Войти
Войти
 

Регистрация

Уже есть аккаунт?
Полная версия Пикабу

Лига психотерапии

1191 пост 5924 подписчика
Описание и правила

18 дурацких правил, как легко и просто стать другим человеком. День 18-й.

в
18 дурацких правил, как легко и просто стать другим человеком. День 18-й. психология, 18 дурацких правил, Лига психотерапии

КАК СДЕЛАТЬ СЕБЯ ДРУГИМ ЧЕЛОВЕКОМ, начало по тэгу 18 дурацких правил


Сегодня 28-е апреля и 18-й, последний день нашего весёлого 18-дневного онлайн тренинга на Пикабу. С нами 458 участников, и каждый день мы делаем новое дурацкое задание, а потом общаемся в комментариях к посту.


Сегодняшнее дурацкое задание - на музыкально-ритмический интеллект.


Звучит оно очень просто:


назовите ваш любимый музыкальный инструмент и дайте ссылку на видеоклип, где звучит музыка, которая вам по душе.

18 дурацких правил, как легко и просто стать другим человеком. День 18-й. психология, 18 дурацких правил, Лига психотерапии
  •  
  • 32
  •  

Сон и память

в

Пост в Лигу психотерапии в рамках 13 дня заканчивающегося онлайн-тренинга "18 дурацких правил" (а обсуждали наши сны и слушали ответы специалиста мы вот здесь).


Нейрофизиолог Ольга Сварник о значении сна, улучшении памяти и нейронах мозга

Почему пословица "утро вечера мудренее" верна с точки зрения науки? Что происходит с наши мозгом во время сна? Что такое декларативная и моторная виды памяти? Почему многие решения приходят к нам во время сна? Об этом рассказывает кандидат психологических наук Ольга Сварник.


"Люди довольно давно обнаружили, что сон имеет какое-то значение для памяти, и выразили свою мысль довольно емко в пословице “утро вечера мудренее”. Но, как водится, ученым спустя какое-то время удалось доказать, что это явление может быть изучено и могут быть собраны доказательства, демонстрирующие, что с нашей памятью во время сна происходят некоторые события".


"Что лежит в основе улучшения памяти? Для того чтобы понять, что лежит в основе этого феномена, необходимо рассказать, что происходит с нашими нейронами или с нашим мозгом в тот момент, когда мы спим. Оказалось, что нейроны, которые имеют какую-то поведенческую специализацию, то есть демонстрируют повышение своей активации в тот момент, когда происходит выполнение какого-то поведения или действия, или выучивание навыка, повторяют свою активацию, то есть активируются заново именно во время сна"


"Можно ли, поняв закономерности того, что происходит с нейронными группами во время сна, самостоятельно искусственно комбинировать эти нейронные группы? Если мы знаем, что к улучшению памяти приведет активация определенных клеток, то можем ли мы, искусственно их активируя, создать такую нейронную группу, которая уже не смогла бы распасться, где эти клетки все время активировались бы вместе, и это привело бы к наличию какой-то памяти, которую невозможно было бы стереть никаким приобретением другой памяти или чем-нибудь еще?"


(текстовая версия поста - очень сокращенный вариант того, о чем О. Сварник говорит в видео)


источник

Показать полностью
  •  
  • 31
  •  

Басенки и побасёнки

в

Как я стала частью индустрии медицинского туризма


Как и обещала, пока идёт наш весёлый онлайн тренинг на Пикабу 18 дурацких правил, я каждый день рассказываю басенки и побасёнки. На финальные три дня я припасла вам анекдотические сюжеты из своей практики.


Начало


Как у любого психотерапевта, у меня есть телефон, на который можно позвонить, чтобы записаться и назначить приём.


- Доктор Ольга?

- Да.

- Мы хотели бы попросить вас приехать на консультацию к пациенту.

- Я не выезжаю на дом к пациентам, но могу дать вам телефон врача-психиатра, который практикует визит на дом.


- Вы не поняли. Наш пациент через три дня прилетает на своём самолёте в Израиль, останавливается в гостинице (название) и попросил нас привезти к нему в номер специалистов, чтобы с ними побеседовать. Мы заплатим вам и за работу, и за срочность, и за те приёмы, которые придётся отменить в клинике, чтобы провести время с нами. Вы нужны нам на день (число).


- Извините, я первый раз слышу такое и не поеду неизвестно куда, неизвестно к кому и неизвестно зачем.

- Почему неизвестно? Вечером сегодня по телевизору будете слушать израильские новости и увидите, кто приезжает.

Показать полностью 2
  •  
  • 29
  •  

Сила воли

в

Сила воли — одно из центральных, часто употребляющихся понятий в психологии. У меня есть впечатление, что даже психологи не всегда хорошо понимают, что это такое. Можно проверить. Прервите чтение и попробуйте дать собственное определение, а потом сравним. Нет, это не литературный прием, реально прервитесь, статья от вас никуда не убежит.

Так будет интереснее, уверяю вас. Ну?


-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------


Вот. Кто прервался, понимая, что так интереснее — молодцы. А кто не прервался, тот продолжил привычное действие, чтение текста, несмотря на понимание, что иначе и вправду было бы интереснее. Нам этот пример понадобится позже.


Теперь моя очередь. Начну, как я люблю это делать, издалека.


Плод в утробе в течение долгого времени живет в одних и тех же условиях, при минимуме впечатлений, в обстановке, в которой ничего НИКОГДА не менялось. Строго говоря, это не совсем так, какой-то спектр ощущений у него имеется, причем вместе с развитием плода этот спектр меняется, и растущий мозг старательно осваивает эти новости. Но это все равно ничто по сравнению с моментом рождения, когда ВПЕРВЫЕ меняется ВСЕ. Это первый шокирующий опыт ИЗМЕНЕНИЙ. Не знаю, как объяснить его глобальность. Все мы знаем про первые опыты чего-нибудь — ужаса, оргазма, травмы, любви, знаем, как это объемно, громадно, сколько переживаний вызывает. А рождение — первый опыт ВСЕГО. До него не было практически ничего, и вот — вдруг. Весь предыдущий опыт младенца говорит о том, что ничего никогда не меняется, все есть только так, как есть, и никаких подозрений о том, что есть варианты, просто не может быть в принципе. Таким образом, опыт рождения — это САМОЕ яркое событие, которое только может быть, так как любые следующие, пусть даже очень сильные впечатления, новости, изменения, события всегда будут СЛЕДУЮЩИМИ. Это немыслимая, максимальная нагрузка на адаптационные способности маленького мозга. Рождение — это новость о том, что что-то вообще МОЖЕТ происходить. Это немыслимо огромно.


Между прочим, на фоне этой огромности споры о том, насколько кесарята должны отличаться от других детей из-за того, что якобы не испытывают травмы рождения, выглядят смешными, а различия в способе рождения для ребенка — мелкими, маловажными деталями.


Но возвращаясь. Одновременно с рождением ребенок воспринимает яркое свидетельство проявления одной из фундаментальных характеристик нашего мира — ВРЕМЕНИ. Это необыкновенно сложная концепция, которую не всем удается полноценно освоить до конца жизни. И естественно, что освоение этой концепции является важной частью адаптации к миру. И сложной частью. Младенцу бессмысленно говорить: "Сейчас, сейчас", он не понимает, что такое "сейчас", и чем отличается от "потом". Если кто-то занимался специально получением доступа к своим детским воспоминаниям, то согласится со мной, что ребенку очень сложно бывает ждать, и что понятие "потом" для него раздражающе бессмысленно.


Кстати, основная трудность доступа к воспоминаниям заключается не в каких-то хитрых вытеснениях, о которых вам с умным видом могут рассказывать умеренно образованные люди, а в том, что структура памяти изменяется несколько раз: впервые примерно в год, когда формируется речь, и впечатления оказывается возможно формализовать и систематизировать по иному принципу; примерно в семь, когда созревает кора головного мозга, что позволяет структурировать память еще более новым и эффективным механизмом; и в период полового созревания, когда мозг, получая свою долю гормонов, начинает работать штатным образом. Сохраняются при этом, главным образом, воспоминания предыдущих периодов, подвергшиеся актуализации, освежению. Вы достаточно неплохо помните старшую школу, хуже — среднюю, детский садик вспоминаете только отдельными картинками, а картинки из жизни до года если и удается "проявить", то совсем фрагментарно. Потому что состояние в этих воспоминаниях уж больно отличается от сегодняшнего.


