Pandarinka

Пикабушница
поставилa 28 плюсов и 4 минуса
Награды:
5 лет на Пикабу
57 рейтинг 2 подписчика 0 подписок 2 поста 2 в горячем

Самый очаровательный аул в казахстанских горах

В 250 километрах от ближайшего города, в селе Каражар, снимают кино, проводят фестивали бумажных самолётиков, устраивают скачки и гонки по бездорожью. Весь аул состоит из 60 домов – в этом и его уникальность, и огромная проблема. Здесь не ловит сотовая связь, туго с интернетом, нет дорог и воды. Но каражарцы верят, что все их проблемы решатся, когда рядом заработает новый горнолыжный курорт.

Самый очаровательный аул в казахстанских горах Длиннопост, Казахстан, Село, Природа, Люди

Это, наверное, самое душевное место из тех, где я успела побывать. В первый раз я сюда приехала весной. Когда канатку еще только строили, а в том, что ее хотя бы в этом году закончат, были некоторые сомнения.


Место действия: Казахстан, Павлодарская область

Канатная дорога в процессе строительства

Самый очаровательный аул в казахстанских горах Длиннопост, Казахстан, Село, Природа, Люди

Предупреждаю, текста много. Картинок тоже немало.

Самый очаровательный аул в казахстанских горах Длиннопост, Казахстан, Село, Природа, Люди

Хотя в Каражаре живут всего 365 человек, жизнь здесь кипит почти как в городе. В роли генератора идей – местный житель Есен Жусупбаев. Вот уже девять лет он возглавляет каражарский клуб, придумывает необычные конкурсы и фестивали, организовал фотоклуб и кружок настольных игр. Не повторяться ему помогают интернет, газеты и журналы.

(Есен, если кто не понял, слева)

Самый очаровательный аул в казахстанских горах Длиннопост, Казахстан, Село, Природа, Люди

Генератор идей


Если к празднику нужны декорации, Есен и остальные работники клуба вооружаются клеем, ножницами и иногда даже бензопилами.


– Я не даю покоя своим работникам. За девять лет сменил 13 худруков, потому что никто не выдерживает такого темпа, – рассказывает Есен. – Они хотят 9 Мая концерт провести, а потом до 1 июня отдыхать и получать зарплату. Меня это не устраивает.

Самый очаровательный аул в казахстанских горах Длиннопост, Казахстан, Село, Природа, Люди

С подачи Есена в Каражаре проводили спортивные соревнования, конные скачки, марафон на три километра и спринт на машинах. Праздновали и День детской книги, и День защиты детей, а в День космонавтики провели фестиваль бумажных самолетиков. Ребята из фотокружка даже успели порисовать песком. И это далеко не полный список.


Прошлой зимой каражарцы поехали на озеро, бензопилами выпилили ледяные кубы и построили для детей ледяной городок. Есен с товарищами сварили каркас новогодней ёлки и установили украшенную мишурой конструкцию посреди села. На национальный праздник Наурыз в Каражаре вообще гуляют три дня. Причем организовывают все сами. Каражарцы знают, что будет честно, поэтому всем селом скидываются на угощения и подарки.

Самый очаровательный аул в казахстанских горах Длиннопост, Казахстан, Село, Природа, Люди

Уникальная семья


Супругу Есена зовут Зура. Она преподает школьникам русский язык и литературу, воспитывает четверых детей, имеет степень магистра, шьет на заказ и даже ведет свой блог. И хотя Зура родилась в городе, работать она хотела там, где есть горы. В Каражаре горы были. В Каражаре горы есть.

Самый очаровательный аул в казахстанских горах Длиннопост, Казахстан, Село, Природа, Люди

Здесь она и познакомилась с Есеном. Есен запаял девушке сломанные очки, когда весь аул сидел без света. Зура уже настроилась ехать в город, а он починил. Все просто – у местного Кулибина был установлен ветряк, с помощью которого и вырабатывалось электричество.

