Задал отцу ваши вопросы, ниже публикую его рассказ и ответы. В первую очередь они будут касаться самого корабля. Про нюансы модели расскажем дальше. А пока для создания настроения и понимания объекта моделирования... (Плюс немного фоточек)
...Подобно тому, как на Руси наиболее успешно начал приводить народы к дому Иван III, а завершал объединение в единое государство его внук Иван IV, так и долгая борьба за сильное централизованное правление во Франции успешно закончена при Людовике XIII. Главным актором этого действа во Франции был кардинал Ришельё. Помните «Три мушкетера» Дюма? Где писатель чёрное сделал белым, а белое чёрным в истории Франции. А переводчик легко изменил фамилию «кровожадного интригана кардинала» из РишельЁ в РишельЕ. Так вот. Истинный по духу государственник и талантливый политик Ришельё уменьшил влияние знати, собрал все бразды правления в свои руки, а ещё обложил население высокими налогами.
Деньги ему были нужны для заключительной в его карьере цели: продвижения международного достоинства французского короля. Что лучше всего и наглядней может демонстрировать достоинство короля Франции за границей? Особенно перед её извечным врагом, Англией. Ответ: флот. И не простой купеческий флот, а военный, мощный, шикарный и многочисленный. Выражение «демонстрация флага» оттуда пришло. Надо добавить, что и могущественные соседи думали так же. Гигантский испанский флот, голландский, вездесущий английский флот могли озадачить любого государя с морскими границами и посмевшего бросить им вызов. Да и далёкая Швеция со своими амбициями тоже не дремала.
Нельзя сказать, что у Франции до Ришельё не было флота. Он был. Но не настолько передовой и не масштабный, чтоб бросить вызов на море Англии. Хотя и Англия ещё была далеко не Владычицей морей. И началось великое строительство флота! Личное шефство и забота Ришельё! Французский Брест буквально ворвался в список ТОП-центров европейского кораблестроения. Я не буду подробно описывать историю строительства флота Франции и его развитие. И какой гигантский шаг сделала судостроительная школа Франции во времена правления следующего короля Людовика XIV.
В те времена в морских державах с развитием кораблестроительного искусства, появлением новых технологий и, соответственно, нового вооружения и развитием военного дела, появилась особая тактика морского боя. Бой в линии. Т.е. корабли отряда выстраивались в линию и, выйдя на дистанцию эффективного артиллерийского боя, начинали утюжить противника бортовыми залпами.
Место в строю каждого корабля определял командующий отрядом. В теории, после группового залпа, корабли должны развернуться по команде «Разворот все вдруг!» и отстреляться другим бортом. Потом повтор маневра и такой вальс до победы в бою. Команды отдавались через сигнальщиков со специальными флагами. Эта тактика называется линейным боем, а участвующие в ней корабли – линейными. Как правило, это были наиболее мощные корабли и с большим количеством пушек на борту. После появления градации кораблей на ранги, в бою линией, как правило, участвовали корабли первого, второго и третьего ранга. Первый ранг – это корабли от 90 до 120 пушек на борту. Далее по нисходящей. Тогдашние корабли первого ранга иногда в литературе и в Интернете называют линкорами. Не совсем правильно. Линкоры – это корабли другой эпохи и других технологий. В те времена это были просто корабли первого ранга. Вернёмся к кораблю Le Soleil Royal постройки 1669 года. Почему уточняю год. Их в истории Франции было три. «Король Солнце» возрождался из пепла предшественника. Корабль-легенда, чьи обугленные останки покоятся под «Арсеналом» города Шербур в регионе Нормандия (Франция).
Наш корабль был кораблём первого ранга, построенным в Бресте мастером Лораном Хубаком по заказу правительства Франции во времена Людовика XIV. По заказу главы правительства Жан-Батиста Кольбера были сделаны эскизы художественного оформления корабля Жаном Береном и, вроде как, утверждены королём. Опять же, в Интернете их можно легко найти любопытным. В 1669 году корабль был спущен на воду. Это был, наверное, самый шикарный из всех кораблей в Европе в тот момент. Так и было задумано! Значимость, богатство и величие короля-солнца («Франция – это я») Людовика XIV должен был знать весь мир, т.е. Европа. Гигантский по тем временам корабль длиной 61 м в синем корпусе и с украшениями, покрытыми золотом. Начищенные до золотого блеска 104 бронзовые пушки должны были внушить уважение любому соседу. Враги короля должны были на него смотреть, открывши рот, с восхищением и трепетом.
Думаете корабль сразу ринулся в бой? Нет. Его функция представительская. Экипаж более 800 человек. Офицеры, сержанты, матросы, солдаты и пр. Их надо содержать. Кормить, платить жалование. А с деньгами всегда и у всех проблема, если их не печатать на бумажках. А тогда ещё не знали, что так дурить можно. Деньги были настоящими, и их всегда не хватало. Поэтому экипаж был сокращён до минимума, а корабль оставался на якоре в гавани Бреста. Естественно, были тренировки. С шумом, гамом, криками, пальбой из пушек и торжественными построениями. И даже выходы в море. Ненадолго. Всё как принято на флоте в мирные годы. И так продолжалось 18 лет. Костяк команды сформирован, обучат любого при необходимости. Однако всё, что создано человеком, имеет свойство стареть и рассыпаться потихоньку.
