Навыки, которые я хотел бы получить ещё в школе - "Контракт на один фургон"

Навыки, которые я хотел бы получить ещё в школе - "Контракт на один фургон" Навык, Длиннопост, Контракт

Думаю, у каждого из нас есть какие-то знания или опыт, о которых он думает "Если бы я знал это Х лет назад, всё сложилось бы по-другому".

И помимо специфичных или сугубо профессиональных навыков("эх, умел бы я так красиво и быстро вытачивать втулки лет 8 назад" или "эх, если бы я раньше научился делать коронарное шунтирование, уже был бы главврачом"), есть навыки, которые нужны любому человеку любой профессии.


Одним из самых полезных навыков (и я часто жалею, что меня этому не научили ещё в школе) в моём личном хит-параде (сразу после "посуду после гречки мой сразу") является навык под кодовым названием "контракт на один фургон"


Почти каждый день я встречаю на пикабу истории, о которых думаю - вот ещё одна типичная история "контракта на один фургон".


Изначально этот термин использовал Гевин Кеннеди в своей книге "Договориться можно обо всём", для понимания мне придётся привести довольно длинный кусок:


"Один из вариантов сделок, которых следует избегать при любых обстоятельствах (хотя обстоятельства могут сложиться и не в нашу пользу), известен под названием «контракт на один фургон». Это убийственная штука, потому что все, что может пойти наперекосяк, обязательно так и пойдет (знаменитый закон Мерфи), а все, против чего вы застраховались, случается только после того, как вы пропустили срок выплаты очередного страхового взноса.


Заботиться о том, чтобы избежать катастрофических последствий непродуманной сделки, нужно тогда, когда эта сделка оговаривается.


Рассмотрим следующую ситуацию. Вы коммивояжер, и вам необходим на месяц фургон, чтобы развозить товары в далекой Аравийской пустыне. Ваш хороший приятель из местных предлагает контракт на аренду автофургона: «Один автофургон, $1000, аренда на один месяц».


Что же плохого в простом и ясном («один автофургон и т.д.») контракте?

Навыки, которые я хотел бы получить ещё в школе - "Контракт на один фургон" Навык, Длиннопост, Контракт

Ни сложностей, ни волокиты, ни преград, ни барьеров — плати деньги и катись на всех четырех колесах. Однако главная проблема «однофургонных» контрактов состоит в том, что практически все в них отдается во власть безжалостного закона Мерфи.

И это касается обеих сторон сделки.

Ни одна из сторон ни в малейшей степени не защищена «одно–фургонным»

контрактом. Если вы подадите на другую сторону в суд, то либо проиграете дело, либо

будете терять деньги пачками, оплачивая «битвы адвокатов». В любом случае единственными радостными лицами в суде будут лица адвокатов да еще менеджеров их банков.

Если вы — арендатор фургона, у вас нет гарантий, что вы получите именно ту машину,

которую ваш приятель показал вам на площадке, а не какую–нибудь развалину, которую он

держит на заднем дворе. Конечно, вы можете возразить: «Я доверяю ему — мы вместе ходили в школу!» Он и впрямь может быть вашим лучшим другом и все такое прочее.

Это, конечно, здорово, но сколько же рассказов о разбитой дружбе начинались так: «Я

организовал бизнес с моим лучшим другом…»

Если же вы арендодатель в «однофургонном» контракте, у вас нет никаких гарантий, что

машину вам вернут в том же состоянии, в котором она уехала с вашей стоянки.

Когда ее вернут (если вернут), то ее, возможно, придется поставить где–нибудь

подальше, на заднем дворе — потому что держать ее рядом с другими машинами будет просто невозможно. Но теперь вы сможете «сплавить» ее первому же идиоту, который явится в ваш офис, мечтая о сделке «на один фургон»!

В «однофургонном» контракте возможностей для будущих конфликтов более чем достаточно: в каком состоянии должен быть фургон, когда его полагается вернуть, кто

отвечает за страховку, кто платит за парковочные штрафы и т. д.


Так как же не попасть в ловушку «однофургонного» контракта? Запросто. Единственное,

что вам нужно делать, —  задавать массу вопросов, все из которых начинаются с двух простых слов, и задавать эти вопросы до тех пор, пока вы не убедитесь, что оговорили все. Слова, которыми начинаются все ваши вопросы, это: Да вы знаете кто мой папа

ЧТО, ЕСЛИ?...


Применим данную модель к ситуации с арендой «рейндж–ровера» для миссии в Богом

забытой суровой пустыни Омана. В зависимости от того, хотите ли вы сдать в аренду

автомобиль или арендовать его, вы можете спросить (или должны быть готовы ответить на

вопрос):


(Часть вопросов я опущу для краткости, кому интересно - можете прочитать в книжке.

Также надо учитывать, что автор мыслит гораздо глобальнее меня и сразу ищет варианты наиболее выгодные для задающего вопрос, а не просто задаёт вопросы ради вопросов)


Вопрос арендатора. Что если машина сломается в пустыне по причинам, не связанным с неправильной эксплуатацией, причем запасные части для такого рода поломки в комплект не входят?

Совет. Договаривайтесь о гарантиях и ответственности за доставку частей для

ремонта или новой машины.


Вопрос арендодателя. Что если машина сломается из–за неаккуратного вождения?

Совет. Требуйте, чтобы у арендатора были скидки за неубыточность в страховых компаниях и чтобы он возвращал машину на место за свой счет.


Вопрос арендатора. Что если машина конфискована за долги кредиторами

арендодателя и я не смогу окончить свою работу?

Совет. Включите в договор страховую выплату для немедленной замены и

настаивайте на том, чтобы эту страховку оплатил владелец автомобиля.


