История Козульского района Красноярского края. Часть 1
Ачинский уезд был образован в 1782 году в составе Тобольского наместничества и Томской области. В 1797 году уезд был упразднен. С 1804г. по 1822г. Ачинск, став заштатным городом (пользовался правами уездного города, но не являлся административным центром уезда), был в составе Томской губернии (до этого Томского уезда).
Но в 1822 году при создании Енисейской губернии Ачинский округ был воссоздан в 1898 году. Наименования округ меняется на уезд
. На 1831 год в состав Ачинского округа входили следующие уезды: Чернореченский, Назаровский, Ужурский, Балахтинский. По данным 1892 года от Ачинска до Минусинска проживало около 102 малых народностей. Вот некоторые из них: киргизы, басагары, бельтепы, алтысары, арабонцы, яринцы, арсяны, езерцы, кызыльцы. Они вели полукочевой образ жизни. У них было постоянное зимовье. В целом до революции в уезде были развиты различные промыслы. Действовали в сёлах кожевенные и скорняцкие, действовали смолокурни. В целом крестьяне занимались изготовлением мебели, плетением корзин, делали плуги, бороны, конные молотилки и другой сельскохозяйственный инвентарь. Действовало 8 небольших кирпичных заводов.
В 1913 году в состав Ачинского уезда входили волости: Балахтинская, Балахтонская, Берёзовская, Бирилюсская, Больнеулуйская, Даурская, Козульская, Ново–Еловская, Петровская, Подсосенская, Покровская, Кольцовская, Корниловскмя, Кизыльская, Мало – Илышенская, Назаровская, Никольская, Николаевская.
Декрет СНК от 27 января 1918 года давали местным Советам самостоятельность в вопросе административно – территориального деления. Следовательно, в 1918 году количество уездов возросло: Аптатский, Балахтинский, Балахтонский, Берёзовский, Бирилюсский, Ельниковский, Жуковский, Ильинский, Кизыльский, Козульский, Кольцовский, Большеулуйский, Горный, Грузенский, Даурский, Едетский, Новоеловский, Павловский, Петровский, Петропавловский, Подсосенский, Покровский, Корниловский, Курбатовский, Мало-улуйский, Медведский, Мелецкий, Назаровский, Никольский, Солгонский, Трудновский, Ужурский, Чернореченский, Шарыповский, Ястребовский.
СОВЕТ НАРОДНЫХ КОМИССАРОВ РСФСР
ДЕКРЕТ от 27 января 1918 года "О ПОРЯДКЕ ИЗМЕНЕНИЯ ГРАНИЦ ГУБЕРНСКИХ, ЕЗДНЫХ И ПРОЧ."
1. Вопросы об изменении границ губерний, уездов и волостей разрешаются всецело местными Советами Рабочих, Крестьянских и Солдатских Депутатов.
2. При отходе частей одной губернии или области к другой, возникающие технические вопросы и недоразумения разрешаются смешанными комиссиями заинтересованных губернских Советов или съездов их.
3. Такой же порядок соблюдается и при изменении границ одного уезда за счет другого, или одной волости за счет другой.
4. Области, губернии, уезды и волости могут также разделяться на части, образуя новые административные, или экономические единицы.
5. О всех подобных изменениях сообщаются подробные данные Народному Комиссариату по внутренним делам.
ПредседательСовета Народных Комиссаров:
В.УЛЬЯНОВ (ЛЕНИН)
Народные Комиссары:
ПЕТРОВСКИЙ
А.ШЛЯПНИКОВ
В.ТРУТОВСКИЙ
Управляющий Делами Совета Народных Комиссаров:
БОНЧ - БРУЕВИЧ
На территории Ачинска и Ачинского уезда находились такие учебные заведения как Ачинская 3-х классная женская прогимназия (почетная попечительница, супруга светлейшего Величества Генерал – лейтенанта Софья Сергеевна Игнатьева), Ачинское приходское городское училище. Приходские училища в округах: Ужурское, Балахтинское, Назаровское, Покровское. (и Ачинское городское 3-х классное училище (почетный попечитель, Ачинский 2-й гильдии купец Григорий Николаевич Максимов). Это было в 1890 году. В 1891 год открывается Даурское Приходское училище. В 1896 году в Ачинском городском 3-х классном училище попечителем стал Учитель – инспектор, Никол. Федор Федорович. В 1897г. том же училище почетным блюстителем становится Иван Григорьевич Максимов. В 1903 г в Ачинской женской прогимназии попечителя нет. Начальница – А.Е.Скороходова. В место Ачинского городского училища – городское начальное приходское училище (почетный блюститель Купец Авен Михайлович Журавлёв).
Имелось 44 церковно – приходских школ в уездах. На территории нынешнего Козульского районе школа располагалась в Новочернореченском. Они были одно классные. Было 12 сельских училищ. Также на территории современного Козульского района находилось училище в с. Шадрино.
В 1905 году в Ачинске было два приходских училища, Железнодорожное училище (почетный блюститель Вербан Иванович Пятков) и одно классная Церковно – приходская школа. В уезде было 24 сельских училища. На территории современного Козульского района Шардинском и Новочеркасском (железнодорожное).
Также в уезде было 42 Церковно – приходских школ. На территории современного Козульского района были в Большекемчугском и Новочернореченском.
