zadamantiy
МинОбрНауки и очное обучение в университетах
Доброго времени суток, пикабушники.
Начну с того, что этот пост без рейтинга, я простой студент и просто пытаюсь привлечь внимание к существующей проблеме.
Что послужило причиной?
28 января МинОбрНауки публикует приказ подведомственным университетам о переходе на очное обучение с 8 февраля, с учётом санитарно-эпидемиологической обстановки в конкретном регионе (ссылка на приказ: https://minobrnauki.gov.ru/documents/?ELEMENT_ID=28713).
Вернёмся на несколько месяцев назад и посмотрим на цифры заражений по России 16 ноября, когда в последний раз был сделан переход на дистант:
А теперь сравним с тем, что было на момент публикации приказа несколько дней назад:
Как Вы видите, число заражений примерно такое же, но в этот раз студентов почему-то решают перевести на очный формат.
Казалось бы да, мы прошли пик заболеваемости, но, во многом, это именно благодаря мерам, которые были приняты. В том числе и в связи с тем, что многие студенты учились из дома. Текущая же ситуация кажется очень странной ещё и с учётом того, что февраль-март соответствуют началу стандартной весенней вспышки заболеваемости по различным болезням: ОРВИ, грипп и так далее. Для примера рассмотрим вот такую картинку:
Как видно, в январе (1-4 недели) идёт маленький спад, а потом взрыв роста заболеваемости в феврале-марте. Если поискать информацию по другим респираторным заболеваниям (к коим и относится ковид), то картина будет примерно такой же. Соответственно сейчас, вероятно, начнётся рост заболеваемости, а снятие ограничений только усугубит всё. И казалось бы это должно быть очевидно каждому школьнику, но реальность куда более грустная. Как говорится:
Ещё одна деталь заключается в том, что в разных регионах ситуация разная. Я проживаю в Санкт-Петербурге и у нас самая высокая летальность от коронавируса по РФ, если не по всему постсоветскому пространству:
Как видите разница весьма ощутимая (даже, если считать нормально и делить число смертей на число заражений или выздоровлений + смертей). И вам, наверное, интересно, в чём разница для Санкт-Петербурга "с учётом санитарно-эпидемиологической обстановки"?
Ответ: Ни в чём.
Все университеты у нас точно также вводят очное образование или смешанное (лекции удалённо, практики очно), как, например, мой.
В случае моего университета, на примере моей группы, смешанное образование выглядит очень смешно: из шести учебных дней в две недели моей группе придётся ездить пять, просто потому, что нет никакого адекватного централизованного решения. Казалось бы очевидно, что надо бы, как минимум, поставить лекции в один день, а практики в другой (и желательно в один), но нет. В итоге даже при смешанном формате время в транспорте, где ты априори контактируешь с наибольшим числом людей, останется примерно таким же, как и при очном варианте. А некоторым людям (например, мне) для того, чтобы доехать до универа надо потратить несколько часов на маршрутках, автобусах, электричках и метро (и ладно бы все носили маски и натягивали их всегда на нос, но и тут тоже нет).
Я понимаю, что есть специальности, которые очень страдают от дистанционного образования -- медицинские, технические (где требуется работа с оборудованием). Но кто мешает ввести дистант для специальностей, где это не требуется? Для программистов, экономистов и гуманитариев? Почему нельзя разрешить очное посещение только только для тех предметов, которые проблематично перенести в дистант (работа с оборудованием, медпрактика и т.д.) или даже передвинуть их на май-июнь, когда закончится гипотетическая третья волна? Во многих университетах нет возможности перевестись на дистант без наличия справки о хроническом заболевании. А что, если у меня есть пожилые родственники или у них есть проблемы с лёгкими? Всем плевать, хроником должен быть именно ты.
Также я не понимаю, в чём выгода для университета в экономическом плане -- воды и электричества тратится меньше, меньше денег тратится на закупку еды в столовые, не надо компенсировать возврат студентов из других регионов и пр. ВУЗы -- это не фудкорты, кинотеатры или аквапарки, для которых возможность посещения критичная, в университете, для многих специальностей (или предметов в отдельности), есть альтернатива и очень даже рабочая.
Отдельно скажу касательно прививок: да, сейчас можно её сделать, но она до конца не протестирована, и многие, в том числе и я, не рискнут её делать до окончания третьей фазы тестирования в мае. После которой я сам пойду и сделаю её, чтобы меньше переживать за себя, родственников и друзей.
Я считаю, что проблема должна рассматриваться более серьёзно, в зависимости от региона, а может быть стоит просто подержать студентов на удалёнке везде, где можно, ещё один семестр до окончания тестов вакцины. И сейчас я пытаюсь решить вопрос хотя бы по Санкт-Петербургу петицией, понимаю, что это в какой-то мере наивно. Да и идёт вопрос, честно скажем, не очень, ибо большинство групп просто отказываются бесплатно помочь условным репостом, да и распространяется всё не очень активно (даже с учётом того, что я потратил небольшую сумму на рекламу петиции). Поэтому буду очень рад содействию -- идеям и распространению.
Я понимаю, что всё это всем надоело, многие считают, что теряется качество образования (со своей субъективной колокольни скажу, что я этого, честно говоря, не заметил, но тут за других людей и, тем более, за другие специальности сказать не могу). Ещё говорят, что нет социализации, что у педагогов недостаточная компьютерная грамотность и много чего ещё. Но, мне кажется, что это можно пережить и нужно потерпеть ещё один семестр до окончания тестов вакцины, чтобы больше к этому уже никогда не вернуться.
Ссылки:
2. Группа VK: https://vk.com/anticovidspb
ps: оффтопом отмечу, что я не лодырь какой-то, которому не хочется вставать с диванчика: я учусь на первом курсе магистратуры, учусь практически на одни "отлично", получал стипендию правительства Санкт-Петербурга за достижения в учебной деятельности, чему способствовало множество других успехов, например, 8-е место по России в рамках олимпиады по программированию, победы в различных конкурсах и хакатонах, участие в международных конференциях и т.п. И, лично для себя, мне всё равно -- у меня есть основания, чтобы быть на дистанте, но вся ситуация в целом выглядит, мягко говоря, бредово.
ps2: по нашему опросу (270 ответов, в основном студенты Политеха) выходит, что за дистант выступает ~87.8% и более 70% считают, что их специальность можно без особых проблем перевести на удалёнку (т.е. оценивают легкость перевода на 8-10 баллов из 10).
Округление
Подскажите по поводу птенца
Подскажите, что это за птица? Чем лучше кормить? И как с птенцом лучше всего поступить?
На всякий случай: проблема не моя, а товарища. Соответственно он попросил запостить.