Исторический журнал Historia Maximum
7 постов
7 постов
6 постов
4 поста
2 поста
2 поста
4 поста
Этим фото поделился со мной один из первых подписавшихся на Пикабу. Да, это распечатка первого номера моего исторического журнала. Тогда я писал ещё только о бронзовом веке.
Эта тема создана для быстрой навигации по архиву цифровых исторических журналов ВЕК БРОНЗЫ и Historia Maximum.
Historia Maximum (нет, это не ошибка, а мой давний псевдоним) - это я, Максим Ферапонтов. Всё что Вы видите в каждом из выпусков журнала найдено, отредактировано и написано мной. Здесь я рассказываю пикабутянам немного подробнее об этом.
Поскольку проект зародился на Пикабу практически спонтанно, первые номера журнала ВЕК БРОНЗЫ имеют некоторые проблемы с визуальной составляющей. Я старался и стараюсь сделать каждый следующий выпуск лучше предшествующего: вникал в комментарии, смотрел обучающие видео и искал вдохновляющие образцы. Положительная реакция специалистов некоторых книжных издательств и читателей даёт мне надежду, что я не безнадёжен.
Что касается текстов, то приоритетом всегда была академичность при максимальной доступности и наглядности. Я стараюсь следовать усредненному мнению научного сообщества и не спешить с выводами. К сожалению, сфера моей компетенции ограничена периодом с возникновения ранних цивилизаций до начала Нового времени. В этих рамках и пишу.
Надеюсь, что Вам понравится. Приятного чтения!
ㅤ
Что может лучше продемонстрировать доблесть воина, чем его собственный меч? Личный предмет, тесно переплетенный с личностью его владельца, на протяжении всей истории он использовался в различных культурах как символ власти, престижа и боевых навыков.
На крутом склоне горы Олимп на высоте 1100 метров над уровнем моря недалеко от деревни Агиос Димитриос в греческой Македонии расположено древнее кладбище времён позднего бронзового века (кон. XIII – нач. XII вв. до н.э.) под названием Спатес. Из 34 погребений исследованы лишь несколько. Здесь в облицованной плитами гробнице под номером 8 был были похоронены два человека.
Один, вероятно, мужчина, был найден в слегка согнутом положении головой на юг, а другой, вероятно, женщина, был расположен в противоположной ориентации. Куча костей в углу гробницы связана с перезахоронением более ранних останков. Такая практика помещения нескольких умерших в одну могилу являлась тогда общепринятой и, вероятно, отражает семейные узы.
Под правым предплечьем мужчины лежал бронзовый меч, а рядом с его левым плечом — бронзовый наконечник копья. Помимо оружия, покойного сопровождали три сосуда микенского типа (два из алебастра и керамический) и флакончик для духов местного производства. На пальцах он носил два золотых кольца, а в области груди были найдены семь гравированных каменных печатей из стеатита и несколько бусин ожерелья. Большая часть бус была изготовлена из янтаря — материала, привозимого из Прибалтики. Столь же богатые подношения были сделаны и второму человеку в гробнице.
Меч состоит из клинка копьевидной формы с центральным ребром, отлитого из бронзы как единое целое с рукоятью. Два «рога» между клинком и рукоятью защищали руку воина, а серповидный упор на конце рукояти обеспечивал лучший захват меча. Поверхность рукояти покрыта костяными накладками, прикрепленными к мечу заклепками. Навершие также из слоновой кости. Сохранились фрагменты деревянных ножен, в которые был вложен меч.
Морфологически меч соответствует типу G или иначе т.н. рогатому, известному по находкам Микенского акрополя, а также с Крита, Итаки и Аттики. Он датирован позднеэлладским периодом III A2 (1390/1370–1330/1315 до н.э.). Его присутствие в гробнице №8, наряду с другими предметами микенского стиля или происхождения, такими как печати, керамические сосуды, янтарные бусы и бронзовый наконечник копья, подчеркивает важную роль, которую умерший играл в местном сообществе на окраине микенского мира.