Вопрос арендодателя. Что если арендатор вел себя неподобающим образом и

разгневанное местное население разнесло машину вдребезги или обстреляло ее из–за аварии, в которой пострадал верблюд?

Совет. Включите в договор пункт о «возвратном» депозите на солидную сумму,

который удерживается арендодателем в подобных случаях.


Вопрос арендатора. Что если я сбил верблюда и местные забрали за это

автомобиль?

Совет. Посоветовать тут нечего. Значит, вы не заберете «возвратный» депозит.


Вопрос арендодателя. Что если у автомобиля нет лицензии на пересечение границы,

а вы случайно ее пересекли?

Совет. Обязуйте арендатора пользоваться машиной только внутри страны и сделайте

его ответственным за все нарушения местного эмиграционного законодательства. Возьмите с

него «экспортный» депозит и продайте ему дорожную карту.


Вопрос арендатора. Что если я обнаружу, что арендодатель не является законным,

владельцем фургона, и власти его отберут?

Совет. Требуйте доказательств прав собственности или же, в отсутствие должного

документа, добивайтесь по–настоящему серьезной скидки с аренды и страховых выплат.


Вопрос арендатора. Что если мы не придем к соглашению обо всех «что, если», а мне

уже нужно будет возвращаться в Великобританию?

Совет. Явный ход с целью тут же «добить» контракт. Скажите арендатору, что, если он сразу согласится на ваши условия, то может забирать машину прямо сейчас. Если нет — то придется попозже.

...

Взгляните на резюме контракта, заключенного в Омане, и сравните его с

«однофургонным» контрактом, приводившимся ранее:

«Один «рейндж–ровер», модель 1998 года, как новый, 12 020 миль по одометру, все части в рабочем состоянии, техобслуживание проведено после пробега 12 000 миль, укомплектован запасными шинами, приводными ремнями, выхлопной системой, свечами, новым аккумулятором, рулем, цепью, лебедкой и 25 галлонами бензина. Доставка к вашему отелю к 6 утра в следующий вторник. Плата по доставке $1000, только наличными. Страховка за месяц использования и все штрафы за дорожные и прочие нарушения оплачиваются арендодателем. Любые дефекты кузова должны быть указаны при доставке, иначе принимается «как есть». Плата за аренду покрывает пользование в течение месяца и неограниченный пробег только на период со следующего вторника по 2 ноября. В конце срока аренды арендатор обязан вернуть автомобиль к 6 часам утра, заправленным и в рабочем состоянии, а также оплатить при возвращении (только наличными) все повреждения, дефекты и недостающие части».


Я охотно признаю, что даже этот контракт уязвим с юридической точки зрения — однако он куда как лучше той «однофургонной» сделки, которую предложил вам ваш «приятель» в Маскате"


Может показаться, что это всё дебри юриспруденции и надо иметь сертификат нотариуса для решения подобных вопросов, но я хочу подчеркнуть именно бытовой аспект этого навыка.

Практически каждый день мы совершаем "сделки", будь то покупка нефтяных скважин на заповедной территории индейцев, или решение кто из родственников и на каких условиях будет делать ремонт в бабушкиной квартире и не всегда эти эти вопросы лежат в юридической плоскости, но почти всегда могут иметь интересные последствия.


Возможно у кого-то возникнет вопрос - почему я называю это именно навыком, а не здравым смыслом или правовой грамотностью или чем-то ещё.

Всё дело в том, что это умение думать о последствиях, вариантах развития событий и задавать правильные вопросы, чтобы к ним подготовиться, можно и нужно практиковать, тренировать и развивать.

Никто не рождается со знанием какие пункты прописывать в контракте при аренде фургона в Аравийской пустыне, но со временем и опытом мы можем хоть как-то подстелить соломки даже в незнакомой для себя ситуации.


Недавно я наблюдал, как жена сдавала машины в химчистку.

Я никогда этого не делал (она, кстати, тоже) поэтому мне было интересно узнать как это всё работает.

Она узнала когда забирать машину, отдала ключи приёмщице и...всё. Собралась уходить.

Я подумал: как всё просто, отдаёшь ключи и уходишь.

Казалось бы, что может пойти не так?

Подхожу к приёмщице и спрашиваю - а что, если с машиной что-то произойдёт?

Приёмщица: Да не волнуйтесь, она будет в боксе заперта всю ночь.

Я: А как вы возвращаете машину, как вы узнаете кому отдавать?

Приёмщица: Ну, я же вас запомнила, все всегда так оставляют, не волнуйтесь.

(надо сказать, что эта мойка на 4 бокса находится в тихом районе и очень недалеко от дома, поэтому риск пьяных работников ночью катающихся на сданных машинах я оценил как минимальный)

Я: А что если, вам придётся вдруг отлучиться, мало ли какие ситуации в жизни бывают, как забирать машину?

Приёмщица: Нуу, никогда такого не было...и никто никогда таких вопросов не задавал...А хотите я вам квитанцию дам?

Я: А хочу!

(утром забрали машину без происшествий, оценив результат подумал, что химчистка это реально круто, хоть и дорого)


То есть прояснить для самого себя ситуацию и хоть как-то подстраховаться у меня заняло меньше минуты.

Кому-то этот пример может показаться смешным или наивным, но ведь зачастую люди даже в гораздо серьёзных ситуациях не задумываются о "что, если"!

5
Автор поста оценил этот комментарий
В очередной раз убедился,какая масса населения в основном минусит )) интересный пост, настольный, даже можно сказать, для более юного возраста.
3
Автор поста оценил этот комментарий

Отличный пост, хз за что минуса

2
Автор поста оценил этот комментарий
Красавчик. Пусть долго и нудно,но очень полезно)
Автор поста оценил этот комментарий

Не могу, меня этот странный юрист в игнор лист кинул, обиделся