо будут сметены. Немногим дольше выстоит только Египет, однако от полученного ущерба уже не оправится.


Историк Роберт Дрюс описывает бронзовый коллапс как «крупнейшую катастрофу в древней истории, даже ещё более ужасную, чем падение Западной Римской империи». Одной из причин называют нашествие «народов моря» - варваров, появившихся из ниоткуда.

«Катастрофа бронзового века» Военная история, Война, Прошлое, Античность, Катастрофа, Бронзовый век, Древний Египет, Апокалипсис, Варвар, Нашествие, Переселение, История (наука), Длиннопост

Катастрофа бронзового века движения и конфликты.

Кем были эти страшные «народы моря» которые смогли нанести непоправимый урон миру того времени? И были ли они вовсе?

Нашествие «народов моря» засвидетельствовано только в египетских источниках конца XIII – начала XII в до нашей эры, из которых известно, что помимо нападения на Египет они опустошили Левант, Кипр и Анатолию. Основную массу «народов моря», по наиболее распространённому мнению, составляло древнее доиндоевропейское население запада и юго-запада Малой Азии, а также мигрирующие племена с Балкан (ахейцы, или данайцы).

Мигрировали они не просто так, причиной этому была сильная засуха. Племена искали более благоприятные условия жизни, сметая все по пути своего следования. Цивилизации «бронзового века» и сами были ослаблены засухой, к примеру, в Хеттском царстве разразился небывалый голод, очень сильно ослабивший государство. Выдержать одновременно засуху и удар варваров у хеттов не получилось и их цивилизация не выстояла.

«Катастрофа бронзового века» Военная история, Война, Прошлое, Античность, Катастрофа, Бронзовый век, Древний Египет, Апокалипсис, Варвар, Нашествие, Переселение, История (наука), Длиннопост

Возможно так выглядели воины «народов моря».\

В 1982 году профессор Харви Вайсс, исследовавший индекс засухи, выяснил, что в регионе Мёртвого моря (Южный Левант) уровень подземных вод упал более чем на 50 метров в конце второго тысячелетия до нашей эры. Для того, чтобы он упал настолько сильно, засуха в районе должна была быть ужасающей.


Ослабленные климатическими изменениями города и государства были добиты иноземными захватчиками. Почти каждый город между Троей и Газой был разрушен, и зачастую после этого больше не заселялся. На стенах египетского погребального храма Рамсеса III была найдена надпись:

«Чужеземные страны составили заговор на своих островах. Сразу все земли были опустошены и разрознены под их натиском. И не было земли, которая могла устоять перед их оружием…….. Они шли вперед, к Египту, и пламя было уготовлено для них.»

«Катастрофа бронзового века» Военная история, Война, Прошлое, Античность, Катастрофа, Бронзовый век, Древний Египет, Апокалипсис, Варвар, Нашествие, Переселение, История (наука), Длиннопост

Отражение египтянами нашествия «народов моря».

В те времена (XII век до н.э.) древние цивилизации уже имели в каком-то смысле общую экономику. Они очень зависели от торговли друг с другом. У одних была медь, у других олово и так далее. Это один из первых примеров глобализации общества. Падение одной цивилизации запускало эффект домино. Потеря олова привела к тому, что бронзовые доспехи и оружие стали в дефиците. А дефицит оружия – не самая лучшая вещь, когда на тебя нападают полчища варваров.

После краха древних государств наступили «Темные века». Об этом времени известно очень мало, этот период характеризуется упадком культуры и утратой письменности. Период «Тёмных веков» также называют «гомеровским» из-за того, что произведения «Илиада» и «Одиссея» легендарного поэта Гомера являются основными письменными источниками сведений об этом времени. Некоторые историки сходятся во мнении, что Троянские войны как раз случались по причине того, что Троя служила местом, куда поступало такое ценное олово из Азии.

Цивилизационно и технологически катастрофа привела к большой регрессии  во всех областях жизни и материальной культуры. При сравнении минойской и микенской цивилизаций с теми, что пришли им на смену, напрашивается вывод, что судостроение, архитектура, обработка металлов, водоснабжение, ткацкое искусство, живопись были отброшены на много столетий назад и начали возрождаться только примерно через 500 лет. Исследователи пишут:

«Статистический анализ деталей последовательного обрушения культуры отражает связь голода, вызванного изменением климата, нашествия с моря, военных действий по всему региону и политико-экономического коллапса, в котором зарождались новые цивилизации и новые идеологии».

