Почему мы больше не летаем на Луну

Этот вопрос был задан Эдвину «Баззу» Олдрину восьмилетней девочкой, и несчастному астронавту пришлось выкручиваться, отвечая общими фразами типа «променяли космос на айфоны», дабы не травмировать нежную детскую психику. Увы, реальность ещё более жестока и цинична – променяли космос на айфоны не просто так.


Большинство людей сегодня вполне согласны с Олдрином. В сущности, в какой-то мере оно даже так и есть. Однако астронавт умолчал о причине такой замены – и вот тут-то можно начинать плакать.


Первое, о чём стоит сказать, и самое очевидное, это мотив. Какие мотивы лететь на Луну были в 60-х годах? В первую очередь – политические. Шла космическая гонка, коммуняки уже отправили в космос и первый спутник, и первого человека – надо было обгонять. Советы тоже активно старались унизить проклятых капиталистов ещё и в этом плане, так что с энтузиазмом пилили свою программу. Почему она не взлетела – поговорим чуть позже, а сейчас вернёмся из холодной войны в современность и посмотрим на состояние аэрокосмической отрасли. И поплачем, как же без этого.


Космической гонки попросту нет. Роскосмос – единственный потенциальный конкурент NASA – скорее мёртв, чем жив. С 1991 года была запущена единственная АМС, да и та, к сожалению, даже не вышла на расчётную траекторию. Единственная сфера, где ещё теплится жизнь – это таксование на МКС, и она тоже уже поёт лебединую песню – прогресс не стоит на месте. Китай? Да, они серьёзно и успешно работают, но пока что движутся по стопам предшественников. JAXA, ESA? Они не конкуренты, а скорее коллеги. Вот и получается, что соревноваться попросту не с кем.


И как следствие, финансирование NASA не достигает тех высот, которые могли бы дать возможность говорить о новой лунной программе. На 2018 год им выделили 20 миллиардов баксов – с одной стороны, это дофига, с другой, одна только программа разработки и запуска «Сатурн-5» (т. е. ракеты-носителя без всего остального) стоила 50 миллиардов в ценах 2014 года. В 1966 году NASA выделяли аж полпроцента ВВП США. Сейчас, для сравнения – 0,001%. Такие дела.


Ну а экономических причин летать на Луну по понятным причинам тоже нет. На Луне нужно добывать вещество с ценностью как минимум меланжа, чтобы окупить его стоимость. Даже гелий-3, если в реголите его окажется дофига, сейчас мало кому нужен.


Однако это ещё не всё. Второй, куда более тонкий момент – это технологии. Многие несведущие в аэрокосмической сфере люди задают вполне логичный вопрос – если NASA слетали на Луну в 60-х, почему бы им не повторить это? Ведь ракета есть, лунный модуль есть, чертежи есть, сделайте да слетайте! Конспиролухи так и вовсе на полном серьёзе приводят его как аргумент в пользу своих бредней (и этим отличаются от нормальных людей, которые не пытаются судить о том, чего не знают). Ответ на него, впрочем, очень прост. Заключается он в том, что программа «Аполлон» – это разработка 60-х годов. И использовать её нельзя не потому, что она устарела, а потому, что она устарела.


Непонятно? Сейчас объясню. Да, у нас есть чертежи ракеты, лунного модуля, программа полёта и так далее. Она устарела, но на ней вполне реально слетать на Луну – ведь сделали же это аж шесть раз. Вот только современные станки и производственные мощности давно уже ушли вперёд, и для них нужно заново разрабатывать техпроцесс. AGC, бортовой компьютер «Аполлона» - это компьютер 60-х годов, со всеми вытекающими. Чтобы воссоздать «Аполлон» в неизменном виде, придётся каким-то образом лепить точно такой же компьютер. Представляете, да? К слову, с этим таки довелось столкнуться в реальности – улетевшие к звёздам «Вояджера» работали на компьютерах 70-х годов, и ими же управлялись даже в 2015-м. И когда управлявший этими компьютерами инженер собрался сваливать на пенсию, выяснилось, что никто из современных специалистов попросту не умеет работать с древними машинами. Кем заменить пенсионера? В лучшем случае можно попросить его задержаться на годик и поучить какого-нибудь энергичного отрока языкам программирования 40-летней давности. Весело, правда?


То есть мало будет каким-то образом восстановить куда более старые компьютеры Аполлонов, надо будет ещё разобраться в них. Надо будет найти техническую документацию, найти специалистов, которые хоть что-то помнят о том времени, и так далее. Думаю, вы уже догадались, что куда проще тупо разработать всё заново.


А на это нужны деньги. Нужны ОЧЕНЬ большие деньги. Просто так их никто не выделит – нужен мотив. Как водится, серьёзный мотив. Есть ли он?


Вопрос риторический.

Исследователи космоса

16.3K постов46.7K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Какие тут могут быть правила, кроме правил установленных самим пикабу :)

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
28
Автор поста оценил этот комментарий
Ага, а для производства автомобиля Ford-A нужны именно станки 1920-го года, и ни в коем случае не современные
раскрыть ветку (59)
61
Автор поста оценил этот комментарий

Ты не поверишь, но да. Техпроцессы меняются. Станки меняются. Ты не можешь взять старый чертеж подойти к современному станку, ткнуть в этот станок бумажным четрежом и сказать "сделай пиздато". Тебе нужен либо такой же станок либо перерабатывать всю документацию под современное оборудование, что по сложности хоть и проще разработки с нуля, но всё равно требует много сил.


