Серия «Fostex T40RP Mk3. Борьба за звук.»

Выбор кабеля и последняя модификация Fostex T40RP Mk3. Борьба за звук. Часть 3

Выбор кабеля и последняя модификация Fostex T40RP Mk3. Борьба за звук. Часть 3 Звук, Самоделки, Наушники, Кабель, Пайка, Длиннопост

Введение

Доброго дня!

Решил не откладывать заключительную статью из цикла про звук с главным героем Fostex T40 Mk.3. Я давно мечтал научиться паять, но мои прошлые опыты с паяльным набором за 3 копейки не увенчались успехом, т.к. припой банально не плавился. Для описанного в данной статье мне пришлось обзавестись некоторым оборудованием для пайки и соответствующим навыком, но обо всем по порядку.

Влияние кабеля на звук

Как я уже неоднократно упоминал, аудиофильские споры никогда не разрешаются, потому что правильного ответа попросту нет. Одним из легендарных и древнейших камней преткновения стал вопрос о возможности «слышать кабель». Не имея возможности сравнить, мне также казалось это полнейшим бредом, однако, если рассуждать логически, все не так однозначно.

Да, я до сих пор не верю, что на звуковые характеристики оборудования влияет кабель питания, тем более у меня все запитано через выпрямитель, или кабель USB, который вообще передает цифровую информацию. Речь идет именно об акустическом кабеле, по которому передается аналоговый сигнал непосредственно в динамик.

Итак, если подумать о природе тока и особенностях проводников, то даже на бумаге влияние последнего неоспоримо. Во-первых, цифровой кабель, как например USB, HDMI или DisplayPort передает цифровой сигнал, в котором учитывается лишь наличие тока или его отсутствие. Погрешности, наводки, высокое сопротивление кабеля из-за его длинны не играют большой роли (при не огромном значении величины таковых, конечно).

Аналоговый сигнал передает именно звуковой сигнал, который преобразуется либо магнитной катушкой и магнитом в кинетическую энергию диффузора, либо посредствам магнитного поля на токопроводящую мембрану, как в моем случае с изодинамическими излучателями. Все искажения, наводки от сотовых сетей и радиоточек при этом мы непосредственно слышим в динамиках. Вспомним хотя бы аудиотехнику нулевых, когда многие бюджетные динамики выпускали неэкранированными и можно было узнать, что тебе звонят на мобильный телефон еще до самого звонка.

Пайка кабеля медного кабеля большого сечения и его влияние на звук

Как я описывал во второй части цикла статей о наушниках Fostex T40 Mk.3, мне удалось на собственном опыте убедиться в том, что разные кабели могут звучать по-разному. В связи с чем было решено провести эксперимент, в котором будет произведено сразу несколько сравнений:

  • Влияние на звук медного кабеля большого сечения;

  • Влияние на звук балансного подключения к источнику с этим кабелем;

  • Влияние на звук при прочих равных кастомного дорогого балансного кабеля.

  • Влияние на звук качества и материала разъемов.

Итак, все ингредиенты пришли, осталось только сделать из этого что-то, что не приведет к покупке новых наушников. Слабоумие и отвага – наш девиз!

Выбор кабеля и последняя модификация Fostex T40RP Mk3. Борьба за звук. Часть 3 Звук, Самоделки, Наушники, Кабель, Пайка, Длиннопост

Первым делом я скоротал вечерок за пайкой кабеля. Кабель двухжильный из чистой меди сечением 1,3 мм2 оказался даже толще, чем я предполагал. Позиционировался этот здоровяк как кабель для коммутации колонок с источником, то есть был рассчитан на куда больше токи, чем в наушниках и имел куда меньшее сопротивление, нежели штатные «веревочки» любых наушников.

Приступив к делу, на удивление у меня начало получаться, пусть и не совсем эстетично, но крепко. Однако, обнаружились и подводные камни. Кабель очень жесткий и толстый, припаять его к контактам стандартного разъема 3.5 мм без замыкания уже оказалось нетривиальной задачей, не говоря уже о том, чтобы закрутить колпачок от них обратно. С одним разъемом получилось, второй закрутился не ровно, но работал. При повороте кривой разъем норовил раскрутиться, однако, это был исключительно тестовый кабель, который не планировалось использовать на постоянной основе. Также его ежедневной эксплуатации мог препятствовать огромный вес, такой кабель навесу выдержит не каждый разъем.

Выбор кабеля и последняя модификация Fostex T40RP Mk3. Борьба за звук. Часть 3 Звук, Самоделки, Наушники, Кабель, Пайка, Длиннопост

Создав нечто, похожее на Халка среди кабелей для наушников, я протестировал каждый из выводов в наушниках, просто воткнув другой конец проводов в XLR разъем усилителя в нужном порядке, все работало, правый играл в правом, а левый в левом. Судить о звучании только по моно-звуку одного наушника невозможно, поэтому я перешел к следующему этапу – созданию балансных наушников.

