Серия «Кинопробы»

Кинопробы: путешествие в двадцать лет. Глава вторая

Как я уже писал ранее, у моих друзей была готовая история про парня из рок-группы, которому не посчастливилось после концерта повстречаться с гопниками и всё закончилось печально. Там же была линия о неразделённой любви и что-то ещё, о чём уже не вспомню, потому что сценарий никто и не думал писать.

Мне стало понятно, что эту «мелодраму» будет очень сложно снять из-за обилия героев, мест действия и прочих фактов, свойственных крупному продакшену. А что было у нас? В общем-то, почти ничего, кроме желания снимать.

Когда один из друзей «отвалился», другой взял на себя непростое решение — купить видеокамеру. Ведь на что снимать-то? Если мне не изменяет память, она стоила в районе 20 000 рублей. Это была Panasonic SDR-H280. Очень хорошая камера с достойным функциональностью, а именно ручной настройкой экспозиции и баланса белого, что очень важно, на мой взгляд, для профессиональной съёмки. При этом камера писала видео на внутренний жесткий диск ( + у неё был слот под SD карту до 4 ГБ), хотя в те годы ещё были в ходу MiniDV камеры с кассетами.

Кинопробы: путешествие в двадцать лет. Глава вторая Российское кино, Независимое кино, Авторское кино, Длиннопост

Первая камера.

Да, у камеры была матрица в 3.1 мегапикселя, что в теории позволяло снимать Full HD, но снимала она, к сожалению, только SD (704 x 576).

В общем, мой друг каким-то образом заработал нужную сумму и купил эту камеру. Можно было начинать съёмки.

Я что, режиссёр?

Итак, мы пришли к тому, что фильм про рокеров снять не получится. Нужно начать с чего-то более приземлённого. Многие мои готовые сценарии, напоминающие рассказы, также не подходили под наши возможности и тогда я решил написать «арт-хаус». Кое-что в этом я уже понимал и сел писать какую-то максимально невнятную историю про парня, у которого какие-то непонятные проблемы с обществом. Вообще, слово «Непонятно» — это то, что идеально подходит для первого «рабочего» сценария для нашего фильма. Возможно, это звучит странно, но это так. Этот сценарий был тем, что максимально органично передавало мои возможности, как сценариста-постановщика, операторские возможности моего друга, которые были около нуля на тот момент, и наши общие материальные возможности реализовать данную идею. В сущности, актёрам нужно было ходить туда-сюда, говорить пространные вещи и почти ничего не играть. Оператору нужно было как-то всё это снимать, а мне просто смотреть, чтобы был хоть какой-то результат. Это было занятно. Мы выбрались «в город» на один день и всё отсняли.

Кинопробы: путешествие в двадцать лет. Глава вторая Российское кино, Независимое кино, Авторское кино, Длиннопост

Кадр из первого фильма, 2010-ый год.

омню, с каким интересом я сел за монтаж. Это была программа Movie Maker на Windows XP. В общем-то, не скажу, что во время монтажа возникли какие-то особые проблемы. Вроде бы, там было слишком ограниченное количество звуковых дорожек, что слегка раздражало, а потом пришлось разобраться с форматом «выгона» файла. Тем не менее, фильм был готов, но показывать его на широкую аудиторию было бессмысленно, так как трудно понять, что происходит.

Конечно, фильм очень наивный. Конечно, его и фильмом-то назвать очень сложно. Однако, это законченная работа, оформленная. Мы получили какой-никакой опыт и решили двигаться дальше — очень понравилось нам это дело.

Фильм второй

После первого фильма сразу захотелось снять второй. Я уже писал сценарий и через пару месяцев мы взялись за дело. Помню, как мне хотелось добавить хоть какой-то «читаемый сюжет». История была про сторожа, который охраняет садоводство и встречает странного парня, который исчезает утром, поскольку оказался призраком.

Здесь хочу заметить, что начали прослеживаться некоторые характерные черты в моём творчестве, а именно, место действия — садоводство, и мистические элементы в сюжете.

Кинопробы: путешествие в двадцать лет. Глава вторая Российское кино, Независимое кино, Авторское кино, Длиннопост

Кадр из второго фильма "Кто ты такой?", 2010-ый год.

