Серия «Арабские завоевания»

Арабские завоевания. Часть 3. Становление Праведного халифата

Мы переносимся в 632 год. В аравийском городе Медина умирает основатель ислама — пророк Мухаммед. Рвение его сторонников приводит к быстрому распространению новой религии. Между мусульманами возникает спор по поводу наследника. После дебатов первым праведным халифом становится Абу Бакр ас-Сиддик, отец Аиши и верный сподвижник Мухаммеда. Абу Бакр перезаключает союзы с арабскими племенами. Однако некоторые посчитали, что после смерти Мухаммеда ничем не обязаны новому халифу. По всей Аравии восстают язычники, вероотступники, появляются ложные проповедники. Медине удаётся последовательно разбить всех врагов, подчинить их своей власти и объединить в единое государство.

С материалом можно ознакомиться как в текстовом варианте, так и в формате видео на моём канале.

Племена начинают платить дань халифу и признают его верховенство. Молодому государству грозят величественные империи Византии и Сасанидов. Абу Бакр отправляет войска в Месопотамию, Палестину, Сирию, предвидя дальнейшие войны и исходя из необходимости распространения ислама согласно учению Мухаммеда. Первый праведный халиф всегда подчёркивал то, что он лишь исполняет волю пророка, а власть ему и вовсе не нужна. Вместе с этим Абу Бакр, как мудрый правитель, решает внутренние проблемы внешней экспансией. Арабские племена на время забывают о вражде и под знамёнами ислама массово выходят за пределы родных земель. Первые набеги совершались с целью грабежа. Однако арабы быстро осознают слабость двух империй, потерявших все силы в бесконечных войнах между собой. Халифату удаётся быстро подчинить себе Южную Палестину после серии удачных побед.

Арабские завоевания. Часть 3. Становление Праведного халифата История (наука), Арабы, Ислам, YouTube, Telegram (ссылка), Факты, Видео, Без звука, Длиннопост

Расклад сил к началу арабских завоеваний

Великий полководец халифата Халид ибн аль-Валид, только что завершивший разгром мятежников, возглавляет вторжение в Месопотамию и разбивает персов в нескольких сражениях, двигаясь вдоль Евфрата. В битве при Фиразе ему удаётся разбить объединённые силы Византии, Сасанидов и арабов-христиан. Ибн аль-Валид позволяет противнику пересечь Евфрат, затем захватывает мост и отрезает пути к отступлению. Враги мусульман оказываются зажаты между наступающими арабами и рекой. Начинается паническое отступление. Люди бросаются в воду или сдаются. Население Месопотамии, не испытывающее симпатию к персам, в целом благосклонно встречает арабов.

Абу Бакр тем временем умирает от болезни в 634 году. Умар ибн аль-Хаттаб по рекомендации предшественника был избран следующим правителем. В руках нового халифа сосредоточена вся полнота военной и духовной власти. Он ускоряет темп завоеваний. Византийская и Сасанидская империи начинают терять свои позиции. Войска арабов неустанно побеждают, несмотря на частое отсутствие численного превосходства. Это объясняется слабостью противников, невероятным фанатизмом новообращённых мусульман, воинскими традициями арабов и наличием талантливых полководцев. В 635 году после осады мусульманам подчиняется Дамаск.

Шахиншах Йездегерд III заключает союз с Ираклием I. Заклятые враги настолько обеспокоены арабским вторжением, что пошли на сближение и забыли о многовековой вражде. Согласно плану, византийцы и персы должны были одновременно атаковать халифат с двух направлений. Константинополь собирает огромное войско и направляет его к Дамаску. Командующие армией Феодор Трифориус и армянский полководец Ваган, вопреки запрету, атакуют раньше времени, нарушая весь план. В 636 году мусульмане встречают противника у реки Ярмук. Войском вновь командует Халид ибн аль-Валид — главный специалист по разборкам с врагами халифата.

В первый день битвы византийцы дважды безуспешно пытались опрокинуть правый фланг арабских войск, и лишь на третий раз им это удалось. Они погнали противника до лагеря на холме, где паническое отступление остановилось. Подоспевшая на помощь кавалерия мусульман разбила византийцев. Остальные попытки прорвать строй мусульман так же оказались безуспешными. Арабы на вторые сутки атаковали правый фланг византийцев, однако тем удалось отбиться при помощи конных лучников. Атака была сорвана, многие погибли. Арабам пришлось отступить. После перегруппировки они отбили все потерянные позиции. К концу третьего дня битвы арабская кавалерия прорывает правый фланг и выходит в тыл позиций византийцев, завершая разгром противника. Византийские полководцы погибают.

Победа приводит к установлению контроля над всей Палестиной и осаде Иерусалима. К 637 году после нескольких разгромных поражений византийцы последовательно сдают: Эмесу, Халкиду, Алеппо. Властитель Иерусалима патриарх Софроний соглашается сдать город лично Умару. Мусульмане получают в своё владение третий священный город, позволяя всем желающим его покинуть, принять ислам или продолжить исповедовать христианство при условии уплаты джизьи. Христианские храмы и святыни города были сохранены.

Умар проводит религиозную реформу, закрепляет обычай хаджа в Мекку, определяет размер обычных налогов, а также джизьи и хараджа. В единый текст начинает собираться Коран. Он же всячески поощряет торговлю, развитие ремёсел, строительство городов и дорог по византийским стандартам. Арабы в очередной раз доказывают своё стремление к познанию и использованию лучших достижений античных цивилизаций. В 638 году мусульмане захватывают столицу региона - древний город Антиохию. К 640 году покорение Сирии и Палестины было завершено с падением гарнизона Кесарии, а так же захватом прибрежных городов, основанных ещё финикийцами. Силы Халифата начинают атаковать города Малой Азии и разрывают сухопутное сообщение центра Византийской империи с африканскими владениями.