В 1688 году корабль поставили в капитальный ремонт. По сути, была проведена модернизация корабля и приведение его к современным требованиям. Над Францией нависли тучи войны, и деньги на флот нашлись! Корабль Le Soleil Royal со 112 пушками и экипажем в 850 человек (говорят, что 1200 человек планировали туда засунуть) стал флагманом Атлантической эскадры адмирала де Турвиля. В те годы корабли имели урезанный штат в мирное время. До полного он набирался во время большого шухера, когда надо бить врага. Постоянный состав экипажа обучал новобранцев быстро и доходчиво. Особенно когда перед носом большой кулак маячит, учебный материал усваивается очень быстро. Прикомандировывались солдаты на корабль со своими офицерами и сержантами. И вперёд, навстречу врагу. Далее в 1690 году было грандиозное сражение при Бичи-Хэд и в 1692 году легендарный для Le Soleil Royal бой у мыса Барфлёр.
Кстати о тактике линейного боя. В теории всё красиво. Ходят друг за дружкой по линейке и кружатся, постреливая из пушек по противнику, который таким же танцем занимается напротив них. Жизнь вносила изменения. Ветер, волнение моря, течения, кромешный дым и все сопутствующие этим факторам эмоции экипажей изменяли картинку до наоборот! Так же было и у мыса Барфлёр. 90 кораблей англичан с голландцами против 44 кораблей французов. Адмирал де Турвиль не отказывается от боя в меньшинстве. Он направляет свою эскадру на превосходящего противника и сам со своим штабом находится на Le Soleil Royal... Мне нравится, как описан сам бой на канале дзена «ЕСТЬ ТАКАЯ ВОЕННАЯ ТЕМА» (описание боя оттуда):
«В центре французской боевой линии, как флагман и наиболее мощный корабль эскадры, находился «Солейл Руаяль». Противники начали обмен артиллерийскими залпами практически в упор, с расстояния около 300 метров. Выдерживая убийственный огонь, «Солейл Руаяль» схватился сразу с тремя английским стопушечниками – флагманом адмирала Рассела «Британией», «Сент-Эндрю» и «Лондоном». Флагманский штурман «Британии» (будущий знаменитый адмирал Бенбоу) выполняя маневр совершил роковую ошибку и линкор развернуло носом к «Солейл Руаяль». Французы, воспользовавшись просчётом противника, обрушили на британца мощные продольные залпы. Убийственным огнём с верхней палубы были сметены английские расчёты. Адмирал Рассел в панике убежал с мостика и заперся у себя в каюте. Командование союзной эскадрой было потеряно и сражение превратилось в свалку. Каждый сам за себя.
Сигнальщики разгромленной «Британии» отчаянно призывали помощь. На призыв флагмана откликнулся линейный корабль «Сент-Эндрю». Однако и на нём, при маневре, повторили ту же ошибку, встав носом к «Солейл Руаяль» и попали под шквальный огонь. Линкор получил такие повреждения, что после боя его пришлось отправить на капитальный ремонт.
Воодушевлённые французы продолжали безжалостно расстреливать английские корабли. От полного уничтожения линкоры спас 70-пушечный «Игл», прикрывший бортом оба стопушечника и смело завязавший дуэль с «Солейл Руаяль» один на один. Однако подобная дерзость дорого обошлась англичанину. Меткими залпами французов корабль был превращён в груду развалин. На линкоре были отстреляны снасти такелажа, снесены мачты и сбиты с лафетов 17 орудий. Потери экипажа составили около двухсот пятидесяти человек, из них 70 убитыми.
К вечеру англичанам, используя численное превосходство, удалось окружить «Солейл Руаяль». Убийственный перекрёстный огонь произвёл на французском флагмане настоящее опустошение. Тем не менее, французы не теряли духа и продолжали яростно отстреливаться. Вскоре корабль потерял весь рангоут и даже французы считали линкор потерянным. Только чудом «Солейл Руаяль» удалось вывести из боя, благодаря вовремя подошедшим на помощь линкорам «Принс» и «Манифик».
Сражение затихло само собой около десяти вечера. Однако англичане не оставляли попыток добить израненный флагман. Уже при свете луны «Солей Руаяль» был атакован брандерами, но французы и в этот раз успешно отразили атаку.
Несмотря на численное превосходство противника, французская эскадра смогла выстоять у Барфлёра не потеряв ни одного корабля. Адмирал Турвилль покинул повреждённый «Солейл Руаяль» только утром и, французские парусники, взяли курс на Брест. Несколько разбитых кораблей, в числе которых оказался и флагман, были уже не в силах противостоять мощному течению и были увлечены далеко на восток.
