Первые соревнования или “С небес на землю”.
В прошедшие выходные в городе Первоуральск прошли соревнования по ралли-спринту. И об этом я хотел бы рассказать. Как проходят подобные соревнования, свои наблюдения и выводы, а также привлечь к подобным соревнованиям больше людей, не занимающихся автоспортом профессионально.
Начну с того, что в подобных соревнованиях могут принимать участие (есть даже специальный класс для подобных участников) любители на стоковых автомобилях. Т.е. можно приехать на автомобиле, на котором ещё недавно ты отвозил картошку на дачу или ездил повидать бабушку. Всё это совершенно не должно тебя останавливать. Единственный момент, который лично меня удерживал от подобного участия на своём повседневном автомобиле – это вероятность аварии. Пока что я участвовал только в одних соревнованиях и на одном только треке, но свою точку зрения я поменял. Могу сказать, что трасса очень широкая. Автомобили разворачивало и заносило прилично, но ни один не пострадал (на сколько мне известно).
Цены на участие тоже вполне демократичные: взнос 1000 р + страховка(можно было сделать на месте на 3 дня и составляет 300р). Думаю, что это вполне можно рассматривать как отдых выходного дня. Вот только стоит одеваться ОЧЕНЬ тепло. Если едете со своей девушкой, то она должна быть заряжена, как на Северный полюс. Так как большинство соревнований проводится практически на энтузиазме, то тёплым чаем и бутербродами Вам стоит заранее озаботится самостоятельно. И это открытая местность, продуваемая насквозь.
Теперь касательно заездов, подготовки и покрытия трека. Я ехал на совершенно незнакомую трассу. Это, конечно, авантюра – стоит заранее приезжать на трек и набивать руку, нарабатывать оптимальную траекторию и подбирать передачи. В самом начале дают проехать ознакомительные три круга. А после этого два боевых заезда по два круга. Т.е. всего проезжаешь 7 кругов, лучшее время из всех семи идёт в итоговый зачёт.
Кстати, всем уже набил оскомину зимний дрифт, но оказалось, что опыт именно в этой дисциплине значительно улучшит Ваш результат на кольце. Все трассы под ралли – это плотный грунт, но при наших метеоусловиях они покрыты толстым слоем ледяной корки. Многие повороты проходят именно в скольжении, а значит навык дрифта Вам в плюс. Были даже прямые участки, на которых задняя ось(она же попа) стремилась обогнать перед при открытом газе.
Буквально за пару минут до окончания подачи заявок на участи и досмотра автомобилей на площадку влетел старенький москвичёнок. Из него вышел не менее колоритный водитель и бегом устремился в судейскую. Был он одет в грубые ботинки(может даже кирзачи), широкие штаны, фуфайку “классического” болотного цвета и шапку ушанку, а в довершение всего постоянно смолил папиросу. Довольно забавно, не правда ли? Вот только стоило ему выехать на ознакомительный заезд… и всё стало на свои места. Занял он не первое место в нашем классе “Классика”, только второе. Но пролетал всю траекторию безапелляционно и по наилучшей траектории. Я бы применил такое понятие, как “эффективное” прохождение трассы, если можно так выразится. Бойтесь москвича!!!
Я занял своё последнее, ну или предпоследнее место))) Но опыт иначе не получить, нужно принимать участие. Ну а выводы я сделал следующие:
1. Принимайте участи везде и всегда - это опыт, который иначе Вам просто не получить
2. Не стоит пренебрегать зимним дрифтом, на треке очень полезно будет проходить и чувствовать машину в постоянном заносе.
3. Как всегда, опыт и навыки вождения решают на треке значительно больше, чем мощность и красивые наклейки)))
4. Приезжайте и приглашайте друзей. Это интересные мероприятия(бесплатные для зрителей), только оденьтесь теплее и запаситесь горячими напитками.
- Вы тоже с ралли?
- Нет, я курил
Лучший пост для пятничного утра, без вариантов. Спасибо. И чтоб два раза не вставать, кто-нибудь в курсе где подобные мероприятия в подмосковье планируются?
Кроме навыков и опыта еще очень и очень важна резина, особенно зимой. И на зиму имеет смысл обзавестись 1-2 комплектами чисто под такие гонки (чисто под лед-снег и на случай когда появляется грунт, чтобы не убить шипы на первом комплекте)
Еще могу посоветовать по минимуму ехать боком т.к. это лучший способ потерять время. Идеально ехать везде внатяг сводя пробуксовку к минимуму (особенно на 1-2 передачах). Если допускать “езду боклм“ то с минимальным углом и скольжением всех 4 колёс, однако проще ехать везде внатяг, чем найти ту грань, когда скольжение позволяет выиграть время.
"Диван икзпёрд мод" спасибо симуляторам)
Скорее упражнение "переставка"/контрзанос перед резкими поворотами больше вытащит чем управляемое скольжение. А на тупых поворотах - просто контролируемое движение без сносов/заносов.
Дрифт и ралли сочетаются никак. Так как в первом надо контролируемо вести авто находясь в ситуации с нестабильным сцеплением с поверхностью и дичайшей потерей эластичности тяги на избыточное вращение заднего моста, при этом вектора передней и задней оси не со направлены, что тормозит общую скорость авто. А во втором - максимально не терять сцепление и проходить с максимальной скоростью повороты, имея хороший запас по эластичности тяги, стараясь чтобы несовпадение векторов задней и передней оси было по минимуму, для сохранения скоростного результата.
Переставка - перед резким поворотом вынос задней оси машины на внешний радиус(рулиться в начале в противоположную сторону от поворота, чтобы сорвать сцепление задней оси, возможно выполнение даже без ручника), доруливание передним мостом поближе к повороту(после выхода задней на внешний радиус, рулиться уже в поворот, вынос задней оси регулируется газом и ручником), чтобы при прохождении поворота сложение векторов задней и передней оси машины смотрел на выход из поворота. Дофига заумно. Выглядит это почти как дрифт, только управляемого скольжения тут по минимуму.
Контр-занос/снос - вынос авто с заносом в начале из поворота, с последующим выпрямлением вектора движения сонаправленному с выходом из поворота.