Серия «Бытовуха / условия жизни в Швейцарии»

Доставка посылок в Швейцарии (на примере нашего дома)

Всем привет!

Посылки, которые пересылаются швейцарской почтой, где не заказана доставка под роспись, до двери квартиры у нас (по крайней мере на нашей улице / в нашем доме) никто не доставляет. Почтальон обычно звонит в звонок снизу, и, если никого дома нет, то оставляет такие посылки просто у почтовых ящиков, которые со стороны улицы, а иногда, в зависимости от почтальона, около лифта на первом (нулевом) этаже. Вот как это выглядит (снято сегодня 9 апреля, специально караулил):

Если зарегистрироваться на сайте почты, то можно настроить доставку посылок до квартирной двери - это стоит 20 франков в год на человека (или 40 франков / год на семью), что, конечно же, не много, но большинство этим не запаривается, и о случаях кражи посылок в нашем доме я, за почти 5 лет проживания здесь, не слышал.

В основном так доставляют одежду / книги / какие-то прочие не особо ценные товары из интернет-маркетов.

Ценные вещи (украшения, дорогая техника и т.п.) оформляют, обычно, всё-же с доставкой лично в руки и, если получателя нет на месте, увозят в пункт выдачи, адрес которого сообщают на спец.бланке, который оставляют в почтовом ящике.

Про швейцарских почтальонов: На чём развозят почту швейцарские почтальоны

Как обычно, если есть вопросы / дополнения / пожелания - милости прошу: отвечу / дополню / учту. Если увидели ошибку в тексте - дайте знать: исправлю, пока не поздно.

Показать полностью 6

Немного о банке, которым я пользуюсь в Швейцарии

Всем привет!

Сегодня решил рассказать пару интересных фишек банка, которым я пользуюсь, живя в Швейцарии. Нет, это не реклама моего банка, так как все описанные ниже возможности есть и в других банках. И нет, я не буду сравнивать швейцарские банки с немецкими или российскими ни в плане услуг, ни в плане функционала приложений для онлайн-банкинга по одной простой причине: в Германии не живу уже более 4 лет, а в России уже 13 лет, и, соответственно, не владею актуальной инфой по теме ни там, ни там.

Для тех, кто читает меня в первый раз, представлюсь: врач-рентгенолог, живу и работаю по профессии в Швейцарии с августа 2019 года. До этого 8 лет жил и работал также по профессии на северо-западе Германии.

Подготавливаясь к переезду в Швейцарию возник вопрос в каком-же банке открыть счёт. Банков уйма и глаза просто разбегались. Я почесал репу и решил открыть счёт в одном из 5 системно значимых банков Швейцарии, а именно в местном почта-банке или PostFinance. Причиной стало именно то, что он - один из 5 крупнейших + в нем одна из самых низких стоимостей обслуживания (об этом ниже) + возможность снимать наличку в банкоматах по всему миру без банковской комиссии (почта-банка, комиссии других банков / фин.учреждений не учитываются).

Счёт открыл онлайн, на почту (отдельных офисов у банка нет) ходил я за всё время проживания здесь всего один раз для подтверждения личности при открытии первого счёта (посмотрели документы, поставили у себя галочку что это я).

Сколько это мне стоит

У меня пакет SmartPlus, который обходится в 12 франков в месяц или 144 франка в год (1 фр. = 104 рубля по курсу на 13 марта 2024 года) и туда включено:

  • основной счёт в шв.франках или евро или другой валюте (8 валют на выбор: USD, GBP, JPY, AUD, CAD, DKK, NOK, SEK)

  • сберегательный счёт в шв.франках или евро

  • пользование банковским приложением + системой оплаты TWINT (об этом ниже)

  • дебетная карта Mastercard

  • кредитная карта Mastercard (Value) Standard (кредитный лимит рассчитывается индивидуально, у меня 10 тыс. франков) или предоплатная карта Mastercard - на выбор.

  • снятие налички с дебетной карты во всех банкоматах мира без комиссия почта-банка

  • скидка 50 фр. / год за пользование золотой или платиновой кредитной картой (у меня их нет)

Итак, комиссии моего банка за снятие налички у меня нет, также нет комиссии за перевод денег через онлайн-банкинг в пределах Швейцарии / Лихтенштейна и ЕС (комиссия снимается только за переводы за пределы ЕС в размере 2 франков / перевод + 20 франков если беру все расходы по переводу на себя, т.к. конечный получатель ничего в этом случае не платит). Если расплачиваюсь картой за пределами Швейцарии и можно (что иногда бывает) выбрать оплату шв.франками, то за это тоже комиссии нет (если оплата в местной валюте, включая евро, то комиссия 1.5%). Ссылка на инфу (на немецком).

Что включает себя онлайн-банкинг

Тут, с одной стороны, ничего необычного: информация по счёту или счетам, включая сберегательные / накопительные или в крипте или инвестиционные фонды, а также личный пенсионный накопительный счёт (т.н. Säule 3a). Через мобильное приложение можно сделать практически всё, кроме открытия новых счетов (это только через веб-версию), но заблокировать карточку, оплатить счёт, сделать перевод (в том числе и отсроченный или настроить перевод куда-либо каждый месяц в течение определённого периода времени или бессрочно) - пожалуйста. Про apple pay и paypal не пишу, всё поддерживается и прекрасно работает.

Касательно оплаты счетов: с 30 сентября 2022 года Швейцария полностью перешла на QR-счета

Немного о банке, которым я пользуюсь в Швейцарии Банк, Интернет-банкинг, Личный опыт, Жизнь за границей, Швейцария, Длиннопост

пример такого счёта

для оплаты которых необходимо через банковское приложение считать QR-код и все данные (реквизиты, отправитель и получатель + сумма) заполняются автоматически и остаётся только подтвердить оплату.

Также есть система цифровых счетов eBill, интегрированная в онлайн-банкинг и к которой подключается всё больше и больше организаций. Смысл в том, что просто в банковском приложении появляется уведомление о счёте от, допустим, страховой, и надо просто, если всё ок, нажатием кнопки дать добро на его оплату в те сроки, которые прописаны в счёте (т.е. в счёте написано оплатить до 9 апреля включительно, я сегодня 14 марта даю добро на его оплату, но деньги спишут только 9 апреля, как написано в счёте). Составлять список компаний не надо, при первой оплате появится окошко "добавить в eBill" и все последующие счета уже будут приходить именно через eBill.

Есть возможность переводить деньги по номеру телефона (они поступают на привязанный к указанному номеру телефона счёт в банке).