Тем временем положение в Месопотамии осложняется. Мусульмане под ударами персов вынуждены оставить захваченные регионы. Северо-Восточные границы халифата оказались в опасности. В 635 году персы нанесли полководцу Абу Убайду ибн Масуду поражение в битве на мосту. Здесь арабы, напротив, первыми пересекают реку и оказываются в смертельной ловушке. Сасаниды используют боевых слонов, один из которых растаптывает Абу Убайда. Мусульмане в панике бросаются в воду или погибают от персидских мечей и копий. Несмотря на чувствительное поражение, большого стратегического значения данная битва не имела.

Умар, находясь в Медине, приказывает своим людям срочно покинуть Месопотамию, назначает нового командующего - прославленного сподвижника Мухаммеда Саада ибн Абу Ваккаса. Человека, принимавшего участие в битве при Бадре, Ухуде и в битве у Рва. Он же считается первым человеком, проливший кровь за ислам. К 636 году, после поражения византийцев в битве при Ярмуке, угроза с Севера была устранена, а Сасаниды фактически остались один на один с Праведным халифатом. Саад начинает успешное наступление в Месопотамии, громя персидские войска. Города сдаются мусульманам, а зороастризм постепенно уступает место исламу. Многие сдаются без боя и с радостью принимают условия мусульман, избавляясь таким образом от былых угнетателей. Тяжелейший удар по государству Сасанидов был нанесён в битве при Кадисии. Здесь персы собрали практически все имеющиеся у них силы, желая уничтожить халифат раз и навсегда.

В конце 636 года два войска встретились у небольшого канала. Обычно численность персов оценивается в 40 000 человек, а арабские силы - примерно в 30 000 живой силы. При этом сасанидская пехота и кавалерия вновь была усилена боевыми слонами. Сражение длилось четыре дня. В первый день персы первыми пересекли канал и построились в боевые порядки. Центром лично управлял командующий сасанидскими силами Рустам. По флангам и в авангарде располагались его помощники. В центре предположительно находилось большинство слонов. Значительную часть войска составляла знаменитая персидская конница. Сасанидское войско было усилено отрядами наёмников. Арабы построились в таком же порядке. Саад командовал через гонцов и находился в тылу. Центром и флангами командовали его заместители. Арабы сражались пешими, на конях и верблюдах.

Битва при Кадасии, развёртывание сил

Восхваляя Аллаха, первыми атаковали мусульмане. Битва началась с незначительных стычек и быстро перешла в полномасштабное сражение. Персы ввели в сражение слонов, которые смели передовые отряды. Следом за ними шла мощная сасанидская конница. Конница арабов при этом отступала в панике перед слонами. Арабская пехота стояла насмерть, сражалась храбро, стараясь убить слонов и сдержать чудовищный натиск. Мусульмане смогли отбить атаку, однако понесли тяжёлые потери и оказались на грани поражения.

Битва при Кадисии, день первый

На второй день сражение разгорелось во второй половине дня, после того, как войска отдохнули. На помощь Сааду как раз вовремя пришло подкрепление от халифа из числа воинов, взявших Дамаск. В этот день арабам сопутствовала удача. Лошади персов оказались напуганы вступившими в битву всадниками на верблюдах, а слоны не могли принять участие в битве из-за больших потерь накануне. Мусульмане атаковали преимущественно центр персидских войск, однако те смогли отбить все атаки, неся ощутимые потери.

Битва при Кадисии, день второй

На следующий день Саад приказал отвести подкрепления и вновь ввести их в бой, создавая у противника иллюзию прибытия свежих сил. В течение дня из Сирии на помощь воинам халифата прибывали свежие силы и вступали в бой небольшими группами. Персы так же получили подмогу из Ктесифона. Арабы не смогли использовать верблюдов из-за огромных потерь. Войны Сасанидов при этом вновь ввели в битву слонов. До конца дня сражение протекало достаточно хаотично. К вечеру сражались все фланги в общей рукопашной схватке. Потери были огромными, и никто не мог взять вверх. Рустам приказал построить войска в несколько оборонительных линий, отказываясь от командования отдельным отрядами. Арабы выстроились в три линии: в первой сражалась конница, сразу за ней пехота, а последнюю линию составляли лучники. Битва продолжилась и в ночное время суток. Оба командующих потеряли контроль над ситуацией: в абсолютном хаосе битвы приказы просто не доходили до воинов.

Битва при Кадисии, день третий

На четвёртый, финальный день сражения уже никто не мог сказать с уверенностью, что происходит и кто побеждает. Однако к середине дня арабам удалось пробить центр, проникнуть к шатру Рустама и сразить его в битве. Знамёна Сасанидов были захвачены арабами. Среди персов началась паника и повальное бегство. Многие были перебиты, оказавшись в окружении. Войска Праведного халифата одержали важнейшую победу в персидской кампании, укрепившись в Месопотамии.

Битва при Кадисии, день четвёртый

Арабские завоевания. Часть 3. Становление Праведного халифата История (наука), Арабы, Ислам, YouTube, Telegram (ссылка), Факты, Видео, Без звука, Длиннопост

Праведный халифат после серии удачных побед

С этого момента государственность Сасанидов начала разрушаться на глазах. Их судьба была предрешена. Византийская империя лишилась Палестины, Сирии и никак не могла сохранять контроль над африканскими владениями. Праведный халифат, находящийся в хрупком положении после смерти Мухаммеда, после блистательных побед над мятежниками и двумя могучими империями, усилился. Это был важнейший этап в истории завоеваний. Уже ничто не могло остановить дальнейшее развитие халифата. О том, как арабы добили Сасанидов, захватили Египет и воевали между собой в гражданской войне, мы поговорим в следующих частях нашей серии.