Вместе с этими изменениями мышления изменяется и восприятие времени. Маленькому ребенку почти бессмысленно говорить, что конфеты таскать нельзя, накажут. Конфеты — вот они, манят, а "накажут" — это какой-то невнятный образ в будущем. Ребенок побольше на вопрос "ЗАЧЕМ ты это сделал" почти наверняка начнет ответ со слов "Потому что...", у него еще плохо с целеполаганием, то есть с представлением о последствиях поступка в будущем и возможности их прогнозировать и планировать. У некоторых людей, впрочем, эта инфантильность сохраняется на всю жизнь. А нормальная целеустремленность может появиться только начиная примерно лет с 11. Если не появилась до 16, то дальше ее придется специально развивать с неизвестным успехом.


Как вы понимаете, это все связано с ощущением времени, а точнее (вымарал здоровый кусок философствования о времени) с восприятием реальности будущего. Та-даммм! Ключевой момент нарративного дискурса — РЕАЛЬНОСТЬ БУДУЩЕГО.


Если будущее представляется ярко, то прогнозировать и и планировать легко. Если смутно и фрагментарно, то настоящее имеет выраженный приоритет. В примитивном варианте связь настоящего и будущего оформляется инстинктивно: лисица видит сыр, лисицу сыр пленил. В мозгу лисицы связь между визуальным образом сыра и пищевым поведением пряма и очевидна до слюноотделения. Для того, чтобы стремиться к сыру и вступать в неудобные дискуссии с вороной, ей не требуется сознательной мотивации, все происходит так же автоматически, как у маленького ребенка, хитроумно тырящего конфеты. Однако чем дальше мы отодвигаем сыр в пространстве или во времени, тем меньшее влияние он оказывает на поведение. Так устроен инстинкт, и это разумно.


Человек, помимо инстинктов, обременен разумом, и поэтому и его мотивация и поведение, ее преследующее, могут быть сложными до замысловатости. Вы понимаете, надо разбудиться, поехать из точки А в точку Б, повыполнять там какие-то ненужные субъекту действия, чтобы через пару недель ему выдали некие знаки признательности, которые он потащит в точку В, поделится этими знаками с незнакомым человеком, а тот взамен выдаст ему СЫР. Бред, согласитесь. Ну, с точки зрения инстинкта.


Инстинкт так и воспринимает эту нелепую цепочку как бред и упорно протестует против насильственного пробуждения и вылезания наружу, и уж тем более против сидения в офисе и перекладывания бумажек. Ну не умещается это ни в какую инстинктивную схему мотивации. Нет, если умещается, то все в порядке, человек просыпается в ужасе: "Ах! Я опаздываю! Меня же уволят! Где ж я такую работу найду! Что же я буду есть!" И ему не требуется никаких усилий, чтобы вскочить и начать панически собираться. А вот если эта причинно-следственная связь не проникла в эмоции, то все сложнее.


"Гром не грянет — мужик не перекрестится". Мужик будет пить, курить и жрать сало, потому что УМОМ-то он знает, что это вредно, а инстинкт понятия "вредно" не разумеет, он разумеет "больно" и "страшно". Поэтому у такого мужика забота о здоровье случается только когда гром грянет, в форме вызова скорой, и прямо из-за стола его, панически напуганного, пьяного, с сигаретой в зубах, увозит кардиологическая бригада. Потому что ситуация "больно и страшно" инстинктивно ясна, а ситуация "вредно", то есть "когда-нибудь может быть будет в какой-то степени больно и страшно" — умозрительна, эфемерна и неактуальна. Поэтому человек с развитым чувством реальности будущего находит в себе силу (силу воли!) отказаться от водки, сала и табака, а примитивный разум, для которого настоящее затмевает все, этого не может. Не хватает силы воли!


Теперь полезно отметить, что никаких стремлений, кроме инстинктивных, не бывает. Вообще. Стремление, желание, интенция — это все проявление действия инстинктов. Бывают только простые и сложные, конкурирующие между собой или нет.


И случай конкуренции простого "сейчас" и сложного "потом", настоящего и будущего, иногда даже конфликт, и находится в основании понятия "сила воли".


А сейчас — флаги и фанфары — определение.


Сила воли — это способность пожертвовать комфортом в настоящем ради представления о комфорте будущем.


То есть: выполнить некое действие, чтобы потом стало лучше, или воздержаться от какого-то действия, чтоб потом не стало хуже. Важно, что это "потом" находится в мыслях, смутных образах, а не предъявлены инстинкту in corpore, как в случае с лисой и сыром.


Кстати, до кучи:


Польза — это отсроченное удовольствие.


Итак: сила воли — вариант мотивации, при котором стимул удален и неявен, то есть находится в позиции (в пространстве и времени), недоступной или малодоступной для активирования инстинктивного поведения. Случай, когда приходится использовать СОЗНАТЕЛЬНЫЕ усилия для запуска поведения, ведущего к стимулу, к удовлетворению. Чем субъективно удаленнее стимул, тем труднее это поведение запустить, тем большая сила воли для этого потребна. Отдельно надо упомянуть вариант сознательного бездействия, прекращения автоматического поведения (устранение вредной привычки в том числе). Помните, с чего статья началась? 😉


Таким образом, люди с сильной волей — сиречь люди, во-первых, имеющие в себе яркий образ будущего, во-вторых, способные прогнозировать и планировать, и в-третьих, имеющие крепкую связь между планированием и поведением (об этом — в статье "Структура свершения"). Слабовольному же человеку удобнее подчиниться кому-то, чем тратить собственные силы на организацию себя.


Всего-то.


Скажем, надо встать и приготовить еду. Не хочется. Что мы выберем: преодолеть лень и вкусно поесть через часок-другой, или спокойно посидеть, но зато потом некоторое время терпеть голод? И, возможно, укорять себя: "Надо было все-таки встать и приготовить". Вопрос выбора. Есть люди, которые живут по первому варианту, есть люди, живущие по второму.


К образу будущего придется отнести и иллюзорные образы этических компонентов регуляции поведения: "Как же я людям буду в глаза смотреть?", "Что обо мне подумают?", "Правнуки будут меня стыдиться", что в пределах рассматриваемой гедонистической модели сводится к страху падения самооценки.


Отсюда понятны и точки приложения сил для развития силы воли, а именно:


- развитие ощущения реальности будущего;

- развитие ощущения причинно-следственных связей;

- повышение активности.


В принципе это все не то, чтобы легко выработать, но доступно при помощи некоторых упражнений.


И есть момент, о котором нельзя умолчать:


Чрезмерная сила воли — это вовсе не всегда хорошо. Если человек живет в будущем, ради будущего, постоянно жертвуя настоящим, он так никогда и не доживает до этого будущего, он так всегда и колупается в дискомфорте. Вот сажает он огород. Чтобы в будущем было вкусно и витаминно. Вот собрал он урожай, но не ест, а закатывает, чтобы в будущем было вкусно и витаминно. И хранит эти банки, опять же, чтобы в будущем. А тут уже и весна подоспела, опять сажать надо. Встречали?


И тут уже надо отучать человека от будущего и учить жить "здесь и сейчас", что не менее сложно, чем развитие воли. В идеале надо разумно и ассертивно соблюдать баланс в соответствии с поставленными целями. Я этого вопроса слегка коснулся в статье "Осознанность для счастья".

Сила воли психология, сила воли, длиннопост
Показать полностью 1
  •  
  • 23
  •  

Басенки и побасёнки

в

Как я стала частью индустрии медицинского туризма


Как и обещала, пока идёт наш весёлый онлайн тренинг на Пикабу 18 дурацких правил, я каждый день рассказываю басенки и побасёнки. На финальные три дня я припасла вам анекдотические сюжеты из своей практики.


Имён, даже инициалов, не будет. Просто поверьте, что героев этих историй вы иногда видите по российскому телевизору :)

Басенки и побасёнки психология, 18 дурацких правил, Лига психотерапии, длиннопост
Показать полностью 4
  •  
  • 20
  •  

Басенки и побасёнки

в

Как меня взяли работать на государственную адвокатуру и что из этого вышло


Как и обещала, пока идёт наш весёлый онлайн тренинг на Пикабу 18 дурацких правил, рассказываю басенки и побасёнки. Сегодня окончание истории про то, как я стала ещё и судебным психологом. Предыдущие побасёнки здесь:


Как я стала в Израиле не просто лицензированным, а высокооплачиваемым психологом

Зачем меня понесло в частную практику

Бесполезное рекламное объявление и два важных телефонных звонка

Желание знать смежников

Когда желания встречают реальность

Конференция, газеты и телевидение


Как я первый раз в жизни бежала спринт в Шереметьево

История про 29 октября 2015 года


Как меня взяли работать на государственную адвокатуру и что из этого вышло

Как я изменила клинической психологии с судебной

Как всё начиналось

Как я собиралась в тюрьму

Кофепитие в мужской тюрьме

Кофепитие в университете и степени приятности

Адвокаты, эксперты и игры в кошки-мышки

Как я собиралась на перекрёстный допрос

Как прошло заседание в суде

Показать полностью 8
  •  
  • 55
  •  

Вау-эффект в психотерапии

в

"Возьмём такую аналогию: вы заказываете бригаде мастеров построить вам дом. Вы изначально представляете себе, что работа эта кропотливая, сложная и занимает определённое время (как в старой байке, даже если взять 9 женщин и 1 месяц, ребёнок за этот срок все равно не родится). И вдруг на следующий день вам звонит бригадир и говорит, что ваш дом – готов. Полностью. Можно принимать работу. Какие у вас будут ощущения?.."