Ну и есть возможность онлайн заказать наличку с доставкой на дом (только по Швейцарии и Лихтенштейну, курьерской службой под роспись), причём к доставке предлагаются почти все валюты мира (рублей, к сожалению нет, я смотрел). Доставлять можно суммы эквивалентом 80 - 50 000 франков. Суммы до 20 000 фр. доставляют в течение 1 рабочего дня, суммы свыше 20 тысяч - в течение 2-5 рабочих дней:

TWINT

Это общешвейцарская система мгновенных платежей, с помощью которой можно оплачивать покупки в магазинах / на рынках / парковку / всё что угодно по QR-коду в реальном времени, а также пересылать и получать деньги по номеру мобильного телефона (для этого у получателя должен быть установлена приложуха от TWINT, к которой подвешивается счёт или кредитная карта). TWINTом также можно оплачивать покупки в интернете на многих платформах и интернет-магазинах. Для входа в приложение достаточно набрать пин (6 цифр) и можно оплачивать / переводить / проверять что пришло, т.е. полноценно пользоваться. Ещё про TWINT на русском здесь: https://www.swissinfo.ch/rus/business/как-платежная-система-twint-стала-хитом-в-швейцарии/49147830

Кто-то скажет: ну а что в онлайн-банке счёт не открыл, там же ведение счёта бесплатно? Тут скажу, что тогда это всё было на начальной стадии и я просто постремался в незнакомой стране открывать счёт непонятно где. Сейчас чисто онлайн-банки есть у всех крупных банков (у того же PostFinance есть yuh). Мне пока это не особо нужно, но в будущем возможность открытия счёта там я не исключаю. Посмотрим.

На этом пока всё.

Как обычно, если есть вопросы / дополнения / пожелания - милости прошу: отвечу / дополню / учту. Если увидели ошибку - дайте знать: исправлю, пока не поздно.

Показать полностью 1

Медицина в Швейцарии глазами пациента. Часть 1: Плюсы

Всем привет!

Сегодня поговорим о швейцарской медицине, а точнее как это всё выглядит со стороны непосредственно того, ради кого всё дело организовывалось, а именно пациента.

Тем, кто меня пока не знает и читает впервые, коротко представлюсь: 41 год, живу и работаю врачом-рентгенологом в Швейцарии с августа 2019 года. До этого 8 лет жил и работал по профессии на северо-западе Германии. Женат, 2 детей школьного возраста.

Начать я решил с плюсов, а точнее с того, что мне здесь в медицине нравится как пациенту.

Конечно, мнение моё полностью субъективно и основывается только на личном опыте + опыте моей семьи (я сам у врача здесь был всего пару раз, зато намного чаще с врачами общалась моя жена и по врачам мы ездили с детьми). Я понимаю, что есть много тех, кто швейцарской медициной не доволен и имел с ней только негативный опыт. Я не буду вдаваться в причины почему это у них так, а не иначе. Все истории разные и полны нюансов.

Ну и естественно тот факт, что я сам врач, может исказить моё восприятие реальности, так как ко мне вполне может быть, теоретически, иное отношение (как к коллеге) со стороны врачей, чем к обычному человеку. Хотя мой личный опыт это не подтверждает, так как ко мне отношение было одинаковым вне зависимости от того знали ли врачи о том, что я их коллега, или нет (я не говорю с порога, что сам врач, только если спрашивают кем работаю, а это происходит не всегда). И я сам отношусь к другим коллегам и прочим мед.сотрудникам, которые приходят ко мне на обследование, как к обычному пациенту: не делаю ничего сверх положенного и не становлюсь более дружелюбным и человеколюбивым. Я одинаково ненавижу всех (шутка).

Ну, поехали!

Доступность диагностики

Швейцария занимает одно из первых мест по плотности установленного тяжёлого оборудования типа КТ или МРТ (для КТ от 29 до 56 сканеров на миллион населения, для МРТ - 35-51 сканер на миллион населения), что реально много.

В нашем городе с населением 16 тысяч человек установлено 4 аппарата МРТ и 2 аппарата КТ (2 МР и 1 КТ в больнице, 2 МР и 1 КТ в частном мед.центре) и очередь на КТ-обследование у нас была 1-2 дня, на МРТ 1-4 дня. Про экстренные обследования я не говорю, они выполнялись в тот же день (а КТ и по дежурству в любое время суток).

УЗИ-аппаратов только у нас в рентгенологическом отделении больны было 2 и очередь на УЗИ была 1-2 дня только у нас, а также мы делали УЗИ по дежурству до 10 вечера всем, кому было назначено, по экстренной. По аппарату имели также гинекологи, урологи, хирурги и травматологи / ортопеды, общие терапевты, гастроэнтерологи и кардиологи + нефрологи и эндокринологи. Часто аппараты УЗИ есть у врачей общей практики, а также у гинекологов, которые принимают в своих частных кабинетах.

С рентгеном проблем вообще не было, даже записываться не надо было: приходишь и делаешь. В том числе и по дежурству.

В нашем городе также делают и специализированные обследования типа артрографий (КТ или МРТ с внутрисуставной дачей контраста), рентгеноскопий пищевода / желудка / кишечника, КТ-миелографии (контраст в спиномозговом канале и потом КТ) и многое другое. Не было проблем с маммографиями, включая биопсии молочных желёз (под контролем УЗИ, стереотактически или МРТ).

С диагностическими и лечебными интервенциями, в целом, тоже проблем не было, мы делали всё: биопсии лёгких / печени / почек и прочих органов или лимфатичечких узлов как под контролем КТ, так и УЗИ. Делали пункции узлов щитовидной железы. Дренировали плевральные полости, абсцессы и прочие скопления жидкости. Делали инфильтрации кортизоном в тазу и позвоночнике в рамках терапии болевых синдромов. И всё это также по экстренной (но тут только в течение рабочего дня, так как не все рентгенологи владели необходимыми навыками). И для большинства вмешательств не было необходимости ехать куда-либо в другое место.

Нет, может нам просто повезло, и где-то в городе похожих размеров ситуация хуже. Но даже учитывая это, а также тот факт, что расстояния в Швейцарии очень небольшие, то нет особых проблем доехать до ближайшего городе по-крупнее, где всё будет. Допустим, Берн от нас примерно в 25 километрах, а там на 133 тысячи населения одних только МРТ-аппаратов за 20 и очередей на МР практически нет (многие центры принимают прямо в день обращения).

С лабораторной диагностикой тоже проблем нет: кровь / иные жидкости забирают как в больницах, так и в частных кабинетах. Результаты приходят обычно в тот же день или днём позже (это если не экстренно). Спектр исследуемых параметров - всё что душе пожелает, ты только крестики ставь напротив того, что хочешь узнать.

И это всё по обычной страховке, и не важно больница это или частный центр / кабинет (они все работают со страховыми).

Общение с врачом / мед.персоналом

У меня и семьи только лишь положительный опыт: всё вежливо, корректно. Если приём у врача, то не складывается ощущение, что врач куда-то торопится и пытается выпроводить тебя из кабинета. Наоборот стараются выслушать, ответить на вопросы, объяснить что и как и, даже если не знают что делать, предложить варианты как быть дальше и куда обращаться. Могу сказать на опыте детей у офтальмолога: в Германии приём длился 5 минут - быстро проверить зрение и общение с врачом 1-2 минуты в ключе "катастрофы не вижу, а остальное не важно". Здесь же приём у врача длится минут 10-15, при этом ни о дин вопрос не остаётся неотвеченным и в конце даже спросят, есть ли ещё вопросы. Или тот же гинеколог, где в Германии на общение с врачом уходило максимум 5 минут, а тут порядка 20 минут на плановый осмотр также с ответами на все вопросы и объяснением что, как и почему. Такое же общение и со средним мед.персоналом. Да что говорить, моя жена ведь проходила практику как помощница мед.сестры (Средний мед.персонал) и рассказывала как все уважительно, терпеливо и обстоятельно общаются с пациентами, как помогают с пустяковыми просьбами и почти во всех вопросах идут на встречу (в рамках компетенций).