А на сегодня всё. Спасибо за внимание и до новых встреч.

Источники и рекомендации к прочтению:

  • О.Г. Большаков. История Халифата.

  • Хью Кеннеди. Великие арабские завоевания.

  • Бернард Льюис. Арабы в мировой истории. С доисламских времен до распада колониальной системы.

Мой канал на YouTube: https://www.youtube.com/@chronoshistoria
Мой канал в Telegram: https://t.me/chronoshistoria

Очень рад, что кому-то интересны мои статьи и вы читаете, поддерживаете, критикуете. Вы так же можете поддержать меня донатом через кнопку "Поддержать". Спасибо, что продолжаете меня читать.

Показать полностью 2 8

Арабское войско в начальный период исламских завоеваний VII-VIII века

Арабское войско в начальный период исламских завоеваний VII-VIII века История (наука), Арабы, Ислам, Мусульмане, Арабский Халифат, Военная история, Факты, Длиннопост, Telegram (ссылка)

Приветствую всех любителей истории. Сегодня мы продолжим обсуждать эпоху арабских завоеваний и подробнее остановимся на вопросе структуры арабского войска VII — VIII века.

Вооружение арабских армий на практике оказалось простым и эффективным. Арабы не обладали техническим преимуществом перед противником, не использовали новые виды оружия или лучшие доспехи из всех возможных. Подробное описание воина-всадника исламского мира XIV-XV веков дают персидские книжные миниатюры того времени. Однако относительно раннего арабского войска нет конкретных свидетельств. В ходе археологических раскопок не удалось получить доподлинные образцы оружия и доспехов. Мы вынуждены полагаться на упоминания в арабских повествованиях и поэзии, которые редко содержат подробности.

Арабские воины добывали свое оружие на поле боя после победы над противником. Среди арабских племён была развита торговля оружием и доспехами. Общей для всех экипировки не попросту не существовало: каждый одевался в то, что имел. Съестными припасами в большинство случаев тоже запасались самостоятельно. Каждый должен был сам везти с собой запас пищи или добывать ее в походе. Таким образом, армия не зависела от продовольственных обозов. Когда арабское войско в 716-717 годах вторглось в Византийскую империю, каждому воину приказано было везти на своем коне два «мудда» (около 2 кг) зерна. В данном случае запас не пригодился, поскольку захвачено было достаточно добычи. На зиму строили хижины и возделывали землю, так что армия могла питаться тем, что вырастила сама. Скажу вам по секрету, что у местного населения тоже всегда можно было что-нибудь отжать. Благодаря этому арабские войска могли покрывать огромные расстояния и были более маневренными, чем если бы они тащили за собой тяжелые обозы.

Арабское войско в начальный период исламских завоеваний VII-VIII века История (наука), Арабы, Ислам, Мусульмане, Арабский Халифат, Военная история, Факты, Длиннопост, Telegram (ссылка)

Арабские и берберские воины VIII-X века. В теории их экипировка должна слабо отличаться от VII века.

Что там по оружию?

Меч был основным оружием. Ранние арабские клинки не были кривыми ятаганами, как их часто изображают, а были широкими, прямыми и обоюдоострыми. Они имели маленькую рукоять и хранились в кожаных или деревянных ножнах, и носились через плечо, а не на поясе. Образцы позднего сасанидского периода имели длину около метра. Для владения таким оружием нужна была значительная сила и ловкость. Лучшие клинки, вероятно, были импортированы из Индии. Однако Йемен и Хорасан также славились производством качественного оружия. Мечи были дороги, ценились, им давали имена, передавали по наследству и воспевали в стихах. Это было оружие скорее оружие ближнего боя для настоящих эпических героев. И всё же, судя по всему, мечи были широко распространены, и, возможно, увеличение богатства некоторых районов Аравийского полуострова в конце VI и начале VII веков позволило многим арабам приобрести это престижное оружие.

Наряду с мечами пехотой использовались копья, которые имели железные наконечники и деревянные древки. Копьё — настоящие оружие массового уничтожения производства. Они могли использоваться как рубящее, так и как колющее оружие. В начале исламского периода появились более короткие копья, называемые «харба», которые использовались всадниками. Кроме того, воины могли использовать железные стержни, палицы, а также все, что оказывалось под рукой, включая палки, камни и даже(!) палаточные шесты. Луки также были распространены, и искусство лучника ценилось высоко. Существовали «арабские» и «персидские» луки, причем арабские как правило более легкие и простые в использовании. В то время как информация об использовании арбалетов отсутствует в отношении арабских воинов этого периода, они вероятнее всего, уже были в употреблении.

Арабское войско в начальный период исламских завоеваний VII-VIII века История (наука), Арабы, Ислам, Мусульмане, Арабский Халифат, Военная история, Факты, Длиннопост, Telegram (ссылка)

Экипировка арабского воина-всадника.

Кольчуги активно использовались в качестве защиты, но не все могли позволить себе такую роскошь. В провинции Хорасан в 704 году было всего 350 кольчуг на 50 ООО воинов. Кольчуги передавались из поколения в поколение, а новые, блестящие и сверкающие, ценились выше всего. Голову можно было защитить двумя способами. Существовал «мигфар», известный также как кольчужный капюшон, опускающийся сзади на спину для защиты шеи. В других случаях использовался круглый шлем, известный как «байда» (яйцо). Воин в полном доспехе, возможно, был неплохо защищен, но большинство рядовых воинов обходились плащами и тюрбанами, что делало их уязвимыми. Социальное расслоение, ничего не поделаешь.

