Серия «Каллиграфия - уроки»

Медитативная каллиграфия. Завитки 2 (flourishes)

Тема завитков меня не отпускает, закончила курс у Jillian&Jordan и сейчас прохожу новый у Suzanne Cunningham, она очень крутая, её даже называют королевой овала :)

Медитативная каллиграфия. Завитки 2 (flourishes) Длиннопост, Каллиграфия, Завитки, Тонкое перо, Любителям каллиграфии, Flourish

Напомню сразу, что я не профессиональный каллиграф, а очень начинающий. Мои буквы местами косые и кривые :) Но я училась в том числе и у неидеальных мастеров, и меня очень вдохновляло их несовершенство. Когда ты видишь, что опытные люди тоже делают ошибки, это позволяет добрее относиться к себе :) Мне хочется передать такой подход дальше. Если вам кажется, что каллиграфия - это слишком сложно и у вас ничего не получится - это не так. Если прогресс есть у меня, обычного человека, без художественного таланта и умения рисовать, то получится и у вас, дело только за практикой! Не сдавайтесь, рискуйте :)

По мотивам этих курсов и разных видео на ютюбе хочу добавить пару полезных вещей к основным принципам завитков, о которых писала раньше здесь:


https://mkalligrafia.blogspot.com/2020/04/flourishes.html


- все овалы должны лежать не как попало в пространстве, а либо по горизонтальной оси, либо по направляющей наклона, иногда можно располагать их ось перпендикулярно наклону


- внутренние маленькие овальчики тоже лежат по этим осям, а ещё они должны делить большой овал примерно пополам, как пончик :)


Всё это хорошо видно на этих изображениях от Сьюзан из её официального курса. Овалы выделены красным, а оси - пунктиром.

Медитативная каллиграфия. Завитки 2 (flourishes) Длиннопост, Каллиграфия, Завитки, Тонкое перо, Любителям каллиграфии, Flourish
Медитативная каллиграфия. Завитки 2 (flourishes) Длиннопост, Каллиграфия, Завитки, Тонкое перо, Любителям каллиграфии, Flourish

- сами овалы не стоит делать слишком узкими, лучше соблюдать пропорции 1:2 или 2:3


Ещё у меня всегда были сложности с ровными линиями, как можно видеть на моей картинке вверху поста :))) Я послушала много разных объяснений от каллиграфов, как добиться плавности. Напишу про основные подходы, из них можно подобрать наиболее удобный для вас.


1. Объяснение от Paul Antonio. Это очень известный мастер, у которого учились многие популярные англоязычные и не только каллиграфы. Даже Сьюзан тоже :)

Пол пишет большие завитки, для этого ему нужен большой разбег в движениях. Поэтому его техника - двигать плечом и локтём. Движение начинается от плечевого сустава. Рука опирается на мышцы ("мяско"), которые находятся между локтём и запястьем. И на этом мускуле мы ею двигаем в разные стороны, как нам нужно. Кожа как бы "прилипает" к столу, а мускул перекатывается внутри неё. Запястье и пальцы при этом зафиксированы в одном положении и не двигаются вообще. Это позволяет делать широкие плавные овалы, но с меньшей точностью.


Есть видео, где он это объясняет и показывает (на английском):

https://www.youtube.com/watch?v=8-FTMIsdC_M


2. Объяснение от Сьюзан Каннингем. Она пишет завитки поменьше и совсем не использует движение от плеча, только пальцы и кисть. Области с нажимом и такие линии, где хватает запаса по длине пальцев, она пишет пальцами. На овалах побольше она плавно переходит к движению кистью, прямо по ходу одной линии. Если возможно, то лучше, конечно, это переход делать с отрывом пера, чтобы подвинуть руку поудобнее. Движение кистью означает, что пальцы у нас зафиксированы в одном положении и не движутся. Рука опирается на "мяско" на запястье и за счёт "ёрзания" по нему происходит движение.


