Серия «АУТИЗМ - НЕ ПРИГОВОР»

ШКОЛЬНЫЙ ДНЕВНИК: 21, 22

Как я уже писала, Мирослава теперь ходит в школу каждый день. Очевидно, это стало для нее неожиданностью: шалтай-болтай загрустил в потаенном углу Мириной вселенной. Уроки с Еленой Георгиевной начинаются в 12.00, в промежутке между двумя сменами. Попутно оказалось, что наша "классная", только наша, индивидуально. В 1"Ж" классе новый учитель, а Елену Георгиевну разгрузили, и теперь у нее только один класс, 2-й. Попробуй разберись в школьной арифметике.

Сначала она хотела отказаться от занятий с Мирой, но потом передумала. Интерес и желание попробовать свои силы взял верх. Вероятно, Мирослава ее чем-то зацепила. Но два последних урока были нелегкими. Во-первых, Мира до уроков ничего не ест, только чай пьет. Но те занятия проходят утром. А в 12 дня организм уже требует свое, и это сказывается на поведении. Да хоть у кого скажется. Во-вторых, эти уроки непохожи на занятия с дефектологом и логопедом. В-третьих, у нашей Е.Г. нет готовых планов уроков, ей приходится все конструировать на ходу. Как добросовестный и опытный педагог, она изучила массу информации по детям с аутизмом, пересмотрела много видео - и едва не впала в отчаяние. "Да они все такие разные!" Даша говорит: "Давайте все в кучу не сваливать, а понемногу, потихоньку, мелкими шагами".

В общем, на третий урок решили, что мама таки будет присутствовать на первых порах, чтобы объяснять особенности ребенка. Елена Георгиевна оказалась способной ученицей, да простит она это сравнение. Честно сказать, когда Даша рассказывает о школьных делах, я сама чувствую себя ученицей (а у меня, на минуточку, педагогическое образование) но, с другой стороны, радуюсь, что моя дочь почти профи в этой теме. Такие они, жизненные университеты.

Вчера Мирослава, окинув опытным глазом фронт работ, всем свои видом показала, "какая гадость все эти ваши прописи". Исписать целую простыню "прописного" листка не сильно вдохновляло. Елена Георгиевна разрезала лист пополам - и Мира воодушевилась. "Ой, у меня получается" - радовалась Елена Георгиевна. А накануне Мира со смирением приняла решение учительницы не поощрять ее за невыполненное задание. Даже не возмутилась. Это важно, когда приходит понимание.

Не делаю никаких выводов. Мне трудно, мысли цепляются одна за другую, и могут разматываться, как нитки из клубка, закручиваясь в тугие узелки трудностей. А надо держаться за одну верную нить - только вперед.

ШКОЛЬНЫЙ ДНЕВНИК: 21, 22 Аутистические расстройства, Учеба, Школа, Учитель, Длиннопост
ШКОЛЬНЫЙ ДНЕВНИК: 21, 22 Аутистические расстройства, Учеба, Школа, Учитель, Длиннопост
Показать полностью 2

ШКОЛЬНЫЙ ДНЕВНИК: 20 (как "включали" тело)

Я не успеваю записывать, вернее, усваивать, поэтому пишу очень поверхностно. Сегодня Мира запрещала Даше снимать ее на камеру. Чувствует себя не очень хорошо, вероятно от перемены погоды. Ухо потирает, когда ее беспокоит внутричерепное давление. Включила на уроке свой "ультразвук". Это такой высокочастотный крик (от которого мороз по коже), одна из форм протеста. Потом сосредоточилась и старалась выполнять задания. Читать слоги ей легче по буквам на кубиках, чем по картинкам, они отвлекают.


Даша говорит, что им несказанно повезло с педагогами, которые очень внимательны, привлекают к сотрудничеству маму, стараются прояснить подходы к обучению ребенка, и проявляют чудеса терпения и включенности в общую задачу.


