10 игр про нефэнтезийное средневековье. Часть 2
Сегодня в массовой культуре средневековье имеет довольно большой спрос, но так получилось, что кинематографистами и игроделами более востребованы фэнтезийные сюжеты, с магией, алхимией и мистикой. Всё реже и реже показывают реалистичные сюжеты, позволяющие перенестись в то время с хотя бы относительной достоверностью. В этой серии постов будут собраны такие игры и фильмы.
Погрузимся же в атмосферу рыцарей и замков!
Grand Ages: Medieval
2015. Градостроительный симулятор/4X Стратегия
Разработчик - Gaming Mind Studios (Германия)
Издатель - Kalypso Media
Интересный эксперимент компании Kalypso Media, изестной своим подходом к созданию оригинальных концептов для стратегий (Tropico, Omerto, Urban Empire). Это смесь Civilization, Anno и Total War, в которой игроку дают возможность построить свою империю, основывая города, воюя и налаживая торговлю.
В основном это и есть описание игры. У вас есть огромная карта, где вы создаёте города и строите в них здания. Всё держится на торговле, в том числе и армия. Не будет денег в казне, вы проиграете. Соответственно и выигрывает тот, кто располагает этими самыми деньгами.
Присутствует и сюжетная линия, посвященная интригам в Константинополе. Главный герой неожиданно становится главой аристократического рода и теперь вынужден взять бразды правления своими феодами.
Тон игры, что в компании, что в свободной игре, очень неторопливый. Игроку понадобится терпение, чтобы развить города до достаточного уровня и добиться успехов в войне или торговле. Не ждите от неё великих битв и веселья, когда каждые пять минут происходят скриптовые события. Это реалистичный симулятор управления городами и рынком, который, кстати, построен на динамической системе спроса и предложения, когда на стоимость продуктов влияет конкуренция, количество его на рынке и т.д.
Stronghold (Серия)
2001-2014. RTS
Разработчики - Firefly Studios (Великобритания)
Издательство - 2K Games
Ещё одна серия игр, получившая особенную любовь и культовый статус на постсоветском пространстве, хотя и на Западе её любят, что подтверждает очень успешный путь длинной в 11 лет. Это стратегия в реальном времени, переносящая нас в Англию XI века. На сей раз в управление достается не город, а замок с прилегающими поселениями. Основная цель любой части - защитить своих крестьян и обеспечить их всем необходимым. А защищать придется как от других рыцарей, так и от разбойников.
Военная составляющая, как и в игре выше, отведена здесь на второй план, но и она присутствует. На ней даже завязана сюжетная компания, рассказывающая о вспышке анархии в Англии после захвата короля врагами. Главный герой берется навести порядок в стране, но против него выступают несколько влиятельных аристократов, с которыми и придется воевать.
Самой успешной частью до сих пор считается первая. Возможно из-за простоты исполнения, когда нет ничего лишнего и всё предельно понятно, а возможно из-за мементичности. Один только советник чего стоит, милорд. Ну и, возможно, из-за дополнения Crusaders, отправляющего игрока на Святую Землю в самый разгар Крестовых Походов. Это дополнение в 2014 году получило самостоятельный сиквел Stronghold Crusaders 2. Сама игра имеет два сиквела, ответвление Stronghold Legends, основанное на мифах и легендах средневековой Англии; онлайн-игру Stronghold Kingdoms. Последний вышел даже на смартфонах.
Assassin's Creed
2007. Action
Разработчик - Ubisoft Montreal (Канада)
Издатель - Ubisoft
Мало кто помнит, но когда-то серия Assassin's Creed была не конспирологической параноидальной притчей о тайных мировых заговорах, а без пяти минут исторической игрой, где молодой парень изучал воспоминания своего далёкого предка, бывшего когда-то членом ордена ассасинов. Если кто не знает, то во времена крестовых походов действительно существовала боевая исламистская организация, ведущая борьбу с христианами на Святой Земле. И она действительно воевала с орденом тамплиеров, а потом они оба дружно огребли от Саладдина, так как для него это были просто две террористических группировки. А Тамплиеры потом ещё и на родине получили от короля. Даже крепость ассасинов существует и по сей день в реальности.
В первой части мы играем ассасином Альтаиром, под мудрым надзором Аль-Муалима (тоже исторического персонажа). На дворе третий Крестовый Поход, 1191 год, западные завоеватели имеют переменный успех, а наш орден понемногу уничтожает важных людей из вражеской армии. Каждое убийство включает в себя как само убийство, так и подготовку вместе с разведкой. Плюс ко всему этому присутствует и общий сюжет, включающий в себя интриги и заговоры.