И опять же: для этого не обязательно быть обладателем какой-то крутой мед.страховки.

Сервис в целом

Если врач назначает дополнительное обследование или консультацию врача-специалиста, то не просто говорят "ищите сами" или "позвоните и узнайте принимают ли они", но они сами для тебя организуют приём / запись: мой лечащий врач пишет направление, которое минуя меня идёт туда, куда меня направили. Оттуда я уже получаю звонок и мне предлагают запись на выбор и остаётся только договориться о подходящем тебе времени. Также работает запись на КТ / МРТ / УЗИ или рентген (тут не звонят, просто приходишь туда и тебе делаю снимок, так как направление уже у них есть). То есть многие вещи идут как бы мимо тебя и многие процессы, которые тебя, как пациента, как бы и не касаются, идут напрямую между теми, кто тобой занимается и за тебя отвечает. Все результаты ты узнаёшь от своего лечащего врача, т.е. он для тебя единственное контактное лицо, что также, на мой взгляд, очень удобно.

Если есть необходимость транспортировки куда-то, то это тоже, при невозможности перевезти больного своими силами, организуется лечащим врачом / лечебным учреждением. Передача необходимой информации идёт также напрямую заинтересованным лицам, минуя пациента.

Всё вышесказанное, конечно, не подразумевает, что пациент сидит как болванчик и его увозят в неизвестном направлении. Пациенту всё рассказывают: что, как, когда, почему и зачем. Все действия - только с согласия пациента. Если пациент не согласен с адресом, куда его направляют, он может сам назвать место, где хочет лечиться / обследоваться, и тогда все будет организованно с учреждением на выбор пациента, и отговаривать больного никто не будет.

Право выбора

Пациент - царь и Бог. И это, с одной стороны, очень большой плюс: именно пациент решает как лечиться и как обследоваться. Врач может только рекомендовать, но не имеет права настаивать или принуждать.

Если пациент не согласен с рекомендациями врача - его право и ему могут предложить альтернативные варианты, ну или если больной стоит на своём - то тогда предлагают найти другого врача (а вот и обратная сторона медали), так как про клятву святому гиппопотаму тут никто не слышал, и, по большому счёту, вылечивать тебя никто не обязан. Тебе плохо - есть приёмное отделение больницы, так скомпенсируют. Не умираешь, но и не согласен с тем, что тебе предлагают - твоя проблема. Скажу даже больше по теме: особо заёбистых / грубых / скандальных и противных пациентов могут занести в чёрный список и возможности записаться у такого пациента в данное учреждение на обследование / лечение больше будет.

Но, тем не менее, только пациент несёт ответственность и принимает решения касательно своего тела и здоровья.

Вы спросите: "А что делать с теми, кто не может принимать решение - кома, без сознания, психический статус и т.п.?". Как и везде, по доверенности на предоставление интересов пациента (если есть) или если доверенности нет, то ищут родственников. Или если таких нет, то назначается опекун, предоставляющий интересы пациента (как определяется и чем руководствуется - тема для отдельного поста).

Качество оказываемой помощи

Самый такой, скажем, противоречивый пункт. Но тем не менее: качество оказываемой помощи здесь в Швейцарии определённо выше того, что было в Германии. Во-первых за счёт более высокого уровня подготовки швейцарских врачей в в местных институтах, что сразу бросается в глаза при переезде из той же Германии. Я сам здесь, поначалу, офигивал от предъявляемых ко мне требований как к врачу-рентгенологу в плане соответствия стандартам, которые были на голову выше немецких (а я себя считал вполне себе неплохим специалистом), и мне потребовалось некоторе время, чтобы подтянуть себя под новый уровень.

Нет, истории про ибупрофен и парацетамол в качестве основных препаратов для лечения всего и вся имеют, конечно, место быть, но высокая доступность инструментальной и лабораторной диагностики, а также довольно высокий средний уровень подготовки врачей, позволяют-таки в большинстве случаев докопаться до истинной природы недуга и подобрать подходящее лечение. Помогает в этом также частное отсутствие этой врачебной зашоренности и, иногда, даже наличие некой смелости и наглости в предлагаемых методах лечения. Так, допустим, у моего сына было косоглазие, которое в Германии год лечили ничем кроме как выпиской очков и окклюзионной терапии (заклеивали один глаз спец.пластырем) и об операции ни слова. При переезде в Швейцарию нам буквально на первом осмотре предложили операцию, которую потом провели, затем полный отказ от окклюзионной терапии и тьфу-тьфу-тьфу вот уже 4 года ни рецидива косоглазия, ни ухудшения зрения не отмечается.

Спектр оказываемой помощи

Тут, конечно, размеры страны играют большое, а точнее решающее значение, так как даже если в нашем городе каких-то узких специалистов, то под боком есть тот же Берн в 25 км, где в плане спектра мед.услуг полный порядок: от АКШ (аорто-коронарное шунтирование) до нейроинтервенций или специализированных операций на позвоночнике, т.е. делают абсолютно всё. Но и в нашем городке с 16 тысячами населения в местной больнице делают как простые полостные операции, так и оперируют опухоли кишечника или почек, делают эндопротезирование практически всех суставов и даже операции на позвоночнике (декомпрессии и стабилизации). Есть онкологическое отделение, где проводят и химиотерапии, где подробно расписывают план лечения (включая и оперативное, даже если наши оперцию провести не могут, то пациента направляют в Берн, где также проводит и лучевую терапию) и ведут пациента после. Есть у нас и нефрология с отделением гемодиализа, и гинекология, где оперируют раки молочных желёз, и родильный дом. Короче, в плане общей и не особо узкой специализированной помощи в нашем городе предусмотрено всё. А то, что не предусмотрено, направляют в Берн.

Я не берусь утверждать, что такая ситуация во всей Швейцарии. Есть проблемы в горных районах или в населённых пунктах, которые относительно удалены от ближайших крупных городов, но, как я писал выше, всегда направят туда, где помогут и сами всё организуют.

Медицинская страховка

Это и плюс, и минус (что касается стоимости и ещё пары моментов, но об этом позже).

Про мед.страховку уже писал (Медицинское страхование в Швейцарии), поэтому тут коротенько.

Плюс её в том, что даже обладая самой дешёвой страховкой, ты можешь быть уверен, что всю необходимую помощь тебе окажут, т.к. покрывает она в том числе и высокотехнологичные методы диагностики и лечения, а также многие лекарства. Т.е., по большому счёту, помимо обычной мед.страховки никакая дополнительная тебе особо не нужна. Нет, есть и дополнительные страховки, но они больше касаются комплиментарного лечения (типа иглоукалывание и т.п.) + покрывают часть стоимости абонементов в фитнесс-залы или прочие спортивные мероприятия + пару других мелочей, которые в жизни могут пригодиться не так и часто (или вообще не пригодиться). Но, допустим, та же физиотерапия покрывается обычной страховкой. Или частично покрывается стоимость стёкл в очки (если есть строгие показания к ношению очков). Или мед.помощь за границей (в экстренных случаях) также перенимается обычной страховкой и, допустим, когда мы делали визы в Россию, то прилагали наши обычные страховые карточки в качестве полиса международного мед.страхования. Что ещё интересно, так это то, что законом установлен спектр покрываемых обычной (обязательной) мед.страховкой, так что, по сути, не имеет значения в какой компании страховаться (там больше обращаешь внимание на доп.страховки, но у нас обязательная страховка в одной компании, а все дополнительные - в другой).