Слышала ещё такое объяснение, что на завитках рука не касается бумаги вообще, скользит в воздухе - но многие другие каллиграфы не советуют использовать такую технику, т.к. рука сильно устанет и точность будет меньше.


Мне лично очень не хватало этого нюанса про "мяско" (Пол так и называет это "meat"), чтобы понять, как именно мы делаем движение. Надеюсь, вам тоже стало понятнее после этого поста :)


На курсе Сьюзан сказала, что она до сих пор важные вещи сначала набрасывает карандашом, это после 27 лет практики! Так что и всем остальным это делать совершенно нормально.


Ещё маленький бонус с её курса - её любимый шрифт Maratre, где очень изящные завитки. Можно копировать заглавные буквы в свой стиль или просто использовать их для практики. Картинка из гугла.

Медитативная каллиграфия. Завитки 2 (flourishes) Длиннопост, Каллиграфия, Завитки, Тонкое перо, Любителям каллиграфии, Flourish

На этом всё, удачной вам практики! Вопросы можно задавать в комментариях.


Канал в Телеграм: https://t.me/mkalligrafia
Мой ИГ (с домашкой по курсу Сьюзан пока в основном): https://www.instagram.com/iren.ink/


Оригиналы постов:

https://mkalligrafia.blogspot.com/

Ирина aka Iren


Чат по каллиграфии для всех желающих:

https://t.me/joinchat/E3njrhUoIc4qQrF92fSM5w

Показать полностью 4

Медитативная каллиграфия. Четырнадцатое занятие. Заглавные буквы - третья часть (последняя)

Настало время для последнего поста про заглавные буквы! Покажу ещё несколько элементов, которые входят в состав многих букв, можно их сочетать с другими на свой вкус. Напомню, что лучше один и тот же элемент в составе букв не менять по ходу текста, чтобы создавалось ощущение единого стиля.


Овалы - любые буквы, основанные на овальной форме: О, С, Е, G, Ю, З, Q и так далее.


Передние хвостики входят в состав букв А, Л, М, N и т.д. Некоторые похожи на ножки, можно их использовать и для букв Т, Г, В, Б, Р, R и т.д.

Медитативная каллиграфия. Четырнадцатое занятие. Заглавные буквы - третья часть (последняя) Любителям каллиграфии, Каллиграфия, iPad, Procreate, Заглавная буква, Длиннопост

Сцепки - более сложные варианты букв, которые пишутся в 1-2 фигурных штриха, смотрятся довольно креативно.

Медитативная каллиграфия. Четырнадцатое занятие. Заглавные буквы - третья часть (последняя) Любителям каллиграфии, Каллиграфия, iPad, Procreate, Заглавная буква, Длиннопост

Помимо этих элементов дальше идут в основном нестандартные формы букв, я решила их уже не писать, а выложить свою подборку из букв разных мастеров - ссылку закину в телеграм-канал, чтобы не было претензий по копирайту.


Напомню ещё свой первый пост по заглавным буквам, где есть ещё несколько примеров разных шрифтов, от классических до современных:

https://mkalligrafia.blogspot.com/2020/02/blog-post_26.html


На этом уроки пока заканчиваю, возможно, буду кидать ещё всякую каллиграфическую красоту, которая будет попадаться под руку :) Медитативной вам практики и симпатичных букв! :)


Если кто-то добрался до этого последнего урока, покажите ваши достижения в комментариях, мне будет приятно, что я не зря это всё писала.


Картинки сделаны на айпаде кистью от Loveleigh Loops.


Канал в Телеграм: https://t.me/mkalligrafia


Оригиналы постов:

https://mkalligrafia.blogspot.com/

Ирина aka Iren


Чат по каллиграфии:

https://t.me/joinchat/E3njrhUoIc4qQrF92fSM5w

Показать полностью 2

Медитативная каллиграфия. Завитки (flourishes)

Сегодня вводный урок по завиткам (flourishes), на изображении показываю основные принципы.


1. Завитки базируются на формах букв С или S.

2. Пересечения линий должны быть примерно под прямым углом.