Среди всего погребального инвентаря именно меч выделяется как наиболее эффектное и мощное средство выражения высшей добродетели умершего, предположительно военной доблести. Хотелось бы заявить, что на протяжении всей жизни хозяина меч неоднократно сохранял ему жизнь, сея смерть его врагам, а затем, выполнив свою миссию, меч в итоге вечно сопровождал его в загробном мире. На самом деле мы этого не знаем и оружие может фиксировать элитный статус вполне мирного человека.
Увидеть артефакт можно в постоянной экспозиции доисторической Македонии Археологического музея Салоник, в витрине 19.
Максим Ферапонтов для Historia Maximum
Хопеш, также известный как серповидный меч, представляет собой изогнутый рубящий однолезвийный меч, родом из Ближнего Востока. Самый ранний вариант изображён на шумерском т.н. "Штандарте из Ура" 2600-2500 гг. до н.э. Характерную классическую формы принял в эпоху поздней бронзы, после 1600 г. до н. э., и вышел из употребления после 1200 г. до н. э.
Ассоциируется главным образом с армией Древнего Египта периода Нового царства. Египетский термин «хпш» намекал на сходство с передней ногой коровы или быка, а также на то, что это была «могучая рука» его владельца.
Как часть более передового комплекса вооружения был заимствован египтянами у гиксосов (вместе с колесницами и чешуйчатыми панцирями). Имеется несколько экземпляров периода фараонов-гиксосов из Нижнего Египта 1650-1550 гг. до н.э. Один из них, меч из восточной дельты Нила, имеет рукоять с выступом вместо хвостовика и напоминает то, что мы могли бы назвать собственно хопешем позднего бронзового века.
Известно около 20 серповидных мечей поздней бронзы (Новое царство). Большинство из них происходят из неустановленного контекста, за исключением двух мечей из гробницы Тутанхамона, меча с надписью имени Рамсеса II и меча из захоронения в Гезере (ныне хранящегося в Музее Altorientalischen Kulturen, Стамбул). Остальные датируются по сходству с этими экземплярами. Немецкий археолог Карола Фогель разработала самую совершенную типологию.
Мы точно знаем, что не все воины носили такое сложное в изготовлении оружие, так что, возможно, их носили офицеры или использовали особые отряды. К примеру, на сцене из египетского храма в Дейр-эль-Бахари, ок. 1480 г. до н. э., изображен возможный офицер с хопешом, копьем и щитом.
Хопеш, несомненно, использовался для рубящих и реже колющих ударов в пылу битвы, но, вероятно, его также использовали после кровавых битв. Египтяне и их ханаанские враги регулярно отрезали головы, руки и пенисы убитым врагам, чтобы задокументировать число убитых и получить награду. Так на печати из Минет-эль-Бейды изображен сирийский воин с хопешом в правой руке и отрубленной головой врага на копье в левой руке.
Период между IV и III тыс. до н.э. в Месопотамии известен как начало блестящей эпохи Шумера. Археологическую культуру этого времени относят к самому началу раннего бронзового века, и называют Урукским периодом или Уруком. Самым крупным и важным местом в Южном Междуречье тогда был шумерский протогородской центр Унуг, который аккадцы называли Уруком.
Это было время первого расцвета цивилизации в области Плодородного полумесяца на территории современных Ирака и Сирии. Тогда самые ранние города, такие как Урук на юге, Телль-Брак и Хамукар на севере, превратились в первые мегаполисы мира.
В этот период хозяйство сильно усложняется. Теперь нужно не только производить продукты, но и хранить и распределять их. Структура управления замыкается на храме и получает персонифицированную вершину в лице правителя - так называемого Царя-Жреца.
Этот человек еще не может оставить свой личный след в истории посредством несовершенной письменности, предметов быта или культа,
но уже пропагандирует саму концепцию особой компетенции мудрого вождя, заботливого пастыря и могучего победоносного воина.