На этом пока закончу. В следующей части напишу про то, что мне тут не нравится.

Как всегда, если есть вопросы / дополнения / предложения - милости прошу: отвечу / дополню / учту. Ну и если увидели ошибку в тексте - дайте знать, исправлю (пока не поздно).

Всем хорошего четверга и до скорых встреч!

Показать полностью

Швейцария: сравнение цен март 2023 vs январь 2024

Всем привет!

Итак, прошёл почти год с последнего поста, посвящённого сравнению цен в Швейцарии. Сегодня посмотрим, что изменилось за прошедший год и посмотрим динамику по отношению к самому первому посту с ценами из магазина от февраля 2022 года.

Данный пост не про пожаловаться. Это больше фиксация данных для отслеживания тенденций / динамики, т.е. очень всё нейтрально. На экономического гуру не претендую, поэтому и особого экономического / политического анализа не будет.

Для тех, кто читает меня в первый раз: врач-рентгенолог, живу и работаю в Швейцарии с августа 2019 года. 41 год, женат, 2 детей.

Все цены указаны в швейцарских франках. 1 франк = 104 руб. (по курсу на 1 февраля 2024 года).

Продукты питания

Как и год назад все цены взяты из интернет-магазина coop.ch по состоянию на 30 января 2024 года. Ссылка на пост от 19 февраля 2022 года: Пример чека из магазина. Швейцария

Швейцария: сравнение цен март 2023 vs январь 2024 Жизнь за границей, Рост цен, Личный опыт, Инфляция, Коммунальные услуги, Продукты, Цены, Швейцария, Длиннопост

В общем и целом цены, по сравнению с прошлым годом, снизились (на некоторые позиции вполне себе даже ощутимо), возможно также из-за сезонных колебаний, но тем не менее. Общая стоимость корзины (да, понимаю, что она немного странная, но как исходник я брал самый первый пост и тогда мы купили то, что купили) подешевела по сравнению с прошлым годом на 5% (почти 116 фр. сейчас против 122 фр. год назад).

По сравнению с ценами из самого первого поста (2022 год) подорожание составило 1%.

Бензин

Я заправляю 95й. Сейчас стоимость 1 литра 95го составляет в среднем 1.74 франка у нас на ближайших заправках, что соответствует уровню цен год назад (1.76 фр / л) и чуть дешевле, чем 2 года назад (1.84 фр / л).

Общественный транспорт

Добавлю эту категорию, так как теперь много им пользуюсь (работаю в другом городе, добираюсь до работы общественным транспортом). До 10 декабря 2023 года стоимость проезда в одну сторону составляла 5.80 франков (5 зон), с 10 декабря 2023 цену повысили до 6.60 франков или 13.8%.

Электроэнергия

Местный поставщик электроэнергии повысил цены ещё на 20% по сравнению с прошлым годом. Теперь эффективная стоимость кВт⋅ч (со всеми возможными сборами) составляет:

  • дневной тариф: 0.47 фр. / кВт⋅ч

  • ночной тариф: 0.37 фр. / кВт⋅ч

Динамика:

Швейцария: сравнение цен март 2023 vs январь 2024 Жизнь за границей, Рост цен, Личный опыт, Инфляция, Коммунальные услуги, Продукты, Цены, Швейцария, Длиннопост

Итого, по сравнению с 2022 годом, значительное подорожание электроэнергии почти в 2 раза.

Коммунальные платежи

Данные за год (12 месяцев). Последний перерасчёт за период с 1 июля 2022 года по 30 июня 2023 года.

Швейцария: сравнение цен март 2023 vs январь 2024 Жизнь за границей, Рост цен, Личный опыт, Инфляция, Коммунальные услуги, Продукты, Цены, Швейцария, Длиннопост

Продолжается повышение цен на отопление / горячую воду, по сравнению с прошлым годом на почти 15%, а по сравнению с 2022 годом аж на 68%. Также вырос гонорар управляющей компании на 8% и в целом почти 25% соответственно.

В общем коммуналка подорожала к прошлому году на 8%, к данным от 2022 года - на 25%.

Цена на аренду квартиры и парковочного места не менялась с июля 2019 года (т.е. неизменна с момента нашего переезда в Швейцарию).

Мед.страхование

В среднем цены по стране на мед.страховку выросли на 3.4%.

У нас это выглядит вот так:

Швейцария: сравнение цен март 2023 vs январь 2024 Жизнь за границей, Рост цен, Личный опыт, Инфляция, Коммунальные услуги, Продукты, Цены, Швейцария, Длиннопост

Т.е. рост по сравнению с прошлым годом на 7%, а по сравнению с 2022 годом - на 22%.

Что имеем по итогам 2 лет?

Основное удорожание всего, что связано с энергией: электричество, отопление, общественный транспорт. Также продолжается удорожание мед.страхования. Относительно стабильная ситуация с продуктами питания и ценой на топливо (95й бензин).

Официальная инфляция сейчас в Швейцарии составляет 1.4%.

На материальном положении нашей семьи это пока ещё не сказывается, но больше благодаря тому, что я сменил работу, где зарабатываю больше.

Подробнее про наши средние расходы

Про жизнь в Швейцарии пишу в серии: Бытовуха / условия жизни в Швейцарии

На этом всё. Продолжаю наблюдение.

Как обычно, если есть вопросы / дополнения / уточнения - милости прошу: отвечу / дополню / учту. Если увидели ошибку в тексте - дайте знать, исправлю пока не поздно.

Все хорошего окончания недели!

Показать полностью 4

Медицина в Швейцарии глазами пациента. Часть 2: Минусы

Всем привет!

Сегодня будет долгожданная вторая часть минисерии постов про медицину в Швейцарии глазами пациента, а точнее поговорим о минусах.

Ниже лишь моё частное мнение как пациента. Оно очень субъективно, не претендует на истину в последней инстанции и может отличаться от мнения читателя.

Да, написание этой части затянулось, но по одной уважительной причине: я ждал выписки от страховых за 2023 год, которые выдаются каждый год для предоставления в налоговую, так как расходы на медицину указываются в налоговой декларации и учитываются при расчёте налогооблагаемого дохода и, соответственно, при расчёте положенных к оплате федерального, кантонального и муниципального налогов (про это подробнее расскажу в одном из следующих постов, когда буду готовить налоговую декларацию за 2023 год).

Коротко обо мне (для тех, кто читает меня в первый раз): 41 год, врач-рентгнеолог, живу и работаю в Швейцарии по профессии с августа 2019 года. До этого 8 лет жил и работал также по профессии на северо-западе Германии. Женат, 2 детей.

Предыдущий пост: Медицина в Швейцарии глазами пациента. Часть 1: Плюсы

1 франк = 102 рубля по текущему курсу.

Итак, о минусах. Приступим.

Дороговизна

Очень дорого. Несмотря на мед.страховку - всё ещё очень дорого. Про саму страховую систему я уже писал - Медицинское страхование в Швейцарии - но коротко расскажу почему, даже имея мед.страховку, всё-равно приходится платить из своего кармана.