Новый расцвет культуры в регион привнесут уже древнегреческие полисы, и вместо бронзового века и темных времён – наступит век железный.

Автор: сообщество "Пути Истории"

Показать полностью 3

Плебеи и патриции

Плебеи и патриции Политика, Военная история, Плебеи, Патриций, Трибуна, Консул, Рим, Древний Рим, Граждане, Рабы, Роскошь, Аристократ, Государство, Длиннопост

Граждане Рима делились на два основных класса: патриции и плебеи. Были еще и рабы, однако они были по статусу приравнены к вещи, и в отдельный класс со своими правами их можно отнести лишь с трудом. Римляне советовали продавать: «старых быков, больной скот, хворых овец, старые повозки, железный лом, старого раба, больного раба и вообще всё ненужное».


Патрициями считались те, кто некогда пришел основывать Рим вместе с Ромулом и Ремом. Слово переводится с латыни как patricius, от pater — «отец», то есть принадлежит только исконным римским родам. Бедный патриций имел намного больше прав, чем богатый плебей. Особенно большая разница между правами двух классов существовала в Царский период (753 - 509 г. до н.э.), а также в период ранней Республики. Патриции стали правящим классом и аристократами. Только они могли занимать высшие и основные должности в государстве, быть судьями, командирами в армии и жрецами.

Плебеи и патриции Политика, Военная история, Плебеи, Патриций, Трибуна, Консул, Рим, Древний Рим, Граждане, Рабы, Роскошь, Аристократ, Государство, Длиннопост

Дом патриция на картине Гюстава Буланже, 1861 г.

На бумаге - плебеи Древнего Рима тоже обладали немалым количеством прав. Они владели собственностью, могли претендовать на часть военной добычи, голосовали на народных собраниях. Однако патриции мало считались с их мнением и при всяком удобном случае подчёркивали разницу между аристократией и простонародьем. Само слово плебей происходит от латинского plebs — «толпа, простонародье». Плебеи возникли как жители завоёванных территорий или люди, приехавшие в Рим гораздо позже его основания.


Плебеев заведомо не могло устраивать их положение и на протяжении нескольких веков они упорно боролись за свои права. Плебс составлял большую часть непобедимой Римской армии. Они участвовали во всех походах и завоевывали новые страны. Однако при этом землю в покоренных государствах получали, как правило, патриции. Но однажды простолюдины нашли способ, как бороться за свои политические и социальные права. Предводитель плебеев – Луций Беллут подговорил простой народ одновременно покинуть Рим. Люди взяли большие запасы провизии, оружие и ушли на Авентийский холм (тогда он ещё был за городской чертой).

Плебеи и патриции Политика, Военная история, Плебеи, Патриций, Трибуна, Консул, Рим, Древний Рим, Граждане, Рабы, Роскошь, Аристократ, Государство, Длиннопост

Гравюра Сецессия плебса на Святую гору. Автор Б. Барлочини 1849 год.

Жизнь в Вечном городе остановилась: не работали мастерские, рынки, лавки, невозможно было купить продукты, отменялись сделки и экономика города встала. Причем плебеи пригрозили, что навсегда покинут Рим и создадут свое собственное государство. В итоге патриции сдались и направили к плебеям переговорщиков.

Произошло это знаменательное для плебса событие в 494 году до нашей эры. А данный способ борьбы получил название сецессия, что в переводе с латинского означает "ухожу". Причиной подобного демарша стали огромные долги плебеев, в которые загнали их патриции с помощью хитроумных займов. После этой сецессии в Риме появилась официальная должность народного (то есть плебейского) трибуна. Сперва таких трибунов было два, потом пять, а в 457 г. до н.э. их число увеличилось до десяти.

Плебеи и патриции Политика, Военная история, Плебеи, Патриций, Трибуна, Консул, Рим, Древний Рим, Граждане, Рабы, Роскошь, Аристократ, Государство, Длиннопост

Народные трибуны.

Трибуны последовательно защищали интересы плебеев, и к концу республиканского периода разница между патрициями и плебеями стала куда менее заметной. В то время решающим фактором была уже не знатность рода, а наличие денежных средств. Новой римской элитой стали «нобили» (богачи), происхождение которых не имело значения. К началу III века до нашей эры у нобилитета оказалась вся полнота государственной власти. Представителями нобилитета замещались высшие должности в республике и пополнялся сенат. Патриции прекратили играть ключевую роль в жизни государства.