К сожалению, я не смог правильно оценить наши силы и, отсняв некоторые эпизоды, мы остановили съёмки.

Во-первых, не хватало актёрского состава. Мне самому пришлось играть одну из ролей и я не понимал вообще, что происходит на съёмочной площадке.

Во-вторых, сценарий был очень плохо проработан. Опять же, это был скорее рассказ, чем сценарий для фильма, поэтому я плохо понимал, как и что мы будем снимать.

В-третьих, история была довольно большой. Такой «крепкий» коротыш на 30 минут в довольно «жанровом» монтаже. Что для нас, только что отснявших предельно невнятный «арт-хаус», было невозможно реализовать.

Было досадно, но мы не опустили руки и двинулись дальше.

Ещё один фильм

Осенью того же года я решил вернуться к более «абстрактным» формам арт-хауса, что давало большую свободу и возможностей в реализации.

Я написал некое подобие «эссе» под названием «Шинель». Диалогов там не было, а действие разворачивалось в лесу и вокруг озера. Был один актёр, который исполнил сразу две роли. Фоном я наложил «патетичную» музыку и несколько своих, весьма наивных, умозаключений. Однако, фильм получился.

Кинопробы: путешествие в двадцать лет. Глава вторая Российское кино, Независимое кино, Авторское кино, Длиннопост

Кадр из видеоэссе "Шинель", 2010-ый год.

После съёмок я узнал, что у нас в городе проходит кинофестиваль «Герой нашего времени» (или что-то типа того). Я решил отнести туда свой фильм в надежде, что его покажут. Однако, фильм забраковали, но намекнули, что, мол, есть пара недель и я могу снять что-то «зрительское». Почему бы и нет? Мы взялись за съёмки очередного фильма.

Тогда платформа YouTube только набирала популярность и в серьёз я её не воспринимал, а жаль. Мне казалось, что видео, которое туда выкладывают крайне сомнительного содержания и люди готовы буквально на всё, чтобы получить заветные просмотры. Про это и было решено снимать кино.

Главный герой представлял и себя человека достаточно аморального, который постоянно что-то снимает, что надо и не надо. В итоге, это приводит к трагедии.

С названием я решил не мудрствовать, и назвал его просто «YouTube».

Кинопробы: путешествие в двадцать лет. Глава вторая Российское кино, Независимое кино, Авторское кино, Длиннопост

Кадр из фильма "YouTube", 2010-ый год.

Монтаж в фильме был довольно бодрый. Однако, на фестивале фильм никак не отметили.

Тем не менее, на том самом фестивале я увидел одну любительскую короткометражку, от которой так и веяло влиянием «Брата» Алексея Балабанова. Я решил, что следующее кино я сниму про бандитов, постараюсь, так сказать, на славу.

Но об этом в следующей главе.

Показать полностью 5

Кинопробы: путешествие в двадцать лет. Глава первая

Здравствуйте. Это будет история личного, очень субъективного опыта. Здесь нет истины в последней инстанции. У каждого свой путь, своё мироощущение и внутренняя логика. Я хочу лишь рассказать о том, что меня волнует, чему я посвятил многие годы жизни. Надеюсь, для кого-то этот опыт окажется полезным, а кому-то это будет просто интересно прочитать.

Кинопробы: путешествие в двадцать лет. Глава первая Российское кино, Авторское кино, Любители, Длиннопост

Пробы для фильма в жанре постапокалипсис. 2012 год.

Когда мне было шестнадцать лет, я не копил на новенький «мопэд». Я уже жил другою мечтой — хотел снимать кино. И недавно я задался вопросом, а как такое могло случиться? Что повлияло на меня? Не было какой-то определённой точки в моей биографии, после которой я решил, что могу заниматься этим делом. Просто однажды я достал тетрадь в клеточку, толщиною в восемнадцать листов, и начал писать сценарий «Непрочитанное письмо».

Это была история про молодого человека, который едет к девушке своего внезапно исчезнувшего друга, чтобы узнать, что с ним случилось.

История довольно простая, мелодраматичная, но при этом довольно объёмная в плане постановки. Тогда, конечно, я этого не понимал и просто писал.