Самый очаровательный аул в казахстанских горах Длиннопост, Казахстан, Село, Природа, Люди

– Я уже 20 лет работаю учителем в школе, и у меня никогда и мысли не было сменить профессию. Даже в 90-х, когда зарплату не платили по полгода, – говорит Зура. – Быть учителем в ауле сложнее, чем в городе. В городе ты их выпустил – и забыл, чтобы встретиться через 20 лет. А в ауле ты живешь с этими детьми, они приходят к тебе за советом, спрашивают, куда поступать. Кто-то приходит тайком, а кто-то не скрываясь. И за всех ты чувствуешь ответственность, каждый ученик – это или моя победа, или моя ошибка.


Работая в школе, Зура находит время на хобби. Помогают ей в этом Есен, четверо детей и тайм-менеджмент. Меню в этом доме расписано на 12 дней вперед.


– Каждую неделю в Каражаре происходит что-то интересное, потому я взяла на себя функцию рассказывать на страничке в Фейсбуке, чем живет наш аул. Сейчас благодаря тайм-менеджменту приблизительно знаю, сколько времени займет готовка и сколько можно будет посидеть за ноутбуком, – рассказывает Зура. – Но в соцсетях провожу не так много времени, как может показаться. Могу перед сном поделиться какими-то мыслями или интересными фотографиями.

Самый очаровательный аул в казахстанских горах Длиннопост, Казахстан, Село, Природа, Люди

Футболки, свитшоты и платья, которые шьет Зура, сейчас носят почти все каражарские малыши и подростки. Вещи не отличить от фирменных, хотя шить она училась в основном по роликам в интернете.


— У меня никогда не было желания шить, хотя мама и бабушка - профессиональные швеи, - вспоминает Зура. - Первую машинку мне купил Есен. Это было семь лет назад, а подошла к ней я только через три года. Когда подросла дочь Сана, мне захотелось сшить для нее что-то интересное.

Самый очаровательный аул в казахстанских горах Длиннопост, Казахстан, Село, Природа, Люди

Сейчас Зура шьет и обычные футболки и национальные костюмы. На заказ шьет мало, но все равно у нее уже есть клиенты из Павлодара, Алматы, Астаны и Караганды.


— На YouTube много мастер-классов, в соцсетях есть группы с выкройками. Мне даже не нужно покупать дорогие журналы: скачиваешь выкройку, распечатываешь и склеиваешь, - говорит Зура. - Год назад Есен купил мне оверлок. Это было мое персональное 8 марта в сентябре.


Зура шьет только детскую одежду начиная от чепчиков и ползунков, до одежды на подростков. Чем старше становятся ее дети, тем выше поднимается «возрастной ценз». Детям Есена и Зуры: 17,14,10 и 7 лет.


— Дети для меня - двигатель прогресса. Своим я даже нижнее белье шью, а счастливое лето у нас в семье – это сезон порванных штанов, - смеется Зура. – Машинки мне заправляют и смазывают сын с мужем, а я только шью. Обрезать лишние ниточки помогают «татешки» в школе: все обрежут и заправят. И тут же в ауле все расходится: в каждом доме дети ходят в моей одежде. Это греет душу.

За партой


Градообразующим предприятием местные шутя называют школу. Здесь трудятся около 60 человек. Это педагоги, воспитатели мини-центра, кочегары и работники хозяйственной части. К слову, в этом году каражарской школе исполнилось 60 лет.


Директор каражарской девятилетки когда-то сама была ее ученицей. После выпуска отучилась в Павлодаре и вернулась: очень хотела, чтобы в родной школе было не хуже, чем в остальных. Сначала Айнагуль Шомакова работала обычным учителем математики, потом заняла пост директора и все-таки выбила для сельчан новый спортзал и мини-центр.

– Пошла в школу, когда мне еще шести не было. Первая учительница была нашей соседкой, она и сказала, что пора учиться. А все потому, что когда она приходила к нам в гости, я доставала тетрадь и старательно писала, – рассказывает Айнагуль Шомакова. – Я всегда хорошо училась, особенно любила математику и химию. А педагогом хотела стать, чтобы помочь родной школе: не понимала, почему у кого-то спортзал есть, а у нас в Каражаре его нет.


Сегодня школа состоит всего из пяти кабинетов, где в две смены учатся около 50 юных каражарцев: в первую смену – старшеклассники, после обеда – малыши. Спортзал, кстати, пристроили рядом. Еще шесть лет назад.


