Мой топовый DOS-гейминг сегодня: наконец, играю!
И снова здравствуйте, дорогие читатели и уважаемые подписчики!
В прошлый раз я рассказал, как мой "замечательный" ретрогейминговый ПК убил одного за другим двух "монстров" Voodoo 2. Было от чего загрустить и отчаяться! Но вскоре я снова ощутил прилив душевных сил и продолжил движение к одной из желанных целей - играть без проблем на оригинальном железе в любые игры для DOS и ранней Windows. Поскольку "убийцей-садовником" с большой долей вероятности была материнская плата Acer, решил ее заменить на проверенное и универсальное решение, которое оценят многие поклонники эпохи Socket7 - материнскую плату ASUS TXP4.
Не попадись мне на глаза объявление о продаже брендового системника Acer - я именно на TXP4 сразу и собрал бы себе компьютер. TXP4 известна тем, что была воплощением переходной эпохи, когда вместе с поколениями процессоров радикально менялись типы памяти, стандарты питания и многое другое. Чтобы угодить пользователям, которым не по карману менять весь ПК целиком, ASUS сделала модель на (пожалуй) лучшем чипсете для Socket7 - Intel430TX. Укомплектолвала ее разъемами одновременно и под 72-пиновые SIMM, и под 168-пиновые DIMM, разъемами питания БП стандарта AT и ATX, сделав все это в компактном форм-факторе под практически любой бюджетный корпус. Слева солидная Acer V38X, справа "народная" ASUS TXP4:
TXP4 досталась мне уже с установленным максимальным количеством ОЗУ - DIMM 256 Mb, плюс процессор Pentium 133. Память оставил, процессор - в коллекцию. Для игр с аппаратным 3D мой 233MMX смотрится более уместно:
Сама перестановка - тот еще квест. Естественно, у меня нигде не завалялся лишний вентилятор для Socket7, вся надежда была на пересадку его из Acer. Но белая кость - она на то и белая кость, чтобы не быть как все: разъем вентилятора оказался 5-штырьковый! Видел я двух-, трех-, четырехштырьковые кулеры, но пять контактов - первый раз!
Что делать конструктору, если встроенный термоконтроль процессора еще не изобрели, а в ТЗ на barebone системный блок задачу контроля температуры уже прописали? Делать навесное и проприетарное, ясное дело! Сам вентилятор с тремя проводками, в толщу радиатора спрятан терморезистор, сбоку радиатора навешена микроплата контроллера оборотов (еще и с 4-регистровым дип-переключателем для изменения зависимости "температура-обороты"!). И под все это сделан специальный разъем на материнке. Для полноты ощущения небюджетности конструкции - все подключаемое хозяйство пропущено через феритовое кольцо фильтра помех. Ух.
Безжалостно отрезал все лишнее, припаял вентилятор напрямую к стандартному разъему с тремя контактами - норм. Осталось подключить питание, благо нам подойдет любое... но бренд подкладывал сюрпризы до последнего. БП Acer стандарта AT не работает с обычной материнкой с разъемом питания AT!
Что делать конструктору материнской платы, если стандарт питания ATX еще не изобрели, а в ТЗ на barebone системный блок задачу избавления от "жесткого тумблера" уже прописали? С "логической" кнопкой питания и спящим режимом по короткому нажатию? Правильно, заказать производителю блоков питания проприетарный БП, в котором помимо "половинок" вывода AT "черный к черному" еще сделать непонятный трехштырьковый штекер с проводами загадочных цветов. И предусмотреть под него загадочный трехштырьковый разъем на материнке, никогда и нигде больше не встречающийся. Не используешь его - БП на AT ничего не подает. Где-то очень глубоко я предполагал, что надо (наверное) просто попарно замыкать эти три проводка и все получится, включение/выключение, сон и все такое. Но рисковать я уже не хотел и купил самый простой БП ATX. Этот простой паренек пришелся по сердцу пролетарке TXP4.
Вывод - красивые брендовые компьютеры не подходят для ретрогеймерства вообще! Гибкость нулевая, раздражающих и даже опасных капризов будет много. Всемогущий Google не всегда сможет помочь - документация на все эти special edition термодатчики, БП и прочее если у кого и была, то сгинула еще в "бумажную" эпоху, не оставив цифрового следа.
Это, правда, не означает, что бюджетные универсальные продукты не таят в себе сюрпризов. Отсутствие привычной задней панели с основными разъемами - еще куда ни шло, ретро-компьютерщику подобрать отдельные планки с COM- и LPT-портами или вкрутить их прямо в отверстия корпуса только в радость. Но есть и моменты посерьезнее. Например, если на фото сравнения материнских плат Вы обратите внимание на компоновку элементов, то заметите - компактность TXP4 достигнута в т.ч. размещением процессора сразу за PCI-слотами. А значит, с длинными PCI-картами могут возникнуть проблемы. Vodoo 2 как раз такая...
Да, на фото уже третья по счету Voodoo 2, попавшая мне в руки при сборке данного ПК. Обычная, с памятью 8 Мб. Как видно, она впритирочку встала только в крайний слот, несколькими миллиметрами разминувшись с радиатором CPU. Понятно, что ни о каком SLI на подобных материнских платах речь идти не может. И единственная-то Voodoo 2 встает неудобно, с неправильной стороны от основной видеокарты. Если хочешь оставить пустой слот для вентиляции чипов - проходной VGA-кабель нужен длинный и нежесткий, т.к. подключается с перекрутом. Китай, как говорится, в помощь.
Сразу скажу, что еще до Voodoo 2 я попробовал Nvidia Riva TNT2 PCI, которая на прошлой материнке хоть и не умерла, но так и не запустилась. Здесь проблема повторилась, вместо запуска - цветные полосы или мозаика прямо со старта. Опытные товарищи поведали, что, скорее всего, мой экземппляр TNT2 более поздний, когда на большинстве материнских плат к нужным контактам PCI-слотов было разведено +3.3 В. А на TXP4 на слоты это напряжение не разведено и на ней работали только те PCI-карты, которые либо такое напряжение не требовали, либо делали его самостоятельно из предоставляемого стандартного +5 В. Были "самодостаточные" модели TNT2 PCI - но моя явно не из их числа. Решение есть - развести вручную на нужный слот +3.3 от разъема питания материнки. Навесным монтажом, например, как камрад Fagear (фото его, подробности по ссылке):
Я пока от подобных доработок воздержался, да и по слухам TNT2 даже в обрезанном варианте M64 PCI "тяжеловата" для Pentium MMX. TNT2 тоже поехала в кладовку.
И все заработало! Первым делом залпом прошел Half-Life Uplink - если не выпендриваться и играть в 640х480, то 3D скользит плавно и приятно. Более вдумчиво отнесся к первому Dungeon Keeper. Его версия с аппаратным ускорением выходила только для Direct3D, в котором изделия 3dfx традиционно были не сильны. Но все равно, в единственном доступном разрешении (естественно 640х480) играть удобно, а картинка заметно тормозит только при массовых побоищах. Зло это хорошо, а протащить с собой на старт следующей миссии затянутую в кожу доминатрикс 8 уровня - вообще бесценно:
Компьютер мечты 1998 года полностью состоялся. Дети периодически играют на нем в Worms: Armageddon, потихоньку инсталлировал и другие хиты тех времен. Когда с основного компьютера меня "отпустит" чешский градостроительный хит Soviet Republic, займусь ими плотнее.
Но это, как говорится, уже совсем другая история...
Спасибо за внимание, до новых встреч!