Франшиза: сумма, которую платишь из своего кармана, равна от 300 до 2500 франков за календарный год на взрослого (выбираешь сам, чем ниже франшиза, тем выше страховая премия, разница между 300 и 2500 франков составляет порядка 120 в месяц). Работает следующим образом: первые счета за лечение / диагностику / консультации врачей-специалистов оплачиваешь сам из своего кармана по достижению лимита (300 - 2500 франков в зависимости от выбранной франшизы), и вот только после этого включается страховая.

Но и это не всё. Страховая подключается, но перенимает только 90% от стоимости мед.услуг, оставшиеся 10% оплачивает сам пациент по достижению общей суммы таких доплат 700 франков в год. Когда и эта граница достигнута, тогда страховая перенимает все 100% стоимости.

Хорошо только то, что большинство лекарственных препаратов, выписываемых врачом, покрываются страховкой вне зависимости от франшизы. Однако есть препараты (не жизненно необходимые) и вспомогательные средства (опять же не по жизненным показаниям), которые обязательная мед.страховка перенимает только частично или не покрывает совсем (только по дополнительной страховке), и вот тут надо тоже доплачивать. Но доп.страховки стоят отдельных денег и страховая может отказать в её оформлении, если есть уже какие-либо заболевания (выясняются в результате опроса + мед.освидетельствование).

Вся стоматология (за исключением несчастных случаев) - из своего кармана. Есть доп. страховка, но у взрослых страхуются только здоровые зубы после мед.освидетельствования (детям страхуют всё).

Вызов скорой или, не дай Бог, транспортировка вертолётом - максимум 500 франков в год, остальное - из своего кармана: Ответ на пост «Вот для чего скорая нужна оказывается)»

В итоге за год лечение и всё с ним связанное может выйти в кругленькую сумму. Вот наш пример (семья из 4 человек, у меня и жены франшиза по 2500 франков в год, у детей - 0, есть дополнительные страховки):

Медицина в Швейцарии глазами пациента. Часть 2: Минусы Жизнь за границей, Личный опыт, Медицина, Пациенты, Швейцария, Расходы, Опыт, Длиннопост

То есть за 2023 год на медицину у нас на всю семью ушло 24 тысячи франков, из которых, грубо, 15 тысяч ушло на страховые премии и 8 830 франков мы заплатили за диагностику и лечение из собственного кармана. При этом сумма выставленных нам счетов за мед.услуги составила почти 20 500 франков, из которых страховая переняла порядка 57%, т.е. чуть больше половины. Да, год был относительно "болезненным", т.к. лечили околоплечевой бурсит и плантарный фасциит у жены (3 МРТ, курс физиотерапии на плечо и стопу, инфльтрация плеча), лечили зубы (я и жена) + дочери установили брекеты, сделали пару прививок. В больницах не лежали и шибко чем-то высокотехнологичным не лечились.

Отдельной темой идёт стоимость лекарств (если покупаешь не по рецепту), которая выше таковой минимум на 40-50% по сравнению с Германией.

Злоупотребление страховой системой со стороны врачей

Так как услуги, в том числе и медицинские, дорогие, врачи этим активно пользуются, т.е. стараются выжать из страховой по максимуму для получения максимальной прибыли. Т.е. назначаются обследования не по показаниям или одно обследование повторяет другое, типа УЗИ сделали у гинеколога, а потом такое же УЗИ сделали в рентгенологии (например молочных желёз после маммографии), и оба специалиста выставили счёт за это. Или назначили только МРТ головного мозга, а сделали в добавок к этому ещё и МР сосудов шеи. Или лечение можно было провести амбулаторно, но сделали его стационарно, т.к. это стоит дороже. Или в счёте стоит, что врачебная манипуляция или врачебный контроль состояния пациента длился 1 час, а по факту лишь 15 минут или врач так и не появился. И так далее. И для пациента это не очевидно, так как он доверяет врачу и исходит из того, что врач действует только в интересах пациента, что, с одной стороны, конечно же, так, но врачи или отделения / частные кабинеты всё же не редко злоупотребляют системой в свою пользу для выставления раздутых счетов. Страховая тоже не дремлет и может потребовать обоснование той или иной услуги у врача, но делают это не часто, в совсем вопиющих случаях, так что пациент от такого произвола особо ничем не защищён. Остаётся только требовать личную копию счёта и проверять самому (если есть желание и время, конечно) и, при несовпадении фактически оказанных услуг с описанными, обращаться в свою страховую с требованием разъяснений.

Нежелание врачей делать лишние телодвижения

Имею в виду то, что когда речь идёт об услугах именно этого врача, то тут пишется и делается всё что надо и не надо, т.е. по максимуму. Но если речь идёт о том, чтобы направить пациента на обследование к другому врачу или назначить лабораторный анализ или ещё что-то, что вне компетенции данного специалиста, то иногда делается это всё с большой неохотой т.к.:

- боятся, что пациента могут банально увести (ведь на пациенте можно неплохо заработать, как мы помним). Пример из моего окружения: друг сломал руку, сделали рентген, семейный врач назначать КТ отказался и сам назначил лечение и контроли, с которыми был уже несогласен мой друг (тоже врач, кстати). В результате через скандал друг добился направления на КТ и направление к травматологам в больницу, которые лечили потом перелом совсем не так, как рекомендовал семейный врач. В результате у друга полностью сохранная рука и сменившийся семейный врач.

- с другой стороны боятся лишней работы с минимальным выхлопом, т.е. суеты много, но в счёт её не впишешь. Думаю поэтому могут не назначить лабораторный анализ, чтобы потом не объяснять пациенту почему лейкоциты повышены и т.п., ведь можно за это время 2-3 других пациента принять и денег по-больше заработать. Поэтому иногда просто беглый осмотр, банальное лечение. Будет хуже - приходи, будем дальше смотреть. Ну а не пришёл - значит не всё так плохо. Ну или если уже пипец как плохо, то это в больничку.

Это, конечно, не относится ко всем врачам. Многие работают на совесть и стараются ради пациента. Но вот был с дочерью в четверг у педиатра (у неё боли в животе, тошнота, рвота, небольшие подъёмы температуры, и всё это в течение нескольких дней), который коротко живот пощупал, дал 3 таблетки от тошноты, ни температуру не померил, ни банальный анализ крови не взял, сказал просто, что если будет дальше тошнить и рвать, то прийти к нему ещё раз. И я, с одной стороны, понимаю как врач, что, вроде, и ничего серьёзного, а с другой стороны чувствовал себя как-будто мы его побеспокоили и оторвали от важных дел, и он-то мог бы и по-больше внимания моей дочери и мне уделить.

Практическое отсутствие частных мед.центров, работающих только за "наличку"

Коряво звучит, но смысл в том, что если, допустим, надо прям срочно-срочно сделать МРТ или срочно попасть к узкому специалисту, а на ближайшую неделю свободной записи нет, то ускорить процесс, предложив оплатить всё самому, скорее всего, не получится, так как для врача / отделения / другого мед.учреждения разницы в плане финансов / суммы счёта нету никакой, тариф един что для застрахованного, что для не застрахованного, и пытаться всё сделать для тебя быстрее никто не будет (мы говорим сейчас о самых обычных людях, всякие ВИПы и прочие селебрити получают всё и сразу везде, и в Швейцарии в том числе). И центров, которые работают только с теми, кто платит сам за себя, без участия страховки, практически нет (не пользуются спросом из-за относительно высокой доступности той же диагностики + многие не готовы платить за здоровье полностью из своего кармана, ведь есть же страховка).