Выбор кабеля и последняя модификация Fostex T40RP Mk3. Борьба за звук. Часть 3 Звук, Самоделки, Наушники, Кабель, Пайка, Длиннопост

Пайка разъемов

Для того, чтобы модифицировать небалансные наушники, сделав их балансными, нужно просто каждый динамик подключить изолированно друг от друга отдельным кабелем к источнику. Для этого нужно к каждому динамику припаять свой разъем.

Несмотря на то, что разъемы были крайне бюджетные, план был в том, чтобы протестировать и дешевый вариант, и более дорогой, чтобы развенчать очередной миф о том, что длинна участка электрической цепи в разъеме настолько ничтожна, что практически ей можно пренебречь.

Для монтажа разъемов нужно было семь раз отмерить, что я и сделал, разобрав наушники впервые за три месяца. Прикинув, где будет разъем, пришлось немного отклеить звукоизоляцию, иначе толщины корпуса бы не хватило, чтобы его закрыть обратно.

Расплавив корпус наушников паяльником (да, я хотел просверлить отверстия сверлом по металлу, но уже была ночь) под диаметр разъемов, я прикинул разъем и приступил к пайке.

Было решено также заменить штатные провода внутри корпуса наушников на толстые медные из того же кабеля, позже это сыграет против меня. Итак, кабеля были припаяны, разъемы приклеены на клей-пистолет – так как высоких температур в корпусе наушников не будет, такое решение оправдано, также это упростит последующий демонтаж.

Выбор кабеля и последняя модификация Fostex T40RP Mk3. Борьба за звук. Часть 3 Звук, Самоделки, Наушники, Кабель, Пайка, Длиннопост

При попытке припаять кабель от разъема к шлейфу динамика возникла проблема – огромный заводской припой никак не хотел плавиться. Шлейф с токопроводящей дорожкой едва выступал из-за магнитного сэндвича и легко гнулся, было страшно держать там паяльник долго, тем более давить им на припой. Для решения это проблемы в ход пошел второй паяльник Белгородского производства из строительного магазина, который имел хорошее толстое жало, которое не нужно было лудить, да и в целом он был более мощным. С его помощью получилось все допаять и даже закрыть корпус обоих чашек без отрыва кабеля.

Влияние на звук балансного подключения и дорого кабеля

Даже с учетом того, что разъемы наушников невозможно было сравнить с заводскими, звук в очередной раз преобразился в лучшую сторону. Для начала скажу, что звук действительно стал примерно в два раза громче в сравнении с небалансным подключением, как это и было заявлено во всех спецификациях. Также появилось и разделение каналов, сцена стала шире, позиционирование звуков улучшилось, но никакого восторга субъективно не произошло.

Выбор кабеля и последняя модификация Fostex T40RP Mk3. Борьба за звук. Часть 3 Звук, Самоделки, Наушники, Кабель, Пайка, Длиннопост

Далее на очереди был хороший кабель из немецко-лихтенштейдских компонентов примерно за 7 тыс. рублей. Когда он пришел, я услышал то же самое, что описывал в предыдущей части с кабелем DAXX, но со всеми плюсами балансного подключения. Звук вновь стал разборчивее, детальнее, улучшилась АЧХ, бас не размазанный, а «упругий». У обоих кабелей одинаковая природа – это посеребренная медь с двумя слоями экранирования. Звучат эти кабели практически идентично, что говорит о том, что при прочих равных нет большого значения в сечении, чистоте меди и прочих заморочек. Важен материал и наличие экрана от внешних помех.

Теперь последний штрих был за медными разъемами фирмы DAXX, которые стоили уже по 800 рублей за штуку, что в 6 раз дороже предыдущих копеечных разъемов, которые продают на вес. Покупать какие-то супердорогие японские разъемы не стал, ибо их цена переваливала бы за 5 тыс. рублей, что для исследования без финансирования уже раздуто. Никто же не знает, будет ли вообще какая-то разница.

Влияние на звук качества и материала разъемов.

Пришли разъемы, сразу было видно их добротное исполнение. Контактные площадки больше, на каждом контакте имеется отверстие для кабеля. Но сам разъем был также больше обычного и уже был на пределе размеров корпуса. После легкого демонтажа старых разъемов, пришлось подгонять отверстия в чашах под больший диаметр. Далее пайка самих разъемов.

В этот раз не все прошло так гладко. Случайно капнув припой на корпус разъема, я умудрился замкнуть контакты. Пришлось счищать припой паяльником и резаком. А также произошло нечто, что заставило меня просидеть за пайкой лишние пару часов, смахивая с лица холодный пот и слезы сожаления. При проверке работоспособности, на одной из чашек постоянно отваливался звук, сначала я думал, что коротит разъем, но все оказалось интереснее. После долгих мучений в попытке как-то исправить положение, было обнаружено, что звук появляется именно при закрытии корпуса, а потом исчезает. Причиной стал плохой контакт, который появлялся только при загибании шлейфа динамика. А шлейф гнулся знатно, ведь провода не стандартные, а медные качки огромного сечения.