3. Если линии идут рядом, то их нужно делать параллельными.

4. Завитки выглядят изящнее, если в их основе овал. С кругами тоже можно делать, но это требует опыта и уверенности в руке. Для начинающих овалы легче.

5. Не пересекаем 2 толстые линии.

6. Оформляя слово или фразу, следим за общей композицией. Баланс - одна сторона слова (левая-правая или верх-низ) не должны заметно перевешивать, пустое пространство тоже нужно оставлять гармонично. Красиво смотрятся одинаковые завитки или отражённые вверх-вниз, влево-вправо. Основные буквы должны хорошо читаться, украшения не должны мешать пониманию.

Медитативная каллиграфия. Завитки (flourishes) Каллиграфия, Любителям каллиграфии, Завитки, iPad, Цифровой рисунок, Flourish, Длиннопост

https://piesbrand.com/finding-nice-flourishes/

Интересная статья про украшения - на английском, но можно смотреть только на его примеры и варианты. Как раз очень заметно у него, как выглядит симметрия, отражение, общий баланс.


Чтобы красиво написать слово или фразу, не будучи профессионалом, лучше делать набросок карандашом, а потом много стирать и исправлять :)

Медитативная каллиграфия. Завитки (flourishes) Каллиграфия, Любителям каллиграфии, Завитки, iPad, Цифровой рисунок, Flourish, Длиннопост
Медитативная каллиграфия. Завитки (flourishes) Каллиграфия, Любителям каллиграфии, Завитки, iPad, Цифровой рисунок, Flourish, Длиннопост

Я училась на этом бесплатном курсе по завиткам, сейчас прохожу платный углублённый. Курс на английском, но всё очень наглядно показывается в видео, есть прописи для распечатывания.

https://loveleighloops.teachable.com/p/simple-to-spectacular


Какие завитки вам нравятся? Покажите свои любимые в комментариях.


Картинка сделана на айпаде кистью от Loveleigh Loops.


Канал в Телеграм: https://t.me/mkalligrafia

Оригиналы постов:

https://mkalligrafia.blogspot.com/

Ирина aka Iren


Чат по каллиграфии:

https://t.me/joinchat/E3njrhUoIc4qQrF92fSM5w

Показать полностью 3

Медитативная каллиграфия. Тринадцатое занятие. Заглавные буквы - вторая часть

С момента прошлого поста многое изменилось в мире! Но каллиграфия остаётся островком стабильности и медитации, поэтому сейчас самое время взять маркеры или карандаш и попрактиковаться :) Для новичков - вам стоит начать с первых постов и базовых элементов, прежде чем переходить к сложному.


Сегодня много объяснять не буду, про принципы написания рассказывала в прошлом посте о заглавных буквах.


Набросала вам несколько вариантов начальных элементов для букв, начинающихся с нижних дуг, U, Y, V, W, И, Й, У, Ч, Ш, Щ, Ц.

Медитативная каллиграфия. Тринадцатое занятие. Заглавные буквы - вторая часть Каллиграфия, Любителям каллиграфии, Заглавная буква, iPad, Урок, Длиннопост

И варианты полукругов, которые входят в состав букв Р, Б, В, Ф, R.

Медитативная каллиграфия. Тринадцатое занятие. Заглавные буквы - вторая часть Каллиграфия, Любителям каллиграфии, Заглавная буква, iPad, Урок, Длиннопост

Это далеко не полный набор возможных вариантов, вы можете сами анализировать понравившиеся вам шрифты и заимствовать у них как отдельные элементы, так и буквы целиком. В прошлом посте были шляпки и ножки, теперь можно комбинировать их с сегодняшними элементами и писать новые буквы из обоих алфавитов.


Буквы писала опять на айпаде кистью от Loveleigh Loops.