Автор: сообщество "Пути Истории"

Показать полностью 3

Битва при Ауэрштедте

Битва при Ауэрштедте Военная история, Война, Наполеон, Пруссия, Берлин, Битва, Прошлое, Кавалерия, Победа, Франция, Сражение, Картина, Живопись, Длиннопост

До этой битвы в правящих верхах Пруссии царил настоящий военный психоз. После образования новой антифранцузской коалиции (уже четвертой) им хотелось как можно скорее ринуться в бой. Пруссия, уверенная в том, что её армия — истинная хранительница заветов победоносного Фридриха II Великого, торопилась начать войну первой, чтобы ни с кем не делить лавры победы над Бонапартом. В победе не сомневался никто: высшее дворянство, генералитет и офицерство заверяли, что проучат корсиканского выскочку. Никаких трудностей в ходе этой компании пруссаки не ожидали. Наполеон, в отличие от прусского командования, подошёл к подготовке кампании со всей тщательностью.

Итогом нескольких битв, в числе которых была битва при Ауэрштедте, французы наголову разбили прусскую армию. В результате ошеломившего всю Пруссию поражения при Йене и Ауэрштедте, пруссаки потеряли более 20 000 человек убитыми и ранеными, а также 18 000 пленными. Большая часть прусской артиллерии оказались в руках французов. Было убито, ранено и пленено 20 генералов.

Битва при Ауэрштедте Военная история, Война, Наполеон, Пруссия, Берлин, Битва, Прошлое, Кавалерия, Победа, Франция, Сражение, Картина, Живопись, Длиннопост

Наполеон в битве при Йене. 14 октября 1806 г.

27 октября, то есть менее, чем через две недели после битвы, император французов с триумфом въехал в Берлин в окружении четырёх своих маршалов и нескольких элитных подразделений Великой армии. Моральное состояние пруссаков было столь сильно подавлено, что всего через месяц после начала войны Наполеону сдался прекрасно укреплённый Магдебург, а затем и другие немецкие города и крепости.

Пруссия пала. Победа французского оружия в кампании 1806 года была полной, сокрушительной и безоговорочной. Правительство, генералитет и народ Пруссии были подавлены и отказались от сопротивления императору. По мнению самого Наполеона, Йена и Ауэрштедт стала третьим самым счастливым днем в его жизни после победы при Маренго и под Аустерлицем.

Битва при Ауэрштедте Военная история, Война, Наполеон, Пруссия, Берлин, Битва, Прошлое, Кавалерия, Победа, Франция, Сражение, Картина, Живопись, Длиннопост

Картина Шарля Мейнира «Наполеон в Берлине»

Как отмечал Клаузевиц, Пруссия «погибла из-за своих форм государственного устройства». Феодальное королевство Фридриха Вильгельма III, опиравшееся на одни лишь заслуги своих предков, не выдержало столкновения с революционно-новаторским подходом Франции, выраженным в новой тактике ведения боевых действия.


После поражения при Йене и Ауэрштедте руководящими кругами были сделаны соответствующие выводы, в результате которых была начата модернизация армии, одними из идеологов и претворителей в жизнь которой были Карл фон Клаузевиц, Герхард фон Шарнхорст и Август фон Гнейзенау.

"В Йене Наполеон выиграл сражение, которого не мог проиграть. В Ауэрштедте Даву выиграл сражение, которого не мог выиграть."

"Ни одна из побед Наполеона не была столь же эффективна и полна, как эта".

Показать полностью 3

Вавилон

Вавилон Военная история, Прошлое, Вавилон, Вавилонская башня, Месопотамия, Античность, Висячие сады Семирамиды, Цивилизация, Статья, Архитектура, Чудо, Древние артефакты, Древний мир, Древность, Зиккурат, Длиннопост

Реки часто становились колыбелью цивилизаций, колыбелью Вавилона, а точнее всей Месопотамии стали реки Тигр и Евфрат. Эту территорию в Юго-Западной Азии мы также знаем под названием Двуречья. Именно на этих плодородных землях шумерами были созданы первые государства и закладывались первые города.


Вавилон был далеко не самым древнейшим из городов Двуречья - шумерские города Ур, Урук и Эриду были примерно на тысячу лет старше. Вавилон располагался в очень удобном месте - там, где сближаются реки Евфрат и Тигр и от главного русла Евфрата начинают отделяться многочисленные протоки. Положение Вавилона было благоприятным для занятия торговлей. В нем было множество рынков, на которых можно было продать или купить рыбу, финики, зерно, ткани и другие товары, нанять умелого работника.