Пытаясь как-то углубить провод в припое я просто его выпаял. Припой остался висеть на кабеле, а ужас на моем лице чувствовался физически даже без зеркала. Как паять шлейфы я не имел ни малейшего понятия. Ширина токопроводящих дорожек близка к лобковому волосу муравья, однако дорожка расширяется при приближении к припою, на этом я и пытался сыграть, безуспешно отпаяв еще немного металла уже самой дорожки.

Судорожно я смотрел видео, как люди в интернете под микроскопом какими-то чудо-приблудами зачищают и паяют шлейф, после чего было решено действовать решительно. Взяв обычный канцелярский нож, я принялся счищать с тончайшей дорожки верхний защитный слой и тыкать проводом в ожидании получения контакта. Получив микроскопический островок блестящего металла, я принялся пытаться напаять туда припой, к которому уже можно было припаять кабель. Получилось, но кабель был слишком жестким, поэтому я сделал отверстие там, где раньше был припой и продел туда провод с обратной стороны. Так конец провода давил на контакт, а не пытался его вырвать.

Все обошлось, медленно закрыв чашку с пока еще играющей музыкой я сдавил ее нечеловеческими усилиями и крутил болты с силой буровой установки, чтобы ничего внутри не пошевелилось. Данное творение хорошо работает до сих пор, но обращаюсь с наушниками я аккуратно, несмотря на то, что пару раз они падали.

Выбор кабеля и последняя модификация Fostex T40RP Mk3. Борьба за звук. Часть 3 Звук, Самоделки, Наушники, Кабель, Пайка, Длиннопост

Чтобы не забыть свои первые впечатления от услышанного с новыми разъемами, я немедленно поделился оными со своим другом и ниже приведу свое сообщение из переписки. На том этапе в одном ухе был установлен новый разъем, а в другом был старый:

«И такое чувство, что в одном ухе сидит группа качков, которые делают каждый щипок струны изо всех сил, а в другом ухе три дистрофика играют кисель.»

Почему в наушниках дует? Наушники полуоткрытой конструкции

Небольшой бонус, для тех двух человек, что дочитают до этого момента. В первой части цикла я упоминал о том, что в линейке Fostex модели отличаются только наличием или отсутствие щелей на корпусе и их размером. Эта конструктивная особенность и делает конструктивное исполнение открытым у T20, закрытым у T40 и полуоткрытым у T50. Всего одним случайным движением я сделал наушники немного дороже.

Когда я очищал площадку в корпусе под первый разъем, удаляя звукоизоляцию (а она самоклеящаяся), вместе с кусочком войлока оторвалась маленькая черная заглушка на отверстии корпуса, которой нет на Т20, а на Т50 она закрывает лишь половину отверстий. Тогда недолго думая, я решил сделать себе подобие Т50 и заклеил три из четырех возможных отверстий на обоих чашах.

Выбор кабеля и последняя модификация Fostex T40RP Mk3. Борьба за звук. Часть 3 Звук, Самоделки, Наушники, Кабель, Пайка, Длиннопост

Именно эта манипуляция привела к тому, что сейчас лично для меня наушники полностью лишены заводских болячек и недостатков. Те самые резонаторные перегрузы из-за переотражений звука в закрытом корпусе исчезли полностью, наушники стали дышать, излечившись от паразитных частот. Именно поэтому на всех фото наушники в белых амбушюрах, которые открывали резонаторные отверстия в чашах и звук смазывался в середине. Теперь ничего подобного нет.

Итог

Мне не хочется больше ничего делать с этими наушниками, экспериментировать с форматами, кабелями, конструкцией. Звучание полностью меня устраивает и именно для меня они стали эталонными. В процессе было внесено огромное количество изменений в сами наушники:

  • Звукоизоляция корпуса;

  • Демпфирование динамика;

  • Виброизоляция динамика;

  • Дважды перепайка балансных разъемов;

  • Создание отверстий для полуоткрытой конструкции.

Также были заменены и докуплены:

  • Амбушюры;

  • Кабель для наушников;

  • ЦАП;

  • Усилитель;

  • Кабели межблочные.

Все это встало в хорошую копеечку, за то теперь я могу не выслушивать музыку, а слушать и наслаждаться ей, не думая о том, что мне что-то давит на уши, что-то фонит, резонирует или как-то не так воспроизводится. По сему я констатирую следующее.

Выбор кабеля и последняя модификация Fostex T40RP Mk3. Борьба за звук. Часть 3 Звук, Самоделки, Наушники, Кабель, Пайка, Длиннопост

Гештальт закрыт. Путь пройден.

Показать полностью 9

Выбор источника звука для Fostex T40RP Mk3. Борьба за звук. Часть 2

Выбор источника звука для Fostex T40RP Mk3. Борьба за звук. Часть 2 Звук, Электроника, Наушники, Усилитель звука, Звуковая карта, Длиннопост

Введение

Доброго дня!

