Комикс «Мультивселенная» / The Multiversity (DC)
Всё многообразие и причудливость Мультивселенной DC, где нет места невозможному
С чего начать рассказ о чём-то настолько грандиозном? С пересказа сюжета? С выборочного описания самых необычных миров в Мультивселенной DC? С рассуждений о личности автора? Или с непростой истории создания комикса, который должен был стать отправной точкой для чего-то масштабного, но прошёл практически незамеченным?
Сценарист Грант Моррисон
Художники Фрэнк Куайтли, Кэмерон Стюарт, Бен Оливер, Дат Манки и другие
Издательство DC, 2014-2015
Выпусков 9
Теория, что существует бесчисленное множество параллельных миров, похожих на наш как две капли воды или же кардинально отличающихся от него, не нова. Она зародилась ещё в индуизме, а из западных философов её первым упоминал Демокрит. Но в литературе идея мультивселенной появилась чуть больше века назад. Предположительно, всё началось с рассказа Герберта Уэллса «Дверь в стене» (1906).
В середине XX века научная фантастика подхватила эту концепцию, и в 1960-е годы десятки авторов по-разному её интерпретировали. Не остались в стороне и комиксы, и издательство DC стало здесь пионером.
В 1961 году на прилавки аптек, продуктовых магазинов и газетных киосков попал выпуск Flash #123. Случайный прохожий, зайдя после работы за молоком или сиропом от кашля, с удивлением видел на обложке двух Флэшей — современного Барри Аллена, комиксы о котором читали его дети, и Джея Гаррика, Флэша из далёких 1940-х. Наш прохожий вспоминал о более простых временах, когда в детстве они с друзьями-сорванцами собирали по центу с носа, покупали новый журнал, напечатанный на дешёвой бумаге, и зачитывали его до дыр, восхищаясь приключениями самого быстрого человека на Земле.
Так появилась Мультивселенная DC. Она смогла связать два поколения читателей и два поколения героев, разместив их на двух Землях, существующих на разных уровнях реальности. Само собой, после этого Земли стали множиться, и в какой-то момент их количество приблизилось чуть ли не к полутора сотням. В 1985-м из-за возрастающей путаницы DC решило отказаться от Мультивселенной, собрав всё лучшее на одной Земле, а спустя ещё двадцать лет представило новую концепцию — теперь герои DC обитают в пятидесяти двух вселенных, на пятидесяти двух Землях.
А потом на сцену вышел сценарист Грант Моррисон, который вынашивал идею The Multiversity больше десяти лет. В 2014 году, после нескольких неудачных попыток, переносов и схожих проектов вроде «Финального кризиса», Грант наконец смог представить миру своё детище.
Так о чём этот комикс и почему мы посвятили ему такое долгое вступление? Если предельно упростить сюжет, он сводится к несложной формуле: некие существа, называющие себя Дворянством, прибывают в Мультивселенную из-за границ реальности и намереваются стереть её в порошок. Чтобы их остановить, собирается величайшая команда. Самые сильные и храбрые защитники всех вселенных призваны в Дом Героев, чтобы помешать уничтожению Мультивселенной.
The Multiversity — это сюжет из девяти выпусков. Два из них рассказывают основную историю, а ещё шесть показывают приключения разных героев на разных Землях, каждая из которых совершенно не похожа на другую. Сами они описываются в отдельном выпуске, названном «Путеводитель», — тут и мир вампиров, и мир победившего нацизма, и мультяшный мир, и несколько вариантов будущего. Все эти номера составляют единую сюжетную мозаику, которая идеально показывает всё многообразие и причудливость Мультивселенной DC, где нет места невозможному.
Если же охватить историю полностью, имея за плечами багаж в несколько сотен прочитанных комиксов, становится видна ещё одна грань The Multiversity. Это лихой слом четвёртой стены в исполнении автора, который собаку съел на идеях метанарратива и постмодернизма. Сюжет регулярно обращается напрямую к читателю; в повествовании появляются реально существующие комиксы, которые описывают параллельные миры, что мягко намекает на то, что где-то там есть комикс и о нашей реальности; в наличии десятки оммажей популярным персонажам и тонкие отсылки к многолетней истории комиксов.
Фактически вся история — это вымысел внутри вымысла, о чём заявляют с первых страниц первого выпуска. Ну, а как глубоко вы захотите в неё погрузиться, зависит только от вас.
Автор текста: Игорь Кислицын
Источник: 100 лучших фантастических комиксов
Другие материалы:
Смертельная слава — 9 известных актеров, которые погибли во время съемок
«Молчание ягнят» — в чем фильм устарел, а в чем остался прогрессивным?
Предтечи фантастики — Роберт Льюис Стивенсон. Странная история доктора Джекила и мистера Хайда
Мартин Скорсезе снимет второй в своей карьере фильм об Иисусе
«Бойцовский клуб» — как Дэвид Финчер продал бумерский сюжет иксерам
«Ваш роман вам принесет еще сюрпризы» — о специфике фантастического в «Мастере и Маргарите»
Классика кинофантастики — «Контакт» (1997), реж. Роберт Земекис
В производство запущен сериал «Рыцари Сорока Островов» — по роману Сергея Лукьяненко
210 лет Рихарду Вагнеру – композитору, считавшему, что гению можно все
Слышу голос из прекрасного далёка — 7 любимых всеми песен Евгения Крылатова
Какие фантастические сериалы смотреть в июне 2023 — Чёрное зеркало, Ведьмак, Звёздный путь и другие
Русская классика в мультфильмах — Аксаков, Пушкин, Чехов, Салтыков-Щедрин, Лесков, Гаршин, Гоголь
От Душечки до Харли Квинн — 10 легендарных блондинок в истории кино
Литературные игры Роджера Желязны — «Стальная пиявка» сестра «Стальной Крысы»?
Классика кинофантастики — «Запретная планета» (1956), реж. Фред М. Уилкокс