Со своей стороны, Даша старается рассказывать о реакциях Миры на различные поводы. Вспомнилось вдруг, как до 5 лет Миру приходилось одевать, как манекен. Ребенок вообще не понимал и не реагировал на происходящее. А после поездки в челябинский НИИ педиатрии и неврологии началась новая жизнь. Там Мире специалисты "включили" тело. Она стала его осознавать и осязать. Даша вспоминает, к каким удивлением Мирослава разглядывала свою руку - моя рука!


Сейчас педагоги Мирославы стараются выработать у нее причинно-следственное восприятие окружающего мира.

ШКОЛЬНЫЙ ДНЕВНИК: 20 (как "включали" тело) Учитель, Школа, Логопед, Аутистические расстройства, Тело
ШКОЛЬНЫЙ ДНЕВНИК: 20 (как "включали" тело) Учитель, Школа, Логопед, Аутистические расстройства, Тело
Показать полностью 2

ШКОЛЬНЫЙ ДНЕВНИК: 19 (при чем тут кока-кола)

Сегодня был первый индивидуальный урок с нашей классной руководительницей Еленой Георгиевной. История умалчивает, как он проходил, потому что маму Дашу из класса вежливо попросили. Но начало было многообещающим. Мира поздоровалась и даже обняла Елену Георгиевну, чем привела ее в восторг. Потом сфотографировались для нашего дневника. Мира прошлась по классу, потрогала игрушки и пособия, как хозяйка. И все. Мама - за дверь.


Пока Мира училась, Даша ожидала ее в коридоре, где уже собиралась вторая смена. Дети так бурно радовались друг другу, как будто виделись не только вот вчера, подавали друг другу верхнюю одежду, девочки обнимались. Одежда у них, хотя и белый верх-черный низ, но у всех разная. Выглядят нарядно, девочки даже кокетливо, как им и положено. После урока Мира выглядела веселой, хотя испытывала на учителе некоторые способы манипуляции. Впрочем, безуспешно. Не на ту напала. Елена Георгиевна тоже казалась довольной. Наконец-то, встреча тет-а-тет состоялась, а она ее слегка побаивалась. Первый ребенок у нее такой.


Предвижу вопрос: почему на столе стоит кока-кола? Занятия с такими детьми сопровождаются поощрениями. Чаще всего, они пищевые, шоколадки, в основном. На игрушках можно разориться, как в последнее время на поппитах и спиннерах. Поэтому используется то, что ребенок ест с удовольствием. Таких продуктов, которые Мирослава ест, можно перечислить на пальцах одной руки. Это постоянная родительская боль, увы.

Теперь Мира будет ходить в школу каждый день. Она еще об этом не знает, и пока радуется разным новшествам.

ШКОЛЬНЫЙ ДНЕВНИК: 19 (при чем тут кока-кола) Школа, Учитель, Аутистические расстройства, Учеба
Показать полностью 1

ШКОЛЬНЫЙ ДНЕВНИК: 18 (зачем неговорящему ребенку логопед)

Сегодня было два урока - у логопеда и дефектолога. По ощущениям (моим, удаленным) дефектолог Нина Александровна - мастер, имеющий уже "черный пояс", уверенный в себе. У логопеда Натальи Валерьевны все впереди. Конечно, с Мирославой. Мы ничуть не сомневаемся в ее профессионализме, но каждый особенный ребенок требует своего особого подхода. Впрочем, как и любой другой. Просто нормотипичные дети быстрее обучаемы из-за отсутствия ментальных проблем. И хорошо, что именно эти два специалиста, задачи которых сходны, работают в паре с одним ребенком.


Дефектолог занимается сенсорным развитием, налаживанием связей с внешним миром, коррекцией отношений с окружающими, развитием моторики с помощью творческих игр и заданий. Логопед нормализует связную речь, исправляет произношение звуков, развивает фонематический слух, устанавливает связь между вербальными и невербальными (жестовыми) способами общения. Конечно, я это объясняю на пальцах, как сама понимаю, не заглядывая с гугл.


