tankerpoint
Деды
Латунный самолет
Из гильзы от ПТР, такой вот почти
решено было сделать самолет. Ну как самолет - фантазию на тему И-16, он же Ишак, он же Крыса, в немецкой интерпретации.
Тут надо сказать, что наша гильза имела ряд ранений - стрелял кто-то в неё. Поэтому самолет тоже вышел как-будто обстрелянный.
Входное отверстие пули вот такое:
А дальше - полировка, пайка, лакировка. Ну и звезды.
Моторчик и питание от USB - пропеллером вертит, но не летит)
Такое вот окопное творчество, зима, знаете ли.
З.Ы. Заказчик в лице сына доволен)
Поисковый отряд ч.4
Как проводить праздник - личное дело каждого. Мы же выдвигаемся на Вахту Памяти, позади зимнее сидение над картами; новые тросы, взамен порванных осенью, лопаты, провизия и прочее уминаются в багажник - стартуем.
Вахта Памяти 2017, по слухам и СМИ-репортажам, невиданно обширная. Какие-то суперотряды работают то там, то здесь, старые поисковики при встрече сетуют, что при таком количестве жаждущих кого-либо или что-либо найти падает качество поиска и тот, кто мог бы обрести имя, теперь уже становится безымянным навсегда. Поиск это далеко не только брожение с детектором по болотам, это, в первую очередь, работа с архивами. Неблагодарная и кропотливая.
С погодой нам повезло - дожди закончились два дня назад и дороги уже подсыхали. Лагерем стали на берегу реки и уже оттуда совершали радиальные вылазки в намеченные районы.
В лесу лютая сырость. Проход по линии соприкосновения дает результат на второй день поиска.
Связываемся с Москвой - есть имя. Страна - Казахстан, но вот проблема - он там не один. Их несколько. Но спасибо медали - есть номер части, будем шерстить журналы БД и слать запросы. Шансы есть.
Вечереет, пора уходить. Ставим точку, прыгаем по деревьям, планы на лето прорисовываются всё явственнее.
Поисковый отряд ч.3
Это не оконченная история.
Служили два товарища. Хотя я не знаю, были ли они товарищами. Какого они были мнения друг о друге? А о положении на фронте, о пайке и девчонках? Не знаю.
Значит надо не так.
Два однополчанина, Женя и Леонид. Леонид уже как-то не называется Леней - у него есть орден за сбитый Ме-110. Им по девятнадцать, один с Урала, другой - ивановский, лётная школа и фронт. В полку, по правде, кадровых большинство - на дворе 42-й год, положение на фронте тяжёлое, но паники 41-го нет - идет работа, смертельно опасная, не терпящая ошибок, и да, усилий удержать небо приходится прилагать куда больше, чем тем, за линией фронта.
Ил-2 - Betonflugzeug, бетонный самолет, здесь разом и похвала от немцев и насмешка. Он бронированный, но не маневренный. Неплохо вооруженный, но слепой при заходе в хвост. До двухместной конструкции еще год.
А пока их полк при поддержке соседнего атакует большой узел основательно возведенных немецких коммуникаций. Фраза из оперсводки - "Зенитная оборона объекта превосходит все виденное ранее".
Вечер, боевой строй, плотная группа из 10-ти атакующих и по два прикрывающих справа и слева для подавления зенитного огня. Но все пошло не по плану. Что привиделось командиру, опытному старлею, теперь уже не узнать, но выведя группу правее намеченной цели, он развернул самолет еще правее и стал уходить вдоль линии фронта. Куда? Зачем?
Часть самолетов пошла за ведущим, другая, ломая строй ушла налево и начала бомбить укрепления. Зенитная артиллерия работала в полную силу. Отбомбив, самолеты попытались уйти за линию фронта, но Ме-109-е уже были в воздухе. Началось преследование. Погиб комэск соседнего полка, но вот сбит немецкий истребитель. Разделив группу на части, немцы идут за пилотами. Уже темно, группы теряют ориентиры и расходятся всё больше, удаляясь друг от друга и от своего аэродрома.
Из 8 самолетов полка на свой аэродром вернулись только 2. Кто-то попал в плен, кто-то сел на вынужденную, кто-то погиб.
