Велосипед из хлама

Пролог. Когда всё это начиналось, я практически ничего не знал, ни о «крокодило-строении», ни о железе, ни о клубах любителей. Просто все вдруг стали носится на многоскоростных «горных» велосипедах и мне тоже захотелось. Мы тоже пробовали, взяв пару велов в прокате - понравилось. Покупать пару новых игрушек в планы нашей молодой семьи не входило. И тут я вспомнил, что в гараже давно висит нормальный такой вел, даже «многоскоростной» и я легко могу поставить его на ход «за недорого», ну а жене… конечно новый… если захочет или уговорю.

Продолжение в каментах, дабы не длиннопостить
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий
Чувак, да у тебя не велик из хлама, а каша из топора ))
Как хобби конечно увлекательно, но только неравнодушным к великам. А экономически это прорва как любое хобби.
раскрыть ветку
Автор поста оценил этот комментарий
Сезон №1. Или чем бы дитё не тешилось…

Итак, в одно прекрасное время я вдруг решил заняться восстановлением своего старого но ещё не совсем дохлого велоконя. В наличии: Турист ХВЗ 86 г.в. цвет красный, 4-е скорости, размер 3, с 93 г. не эксплуатировался. За время эксплуатации (по детству-юности) менял порванные спицы, исправлял восьмёрки, чинил трещётку и один раз заменил обе покрышки.
После вытаскивания его на свет и дальнейшего тестдрайва с дефектовкой, я понял, что менять придётся многое (как показало время – практически всё. Во первых обода со спицами, так как вытянуть эти восьмёрчатые яйца не представлялось возможным. Во вторых седло, на вид сильно кривое с разодранными швами. Ну и руль, тоже побитый временем и падениями, «баран». Ну а далее посмотрим…
Так как этот проект был чистым «новым хобби», бюджет на него выделился самым скромным ну и время соответственно. А покатацо хотелось быстрее. Ну и поехало потихоньку. Кстати при пробном выкате храповой механизм трещотки снова накрылся, но это я ещё в детстве наловчился чинить, делая пружинки из струны отцовской гитары.
Поехал в знакомый вело-магазин, теперь совсем уже не вело, но отдельчик остался. Купил два передних колеса в сборе на широких - дорожных стальных ободах, то ли китай, то ли индия, короче нонейм и красивый задний переклюк Shimano Tourney sis (RD-TX30). Ещё взял новые шатуны со звёздами (систему короче) 28-38-48 с креплением под конус, плюс переклюк для неё и педальки алюминиевые , тоже всё нонейм. Ну и напоследок взял руль, типа МТБ, стальной, хромированный с небольшим подъёмом. Больше ничего не приглянулось. Далее поехал на рынок и взял там две «кировских» покрышки со злым протектором (622х47), две камеры и две простые манетки на руль не индексные но щелкают, а то «родная» ещё тогда достала. По пути домой заехал в специализированный спортмагазин и разжился хорошим качественным седлом от Cycledesign.
Дома начался процесс апгрейта. Сначала занялся задней втулкой, при помощи кусачек, разобрать заднее колесо получилось очень быстро. Кстати у меня в загашниках валялась ещё одна задняя втулка с трещоткой – пришлось найти. И вот из этих двух 4-х скоростных втулок, применив немного смекалки и везения, удалось собрать одну 5-ти скоростную 14-28 с новыми handemade пружинками. На неё я и пересобрал одно из купленных колёс. Далее занялся установкой системы и переклюка для неё. Всё получилось довольно легко, но засада была впереди. Из за особенностей конструкции дешевого переклюка, цепь самостоятельно не могла соскочить на самую малую звезду, приходилось помогать пяткой. Решил пока не париться и позже исправить проблему заменой переклюка на более подходящий. После монтажа покрышек и установки колёс на свои места, вел уже стал проситься на покатуху. Но оставались ещё пару деталей. Задний переклюк встал на место «родного» без особых проблем. Руль + новые манетки + старые тормоза и грипсы тоже установился практически без проблем. Вылезла небольшая засада с прокладкой тросиков управления (это я про отсутствие бонок в местах «родных» манеток), но и это удалось забороть временным решением (работающим и сейчас). Седло тоже проблем не доставило, намекнуло правда, что узел крепления нужно заменить. После этих механических забав, кое как отстроив трансмиссию, помчался на тестдрайв…
Первый выкат показал: передний переклюк нужно менять однозначно, крепление седла тоже, тормоза нужно сильно лечить, ну и нужен кронштейн крепления велопузыря + сама бутылка. Но в общем катацо можно. И покатился первый «крокодилий» сезон…
В течении «первого» сезона я заменил передний переклюк на практически такой же, но санрайсовский, что устранило проблемы с переключением передач системы и трансмиссия стала нормальной, 15-скоростной; поменял узел крепления седла, но он тоже к концу сезона «устал»; подлечил тормоза, но думаю о замене; ну и поставил кронштейн с бутылкой для воды.