Нет, есть отдельные учреждения и подразделения / отделения в крупных клиниках, которые работают с иностранными пациентами, приезжающими на диагностику и лечение в страну, но это отдельная тема для разговора. И платят такие пациенты, кстати, больше, чем обычные швейцарцы, т.к. прейскурант для них несколько иной (там намного дороже, т.к. они идут вне тарифа, т.е. им можно выставить какой угодно счёт, вот от балды взять и умножить всё на 5, главное, чтобы клиент был согласен и платил).

Относительно плохая защищённость пациента от врачебного произвола / ошибок

Да, можно жаловаться. Да, есть организации, выступающие за права пациентов и помогающие им. Да, страховая устраивает проверки. Да, можно получить компенсацию от врача, если была совершена врачебная ошибка. Но вот доказать это всё стоит очень больших усилий и годы судебных тяжб, результат которых не определён, так как та же круговая порука и прочее прочее.

В некой степени спасает ситуацию достаточно высокий средний уровень подготовки врачебного и среднего мед.персонала, что несколько уменьшает частоту и тяжесть таких ошибок (понимаю, что пострадавшим от этого не легче) + лучше разработаны методы выявления ошибок среди самих врачей, такие как принцип двойного чтения, контроль со стороны коллег из смежных специальностей, разбор выявленных ошибок с коллег с соответствующими выводами как их избежать в дальнейшем. В добавок к этому ведётся работа по снижению возможности проведения манипуляций с мед.документами задним числом (допустим у нас в Бургдорфе было запрещено исправлять заключения, только писать дополнения, которые также отсылались назначившему обследование врачу).

Ну и подытожу своим личным мнением

В общем и целом, несмотря на все минусы, я, как конечный потребитель, швейцарской медициной вполне доволен и считаю её лучше той же немецкой, так как:

  • выше доступность и качество диагностики, а также доступ к специалистам как широкого, так и узкого профиля

  • выше средний уровень врачебной подготовки, и, соответственно, качество лечения и, хочется верить, ниже частота врачебных ошибок

  • выше культура общения мед.персонала с пациентами, что тоже не маловажно.

Дорого, но, думаю, оно стоит того.

На этом закончу. Как обычно, если есть вопросы / дополнения / пожелания - милости прошу: отвечу / дополню / учту. Если увидели грамматическую ошибку в тексте - дайте знать, исправлю пока не поздно.

Показать полностью 1

Ответ на пост «Вот для чего скорая нужна оказывается)»

Обычно когда пишут про мед.помощь за рубежом, то часто также касаются вопроса вызова скорой, что мол не принято / не приезжают / всё и везде сам, своим ходом и т.п.

Причина очень простая: часто это очень дорогое удовольствие.

Вот пример Швейцарии, где живу и работаю врачом-рентгенологом 4,5 года, и где подавляющее число пациентов, которых мы обследуем по экстренным показаниям, прибывают в больницу (приёмное отделение) либо самоходом, либо направляются напрямую в наше отделение от семейного врача и прочих специалистов.

Итак, в Швейцарии вызов скорой стоит от 700 до 2100 франков (зависит от кантона, где скорую вызываешь). Разброс такой большой, так как где-то скорая субсидируется со стороны кантона, а где-то нет, т.е. в каких-то кантонах спасательные службы (в т.ч. и скорая) - сами по себе.

Обязательная мед.страховка покрывает вызов скорой только частично, а именно макс. 500 франков в календарный год.

При этом важно учитывать франшизу + разделение стоимости между пациентом и страховой:

Как работает франшиза:

Франшиза (для взрослого мин. 300 франков, макс. 2500 франков в год) - это сумма стоимости услуг в год, которую пациент покрывает сам из своего кармана, т.е. страховая тут вообще участия никакого не принимает и ничего не перенимает. Как это происходит: больной идёт к врачу или на обследование, врач или лаборатория или отделение радиологии выставляет счёт за оказанные услуги, который высылается либо страховой пациента, либо самому пациенту (тут будет необходимо перенаправить этот счёт в страховую самому). Страховая смотрит: ага, у него франшиза 2500 франков, он в этом календарном году пока ниче из неё не оплачивал, счёт на 600 франков, значит все 600 франков платит сам больной. И так, пока франшиза не будет исчерпана.

Но это ещё не всё: после того, как лимит франшизы исчерпан, включается страховая, которая перенимает 90% от стоимости услуг, а оставшиеся 10% оплачивает сам пациент, и так по достижении общей суммы "участия" пациента 700 франков у взрослых и 350 франков у детей в год. И вот только как и этот лимит будет достигнут, страховая начинает перенимать 100% стоимости лечения / диагностики.

При несчастном случае (ДТП и т.п.) включается отдельная страховка от несчастных случаев, а именно: покрывается 50% стоимости вызова скорой, но не более 500 франков в год - если застрахован в частном порядке. Или перенимается 100% стоимости, если страховка по несчастным случаям от работодателя (при работе по найму эту страховка оформляется работодателем в обязательном порядке).

При этом страховая оценивает, был ли вызов скорой:

  • по медицинским показаниям

  • в целях медицинского лечения

  • транспортировка на личном автомобиле / такси / общественном транспорте была невозможна по тяжести состояния / медицинским показаниям

и если это не так, то страховая имеет право отказать в оплате услуг скорой.

Вот и получается, что, по крайней мере в Швейцарии, вызывать скорую, если не умираешь, просто не выгодно и намного дешевле, если в состоянии, дотопать / добраться до врача самому.

update: Кстати, если же требуется транспортировка на скорой или вертолётом (по мед.показаниям) из одного лечебного учреждение в другое, то вот уже в этом случае мед.страховка перенимает стоимость услуг СПМ / вертолёта в полном объёме без ограничений.

Показать полностью

Стоимость коммунальных услуг в Швейцарии

Всем привет!

Планировал написать об этом некоторое время назад, когда, собственно, и пришёл расчёт за прошлый год, но как-то не сложилось. Поэтому несколько с опозданием, но лучше поздно, чем никогда.

В своих ранних постах я уже касался темы коммунальных платежей в серии постов про наше жильё и про общие расходы (все в серии про житьё-бытьё в Швейцарии). Сегодня поговорим об это подробнее на примере нашей последней самой актуальной годовой расчётки.

Для ЛЛ: у нас получается 401,27 франка (1 фр. = 103 руб.) в месяц, а с учётом электричества / интернета / стационарного телефона и интернет-ТВ - 633,65 фр. или 1,81% от моего месячного брутто-дохода.

Для тех, кто читает меня в первый раз: 41 год, живу и работаю врачом-рентгенологом в Швейцарии с августа 2019 года. До этого 8 лет жил и работал по профессии на северо-западе Германии. Женат, 2 детей школьного возраста.

Для начала коротко о квартире: съёмное жильё в небольшом городе недалеко от Берна, 4 комнаты, 112 кв.м. Стоит такая квартира 1 950 шв.фр. в месяц (1 франк = 103 руб. по курсу на 12 декабря 2023 года).