Вау-эффект в психотерапии психология, эффективность, мифы и реальность, Нарицын, длиннопост
Показать полностью
  •  
  • 12
  •  

Помоги мне, пожалуйста!.. - или о том, почему так трудно просить

в

Не первый раз - и в работе, и в личном общении - сталкиваюсь с тем, как плохо все у людей с просьбами о помощи. Ну казалось бы - что сложного - попросить: "Помоги мне, я сам не справляюсь". Ан нет. Такой запутанный клубок возникает в этом месте - когда один сам не справляется, и есть другой, который мог бы помочь, но... Тут и манипуляции, тут и ультиматумы, тут и обиды, тут и "я могу рассчитывать только на себя, я ironman". И все что угодно кроме открытой и честной просьбы о помощи.

Помоги мне, пожалуйста!.. - или о том, почему так трудно просить психология, длиннопост, Помощь, просить о помощи, просьба
Показать полностью 5
  •  
  • 25
  •  

Фрейд о том, что всё плохо

в
Фрейд о том, что всё плохо
  •  
  • 28
  •  

18 дурацких правил, как легко и просто стать другим человеком. День 17-й.

в
18 дурацких правил, как легко и просто стать другим человеком. День 17-й. психология, 18 дурацких правил, Лига психотерапии, длиннопост

КАК СДЕЛАТЬ СЕБЯ ДРУГИМ ЧЕЛОВЕКОМ, начало по тэгу 18 дурацких правил


Сегодня 27-е апреля и 17-й, предпоследний день нашего весёлого 18-дневного онлайн тренинга на Пикабу. С нами 457 участников, и каждый день мы делаем новое дурацкое задание, а потом общаемся в комментариях к посту.


Позади у нас задания на e+-, h+-, m+-, hy+-, d+-, p+-. Вчера мы делали наилегчайшее задание про "бить" на s+ (s- участники упражняют каждый день, подчиняясь указаниям задания).


Сегодня мы берём ключевые идеи "измерять, рассчитывать" k+ и идею "полагаться на удачу, на авось" k-. Более дурацкого задания вы в жизни не делали, заверяю вас.


Итак, загадайте одну из трёх букв, А, Б или В. Загадали? Вот задания из этой группы вам и придётся выполнить.


Поехали!


Если вы загадали букву А, то вам придётся найти в вашем доме места, где обитают ножи, вилки, тарелки (любого размера, блюдца) и чашки (кружки, стаканы). s+, m+


Если вы загадали букву Б, то вам придётся найти в вашем доме места, где обитают электрические розетки, иконы (их может быть 0 в доме, а может быть больше ноля) и печатные книги. e-, e+ и р+


Если вы загадали букву В, то вам придётся найти в вашем доме места, где обитают духи, кремы, одеколоны (любая благоухающая парфюмерия), лаки для ногтей, краска, керосин, растворитель, бытовая химия (любая жидкость с резким запахом, химическая вонь) и горшки и вазы для цветов (любых форм и размеров), h+, d-.

18 дурацких правил, как легко и просто стать другим человеком. День 17-й. психология, 18 дурацких правил, Лига психотерапии, длиннопост

Дальше всё просто: нужно отправиться в это место и сосчитать, сколько у вас в доме всего на сегодняшний день:


А ножей, вилок, тарелок, чашек

Б электрических розеток, икон, печатных книг

В склянок-баночек-тюбиков, пузырьков-бутылочек, горшков-ваз.


Добросовестно, педантично, нудно, ничего не пропуская. Да, на работе это называется инвентаризация. Нет, далеко не все это дело любят. Но мы же ищем "баги", правда? Это упражнение как раз на нелюбовь к точным вещам.


Выполняя это задание, вы "до предела раскачиваете k+", одно из восьми бессознательных влечений. Для чего? Для того, чтобы понаблюдать за собой, какое желание у вас появится после того, как вы всё подсчитаете и запишете результат подсчётов. То есть в какую качнёт баланс бессознательных влечений после того, как максимально прожили k-+.

В отчёте нужно написать, как проходили подсчёты и чего душа попросила, когда вы закончили это дело :)


Задание-бонус. Оно для тех, кому любопытна тема семейного бессознательного. Делается для парфюмерии, икон, печатных книг в доме и ваз под букеты цветов. Подсчитайте, сколько у вас дома (духов, икон, печатных книг в доме и ваз под живые цветы). Помните ли вы, сколько (того же самого) было в доме ваших бабушек-дедушек и сколько (того же самого) сейчас в доме у ваших родителей. Что вы замечаете, когда сравниваете три поколения вашей семьи?


Во Владивостоке сейчас 6 утра :)

Показать полностью 1
  •  
  • 24
  •  

Безопасность в отношениях. Как Вы понимаете это?

в

Пост в Лигу психотерапии.

Как Вам эта статья? Для Вас важна безопасность в отношениях?  Что предпринимаете, чтобы ее создать?

Безопасность в отношениях. Как Вы понимаете это? безопасность, психология, отношения, мужчины и женщины, длиннопост

Для меня безопасность - очень интересная штука в нашем обществе. Приведу простой пример - как-то я ехала с таксистом, который, как многие в Москве, жил на кофеине, чтобы накопить на квартиру. Ну и он высказался в духе - "Обидно, если жена уйдет, и все ей останется". И тут я вляпалась: сказала что-то вроде: "Но вы же можете оформить документы так, чтобы при разводе все делилось пополам".

Таксист удивился, откуда у меня такая идея, и еще больше удивился, что я ровно так и живу - с раздельным бюджетом и имуществом.


"Вы просто мужу не доверяете!" - сказал он. - "Значит, у вас не любовь!". И это сказал человек, который боится остаться без жилья в случае развода с женой. То есть он свою тревогу способен выразить, но не способен осознать и позаботиться о себе.


И вот это как-то очень много где транслируется - с одной стороны, много информации про партнеров, причем довольно пугающей: люди убивают друг друга из-за наследства, живут из-за квартир, кидают на деньги, сдают родительские драгоценности в ломбард, пропивают, без спроса увольняются и начинают новый бизнес, причем порой - на деньги партнера.


То же самое с работами - людей увольняют без зарплаты, подставляют, понижают, обходят с повышением, оставляют стрелочниками и так далее.


С друзьями и родственниками - подруги уводят мужей, мамы уводят мужей, старшие братья и отцы вступают в инцестуальные отношения, люди годами пилят наследство и не отдают долги.


С другой стороны, обращать на это внимания как-то некомильфо.


То есть информация открыта, звучит, воспринимается. Но не принимается. И учитывать ее с новым человеком ты не должен.


Для меня это поразительно.


Для меня нормально доверять законам физики и химии - они меня ни разу не обманывали и не подставляли. Гравитация всегда работает, вода замерзает, сода с уксусом шипят, порошок удаляет загрязнения, а Земля исправно крутится вокруг Солнца.


Людей по умолчанию я считаю нейтральными. То есть я считаю, что, скорее всего, им нет до меня никакого дела, пока они не докажут мне обратного.


Но просто так незнакомому человеку доверять в серьезных вещах (сегодня вот мы разговаривали про обеспечение безопасности на вечеринках) мне кажется очень странным.


Например, про своего мужа я за давностью лет с уверенностью могу сказать, что если я ему дам деньги отнести в школу за учебники дочери, он именно так и сделает. Или если он обещал заплатить за ее кружок - заплатит.


Не купит на это водку, билет в театр или новый айфон, потому что ему перед мужиками неудобно.


Но далеко не все люди, которых я знаю, так себя вели.


Поэтому очень часто, когда люди говорят "почему ты мне не доверяешь?!" - мне удивительно, потому что они обычно в этот момент не сделали ничего, чтобы я могла им доверять. Или даже сделали что-то ровно обратное.


Статья взята отсюда: Психолог Адриана Имж http://imja.livejournal.com/2615511.html

Показать полностью
  •  
  • 23
  •  

Басенки и побасёнки

в

Как меня взяли работать на государственную адвокатуру и что из этого вышло


Как и обещала, пока идёт наш весёлый онлайн тренинг на Пикабу 18 дурацких правил, рассказываю басенки и побасёнки: историю про то, как я стала ещё и судебным психологом.