Решил выделить денек и продолжить описание моего пути к «тому самому» звуку. С момента написания первой части произошло очень много изменений, но, что главное, добившись определенного результата, я стал полностью им удовлетворен и вносить какие-либо изменения в тракт больше не хочется.

Описывать все изменения я буду в двух частях во все том же формате, где я на практике пробую те или иные изменения, делая выводы исключительно ушами. Никакой изначальной базы я не делал, так как вся информация по аудиофильскому вопросу – это споры на форумах, видео и текстовые статьи от простых смертных аудиофилов, где нет единого мнения примерно никогда. Поэтому я для себя определил, что вся эта тема про звук и звуковое оборудование – чистейшая субъективщина и вкусовщина, и пробираться через эти джунгли каждому придется самому.

Что изменилось?

В первой части речь шла о первых опытах модификации наушников Fostex T40 Mk3. Была куплена не совсем удачная звуковая карта для данного устройства, а именно Creative SoundBlaster G6. Также была попытка поэкспериментировать с форматом DSD, в следствие чего пришлось перейти на плеер foobar2000 и провести его настройку. По итогу конструкция наушников претерпела изменения. Была проведена звукоизоляция внутренней поверхности чашек, поклейка более массивного демпфера для динамика, а также штатные амбушюры пошли под нож и были заменены на универсальные, купленные на одном из маркетплейсов.

Новые амбушюры

Новые амбушюры, как я писал в прошлой статье, устранили многие недостатки звучания, сделав звук более «попсовым», расстояние от изодинамического излучателя до ушного канала увеличилось. Все резонаторные отверстия были перекрыты тонким слоем дермантина амбушюр, что устранило множество, накладывающийся друг на друга звуковых отражений.

Однако, высокие частоты несколько ушли на задний план, а бас вышел на передовую и стал гораздо более отчетливым. Мелкие нюансы и шероховатости звучания пропали, это не так сильно меня тревожило, как искажения от отражений, поэтому какое-то время я ничего не менял.

Тем не менее, мне удалось найти продавца из Китая, который продает амбушюры именно под данную линейку Fostex. На выбор ассортимент примерно с десяток различных моделей, которые отличаются не только цветом и размером, но и материалами, из которых изготовлены. Тут вам и перфорированная искусственная кожа, и велюр, выбирай на свой вкус и слух.

Выбор пал на белые амбушюры из тонкой искусственной кожи (я не уверен на счет материала, но все же сомневаюсь, что за такие деньги можно получить изделие из натуральной кожи). Сразу обратил внимание на то, как тяжело их установить на место. Справившись с задачей, погонял некоторые треки, дабы понять, что изменилось. В общих чертах, получилось нечто среднее, между предыдущим вариантом и заводскими амбушюрами. Звучание как с завода, но посадка максимально мягкая и удобная. Дискомфорта при ношении нет.

И так как, я сменил стандартные амбушюры именно из-за паразитных резонансов, отложил белоснежную обновку до лучших времен и перешел к самой большому звуковому апгрейду в моей жизни.

Выбор ЦАП и усилителя

Изначально было понятно, что покупка универсального и довольно портативного решения в качестве источника звука такого, как Creative SoundBlaster G6 не совсем подходит для задачи стационарного использования с планарными наушниками. Поэтому, уехав на работу, я начал плавить себе мозг изучением мат. части, штудированием обзоров, форумов и комментариев владельцев различного рода стационарных ЦАП, а также просмотрел доски объявлений и все возможные маркетплейсы на предмет возможности купить тот или иной вариант, параллельно намекая жене, что очень люблю делать ей массаж.

Несмотря на соблазны, я отказался от покупки поддержанного оборудования, т.к. все варианты были из других городов. Послушать перед покупкой я их не мог, равно как и проверить их работоспособность, а ехать куда-то под Новый Год желания не было. Было решено приобрести новое устройство, а в связи с недавними геополитическими событиями, приобрести его можно было исключительно из Китая. Не смотря на противоречивые отзывы о производителе, выбор пал на фирму S.M.S.L. Как ни странно, зарубежные обзоры очень хвалят их продукцию, тогда как на территории СНГ мнения полярные.

S.M.S.L. DO300

В качестве ЦАП был выбран S.M.S.L. DO300, как один из лучших вариантов за свои деньги с передовым на момент выхода чипом ESS ES9039 MS PRO. Китайский бренд славится своей нейтральностью, все в один голос заявляют, что никак украшательств звучания нет и звук на выходе первозданного качества. Так оно и есть, звук практически не изменился по своей структуре и частотам, но в звучании появилось еще больше деталей, звук просто рассыпался на составляющие, идеально дополняющие друг друга, а не звучал как что-то монолитное. Восторга не произошло, но это не плохо, учитывая, что я не пожалел несколько десятков тысяч рублей на это устройство, я полностью доволен его качеством.