Недолговечные, но доступные шумерам глина и тростник не смогли сохранить до наших дней крупные формы произведений искусства.
Поэтому мы вынуждены изучать историю раннего Шумера на основе мелких прочных артефактов, как каменные штампы и цилиндрические печати.
Изображение на печати не только удостоверяло личность, статус и полномочия, но и демонстрировало кем ощущал себя её владелец.
На одной печати из Урука, изображен Царь-Жрец с копьем в вытянутой руке, что, предположительно, является символом власти.
На другой подобной печати - воины, которые держат оружие и угрожают связанным обнаженным мужчинам перед лицом Царя-Жреца.
Вся сцена на первом оттиске подчеркивает беспомощность связанных людей, расчеловечивает и лишает этих несчастных идентичности.
Второй артефакт демонстрирует триумф торжествующих победителей над пленниками. Не исключено, что мы видим расправу над врагами.
Обе печати могли принадлежать верховным жрецам, их приближённым или чиновникам, которые централизованно руководили трудом рабов.
В любом случае, артефакты показывают насилие как важный атрибут зарождающегося государства, а правителя как лидера управляющего этим насилием.
Также сделал небольшое видео. История может простой, понятной и наглядной:
При создании были использованы фрагменты карты Средиземноморья периода Пунических войн работы Хоакима Мореля и переведённые в вектор и отреставрированные арты Анжело Раффаэле Тодаро (род. 1945 г., автор популярных в 1960х-1970х комиксов).
Сегодня мне исполнилось 45 лет и я делаю Вам этот небольшой подарок.
Будьте, как Рим, стойкими, и сражайтесь до края своих возможностей! Кто знает, может быть нужно продержаться ещё немного, а Вы в шаге от победы.
Уважаемые друзья, с радостью сообщаю Вам, что мы окончательно изучили ВСЮ древнюю и не очень историю полностью! В связи с этим великолепным событием новых исторических постов делать уже не надо. Но поскольку мы, вне всяких сомнений, самое чудесатое сообщество прекрасных людей Всея Пикабу и прочая и прочая, то теперь у нас новая достойная нас цель!
На очереди совсем другая история - будем копать и копать.
Сидит программист глубоко в отладке. Подходит сынишка:
- Папа, почему солнышко каждый день восходит на востоке, а заходит на западе?
- Ты это проверял?
- Проверял.
- Хорошо проверял?
- Хорошо.
- Работает?
- Работает.
- Каждый день работает?
- Да, каждый день.
- Тогда ради бога, сынок, ничего не трогай и не меняй.
Обратите внимание на способ крепления деревянных накладок на рукояти меча при помощи бронзовых заклёпок или штифтов. В любом хозяйственном магазине множество ножей с подобными ручками. Лично на моей кухне - есть такие ножи.
Технология, которая работает уже 35 веков.
@torakin, призвал меня через новую функцию на Пикабу и я явился!
В мартовском 8-м специальном номере я покажу и расскажу Вам об интересных моментах истории - достоверно, просто и наглядно. Да, уважаемые друзья, в этот раз наш выпуск состоит из небольших видео в которых неожиданно много труда (и ваши донаты):
1. Триумф Царя-Жреца из Урука - о загадочной фигуре раннешумерского правителя сер. IV тыс. до н.э. и его связи с насилием и рабовладением.
2. История кикладского идола - символический артефакт древней 5000-летней культуры из Греции, рассказывает свою историю.
3. Первый монарх Европы? Минойский «Кубок вождя» из Аги́я-Триа́ды с острова Крит.
4. Достижения кикладской цивилизации - забытая островная культура как первый шаг на пути к блестящей эпохе Античности.
5. Погребальная маска Тутанхамона - шедевр древних, изумительный артефакт из гробницы юного царя могущественной XIII династии Египта.
Узнать больше о проекте ❯❯ ЗДЕСЬ ❯❯
Забрать любой PDF журнал ❯❯ ЗДЕСЬ ❯❯