Обратите внимание, у чата по каллиграфии поменялся адрес, новый теперь такой:

https://t.me/joinchat/E3njrhUoIc4qQrF92fSM5w


Канал в Телеграм: https://t.me/mkalligrafia

Оригиналы постов:

https://mkalligrafia.blogspot.com/

Ирина aka Iren

Показать полностью 2

Медитативная каллиграфия. Двенадцатое занятие. Заглавные буквы - первая часть

Сегодня начинаем изучать заглавные буквы. У них есть множество вариаций. Строгих правил как у строчных букв по сути нет, только базовые принципы остаются теми же (с нажимом вниз, без нажима вверх). Здесь огромный простор для творчества и для копирования понравившихся вам образцов. Если брать классические шрифты, например, Копперплейт или Спенсериан, то у них всё строго - пропорции, расположение, вплоть до миллиметров:

Медитативная каллиграфия. Двенадцатое занятие. Заглавные буквы - первая часть Каллиграфия, Любителям каллиграфии, Длиннопост, Procreate, Заглавная буква
Медитативная каллиграфия. Двенадцатое занятие. Заглавные буквы - первая часть Каллиграфия, Любителям каллиграфии, Длиннопост, Procreate, Заглавная буква

В современной каллиграфии такого нет. В некоторых буквах нужно будет запомнить, какой штрих идёт вверх, какой вниз, но даже эти правила можно нарушать. Мне очень нравится подход близняшек из Loveleigh Loops, они объясняют логику построения букв, мы разбиваем буквы на похожие штрихи и в пределах одной надписи используем одинаковые вариации. Между собой комбинируем их на свой вкус - из одного шрифта можно взять написание овалов, из другого - шляпки, то есть, копируем не буквы целиком, а встраиваем понравившиеся детали в свой уникальный стиль.


Внизу поста есть набор разных шрифтов современной каллиграфии от нескольких мастеров для примера, можно начать с копирования какого-то из них или найти в интернете тот, который вам понравится.


Сегодня мы начнём со шляпок и ножек, которые используются во многих буквах кириллицы и латиницы. Я набросала несколько вариантов от самых простых до более сложных - выбирайте и практикуйте те, которые вам более симпатичны (или легче получаются :) ).


Это отдельные шляпки и ножки, которые можно комбинировать между собой, получатся буквы Т и Г.

Медитативная каллиграфия. Двенадцатое занятие. Заглавные буквы - первая часть Каллиграфия, Любителям каллиграфии, Длиннопост, Procreate, Заглавная буква

Это варианты, где шляпка и ножка пишутся в одно движение, более сложные. И примеры букв, которые получаются из разных комбинаций.

Медитативная каллиграфия. Двенадцатое занятие. Заглавные буквы - первая часть Каллиграфия, Любителям каллиграфии, Длиннопост, Procreate, Заглавная буква

Буду рада, если покажете свой прогресс или какие-то новые варианты, будем учиться друг у друга.


Сегодня у меня необычный инструмент, если вы заметили, двухцветная кисть. Я записалась на курс по вводной каллиграфии на айпаде от упомянутых близняшек, и мне ооооочень нравится!


Штрихи с нажимом автоматически пишутся одним цветом, а без нажима - другим. Сразу видно, как я писала эти буквы и где накосячила :)


Если владеете английским, можете присоединиться к курсу и посмотреть уроки в записи, он короткий и бесплатный, но нужен айпад, совместимый с ним стилус с возможностью нажатия, и платная программа для дизайнеров Procreate. https://loveleighloops.com/abcs


Вот такая красота пишется за пару секунд:

Медитативная каллиграфия. Двенадцатое занятие. Заглавные буквы - первая часть Каллиграфия, Любителям каллиграфии, Длиннопост, Procreate, Заглавная буква

У любителей каллиграфии появился чат в телеграме, присоединяйтесь! Ведёт его прекрасная @abuldygina

https://t.me/talkcalligraphy


(мне скоро предстоит поездка, следующий пост будет в конце марта)