Сейчас главная мечта педагогов во главе с директором – чтобы школа переехала в новое здание.

Самый очаровательный аул в казахстанских горах Длиннопост, Казахстан, Село, Природа, Люди

Женщина за рулем


Жанар Абуова знает, какая деталь трактора за что отвечает. Неудивительно, десять лет она просидела за баранкой, помогая мужу во время полевых работ.


– Мой отец был трактористом, но работать на тракторе меня научил муж. Мне тогда было 27 лет, и некому было помочь ему в поле. Сейчас сыновья выросли и сами этим занимаются, – рассказывает Жанар Абуова.

Самый очаровательный аул в казахстанских горах Длиннопост, Казахстан, Село, Природа, Люди

Сейчас она помогает детям – нянчится с шестью внуками. В Каражаре ее внучки – первые за 30 лет двойняшки.

Самый очаровательный аул в казахстанских горах Длиннопост, Казахстан, Село, Природа, Люди

Старинный дирмен (который я не сфотографировала, но нашла вам похожий)


Орынгуль Идрисова родилась на юге Казахстана – в Жезказганской области, но вот уже 30 лет живет в Каражаре. Сейчас ее знают далеко за пределами маленького села. Она единственная в округе, а может, и во всей стране, кто до сих пор готовит национальное блюдо талкан с помощью старинных каменных жерновов. Эти два плоских камня весом в 50 килограммов называют дирмен.


Дирмен, который стоит в доме Орынгуль, вдвое старше своей хозяйки. По подсчетам Идрисовых, каменным жерновам уже больше сотни лет. Считайте – музейный экспонат.

Самый очаровательный аул в казахстанских горах Длиннопост, Казахстан, Село, Природа, Люди

– Ему больше ста лет, его сделал еще дед моего мужа, – рассказывает Орынгуль. – Дом, в котором мы сейчас живем, тоже построен его руками.

Самый очаровательный аул в казахстанских горах Длиннопост, Казахстан, Село, Природа, Люди

В Каражар Орынгуль приехала вместе с супругом, с которым познакомилась в Караганде. Он работал шахтером, а она училась на технолога. Когда девушка закончила учебу, муж увез ее в свое родное село.


Все эти годы старинный дирмен хранился в доме, но пустить его в дело Орынгуль решилась только три года назад.


– Когда я была маленькой, моя мама молола зерно на дирмене. Я видела, как это делается. Несколько лет назад, когда наш магазин закрылся, решила найти себе новое дело – попробовать делать талкан. Правда, сомневалась, что получится, – вспоминает женщина.

Самый очаровательный аул в казахстанских горах Длиннопост, Казахстан, Село, Природа, Люди

Сейчас Орынгуль каждую пятницу вывозит свою продукцию на ярмарку в районный центр и даже готовит на заказ. Спрос есть, но, как рассказывает женщина, приготовить талкан – дело непростое. Уходит много времени и сил. Сначала нужно очистить пшеничные зерна, потом пожарить их, а затем перетереть в дирмене. В конце добавляют масло и сахар. Кстати, чтобы получить тазик перетертого зерна, придется три, а то и четыре часа вращать тяжелые каменные жернова. Не каждой девушке это под силу, но Орынгуль привыкла. С такой работой никакого спортзала не нужно. Неудивительно, что в Наурыз на соревнованиях по армрестлингу Орынгуль заняла второе место.


Кстати, приготовлением талкана Орынгуль не ограничивается. Летом Идрисовы вывозят на районную ярмарку и другие национальные блюда: молочные и мясные.

Самый очаровательный аул в казахстанских горах Длиннопост, Казахстан, Село, Природа, Люди

В библиотеке


В фонде сельской библиотеки хранится около трех тысяч книг. Читателей не так много, и Гульжан Сансызбаева всегда точно знает, что и кому предложить.


– Приходят и дети, и старшее поколение. Всего у нас 45 постоянных читателей, – рассказывает библиотекарь. – Я знаю, кто что любит, и могу посоветовать. Дети у нас учатся на казахском, но преподаватель русского настаивает, чтобы они читали. Тогда я достаю им старые книги – Гоголя, Пушкина. Бабушки любят романы и повести на казахском, а те, кто читают на русском, предпочитают книги о войне. Школьники у нас готовят рефераты, а студенты готовятся к экзаменам.