Ну что же, посмотрим сколько мы потратили на коммунальные платежи в период с 01 июля 2022 года по 30 июня 2023 года (мы въехали в квартиру в середине июля 2019 года, поэтому и все расчёты за год ведутся за период с 1 июля по 30 июня):

Стоимость коммунальных услуг в Швейцарии Жизнь за границей, Коммунальные услуги, Жилье, Личный опыт, Расчет, Швейцария, Длиннопост

ну и перевод статей расходов:

Стоимость коммунальных услуг в Швейцарии Жизнь за границей, Коммунальные услуги, Жилье, Личный опыт, Расчет, Швейцария, Длиннопост

Коротенько по каждой категории:

Отопление / горячая вода: центральное. Расчёт идёт в зависимости от площади квартиры по отношению ко всей площади дома. Общая стоимость на дом (1900 кв.м.) составила 29 858,15 франков, наша часть - вышеуказанные 2 530,45 франков. Надо сказать, что на отоплении мы специально не экономим. Нет, в трусах по дому не ходим, держим температуру порядка 20-21 градусов (ночью в спальне 17-18 градусов за счёт открытого окна), но это больше дело привычки.

Холодная вода / канализация: такой же принцип расчёта. Общая стоимость на дом - 4 712 франков, наша доля - 465,95 франков.

Телекоммуникации (оптоволокно): тот же принцип расчёта. Общая стоимость - 4 031 франк, наша доля - 298,60 франков.

Общие расходы (на весь дом - 21 828,05 франков, наша доля - 1 279,95 франков):

  • Электричество в местах общего пользования (освещение подъезда, подземного гаража, подвала и т.п.) - 1 695,60 фр.

  • Обслуживание системы вентиляции в доме - 1 308,80 фр.

  • Уборка подъезда и прилегающей территории (уборщица) - 12 955,65 фр.

  • Расходники на уборку подъезда - 283,55 фр.

  • Расходы на облагораживание прилегающей территории - 431,70 фр.

  • Обслуживание лифта - 4 472,70 фр.

  • Обслуживание системы вызова диспетчера в случае поломки / остановки лифта - 249,25 фр.

  • Обслуживание автоматических ворот подземного гаража - 430,80 фр.

Вывоз мусора: 1 680 фр. на дом, наша доля - 60 фр.

Напомню, что отдельно покупаются мешки для мусора (выносить мусор можно только в них, иначе не заберут). 10 мешков по 35 литров стоят 21 франк (у нас уходит 1 пакет на 2-3 дня, но мы мусор не сортируем, выкидываем всё вместе).

Тех.обслуживание стиральных машин / сушек: установлены в каждой квартире, принадлежат арендодателю. На весь дом - 150 фр., наша доля - 5,35 фр.

Гонорар управляющей компании: тут только наша доля - 174,90 фр.

Итого за год получилось: 4 815,20 франков или усреднённо 401,27 франка в месяц.

У нас оплата коммуналки идёт ежемесячно равными суммами по 320 франков и по результатам годового перерасчёта идёт либо доплата, либо возврат переплаты. В этом году нам надо было доплатить 975,20 франков.

Для полноты картины дам ещё актуальную информацию по электричеству:

Стоимость коммунальных услуг в Швейцарии Жизнь за границей, Коммунальные услуги, Жилье, Личный опыт, Расчет, Швейцария, Длиннопост

Это стоимость за 3 месяца с 01 июля 2023 года по 30 сентября 2023 года, которая составила 376,10 франков за 968 кВт⋅ч (или эффективная средняя стоимость порядка 0,39 франка за 1 кВт⋅ч). Да, счета за электричество присылают раз в 3 месяца, расчёт по счётчику (в подвале, на каждую квартиру). В месяц в среднем получилось 125,37 франков.

Также упомяну интернет / стационарный телефон / интернет-телевидение:

Стоимость коммунальных услуг в Швейцарии Жизнь за границей, Коммунальные услуги, Жилье, Личный опыт, Расчет, Швейцария, Длиннопост

а именно в месяц:

  • интернет (500 мб/сек) - 20 фр.

  • стационарный телефон (безлимит по Швейцарии, включая мобильные номера) - 15 фр.

  • интернет-ТВ (с архивом на неделю) - 20 фр.

  • отдельно плата за подключение (оптоволокно) - 49 фр. (но тут скидка на сборы за цифровое подключение включая авторские сборы - не спрашивайте что это, понятия не имею - 24,9 фр.)

Итого: 79,10 фр.

Ну и добавим "налог на телевизор" - 335 фр. в год или 27,92 франка в месяц.

Я составил таблицу по мотивам вышеуказанных данных с расчётом того, во сколько вся коммуналка обошлась / обходится нам усреднённо в месяц, а также сколько это составляет в процентах от нашего семейного брутто-дохода (брутто потому, что сколько я заплачу налогов будет ясно в середине следующего года по результатам налоговой декларации, но предварительно порядка 6 тысяч франков). Средние расходы по всем пунктам уже выкладывал в данном посте.

Сама таблица:

Стоимость коммунальных услуг в Швейцарии Жизнь за границей, Коммунальные услуги, Жилье, Личный опыт, Расчет, Швейцария, Длиннопост

Вот как-то так.

Как обычно, если есть вопросы / дополнения / пожелание - милости прошу: отвечу / дополню / учту. Если увидели опечатку или ошибку - дайте знать, исправлю пока не поздно.

Показать полностью 5

В Питере шаверма и мосты, в Казани эчпочмаки и казан. А что в других городах?

Мы постарались сделать каждый город, с которого начинается еженедельный заед в нашей новой игре, по-настоящему уникальным. Оценить можно на странице совместной игры Torero и Пикабу.

Реклама АО «Кордиант», ИНН 7601001509

Сколько надо зарабатывать для жизни в Швейцарии. Часть 4, заключительная: ну так и сколько?

Всем привет!

Сегодня закончу серию постов про то, сколько нужно денег для жизни в Швейцарии.

Напомню, что в предыдущих постах мы рассмотрели усреднённые траты в месяц на примере нашей семьи, рассчитали фактические расходы в месяц и смоделировали семейный бюджет в зависимости от дохода.

Сами предыдущие посты:

Сколько надо зарабатывать для жизни в Швейцарии. Часть 1: Наши средние расходы в месяц (по состоянию на октябрь 2023 года)

Сколько надо зарабатывать для жизни в Швейцарии. Часть 2: Фактический расход за сентябрь 2023 года

Сколько надо зарабатывать для жизни в Швейцарии. Часть 3: Бюджет в зависимости разного уровня дохода (на примере нашей семьи)

Краткая версия поста для ЛЛ: #comment_286362738

Если кто-то читает меня в первый раз, представлюсь: 41 года. Живу и работаю в Швейцарии врачом-рентгенологом с августа 2019 года. До этого 8 лет жил и работал по профессии на северо-западе Германии. Женат, 2 детей.

Кто-то спросит: а зачем ты всё это написал? Зачем аж на 4 поста? Почему просто сразу не написать коротенько: продукты - столько-то, жильё- столько-то, необходимая минималка - столько-то? А мы уже сами решим сколько нам будет необходимо.

