Тайна церковных денег: на что живет приход.

Из чего складываются доходы и расходы церковного прихода? Как ведется бухгалтерия? Информации об этом мало не только у прихожан, но и у профессиональных экономистов.


"Великая тайна, о которой не любят говорить священники, — способ отражения пожертвований в бухгалтерской отчетности. Мы пытались это выпытать, но у нас не получилось", — сетует старший преподаватель кафедры экономики факультета социальных наук Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета Сергей Шолохов. Церковные финансы непрозрачны, прихожане же видят лишь результат работы денег — отреставрированные храмы, горящие свечи перед иконами, пышное богослужение.

Тайна церковных денег: на что живет приход. РПЦ, Церковь, Финансы, РИА Новости, Длиннопост

"Церковная экономика прозрачная, простая и примитивная! — возражает заместитель председателя финансово-хозяйственного управления Русской православной церкви священник Евгений Гущин. — Базовая структура доходов и расходов изложена в уставе. А прихожане нам и так доверяют".

В епархию подается такая же финансовая отчетность, что и в налоговую службу, только с приложением отчета по мероприятиям, проведенным в приходе.


Никакой проблемы с прозрачностью церковной бухгалтерии не видит и руководитель правового управления Московской патриархии игумения Ксения Чернега. По ее словам, приходская бухгалтерия работает по общим правилам, но отчитывается только перед своим священноначалием и налоговой. "Приход — это не общественная организация, он вовсе не должен быть подотчетным гражданам, государству и обществу", — объясняет она. Публикация годовых отчетов на приходских сайтах не предусмотрена ни законодательством, ни уставом приходов.

"Непонятно, зачем это делать и перед кем мы должны отчитываться? Приход — это каноническая структура, которая живет в соответствии с древними традициями. На протяжении всех веков Русская церковь не отчитывалась ни перед кем о том, как использует имущество и пожертвования", — подчеркивает Чернега.

Правда, прихожане, жертвующие крупные средства, по законодательству имеют право знать, как их расходуют. "Моему приходу одна компания выделила большую сумму. И мы подготовили самую строгую отчетность — вплоть до копейки, даже за остаток в 16 рублей отчитались", — говорит отец Евгений Гущин.

Тайна церковных денег: на что живет приход. РПЦ, Церковь, Финансы, РИА Новости, Длиннопост

В церкви есть две модели управления финансами прихода. В дореволюционной России всем распоряжался настоятель. На Поместном соборе 1917 года попытались сбалансировать роль духовенства и мирян. В советское время финансами заведовал исключительно староста, а священник был просто "наемным работником". И только реформы последних десятилетий вернули духовенству полную власть над экономикой прихода.


По мнению отца Стахия, отчетность может быть доступна только зарегистрированным членам прихода, тем, кто платит приходские взносы, как это было до революции. Эту традицию сохранили русские православные приходы за границей. Правда, чем больше вес мирян в приходских делах, тем больше у настоятеля проблем, отмечает священник. При таком подходе настоятель, по сути, становится тем самым "наемным работником", которого приход может и зарплаты лишить, если сочтет, что он не выполняет свои обязанности.


В самой Московской патриархии нет полной картины церковных финансов. По словам Гущина, в уставе Русской православной церкви четко зафиксировано, что финансы — это внутреннее дело каждой епархии, куда не может вмешиваться даже патриарх. "Иначе придется делать суперцентрализованную структуру по типу Римско-католической церкви", — добавляет он.

В финансово-хозяйственное управление Московской патриархии поступают отчеты приходов Московской епархии и всех епархий Русской православной церкви, но не приходов в составе этих епархий. "Мы не имеем ни малейшего представления об отчетности приходов других епархий. Нас не интересует их финансовая часть, потому что там ничего особенного нет. Нас интересует их богослужебная жизнь", — говорит Гущин.

Тайна церковных денег: на что живет приход. РПЦ, Церковь, Финансы, РИА Новости, Длиннопост

Отец Евгений служит настоятелем небольшого, всего человек на 80, деревянного храма на окраине Москвы. Помимо него, там еще два священника и 18 сотрудников — алтарники, хор, охранники и уборщики. Содержание клира и храма обходится примерно в 570 тысяч рублей в месяц.


Настоятель храма иконы Божией Матери "Всецарица" на станции Люга в Удмуртии священник Андрей Полин рассказывает, что в его церковь из тысячи местных жителей ходят только десять постоянных прихожан. Доход — около 20 тысяч рублей в месяц. В среднем один прихожанин жертвует за службу 100-200 рублей на записки и свечи. Отопление стоит 2500 рублей, свет — еще 500, остальное — на зарплату священнику и хору.


Церковную кружку, куда люди целый месяц опускали пожертвования, вскрывает особая комиссия и оформляет соответствующий акт. "Пожертвования граждан в пользу религиозной организации не могут документироваться, потому что они анонимны, — уточняет игумения Ксения Чернега. — Наличные пожертвования актируются и выступают предметом годовых отчетов прихода в патриархию, но в налоговую эти отчеты не отправляются". Пожертвования, полученные при совершении религиозных обрядов, согласно статье 251 Налогового кодекса России, также налогом не облагаются.


Большая часть собранных приходом денег обычно уходит на содержание храма, зарплату клиру и сотрудникам, коммунальные платежи.
И еще: в Москве, например, все приходы платят взносы на общецерковные нужды и сборы в Попечительскую комиссию, которая помогает пожилым священникам.


Автор Александр Филиппов


https://ria.ru/20190209/1550618406.html

25
Автор поста оценил этот комментарий
Не забывайте, кроме пожертвований, РПЦ получает субсидии, храмы строятся на федеральные деньги зачастую, в Москве выделяются из бюджета города. + У РПЦ куча бизнеса, с которого налоги не платятся.
раскрыть ветку
15
Автор поста оценил этот комментарий

Как же это охрененно удобно. Все на голом доверии и невмешательстве. Никаких реальных отчётов, никому ничего не скажем. Чем дальше тем больше РПЦ напоминает мне самую обыкновенную сеть магазинов а-ля Магнит или Дикси. Куча точек где только можно открывается? Открывается. Рядовые сотрудники на местах стараются честно работать? Стараются. Топ-менеджмент интересуют только итоговые цифры? Само собой. Корпоративные цвета, дресс-код и распорядок? На месте. Отличие только в том, что остальные сетки налоги платят, а вот попы наоборот ещё и из бюджета постоянно подсасывают.

6
Автор поста оценил этот комментарий

Сколько тех кто не жертвует, но хочет знать как расходуются не их деньги! Я не из РПЦ если что.

раскрыть ветку
13
Автор поста оценил этот комментарий

Был у меня знакомый священник, мхинатор  ещё тот. Покупал на стороне свечи и продовал через лавку вместо присланных сверху, за службы с дьяконом суммы половинили.


Такой талант быстро заметили, ушёл на повышение, думаю лет через пять епископом станет.

16
Автор поста оценил этот комментарий
Бездельники и халявщики, живущие за чужой счет. Вся суть РПЦ.
раскрыть ветку