Вавилон Военная история, Прошлое, Вавилон, Вавилонская башня, Месопотамия, Античность, Висячие сады Семирамиды, Цивилизация, Статья, Архитектура, Чудо, Древние артефакты, Древний мир, Древность, Зиккурат, Длиннопост

Во втором тысячелетии до н.э. многие большие государства Месопотамии вели изнурительные междоусобные войны. Постепенно в ходе этой борьбы, оставаясь как бы на ее периферии, начнет приобретать независимость и силу город, о котором мы будем говорить сегодня.


Само слово «Вавилон» является синонимом большого и величественного города, с аккадского это звучало бы «Баб-Илу», но, перекочевав в греческий, приняло вид – «Βαβυλών», именно этой транскрипцией мы и пользуемся сегодня. Дословно название можно перевести как «Врата бога», а в Библии Вавилон характеризуется как город, который «яростным вином блуда своего напоил все народы». Однако таким большим центром притяжения всего и сразу, «блуда» и торговли, город станет далеко не сразу.


Первые правители небольшого Вавилонского царства вели осторожную политику. Они заключали союзы с сильными соседними государствами и при этом точно выбирали наиболее выгодного партнёра. Таким образом, первые пять вавилонских царей смогли значительно расширить свои владения, но вровень со своими союзниками Вавилон не вставал. Пока к власти не пришел Хаммурапи.

Вавилон Военная история, Прошлое, Вавилон, Вавилонская башня, Месопотамия, Античность, Висячие сады Семирамиды, Цивилизация, Статья, Архитектура, Чудо, Древние артефакты, Древний мир, Древность, Зиккурат, Длиннопост

Долина рек Тигр и Ефрат, где и раскинулось само Двуречье (Месопотамия)

В момент воцарения Хаммурапи Вавилония была скромным царством, которое существовало менее века. Однако при правлении Хаммурапи границы Вавилонии заметно расширились. Так же царь был известен введением законодательных сборников, так называемых «Законов Хаммурапи». Для своего времени законы были более чем справедливыми и «продвинутыми». «Око за око, зуб за зуб» - это как раз из его законов, а огромные клинописные таблицы были расставлены повсюду в его царстве, чтобы никто не забывал о них. Более совершенные правовые законы появятся только в период Римской империи.

Вавилон Военная история, Прошлое, Вавилон, Вавилонская башня, Месопотамия, Античность, Висячие сады Семирамиды, Цивилизация, Статья, Архитектура, Чудо, Древние артефакты, Древний мир, Древность, Зиккурат, Длиннопост

Глиняная табличка с клинописью. Датируется примерно 2600 годом до н. э.

Вавилон помнит много достойных царей и правителей, после Хаммурапи хватало взлетов и падений, но что бы не происходило – Вавилон оживал и набирал силу вновь. Одними из тех, кто поставил Вавилонию на пик ее могущества были Набупалассар и eгo сын Навуходоносор II. Они объединили под властью Вавилона, ставшего при них центром мировой державы, всю Месопотамию, остановили египетскую агрессию в Сирии, подчинили себе Финикию и Палестину. Это было временем полного возрождения, экономического расцвета и культурного развития.


Навуходоносор II с огромным размахом обстраивал Вавилон, он писал про себя, что он, «как свою драгоценную жизнь, полюбил сооружение чертогов». Он сооружал ступенчатые башнеобразные культовые сооружения – зиккураты, храмы и скульптурные колоссы. Достаточно вспомнить чудеса света, среди которых: Висячие сады Семирамиды и Вавилонская башня.

Вавилон Военная история, Прошлое, Вавилон, Вавилонская башня, Месопотамия, Античность, Висячие сады Семирамиды, Цивилизация, Статья, Архитектура, Чудо, Древние артефакты, Древний мир, Древность, Зиккурат, Длиннопост

Зиккурат который можно увидеть и сегодня. Возведен в городе Ур, примерно 2050 год до н.э.

Считается, что Висячие сады были построены на возвышенной платформе, с пышными террасами, заполненными экзотическими деревьями, растениями и цветами, которые поливались сложной системой акведуков и ирригационных каналов.