Немного о самом устройстве. Корпус выполнен из обработанного на ЧПУ металла с матовой поверхностью, имеются все существующие разъемы на вход и выход, может работать в балансном и небалансном режиме. Может в аппаратное DSD512 и MQA, PCM в режиме 32bit/768kH, конечно, только USB, при другом типе подключения, потолок DO300 может опуститься. Имеется сертификат Hi-Res Audio по проводу и Hi-Res Audio Wireless по Bluetooth благодаря поддержке огромного числа кодеков беспроводного звучания вплоть до LDAC. На передней панели S.M.S.L. DO300 небольшой IPS-дисплей и регулятор громкости, который служит и для навигации в меню в том числе.

Программное обеспечения девайса для меня стало наиболее интересной фишкой. Вспомним про чистое не подкрашенное звучание S.M.S.L. и обнаруживаем в меню возможность выбрать окраску звука из десятка вариантов. Как по мне, это гениально. Можно не искать ЦАП с нужным звучанием, а просто самому его настроить. Также в меню можно выбрать различные фильтры PCM и DSD, настроить вход/выход сигнала, развернуть фазу в обратную сторону и много другое.

Особенностью является установленная по умолчанию громкость в –2dB, непонятно для чего. Также DO300 не начнет аппаратное декодирование DSD или MQA форматы пока громкость в Windows отлична от 100%, если покрутить ползунок плеера, то произойдет переход в режим декодирования PCM.

Три коробки

Данную главу можно пропустить, к теме она не относится, однако явно демонстрирует все риски покупки товаров за рубежом. Изначально был сделан логичный выбор заказать к S.M.S.L. DO300, созданный под него усилитель для наушников и идеально подходящий по дизайну S.M.S.L. HO200 Заказ был разделен на две доставки и устройства поступили с задержкой по времени. Первым должен был прийти именно усилитель HO200. На тот момент я еще находился на работе и распаковку проводила жена. Тогда меня насторожило, что мне пришел ЦАП вместо усилителя. «Должно быть, китаец перепутал наименование товара и вместо ЦАП мне придет усилитель» – подумал я. Но, когда мне пришел второй такой же ЦАП, недоумению не было предела. Я начал пытаться продать один на торговых площадках, параллельно пытаясь объяснить азиатскому другу, что усилитель отличный, но ЦАП я хочу вернуть, т.к. он мне не очень подошел. Конечно, ведь ЦАП стоит на 10 тысяч дороже. Так можно было еще и в плюсе остаться даже с учетом доставки EMS за свой счет.

Когда я приехал домой и начал смотреть, что же мне там пришло, я впал в ступор во второй раз. Это были два разных устройства, которые выглядят совершенно одинаково. Вместо усилителя пришел ЦАП/усилитель для колонок AO200 Mk.2, которому в моем тракте места не было ни коим образом. Тогда я написал продавцу, что он мне еще и усилитель не тот положил и вообще очень плохо работает с клиентами. Мне нельзя было выдать, что я хотел его «налюбить» с возвратом ЦАП. Я объяснил, что на момент доставки меня дома не было и проверить я не мог. Он сразу же предложил компенсацию, лишь бы я все оставил. Я решил, что прощу заплатить, чем переспорить китайца. Оставил все, что он мне прислал и получил разницу в цене обратно.

Выбор источника звука для Fostex T40RP Mk3. Борьба за звук. Часть 2 Звук, Электроника, Наушники, Усилитель звука, Звуковая карта, Длиннопост

Так я остался без усилителя и нужно было срочно что-то придумывать. Ждать месяц очередной доставки я не мог, решил прибегнуть к радикальному решению и купить в DNS усилитель для наушников того же производителя. Особого выбора там не было, была лишь модель из прошлых линеек S.M.S.L. SP400, которая стоила в два раза дороже HO200 из Китая, но девайс оказался просто нереально мощным. Так у меня дома появились, как говорит моя жена, «три коробки за сто тысяч».

S.M.S.L. SP400

Немного про сам усилитель. Сразу не понравилась глянцевая поверхность и зеленый логотип компании на верхнем торце, поэтому усилитель поселился аккурат под ЦАП, благо размеры полностью совпадают. В целом дизайн у устройств SP400 и DO300 совпадает, за исключением расположения регулятора громкости/элемента управления меню и положения экрана. Не понравилось и отсутствие кнопки включения/выключения, вместо этого нужно удерживать кнопку регулятора громкости. Также сам экран не IPS, а устаревший TN.

Выбор источника звука для Fostex T40RP Mk3. Борьба за звук. Часть 2 Звук, Электроника, Наушники, Усилитель звука, Звуковая карта, Длиннопост

Однако по компонентной базе тут полный фарш. Многие считают, что это первый настоящий THX-усилитель, а искажения устройства на столько малы, что у некоторых блогеров стенд для измерений едва мог их обнаружить. Потрясающая мощность 12 Вт на 16 Ом и 6 Вт на 32 Ом в балансном режиме, что сможет раскачать просто все наушники из существующих на этой планете.