В свою очередь англичане, как опытные загонщики, не собирались упускать добычу и устремились в погоню. Несколько дней спустя, небольшой отряд разбитых французских кораблей, среди которых оказался и «Солейл Руаяль» был настигнут британцами на рейде Шербура. Запасы ядер и пороха на французских кораблях были практически на исходе, а суда требовали неотложного ремонта. Экипажи были измучены боем, переходом и даже не успели свезти раненых на берег.
Не желая рисковать, англичане атаковали противника брандерами. Пытаясь отбиться, французские моряки палили тем что было под рукой - металлическим ломом и гвоздями, а то и вовсе холостыми. Флагман «Солейл Руаяль» перед гибелью смог потопить один брандер. В конечном счёте, французские корабли были сожжены, вместе с ранеными. Из экипажа «Солейл Руаяль» насчитывавшего около 850 человек удалось спастись лишь одному счастливчику...»
А теперь коротко отвечу на некоторые вопросы:
Почему без мачт и такелажа? (самый важный и частый вопрос)
Размер модели и так немаленький. Там грот-рея была бы чуть меньше полуметра. Куда такую модель засунешь? Поэтому решил делать без мачт. Я такие называю каминными.
Почему не в реальном цвете выполнена модель?
Я сторонник французской школы моделизма, где цвета выделяются естественным оттенком используемой древесины. Красный – древесина падук, синий (у меня фиолетовый или пурпурный) – амарант. Чёрный – ….каюсь, грешен. Эбен не нашёл, поэтому чёрный (крашеный) граб. Покрытые золотом украшения напоминали бы крашенный пластик или латунные отливки. Поэтому не красил.
Где медная обшивка ниже ватерлинии?
Не было её в XVII веке. Через сто лет так стали защищаться от морской живности, любящей древесину.
Какова цель смешивания ПОС-60 и сплава Розе в пушках?
Во-первых, я так привык. Во-вторых, сплав Розе кроме свинца и олова содержит 50% висмута. А висмут при охлаждении расширяется, т.о. компенсируя сжимание при охлаждении олова и свинца. Те, кто занимался отливом оловянных солдатиков поймут, о чем я говорю.
Эта часть рулевого механизма еще не появилась в то время. Руль корабля перекладывался рычагом – румпелем. Поясню без терминологии и подробностей механизма. Такая большая крепкая деревяха торчала вертикально из пола в рулевом помещении. На этом корабле ее несколько человек наклоняли по команде офицера то вправо, то влево. Короче, как он укажет. Где резные лестницы (трапы), там капитанский мостик. Там находились старшие офицеры. Один из них через окошки показывал, в какую сторону наклонять этот рычаг. А помещение это (рулевое), между прочим, было самое защищенное на корабле из всех помещений выше уровня воды.
А это руль шлюпки и так он хранился "по походному" и, кстати, его можно снять и установить на соответствующее место — видите петли?)
Как при такой маленькой осадке он не переворачивался?
Осадка у оригинала была немаленькая – 6,5 м. На фото есть искажение. Сам тоже заметил. Надо по-другому ракурс взять. Sorry. А так в жизни все в пропорции. Как строили тогда, так и сделал. Почему не переворачивался? В те времена ещё как переворачивались! Таким перевёртышем, поднятым через 300 с лишним лет со дна, лично любовался в Стокгольме. Vasa называется корабль. Слышали о таком? О нашем корабле: при всех тех украшениях, которые обрамляли его корпус, считалось, что у него лучшие для этого класса и того времени мореходные качества. Он даже с разбитым в хлам такелажем смог оторваться от преследующих его англичан и спрятаться в бухте Шербура. Для корабля таких размеров подобные качества были "из ряда вон", хотя, надо признать, большинство кормовых фигур перед боем были сбиты и сброшены за борт.
У него набор шпангоутов как у настоящего?
Нет. В основе так называемый болван. С «набором шпангоутов как у настоящего» будет следующий. Хочу скопировать адмиралтейскую модель одного «англичанина». Правда, тот будет "ниже рангом..."
А теперь снова я, Cat.Baun:
Вчера я ради интереса открыл донаты (т.к. появилась такая возможность ввиду вашего интереса к модели корабля). О них я не упоминал и не призывал вносить, но нашлись люди, которые захотели "поддержать автора". Само собой, я отдаю себе отчёт, кому предназначены эти деньги. Все пришедшие средства будут перечислены отцу. Папа очень благодарен и обещает эти деньги вложить в новую модель. В частности, цитирую: "В копилку на рейсмус" (папа копит на домашний станок).
Далее я продолжу уже об изготовлении самой модели. К сожалению, многие этапы изготовления «не попали в кадр», но я постараюсь рассказать, как изготавливалась модель, а также объяснить по мере возможности, что это и зачем (применительно к настоящему паруснику).