Что там по тактике?

У нас имеются довольно скудные описания сражений данного периода. По-видимому, арабы не применяли какие-либо сложные тактические формации. Военный отряд был разделен на маленькие и подвижные группы (катаиб), которые активно передвигались по полю боя, взаимодействовали друг с другом, часто меняли положение и прикрывали соседние группы в при отступлении. Лошади и верблюды играли очень важную роль в передвижении, перестроении, внезапном натиске на противника, преследовании отступающих и захвате стратегических позиций. Конница часто использовалась для стремительных грабительских набегов и столь же стремительного отступления. Однако результаты сражения обычно зависели от пеших воинов в ближнем бою. Бросив копья, они сражались мечами, и схватка обычно заканчивалась, когда формация противника разрушалась.

Во всяком случае, в первые годы завоеваний отсутствие стремян, вероятно, давало пехоте значительное преимущество. Такой кавалерии было куда проще противостоять. Арабское войско конца VII — начала VIII веков зачастую специализировалась именно на плотном строю пехоты. При атаке кавалерии пехота выставляла стену копий: люди опускались на колени, упирая тупой конец копья в землю и выставляя наконечники к врагу. Они ожидали, пока враг приблизится вплотную, после чего вскакивали и атаковали копьями морды коней. Этот метод требовал дисциплины и значительной выдержки, но если строй выдерживал натиск, то он был очень эффективным. И старым как мир.

Арабское войско в начальный период исламских завоеваний VII-VIII века История (наука), Арабы, Ислам, Мусульмане, Арабский Халифат, Военная история, Факты, Длиннопост, Telegram (ссылка)

В военном снаряжении и технике появились два новшества. Во-первых, это стремя. Ранее всадники Древнего мира не знали этой чудесной технологии, но к началу VIII века уже имеются свидетельства их повсеместного использования. Впервые стремена были применены арабскими войсками в Южном Иране в 680-х годах, главным образом в сражениях против других арабов. К VIII веку они стали широко распространены по всему Халифату. Вторым важным новшеством на начальном этапе завоеваний было развитие метательной артиллерии. Большие устройства назывались "манджаник", меньшие - "аррада". Такие машины были известны еще до исламских завоеваний: первый достоверный случай их применения - при осаде Фессалоники аварами в 597 году. Машины представляли собой рычаг, за веревки, привязанные к одному концу которого тянули люди, заставляя другой конец подниматься с большой скоростью и выбрасывать снаряды из прикрепленной к нему пращи. Единственное описание применения осадной артиллерии на начальных этапах исламских завоеваний (632-650) содержится в отчете об осаде персидской столицы Ктесифона (Аль-Мадаин) арабами. Тогда они якобы использовали двадцать таких устройств, построенных перебежавшим к ним персидским инженером по приказу арабского командующего Саада ибн Аби Ваккаса.

Арабское войско в начальный период исламских завоеваний VII-VIII века История (наука), Арабы, Ислам, Мусульмане, Арабский Халифат, Военная история, Факты, Длиннопост, Telegram (ссылка)

Арабы не обладали какой-либо продвинутой технологией, "секретными знаниями" или "секретным оружием". Они превосходили врагов благодаря своей мобильности, качественному командованию и, возможно, самое главное, высокому боевому духу.

Всем спасибо за внимание и до новых встреч.

Источник: Хью Кеннеди. Великие арабские завоевания.

Мой канал на YouTube: https://www.youtube.com/@chronoshistoria
Мой канал в Telegram: https://t.me/chronoshistoria

Очень рад, что кому-то интересны мои статьи и вы читаете, поддерживаете, критикуете. Вы так же можете поддержать меня донатом через кнопку "Поддержать". Спасибо, что продолжаете меня читать.

Показать полностью 4

Руины древней Петры — столицы Набатейского царства

Руины древней Петры — столицы Набатейского царства История (наука), Археология, Арабы, Петра, Древние артефакты, Факты, Познавательно, Длиннопост, Telegram (ссылка), Набатея

Петра — древний город, расположенный в долине Аравы (Вади-эль-Араба). Попасть в долину можно через ущелья на Севере и Юге от города, которые естественным образом защищали город от врагов и любых нежелательных элементов. Петра была основана в III веке до нашей эры арабским племенем набатеев, и долгое время являлась столицей Набатейского царства.

Набатея возвысилась во времена войн между Селевкидами и Птолемеевским Египтом, наследниками империи Александра Македонского. Набатеи заняли выгодные позиции на пути караванных путей, за счёт чего обеспечивался постоянный рост благосостояния. Им удавалось вести успешную политику и сохранять независимость, находясь в сфере влияния Египта. Во времена римской экспансии, Набатея поддерживала союзнические отношения с вечным городом, пока не стала римской провинцией в 106 году н.э.

Город известен своими архитектурными памятниками: скальный храм Ад-Дейр, Эль-Хазне, Дворцовая гробница, Великий Храм Петры, амфитеатр, акведуки. Да и много чего ещё там настроили. В 1985 году Петра была включена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. На моём канале вы можете узнать больше об эпохе арабских завоеваний.