Когда сценарий был готов, я положил его «в стол» и больше не доставал. У меня не было ни малейшего представления, как я буду это снимать. Потом я написал ещё один сценарий, и ещё один. Много тетрадей было исписано, пока у меня не появился ПК.

Да, я понимаю, что вопрос «С чего всё началось?» повис в воздухе и требует ответа. Что ж, я смог определить несколько факторов, повлиявших на выбор моего жизненного пути.

Фактор 1

Как многие дети и подростки того времени, я очень любил условно голливудские фильмы. Это было потрясающее время, когда друг мог прийти к тебе в гости и неожиданно принести кассету с очень крутым фильмом — море впечатлений на месяц вперёд было обеспечено. К примеру, «Смертельная битва» или «Мортал Комбат» заставил нас выучить приём Лю Кана, когда он отталкивается от стены и бьёт противников ногой «с вертушки». Лучше всего для этого подходили железные двери кооперативных гаражей. То же самое было и с сальто. С появлением видеомагнитофона в нашей семье я стал смотреть вообще все фильмы, которые производила западная индустрия.

Фактор 2

Однажды мне довелось увидеть по телевизору фильм Такеши Китано «Фейерверк», который сильно меня зацепил своими художественными достоинствами. Я осознал, что это нечто другое, не «голливудское», а что-то намного глубже, тоньше в плане восприятия и, как ни странно, больше про меня. Где Япония и где я? Я начал интересоваться азиатским кинематографом и помимо Китано познакомился с другими «художниками» в мире кино, такими как Ким Ки Дук, например.

Фактор 3

Приблизительно в то же время на VHS появился фильм «Брат» и тут я понял, что отечественное кино может быть вполне увлекательным и достойным внимания. Помню, с каким восторгом мы ждали «Брат 2». Здесь стоит подчеркнуть, что осознание привлекательности отечественного кинематографа дало осознание того, что я тоже могу в наших реалиях сделать что-то интересное.

Фактор 4

Помните ли вы передачу «Сам себе режиссёр?» Что-то похожее появится позже на известной платформе «YouTube» — множество роликов с неоднозначным содержанием. Однако, с появлением данной программы я понял, что очень хочу приобрести ВИДЕОКАМЕРУ. А было мне лет 10-12 на тот момент. Естественно, для нашей семьи это была неслыханная роскошь. В стране глубочайший кризис и разруха. Помню, как ходил в комиссионный магазин, где продавались видеокамеры, чтобы просто посмотреть на них. Не знаю, можно ли назвать меня «технофетишистом», но я до сих пор стараюсь не пропускать новинки фото и видео камер, с удовольствие рассматривая их внутренние и внешние достоинства. В будущем подробно расскажу про этот аспект своей деятельности.

Фактор 5

Основным фактором я считаю, на мой взгляд, необъяснимую потребность снимать видео. При этом, мне важно, чтобы это было не просто видео, снятое «от балды», а нарративное повествование в той, или иной форме. Я хочу рассказать какую-то историю по средствам видео, показать что-то, что мне кажется интересным. Но, повторюсь, на абы что, а нечто сформулированное, с идеей и содержанием. До того, как начать съёмки, я много хожу, думаю, записываю в блокнот. Чаще всего это короткометражные фильмы, реже что-то документальное или эссэ.

Верный друг

По сути, это тоже один из факторов, немаловажный аспект моей деятельности.

Как-то раз ко мне пришли двое друзей детства. Они, совершенно неожиданно для меня, решили снять игровой фильм. Я, разумеется, поддержал эту идею, потому что сам горел этим же. Однако, один из них очень быстро «слился», а с другим мы до сих пор снимаем. Он в качестве оператора, а я сценариста и режиссёра. Совпадение? При том, что я никому до тех пор не рассказывал, что хочу снимать кино. Даже родителям.

Заключение

Итак, начало положено. Я рассказал о причинах того, что заставило меня заняться съёмками. В следующих главах я подробно расскажу о своих фильмах, проблемах, с которыми сталкиваюсь и обо всём, что связано непосредственно со съёмками.

До свидания!

Показать полностью 1
Отличная работа, все прочитано!