Отвечу: Просто иногда мне задавали вопрос типа "получил предложение в Швейцарии, предлагают столько-то и столько-то, хватит этого на тот уровень жизни, к которому привыкли мы или этого недостаточно?". Так вот, чтобы ответить на данный вопрос, я решил показать наиболее полную структуру месячных расходов для общего представления того, что приезжающих сюда может ожидать и смоделировать тот минимальный уровень достатка, который для нормальной жизни необходим. Ведь, по большей части, переезжают люди в Швейцарию не для того, чтобы получать местную минималку, жить на которую очень и очень сложно (учитывая ещё тот факт, что если скатываешься на получение соц. пособий в течение многих лет, то про гражданство Швейцарии можно забыть и даже постоянный вид на жительство могут отобрать и выслать обратно в страну, откуда приехал). Да, я сделал это на примере нашей семьи, но мы живём вполне себе средне и вполне себе не плохо, т.е. имеем неплохой уровень жизни. Я конечно же не претендую быть ориентиром в данном плане, каждый свой уровень определяет сам, но всегда интересно ведь посмотреть как у других и, может, увидеть какие-то общие моменты или позаимствовать что-то для себя или использовать эти данные как возможную вводную и от неё уже отталкиваться.

Опять начнём с таблиц, в которой я рассчитал минимально необходимый доход для одиночки (не женат, без детей, не католик, кантон Берн) и для семьи из 4 человек (муж-жена, 2 детей, не католики, кантон Берн).

Почему указываю, что не католики? Потому что тут есть церковный налог, который платят католики и реформисты, а вот остальные конфессии / религии типа православия, иудаизма и прочее - не платят.

Почему указываю кантон Берн? Потому что я живу в кантоне Берн, а налоги тут в Швейцарии порой значительно различаются от кантона к кантону. Кстати, разница в налогах в Швейцарии практически полностью нивелируется разницей в стоимости жизни, а точнее разницей в арендной плате и страховых премиях, так что особо не имеет значения где живёшь, в общем итоге чистый доход будет примерно один и тот же.

Для расчёта самых-самых минимальных базовых расходов я использовал следующие данные:

Мед.страховка от компании Helsana (расчёт по тарифам 2024 года для кантона Берн и города Берн, самый минимально возможный тариф без допов, максимальная франшиза 2 500 франков).

Страхование гражданской ответственности: самый минимально возможный тариф страховой компании AXA для кантона Берн и города Берн.

Жильё / коммуналка: расчёт согласно данным сайта Immoscout24 для г. Берн. Стоимость аренды тут указывают уже с коммуналкой (вода, отопление, канализация, сбор за вывоз мусора, страховки и налоги).

Электричество: тут очень и очень примерно. Может и очень много заложил, но лучше перебздеть. Сама тарифная таблица на 2024 год для города Берн тут.

Еда: данных, с одной стороны, много, с другой - они разнятся. Большинство источников сходится на 400 франках / месяц для одиночек и порядка 900 франков на семьи с детьми. Интересный сайт с примерами бюджетов: https://budgetberatung.ch/budgetbeispiele

Одежда: тоже очень примерно, по данным многих сайтов (в том числе и приведённого выше).

Хоз.товары: та же фигня.

Мобильная связь / интернет: самый дешёвый абонемент от Lidl connect - 5 ГБ интернета, безлимит на звонки и смс по Швейцарии.

Граница бедности

В Швейцарии бедным считается тот, кто живёт на менее чем:

  • 2 289 франков в месяц (нетто) для одиночек

  • 3 989 франков / месяц (нетто) для пар с 2 детьми

Необходимый для этого брутто-доход рассчитывал с помощью сайта https://www.lohncomputer.ch/. Он заточен на расчёт т.н. прямого НДФЛ (перечисляется работодателем напрямую с ЗП сотрудника в налоговую), который платят все иностранные работники с временным видом на жительство (Aufenthaltsbewilligung L/В). Итого получилось примерно 4000 франков / месяц брутто для одиночек и 7000 франков брутто для пар с 2 детьми, что и взял как самый минимум-миниморум (ну с совсем небольшим запасом).

Официально же минимальная заработная плата существует лишь в нескольких кантонах - Невшатель, Юра, Женева, Тичино, Базель-Штадт (т.е. всего 5 кантонов из 26); а также в городах Цюрих и Винтертур. Размер её в среднем составляет 4 000 франков в месяц.

Ну и первая таблица:

Сколько надо зарабатывать для жизни в Швейцарии. Часть 4, заключительная: ну так и сколько? Жизнь за границей, Личный опыт, Семейный бюджет, Зарплата, Прожиточный минимум, Швейцария, Длиннопост

Тут, как уже писал, минимальный доход на границе бедности + самые минимальные расходы. Конечно же многое не учтено, но на это есть остаток. Да, ситуация будет несколько лучше, т.к., допустим, страховка может быть дешевле (для малозарабатывающих есть скидки, но для этого необходимо доказать свою финансовую ограниченность) + есть скидки в детских садах и школах, так что может и будет чуть полегче, но не факт.

В следующей таблице я оставил минимальные базовые расходы, но увеличил доход до примерно медианного по стране уровня (6 665 франков в месяц брутто по данным на 2020 год), с округлением в большую сторону, представив в семье, что работаю оба родителя:

Сколько надо зарабатывать для жизни в Швейцарии. Часть 4, заключительная: ну так и сколько? Жизнь за границей, Личный опыт, Семейный бюджет, Зарплата, Прожиточный минимум, Швейцария, Длиннопост

Разница, конечно, очевидна. От этого и предлагаю плясать.

Минималка на то и минималка, что жить на неё можно, но это будет крайне сложная жизнь, почти на грани существования.Да, будут скидки там и сям как домохозяйствам с ограниченными финансовыми возможностями, да можно экономить на том и на этом, но всё-таки комфортной эту жизнь не назовёшь.

Ситуация меняется, если зарабатывать уже медианный доход, вот тогда уже становится интересно. Одиночкам ЗП в 7 000 франков брутто будет вполне достаточно для обеспечения неплохого уровня жизни. Для семьи с 2 детьми эта планка выше - порядка 14 000 франков, что также вполне соответствует реальности. И я бы рекомендовал, при рассмотрении возможности переезда в Швейцарию, ориентироваться именно на эти цифры как на необходимый зарплатный минимум (и как было у нас, т.к. практически столько у нас и получалось в самом начале нашей швейцарской истории - см. расчёты из предыдущего поста) для более-менее нормального существования. Но лучше, конечно, если семейный доход будет выше.

Если планируется переезд из Германии, то для ориентира можно пользоваться следующей формулой расчёта необходимого для обеспечения равного уровня жизни дохода. Берём годовой доход в Германии (брутто), и умножаем на:

  • при доходе до 70 000 евро: на 1.7, т.е. если в Германии зарплата была 70 тысяч, то в Швейцарии должна быть не менее 70 000 х 1.7 = 119 000 франков / год брутто.

  • выше 70 000 евро: на 1.5, т.е. при немецком доходе 100 000 евро в год, в Швейцарии доход должен быть от 100 000 х 1.5 = 150 000 франков в год.

В целом же, если сравнивать с Германией, швейцарский доход должен быть не менее чем на 30-40% брутто выше немецкого для того, чтобы сохранить привычный уровень жизни.

На этом серию закрываю. Надеюсь, что инфа будет кому-то полезной.

Как обычно, я активно отвечаю на все вопросы, так что спрашивайте. Если есть предложения / дополнения - тоже не стесняйтесь: учту / дополню.

Дайте знать, если увидели ошибку в тексте - исправлю (пока не поздно).

Показать полностью 2
Отличная работа, все прочитано!