Медитативная каллиграфия. Двенадцатое занятие. Заглавные буквы - первая часть Каллиграфия, Любителям каллиграфии, Длиннопост, Procreate, Заглавная буква
Медитативная каллиграфия. Двенадцатое занятие. Заглавные буквы - первая часть Каллиграфия, Любителям каллиграфии, Длиннопост, Procreate, Заглавная буква
Медитативная каллиграфия. Двенадцатое занятие. Заглавные буквы - первая часть Каллиграфия, Любителям каллиграфии, Длиннопост, Procreate, Заглавная буква
Медитативная каллиграфия. Двенадцатое занятие. Заглавные буквы - первая часть Каллиграфия, Любителям каллиграфии, Длиннопост, Procreate, Заглавная буква
Показать полностью 9

Медитативная каллиграфия. Вариации стилей

Медитативная каллиграфия. Вариации стилей Каллиграфия, Любителям каллиграфии, Простой карандаш, Длиннопост

Сегодня хочу поговорить про вариации на основе того, что мы уже изучили к этому моменту. Они будут касаться только современной каллиграфии пером или брашпеном - для печатных букв или готического шрифта плоскими перьями есть свои вариации, их я не затрагиваю.


Итак, можно варьировать:


- сглаженность букв, делая их более угловатыми или округлыми

- высоту и ширину

- пространство между буквами (убрать связки совсем, удлинить штрихи-пробелы)

- наклон

- петли (широкие, узкие, одни простые линии, как в стиле "угловатый", или нестандартные, как в стиле "свой")

- "выпрыгивание букв" из основных линий

- завитки, их сложность, количество, округлость или полное отсутствие

- связки между отдельными буквами (th, например)

- начальные и финальные штрихи в словах

- написания отдельных букв (их можно заимствовать из других стилей, которые вам нравятся), например, не смыкать овалы во всех буквах на их основе, или даже заводить верхнюю часть овала за противоположную сторону, перекрывая её.


Сразу все вариации для своего стиля не стоит использовать, подбирайте так, чтобы всё в целом смотрелось гармонично. Мне лично нравится обычный стиль + завитки для написания пером, я делаю буквы более узкими, соблюдаю стандартный наклон. Когда пишу брашпеном, то это чаще всего будет прыгающий стиль или стиль с длинными пробелами, наклон меньше, без завитков - они с брашпеном получаются у меня хуже. Свои недостатки тоже можно обратить в ориентир - не брать пока то, что не получается :)


Если выбрана какая-то вариация, например, буквы почти круглые, ниже по высоте, но шире, чем обычные, то это изменение должно коснуться всех базовых штрихов, овалов, дуг и так далее. Должна прослеживаться стабильность и постоянство, это создаёт стильный вид надписи. И про принципы каллиграфии не забываем, эта основа остаётся нетронутой: базовые штрихи, вверх легко, вниз с нажимом, после каждого штриха инструмент отрывается от бумаги. Менять эти принципы написания не стоит.


Я пробую разработать собственный стиль письма, его образец можно увидеть в слове "свой", ещё не все буквы продумала, но движусь к этому постепенно. Вы тоже можете создать свой уникальный шрифт, его можно затем оцифровать и использовать на компьютере!


Пусть это пока останется прекрасной мечтой на будущее, а показать мне свои эксперименты можно уже сейчас. В этих постах (здесь и в Телеграме) я буду читать комментарии так долго, сколько смогу - можете присоединяться к этому мини-курсу для начинающих в любое удобное время. В следующих уроках будем разбирать написание заглавных букв в современной каллиграфии, и в одном из последних занятий покажу основные принципы завитков.

Показать полностью 1

Медитативная каллиграфия. Bouncing (прыгающие буквы)

Сегодня урок про прыгающие буквы. Резюме:

- выходить можно как за базовую линию вниз, так и за "линию талии" вверх

- некоторые буквы могут прыгать в обе стороны, а некоторым скакать вообще нежелательно, только в крайних случаях - читаемость слова не должна утрачиваться из-за искажённых форм букв

- намечать модификации лучше сначала карандашом, чтобы был шанс исправить (или с помощью кальки)

- стоит следить за балансом, чтобы выходы вверх и вниз были расположены гармонично, без перекосов в одну сторону (левую-правую или верх-низ)

- выходы за линии должны быть примерно одной величины (на половину или треть строки, например)

- часть букв должны оставаться на базовой линии, чтобы она была легко заметна глазу даже без направляющих

- если прыгает каждая буква, то это становится слишком предсказуемо и смотрится хуже


Жду ваших фото в комментариях, обязательно всем отвечу, кто попробует этот стиль.

