Коллекционные фигурки по мотивам картин Иеронима Босха. Часть 3.
Первая часть тут
Вторая часть тут
Страшный суд
В 1504-м году герцог Бургундский Филипп I Красивый заказал алтарный триптих на тему Страшного суда художнику из города Хертогенбос – «Иерониму ван Акену, по прозвищу Босх». Так впервые в документах возникает псевдоним «Босх». Заказанный триптих внушительных размеров (274 на 335 см) не сохранился. Некоторые исследователи предполагают, что данная картина – уменьшенная авторская копия того триптиха, который был сделан для Филиппа Красивого. ↓
Флейтист (центральная часть триптиха). Монстр на этой картине играет на флейте, выглядящей как продолжение клюва, обнаженной женщине, окружённой чудовищами и шествующей в направлении мужчины на ложе. Музыка для Босха всегда была символом сластолюбия, слабости к наслаждениям, она сопровождает грех сладострастия. ↓
Монстр в яйце (центральная часть триптиха). Пустая скорлупа в творчестве Босха – синоним ложной веры и греха. Стрелы же являются отсылкой к библейскому тексту пророчества Исайи о натянутых луках и заострённых стрелах, которыми будут поражены грешники в день Страшного суда. ↓
Монстры грилли – создания с человеческими ногами и головой, туловище и руки у них отсутствуют. Отсутствие частей тела — признак ущербности, неполноценности. В том числе духовной. Грилли выдумал не Босх, они встречаются ещё в античной мифологии. Но он сделал их очень популярными.
Урод с бородой (центральная часть триптиха). Монстр внимательно наблюдает за мясорубкой, в которой перемалываются грешники в день страшного суда. ↓
Еще один грилли (центральная часть триптиха). ↓
Святые отшельники
Каждая из створок посвящена одному из трёх святых: на правой створке написан св. Антоний, на центральной – св. Иероним, на правой – св. Эгидий. Считается, что литературными источниками для картины послужили два средневековых трактата: «Книга высшей правды» Яна ван Рёйсбрюка, где эти три отшельника персонифицируют три этапа восхождения к высшему смыслу, и «О подражании Христу» Фомы Кемпийского, в котором, критикуя показное внешнее благочестие, автор призывает к обретению внутреннего мира через самоотречение, заключающееся в умерщвлении плоти, постоянной молитве и богоугодных размышлениях. ↓
Грилли (левая часть триптиха). Фигурка представляет собой очередного грилли с сидящей на его голове совой, являющейся, поскольку она ночная птица, у Босха символом зла, безжалостности и духовной слепоты всего земного. ↓
Искушение святого Антония
Монстр с птичьей головой и туловищем в виде каменной башни. Чудовище пытается ударить молотом свинью с колокольчиком в ухе, лежащую у ног святого, но ничто не может отвлечь его от молитвы. ↓
Святой Иоанн на Патмосе
Картина является одной из немногочисленных работ Иеронима Босха, снабжённых авторской подписью. На полотне изображены видения Иоанна Богослова на греческом острове Патмос, описанные в его Откровениях. Монстр, изображённый Босхом в правом нижнем углу картины, полностью подпадает под библейское описание саранчи, данное Иоанном Крестителем. В тексте рассказывается о катастрофах, призванных уничтожить человечество, и одна из них - нашествие саранчи: «У ней были хвосты, как у скорпионов, и в хвостах ее были жала; власть же ее была - вредить людям пять месяцев». У Босха саранча убегает от Иоанна, подняв в знак поражения руки. ↓
Вот пока и все найденные фигурки. Спасибо за внимание.
Спасибо :) было интересно!
Очень хочется фигурки
недостаточно! нужна возможность воссоздать картину в 3Д!
Видать забористая была трава у Босха 😈
Кстати, а почему именно Босх?
Bosch - Бош же, как стиральная машина или плита электрическая.