Меня тут спрашивали, зачем неговорящему ребенку логопед? Мира может произносить слова, повторять услышанное, но, во-первых, невнятно, во-вторых, сам факт повторения слов еще не говорит о том, что они произнесены со смысловой нагрузкой. Чаще всего, это эхолалия, автоматическое произношение. Но! Еще недавно Мира не могла говорить, от слова "совсем". Мы слышали сплошную "абракадабру". И думали, не о том, как она пойдет в школу, а пойдет ли в школу вообще. Такое длинное у меня отступление, но я знаю, что этот "дневничок" читают и учителя, и родители с похожей историей.


Чем удивляли нашего нового педагога? На вопрос умеет ли она считать, писать, различать цвета, Даша рассказала, что умеет с 5-и лет, при том, на двух языках. Наталья Валерьевна обнаружила у нее произношение американского английского. Ах, если бы энергию да в правильное русло. А так - типичное влияние англоязычного ютуба. Даша говорит, что сама не знает, каким объемом знаний Мира обладает. Но память и смекалка у Мирославы работают отменно. Занятие с логопедом Мире понравилось, потому что все новое, и новый кабинет. А это интересно на первых порах. Два урока с двумя педагогами прошли на "ура". Учимся дальше. С Божьей помощью.

ШКОЛЬНЫЙ ДНЕВНИК: 18 (зачем неговорящему ребенку логопед) Школа, Учеба, Аутистические расстройства, Дети, Длиннопост
ШКОЛЬНЫЙ ДНЕВНИК: 18 (зачем неговорящему ребенку логопед) Школа, Учеба, Аутистические расстройства, Дети, Длиннопост
Показать полностью 2

ШКОЛЬНЫЙ ДНЕВНИК: 16-17 (ноябрь, 2021)

Мы болели. При чем, всей семьей. Писать не было никакого вдохновения. Моя школьная муза хлюпала носом и шумно дышала, как старый самовар. Фактически дней десять Мирослава в школу не ходила. Последнее посещение я не описывала, потому что сама свалилась с температурой. Так что, на этих фото и видео два события - до и после болезни. Собственно особо нового ничего нет, кроме того, что у нас появился логопед Наталья Валерьевна. Она тоже робеет, поэтому попросилась на занятие Мирославы с дефектологом. Кабинет логопеда также над спортивным залом, а слышимость такая, будто дети ходят вверх ногами по потолку. Но это мелочи. Не каждая школа может похвастать таким набором узких специалистов для внеклассных занятий.


Даша ругает себя за то, что стала записывать занятия на видео, потому что Мира часто просто позирует, а иной раз сердится, что видео отражает не лучшие моменты ее учебы, и требует сделать дубль. Мне же кажется, что съемки нужны, хотя бы для анализа динамики речевого развития. С ним пока не очень прогрессивно. Звуки на слух Мира угадывает без проблем, но название не говорит. Подозреваю, из-за многозначности понятий. График занятий на следующей неделе уплотнится. Дай Бог всем участникам учебного процесса здоровья, а нам еще и хорошей погоды.

ШКОЛЬНЫЙ ДНЕВНИК: 16-17 (ноябрь, 2021) Школа, Учеба, Аутистические расстройства, Учитель
ШКОЛЬНЫЙ ДНЕВНИК: 16-17 (ноябрь, 2021) Школа, Учеба, Аутистические расстройства, Учитель
Показать полностью 2

ШКОЛЬНЫЙ ДНЕВНИК-15 (итоги первой четверти)

Каникулы дали о себе знать. Накануне Мира показывала маме картинку с каруселями и говорила "школа", намекая, что уже пора, но как бы с условием развлечений. Реальность же показалась Мире не такой привлекательной, поэтому возле школы ее пришлось буквально выковыривать из машины. Тем не менее, 40 минут у дефектолога она высидела, и даже получила похвалу. Да и Нина Александровна воодушевилась тем, что Даша рассказала ей об итогах первой четверти. Учителю ведь важен результат, а видит она Миру только 80 минут в неделю.