После выхода оригинала серию повело в сторону криптоистории. На данный момент известно, что, к абсолютно каждому событию в мировой истории причастны тамплиеры или асассины. Первые являют собой антиутопических фашистов, а вторые - идеалистов-коммунистов (Один из спин-оффов даже рассказывает о февральской революции). Если говорить о теме подборки, то в средневековье разворачивается действие Assassin's Creed 2, вместе с продолжениями Brotherhood и Revelations; спин-оффы про Альтаира Altaïr’s Chronicles и Bloodlines; Assassin's Creed Identity, а так же три экранизации - короткометражка Lineage, фильм Кредо Убийцы и мультфильм Кредо Убийцы: Угли. Ах да, одна из глав трилогии Хроник тоже посвящена этой эпохе, но в Китае.
Anno 1404
2009. Экономическая стратегия
Разработчик - Related Designs (Германия)
Издательство - Ubisoft
Флагман немецкой школы стратегий, наряду с The Settlers. Серия Anno, это градостроительный симулятор, построенный на торговле и развитии общества. Главный герой, это губернатор европейской колонии, получивший во владение некое количество денег, людей и припасов. Начав с маленькой деревни вам предстоит развить свою территорию до могущественного на рынке игрока, с мощным флотом, сильными позициями на рынке и красивыми городами с аристократией и патрициями. А конкретно в 1404 необходимо создать ещё и восточное поселение для получения уникальных товаров.
Основной геймплей строится на выполнении производственных цепочек. Чтобы в городе появился следующий социальный слой, необходимы товары, а для их выращивания необходимы предприятия, причём даже предприятия работают в цепочке. Например: для пошива одежды нужна ткацкая мастерская, но для неё нужна ткань, которую изготавливают в другой мастерской, а для изготовления ткани нужны плантации конопли. Ну и в таком духе. Так будет осваиваться остров за островом, строиться торговые отношения и расти экономика. Война отодвинута в самый тёмный угол, а атмосфера мирная и идиллическая, благодаря чему время она жрёт просто в промышленных масштабах.
Age of Empires II: The Age of Kings
1999. RTS
Разработчик - Ensemble Studios (США)
Издатель - Microsoft
Серия Age of Empires в своё время стала родоначальником целого поджанра AoE-шных стратегий (Rise of Nations, Empire Earth, Казаки). Особенностью этой школы стала "эпохальная" сущность игрового процесса, когда обычный, вроде бы, город проходит через целые исторические вехи. Так, в первой части игрок развивал поселение пещерных дикарей до античной сверхдержавы, а теперь античность кончилась и началась эпоха замков и рыцарей. Именно с распада Римской Империи и вплоть до Эпохи Возрождения и придется управлять нацией, хоть и представленной в виде пары поселений (RTS, всё таки).
Вместе с дополнениями стратегия содержит 31 нацию, в числе которых как привычные сарацины или британцы, так и экзотические бирминцы и гунны. Славяне тоже появились в обновлениях. Так же присутствуют компании за известных персонажей, вроде Жанны Д'Арк или Чингисхана. В магазине сейчас доступна HD версия, прекрасно работающая на современных машинах и содержащая новый контент.
War of the Roses
2012. Action
Разработчик - Fatshark (Швеция)
Издатель - Paradox Interactie
Мультиплеерный экшен про рыцарей, конкурент серии Chivalry. Если C:MW была CS в средневековье, то это уже COD. Это сессионный онлайн-экшен, действие которого происходит во время войны Алой и Белой Розы, случившейся в Англии в 1455 году и продлившейся 30 лет. Игрок имеет возможность настроить свой класс в ручную, выбрав перки, оружие и броню, примкнуть к одной из сторон и отправиться на поле боя. Здесь можно отметить наличие боевой системы, не сводящейся к закликиванию врагов, а так же присутствие лошадей. Война идёт в рамках классических 4-х режимов (два вида командного боя, захват точек и захват флага). Во время боя неприятелям можно сделать красивое добивание.
В 2017 году вышел сиквел - War of the Vikings, переносящий нас на несколько веков назад, во времена завоеваний викингов. Все особенности были сохранены и игрокам она понравилась, но, к сожалению, на данный момент её сервера отключены. Да и первую часть запустить сегодня проблематично. В подборке она скорее как достойная упоминания.
Lionheard: King's Crusade
2010. 4X-Стратегия
Разработчик - NeoCore Games (Венгрия)
Издатель - Paradox Interactive
Исторический эпос от создателей дилогии стратегий о Короле Артуре. В нём под контроль игрока попадает армия короля Ричарда I, более известного как Львиное Сердце. Это знаменитый полководец эпохи крестовых походов, прославившийся своим противостоянием с Саладином.
Политика и строительство городов, в отличие от Total War, ушла на второй план, а всё внимание сконцентрировалось на битвах, которые представлены в виде целых сюжетных глав, включающих в себя цепочки заданий, сюжетные развилки и т.д. Основаны они на механике Total War, но с особенностями. Например - армия прокачивается как в RPG, а на поле боя можно отыскать священные реликвии, дающие бонусы для солдат.
Вне поля боя основной задачей будет построение отношений со странами-участницами походов. Поддержка их даёт уникальные бонусы и юниты, или даже подкрепления во время боя.