Кабель

Для коммутации тракта необходимо было приобрести различные кабели, а т.к. изначально усилитель предполагался другой, то некоторые кабели оказались невостребованные, например, кабель с 2RCA на Jack 3.5мм. Именно при помощи такого кабеля я решил попробовать включить ЦАП в наушники напрямую. Это был кабель DAXX из посеребренной меди с двумя слоями экранирования за умеренно высокую цену длинной 1,5 м.

Выбор источника звука для Fostex T40RP Mk3. Борьба за звук. Часть 2 Звук, Электроника, Наушники, Усилитель звука, Звуковая карта, Длиннопост

Звук не просто изменился, он стал совершенно другим. Изменения настолько сильные, что вполне сравнимы с изменениями при замене источника звука. Звучание стало кристально чистым, более металлическим, каждый звук воспроизводился еще более отчетливо, низкие частоты также зазвучали более упруго. Мифы о незначительности кабеля в акустике разрушились для меня навсегда.

Так пришло понимание, что борьба за звук еще не окончена и впереди предстояли эксперименты с кабелями. Осознав это, я начал подозрительно смотреть на балансный XLR-выход усилителя, имея все те же чисто небалансные наушники Fostex T40 Mk.3.

Показать полностью 10

Fostex T40RP Mk3. Борьба за звук. Часть 1

Начну с небольшого предисловия. Около пятнадцати лет назад, будучи подростком, я плотно связал свою жизнь с музыкой. С музыкой мы пережили гнев, счастье, депрессию, умиротворение, тревогу и радость. Более того, некоторые мгновения всплывают перед глазами только тогда, когда я вдруг услышу давно забытую композицию, игравшую в тот момент. Во времена небогатой юности я не только выслушивал все, что у меня было, но и пытался это посильно улучшить. В ход шли все средства, от эквалайзера в ОС до затыкания фазоинвертора сабвуфера носком.

Спустя полтора десятка лет, меломания сменилась работой и бытом, но что-то побудило меня приобрести не самые дешевые наушники. Удивившись самому факту, что планарные наушники можно приобрести за относительно подъемную сумму, я заинтересовался Fostex RP.

О компании

Fostex – Японская компания, специализирующаяся на производстве аудиотехники, которая в 1973 году отпочковалась от Foster Electric Company. Наушниками же компания занимается уже более 30-ти лет. Важно сказать, что дизайн современных устройств (в том числе и Fostex T40RP Mk3) за эти годы претерпел минимум изменений, что сразу бросается в глаза. Дизайн не устаревший, он просто старый с уклоном в ретро. Японцы по части уважения к предкам вообще большие молодцы.

Сама же Fostex не кричит «Since 1976», также и о том, что Fostex T20 были любимыми наушниками почившего Майкла Джексона, да и о том, что внутри изодинамические драйверы, на худой конец! У вас в руках будет скромная коробочка с названием и моделью, единственное отличие – это указание открытого или закрытого исполнения самих наушников в зависимости от модели. Пассивный маркетинг кажется странным, однако продвижением марки Fostex и их наушников в частности занимается довольный потребитель путем сарафанного радио. В любом кружке анонимных аудиофилов этот бренд знают все.

В этой статье я не хочу писать про комплектацию, качество сборки и материалов. Мне бы хотелось поделиться некоторой собранной мной информацией об этих наушниках и личной историей борьбы с ними, возможно, даже предостеречь кого-то от их покупки.

Особенности планарных наушников

Важно! Эти наушники не будут хорошо играть ни от смартфона/планшета, ни от встроенной звуковой карты компьютера/ноутбука. При том, что они имеют сопротивление всего 50 Ом и довольно большую чувствительность 91 дБ, номинальная мощность динамиков составляет 3 Вт (именно Ватт), что сродни небольшому динамику настольных офисных колонок. В моем понимании, все отрицательные отзывы связаны именно с непониманием этого фактора. Наушники будут играть достаточно громко даже просто от внешней звуковой карты, но именно с отдельным усилителем детализация звука станет максимальной. И да, далеко не каждый усилитель сможет дотянуть Fostex до потолка их звучания.

Любые планарные решения достаточно капризны к мощности усилителя и Fostex не исключение. Такие высокие требования к источнику наушников Fostex объясняются в первую очередь изодинамическими драйверами.Дело в том, что конструкция изодинамических динамиков кардинально отличается от привычной нам мембраны с катушкой в динамических наушниках.

Изодинамический излучатель условно представляет собой «бутерброд», в котором между двумя магнитами находится тончайшая токопроводящая мембрана, приводимая в движение магнитным полем. Двигается она туго в силу физических и электротехнических факторов, именно поэтому всплывает необходимость в столь огромной мощности сигнала, однако в силу того, что мембрана намного более тонкая и движется линейно, создавая звуковые колебания всей своей площадью, удается получить удивительный результат в детализации и диапазоне воспроизводимых частот.