Несмотря на свою репутацию одной из самых впечатляющих достопримечательностей древнего мира, точное местоположение Висячих садов до сих пор остается загадкой. Одни ученые считают, что они точно находились в Вавилоне, другие предполагают, что они могли располагаться в Ниневии, столице Ассирийской империи. Другие же склоняются к тому, что сады могли быть чисто мифическим творением, придуманным древними писателями для того, чтобы вызвать благоговение и вдохновить своих читателей.

Вавилон Военная история, Прошлое, Вавилон, Вавилонская башня, Месопотамия, Античность, Висячие сады Семирамиды, Цивилизация, Статья, Архитектура, Чудо, Древние артефакты, Древний мир, Древность, Зиккурат, Длиннопост

Реконструкция Висячих садов. Возможно, они выглядели не настолько монументально.

Помимо садов, еще одним венцом строительного искусства в Вавилоне стал дворец Навуходоносора II со знаменитой Вавилонской башней. Если верить различным источникам, то башня имела высоту 90 м. Это равняется современному 30-этажному жилому дому. А если учесть, что дворец был поднят над городом на обширной кирпичной площадке, то эта высота представлялась колоссальной. Существует библейский миф о попытке построить башню до небес. На это строительство собралось очень много людей - так называемое «вавилонское столпотворение». Разгневанный дерзостью людей бог «смешал их языки», так что люди перестали понимать друг друга, не смогли продолжить строительство башни и расселились по всей земле.

Вавилон Военная история, Прошлое, Вавилон, Вавилонская башня, Месопотамия, Античность, Висячие сады Семирамиды, Цивилизация, Статья, Архитектура, Чудо, Древние артефакты, Древний мир, Древность, Зиккурат, Длиннопост

Вавилонская башня. Работа Питера Брейгеля Старшего, 1563 год.

Говоря об архитектуре, нельзя не упомянуть о главных воротах самого Вавилона. Они были великолепно украшены разноцветными изразцами и посвящены богине Иштар.

Ворота Иштар были облицованы глазурованным цветным кирпичом. На синем фоне рядами располагались желтые и красноватые фигуры: символы силы, верности и изображение фантастических существ. От главных ворот начиналась дорога процессий, замощенная плитами из красного и белого камня, привезенного из завоеванных стран.

Вавилон Военная история, Прошлое, Вавилон, Вавилонская башня, Месопотамия, Античность, Висячие сады Семирамиды, Цивилизация, Статья, Архитектура, Чудо, Древние артефакты, Древний мир, Древность, Зиккурат, Длиннопост

Врата Иштар.

Но ничто не вечно, Вавилон и его величие не оказались исключением. Этот период подъема оказался для Вавилонии непродолжительным. Непрочность Вавилонского царства доказывается его быстрой гибелью в борьбе с персами. Персы смогли одолеть вавилонские войска и в 539 году до н.э. вступили в Вавилон, однако не грабя и не разрушая город.

Судьба не всегда была так благосклонна к легендарным «Вратам Бога», за 3 тысячи лет своей истории Вавилон трижды подвергался полному разрушению, но всякий раз восставал из небытия. Однако после захвата персами, город стал терять свой статус, начал приходить в упадок и к началу нашей эры исчез с лица земли.


Для истории древнего Двуречья характерны безжалостные нашествия, разрушения, массовая гибель людей. Разорению, а иногда даже полному исчезновению многолюдных и цветущих городов способствовал с древних времен сложившийся в Месопотамии обычай сжигать захваченные селения, а жителей уводить в плен. Вот почему уже более двух тысяч лет почти все легендарные города Двуречья остались лежать в развалинах.

Вавилон Военная история, Прошлое, Вавилон, Вавилонская башня, Месопотамия, Античность, Висячие сады Семирамиды, Цивилизация, Статья, Архитектура, Чудо, Древние артефакты, Древний мир, Древность, Зиккурат, Длиннопост

Великолепная реконструкция города Ниневия. И хотя сегодня мы говорим о Вавилоне, архитектурный стиль у этих городов был схож.

Ненадолго, в средневековье, Месопотамия пережила период нового подъема. На эти земли был перенесен главный центр ислама. Позднее страну захватили турки-сельджуки. Они создали огромную империю, но внешне мало что изменилось на этой земле. Сеть ирригационных каналов, сооруженных сотни лет назад сохранилась, несмотря на войны, и земля продолжала давать богатые урожаи. И только варварские походы монголов превратили Месопотамию в пепелище. Была разрушена система каналов, земля без воды высохла и потрескалась под палящими лучами солнца. Некогда цветущий край стал пустыней.