Руины древней Петры — столицы Набатейского царства История (наука), Археология, Арабы, Петра, Древние артефакты, Факты, Познавательно, Длиннопост, Telegram (ссылка), Набатея

Великий Храм Петры

Руины древней Петры — столицы Набатейского царства История (наука), Археология, Арабы, Петра, Древние артефакты, Факты, Познавательно, Длиннопост, Telegram (ссылка), Набатея

Общий вид на город

Руины древней Петры — столицы Набатейского царства История (наука), Археология, Арабы, Петра, Древние артефакты, Факты, Познавательно, Длиннопост, Telegram (ссылка), Набатея

Акведук

Руины древней Петры — столицы Набатейского царства История (наука), Археология, Арабы, Петра, Древние артефакты, Факты, Познавательно, Длиннопост, Telegram (ссылка), Набатея

Улица с колоннами

Руины древней Петры — столицы Набатейского царства История (наука), Археология, Арабы, Петра, Древние артефакты, Факты, Познавательно, Длиннопост, Telegram (ссылка), Набатея

Руины амфитеатра

Руины древней Петры — столицы Набатейского царства История (наука), Археология, Арабы, Петра, Древние артефакты, Факты, Познавательно, Длиннопост, Telegram (ссылка), Набатея
Руины древней Петры — столицы Набатейского царства История (наука), Археология, Арабы, Петра, Древние артефакты, Факты, Познавательно, Длиннопост, Telegram (ссылка), Набатея

Храм Душареса

Руины древней Петры — столицы Набатейского царства История (наука), Археология, Арабы, Петра, Древние артефакты, Факты, Познавательно, Длиннопост, Telegram (ссылка), Набатея
Руины древней Петры — столицы Набатейского царства История (наука), Археология, Арабы, Петра, Древние артефакты, Факты, Познавательно, Длиннопост, Telegram (ссылка), Набатея

Скальный храм Ад-Дейр

Руины древней Петры — столицы Набатейского царства История (наука), Археология, Арабы, Петра, Древние артефакты, Факты, Познавательно, Длиннопост, Telegram (ссылка), Набатея
Руины древней Петры — столицы Набатейского царства История (наука), Археология, Арабы, Петра, Древние артефакты, Факты, Познавательно, Длиннопост, Telegram (ссылка), Набатея
Руины древней Петры — столицы Набатейского царства История (наука), Археология, Арабы, Петра, Древние артефакты, Факты, Познавательно, Длиннопост, Telegram (ссылка), Набатея

Храм-мавзолей Эль-Хазне

Руины древней Петры — столицы Набатейского царства История (наука), Археология, Арабы, Петра, Древние артефакты, Факты, Познавательно, Длиннопост, Telegram (ссылка), Набатея
Руины древней Петры — столицы Набатейского царства История (наука), Археология, Арабы, Петра, Древние артефакты, Факты, Познавательно, Длиннопост, Telegram (ссылка), Набатея

Всем спасибо за внимание и до новых встреч.

Мой канал на YouTube: https://www.youtube.com/@chronoshistoria
Мой канал в Telegram: https://t.me/chronoshistoria

Очень рад, что кому-то интересны мои статьи и вы читаете, поддерживаете, критикуете. Вы так же можете поддержать меня донатом через кнопку "Поддержать". Спасибо, что продолжаете меня читать.

Показать полностью 14

Арабские завоевания. Часть 1. Арабы в доисламский период

Ну что ж, дорогие любители истории, в прошлый раз мы завершили разбор колонизации Нового Света. Теперь пришло время отправиться на сказочный Восток и открыть новую серию, посвящённую арабским, а точнее говоря, мусульманским завоеваниям. Что представляет собой данное явление? Как разрозненным племенам Аравии удалось в столь короткий строк захватить обширные территории? И при чём здесь ислам? По какой причине арабы вообще сорвались с родных краёв? Здесь вы найдёте ответы на все эти вопросы. И самое главное: мы постараемся понять, как арабские завоевания повлияли на мир и сделали его именно таким, каким мы его знаем.

С материалом можно ознакомиться как по частям в формате статей, так и посмотрев прикреплённое видео целиком. А на моём канале вы найдёте дополнительные материалы. Но не будем бродить по пустыне вокруг да около и сразу перейдём к делу. Усаживайтесь поудобнее на своих верблюдов: мы отправляемся в увлекательное путешествие по бескрайним просторам Аравийской пустыни.

Пожалуй, начать следует с географии. Аравия практически полностью покрыта песчаными и каменистыми пустынями. Присутствуют несколько горных систем, самая крупная из которых тянется вдоль западного побережья. Климат невероятно сухой, жаркий, с минимальным количеством осадков в течение года. В юго-западной части дожди встречаются куда чаще в связи с возникающими муссонами, которые задерживаются горами. Местный климат — один из самых жарких на планете: летом температура местами достигает 50° и выше. Казалось бы, жить здесь абсолютно невозможно, а тем более построить хоть какое-либо государство. Что уж говорить о глобальной империи. Однако не спешите делать выводы: местные жители вас ещё не раз удивят.

Арабские завоевания. Часть 1. Арабы в доисламский период История (наука), Арабы, Ислам, Мусульмане, Аравийский полуостров, Арабский Халифат, YouTube, Видео, Длиннопост

Постарался сделать карту чудесного Аравийского полуострова. Голубые пунктирные линии — это не реки, а русла пересохших рек, так называемые "вади."

Во-первых, так было далеко не всегда. Научные исследования указывают на наличие более жаркого и влажного климата в прошлом. По всей Аравии встречаются русла давно пересохших рек, красиво именуемые "вади". Это явное свидетельство того, что в доисторические времена вместо пустыни здесь находилась зелёная саванна с куда более богатой флорой и фауной. Некоторые "вади" после сильных дождей ненадолго заполняются водой.

Во-вторых, первые люди попали на территорию полуострова уже порядка 1,5 млн. лет назад. В эпоху раннего палеолита именно Аравия стала тем местом, откуда человек начал расселение по планете. С окончанием ледникового периода климат стал заметно суше, саванна постепенно сменилась пустыней. Люди, населявшие здешние просторы, непрестанно учились адаптироваться к новым условиям и вполне преуспели в данном начинании. Они быстро научились ориентироваться в пустыне, прятаться от жары, строить жилище, находить воду в оазисах и подземных источниках.