Пройдя основную компанию можно так же занять пост заклятого друга и лучшего врага Ричарда - вышеупомянутого Салах Ад-Дина, и отвоевать родину обратно.
The Patrician (Серия)
1992 - 2010. Экономический симулятор
Разработчики - Ascaron, Gaming Minds Studios (Германия)
Издатель - Kalypso Media
Симулятор средневекового бизнесмена, чем-то напоминающий Tycoon City: New-York. Главный герой начинает свою карьеру с мелкого предприятия в Европе. Торгуя и наращивая влияние, ему предстоит покорять всё новые и новые вершины раннего капитализма, открывая новые организации в разных городах.
Где деньги, там и конкуренция. А где крупные деньги, там ещё и политика. Даже не сомневайтесь, на пути из нищебродов в патриции вы с ней столкнётесь и даже сами попробуете на вкус, смещая со своих постов знатных людей города и садясь на их место. Можно даже и город себе в управление получить.
Ну и как можно построить честный капитализм без подстав и смертей? К вашим услугам пираты и прочие неприятные господа, с которыми вам придется воевать (и самим в их шкуре побывать).
В русском переводе игра так же известна под названием Негоциант 4.
Darklands
1992. RPG
Разработчик - MicroProse (США)
Издатель - MicroProse
Эта классика определённо заслуживает упоминания в подборке про средневековье, даже несмотря на присутствие некоторых мифических персонажей, в которых верили в те года. И ещё здесь есть такой сказочный элемент, как алхимия.
Darklands, это классическая RPG, вдохновившая в своё время многих разработчиков. Например, Fallout. Её же влияние легко можно заметить в Mount and Blade, причём с самого начала, когда игра предлагает создать биографию главного героя из готовых кусков, которые повлияют на стартовые характеристики. В открытом мире игрок путешествует по Священной Римской Империи, выполняет квесты, рекрутирует солдат себе в команду в тавернах, и т.д. Всё это влияет на репутацию и известность нашего воина.
Но ещё раз стоит упомянуть, что на заднем плане иногда пролетают таки драконы, а в подземельях можно наткнуться и на гномов. Но их участие сведено к минимуму. В первую очередь, это симулятор средневекового рыцаря, ищущего себе место под солнцем не в самую светлую для человечества эпоху (XV век).
В качестве бонуса
The Sims Medieval
2011. Симулятор жизни
Разработчик - The Sims Studio (США)
Издатель - Electronic Arts
Серия игр про жизнь смешных человечков всегда имела репутацию женской игры, но в 2011 году вышел смелый эксперимент по переносу этих человечков в антураж средних веков, да ещё и с превращением тамагочи в без пяти минут RPG.
Играть в этот раз придется не каким нибудь рыцарем или королём, а всеми сразу. Персонажей сразу много - от барда до шпиона, и всех их можно заселить в один мир сразу. Типичного для серии рутинного процесса жизни и работы нет, они сведены к минимуму. На этот раз дела интереснее. Наш главный герой, это никто иной, как бог, которого здесь именуют Смотрящим. Он пишет историю своего королевства, которая представлена в виде выполнения квестов. Выбрав интересное событие, игрок может выбрать кто в нём будет участвовать, а затем управление переходит уже к ним и теперь его надо выполнить. Это может быть мелочь, вроде охоты на большого медведя или тренировки рекрутов, а может и война или важные переговоры. По ходу выполнения будут встречаться сюжетные развилки, а при плохих стечениях обстоятельств персонаж может и погибнуть.
Так, по ходу выполнения заданий и прокачки королевства, жизнь тоже будет идти своим чередом. Персонажи жениться и умирать, королевство расширяться, короли меняться и свергаться.
Стоит отметить полноценную боевую систему, доступную некоторым классам - она построена на изучении и прокачке боевых стилей, а так же на покупке или добыче амуниции. Первые изучаются в бою или на тренировках. У того же рыцаря есть целая казарма с боевыми тренажёрами, а недалеко от деревни есть полигон. Броня и оружие добываются путем покупки у кузнеца или торговца, её может получить герой по сюжету. Ну и при игре за кузнеца можно делать и самому.
Наличествует религия, правда в очень мягком варианте. Есть две псевдо-христианских религии, открывающиеся с постройкой храмов. С ростом влияния население королевства будет принимать одну из них, но инквизицию или крестовые походы не завезли, всё максимально приторно и мимимишно.
Про эту игру стоит сказать, что её могут попробовать те, кто боялся подходить к оригинальным частям из-за предрассудков. Особенно это касается мальчиков.
Первые две части этой подборки:
10 игр про нефэнтезийное средневековье, часть 1
10 фильмов про нефэнтезийное средневековье, часть 1
А так же две похожих подборки:
мой долгоносик твой хмель труба шатал за такой топ.
Ну про ассаинс крид чет ты махнул. Игра конечно охеренно историческая, но ты видимо забыл, что главной целью сюжета был поиск магического артефакта, и оказалось что он действительно существует! Ну никакого фентези)