Ссылки на предыдущие истории в конце поста.


Перед заседанием

Вот и настало утро, когда мне в 9.30 утра нужно было быть в зале заседаний Тель-Авивского мирового суда. Находится он рядом с музеем искусств, в центре города, неподалёку от адвокатуры и окружного суда, и подход к зданию выглядит так:

Басенки и побасёнки психология, 18 дурацких правил, Лига психотерапии, длиннопост
Показать полностью 10
  •  
  • 102
  •  

Этика (1 часть)

в

Неожиданный взгляд на этику с точки зрения физиологии и нейропсихологии. А словари нам говорили, что

ЭТИКА – философская наука, объектом изучения которой является мораль, нравственность как форма общественного сознания, как одна из важнейших форм жизнедеятельности человека.

В первой части статьи Вы узнаете о том как получилось, что окситоцин, учавствующий в метаболических изменениях назначили ответственным за чувства мира и любви. Про эксперименты с вдыханием окситоцина. Про то, как моногамность стала основной моделью семьи и что это не результат биологической эволюции. Почему мы едим руками а не падаем лицом в миску. И где находится у человека мораль.

Заголовки сделаны мной для удобства понимания и структурирования текста.

Этика (1 часть) этика, мораль, нейропсихология, физиология, биохимия, Эволюция, длиннопост
Показать полностью 4
  •  
  • 72
  •  

Бонус. Разные виды привязанности в отношениях: песни.

в

Пост в Лигу психотерапии, где идёт весёлый онлайн тренинг 18 дурацких правил


В 15-й день тренинга мы начали разговор о чувстве "мы". В теоретическом пояснении прозвучала идея про 4 разных паттерна (узора) привязанности:

безопасную,

избегающую,

амбивалентно-сопротивляющуюся и

дезорганизованную.


Привязанность - это поведение в ситуации заботы и разлуки.


В этом бонусном посте я проиллюстрирую материал с помощью видеоклипов, знакомых почти каждому из нас.


Избегающая привязанность, мужчина:

Валерий Ободзинский, Восточная песня

https://youtu.be/UhRrQtecbj4

Показать полностью 7
  •  
  • 36
  •  

18 дурацких правил, как легко и просто стать другим человеком. День 16-й.

в
18 дурацких правил, как легко и просто стать другим человеком. День 16-й. психология, 18 дурацких правил, Лига психотерапии

КАК СДЕЛАТЬ СЕБЯ ДРУГИМ ЧЕЛОВЕКОМ, начало по тэгу 18 дурацких правил


Сегодня 26-е апреля и 16-й день нашего весёлого 18-дневного онлайн тренинга на Пикабу. С нами 456 участников, и каждый день мы делаем новое дурацкое задание, а потом общаемся в комментариях к посту.


Вчера мы делали трудное задание на осознание своего мира взаимоотношений, где свели воедино знания о сновидящем Я из 13-го дня, знание о социальном атоме из 14-го дня, новый критерий, соединяющий субъективное переживание и ситуацию, из 15-го дня, а также Бонус про разные виды привязанности в отношениях: песни, и Бонус про четыре паттерна привязанности и романтические отношения.


Всё, выдыхаем! Сегодня делаем наилегчайшее дурацкое задание за весь тренинг.


1) Возьмите лист и ручку бумаги.

2) Напишите слово "бить" вместо заголовка.

3) Напишите десять разных ассоциаций к этому слову. Всё, что приходит в голову.


Сделано?

Показать полностью 1
  •  
  • 30
  •  

Этика (2 часть)

в

Продолжение, начало здесь:

Во второй части Вы узнаете про то что сильнее - мораль или интеллектуальные навыки. Про эмпатию, как способность почувствовать другого, и что она строится не только на зеркальных нейронах. Почитаете про эксперимент с насильником и садистом, который способен к эмпатии и про тех, у кого эмпатия снижена.

Этика (2 часть) эмпатия, эксперимент, психофизиология, мораль, этика, психология, длиннопост

Celebrity Deathmatch

Если умный полезет на доброго, кто кого заборет?

Что круче,- интеллектуальные компетенции или высокие моральные качества? Что дает большие бонусы и преференции в жизни человека, что полезней для само-оценки, у чего в глазах социума значимость выше, какая когнитивно-поведенческая стратегия выгоднее? Если умный полезет на доброго, кто кого заборет?


О статусах группы - низкоранговая и высокоранговая. Индивидуализм и кооперация

Для субъективной самооценки человека очень важен статус группы, к которой он принадлежит. Когда имеются две конкурирующие группы с разными статусами, в случае прозрачности границ человек стремится перейти в высокоранговую. Если же границы непроницаемы, то члены низко-ранговой группы имеют тенденцию выискивать дополнительные объяснения своего превосходства, вне обычного рейтинга. Яркий пример первого случая,- из века в век повторяющийся сюжет «новых денег» и «старых денег», купцов и дворяне, нувориши и аристократы. Пример второй ситуации,- Российское государство, ставшее цивилизацией низкого ранга, предпринимает множество усилий для проговаривания и самоубеждения о превосходстве в иных сферах, не имеющих отношения к военно-экономическому статусу. Но это все справедливо для ситуаций, когда исходный групповой ранг неизменен и раз навсегда задан.

Что же происходит, когда возможно изменения рейтинга и группового, и индивидуального? Перед человеком встает выбор между двумя принципиальными стратегиями. Можно сделать выбор в пользу индивидуализма, и повышать персональный статус, покинув таким образом группу. Можно сделать выбор в пользу коллективизма, и действовать в рамках кооперативного поведения ради повышения общегруппового ранга. Расти самому или подниматься всем миром.


Оценка навыков и моральная оценка

Кроме того, можно выделить две большие группы поведенческих норм, необходимых для повышения социального статуса (как индивидуального, так и группового). Это оценка компетенции и моральная оценка. Хотя они и не противопоставляются одна другой, между тем это 2 конкурирующие группы поведенческих нормативов. Так, высокая компетентность может с этических позиций оцениваться положительно, отрицательно или нейтрально. То есть компетенции могут быть оценены в рамках моральных суждений, но сами по себе они внеэтичны. Это навыки, умения и способности, позволяющие достигать высокого социального ранга, будь то трудолюбие, талант, целеустремленность и ум, либо же эгоизм, цинизм, вероломство и злоупотребление доверием. И наоборот,- высокоморальный поступок с точки зрения личной эффективности и успешности может оцениваться как «умный», так и «глупый». Например, порядочность и верность данному слову – умный поступок, потому что повышает степень доверия и репутацию в глазах окружающих, чем приносит дополнительные социальные бонусы, а бескорыстность и самопожертвование – глупый, потому что снижает благосостояние и качество жизни. При этом в любом варианте такое поведение оценивается как высоко этичное.


А теперь эксперимент, кто победит, стремление придерживаться моральных принципов или стремление приобрести навыки?

Что же происходит, когда 2 эти парадигмы вступают в прямой конфликт?

На эту тему проводилась серия экспериментов.


Изучалось поведение людей в группах с низким статусом. В 2х вариантах эти группы образовались искусственно,- испытуемых собирали в 2 изолированные группы (они не общались, но знали о существовании друг друга) и предлагалось выполнить ряд заданий, якобы на уровень интеллекта, память, внимание и мыслительные способности. Затем им сообщали, что группа показало результат худший, чем у в конкурирующей группе, и ниже медианы за всю историю тестирования. 3й вариант был интереснее, т.к. группа была «естественно»-низкостатусная. Эксперимент проводился в Южной Италии, участвовало в общей сложности 3000 человек. Как известно, юг Италии значительно уступает северу в уровне доходов, экономическом развитии и качестве рабочей силы, что давно служит источником социального напряжения. Южане проходили серию тестов, при этом им сообщали, что одновременно с ними эти же задания выполняет такая же группа в одном из северных городов Италии. После чего группу фрустрировали,- им сообщали, что их результаты сильно уступают конкурентам в профессиональных навыках, мыслительных способностях, объеме памяти и концентрации внимания.


В принципе, ситуация понятная, я думаю, каждый с легкостью может представить себе аналогичный эксперимент среди жителей депрессивных регионов РФ, северокавказских республик либо переселенцев из Средней Азии.


Сам эксперимент, где долго и нудно объясняется про то что моральные нормы сильнее чем стремление к получению интеллектуальных знаний

Итак, получали группу с низким статусом. Затем группе предлагали пройти серию обучающих и развивающих мероприятий, которые должны были повысить их результативность. При этом каждому участнику предлагалось самому решить, - хочет он заниматься индивидуально либо же продолжит вместе с группой. За выход из группы начислялся бонус, но при этом решение становилось известно всем прочим участникам, - то есть был как поощряющий (рациональный), так и сдерживающий (моральный) фактор.


Всем участникам предлагали внести свой голос в «общественное мнение», оценить варианты решений «покинуть коллектив и делать задания индивидуально» либо «проходить тестирование всей группой, повышая общий рейтинг». Оценка давалась от 1 до 7 по шкале «глупое решение/умное решение» и «аморально/этично». На деле конечный результат голосования определяли экспериментаторы, 2,4 по одной шкале и 6,9 по другой. Таким образом, можно было установить групповую норму поведения как «ориентированную на компетентность», так и «ориентированную на этичность».


Выяснилось, что мнение группы имеет значительное влияние на принятые решения, вне зависимости от того, решает человек действовать самостоятельно либо кооперативно. Причем групповые нормативы, ориентированные на моральную оценку, оказывает существенно большее влияние , нежели нормы, ориентированные на оценку компетентности.


Человек быстрее принимает моральные решения, человек быстрее принимает решения в пользу группы. В ситуациях, когда человек действует против «мнения большинства» и выходит из группы, - это решение дается ему легче при нормах, ориентированных на компетентность, относительно общих моральных норм. То есть когда как мнение группы заявляется – «выполнять задание всем вместе это умное решение», или когда как мнение группы заявляется,- «выполнять задания всем вместе это этичное решение», человек в существенно большей степени склонен следовать за группой, когда это признается моральным, нежели когда это признается умным.


Таким образом, при прочих равных групповое поведение для человека важнее индивидуального, а этичность важнее компетентности. В статистическом большинстве случаев добро побеждает ум, причем с большим отрывом. Даже в западной культуре, где традиционно сильны соображения индивидуализма и рациональности.

Этика (2 часть) эмпатия, эксперимент, психофизиология, мораль, этика, психология, длиннопост

Темная сторона силы


Эмпатия - это не только зеркальные нейроны.

Эмпатия как способность понимать чувства окружающих и сопереживать их как свои,- один из ключевых эволюционных бонусов человека. Я не буду рассказывать про зеркальные нейроны, предполагается, что все читатели в курсе, хочу только сказать, что эта концепция (как оно часто бывает с гипотезами, пошедшими «в народ») очень сильно ангажирована и очень сильно перегрета.

[Мое] про зеркальные нейроны: — нейроны головного мозга, которые возбуждаются как при выполнении определённого действия, так и при наблюдении за выполнением этого действия другим животным. Такие нейроны были достоверно обнаружены у приматов, подтверждено их наличие у людей и некоторых птиц. Гипотетически механизм зеркальных нейронов создан эволюционно для ускоренной адаптации детёныша. https://ru.wikipedia.org/wiki/Зеркальные_нейроны


Последние пару лет звучат вполне обоснованные критические голоса. Зеркальные нейроны НЕ тождественны эмпатии. Зеркальные нейроны не тождественны ментализации. Происходящие процессы гораздо сложнее, и не сводятся к действию отдельных клеток, даже популяций клеток. Например, собаки. В задачах на ментализацию и социальную осведомленность, - то есть в ситуациях, когда требуется понимать и предсказывать намерения и действия других (в данном случае- хозяина),- в этих тестах они уделывают даже шимпанзе. Это при том, что у шипы самые сообразительные животные после нас, а у псовых вообще нет зеркальных нейронов.


Здесь объясняется работа эмпатии на примере

Но так или иначе, у людей в 3-4 года формируется «theory of mind», как общая концепция о том, что у других тоже есть психика. Из ToM напрямую следует способность к ментализации,- то есть понимание психических процессов. Из ментализации следует эмпатия,- важнейшая способность, на которой основана наша социальность и групповое поведение, благодаря которой мы способны испытывать устойчивые, длительно сохраняющиеся чувства в отношении окружающих, вступать в прочные эмоционально насыщенные взаимодействия.

Например. Мы видим ребенка, увлеченно играющего в опасной близости к проезжей части. Одновременно мы видим его мать, которая заболталась с подружкой и не смотрит на ребенка. Любой обычный человек не пройдет мимо, предпримет какие-либо действия, или, как минимум, обратит внимание матери на потенциально опасную ситуацию. То, что нам кажется само собой разумеющимся поступком, не требующим каких-то особых моральных качеств, на деле совсем не простое и не очевидное поведение. Оно требует понимания, что проезжая часть опасна, что дети невнимательны и безответственны, поэтому требуют присмотра и контроля; также мы оцениваем контекст ситуации, мы видим, что ребенок вне поля зрения матери, что она в этот момент увлечена беседой, поэтому ребенок выпал из фокуса внимания, и женщина не осведомлена о сложившейся ситуации. При этом нам это все не безразлично, а не безразлично нам, потому что мы легко может представить себя или близких в такой же ситуации. Нам не наплевать. Так работает эмпатия.

Этичность это не только эмпатия.

Но и с эмпатией не все просто. Легко прельстится мыслью, что эмпатия и есть этичность. Это не совсем так.

Есть несколько очень недавних работ. Один молодой человек, который находился на принудительном лечении в психиатрических клиниках по поводу неконтролируемой агрессии, неоднократно задерживался полицией по поводу грабежей, драк, насилия. Ему был поставлен диагноз, который нам сейчас не очень важен, потому что с точки зрения обывателя это никакой не психбольной, а гнусная, жестокая, садистичная и аморальная мразь.


Эксперимент с мягко говоря аморальным человеком.

Этому человеку демонстрировались видеоролики со сценами насильственных или травматичных повреждений, как из художественных фильмов, так и документальные съемки с места катастроф. У пациента выявилась явная активация в отделах мозга, которые традиционно связывают с эмпатическим реагированием. В другом опыте группе людей демонстрировали серию коротких роликов,- кисть руки , неподвижно лежащая на столе; та же самая кисть, на которую давят ватной палочкой; рука, в которую втыкают иголку; как контроль- яблоко, в которое втыкают иголку. Что предсказуемо, наибольшее возбуждение вызывала сцена с иглой в руке. У разных людей активация была выражена в разной степени, по причине индивидуальных различий в способности к эмпатическому реагированию. После чего участники проходили ряд нейропсихологических тестов на выявление социальной осведомленности, этической компетентности, способности к сопереживанию, представления о приемлимом или неприемлимом насилии. Грубо говоря, измеряли моральность людей. И выяснилось, что люди, демонстрировавшие наибольшую активность отделов мозга на томограмме, оказались на двух противоположных полюсах при тестировании. То есть наибольшая активация «эмпатического мозга» была у самых этичных и высокоморальных и у самых аморальных и бессердечных.


Если вдуматься, то это очень логичная находка, но также и очень неожиданная. Это прямо противоречит традиционном психиатрическим взглядам на природу асоциальных патологий. Всегда считалось, и сейчас считается, и сам я был полностью в этом уверен, что все нарушения, которые можно условно отнести к «патологии морального чувства»,- социопатии, садистические перверсии, неспособность контролировать агрессивное поведение и тому подобное,- обязательно сопровождается патологическим снижением способности к эмпатии и сопереживанию. Это аксиома.


Но оказывается нет. Все они прекрасно понимают. Просто им это нравится.


И видимо, конечная наша эмпатия,- это двухкомпонентный процесс. Отдельно базой идет эмпатическое реагирование как способность понимать и переживать состояние других, а сверху уже прикручены морально-этические схемы и суждения.


Действительно, ни одно животное не способно радоваться несчастьям других (равно как и печалиться). Кошка может играть с обреченной мышью, хорек может увлечься и передавить больше кур, чем способен съесть, но они это не делают потому, что им нравится причинять боль и страдания. И уж тем более, никто кроме человека не способен проделывать это с особью одного с ними вида.


Святые подвижники и пыточных дел мастера,- это все чисто человеческое. И у тех и у других все очень замечательно с эмпатией. Это две стороны одной монеты. У них с моралью все по-разному.


А настоящее, первичное снижение эмпатии,- это скорее при патологиях ментализации, то есть при расстройствах шизоидного спектра. Аутисты, шизофреники, шизоидные расстройства личности. Этим людям очень не свойственно антисоциальное поведение. Асоциальное да, анти-социальное нет. Даже если брать относительно функциональных и адаптированных,- аспергеров и краевых шизоидов,- низкая эмпатия, низкий эмоциональный интеллект, алекситимия, аспонтанность- среди них обычны люди черствые, бесчувственные, холодные, избыточно рациональные. Среди них не бывает садистов. Чтобы получать удовольствие от чужого горя, нужно понимать чужое горе.


БМ Ругался на картинку

Продолжение следует, статья врача - психотерапевта Бесчастнова Павла Сергеевича http://stelazin.livejournal.com

Показать полностью 1
  •  
  • 45
  •  

Осознанность для счастья

в

Термин модный, и, как все модное, привлекает к себе не только тех, кто хорошо понимает, что это такое, но и тех, кто не очень, и даже тех, кому легче самому придумать, что это, чем выяснять.


Путь этого термина, как часто бывает, проходит через США, где некоторое время назад бушевала мода на все таинственное, восточное и духовное, еще почище, чем у нас. Поэтому, кстати, многие последователи, например, риодораку, так и не знают, что называется оно рёдораку, а то, как они это произносят — дань английскому языку, в котором написать «рё» не получается. Джиу-джитсу так вообще должно произноситься "дзюдзюцу", а судьба тонких вибраций еще более забавна.


Осознанности в этом смысле повезло. Американцы не захотели ломать язык длинными незнакомыми словами, и, как и медитация, осознанность приобрела перевод, mindfulness, не отягощенный русскоязычным созвучием.


Сама концепция, как и многие другие в этой области, происходит из Индии. Причина импорта концепций и терминов в том, что европейские языки прискорбно бедны во всем, что касается чувств, переживаний, духа и разума. Как-то не до того было европейской философии. И, например, для запахов, по крайней мере в русском, слов вообще нет. Приходится пользоваться словами для вкуса или названиями предметов. Иным образом описать другому человеку запах так, чтобы он понял, нереально. Можете попробовать. С чувствами ситуация несколько лучше, но лишь несколько. И, в отличие от запахов, чувство нельзя предъявить другому человеку и договориться о том, как его называть. Можно, конечно, дать по морде, а потом объяснить, что вот это — больно и обидно. Но не для всего годится.


Интерес же к Индии появился из-за того, что, как ни странно, достижения европейского самосознания ХХ века в некоторых аспектах совпали с аналогичными достижениями Индии века так примерно VI-XII. Эти достижения основаны на понимании людей, что природа предназначила их для выживания и размножения, общество предназначило их для работы и участия в рынке, а религии хотят их предназначить для служения богу и церкви (формально — для спасения души). А если человек сам задумается о собственном предназначении, то эти ответы его не устроят.


Разумный европеец, покопавшись в этом вопросе, может дать себе на него примерно такой ответ: он не хочет быть ни борцом за выживание (себя ли, вида ли — неважно), ни отдать свою жизнь на благо рынка и экономики, ни спасать непонятно от чего свое непонятно что путем пожертвований. А хочет он жить счастливо.


И возникает тут проблема. Человек устроен так, чтобы чувства гнали его все-таки к выживанию, размножению, сохранению популяции и вида. Ни чувства, ни инстинкты, на которых эти чувства базируются, не создавались кем-то персонально. Просто если чувство (эмоция, рефлекс) оказывалось полезным, то у его обладателя было больше шансов на жизнеспособное потомство, и ген, его обусловливающий, оставался в популяции. А если нет — то нет. И никто не заботился о том, чтобы носителю этого чувства было от этого хорошо. Выжил, потомство дал — отлично. А если он при жизни мучился — так это несущественно.


Поэтому понятие о счастье — понятие достаточно новое, синтетическое и даже, я бы сказал, хакерское. Те, кто стремится к счастью, пытаются использовать побочное свойство регуляторов поведения — удовольствие — как основу, самоцель и результат. Аристипп и Эпикур были первыми "хакерами", кто запомнился истории как разработчики концепции сознательного стремления к счастью и удовольствию.


Аналогичную побочную цель преследует и буддизм и, частично, индуизм. Хорошее перевоплощение в индуистском смысле не вполне отличается от закона воздаяния в христианстве, но все же ведет к буддистскому стремлению к нирване. Не будем сейчас обсуждать, что это такое. Я об этом специально написал статью "Карма для психолога".


И стремление к счастью, и стремление к нирване, и гедонизм с эпикурейством общи в том, что отвергают автоматическое следование природному предназначению человека (не специально) и пытаются сделать побочную выгоду от жизни основной. На вопросе цели они, в общем, расходятся, но зато на пути от автоматизма их инструменты имеют много общего.


В отличие от Европы, индийские философы в достаточной степени уделяли внимание практикам и упражнениям, и поэтому опередили европейцев в проработке вопроса вообще. Там, где Шопенгауэр или Юм пишут «никакой человек не в состоянии ...», индусы дают инструкции, как это делается, и обозначают конкретным словом. А то и не одним.


В частности, осознанность — понятие, которое одинаково хорошо подходит обоим целям, и потому удобно легло в современную моду духовного развития (сейчас неважно, что именно и кем под последним понимается).


Если не фиксироваться на расхожих обывательских представлениях об осознанности, то она — внутренняя активность, направленная на захват контроля над психическими функциями, без которого от природных автоматизмов избавиться не получится.


Даже умозрительно понятно, что такая активность должна состоять из трех программ:


1. Получение информации о происходящем. Сати или майндфулнесс. Концентрация, сосредоточение на сиюминутных восприятии, переживании, чувстве, эмоции и их сочетаниях, присутствие "здесь и сейчас".


2. Постановка целей и соотнесение с ними своих действий, как внешних, так и внутренних. Сампаджанна или ассертивность.


3. Блокирование автоматизмов, замеченных в 1 и конфликтующих с 2. Аппамада или самоконтроль (ну, допустим).


Грубо говоря, идет некий осознанный человек в магазин. И тут от стены слышится пьяное: «Тыказел!» Инстинкт требует бросить все и вступить в схватку за положение на иерархической лестнице (то бишь статус, честь и достоинство), потому что обществу удобно иметь простроенную иерархию. Сати это осознает, сампаджанна определяет, что эта схватка не поможет человеку дойти до магазина, а аппамада решает, что эта интенция (набить гаду морду) должна быть подавлена и игнорирована.


К сожалению, это не вопрос инструкций, а результат выработки соответствующего навыка.


Чем более осознан человек, тем на более низком уровне происходит обработка инстинктивных импульсов, и тем на более ранней стадии гасятся автоматизмы. В идеале механизмы, вызывающие эти автоматические реагирования, тормозятся настолько, что полностью атрофируются за неиспользованием.


Это по индийской концепции. В таком осознанном состоянии человек способен последовательно и целенаправленно работать над собой, чтобы приблизить нирвану.


По гедонистической концепции все получается несколько сложнее.


Эмоции, как вы понимаете, построены на потребностях, а потребности — на инстинктах. Если мы блокируем потребности, а то и сами инстинкты, то лишаемся и спектра эмоций, на них основанных. То есть, если мы напрочь убиваем в себе инстинкт соревновательности за иерархию, то одновременно лишаемся не только обиды на того, кто нас унижает, но и удовольствия от тыканья его носом во что-нибудь грязное, то есть от ответного унижения мерзавца. И даже от чувства законной гордости за что-нибудь невинное и никого не обижающее.


Поэтому, если мы не планируем превратиться в апатичного архата, а хотим жить ярко и счастливо, то нам придется вместо огульной блокировки всего природного куда более сложным образом тщательно выбирать, какие проявления каких инстинктов мы хотим использовать, и тренироваться именно в этом направлении.


О том, что такое счастье, я напишу когда-нибудь более подробно (а вот уже и написал: "Алгоритм счастья"), а кратко так: счастье — это ротация удовлетворения актуальных потребностей. И для того, чтобы быть счастливым, нам придется выявить свои актуальные потребности, какие-то из них придавить, а какие-то развить. А потом разработать формы и схемы их удовлетворения и спланировать порядок, в котором они будут удовлетворяться. Это долгая, тонкая работа.


И, как вы понимаете, без осознанности ее никак не выполнить. Пока потребности будут работать стихийно, как их вам природа выделила, вы будете чувствовать и делать не то, что вам надо, и не то, что вам приятно, а то, на что вы запрограммированы.


Неосознанный человек — в большой степени робот, у которого на лбу кнопки, как в лифте. На одной написано: «расстроить», на другой «обрадовать», на третьей «возбудить», на четвертой «удивить», и так далее.


Пока вы формулируете свои реакции как «он меня бесит» или «мне от этого страшно», размещая причину и ответственность вовне, счастья вам не достичь. Реальность будет нажимать на ваши кнопки. На них будут нажимать те, кто умеет это делать, в соответствии не с вашими целями и пожеланиями, а с совершенно другими, а то и вовсе без них. И ваши планы и надежды в этом случае ничего не стоят.


Сложность еще и в том, что, как я сказал, на пути к счастью нельзя сворачивать на «индийскую тропинку»: попадете не туда. Нельзя отказываться от реакции вообще! Напротив, требуется иметь спектр альтернативных реакций. Это рождает другую сложность: механизм выбора альтернативных реакций также должен быть отработан до автоматизма, иначе он просто не успеет проконкурировать с естественным.


А тут мы уже подходим к практикам и методикам. Это отдельный и очень долгий разговор, настолько непростой, что я не уверен, что соберусь с духом вообще когда-то его начать в виде текста.


Но, как мне кажется, понятие осознанности мне прояснить удалось. С чем поздравляю и себя, и вас.

Осознанность для счастья психология, осознанность, ассертивность, длиннопост
Показать полностью 1
  •  
  • 18
  •  

Бонус. Четыре паттерна привязанности и романтические отношения.

в

Пост в Лигу психотерапии, где идёт весёлый онлайн тренинг 18 дурацких правил.


Привязанность - это поведение в ситуации заботы и разлуки. Ключевое слово здесь поведение.


В задании на социальный атом мы выбирали критерий, по которому ранжировать знакомых нам людей. Критерий это мысль, в 14-й день тренинга мы обдумывали отношения в уме, по предложенному Я.Л. Морено алгоритму. Заодно мы потренировали собственную мыслительную гибкость, попробовали предложить свои критерии и почитали, какие критерии пришли в голову другим участникам. Наиболее популярными были критерии про субъективные переживания и ситуативные критерии (ремонт, поездка, резюме).


К первой группе относились:

- с кем хочется сближаться, а с кем - держать дистанцию,

- какая перспектива развития отношений и близки ли эти люди мне душевно,

- близость отношений, частота общения,

- частота общения и степень эмоциональной близости,

- с кем можно закопать труп со следами насильственной смерти, преданность человека, вера в то, что он не сломается,

- кому доверили бы управлять вашим аккаунтом на Пикабу после смерти,

- интуитивное, кто переживается "ближе", кто "дальше",

- доверие, выбирал людей исходя из того, насколько я им доверяю и насколько они смогут понять то, что им доверено,

- ранжировала по эмоциональной близости,

- страх потерять связь с этими людьми, и чем более значимым человек для меня - тем ближе он к центру,

- люди, с которыми хочется состариться. Люди, связь с которыми страшно потерять,

- желание общаться и встречаться с человеком,

- отношение к людям,

- частота разговоров и общения,

- с кем бы я поехала туда, куда хочу?

- кому бы вы могли доверить уход за домом и животными, если бы пришлось срочно уехать в другой город/страну?

- с кем удалось больше всего создать.


Ко второй группе относились:

- с кем вместе проходить тренинг на Пикабу,

- кого взять с собой на необитаемый остров,

- кто предоставит место для ночёвки в экстремальной ситуации,

- кого бы позвали на свои похороны,

- кого бы позвали на крёстный ход,

- с кем готов отправиться за границу,

- с кем бы я поехала в дикую неведомую страну,

- социальный атом по синергии.


В задании на качество привязанностей мы познакомились с новым критерием, по которому ранжировать знакомых. Это критерий "что послужило толчком к тому, чтобы захотеть быть "мы", синтетический для субъективного переживания и ситуации.

Движущие силы, соединяющие в «мы», – веселье, испуг, страх смерти, разочарование, – обычно не осознаются самим человеком. В 15-й день тренинга мы делали самое трудное задание - потому что надо было осознать то, что обычно происходит безотчётно. Вы с этим прекрасно справились.


После того, как мы познакомились с новым критерием, в какой ситуации люди сильнее прочувствуют желание быть "мы":

- в ситуации предвкушения праздника,

- в ситуации нападения на них,

- в ситуации встречи со смертью,

- в ситуации утраты иллюзий,


пришло время увязать воедино то, что мы узнали в 13-й день тренинга, когда обсуждали задание на сновидящее Я, и новый материал про социальный атом из  14-го и качество привязанностей из 15-го. Обещаю вам, что завтра задание будет наилегчайшим :)


Предложила идею ваша покорная слуга, про неё есть академические публикации, но расскажу я её простыми словами так, что каждый из вас сможет примерить на себя и своих знакомых, в какой сфере какие паттерны привязанности он проживает.


Поехали!


Результирующая наших эмоций, мыслей (и критериев) и ситуации, в которой мы оказались, доступна внешнему наблюдению в поведении, и выражается как поступок. Вот поступки я и взяла за точку отсчёта, воспользовавшись идеей про бодрствующее Я и сновидящее Я, автор которой Арнольд Минделл.

Бонус. Четыре паттерна привязанности и романтические отношения. психология, 18 дурацких правил, Лига психотерапии, длиннопост

Немецкие учёные в 1990-е годы провели исследования на выборке нормы и выборке госпитализированных в психиатрические стационары и наблюдающихся в психиатрических диспансерах, - желали знать, какова структура социума, сколько какой привязанности в ней есть. Получили данные, что в норме безопасная только у половины. А другая половина - три других варианта привязанностей. Упс, это называется. Если бы небезопасная привязанность была болезнью, она подчинялась бы законам эпидемиологии болезней и была 2% в явном и 5% в латентном виде. Но не цифры в 15-20% для каждого из видов небезопасной (избегающей, амбивалентно-сопротивляющейся, дезорганизованной).


Западная литература, таким образом, констатировала теоретический тупик, и только. Она не помогает с объяснениями, почему одни люди привязываются так, а другие - привязываются иначе. Пришлось формулировать свою рабочую гипотезу.


Допустим, что люди по-разному переживают "мы" с другими людьми. Кто-то делает это в пространстве бодрствующего Я (в мире слов, поступков, наблюдаемого поведения), кто-то в пространстве сновидящего Я (в мире мечтаний, грёз, снов, в потайном смысловом плане),


Тогда в пространстве "мы"

- надёжный человек (он же безопасно привязанный) будет проживать в бодрствующем Я и будет сотрудничать, получать удовольствие от "да",


его забота будет выражаться в действиях во внешнем мире (спросил, что купить по дороге, поинтересовался, как прошёл день, принёс плед укрыл),


его поведение в разлуке будет выражаться в "эмоционально дозаправке", поддерживающей "мы", он будет просить прислать фотографию, присылать подарки, позвонить, прислать письмо, или будет ходить по тем улицам, где ходили вместе, чтобы оживить чувство "мы" и подзаправить эмоционально самого себя, если партнёр вдруг по каким-то обстоятельствам не откликается на просьбы,


- вечный спорщик (он же амбивалентно-сопротивляющийся) будет проживать в бодрствующем Я и будет соперничать, спорить, дискутировать, и получать удовольствие от возражений и от "нет",

его забота будет проявляться в конструктивной критике предложений партнёра, из желания улучшить и поправить то, что он предложил,


его поведение в разлуке будет выражаться в "эмоциональной дозаправке", поддерживающей "мы", он будет писать письма, где станет спорить о каком-то общем прошлом, будет не соглашаться с решением, принятым обоими в какой-то момент прошлого, станет упрекать и критиковать действия, которые совершили оба в отношениях в прошлом, - тем самым он оживляет чувство "мы" и эмоционально подзаправляет себя в разлуке.


(добавлю от себя, - или будет приходить на Пикабу, чтобы быть "мы" с человеком, которого он хочет разозлить своими приставаниями - троллинговыми комментариями. Он будет как бы липнуть для того, чтобы собеседник его оттолкнул-забанил, в этом его двойственность-амбивалентность, и в этом его сопротивление конструктивным, созидательным отношениям)


- замкнутый (он же избегающий тип привязанности) будет проживать в сновидящем Я, в глубине души, и будет получать удовольствие от своего знания о том, что "мы" есть, - иногда неделями или месяцами никак не проявляя во внешнем мире словами и действиями то, что он переживает это "мы",


его забота будет выражаться, на взгляд внешнего наблюдателя, никак, он замкнут в себе, реальные действия (звонок, письмо, подарок) могут быть в ситуации утраты кого-то из круга общения, тогда чувствует потребность обратиться к тому, с кем "мы", в реальном мире, перед лицом неизбежности смерти. Он выглядит самодостаточным и умеющим утешать сам себя, для него "мы" это не поиск утешения и эмоциональной дозаправки у партнёра, и он не стремится снова и снова ежедневно подтверждать "мы", а более экзистенциальное переживание,


его поведение в разлуке будет, на взгляд внешнего наблюдателя, тем же самым, - но ему будет сниться человек, с кем расстался, и сновидящее Я будет показывать ему "мы вместе", тем самым эмоционально подзаправляя в разлуке и оживляя чувство "мы",


- перекати-поле (он же дезорганизованный тип привязанности) будет проживать в сновидящем Я, в глубине души, и будет получать удовольствие от своего знания о том, что "мы" есть, - иногда месяцами или годами не проявляя во внешнем мире словами и действиями то, что он переживает это "мы",


его забота будет выражаться, на взгляд внешнего наблюдателя, никак, он смещает свою потребность заботиться о ком-то на предмет (лелеет машину, даёт ей ласковые имена, или души не чает в кошке или собаке, при том что выглядит абсолютно равнодушным к людям в своей семье или к друзьям), реальные действия (звонок, письмо, подарок) могут быть в ситуации утраты кого-то из круга общения, тогда чувствует потребность обратиться к тому, с кем "мы", в реальном мире, перед лицом неизбежности смерти.


Он выглядит сверхвовлечённым в отношения с объектом, а не с людьми, для него "мы" с объектом это способ самоутешения, а "мы" с людьми он хранит на донышке сердца, притом помнит даты, - может поздравить с какой-то важной, в его понимании, датой, спустя годы. Как будто его ось времени не сплошная прямая линия (как у надёжных, которые договорились и ведут одну линию вместе) и не зигзаг (как у амбивалентно-сопротивляющихся, которые вечно спорят, вправо или влево теперь линию времени вести) или пунктир (как у избегающих, где всё же прослеживается линия "мы", которое длится, несмотря на перерывы молчания во внешнем мире, понимаемого как равнодушие), а несколько точек (каждое из которых - значимое в его внутреннем мире, поворотное в отношениях событие). Он дезорганизованный на взгляд внешнего наблюдателя, у которого точки встреч не складываются в одну ясную линию "мы".


Реальные действия (звонок, письмо, подарок) могут быть в ситуации утраты кого-то из круга общения, тогда чувствует потребность обратиться к тому, с кем "мы", в реальном мире, перед лицом неизбежности смерти,


его поведение в разлуке будет, на взгляд внешнего наблюдателя, тем же самым, - но ему будет сниться человек, с кем расстался, и сновидящее Я будет показывать ему "мы вместе", тем самым эмоционально подзаправляя в разлуке и оживляя чувство "мы".


На уровне житейских же понятий легко укладывается в голове, как на работе, например, человек может быть учёным, который вечно оппонирует и всё подвергает сомнению (вечный спорщик в профессии) и надёжный муж в супружеских отношениях (отношения с другими), притом редко задумывается о том, как он относится сам к себе (избегает думать об этом). Или вечный спорщик в супружестве и легко меняет два десятка занятий и работ (перекати-поле в профессиональной жизни). Или избегающий в супружестве и надёжный по отношению к выбранной работе и предприятию.


Говоря о романтических отношениях и привязанности в этой сфере, всё ещё проще. Вы наверняка встретили в комментариях все возможны варианты :)


Для пары надёжных очевидно, что сначала люди знакомятся, потом они встречаются, потом они оглашают свои намерения пожениться, потом они готовятся к свадьбе и потом женятся.


Для пары вечных спорщиков вышесказанное - дискуссионная тема. А что тебе даст штамп? А кто сказал, что свадьба обязательно должна быть? и так далее.


Для пары замкнутых достаточно короткого разговора, где сразу и по сути всё решается, остальное избыточно.


Для пары перекати-поле сначала пожениться, потом огласить родителям свои намерения, или сначала всё подготовить к свадьбе, а потом искать жену, что делать сначала, что потом, не имеет значения, коль скоро принято решение по сути - жениться.


Осталось озвучить самую малость, любви все возрасты и привязанности покорны.


Отношения в любовной паре, где


надёжный - вечный спорщик

надёжный - замкнутый

надёжный - перекати-поле

вечный спорщик - замкнутый

вечный спорщик - перекати-поле

замкнутый - перекати-поле


характеризуются тем, что партнёры не попадают в ожидания друг друга, и на этом несовпадении ожиданий, как на богатой ниве, трудятся не покладая рук психологи и пожинают гонорары психотерапевты всех направлений...

Показать полностью 1
  •  
  • 24
  •  

18 дурацких заданий, как легко и просто стать другим человеком. День 15-й.

в
18 дурацких заданий, как легко и просто стать другим человеком. День 15-й. психология, 18 дурацких правил, Лига психотерапии, длиннопост

КАК СДЕЛАТЬ СЕБЯ ДРУГИМ ЧЕЛОВЕКОМ, начало по тэгу 18 дурацких правил


Сегодня 25-е апреля и 15-й день нашего весёлого онлайн тренинга на Пикабу. С нами 453 участника, и каждый день мы делаем новое дурацкое задание, а потом общаемся в комментариях к посту.


Вчера мы делали большое, объёмное и долгое задание, вспоминая всех своих знакомых из телефонного списка контактов или из тех, с кем поддерживаем отношения с помощью соцсетей.


Сегодня мы идём дальше и исследуем качество своих привязанностей.


Необходимое теоретическое предисловие


Нашими выборами управляют симпатии и антипатии. Одни люди приятны, вызывают любопытство, желание сблизиться и подружиться, другие неприятны, вызывают отвращение, желание отдалиться и никогда не иметь ничего общего. Дело здесь не в бессознательных влечениях и не в видах интеллекта. «Противный» человек противопоставляет себя людям на более фундаментальном уровне просоциальности или антисоциальности.


При встрече с антисоциальностью у психологически здорового человека срабатывает иммунитет – так называется способность организма избавляться от чужеродных объектов. Биологически люди являются существами, которые живут в группах. Выживаемость группы увеличивает шансы на выживание каждого. Просоциальное поведение имеет свои нейрофизиологические корреляты, оно заложено у нас в мозгу и проявляется в сознании как нравственные установки.


Концепция разных паттернов привязанности: безопасной, избегающей, амбивалентно-сопротивляющейся, дезорганизованной, описывает поведение людей в ситуации заботы и разлуки. Каждый человек может проживать все четыре типа привязанности, природа-мать не разбрасывается адаптивными возможностями, любой из вариантов где-то да пригодится.


Считать безопасную привязанность единственно возможной для психического развития ребёнка – идея 1940-х годов, впервые высказанная Джоном Боулби. В двадцать первом веке эта точка зрения была пересмотрена. Лонгитюдные (в длиннике) наблюдения за сотнями семей, проведённые англоязычными учёными в разных университетах, убедительно показали, что безопасно привязанных людей в популяциях разных стран в лучшем случае половина. Половина наблюдений – это не болезнь, а вариант нормы. Ребёнку для психологического здоровья нужна в первую очередь возможность выбора, с кем из подходящих взрослых сложить отношения привязанности. Сама по себе безопасная привязанность не панацея.


Эволюционно было бы расточительством давать человеку возможность переживать чувство аффилиации (бытия «мы» с другими) одним-единственным способом. Природа обычно дублирует системы для надёжности.


Чувство «мы» у разных людей актуализируется в разных ситуациях. Движущие силы, соединяющие в «мы», – веселье, испуг, страх смерти, разочарование, – обычно не осознаются самим человеком.


Одним люди сильнее прочувствуют "мы" в ситуации предвкушения праздника.


Другие люди сильнее прочувствуют "мы" в ситуации нападения на них.


Третьи люди сильнее прочувствуют "мы" в ситуации встречи со смертью.


Четвёртые люди сильнее прочувствуют "мы" в ситуации утраты иллюзий.


Примеры из жизни в посте "Веселье, испуг, страх смерти или разочарование?"


Дурацкое задание сегодня ещё труднее вчерашнего.


1. Достаньте вчерашние записи, где вы изображали социальный атом по Я.Л. Морено.


2. Посмотрите на людей, которых отнесли к двум ближайшим орбитам в своём окружении - это ваши близкие люди.


4. Проанализируйте качество вашего "мы" с одним из этих людей. В какой ситуации (предвкушение праздника, нападения на, встречи со смертью, утраты иллюзий) "мы" с ним моментально актуализировалось /актуализируется и переживалось /переживается сильнее?


5. Проанализируйте качество вашего "мы" с каждым из ваших близких. Какие ситуации (предвкушение праздника, нападение на, встрача со смертью, утрата иллюзий) встречаются чаще, что вы замечаете?

18 дурацких заданий, как легко и просто стать другим человеком. День 15-й. психология, 18 дурацких правил, Лига психотерапии, длиннопост
Показать полностью 1
  •  
  • 24
  •  

Этика (часть 3)

в

Окончание (здесь 1-я часть, а тут 2-я)

Здесь можно подумать над моральными дилеммами и поотслеживать свои мысли и чувства. А также узнать, что будет, если клонировать кроманьонца. А потом почитать про то как развиваются с возрастом наши этические нормы, узнать признание автора в том какие нормы ему легче нарушить и про то зачем нам нужна этика.

Этика (часть 3) психофизиология, этика, мораль, психология, дилемма, моральная дилемма, длиннопост
Показать полностью 2
  •  
  • 17
  •