Серия «О религиях просто»

Новый завет. Какие общие послания дали апостолы?

Первым идет Иаков (брат Иисуса). Он постоянно пребывал в молитве, мало спал, отказывался от всего мирского. Остался проповедовать в Иудее, в Иудейском Храме. К нему с большим уважением как у последователей Христа, так и у иудеев. В храме ему даже дали доступ в особо важное место – «Святая святых», и он регулярно там молился.  Фарисеи, первосвященники, очень жестко с ним расправились – скинули с крыши Храма, а потом добили всем, что под руку попалось. Перед смертью Иаков сказал: «Господи! Отпусти им грех сей, ибо они не ведают, что творят».

Еще одно известное высказывание: «Ибо, как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва» (Иак 2:26).

Ну а лейтмотив Послания Иакова заключается в нравственности, праведности, труду ради веры и довольствием малым. В такое послание можно верить.

Вторым идет Первое соборное послание Петра. Петр при жизни Иисуса играл большую роль в появлении и развитии христианства. Причем в Евангелие он трижды отрекся от Учителя.

А Послание его очень странное.

Петр сказал: нельзя иметь разногласие правителем (в том числе государственным). Слуга должен тоже любить своего владельца. А самому быть кротким и знающим о учение о Христе жить максимально быть кротким. И это сделает вас мудрым и спокойным. И у вас будет подвиг во Христе. Но если, вы делаете добро и страдаете, надо терпеть, ибо это угодно Богу». Красота духа гораздо важнее и прекраснее, чем красота украшения, нарядность в одежде.

Петр дал наставления в женах, практически как в предыдущем абзаце, только заменить правителя на мужа.

Если угодно воле Божией, лучше пострадать за добрые дела, нежели за злые;

Уклоняйся от зла и делай добро; ищи мира и стремись к нему, если будут муки или расправы, то их надо воспринимать как мученичество, а это почетно для новой религии.

Новый завет. Какие общие послания дали апостолы? Религия, Христианство, Длиннопост

Рембрандт Х.В.Р. - Апостол Петр

Дальше у нас в гостях – Второе соборное послание Петра

Данное послание иногда считают ненастоящим. Но оно все-равно вошло в Новый завет. Считается, что второе соборное послание написано перед смертью Петра (2Петр. 1:14-15), и Петр готов был к казни, поэтому решил повторно изложить свой взгляд на христианство.

Петр довольно детально рассказал, какие главные черты должны быть у христианина, что из себя представляет хороший пророк или апостол. Дальше Пётр предостерегал против ересей. И рассказал, чем лидер ереси отличается от пророка. И прошелся про всем проблем растущего христианского общества.

Петр дальше приходит на апокалиптическую тему. Причем в случае с Ноем это – была вода, то Петр считает, что в этот раз будет огонь.

Далее Петр отзывается о апостоле Павле, как о «возлюбленном брате», и то, что он полностью поддерживает его деятельность и послания.

Следующим в Новом завете идет Первое соборное послание Иоанна Богослова

Того самого, который написал Евангелие от Иоанна. Вопросов авторства у богословов насчет Первого соборного послания и Евангелие не возникает.

Сначала в познании дается сложный тезис – «Слово Жизни» - что обозначает прямое взаимодействие Бог – человек. «Бог есть свет, и нет в нем никакой тьмы». Эта фраза сказана напрямую Апостолом Иоанном подтверждает, что да, все Апостолы знают. Фразы, высказанные самим Иисусом Христом, выявляются научно и называются «аграфа». А означают эти фразы факт, что каждый может своей верой «достучаться до Бога». А после того, получить то, что требуется. Идея взаимодействия напрямую с Богом-отцом, изложена еще в Евангение от догадайтесь кого.

Далее Иоанн пишет про любовь: в другого человека, Богу, Христу. Если помните фраза «Бог – есть Любовь». Вообще Иоанн, судя по всему, отвечал за морально-этическую и философскую составляющую Писанию.

Также как во 2 писании Петра, много внимания Концу Света и различных антихристов.