В 1909 г. в городском трехклассном училище был блюстителем Ачинский 2-й гильдии купец Андрей Семенович Мокроусов. Число сельских училищ выросло до 27. Церковно – приходских стало 25.
В 1896 г. по территории уезда пролетела Транссибирская магистраль. Это способствует развитию ачинских деревень. Согласно данным архивного агентства администрации Красноярского края в этом году был основан посёлок Козулька. Но по данным старожилов, которые были опубликованы в районной газете, дата основания – 1892 г. Из книги Краевой научной библиотеки – 1896 г. Установить точный год основания поселка пока что не удалось.
Известно, что транссибирская магистраль началась строиться с 1896 году со стороны Челябинска и Владивостока одновременно. Спустя несколько лет подошли к этим местам. Появился разъезд, который назвали Козулька, что в 8-ми верстах от деревни Старая Козулька, известной с 1751 года. В 1895 г. возвели вокзал железнодорожной станции со служебно – техническими зданиями и водонапорную башню. В этом же году, в декабре месяце прокладка пути до Красноярска была окончена.
В районе станции Чернореченская был Николай Гарин-Михайловский – инженер, писатель и путешественник. Приезжал в 1891 г., вел изыскания для проекта Обь – Красноярск. Работы проходили в течении двух лет
4 марта 1897 г. в 6-м часу вечера через станцию Кемчуг проезжал Владимир Ильич Ленин, который направлялся в ссылку. Он был одним из первых пассажиров поезда, который следовал по Восточно – Сибирскому участку железнодорожной дороги, только что вступившему в строй. В 1900 году проложены были вторые пути.
фото 1897 года
В 1899 году, в городе Красноярске вышел в свет альбом «Великий путь». Виды Сибири и Великой Сибирской железной дороги." В ней собраны 124 вида наиболее важнейших железнодорожных сооружений, городов, селений, типов инородцев и живописных местностей, прилегающих к линии железной дороги, с описанием их. Фотографии сняты фотографом И. Р. Ромашкевичем.
В этом альбоме имеются виды Ачинского уезда и Козульской волости. Самым интересным является фотография Станции кемчуг.
Приведу описание фотографии из альбома:
84. Общий вид станции Кемчуг.
Станция Кемчуг IV кл. расположена на 625 в. от р. Обь. Линия железной дороги делает в этом месте значительное закругление, и станционные постройки можно рассмотреть лишь на самом близком к ним расстоянии. Путь, огибая дугой пассажирское здание, идёт по местности, граничащей справа (считая от Оби) с густым таёжгым лесом и слева — с песчаной горой. Часть этой горы срыта и на образованном ровном месте выстроено пассажирское здание, расположенное на кривой (остальные пассажирские здания стоят на прямых). Остальные станционые постройки, как то: жилые дома, ледники, сараи, погреба, кладовые и пр. — расположены вверху, на горе.
Вблизи станции, по направлению к деревне Ибрюль, около Сибирского почтового тракта, находится так называемый ирбюльский песчаный карьер; песчаник, добываемый в этом карьере для нужд железной дороги, жёлтого цвета, мелкозернистый.
По этой фотографии была даже сделана открытка. Их было несколько вариантов Причем ее пересылали по почте, писали на ней письма.
Так же в альбоме присутствуют виды местности Козульской Волости. Это природа и железная дорога.
Приведу фотографии из альбома.
72. Виды тайги. Козульская тайга.
73. Виды тайги. Козульская тайга.
75. Виды тайги. Тайга по берегам реки Кемчуга.
76. Виды тайги. Тайга по берегам р. Кемчуга.
78. Мост через р. Большой Кемчуг.
79. Ветвь в Кемчугский карьер.
Отдельно хочется сказать об этом карьере. Он построен рядом с главной железнодорожной ветвью длиной в 5 верст. В нем добывали минеральный сыпучий материал балласт, который применяется при строительстве железных дорог и гранит, который применяли и при строительстве моста через реку Кемчуг. Стоит отметить, что например на горе, напротив Станции Косачи гранит можно увидеть на поверхности. Тв описании под фотографией ветви в Кемчугский карьер, в альбоме пишется,: "Характер местности, по которой проходит ветка в Кемчугский карьер, несколько суровый и дикий, но в то же время не лишён своеобразной красоты: с одной стороны песчаные горы, круто обрывающиеся к берегу реки, с густым сосновым лесом, с другой — река, заросшая кустарником и камышом, своим журчанием нарушающая тишину этого пустынного места."
Вот еще одна фотография.
80. Линия железной дороги вдоль берега р. Кемчуга (с запада).
Следующая фотография снята недалеко от моста через реку Большой Кемчуг.
81. Вид линии ж. д. на 621 вер. (с востока).
Стоит отметить, что работы по устройству земляного полотна, запечатленного на фотографии 621 версты производились подрядчиком О. К. Сидоровым. Рабочими были землекопы, имеющие опыт. Их подрядчик выписывал из России. Зарплату они получали от 2 до 4 рублей в день. Рабочие рисковали своим здоровьем - стояли по колено в воде, работали с динамитом.
Перейдем к следующему фото.
! Ввиду того, что имеется ограничению по количеству публикуемой информации и фото, я вынужден опубликовать продолжение первой части в другом посте.!