Арабские завоевания. Часть 1. Арабы в доисламский период История (наука), Арабы, Ислам, Мусульмане, Аравийский полуостров, Арабский Халифат, YouTube, Видео, Длиннопост

Аравийская пустыня по версии Stable Diffusion

Издревле жители пустыни учились поддерживать друг друга. Важность социальных связей между членами одного рода для банального выживания в экстремальных условиях сложно переоценить. Постепенно складывается клановая система, при которой человек, помимо своих непосредственных родственников, старается привлечь к себе в клан как можно больше людей для успешного существования и взаимопомощи. Система кланов станет определяющей для всей арабской культуры. Но для выживания в пустыне требовалась хорошие отношения не только с членами своего племени, но с любыми встреченными людьми. Отсюда проистекают знаменитые на весь мир священные и нерушимые законы гостеприимства. Одиночки в пустыне не выживают.

Арабские завоевания. Часть 1. Арабы в доисламский период История (наука), Арабы, Ислам, Мусульмане, Аравийский полуостров, Арабский Халифат, YouTube, Видео, Длиннопост

Клановая система — ключевая особенность арабского общества

В интересующий нас период, т. е. VI-VII век н. э. арабы представляли собой разрозненные группы кочевых или полукочевых племён с редкими городскими центрами вдоль торговых путей. Местное население скорее жило на развалинах былого величия, в стороне от мощных цивилизаций, чем двигало тренды в современной им политике и экономике. Но арабы отнюдь не являлись отсталыми варварами: в разные периоды истории они взаимодействовали с античными цивилизациями Древнего Египта, Рима, Персии, всегда учились чему-то новому, строили города, имели собственную письменность, государственность, законы. И много чего ещё они, в общем то, имели. Речь сейчас не об этом. Кто вообще такие арабы? Где их истоки?

В исламе для обозначения, собственно говоря, доисламской эпохи существует прекрасный и ёмкий термин "джахилия" (читателям-мусульманам этот термин очень хорошо известен), обозначающий первобытное невежество, грубость, жестокость, беззаконие. Но справедливо ли такое определение? И да, и нет одновременно. Справедливо в той части, в которой оно обозначает неправедную, грешную жизнь людей, не знавших ислама. Доподлинно известно, что преимущественно языческое население Аравии не гнушалось человеческих жертвоприношений. Это было вполне характерно и для других семитских народов того периода, например, для тех же финикийцев. Именно ислам окончательно положил конец подобным практикам. Но это абсолютно несправедливо к самим арабам, как к древней цивилизации, которая добилась немалого, скажу я вам. Однако с приходом ислама они, несомненно, добьются ещё большего.

Арабские завоевания. Часть 1. Арабы в доисламский период История (наука), Арабы, Ислам, Мусульмане, Аравийский полуостров, Арабский Халифат, YouTube, Видео, Длиннопост

И так, примерно в IV-III тысячелетии до н. э. территорию Аравии заселяют племена семитов, т. е. людей, говорящих на семитских языках. Существуют разные гипотезы по поводу их происхождения. Нам это сейчас не особо важно. Люди тут, по правде говоря, вообще не важны. Важно другое — верблюд. Да, именно он. Одомашнивание этой биологической машины, приспособленной к тяжелейшим условиям пустыни, произошло примерно между III и II тысячелетием до н. э. Верблюд сразу же становится неотъемлемой частью арабской культуры и приобретает важнейшее экономическое значение, обеспечивая перевозку людей и товаров. Здесь же стоит упомянуть уже знакомые нам "вади" чьи засушливые русла фактически служат дорогами для караванов. Поселения и стоянки, в свою очередь, формировались вокруг оазисов.

Арабские завоевания. Часть 1. Арабы в доисламский период История (наука), Арабы, Ислам, Мусульмане, Аравийский полуостров, Арабский Халифат, YouTube, Видео, Длиннопост

Оазис глазами чудесной Stable Diffusion

Из общей семитской группы примерно к I тысячелетию до н. э. окончательно выделяется ветвь арабских народов. Они постепенно ассимилируют негроидное население юга Аравии. Затем арабы по культуре и языку разделяются на южные и северные группы племён, управляемые "кабирами" (т. е. вождями). На время военных походов у вождей появляется титул "малика", впоследствии означавший царя. Большинство племён ведут полукочевой образ жизни, но есть и исключения.

Так, в начале II тысячелетия возводится город Мариб и сложная ирригационная система. Здесь же активно развивается земледелие и скотоводство. К XIV веку до н. э. в пределах торгового "Пути благовоний" формируется царство Маин. Именно этим государством были возведены перевалочные пункты Мекка и Ясриб (будущая Медина). Видимо, некоторые из арабов задолбались слоняться по пескам и решили осесть на одном месте. Теперь они делятся на оседлое население юго-запада и кочевое население остальной части Аравии. Из всего этого следует, что мы не можем изначально говорить об арабах как о едином этническом образовании.

"Путь благовоний" проходил через всю Западную Аравию до границ Египта и Ханаана и связывал между собой Восток и Средиземноморский регион. Здесь перемещались караваны, в которых верблюдов под завязку нагружали специями и другими товарами. Вообще, арабы часто выступали этакими торговыми посредниками и связывали торговлю между Востоком и Западом, предоставляя свои услуги опытных караванщиков, превосходно знающих пустыню и осуществляющих по ней навигацию.