Выбор источника

Достаточно выслушав новые наушники на своем «бедном» Behringer UM2, мне стало интересно, что будет с более качественным источником. Выбор пал на Creative SoundBlasterX G6. Данная звуковая карта компактна, имеет отличные характеристики (32 бит/384 кГц), а также встроенный дискретный усилитель (по 1 Вт на канал), который при желании можно отключить по щелчку. На бумаге все сошлось, на практике – не совсем. Соединив все это вместе я несколько дней ковырял настройки звуковой карты, придя в итоге к единственно верному решению – включению режима Direct (когда весь сигнал в чистом виде отправляется на звуковую карту без вмешательства системы и ПО). Для музыки я ставлю режим стерео с максимальной частотой дискретизации, для игр все-таки перевожу звук в режим 7.1, очень уж вкусно получается.

Форматы воспроизведения

Ну и немного аудиофилии или как правильно слушать музыку. Если вы считаете, что, слушая MP3, вы откроете для себя что-то принципиально новое – на удивление, вы окажетесь правы. Но насколько вы удивитесь, услышав настоящий оцифрованный винил. Знакомьтесь, DSD (Direct Stream Digital) — однобитный аудиоформат, разработанный компаниями Sony и Philips, увидевший свет в далеком 1999 году.

Как правило, весь звуковой сигнал из разных источников Windows микширует через интерфейс WASAPI и выводит через звуковой драйвер. Благодаря этому вы можете одновременно слушать музыку и играть в игру, общаясь по условному «скайпу». Минус в том, что путь от источника до ЦАП будет проходить с применением стандартного формата аудио сигнала PCM через различные микшеры, эквалайзеры, программные эффекты, кодирования/декодирования и т.д. Настоящий звук можно услышать только через ASIO вашей звуковой карты, ASIO позволяет воспроизводить аудио файл напрямую через драйвер устройства, без постороннего вмешательства. При этом источник будет иметь монопольный режим в системе (он может быть только один).

Только через ASIO можно воспроизвести честный DSD, у меня получилось это сделать только через Foobar2000, тот же AIMP воспроизводит DSD, втихаря перекодируя в PCM. В чем принципиальное отличие? Например, DSD128 имеет параметры 1-бит/5644,8 МГц, стандартный MP3 в PCM 16-бит/44.1КГц. Имея такую чудовищную частоту, файлы в DSD воспроизводят каждый шорох на записи, большинство из которых слышно, благодаря этим наушникам.

Что не понравилось

А теперь немного о грустном. Мне никак не удавалось понять, в чем же дело. Звук очень детальный, громкий, но это не тот звук, который мне нужен. Десять лет назад, слушая альбом группы Pain под названием "You Only Live Twice", было совершенно невозможно что-либо разобрать из-за злющих запилов и сатанинских воев солиста, этот альбом мне нравится до сих пор, и я решил наконец-то услышать все «по полочкам», так сказать. Но…не услышал. Когда звуковая сцена «забивается», все звуки превращаются в одну общую кашу, при повышении громкости этот эффект кратно усугубляется. Не повышать громкость сложно, т.к. звукоизоляция в этих наушниках крайне слабая, несмотря на то, что Fostex T40RP – единственная модель линейки полностью в закрытом исполнении.

В ретроспективе могу с уверенностью сказать, что профессиональная направленность данных наушников делает звук очень своеобразным, что отражено как в конструкции чаши, так и в амбушюрах. Сама продукция Fostex направлена на выслушивание максимальных нюансов и оттенков звучания, просто слушать в них музыку можно, но тяжело из-за обилия деталей, как бы парадоксален не был такой вывод.

Модификация наушников

Недолго думая, было принято волевое решение заткнуть фазоинвертор носком модифицировать каким-то образом это чудо, ведь о необходимости в модификациях кричали чуть ли не в каждом обзоре.

Не сосчитать, сколько раз я разобрал и собрал наушники. В итоге добиться результата все-таки удалось вопреки всем советам на форумах и англоязычным статьям.

Главный конструктивный просчет производителя – создание линейки абсолютно одинаковых наушников в разном звуковом исполнении. Модели отличаются друг от другом лишь наличием сквозных внешних отверстий в корпусе. Сами же наушники разрабатывались как открытые (T20RP), а их наиболее сбалансированная и популярная модель является полуоткрытой (T50RP). На основании таких размышлений возникает подозрение, что с закрытыми T40RP возникает больше всего проблем именно из-за их «закрытости». Дальше будут картиночки.

Fostex T40RP Mk3. Борьба за звук. Часть 1 Звук, Самоделки, Наушники, Доработка, Аудиофилия, Длиннопост

Первая подготовка пациента к операции.

Сама конструкция наушников крайне интересная. Изодинамический излучатель прикручен к передней крышке чаши, спереди он защищен тонкой капроновой сеткой, а с обратной стороны заклеен какой-то бумажкой, на которой имеется отверстие-фазоинвертор (где мой носок?). Также имеется два сквозных вентиляционных отверстия в передней крышке с динамиком для вывода звука от фазоинвертора обратно в чашу через звукоизоляционный материал вокруг динамика. Конструкция проста, но в то же время гениальна.