В школе наметились перемены. Классного руководителя Елену Георгиевну "разгрузили", приняв еще одного учителя начальных классов. И еще будет логопед. Одна досада - помещений для занятий в школе не хватает, так что неизвестно, как все будет проходить. Например, школьный психолог еще ни разу с Мирославой не занималась, видимо по этой причине. Так же и для занятий с учителем 1-го класса будет небольшой интервал между первой и второй сменой. А еще страх или робость, или неуверенность. И у Даши, и у Елены Георгиевны. С чего начать, если опыта совсем нет. "Вы начните, говорю я, а оно потом само покажет, как пойдет". Умная я, да. Советы давать легко. Не смотря на свое педагогическое образование, я сама учить не умею, нет такого дара. Собственно, и не собиралась. Но восхищаюсь теми, кто умеет. Вот у Даши получается. Жизнь - еще тот университет.
И ждем, ждем открытия нового корпуса школы.

ШКОЛЬНЫЙ ДНЕВНИК-15 (итоги первой четверти) Школа, Учитель, Учеба, Аутистические расстройства
Показать полностью 1

ШКОЛЬНЫЙ ДНЕВНИК: 13-14 (октябрь, 2021)

Что сказать? Будни, будни. Вот Мира попросила маму, чтобы она засняла ее "триумфальный" заход в школу. Радости сколько. Нашла в школе укромный уголок. На занятиях с дефектологом - переменные успехи. Трудно поначалу включиться, но зато новая информация идет на "ура". Удивила Нину Александровну тем, что узнала на картинке стационарный телефон. Никто из ее учеников не знал, как выглядит "дедушка" смартфона. Поколение Z, Хотя нет, уже Альфа. Старшим поколениям тоже нужна инклюзия, иначе не будут понимать своих внуков. А сейчас - каникулы. И хорошо, что они короткие. Вечером смотрели видео, присланное мамой Ани, Мирославиной подружки, с которой они похожи, как сестры. До недавнего времени Аня тоже была неговорящей, а теперь читает стихи наизусть. Мама увезла Аню в Москву, и вот такой результат, хотя сменили много специалистов, пока нашли приемлемую среду для ребенка с аутизмом. Мира так обрадовалась: Аня, Аня! Мы тоже радуемся. И верим.

ШКОЛЬНЫЙ ДНЕВНИК: 13-14 (октябрь, 2021) Школа, Учеба, Аутистические расстройства, Дефектолог, Длиннопост

ШКОЛЬНЫЙ ДНЕВНИК-12 (игра в карты)

Сегодня коротко о том, что было вчера. Просто мне в пересказе Даши все труднее описывать процесс, в котором больше взаимодействия педагога и ученицы, чем вот это вот все мое переживательное, к процессу отношения не имеющее. Идет, как идет, и весьма устойчиво, на мой взгляд. Правда, я не знаю, что об этом думает сама Нина Александровна, наш суперский дефектолог. Но судя по видео, дело движется неплохо. В этот раз Мира, чтобы не терять времени, зашла в класс с песенкой, которую разучивает с педагогом. Пела таким гортанным "оперным" голосом. Не зря же недавно приставала ко мне: пой ла-ла-ла. Хотела то ли понравиться, то ли похвастаться перед учителем. Снова упражнения по развитию фонематического слуха. Мира глотает окончания слов, а некоторые звуки не выговаривает, заменяет на другие. Тоже и со слухом, например, путает на слух "дверь" и "дрель". Но память хорошая. Нравится ей "игра в карты", когда по звуку надо определить предмет, а потом найти его в перевернутых карточках. С математическим заданием тоже справилась.
Идем дальше.

Показать полностью
Отличная работа, все прочитано!