Сезон №2. Или аппетит приходит во время еды…

Откатав первый после «спячки» сезон, я прочувствовал на себе все нюансы взаимодействия комплектующих моего верного коня. За время зимнего перерыва с помощью «великого интернета», почерпнул много полезных знаний, в том числе узнал о существовании «крокодилостроения», о клубах любителей «крокодилов» и других велосипедов, о производителях, типах и линейках велооборудования и т.д. и т.п., короче я стал «в теме». Ну и плюсом нашёл место, где народ предлагает много приличных велодеталей, оставшихся от апгрейта или дербана. В итоге задумал повысить класс и надёжность своего «каймана», заодно и вес уменьшить. Слесарно-механическое сборное производство заработало снова.
Первое, что я задумал, это переделка тормозов. К сожалению двухосевых клещей, подходящих по размеру, быстро найти не удалось, поэтому решил замутить ви-брейки. Из за невысокой прочности материала велосипеда, просто приварить оськи к перьям мне показалось не слишком удачной идеей, поэтому придумал следующее. Сначала купил комплект ви-брейковых тормозов (полный набор включая ручки и тросики, зад + перед), тоже видимо из китая. Достав убитую переднюю железную амортвилку от МТБшника, отрезал от неё перемычку с осями вибрейков (гориллой зовётся) и прикрутил её вместо родного краба. Установив и отрегулировав новые тормоза (пока только задние), приступил к испытаниям. Смотрится это конечно как-то по колхозански, но зато работает отменно.
Через пару дней нашёл предложение двух комборучек 3х7 Shimano (ST-EF50) и тут же по халяве их прикупил. Это ерунда, что у меня не 3х7, а всего 3х5, главное что заработал индексный режим, правда не слишком чётко. И я сразу решил менять заднюю втулку. Сначала хотел купить просто резьбовую + трещотку на 7 звёзд, но снова найдя пару хороших предложений, взял втулку под кассету ну и кассету 7х. А втулка оказалась под 8х кассету, и 7х на ней просто болталась, нужна была шайба-проставка. Шайбу я на следую-щий день заказал знакомым токарям, но пока они её делали, человек продавший мне 7х кассету, выставил на продажу кассету 8х 11-32 (CS-HG30-81). И с небольшой доплатой я естественно поменял кассету. Вдогонку купил новую цепь, тоже Shimano. Пересобрав колесо на новую втулку, приступил к сборке. Так как новая втулка была большей длинны, пришлось раздвигать задние перья, что не составило больших проблем из-за достаточно пластичного материала рамы в отличии от хромолевого СШ. Но вылезли две других проблемы, стал нужен более продвинутый задний переклюк и правая комби, с манеткой на 8 скоростей. Пока искал данные детали, достал неплохой передний переклюк – Shimano Acera, цепь по системе стала перескакивать гораздо лучше. Тут наконец удача улыбнулась, и достались мне, задний переклюк – Shimano Deore (RD-M531), передний – Alivio (FD-M412) и комби-ручка на 8 скоростей, правда серебристого цвета. Тут же все эти детальки перекочевали на моего «кайманчика». В итоге, изучив конструкцию манетки, удалось доработать свою 7х до 8х и поставить её обратно, чтобы обе были одного дизайна и цвета.
Следующим этапом планировалась замена системы и каретки. Сильно китайская система уже начала «крутить мозг» да и вообще крепление клином уже давно изжило се-бя, ну и к тому же, хотелось малую звезду системы не на 28, а хотя бы на 24. Ну и погодя немного времени, удалось взять качественную мало катанную систему Eubico под квадрат (хотя и снова на 28-38-48) и каретку картридж Shimano BB-UN25. Заодно прихватил регулируемый вынос GT, подседельный штырь GT с одноболтовым креплением седла и подседельную быстросъёмную сумочку от Cycledesign. Как ни странно, но картридж удалось завернуть без проблем (ожидал несовпадения типа резьбы). Система с картриджем подошла как нельзя лучше, чайнлайн получился практически идеальным. Трансмиссия стала теперь работать много лучше. Осталось поставить подседельный штырь и регулируемый вынос. Но так как труба штыря была ф27.2 мм, а отверстие в трубе рамы 25мм, простой заменой не обошлось. Расшатав соединение трубки и узла крепления, удалось разобрать штырь на две части. Тут мне опять повезло, внутренние диаметры обеих трубок (куплен-ной и родной) совпадали, так что я просто вставил (в натяг) «современный» узел крепле-ния седла в отечественный штырь. Хоть соединение и получилось достаточно прочным, я всё же усилил его бо
Автор поста оценил этот комментарий
болтом с гайкой. Седло в итоге стало гораздо удобнее регулировать. Теперь настала очередь «модного» выноса. С креплением руля к выносу, вопросов не бы-ло, диаметры соответствовали, а вот с креплением выноса к штоку было посложнее. Вы-нос был рассчитан под стандарт 1,1/8 дюйма, то есть ~28.57мм, а диаметр отечественного штока всего 22мм. Пришлось снова обращаться к знакомым токарям, которые и изготовили переходную втулку (так называемую гранату) и декоративную крышку под стяжной болт. А дальше осталось только это всё собрать, что я вскоре и сделал. Испытания и регулировка положений седла и руля, позволили сделать посадку на велосипеде гораздо удобнее и комфортнее. Эксплуатация продолжилась до новых апгрейтов.