Арабские завоевания. Часть 1. Арабы в доисламский период История (наука), Арабы, Ислам, Мусульмане, Аравийский полуостров, Арабский Халифат, YouTube, Видео, Длиннопост

Маин и "Путь благовоний" или "Дорога ладана"

Кстати говоря, необходимость в навигации по пустыне уже в древности побуждала арабов накапливать знания об астрономии. Из разных источников мы видим, что звёзды имеют большое значение в арабской культуре. Только представьте, насколько красиво звёздное безоблачное небо ночью над бескрайней пустыней. Сложно их не полюбить. Данный факт отлично отражается в древнейшей поэзии и религиозных культах.

Население Аравии в доисламский, тёмный период является преимущественно языческим. Древние кочевники поклонялись богиням Аллат, Манат, богу Луны Вадд, почитали звёзды и наделяли магической силой разные предметы. Верили в таких существ, как гули, ифриты и джинны. Да, отдельный привет Геральту и Йеннифэр (кто знает — тот поймёт). Комплекс всех древних верований народов Аравии иногда принято именовать семитским язычеством, арабским политеизмом или просто арабской мифологией. Но важно понимать, что у этих культов не было какой-либо единой системы, и они значительно отличались в зависимости от региона и племени.

Арабские завоевания. Часть 1. Арабы в доисламский период История (наука), Арабы, Ислам, Мусульмане, Аравийский полуостров, Арабский Халифат, YouTube, Видео, Длиннопост

Через гавани Южной Аравии проходили морские торговые пути между Средиземноморским регионом и Индией. Постепенно арабские поселения начали сказочно богатеть на торговле специями. Сабейское царство, сопоставляемое с библейской историей Царицы Савской, находилось как раз на плодородных и богатых землях Юго-Запада. Сабеи построили свою цивилизацию на всё том же "Пути благовоний" и соперничали с Маином.

Примерно в VIII веке до н. э. вблизи своей столицы сабеи возвели Марибскую плотину, что говорит о высоком уровне цивилизации. Юго-запад Аравии уже постепенно становится самой богатой и вместе с этим самой густонаселённой областью полуострова. Сабейское царство успело повлиять на свои владения в Африке. В частности, именно через сабейские колонии в Эфиопию попало южноаравийское письмо.

Сабейское государство существовало с первой половины I тысячелетия до н. э. по III век н. э. пока окончательно не вошло в состав Химьяритского царства и не растворилось в веках. Химьяр с центром в Зафаре вёл успешную политику, в результате которой смог подчинить себе соседей в Южной Аравии. Примерно на рубеже IV и V веков н. э. цари Химьяра, а так же значительная часть местной элиты принимает иудаизм, который к тому времени уже активно распространяется по всей Аравии вместе с еврейскими общинами. Помимо иудаизма, среди химьяритов активно распространяются разные течения христианства. Химьяр к концу VI века прекратил своё существование, пав жертвой войн между Аксумом и Сасанидским Ираном, и стал персидской провинцией. Однако Сасаниды не смогли надолго укрепится в регионе.

Арабские завоевания. Часть 1. Арабы в доисламский период История (наука), Арабы, Ислам, Мусульмане, Аравийский полуостров, Арабский Халифат, YouTube, Видео, Длиннопост

Саба, Маин, Мариб и морской торговый путь

В III веке до н. э. на северо-западе Аравии появилось Набатейское царство со столицей в древнем городе Петре. Язык набатейцев несколько отличался, и они пользовались набатейским письмом, которое впоследствии станет основой всего арабского алфавита. Набатея возвысилась во времена войн между Селевкидами и Птолемеевским Египтом, наследниками империи Александра Македонского. Это арабское племя заняло выгодные позиции на пути караванных путей, за счёт чего обеспечивался постоянный рост благосостояния. Набатейцам удавалось вести успешную политику и сохранять независимость, находясь в сфере влияния Египта. Селевкиды и Египет оспаривали права на владение Сирией и восточными торговыми путями.

Во времена римской экспансии набатейцам удавалось поддерживать союзнические отношения с вечным городом. Однако всему приходит конец: в 105 году император Траян сделал Набатею рядовой провинцией. С усилением римского влияния актуальность "Пути благовоний" упала, так как теперь товары перевозились по морю в обход Аравии. Богатые города Юго-Запада пришли в глубочайший упадок. Серия конфликтов между городами и междоусобиц привела к тому, что в упадок пришла и великая ирригационная система, а Марибская плотина была разрушена. Местные жители уже просто не могли обеспечить должный уровень обслуживания системы. Интересно, что о разрушении плотины сказано в священном Коране. Настолько глубокий отпечаток оставило данное событие в сознании арабов.

Арабские завоевания. Часть 1. Арабы в доисламский период История (наука), Арабы, Ислам, Мусульмане, Аравийский полуостров, Арабский Халифат, YouTube, Видео, Длиннопост

Набатея на стыке могущественных цивилизаций

С V по VII век н. э. во всю бушевали жуткие персо-византийские войны. Племена Северной Аравии оказались на границе столкновения двух великих империй, представляющих разные цивилизации. В этот же период на территорию Аравийского полуострова активно проникает иудаизм и многочисленные христианские ереси, растёт количество проповедников. Обе воюющие стороны заинтересованы в контроле над торговыми путями, которые вновь обретают значение. Арабы, в свою очередь, предлагают свои услуги в качестве наёмных воинов, идеально приспособленных к условиям пустыни. Складывается ситуация, при которой для целой прослойки арабского общества война становится возможностью для обогащения и подъёма по карьерной лестнице. Северные арабские племена, в отличие от цивилизаций Юга, которые находятся в упадке, берут первенство на себя.