Еще в данном послании существует фальшивая вставка: «Ибо три свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Святый Дух; и Сии три суть едино. И три свидетельствуют на земле: дух, вода и кровь; и сии три об одном.» (1 Ин, 5:7) вот этот абзац не оригинален, его вклеили в IV вв. для оправдания наличия Троицы. Остается только в Синодальных переводах.

Второе соборное послание Иоанна Богослова (а, скорее всего, кого-то другого)

Уже много библеистов сомневаются в оригинального текста, но почему-то Церковь не хочет убрать это послание и внести какое-то другое.

Апостол Иоанн Богослов в христианскую общину Ефес, в которой он жил на старости, приводит жить женщина с двумя детьми. Иоанн убеждает принять женщину в общину. И немного говорит про любовь и против антихристов.

Третье соборное послание Иоанна Богослова

Одна страница текста бытового характера. Иоанн пишет своему любимому ученику Гаию о неком главе общины Диотрефа, который его не хочет разместить у себя, а с Гайем обязательно встретимся.

Соборное послание Иуды

Осуждение ереси и грехов, много в ключе Ветхого Завета.

Показать полностью 1

Новый завет. Что же, в конце концов, сделали святые апостолы?

Деяния рассказывают о развитии и становлении быта в разных раннехрианских общинах. При этом апостолы ездят / плывут в разные страны, иногда попадают в приключения. И пытаются приобщить прозелитов в веру.

Новый завет устроен как:

  • Евангелие

  • Деяние святых апостолов

  • Соборные послания апостолов

  • Послания апостола Павла

  • Апокалипсис Иоанна Богослова

Новый завет. Что же, в конце концов, сделали святые апостолы? Религия, Христианство

Древний признак христианин

В раннем христианстве существовали различные литературные жанры:

  • Благая весть – описание жизни и учения Христа.

  • Деяния – детализация учения Христа, деятельность ранней церкви, проповеди и путешествие для основания новых церквей и общин. 

  • Послания – указания о нормах жизни христианина и церкви.

  • Откровение – описание боженственного мистического опыта.

И как в Евангелие, на деяния существовало и существует множество апокрифов: Деяния апостола Павла, деяния апостола Варфаломея, деяния апостола Филлипа и т.д.

Каноничные деяния, как считают исследователи, были написаны апостолом Лукой, тем самым, который написал Евангелие от Луки, так что апостол Лука – самый главный автор Нового Завета.

В каноничных деяниях в начале много внимания апостолу Петру, который воскресил христианку Тафив.

Также на собрании апостолов на них спустился Святой дух и дал апостолам способности творить чудеса (в основном они стали владеть иностранными языками)

А дальше вся сюжетная линия уходит апостолу Павлу.

Павел изначально был фарисеем Савл, и шел на задание «привести христиан из Дамаска в Иерусалим». В дороге у него было видение Христа, который сказал: «Савл! Савл! что ты гонишь меня!». Далее он ослеп и пошел в Дамаск. Далее женщина свершила чудо, Савл прозрел – и выбрал христианство. Причем стал активным миссионером и практически всегда называл себя апостолом Павлом (его римское имя), него отличное образование, его. Он посетил практически все общины Средиземноморье, а где не было – создал сам.

В книге Нового Завета, которым я пользуюсь, 1035 стр., из них Евангелие 467, Деяния – 138, послания апостола Павла – 301. Этим я хочу сказать, что у апостола Павла была отличная возможность внести в Библию и христианство свои идеи.

Чему же учит нас Павел, рассмотрю в следующих статьях.

Выводы: Деяниях святых Апостолах почитать интересно, чтобы узнать о развитии раннехристианстких общин. И познакомиться с апостолом Павлом, который был более активным, чем другие апостолы.

Показать полностью

О чем нам говорят Евангелие?

Продолжаю цикл статей на тему религиоведения. После общей статьи о авраамических религиях приступим к основе христианства – Евангелиям.

Евангелие в переводе – благая весть. Они описывают земную жизнь Иисуса Христа и высказанные им идеи. По факту Евангелие – отдельный раннехристианский литературный жанр, а произведений, написанных в этом жанре, великое множество.

Раннехристианские писания появлялись в разных местах в конкретных разрозненных христианских общинах и часто были не связаны между собой.

