FX-1400 (Fritz-X). Необычное оружие ч.6
Немецкая управляемая авиационная бомба, периода Второй мировой войны, ставшая, по всей видимости, первым в мировой военной истории образцом высокоточных управляемых боеприпасов, первым образцом такого рода боеприпасов, принятым на вооружение войск и поступившим в серийное производство, и первым образцом управляемого вооружения когда-либо потопившим корабль в бою. Разработчиком бомбы является инженер компании «Ruhrstahl» Макс Крамер
Испытания FX1400 начались в феврале 1942 г. в Карлсхафене, но из-за потребности в "чистом небе" спустя два месяца были перенесены в солнечную Италию на учебный полигон Фоджа.
Для отработки методов применения Fritz X на авиабазе Грац Е сентябре 1942 г. было сформировано 21 -е учебно-испытательное командование на самолетах Не111Н и Do217K. Впоследствии оно вошло в состав 100-й бомбардировочной эскадры в качестве его III группы. И уже в 20-х числах июля 1943 г. перелетевшее на аэродром Фоджа звено HI/KG 100 предприняло две безрезультатные попытки нанести удар по английским судам на рейде Аугусты и у Сиракуз.
С наибольшим размахом бомбардировщики-носители УАБ использовались у Салерно и Анцио против корабельных десантных группировок с сильной ПВО, в условиях которой налеты самолетов других типов часто не имели успеха, а также против конвоев, идущих вдоль северо-африканского побережья.
Вместе с тем выявился ряд недостатков FX1400. Бомба не могла использоваться в условиях низкой облачности, т. к. минимальная высота ее сбрасывания равнялась 4000 м.
Коробчатый стабилизатор бомбы Fritz-X с управляющими интерцепторами на горизонтальном и вертикальном внутренних крестообразных элементах.
Самолёт-носитель оснащался радиопередатчиком команд управления ракетами FuG 203 «Kehl» фирмы «Telefunken», а на бомбы устанавливались радиоприёмники команд FuG 203a «Strassburg» фирмы «Staßfurter». Для визуального наблюдения на бомбе помещался светодымовой трассер и фара (в хвостовой части).
Сброшенная с высоты 4500—6500 м на расстоянии приблизительно в 5 км от цели бомба пролетала его примерно за 40 с. Наведения при сбросе должно было быть довольно точным, поскольку оператор мог корректировать точку её падения в пределах примерно 500 м по дальности и 350 м по направлению.
Основная идея заключалась в том, что бомба может быть сброшена бомбардировщиком с высоты 6000—4000 м на расстоянии около 5 км от цели, при нахождении самолёта вне зоны досягаемости эффективного зенитного огня. После сброса начинался этап планирования в сторону цели, с применением радиокомандного управления.
Схема Fritz-X
Схема Fritz-X v.2
Высокая бронепробиваемость бомбы оказалась излишней даже для крейсеров, а линкоры весьма всё же редкий корабль, бомба прошивала практически любой корабль насквозь и взрывалась только в воде под ним, что снижало эффективность применения.
В итоге, было принято решение отказаться от этих боеприпасов, и 19 ноября 1943 года группа HI/KG 1C основных носителей этих бомбы прибыла в Германию чтобы перевооружаться на управляемую ракету Hs 293.
Всего было выпущено 1386 единиц, но не все были использованы в бою.
А это уже Henschel Hs 293, который пришел после Fritz-X, но это уже другая история...
А почему не упомянул о боевом применении? Утопленный линкор "Рома", поврежденные линкоры "Италия", "Уорспайт", крейсера "Саванна", "Югэнда".
15 см толщина стенки?
Автор, спасибо. Может запилишь пост про Henschel Hs 293?