Арабская царская династия Гассанидов в начале III века мигрирует из Йемена в Левант, где становится марионеточным государством Восточной Римской империи. Гассаниды принадлежали еретической для Константинополя Яковитской православной церкви, что не очень то нравилось византийским владыкам. Однако приходилось до поры до времени терпеть столь ценных союзников. Вместе со своими византийскими друзьями они сражались против Сасанидов и других арабов — Лахмидов. Лахмиды, в свою очередь, являлись вассалами Сасанидов и придерживались несторианства. Вся эта компания сражалась друг против друга с переменным успехом до тех пор, пока Гассаниды и Лахмиды не прекратили своё существование, а Сасаниды и Византия к 628 году не ослабли и не заключили мир.

Арабские завоевания. Часть 1. Арабы в доисламский период История (наука), Арабы, Ислам, Мусульмане, Аравийский полуостров, Арабский Халифат, YouTube, Видео, Длиннопост

Во времена войн между Восточной Римской империей и Сасанидами арабы активно воевали за обе стороны

В этот период большинство караванных путей вновь теряет своё прежнее значение из-за постоянных грабительских набегов и военных действий. Но есть один город, которому удалось возвыситься и занять выгодную нишу. Город, перевернувший историю нашего мира — Благородная Мекка. Именно здесь торговый путь вдоль побережья Красного моря и через безопасные горные перевалы Западной Аравии позволял торговцам и путешественникам относительно спокойно перемещаться к Сирии, Египту и Средиземноморскому побережью. Начиная с VI века клан курайшитов получает контроль над Меккой и главными караванными путями, что позволяет им выступать в качестве опытных торговых посредников. Морской путь становится небезопасным из-за войн и пиратства, а торговля через Персидский залив, Тигр и Евфрат вообще была невозможной по причине частых столкновений между войсками Византии и Сасанидского Ирана.

И так, подытожим: что мы имеем на заре прихода ислама в начале VII века? Некогда великие города юго-востока Аравии находятся в глубочайшем упадке. Арабские племена уже многие поколения занимаются военным делом, находятся на стыке великих цивилизаций, впитывают новые знания, культуру, религиозные течения. Видят, что некогда и они строили города, поражавшие воображение. Они знают, что за пределами родной сердцу пустыни лежит целый мир. Кажется: лишь протяни руку, и этот мир будет твоим. Оставалась лишь одна сложная преграда — величайшая разобщённость.

Дело в том, что арабское общество начала VII века строится на строгой клановой системе. Вожди этих кланов обладают весомым авторитетом и только поэтому и получают право управлять другими. Весь период "джахилии" арабские племена преимущественно воюют не с чужаками. Они воюют между собой. За контроль над торговлей, за политическое влияние и банально за воду. Войны за обладание источниками пресной воды являются одними из самых ожесточённых, ведь это буквально вопрос выживания. Арабские племена, ведущие кочевой образ жизни, отличаются от оседлого населения. Разница в языке, культуре. Разница между язычниками, иудеями и разными версиями христианства. И самое главное - межклановая вражда, которая могла идти поколениями. Кажется, что население Аравии никогда не будет единым.

Арабские завоевания. Часть 1. Арабы в доисламский период История (наука), Арабы, Ислам, Мусульмане, Аравийский полуостров, Арабский Халифат, YouTube, Видео, Длиннопост

Для арабов доисламского периода характерно постоянно воевать друг с другом больше, чем с чужаками

И тут в нужное время в нужное место приходит единственный человек, которому было под силу изменить ситуацию. Человек, который в течении своей жизни загибайте пальцы: познакомил арабов с новой религией, распространил эту веру, остановил вражду между кланами, заручился поддержкой даже от своих бывших соперников, объединил всю Аравию под властью одного города, реформировал общество, создал государство, законы, по которым это государство успешно функционирует, фактически создал единую арабскую цивилизацию и дал людям надежду на лучшую жизнь. Разве не круто добиться столь многого за одну жизнь? Вместе с этим этот человек был избран Аллахом, чтобы проповедовать единый для всех божественный закон. Такие люди в исламе традиционно называются "наби" или "расуль". Последний пророк среди многих, печать пророков, посланник Бога для всех мусульман и просто человек, изменивший ход истории. И имя ему - пророк Мухаммед.

Арабские завоевания. Часть 1. Арабы в доисламский период История (наука), Арабы, Ислам, Мусульмане, Аравийский полуостров, Арабский Халифат, YouTube, Видео, Длиннопост

«Мухаммед — посланник Бога». Надпись на воротах Мечети Пророка в Медине

Именно в таком положении оказались арабы в начале VII века. Теперь, когда мы кратко изучили доисламский период, мы можем двигаться дальше. В следующей части нашей серии мы поговорим о чудесном и интересном жизненном пути пророка Мухаммеда, о зарождении ислама и его влиянии на арабское общество. Вы узнаете (или вспомните), как появился праведный Халифат и началась волна массовых арабских завоеваний, плавно перетёкшая в исламские, поскольку чем дальше продвигались арабы, тем больше совершенно иных народов принимало новую веру.

А на сегодня всё. Спасибо за внимание и до новых встреч.

Источники и рекомендации к прочтению:

  • О.Г. Большаков. История Халифата. Том 1. Ислам в Аравии 570—633.

  • Хью Кеннеди. Великие арабские завоевания.

  • Бернард Льюис. Арабы в мировой истории. С доисламских времен до распада колониальной системы.

Мой канал на YouTube: https://www.youtube.com/@chronoshistoria
Мой канал в Telegram: https://t.me/chronoshistoria

Очень рад, что кому-то интересны мои статьи и вы читаете, поддерживаете, критикуете. Вы так же можете поддержать меня донатом через кнопку "Поддержать". Спасибо, что продолжаете меня читать.

Показать полностью 12
Отличная работа, все прочитано!