Попытки упорядочить все, написанное в христианской традиции, начались в конце II века н.э., и появлялись списки произведений, часть из которых одобряются Церковью. Таких списков было несколько, а окончательный утвержденный список был представлен на Карфагенском соборе 419 г.

О чем нам говорят Евангелие? Религия, Евангелие, Длиннопост

Архангельское евангелие кириллическое 1094

Произведения, которые наполнены «божьим духом» и являются основой для веры, называются каноническими.

Произведения, которые не являются богодухновенными, но заслуживают внесения в Библию, называются в православии неканоническими, а в католичестве – второканоническими.

Произведения, претендующие на роль священных, но не вошедшие в священное писание, называются апокрифами. При этом есть апокрифы, которые рекомендуются к изучению, а есть апокрифы, которые идут вразрез с позицией Церкви, поэтому изучение таких апокрифов не рекомендуется, а распространение – пресекается.

По факту из множества существующих в те времена Евангелие в канон вошли Евангелие от Матфея, Евангелие от Марка, Евангелие от Луки и Евангелие от Иоанна. Часть других Евангелие были рекомендованы Церковью к ознакомлению (Первоевангелие Иакова, Евангелие от Никодима, Книга о рождестве блаженнейшей Марии и детстве Спасителя, Евангелие младенчества, Книга Иосифа плотника и пр.).

Часть общеизвестных евангельских событий в Библии нет. К примеру, там вы не найдете всем известное сошествие Христа в ад. Событие взято из Евангелие от Никодима.

Но были также и запрещенные Евангелие (Евангелие Иуды, Евангелие от Марии, Евангелие Истины, Евангелие от Фомы, Евангелие от Филиппа и пр.). некоторые сочетают в себе идеи христианства или иудаизма, иногда и прочие религии и мистические и философские идеи греков и римлян, что называется гностицизм.

Среди канонических Евангелие отдельно выделяют синоптические – это Евангелие от Матфея, Евангелие от Марка и Евангелие от Луки, которые во многом похожи друг на друга, имеют много похожих событий и линий повествования. Евангелие от Иоанна стоит особняком и имеет с синоптическими мало общего.

Синоптические Евангелие много изучали, и о происхождении данных Евангелие сложилась гипотеза двух источников, согласно которой Евангелие от Матфея и Евангелие от Луки брали факты и жизнеописание Иисуса из лаконичного Евангелие от Марка, а религиозно-философскую составляющую – из ненайденного источника Q. И существует неподтвержденная гипотеза о том, что больше всего на источник Q похоже апокрифическое, не рекомендованное к прочтению Евангелие от Фомы.

Я читал канонические Евангелие, чтобы:

  • Проверить слова Толстого. В свое время я знакомился с его произведениями, где говорилось, что современное учение Церкви противоречит учению Христа. Что Иисус учит нестяжательству и непротивлению злу насилием, а Церковь накапливает золото и благословляет солдат, идущих на бой. Оказалось, что идеи непротивления злу насилием изложены в Нагорной проповеди (Мф. 5:39-41, Лк. 6:29), а идеи о нестяжательстве либо в ответе богатому юноше, либо в Нагорной проповеди (Мф. 19:23-24, Мк. 10:25, Лк. 6:24, 18:25).

  • Проверить, действительно ли Иисус, когда говорил о том, что разрушит храм иерусалимский и построит его в три дня, подразумевал под этим свое распятье и трехдневное Воскресение. В Евангелие от Матфея и Марка Иисус действительно говорит о разрушении храма и не упоминает трех дней (Мф. 24:2, Мк. 13:2), но лжесвидетели после ареста утверждают, что Он говорил про восстановление в течение трех дней (Мф. 26:61, Мк. 14:58), причем у Марка говорится, что новый храм будет нерукотворенный. В Евангелие от Луки Иисус просто говорит о разрушении храма (Лк. 21:5), но отсылок к восстановлению храма нет. А в Евангелие от Иоанна 2:19-21 написано следующее: «Иисус сказал им в ответ: разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его. На это сказали Иудеи: сей храм строился сорок шесть лет, и Ты в три дня воздвигнешь его? А Он говорил о храме тела Своего».