Женин самолет мы нашли весной. 15 километров по карте, нарисованной лесорубом на тетрадном листе. Он припомнил, что несколько лет назад, при валке леса наткнулся на заболоченную яму и куски бронелистов. Описание примерно такое: 10 км до урочища Ивановское, потом направо от просеки до большой сосны, а там через болото до возвышенности. Хм... Искали не долго, как ни странно. Вышли точно на обломки. Женя был со своим самолетом. Номер двигателя нашли через несколько дней, но зато сразу на двух деталях. Самолет шел срезая деревья и разваливаясь. Разбросало его полукилометровой полосой.
Хоронили рядом с родителями. Ни кто Женю с фронта не ждал уже очень давно. Была подруга, наверное, но вышла замуж, и может изредка вспоминала. А может и нет. Племянник пришел, пожилой человек. Сказал, что в семье говорить о Жене было не принято. Серьезный товарищ аж из Думы сказал серьезную речь. Замерзшие, посиневшие солдаты прошли строем, ахнул салют.
Мне очень жаль, что время уходит и мы не успеваем, не успеваем вернуть память о них, как о людях, существовавших в реальности, а не как о символах, пусть даже победы в тяжелейшей войне. Потому как спекулировать на символах куда проще, чем на реальных людях с их реальными историями.
А Леонида ждут, но он пока растворился в небе 42-го года. Хочу верить, что нам повезет.
Поисковый отряд, ч.2
Если в предыдущем посте про удачный поиск, то вот тут про то, как бывает почти всегда.
Про то место было несколько архивных записей из которых следовало, что после этого наступления дивизия была сильно потрепана и отправлена на переформирование. Пропавших без вести около 900 человек. В апреле 42-го ни дорог ни снарядов, семь танков решить исход штурма в нашу пользу были не в состоянии и два из них уже горели на окраине поля. Со стороны немцев оборону держала отнюдь не пехота - танковая дивизия.
Ни окопов, ни блиндажей, ни естественных укрытий - по всему выходит, что это было просто поле. По личным вещам, лопаткам, каскам и штыкам, на глубине 10-15 см удалось собрать четырех человек.Вещи и наши и немецкие. Очевидно, все много раз перемешано минометами и артиллерией. Много гранат.
Ни одного медальона, ни одного имени. Есть только длинный список тех, кто уходил в бой в этом направлении. И то очень предположительно.
фото Коновалов
Поисковый отряд
Как меня угораздило?
Дело было в самолете. Он лежал в торфяном ручье за поселком, в который я ссылался на лето поднимать с колен сельское хозяйство, поедать малину и топить в грязи свой "Орленок". Опуская бытовые подробности, именно в этот ручей через 25 лет я привел разведку отряда, с которой случайно пересекся в сети. Отец просил выяснить историю штурмовика - я предпринял кое-какие шаги и оказался в отряде.
Это было весной. В разлив. Разведка протопала окрестности, прозвонила детекторами торфяное русло и как-то невоодушевилась увиденным. За эти годы самолет сильно разграбили, сняли дюраль, унесли все, что плохо лежало. Повисла пауза, которая продлилась до осени. Отряд с переменным успехом странствовал по району.
А осенью мы нашли номера двигателя. Небольшой кучкой, просидев на пересохшем ручье двое суток, грязные и злые, мы таки нашли номер. На этой детали. И это была истерика.
Дальше был архив, спецы с авиафорума, журнал боевых действий и внучка. Она искала деда по письмам однополчан, а мы нашли её. Интернет в действии.
Ну и сам подъем. Дело тяжелое физически и психологически. Медленно вгрызались в торф, боясь пропустить любую часть. От пилота осталось очень мало и ещё - через него проросло дерево.
Памятный знак и ужасающий своим передергиванием фактов репортаж одной телекомпании. Не скажу какой)
Пилот похоронен на родине, в республике Беларусь. Его жена жива, и она очень стойкая и хорошая женщина. А внучка теперь боец отряда.
И вот ещё, когда приосанившись, официальное лицо в новых сапогах начинает свою речь излюбленным "Война не закончена, пока не похоронен последний солдат", у меня дергается глаз. Каждый раз. Ни эта и какая другая война не закончена и закончена не будет. Потому как пропали и никогда не вернутся очень многие. Но важно пережить ее и двигаться дальше. А переживать её мы будем пока кто-то еще ждет.
Лета оченно не хватает
Кольский, август. Эх...