Суть многих мануалов по модификации наушников Fostex состоит в манипуляциях с этом бумажкой и размером отверстия на ней. А также, так называемый «бас-мод», предлагающий варварски заклеить вентиляционные отверстия изолентой.

Итак, первым делом я решил избавиться от резонансов внутри чаши, обклеив все максимально мебельным самоклеящемся войлоком изнутри. Результат не заставил себя долго ждать, при повышении громкости, звон высоких частот больше не пытался порвать уши в лоскуты. Резонансные паразитные частоты в среднем диапазоне также стали менее выражены.

Fostex T40RP Mk3. Борьба за звук. Часть 1 Звук, Самоделки, Наушники, Доработка, Аудиофилия, Длиннопост

Оклейка обратной стороны динамика производилась уже конкретно под свои предпочтения. Выполнив действия по способу, описанному на форуме, басы начали «стучать», высокие частоты зазвучали интереснее. Критический минус – появился гул в районе 100-150 Гц на высокой громкости.

Fostex T40RP Mk3. Борьба за звук. Часть 1 Звук, Самоделки, Наушники, Доработка, Аудиофилия, Длиннопост

Да, в основании туалетная бумага, именно так советовали формучане-аудиофилы.

Динамик лежит на чаше через некий тонкий уплотнитель, при этом в свободно состоянии, когда не закреплен, звучит чисто, а при закреплении в корпусе, последний начинает резонировать в районе 200-300 Гц.

Было принято решение заменить уплотнитель на строительную демпфирующую ленту. Боялся, что она окажется слишком толстой, однако ее пластичности хватило, чтобы зазора при сборке наушников не образовалось.

Fostex T40RP Mk3. Борьба за звук. Часть 1 Звук, Самоделки, Наушники, Доработка, Аудиофилия, Длиннопост

Криво, но работает! - Мой девиз на каждом этапе сего колхозного творчества.

Какое-то время конструкция находилась в таком состоянии, пока я не нашел тонкую пластинку упаковочного поролона. Воздух из нее продувается с затруднением по всей поверхности. Возникла идея! А что если звук будет проходить не через одно большое отверстие, а через бесчисленное количество маленьких? За одно и доработал шумоизоляцию внутри.

Fostex T40RP Mk3. Борьба за звук. Часть 1 Звук, Самоделки, Наушники, Доработка, Аудиофилия, Длиннопост

При использовании поролона, звук стал более честным и свободным. По какой-то причине бас остался на месте, а все остальное зазвучало намного более сбалансировано и детально. На этом эксперименты с внутренностями закончились. Полученный результат меня устроил.

Заказав другие амбушюры, временно затрамбовал имеющиеся ватными дисками, дабы хоть как-то повысить звукоизоляцию и сгладить резонансы от фазоинвертора уже снаружи чаши наушников. Все-таки они закрытые, а звуку нужно куда-то деваться.

Манипуляции пошли на пользу и изоляционным свойствам, и качеству звучания, но я не был полностью удовлетворен результатом проделанной работой. До тех пор, пока не пришли мои новые амбушюры!

Fostex T40RP Mk3. Борьба за звук. Часть 1 Звук, Самоделки, Наушники, Доработка, Аудиофилия, Длиннопост

Даже внешний вид этих амбушюр на наушниках, создает эффект, как будто они должны были быть здесь изначально. Сидят они гораздо более удобно, мягко обволакивая ухо. Влияние на звук было предсказано еще до прослушивания, амбушюры частично перекрыли вентиляционные щели, а значит звук будет идти не вокруг ушей, а строго в них. Звукоизоляция при этом улучшилась кардинально.

Выводы

После прослушивания я остался в полном удовлетворении. Амбушюры напрочь перечеркивают всю профессиональную специфику звучания, делая Fostex T40RP более «попсовыми». Звук стал ровно таким, как в привычном для всех виде, при этом детальность никуда не делась. А какой стала сцена! Вокал теперь прямо в голове, инструменты разложились по полочкам, какие-то даже стали субъективно выше или ниже. Да, возможно, какие-то нюансы больше не будут отчетливо слышны, за то теперь музыку стало приятно слушать, а не выслушивать. И да, "You Only Live Twice" зазвучал-таки более разборчиво (он у меня тоже в DSD).

Вот так и закончилась моя борьба за звук с наушниками Fostex T40RP Mk3. Следующим этапом будет покупка усилителя. Смотрю в сторону Asgard или Shoker.

P.S. Данный пост мой, был написан в октябре 2023 года в клубе DNS. Начав данную серию постов на пикабу, могу точно сказать, что борьба за звук здесь только началась. Если было интересно, продолжение скоро, благо материала уже набралось не мало.

Показать полностью 6
Отличная работа, все прочитано!