На этом пока всё. В скором будущем планирую замену передней втулки. Установленная в данный момент втулка, от китайских товарищей, достала уже своим быстрым износом, люфт приходится устранять очень часто. Ещё хочу поставить задний красный мигающий фонарь безопасности, крылья и велокомп. В более дальних планах, замена обо-дов на хорошие двойные, плюс соответственно и резину тоже поменять и конечно качественно покрасить раму с вилкой.

В заключение. В целом я практически доволен, велосипед «крокодил» получился хорошим гибридом в сторону МТБ, с комплектацией хорошего среднего уровня . В городе разгоняется и катит хорошо, позволяет без напряга преодолевать хорошие горки, коими изобилует наша местность. В лесопарковой зоне тоже хорошо бегает, в общем радует. Конечно материал из которого была изготовлена рама данного «туриста» считается весьма посредственным и хромо-молибденовые рамы Старт-Шоссе гораздо лучше. Но зато «мягкая» рама лучше сглаживает удары подвески. Да и вообще ИМХО окрокодиливание СШ лучше вести в шоссейную сторону. Более низкое расположение каретки снижает проходимость, уменьшенный вылет переднего колеса тоже сказывается при езде по разбитому просёлку, как и уменьшение базы в целом. Турист как бы более вседорожный (Allroad прям). Для такого направления лучше подходят рамы типа «Салют», а ещё лучше старый «Спорт», у которого задние перья, практически параллельны земле и само заднее колесо установлено ещё дальше от подседельной трубы, ну и база тоже несколько увеличена. Всё это делает «Спорт» хорошей основой для настоящего грязепеда.
Автор поста оценил этот комментарий
Экономически это всё вытянуло на 7 т.р., включая велокомп, фонари и рюкзак. Жене я взял унивегу на таком же наборе трансмиссии за 13 т.р. Так что денги уже съэкономил. Конечно современная техника выглядит гораздо достойней, но этот "привет из СССР" не ужасает и катит достойно. А сколько удовольствия я получил при этом, вообще не передать. Особенно когда съездил в велопоход на 80 км. с парнями на "хороших" велах и не чуствовал себя ущербным по технике.