И это если вдруг мы решили повторить старый механизм с точностью до последнего винтика. Но предположим ты решишь "да нахуй его повторять точь в точь, давай просто посмотрим на четреж и сделаем что-то подобное". То я, как человек который сталкивался с адаптацией старых решений на новый лад, расскажу один неочевидный момент. Далеко не все вещи подробно документируются, многие нюансы хранятся в голове разработчиков. Скажем на испытаниях столкнулись с проблемой, которая проявляется только при определенном хитром стечении обстоятельств, тут кто то предложил какое то нетипичное решение этого, все сказали зашибись и написали, что трубка 135-Б должна быть изогнута в форме буквы W с радиусом кривизны не более ХХХ мм. Для них на тот момент это было очевидно. Ты же спустя много лет читаешь документацию и видишь кривую трубку. При этом она явно мешается устанавливать другие компоненты, она требует дополнительные технические сложности при сборке, и которая выглядит абсолютно не нужной (о тех хитрых стечениях обстоятельств ты можешь и не догадываться). И даже когда у тебя есть возможнось подойти к тому инженеру который это разрабатывал и спросить, то он может банально не помнить зачем 30 лет назад сделал эту кривую трубку, а в случае с устройствами прошлого века, то уже не у кого.

раскрыть ветку (38)
8
Автор поста оценил этот комментарий

О, я тоже обожаю техноархеологию)

Однажды модернизировали техпроцесс водоочистки шестидесятых годов на суровых условиях - новое оборудование поставить, но старое не трогать. И, когда тянули новые трубопроводы в цехе, сколько я навидался таких неочевидных труб (привет от прошлых поколений местных рационализаторов), необозначенных ни в одном чертеже, но сильно помогавших ведению процесса.

27
Автор поста оценил этот комментарий
Блин, чувак, увидев вышестоящий комментарий также думал написать про то что технологический процесс это не тупо взять чертеж и сварганить ракету, это хренова туча отраслей. Всякое там материаловедение, станкостроение и куча всего. Пока строчил, вспомнил что споры в интернете штука неблагодарная. А тут такой развернутый ответ. Респект и уважуха)
ещё комментарии
11
Автор поста оценил этот комментарий
Форд проще.
Но для ракеты нужен например, определенный сплав, но он устарел и его не выпускают, просто так другим не заменить, надо все расчёты проводить заново.
раскрыть ветку (4)
9
Автор поста оценил этот комментарий

Сплав не может устареть.

То что его не выпускают не говорит о его "устаревании"

раскрыть ветку (3)
10
Автор поста оценил этот комментарий
Просто на место старого сплава пришел новый, а как он себя поведет неизвестно. Это как броня танка, Вы же не будите утверждать, что Т-34 и Т-14 из одного сплава сделаны...вроде это и называют "устариванием"
ещё комментарии
2
Автор поста оценил этот комментарий
Может.
ещё комментарии
13
Автор поста оценил этот комментарий

Придётся заново разрабатывать техпроцесс их создания.

раскрыть ветку (8)
5
Автор поста оценил этот комментарий
По мне - человечеству космос просто не въебался. Летают там спутники навигации и разведчики - и достаточно. Никуда мы не полетим, пока не изменится принцип движения в космосе, а не "технологии" реактивного движения. Реактивное движение сродни прыжкам блохи на собаке - вроде оторвалась, но толку мало. А уж пресловутые "космические технологии" вообще бесят. До нас, простых граждан они доходят через 30-50 до лет после их изобретения. Как же, СЕКРЕТ, бля.
раскрыть ветку (3)
2
Автор поста оценил этот комментарий

Чего? ВСЕ патенты, полученные по лунной программе, американцы тупо выложили в общий доступ сразу же после её завершения. Бери да пользуйся!

раскрыть ветку (2)
1
Автор поста оценил этот комментарий
У них и все снимки в таком же "открытом доступе", только покажут, если запросить точный номер по каталогу. Попробуйте.
раскрыть ветку (1)
2
Автор поста оценил этот комментарий

Честно говорю -- мне есть что сказать на эту тему, но я принципиально не спорю со свидетелями секты "лунного заговора США" :)

2
Автор поста оценил этот комментарий
Почему не делать по старому ТП? И ТП просто возможно в некоторых местах придется скорректировать
раскрыть ветку (3)
5
Автор поста оценил этот комментарий

В слишком многих местах надо корректировать. Это приводит к итерационному процессу, в ходе которого меняются детали, повторить которые можно. В общем, если хотите понять, - шуруйте в инженерный вуз и отучитесь там годков этак 6.

ещё комментарии
5
Автор поста оценил этот комментарий

Настраивать современные станки, чтобы они производили детали 60-х годов не намного проще, чем придумать новую современную ракету и выпускать ее детали. Получается, что делать старую ракету не так уж и выгодно.

ещё комментарии
1
Автор поста оценил этот комментарий
И да нужны, конвейер нужен именно тот
Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку