Советские «чехи» из Лаоса в России: что не так с недавно прибывшими Т-34?

Девятого января 2019 года Минобороны РФ сообщило, что во Владивосток прибыли тридцать танков Т-34-85 из Лаоса. Они переданы по договорённости с министром обороны Сергеем Шойгу и будут использоваться для парадов, музейных экспозиций и съёмок фильмов. И вроде бы всё понятно и очевидно. Но есть, как говорится, нюанс…


Многие СМИ озаглавили новость как «возвращение танков в Россию», эти же слова содержатся и в исходном тексте Минобороны. На самом деле никто никуда не возвращался. Вот если бы лаосцы отправили эти «тридцатьчетвёрки» в Чехию или, например, в Словакию — тогда да. Дело в том, что это машины совсем не советского производства. Ряд характерных признаков позволяет с уверенностью сказать, что это чехословацкие Т-34-85. Они выпускались на фабрике ЧКД (нынешняя Чехия) и на заводе в Мартине (сейчас это Словакия). Гладкое литьё башен, спаренные фары с ограждением, характерный острый стык лобовых бронелистов без балки, находящейся между ними у советского оригинала. На кадрах, показывающих машины сзади, можно разглядеть форму кожухов выхлопных труб, которая также отличается от исходника.

Советские «чехи» из Лаоса в России: что не так с недавно прибывшими Т-34? Т-34, Лаос, Копия, Длиннопост

Когда осел дым Второй мировой, освобождённой Чехословакии потребовались танки. Легендарный Т-34-85, несмотря на всю свою репутацию, к тому моменту уже считался устаревшим (причём в первую очередь самими советскими военными), но было решено, что «лучше уж такой танк, чем совсем никакого». Лицензию на производство у советских союзников получили летом 1949 года. Первые машины были выпущены осенью 1951-го, массовое производство стартовало в следующем году. Всего было сделано более 2700 машин, почти половина из которых отправилась на экспорт, в армии многочисленных друзей и партнёров социалистического блока. Именно поэтому если вы видите Т-34-85 за рубежом, с довольно высокой вероятностью он будет не советским, а чехословацким. В прошлом веке они воевали в Ливане, Сирии, Египте, на Кубе. Впрочем, кое-где и сейчас воюют.

Внешние отличия «чехов» от «наших» невелики и заметны только «заклёпочникам», так что неудивительно, что первых часто выдают за вторых. Среди объявлений о продаже танков в среде частных коллекционеров нередко можно встретить предложения купить «настоящий советский Т-34-85, выпущен в Тагиле в сорок четвёртом, по Берлину ездил, лично Гитлера гусеницами давил, мамой клянусь», который при внимательном рассмотрении оказывается сугубо мирным «чехом», увидевшим свет лет через десять после смерти фюрера и всю жизнь прослужившим в тихом гарнизоне где-нибудь в Болгарии. Да что там говорить — даже некоторые музеи не гнушаются демонстрировать послевоенные чехословацкие «тридцатьчетвёрки» в роли военных советских.

Советские «чехи» из Лаоса в России: что не так с недавно прибывшими Т-34? Т-34, Лаос, Копия, Длиннопост

«Советский» (на самом деле нет) Т-34-85 из музея Иден-Кемп в Британии.


Стоит ли расстраиваться по поводу того, что теперь и в наших музеях вместо оригинальных «тридцатьчетвёрок» появятся чехословацкие? Наверное, нет. Как уже сказано выше, отличий не так много, и для подавляющего большинства публики они останутся незаметными. В конце концов, в музейных экспозициях и исторических фильмах встречаются куда более суровые ляпы по «заклёпочной» части. Но вот честно предупреждать о том, что на самом деле перед нами не оригинальная машина, а изображающая её иностранная послевоенная копия, стоило бы. Иначе некрасиво получается.

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
4
Автор поста оценил этот комментарий

Танки произведены в Чехословакии, да. Но кто их предоставил Лаосу, СССР или Чехословакия?

раскрыть ветку (2)
раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий

Прочитал, упомининия Лаоса там нет.

Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку