Нарочно не придумаешь. Продолжение

Доброго времени суток. После прошлого поста, решил прочитать, что есть о работе проводников на ресурсе и теоретически не писать про то, что уже было описано. Отложив баян в сторону, ознакомился с публикациями, и взял баян обратно, так как многие размышления пересекаются, а вот истории нет. В большинстве случаев прочитанных статей, говорилось о том, что профессия проводника - это не профессия, а сказка, что ли. Предлагаю взглянуть на эту профессию с другой стороны и в следующем посте буду описывать свои ощущения от другой работы, как бы сравнивая. Пост разделен на две части, простым текстом идут размышления, курсивом - лирические отступления.

Итак, что же это за зверь такой, проводник? Если смотреть поверхностно, то становится видно, что работа связанна с людьми. Когда едешь в поездку, то становишься воспитателем в ясельной группе, где одних людей мама еще не научила общению с социумом, другие обижаются по мелочам и на ровном месте, третьи постоянно жалуются, дерутся, воруют, выясняют кто главный, кто вожак, а кто альфа-самец... Моделей поведения людей в поездах масса: от застенчивых тинейджеров, до вахтавиков и дембелей. Психология пассажиров заслуживает отдельного поста, но есть типы людей присутствующих в каждой поездке. Если присмотреться внимательнее, то становится очевидно, что проводник самая не защищенная ступень в этой цепочки. Для того, что бы лишится работы достаточно, что бы неадекватный товарищ написал жалобу на проводника и всего лишь. Про постоянные поборы со стороны начальства уже было описано. Я соглашусь с написанным. Куда шли деньги - загадка, но по 100 - 200 рублей будьте любезны отдать в пользу начальника поезда, на общак. Если за один сезон я встретил такое понятие, как жалоба на проводника, то это не такая уж редкая вещь. Чего стоит тот факт, что позже, начальник поезда, вместе с проводником попавшим в немилость ездили домой к мадам, которая оставила не лестный отзыв о работе и уговаривали ее забрать свою жалобу. На тот момент обошлось.


О том, как я попал работать проводником. Попасть на обучение получилось только на 3 курсе. Выучив и успешно сдав экзамены по профессии, готовился к работе. Учился платно и рассчитывал покрыть от работы хотя бы один семестр. По уже сложившейся практики сессии закрывал досрочно...в этот раз получилась закрыться за месяц до сессии + сама сессия. Ни в чем не сдерживая себя, оформил все документы, сдал необходимые экзамены и отправился в первую поездку, ощущения от которой я уже описал ранее. Перед работай нас предупредили если будут косяки в работе, то с нами разорвут договор и заставят платить за обучение. Необходимо было накатать, по моему, 650 часов. С первых дней в вагоне стал впитывать суровые законы работы. Перед поездкой выдавались почтовые и кондитерские изделия, алкогольная продукция (пиво). Если что то не реализовал, забираешь себе с полным возмещением. Возвратить можно было только пиво. Первые три поездки прошли с минусом в общаге полнились запасы быстрорастворимого кофе и прочей чайной продукцией. Для справедливости ради нужно отметить, что коммерческой жилки у меня нет. Стал задумываться что-бы хоть в 0 выходить. С начала вариантов было не много. Посылки и зайцы под запретом, хотя бы до тех пор пока норму не откатаю. Начальные условия были такими: проводнику положено бесплатно два комплекта белья, цена каждого на тот момент составляла 60 руб., нужно было научится правильно списать свое постельное, что бы деньги забрать. 120 руб за поездку - это не о чем. Минус достигал до 300 руб. за поездку, остальные способы приходили с опытом. Спали обычно на белье пассажиров которые первыми покидали вагон.


Помню своего первого "зайца", как забыть? Не в самом хорошем расположении духа я вышел встречать очередную станцию со стоянкой в 2 мин. Голову занимал один вопрос: где взять денег на покрытие издержек от поездок? Станция была пуста, как вдруг, откуда ни возьмись появляется он - мужик средних лет, подходит и попросит доехать до Казани (12 часов пути). В голове, в очередной раз, встал немой вопрос: тварь ли я дрожащая...? Я грустно посмотрел на мужика и хотел сказать нет, как вдруг спросил: сколько? Вид у меня был предприимчивый, как будто я всю сознательную жизнь этим занимался. Какую бы сумму он не назвал я все равно не знал, много это или мало ибо в расценках совершенно не разбирался. Но спросить я был обязан. - "400" - ответил мужик. Посмотрев по сторонам, я сказал заходиь ему. И ТУТ!!! Мужик поворачивается и орет в пустоту, кому-то, и откуда не возьмись появляется женщина средних лет с ребенком лет 12-ти. Все дружно грузятся, поезд поехал. Я в полном ауте, вагон загружен до нЕльзя. Снова нужно принимать решение.. снова самому. Захотелось закрыть глаза, представить песок, море... на худой конец испарится из вагона... для этого я на секунду закрыл глаза, а когда открыл их передо мной все еще стояла семья из трех человек, я был в вагоне, ситуация оставалась неразрешенной. С видом, как будто у меня все под контролем, я говорю мужику: - "Постойте-ка в тамбуре, я посмотрю где есть свободные места"... заведомо ложная информация, так как я прекрасно знал, что мест нет, но мне просто необходимо было несколько секунд на раздумье. Я отправился в вагон, они остались в тамбуре. Дойдя до конца вагона чуда так и не случилось - мест больше не стало. И ТУТ!!! Я было собрался возвращаться обратно, как вижу что с ними, в тамбуре, о чем то мило беседует начальник поезда. В голове промелькнула мысль *3, 6 купе*, ведь только от туда можно было быстро покинуть вагон через аварийный выход. Заметив на лице начальника поезда милую улыбку я решил все же подойти и узнать что там происходит. Когда я дошел, начальник уже ушла по своим делам, а зайцев разместил на 53 место, где обычно хранятся запасы белья. Когда настал долгожданный час расплаты, я ожидал свои 400 рублей. И ТУТ!!!, он достает 1 200 руб. В голове возник, и быстро потух, электрический импульс моментально освеживший познания математики начальных классов, так как более глубоких знаний в голове просто не было. Дальше все пошло гладко, когда к Казани подъезжали "заяц" предложил увековечить мое имя добрым словом с записью в журнале жалоб и предложений. Я любезно отказался, мол зайцам не положено.

Может кто и скажет, что каких то три зайца, подумаешь..но во-первых это был первый мой случай, во-вторых поезд фирменный, все строго. Напарники с других направлений рассказывали как целые вагоны зайцев возили..каждому свое. 


Работал постоянно в одном вагоне - плацкарт, сарай на колесах. Лето, кондера нет, смотря на измотанных жарой людей, невольно думал, что этот ад для них, за грехи их, ночью стоны спадали, но на следующий день все повторялось снова ругань, скандалы, интриги.


Через 1,5 месяца стали приходить студенты ко мне стали ставить новичков, хотя я сам многого не понимал. Я отработал около 5 поездок с кадровыми проводниками, а это многого стоит. На меня смотрели как на учителя, приходили советоваться. Советы, которые я им давал были разными и не всегда разумными:


Эпизодически появлялись молодые пары "воркующих голубков", которым требовалось отдельное гнездышко. Спрос рождал предложения и мы сдавали свое полукупе, а когда работал в купейном вагоне, то и подавно все купе. Оплата шла почасовая. Счет оргазмов шел на десятки, я чувствовал себя чем-то значимым в поддержании демографической ситуации в стране на должном уровне. Так вот как-то при работе в купейном вагоне ко мне пришел напарник и рассказал что в очередной раз хотят снять купе....но два мужика. Почему-то это предложение поставило напарника в тупик, да и меня ненадолго. Размышлял примерно так: "...ну что же они не люди что ли? И мы тоже люди, просто с геев будем брать двойную стоимость и мне все равно чем они там будут заниматься". Мною было велено передать слово в слово этим мужикам. Когда озвучили им стоимость, в их глазах, возможно, мы тоже поменяли ориентацию на время - но они отказались. Действительно, Россия худшая страна для геев.


Мне показалось странно, но я люто не любил когда приходили железнодорожники, особенно локомотивщики. Когда работал на плацкартном вагоне, зашли по ошибке, матерились, мол этоЖплацкарт. В падлу даже ногами по полу ходить...Когда в купейном ездил, там как раз все локомотивные бригады ездят. По правилами верхние полки заправлены постельным бельем. Лб, как правило белье не брали, спали просто на полках, после них проблемно было белье по смене сдавать...оно было мятым и шло подозрение на "китай". Что это такое вот тут описано подробно. Взглянув со стороны на работу, я сейчас, пассажиром еду ниже воды, тише травы. Железнодорожников выделяет вставить свои 5 коп., везде, где надо и где не надо.


Руководители жд отрасли всех рангов и чинов постоянно на что нибудь жаловались. Работая в купейном вагоне, обычно ездят льготная категория тузов: ревизоры, начальники всякие. Понтов целый вагон. Вот как-то стою на станции...напротив меня стоят двое, оба тузы,..дое:%ались с вопросом нажатия на ось электровоза ВЛ-10 ??? Когда я им сказал, начали спрашивать про исключения. Если кто-то понимает о чем это я - ВЛ-10у. Чуя, что начальство вошло в кураж и я имею все шансы сдать внеочередные экзамены по устройству электровозов, а может даже и еще чего, я сказал им что в программу проводника не входят данные вопросы..успокоились.