Медитативная каллиграфия. Bouncing (прыгающие буквы) Каллиграфия, Любителям каллиграфии, Простой карандаш, Длиннопост, Видео

Канал в Телеграм: https://t.me/mkalligrafia

Оригиналы постов:

https://mkalligrafia.blogspot.com/

Ирина aka Iren

Показать полностью 1 1

Угадайте звездного капитана юмористической команды «Сборная Красноярска» по описанию одного из участников

Ну что, потренировались? А теперь пора браться за дело всерьез.

Показать полностью

Медитативная каллиграфия. Faux calligraphy (псевдокаллиграфия) и тени

Сегодня урок будет текстовым, поучимся писать псевдо-каллиграфию (faux calligraphy).

Прежде чем приступать к этой вариации каллиграфии или любым другим, нужно освоить базовые штрихи и буквы - если вы этого не делали, начинайте с первых постов по порядку, пожалуйста. Иначе будет непонятно, откуда что берётся.


Мы уже знаем, что линии вверх ведутся с лёгким нажатием, а вниз - с сильным. Знаем, как выглядят формы букв. И теперь мы можем имитировать разную ширину штрихов с помощью инструментов без нажатия - карандаша, линеров, любых других маркеров. Это помогает, когда под рукой нет гибкого инструмента, когда поверхность не позволяет его использовать (слишком шероховатая или изогнутая, например), или же когда нам нужно написать большие буквы на доске, на стекле, на двери и так далее - такого размера перьев и брашпенов уже не бывает.


Мы начинаем писать буквы линиями без нажатия, держа в голове, где должны быть толстые штрихи, и оставляем для них место. Это можно делать тремя способами, они подписаны цифрами на фото.

1. пишем чуть шире, чем обычно, и планируем толстый штрих справа

2. пишем Уже и дорисовываем толстый штрих слева

3. пишем примерно как обычно и дорисовываем штрих с двух сторон понемногу.

Медитативная каллиграфия. Faux calligraphy (псевдокаллиграфия) и тени Каллиграфия, Любителям каллиграфии, Брашпен, Длиннопост

Стоит оставлять достаточно места на толстую линию, чтобы она не перекрывала предыдущие штрихи, обычно с опытом это приходит. Толщину нужно выдерживать примерно одинаковую, чтобы создать имитацию гибкого инструмента.


Потом запланированные штрихи закрашиваем. И тут открываются огромные просторы для творчества! Можно сделать на толстых штрихах переходы цвета, любые узоры типа зен-дудлинга, мехенди и так далее.

Медитативная каллиграфия. Faux calligraphy (псевдокаллиграфия) и тени Каллиграфия, Любителям каллиграфии, Брашпен, Длиннопост

И заодно расскажу про тени на буквах. Пишем слово любым стилем, затем представляем, например, в левом верхнем углу солнышко, и все линии, на которые оно отбрасывает тень, обводим другим цветом с противоположной стороны, в этом случае внизу и справа. Толщина линий может быть разная, можно делать отступ от основных букв, можно две линии разным цветом - экспериментируйте! Так можно украшать и любые печатные буквы.

Медитативная каллиграфия. Faux calligraphy (псевдокаллиграфия) и тени Каллиграфия, Любителям каллиграфии, Брашпен, Длиннопост

Канал в Телеграм: https://t.me/mkalligrafia

Оригиналы постов:

https://mkalligrafia.blogspot.com/

Ирина aka Iren

Показать полностью 3
Отличная работа, все прочитано!