  • Есть гипотеза, что Евангелие от Иоанна было написано позже синоптических и содержит ответы на популярные вопросы верующих и описание тех моментов, которые недостаточно хорошо освещены в других Евангелие. В нем вопрос разрушения храма специально изложен с пояснением. Видимо, в первые десятилетия христианства не я один задавался таким вопросом :)

  • Проверить, действительно ли Иисус говорит, что он Сын Божий в прямом, а не в переносном смысле. В христианстве есть ряд концепций – догматы, которые принимаются на веру, и, если какое-то течение им не соответствует, оно считается ересью. Догмат о богочеловеческой природе Христа мне особенно непонятен, я хотел найти подтверждения. В Евангелие от Матфея Христос много раз говорит о других людях, как о сынах Божьих, в Евангелиях от Марка, Луки и Иоанна этого нет. Но в первых трех Евангелие есть эпизод Преображения Господня, в котором Иисус раскрывает своим ближайшим ученикам свою божественную сущность (Мф. 17:1–6, Мк. 9:1–8, Лк. 9:28–36). Прям как Бхадавад Гите.

  • Войти в общий христианский культурный контекст.  Это с лихвой удалось: в Евангелие много ставших крылатыми фраз и выражений («зарыть талант в землю», «богатому попасть в рай, как пройти верблюду в игольное ушко», «имеющий уши да услышит» и т.д.).

Выводы: Евангелие рекомендуется к прочтению для понимания современной культуры. Церковные догматы создавались тысячелетиями, и над ними думало множество религиозных деятелей. Когда появляются разночтения, происходят серьезные расколы (такие, как разделение на православную и католическую Церковь). Так что найти противоречия между основными догматами и Евангелие практически нереально. До прочтения Евангелие Иисус представлялся мне бродячим философом-анархистом. Возможно, в реальной истории все так и было, но, если читать Евангелие дословно, все именно так, как говорит Церковь. А по поводу того, что Церковь сама не соблюдает все заповеди Христа, то это действительно так, но, как мне сказал один знающий священник, Церковь – это всего лишь набор людей с небесным наставником в виде Иисуса. А люди грешны

Показать полностью 1

Авраамические религии: чем связаны иудаизм, христианство и ислам

Крупные религии принято делить на авраамические и дхармические.

Авраамические религия – это религии, в священных писаниях которых присутствует Авраам (как партиарх/святой/пророк и прародитель еврейского народа).

Авраамические религии: чем связаны иудаизм, христианство и ислам Религия, Иудаизм, Христианство, Ислам, Длиннопост

То есть эти религии объединяет некоторые общие части священных писаний, общие персонажи и сюжеты. Таких авраамических религий три: иудаизм, христианство и ислам. Чтобы разобраться, почему эти религии «родственные», надо рассмотреть, в первую очередь, священные писания.

Авраамические религии: чем связаны иудаизм, христианство и ислам Религия, Иудаизм, Христианство, Ислам, Длиннопост

Начнем с иудаизма. В иудаизме существует понятие «Тора», которое трактуется двояко: иногда как Пятикнижие Моисеево (Закон), иногда как совокупность всех священны х писаний иудеев. Все священные знания иудеев делятся на письменную Тору – Танах и устную Тору – Мишну (Мишна и комментарии к ней составляют Талмуд). Считается, что обе Торы передал Моисею Бог вместе с 10 заповедями. Моисей успел записать письменную Тору (Пятикнижие Моисеево) по время странствий 40 лет по пустыне, а устную (Мишна) начали записывать только в II веке нашей эры. Некоторые исследования более скромно оценивали возможности Моисея, и сказали, что Моисей записал только Пятикнижие, и то, последнюю книгу дописал за него Иисус Навин. Танах состоит из трех частей: Пятикнижие Моисеево (Тора), Пророки (Невиим) и Писания (Ктувим). Танах – это аббревиатура от Тора, Невиим и Ктувим.

Также у израильтян есть целое направление мистического иудаизма – каббала (главная книга – Зогар), которая чудесным образом похожа на индийскую веданту, в особенности на Упанишады.

