О чём на самом деле переживают дети
В 2001 году доктор психологических наук, профессор Ирина Михайловна Никольская в соавторстве с доктором психологических наук, профессором Радой Михайловной Грановской выпустили книгу "Защита личности: психологические механизмы", а в 2006 опубликовали монографию "Психологическая защита у детей", где на материалах экспериментально-психологического исследования 257 здоровых детей 7-11 лет проанализировали специфику и раскрыли содержание основных копинг-стратегий и психологических защитных механизмов у детей.
Исследование интересно тем, что опрашивало детей, что их реально беспокоит. Отношения с мамой и папой оказались на 5-м месте и были характерны для 8% детей, вопреки утверждениям научно-популярных статей о психологии, что центром эмоциональной жизни детства являются отношения с родителями.
Дети отвечали на вопросы 16-факторного личностного опросника Р. Кэттела, выполняли рисунок на тему "Неприятные ситуации" и составляли по рисунку рассказы, а также рассказывали психологу в интервью, как они справляются с негативными переживаниями.
Вот какие результаты среди прочих были получены в данном исследовании:
Цитируем по книге: Никольская И.М., Грановская Р.М. Психологическая защита у детей. СПб: Речь, 2006. Из главы 3.2:
Причины нарушения душевного равновесия у младших школьников, в порядке убывания по выборке:
Потеря, болезнь, смерть животного 18,9%
Рисунки и рассказы детей на эту тему назывались так: Когда кошку бьют, Мама едет отдавать собаку по имени Джина породы кокер-спаниель, Кошка упала из окна, Болезнь попугая, Я облил кипятком кошку, Умер хомяк, Умерла попугаиха Клаша, Потеря ежа, У меня заболела и умерла кошечка Лиза, Убежал котёнок, Плохие люди задавили мою Матильду, Мой дядя забрал двух моих попугаев, У меня умер снегирь, Закололи любимую куру, Отдали кота, потому что завели собаку.
Плохие школьные отметки 15,6%
Рисунки и рассказы детей на эту тему назывались так: Когда два или замечание, Двойка за диктант в день рождения мамы, Я получил кол, я исправлюсь, Неприятная оценка четвертная, Кол и двойка, Злополучная тройка, Плачу, получила единицу, Никак не забыть про двойку, Я получила единицу, потому что грязно в тетради, Тройка по музыке.
Травмы и опасные для жизни ситуации 13,5%
Рисунки и рассказы детей на эту тему назывались так: На голову упал камень, Я падаю в арык, Как упала и наткнулась на топор, Чуть глаза не лишился из-за кошки, Провалился под землю, Клюнула ворона, На меня упал мой велосипед, Я наступил на стекло, Я упал с велосипеда и разбил себе череп, колени и руки, и палец, Прыгнул с качелей и подвернул ногу, Меня чуть не задавила машина, Сломала руку, Разбила голову три раза, Ко мне зашёл бандит, Упала на лёд и примёрзла щекой.
Материальные утраты и нарушение покоя взрослых 12,2%
Рисунки и рассказы детей на эту тему назывались так: Был будильник, и он упал с ниточки, торчавшей из окна, Я разбил хрустальную вазу и чашку, Я разрезала себе колготки, Потерял ключи, В комнате упал телефон и разбился, У меня пропали штаны, Сломала дверцу от шкафчика, Кувшин разбился, Сломал джойстик от Денди, Разбил папину любимую чашку, Порвала платье, Разбил лампочку.
Напряжённые отношения с родителями и другими членами семьи 8,4%
Рисунки и рассказы детей на эту тему назывались так: Мама ругает за беспорядок в комнате, Бабушка кричит из-за мороженого, Конфликт с папой, Я зла на папу и маму, они мне отрезали чёлку, Мама даёт мне мало денег, Мои мама и папа часто ссорятся, Не знал, брать трубку или нет: мама могла обругать меня по телефону, Поругалась с сестрой, Обидел бабушку, У меня иногда злится мама.
Болезни и смерть близких людей 7,1%
Рисунки и рассказы детей на эту тему назывались так: Умер дедушка, Умерли папа и мама (вообразил), Брат сломал руку, Брат сломал ногу, У мамы болит нога, Папа попал в аварию, Умерла бабушка, Умерла прабабушка, Мама попала под машину, Мой дедуля часто болеет.
Разные страхи 5,5%
Рисунки и рассказы детей на эту тему назывались так: Страшные сны, Как я увидела змею, Я увидел череп в музее, Мне приснился ужас, Когда я плаваю, боюсь, что меня кто-то укусит, Я боюсь высоты.
Проблемы с учёбой 4,6%
Рисунки и рассказы детей на эту тему назывались так: Позвонила учительница и сказала, что я стал плохо учиться, Выгнали с танцев, Мало читаю, Никак не сделать уроки, Не могу справиться с задачей, Никак не нарисовать портрет, Переживаю, что плохо выучил диалог по английскому языку, Не успеваю с хора на шахматы, Каникулы через две недели.
Отношения со сверстниками 3,8%
Рисунки и рассказы детей на эту тему назывались так: Друг переехал в новую квартиру, Меня выдали друзья, Побили на улице, Напали взрослые ребята, Вика пришла и выгнала с лазелок, У меня нет друзей, Поссорилась с подругой, Когда я побеждён.
Прочие напряжённые ситуации 7,6%
Ситуации, вошедшие в эту группу, были связаны с проблемами одиночества, отношения к врачам, лечению, боли и болезней, а также неудовлетворённых желаний.
Конец цитаты.
Как бы вы анализировали такие результаты (если, конечно, способны анализировать, а не эмоционально утонули в воспоминаниях о собственном детстве)?
БМ ругался на одну из картинок
Ты неправильно интерпретируешь. В исследовании изучали, какие неприятные переживания испытывают дети. И результаты вовсе не опровергают теории об эмоциональном центре. Просто только 8% нормальных здоровых детей оценивали свои отношения с родителями как неблагополучные и переживали из-за них. Для остальных 92% все было (или казалось) благополучным, и они не описывали отношения с родителями, как повод для тревоги.
Плюс достоверность таких исследований всегда под вопросом. При прямом опросе люди, включая детей, склонны давать социально-приемлимые ответы, кто-то из детей мог просто не сказать о своих отношениях с родителями. А всякие проективные методики, типа рисунков, оцениваются довольно субъективно и два разных психолога не всегда одинаково интерпретируют один и тот же рисунок.
Мне кажется возраст 7-11 лет - это большой разброс. Потому как если для 7-летки родители на первом месте, то вот в 11 он уже может считать совсем по другому и приоритеты совсем другие.
А так папа-мама пьют и бьют? Ну это нормально.
Понимание, что что-то не так приходит позже, в подростковом возрасте, когда основные травмы уже впечатаны в сердце и мозг.
Сейчас, поиграв в фолаут я знаю, что делать и не боюсь. Степа. 33 года.
Удивила значимость плохих школьных отметок и травм. Травм потому что, часто вижу, как дети получившие травму лезут снова в ту же ситуацию. Или надо ходить на костылях, а он пока мама не видит бегает без :)
Вообще, думала роль сверстников будет больше.
А вообще, думаю смерть животного очень сильно переживают именно потому что это про необратимость смерти. Взрослые редко умирают обычно в детском окружении, а вот животные намного чаще. Это скорее про страх смерти?
Не согласна, что деревенские равнодушны. Иное отношение, не как к члену семьи, но смерть единственной коровы способна отравить ребенку жизнь.