После этого на многие века люди забыли о существовании древней Месопотамии. Иногда в те края прибывали любознательные путешественники. Они рассказывали о таинственных холмах среди пустыни, которая стала кладбищем некогда великой и загадочной цивилизации.


Автор: сообщество "Пути Истории"

Показать полностью 8

В Питере шаверма и мосты, в Казани эчпочмаки и казан. А что в других городах?

Мы постарались сделать каждый город, с которого начинается еженедельный заед в нашей новой игре, по-настоящему уникальным. Оценить можно на странице совместной игры Torero и Пикабу.

Реклама АО «Кордиант», ИНН 7601001509

«Красные мундиры» в Наполеоновских войнах

«Красные мундиры» в Наполеоновских войнах Военная история, Война, Англия, Великобритания, Пехота, Ватерлоо, Завоевание, История (наука), Прошлое, Длиннопост

Красный мундир британской пехоты произошел от парадных мундиров начала XVII века. Официально он был введен в феврале 1645 года и следующие 250 лет большая часть британских пехотинцев носила такую форму, что делало их великолепными мишенями на фоне деревьев, джунглей и холмов необъятной Британской Империи.

По легенде, такой цвет выбрали, чтобы не было видно крови, но на самом деле яркие мундиры легче различить на поле, и, следовательно, поддерживать порядок и боевой дух. Кроме того, неплохие красители, дававшие красный цвет, в это время уже получали из сумаха и терновника, марены и некоторых других растений.

Термин «redcoat» («красные мундиры») стал источником гордости для британцев и ругательством для почти всех остальных.

«Красные мундиры» в Наполеоновских войнах Военная история, Война, Англия, Великобритания, Пехота, Ватерлоо, Завоевание, История (наука), Прошлое, Длиннопост

В период Наполеоновских войн общая численность британской пехоты достигала почти 200.000 человек. Несмотря на то, что в числе англичане не могли соперничать с французами, они стали настоящей головной болью Наполеона в мятежной Испании (и не только в ней).

Противоборство между французскими колоннами и британскими шеренгами почти всегда решалось в пользу последних. Говоря как-то о французской тактике, британский полководец Веллингтон заметил:

«У них есть новая система стратегии, посредством которой они могут перехитрить и сокрушить все армии в Европе… Они могут сокрушить и меня, но я не думаю, что им удастся перехитрить меня. Во-первых, потому, что я их не боюсь, как, похоже, все остальные; и во-вторых, если то, что я слышал об их системе маневрирования, – правда, то она не сработает против надежных войск. Подозреваю, что все континентальные армии бывали больше чем наполовину побеждены еще до того, как сражения начинались».

«Красные мундиры» в Наполеоновских войнах Военная история, Война, Англия, Великобритания, Пехота, Ватерлоо, Завоевание, История (наука), Прошлое, Длиннопост

То, что на британцев ничуть не производила впечатление репутация Великой армии, впервые стало ясно в сражении при Маиде 4 июля 1806 года. Это малозначительное сражение на материковой части Италии примечательно только тем, что превосходящие французские силы были обращены в беспорядочное бегство и потеряли в десять раз больше личного состава, чем противник, – обстоятельство весьма необычное для того времени. Один из французских маршалов признал, что «английская пехота лучше всех в мире. К счастью для нас, ее не так уж много».

«Красные мундиры» в Наполеоновских войнах Военная история, Война, Англия, Великобритания, Пехота, Ватерлоо, Завоевание, История (наука), Прошлое, Длиннопост

Битва при Ватерлоо

Стройные ряды пехотинцев, отметившихся быстрыми ружейными залпами во время битвы при Ватерлоо, сделали британскую армию силой, с которой в ходе многочисленных конфликтов XIX века мало кто мог сравниться.

Они стали символом колониальных амбиций британской короны. В XVIII и XIX веках они завоевывали Индию и Бирму, а также принимали участие в Опиумных войнах совместно с Британским флотом (1839–1860 годы). Однако во время завоевания провинций и колоний, находившихся на территории современной ЮАР, от своих знаменитых мундиров пехоте пришлось отказаться. После ряда неудач в битвах с зулусами и бурами в 1880–1902 годах британские военные переоделись в униформу цвета хаки.

Автор: сообщество "Пути Истории"

Показать полностью 3
Отличная работа, все прочитано!