В эпоху раннего христианства иудеи пытались дистанцироваться от христианства из-за которого у них был отток верущих, и рост междоусобиц) и в Талмуде прописали даже отдельного персонажа Иисуса бен Пантиру в негативном ключе. (Как будто Мария переспала с идущем через Назарет воином-иностранцем Пантиро) А христине по факту возложили вину за богоубийство на иудеев, и когда могли заклевывали евреев. Радикальные иудеи во время вражды вносили корректировки в Танах для христиан.

Но Иисус Христос сказал: «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить.» (Мф. 5:17). Под «законом и пророками» понимаются Тора (Закон), Пророки и Писания. Ведь Писания – это, по сути, произведения Пророков. Таким образом, Иисус прямо говорит о том, что не надо сомневаться в правдивости Танаха. И на основании этой самой фразы Танах вошел в Библию под названием Ветхий Завет.

Ветхий Завет у протестантов полностью соответствует Танаху. У православных и католиков есть целый набор книг, которые входят в Ветхий Завет дополнительно к Танаху, но считаются неканоническими или второканоническими.

Священное писание в христианстве называется Библией и включает в себя Ветхий и Новый Заветы.

Новый завет состоит из четырех Евангелие (Благая весть), Деяний святых апостолов, Посланий апостола Павла и Откровения Иоанна Богослова (Апокалипсис). То есть, по сути, это произведения, авторство которых приписывается ближайшим последователям Иисуса Христа.

Авраамические религии: чем связаны иудаизм, христианство и ислам Религия, Иудаизм, Христианство, Ислам, Длиннопост

Так же, как и иудеев, у христиан есть свой мистицизм, много кто знает, например, о сердечной молитве.

Теперь перейдем к исламу.

Авраамические религии: чем связаны иудаизм, христианство и ислам Религия, Иудаизм, Христианство, Ислам, Длиннопост

Мухаммед признает, что были пророки раньше него. Причем часть из них посланники (Расуль) принесли с собой новый обновленный закон Аллаха, а другие пророки (Наби) распространяют то, что передал Аллах до них через посланников.

Некоторые пророки оставили за собой письменное наследие, более древние в виде свитков (Сухуф), менее древние – в виде книг.

Адам, Шис (Сиф), Идрис (Енох) и Ибрагим (Авраам) оставили свитки. Кстати, вот и Авраам появился. Муса (Моисей) принес Таурат (Тору), Давуд (Давид) принес Забур (Псалтырь), Иса ибн Марьям (Иисус Христос) принес Инджиль (Евангелие или, в более широком смысле, весь Новый завет) и сам Мухаммед принес Коран.

Много библейских пророков упоминаются в Коране, и некоторые сюжеты похожи.

Но несмотря на то, что часть Танаха и весь Новый Завет считаются священными книгами в исламе, есть нюанс. Существует понятие «тахрив», которое обозначает внесение изменений в религиозный текст, из-за которых он теряет свою святость. То есть в исламе считается, что Танах и Новый завет были переработаны таким образом, что изначальному замыслу они перестали соответствовать, а настоящая святость осталась в Коране. Но это не мешает некоторым исламским богословам использовать Тору, Псалтырь и Евангелие для детализации некоторых моментов в Коране (при описании жизни библейских пророков).

Забавно, что и в христианстве, и в исламе есть вера во второе пришествие Иисуса Христа, который победит антихриста Даджала и положит начало времени мира и процветания. В Медине в мечети аль-Масджид ан-Набави рядом с могилой самого Мухаммеда есть зарезервированное место для Исы ибн Марьям, которого похоронят там после второго пришествия.

Выводы: авраамические религии действительно имеют много общего. Набор иудейских книг Танах почитается в христианстве как Ветхий Завет (с дополнениями). Ислам признает часть Ветхого и Новый Заветы, но считает, что в них были внесены изменения, лишившие святости, поэтому единственной по-настоящему священной книгой является Коран. Но при этом в Коране используется множество героев и сюжетных линий из Танаха и Нового завета, а некоторые исламские богословы изучают Библию для уточнения информации о пророках.

P.S. У мусульман тоже есть мистическое направление – Суфизм.

Показать полностью 3
Отличная работа, все прочитано!