Катастрофа шаттла "Челленджер"

Решил попробовать освещать крупные происшествия и катастрофы, в основном 20 века, о которых, возможно, мало кто слышал.

Первый пост я посвятил катастрофе Спейс Шаттла "Челленджер", произошедшей 28 января 1986 года. По сей день она является одной из крупнейших за все время освоения космоса.

Для начала пару слов о самом шаттле. "Челленджер" был вторым из шести построенных США космических кораблей по программе Space Shuttle. Всего на нем было выполнено 9 успешных полетов и проведено в космосе в общей сложности 62 суток.

Катастрофа шаттла "Челленджер" Space Shuttle, Катастрофа, Длиннопост

Не буду вдаваться в подробности насчёт экипажа корабля, т.к. эти имена забудутся в тот же момент, в который и прочитаются, лишь упомяну, что на борту была учительница из Бостона, победившая в конкурсе "Учитель в космосе", в ходе которого планировалось провести уроки школьникам в орбиты Земли.
Ну это так, интересный факт:)

Катастрофа шаттла "Челленджер" Space Shuttle, Катастрофа, Длиннопост

Теперь перейдем к трагическому дню десятого полета "Челленджера" в космос.
28 января 1986 года в 11.38.00 были включены и заработали двигатели твердотопливных ускорителей и шаттл покинул космический центр имени Джона Кеннеди. Спустя 0.678 секунды после старта из основного правого ускорителя стал вырываться серый дым, что продлилось около 3 секунд. Позднее было выяснено, что выбросы дыма были вызваны разгерметизацией соединения секций ускорителя от ударной нагрузки во время пуска двигателей. Соединение выгнулось внутрь, ослабив крепление и открыв путь разогретым до 2760 °C газам наружу. Подобное случалось и раньше, однако в прошлом основное уплотнительное кольцо ударом выбивалось из своего гнезда и плотно прижималось к стенкам, обеспечивая надёжную изоляцию на время работы ускорителя. Однако в этот раз из-за низкой температуры основное уплотнительное кольцо стало твёрже и потеряло эластичность, из-за чего не смогло вовремя сформировать изоляцию. 

Катастрофа шаттла "Челленджер" Space Shuttle, Катастрофа, Длиннопост

Образовалась утечка горячих газов, которые буквально испарили кольца в месте крепления к внешнему баку. Начиная с 37-й секунды после старта и в течение 27 секунд шаттл испытал влияние нескольких порывов бокового ветра. На 58-й секунде полёта на высоте более 10 км корабль испытал сильнейшее воздействие порыва бокового ветра, который отклонил его от курса на 2 градуса. Это выбило пробку из окислов, и горячие газы начали прожигать отверстие в стенке.
Спустя 58 секунд после старта камера наблюдения зафиксировала шлейф пламени, вырывающийся у основания правого ускорителя. Давление в ускорителе начало падать, что было зафиксировано приборами. Спустя 60 секунд после старта струя газов начала бить во внешний топливный бак. На 64 секунде полёта зафиксировала изменение формы выброса пламени, что свидетельствовало о том, что из внешнего бака начал вытекать жидкий водород. На 66 секунде начало падать давление во внешнем топливном баке. 
Удивительно, но катастрофические изменения в работе двигателей не были замечены ни экипажем, ни наземным контролем.

На 72 секунде правый ускоритель оторвался от крепления у основания топливного бака, а на 73 секунде оболочка кормового бака с жидким водородом была нарушена, из-за чего он сошёл с креплений и с силой ударился о бак с жидким кислородом. Одновременно правый ускоритель провернулся по верхнему креплению и пробил носовой частью оболочку внешнего топливного бака. Внешний бак разрушился, высвободившийся кислород и водород смешались и сдетонировали.

Катастрофа шаттла "Челленджер" Space Shuttle, Катастрофа, Длиннопост

Разрушение началось на 73,162 секунды полёта на высоте около 15 километров. После разрушения внешнего бака при не отделившихся и всё ещё работающих ускорителях «Челленджер» испытал перегрузку в 4 раза сильнее предусмотренной и был буквально разорван на части. Ускорители наконец отделились от основания разрушенного бака и некоторое время продолжали неконтролируемый полёт вокруг разрушившегося "Челленджера", пока не были уничтожены по команде с Земли из соображений безопасности.
Герметичная кабина экипажа шаттла уцелела и продолжала движение по баллистической траектории. Её выход из облака газов и обломков камера зафиксировала на 75 секунде на высоте 20 километров. По крайней мере три астронавта были живы в момент падения и некоторое время были в сознании, так как у них были включены персональные приборы подачи воздуха.

Кабина ударилась о поверхность Атлантического океана на скорости около 333 км/ч с перегрузкой в 40 раз выше допустимой, не оставив 7 членам экипажа «Челленджера» никаких шансов на спасение.

Если вы дочитали до конца(о, Господи, никто до сюда не дочитает), то если вам не сложно, можете поделиться своим мнением об идее таких статей на постоянной основе. Также принимаю адекватную критику насчёт статьи, вопросы и дискуссии в комментах:)
Вск материалы взяты из открытых источников.

Баяны

252K постов14.3K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Сообщество для постов, которые ранее были на Пикабу.

37
Автор поста оценил этот комментарий

Хочешь критики?) ты просто скопипастил то что уже много раз обсуждалось, о влиянии этой катастрофы на программу «Шатлов» - ни слова, о почему были допущены ошибки при запуске - также. Ну и так можно продолжать далеки далее.. слог не плохой, но пересмказать сухие факты многого не нужно. Не в обиду.

раскрыть ветку
5
Автор поста оценил этот комментарий

Анекдот тех времен . Президент Рейган принимает соболезнования, секретарь докладывает поступили соболезнования от Франции от Англии. А от СССР? А русские за 15 минут до взлета соболезнования прислали.

раскрыть ветку
6
Автор поста оценил этот комментарий

Непонятно почему у кабины не было системы пассивной аварийной безопасности. Системы парашютов.

раскрыть ветку
8
Автор поста оценил этот комментарий
Однозначно пиши.