Самый очаровательный аул в казахстанских горах Длиннопост, Казахстан, Село, Природа, Люди

Сейчас в библиотеке работают одиннадцать человек: библиотекарь, сторожа, техничка и кочегары. При этом здесь не хватает детской литературы и, что неожиданно, полок для книг. К слову, в прошлом году в здании библиотеки стало на одну комнату больше. Соседняя пустовала, и ее решили отремонтировать и тоже использовать.


– Работаю здесь уже десять лет. Училась на библиотекаря в аксуском колледже, – рассказывает Гульжан. – Я выросла в этом селе и знаю каждого сельчанина, каждый уголок в нашем Каражаре. Дом, в котором жили мои родители, видно из окна библиотеки. Мать была дояркой, а отец работал на тракторе «К-700». Нас у них было пятеро, а сейчас я сама воспитываю троих детей.


В сельской библиотеке проводят конкурсы чтецов и некоторые мероприятия, а недавно заведующий сельским клубом Есен Жусупбаев предложил открыть в библиотеке музей. Здесь уже появились первые экспонаты: сельчане принесли несколько старых инструментов и предметов сельского быта. Чтобы создать музей села, собирают поисковую группу, которая обойдет дома местных старожилов, запишет и сфотографирует вещи, которые каражарцы хотят отдать в музей. Потом совместно решат, что нужно, а что нет. Музей хотят поделить на зоны. Будет там и уголок, посвященный каражарцам, погибшим на фронтах войны, и напоминание о школьных буднях. Старую школьную скамью каражарцы уже отыскали, а парту хотят сколотить сами. Там же будут красоваться советский дневник и красный галстук.

Для Победы


На 70-летие Победы каражарцы всей деревней скинулись на памятник: три камня, на одном изображен советский солдат, а на двух других высечены имена бойцов из Каражара. Сельчане сами купили цемент, установили ограждение, сами копали и заливали. Собранные деньги – 150 тысяч тенге – потратили на строительные материалы и оплату работы каменщика, которого нашли в Баянауле.


Баянаульский камень каражарцы попросили у начальника Национального парка, ради такого дела тот пошел навстречу. Чтобы привезти будущий памятник, пришлось нанимать кран. Ставили камни трактором.


(кстати, костюмы и пулемет, что на снимках ниже, каражарцы тоже сделали своими силами)

Самый очаровательный аул в казахстанских горах Длиннопост, Казахстан, Село, Природа, Люди

К сожалению, через время оказалось, что на памятнике высечены не все фамилии. Каражарцам удалось раскопать информацию о тех, кого в первом списке не было, поэтому сейчас Есен работает над Книгой Памяти. Он собирает информацию, ищет наградные листы ветеранов в интернете.

Сколько всего солдат ушло на фронт из Каражара, сегодня доподлинно не известно. Рассказать о забытых боевых товарищах тоже некому: в округе не осталось ни одного ветерана.

Бочка с номером


Водопровода в Каражаре нет, поэтому каждый выходит из положения как может. Чтобы возить воду из скважины до дома было удобнее, местный Кулибин – Кажимурат – из обычной бочки сделал прицеп для автомобиля. Выкрасил его в ярко-желтый цвет и попросил Есена найти ему эмблему воды. С помощью трафарета и губки с краской Кажимурат с двух сторон добавил надписи: «вода» и «су», что в переводе - тоже «вода». У бочки, как и у любого автомобиля, есть собственный номер. Поэтому, если будете в Каражаре, не удивляйтесь.

Самый очаровательный аул в казахстанских горах Длиннопост, Казахстан, Село, Природа, Люди

Помощь рядом


Из-за медленного интернета проблемы у местных медиков. В 2011 году каражарский медпункт переехал в новое здание: вместо двух небольших комнат появилось несколько светлых кабинетов.


В основном здесь ставят прививки, делают системы и проводят профосмотры. Главная проблема – интернет. Скорость никакая, а у медиков теперь тоже все в электронном виде.

Самый очаровательный аул в казахстанских горах Длиннопост, Казахстан, Село, Природа, Люди

О проблемах села


По большому счету, в селе все друг другу родственники или сваты. Маленький аул, где людей столько же, сколько дней в году, очень дружный. Готовы поддержать друг друга в сложной ситуации. Однажды, когда в три часа ночи около одного из домов вспыхнул огонь, тушили быстро и молча: старались не разбудить и не напугать хозяйку, которая осталась в доме одна. Сказали ей только утром.


– У нас три проблемы: интернет, дороги и вода, – говорит Зура Жусупбаева. – Дома у нас интернет от «Казахтелекома», но скорость очень низкая. Воду берем из артезианской скважины, а потом на тележке или на санях возим фляги домой. Бурильщики в городе либо отказываются работать из-за скалистой местности, либо называют огромные суммы – начиная от 3,5 миллиона тенге. Все мы очень надеемся, что откроется Мырзашокы (горнолыжный курорт) – и начнется новая жизнь для Каражара. В ауле станет развиваться сфера услуг, у людей появится дополнительный заработок: к примеру, многие женщины отлично готовят национальные блюда и хорошо шьют. А еще, если построят дорогу через аул, а не в объезд, то Каражар расцветет: станет таким, каким его хочется видеть. Пока дороги нет, у нас беременных женщин зимой стараются увезти из Каражара пораньше – вдруг буран.

Самый очаровательный аул в казахстанских горах Длиннопост, Казахстан, Село, Природа, Люди

Независимо от того, когда запустится горнолыжная база, сельчане не намерены сидеть сложа руки. Каражарцы постоянно придумывают что-то необычное и всегда готовы принимать гостей. К примеру, Есен всерьез настроен развивать в родном ауле экотуризм.


В общем, Каражар – удивительное место, и люди здесь тоже удивительные.

Самый очаровательный аул в казахстанских горах Длиннопост, Казахстан, Село, Природа, Люди

А горнолыжную базу таки достроили. Несколько недель назад прошли испытания канатки. Чем дело кончится, пока не особо понятно. Будем наблюдать.

Показать полностью 23

Капитан теплохода ради Иртыша отказался от Балтики

Анатолий Берестов посвятил речному флоту больше 40 лет своей жизни. Он уже не может без Иртыша: зимой капитану снятся теплоходы, а летом он почти всегда у штурвала. Но давайте обо всем по порядку.

Капитан теплохода ради Иртыша отказался от Балтики Капитан, Профессия, Река, Казахстан, Иртыш, Корабль, Первый пост, Длиннопост

Место действия - Павлодар, Казахстан. Единственный в стране речной порт.

Капитан теплохода ради Иртыша отказался от Балтики Капитан, Профессия, Река, Казахстан, Иртыш, Корабль, Первый пост, Длиннопост

Павлодарский речной порт - не то место, куда вы приходите покататься на теплоходе. Это отдельное предприятие, которое занимается транзитом и добычей речного песка, доставляет в Россию щебень и занимается очисткой рек. Огромные баржи, буксиры и современные плавучие краны – все это судна Павлодарского речного порта.

Капитан теплохода ради Иртыша отказался от Балтики Капитан, Профессия, Река, Казахстан, Иртыш, Корабль, Первый пост, Длиннопост

Иртыш и Балтика

Капитан  Анатолий Берестов - часть целой династии.  Его дед Александр Александрович в годы войны был бакенщиком на Иртыше. Это то же, что стрелочник на железной дороге, только условия работы сложнее. Бакенщики устанавливали на реке сигнальные знаки, которые указывали фарватер и позволяли речникам не сесть на мель и избежать подводных камней.


Родители Анатолия Берестова – тоже речники. Будущий капитан когда-то жил вместе с ними на берегу Иртыша и не раз без разрешения переплывал реку на старой лодке, за что потом получал крапивой от деда.


Теперь, спустя столько лет, по стопам капитана Берестова пошли его сыновья: старший Владимир работает штурманом, а младший Игорь – мотористом.


– Династия у нас большая. Дедушка работал на реке во время войны, потом родители, теперь я и мои сыновья. Надеюсь, внук, когда подрастет, тоже пойдет по нашим стопам, – рассказывает капитан легендарного БТМа (сегодня Анатолий Берестов - капитан теплохода «БТМ-636»).