Внимания, также, заслуживает график работы. С графиком на поездку начальник поезда ознакамливает в начале поездки. График бывает 12/12 два проводника на вагон, бывает три проводника на два вагона. Может быть примерно так: 4 часа один вагон, 4 часа отдых, 4 часа другой вагон. Различные комбинации. Если отдых сначала был, то считай что всю поездку без отдыха: пока белье раздашь, пока всех чаем напоишь..одно, второе.. Если все это уложить в работу по ночам, ситуация вообще труба. Все усугублялось тем, что на тот момент у меня не было телефона и будильника. Были наручные часы...с очень тихим будильником. Из-за этого были курьезы.


После череды поездок с таким графиком был похож на зомби. Как нормальный человек может такое придумать: 8 часов ночью работать 4 отдыхать, про биологические часы вообще  молчу. Утром приезжаешь в пункт оборота, нужно вымыть вагон, подготовить, поспать..ночью в замес. И так неделю... и вот как-то, в одну прекрасную поездку, под утро вырубило. Проснулся от того, что кто-то в дверь стучит. Я еще не до конца осознавая, кто я, где я...спрашиваю что надо? Дверь открывается, показывается силуэт человека, который озабоченно спрашивает что делать с постельным бельём? Я, дежурный проводник, спрашиваю у пассажира, где мы в данный момент находимся? На что получаю ответ, что через 5 минут прибываем на конечную станцию (о_О) очень бодрят такие ответы. Тут было описано что то подобное.


Зная особенность своего организма разработал свой план работы 12/12. У меня постоянно проблема, если есть источник света, он меня отвлекает, мешает спать. А на жд постоянно светло - прожекторы то и дело лезут в окно, днем солнце. После дежурства накидывал на окно плотное одеяло, затыкал его плотно и оказывался в кромешной тьме в любое время суток. Там я спал ровно 11,5 часов не просыпаясь...будильника у меня не было. Заряда хватало аккурат на 12 часов работы, к графику три проводника на два вагона тактики не придумал, хотя сейчас бы проще было бы, будильник на телефоне поставил и дело в шляпе. Если про глобальный график, получается что 6 дней в пути, 6 дней отдых. Своеобразненько.


Постоянная проблема воровство, особенно в плацкартных вагонах, где в основном обитают вельможи. Наш народ считает, что съездить в поезде и не украсть занавеску, или чего нить из сета постельного белья...это как зря прокатится. На худой конец ложечку. За все это платит проводник, на секундочку! Фирменный поезд накладывал на себя дополнительные тряпки с символикой поезда, нужно было постоянно быть на чеку. За непродолжительное время поездок, у меня толком ничего не украли, но вот у напарников были случаи. Ну и кто не крадет по мелочи, крадут по крупному, лично не сталкивался, но по рассказам бывалых тянет не меньше на вестерны дикого запада, где ограбление поезда, все дела. Сколько правды ходят про "36 форму" сказать трудно, но было страшно ездить по отдельным направлениям, отказываюсь в такое верить.


За время работы приобрел кучу вредных привычек: ночью, когда в общаге спал, вставал встречать станции или посреди ночи шел закрывать туалет через всю общагу, что бы открыть шкаф лез в карман за ключами и главное я плохо стал засыпать если меня не укачивало и я не слышал стук колес. И это мы еще котел не топили.


Резюмируем. Неблагодарная работа, но с большими возможностями. В целом, мое мнение: оно того не стоит. Слишком много рандома на килограмм живого веса. Нужно что-то по стабильнее и один из вариантов я анонсирую в следующем посте.

Железная дорога

3.7K постов6.4K подписчиков

Добавить пост
3
Автор поста оценил этот комментарий
А мы когда в тройку катались, договорились: двое работают днём весь день по разным вагонам, а ночью один на два вагона.
А насчет чайной продукции, я сначала старалась, а потом забила, так как нигде в договоре не указывалось, что мы обязаны делать полностью план.
Привет оренбургским студенческим отрядам проводников!:)
2
Автор поста оценил этот комментарий
Автор, живенько пишете, интересно читать.
1
Автор поста оценил этот комментарий

Вот так и меня после 3го курса понесло на "романтику", только мои рейсы были Хабаровск-Москва-Хабаровск, 14 суток в плацкартном утиле, без возможности принять хотя бы быстренький душ!! А двушке проводнице в плацкарте в двойне адреналиннее!!  

раскрыть ветку
Автор поста оценил этот комментарий
Отмотал 3 лета и пошел бы туда ещё
Могу сказать с уверенностью, что это моя любимая работа!
Автор поста оценил этот комментарий

автор, для тебя график "тройки" в напряг был? на "сотку" совсем не ездили, когда один проводник на вагон всю дорогу, вообще бессменно, и станции всю дорогу каждые полчаса, ни одного длинного перегона? мне бы твои проблемы :) Мы, бывало, и "на 200" ездили, когда один проводник на два (два, Карл!) вагона на всю дорогу, вот это было весело..

раскрыть ветку