Капитан теплохода ради Иртыша отказался от Балтики Капитан, Профессия, Река, Казахстан, Иртыш, Корабль, Первый пост, Длиннопост

Анатолий Берестов – речник со стажем, но морские волны ему тоже знакомы.

– Сразу после школы я поступил в Семипалатинское речное училище, а в 1975 году была моя первая навигация. Потом три года отслужил в морфлоте. Мне предлагали остаться, но я сказал, что Иртыш на Балтику не променяю, – добавляет капитан.

Капитан теплохода ради Иртыша отказался от Балтики Капитан, Профессия, Река, Казахстан, Иртыш, Корабль, Первый пост, Длиннопост

Что интересно, свою супругу Берестов тоже встретил на флоте.

– Работал вторым штурманом на теплоходе. Тогда у нас были самоходки-«космонавты»: «Терешкова» и «Гагарин». Мы возили на элеватор зерно, выгружали его две девушки – светленькая и черненькая. Одну я увез с собой, – смеется капитан.


Сейчас на флоте работают не только отец, но и сыновья Берестовых. Причем эти двое не просто росли в семье речников, они росли прямо на теплоходе.


– Так и было. Мы работали на транзите, поэтому жены речников часто становились на судне матросами, поварами и радистами, – говорит Берестов. – Моя жена работала поваром на теплоходе, и сыновья были с нами. Когда дети подросли и началась школа, я ушел работать на «Ракету». Два дня в рейсе, четыре дня дома.

Капитан теплохода ради Иртыша отказался от Балтики Капитан, Профессия, Река, Казахстан, Иртыш, Корабль, Первый пост, Длиннопост

Недавно Берестов вернулся из дальнего рейса. Уходил на север. К слову, к северам он привычный: в советское время Анатолий Берестов со своей командой не раз ходил до Нижневартовска, Салехарда и Сургута. В 2008 году капитану даже пришлось зимовать в Ханты-Мансийске.


– На этом теплоходе я работаю с 2002 года. В 2008 году мы ходили на нем в Ханты-Мансийск. Ушли осенью и вернуться до первых морозов не успели. Пришлось зимовать, – вспоминает Анатолий Берестов. – В этой местности еще ходят «Ракеты», «Зори», и бегают теплоходы на воздушной подушке. Там есть такие места, где нет дорог – только водный транспорт, а вместо автобусов - вертолеты.

Капитан теплохода ради Иртыша отказался от Балтики Капитан, Профессия, Река, Казахстан, Иртыш, Корабль, Первый пост, Длиннопост

Северные коллеги тепло приняли павлодарских речников. Да и вообще, в России их очень ценят.

– У нас ходить сложнее, можно сказать, асы работают, – объясняет капитан. – Ниже Омска есть участок, где можно поставить штурвал по центру и четыре часа пить чай, а здесь постоянно дергаешь его туда-сюда. Поэтому павлодарцев в России уважают и постоянно зовут на работу.

Разумеется, есть у речников и свой негласный свод правил. То бишь профессиональные суеверия.

– Примет немало. Если идешь с баржами и на борт садится сорока, жди хороших новостей. Если ворона – плохих, поэтому ворон мы пытаемся отогнать. Еще на теплоходе нельзя свистеть. Потом, посторонним женщинам нельзя спускаться в машинное отделение – это к поломке. Когда моя жена работала на судне, она могла открыть дверь, позвать, но внутрь не заходила, – рассказывает Берестов.

Капитан теплохода ради Иртыша отказался от Балтики Капитан, Профессия, Река, Казахстан, Иртыш, Корабль, Первый пост, Длиннопост

Мой папа – капитан

Капитан Марат Кенженов в Павлодаре недавно. Отработав около 20 лет в России, вернулся в родной порт и сменил у руля своего отца – Серика Кенженова.


– Папа у меня – капитан. Когда я родился, он уже работал на флоте. Поэтому я с самого детства все каникулы проводил на судне. Потом закончил семипалатинский техникум, и в 1996 году была моя первая навигация. Эта уже 23-я. Я с детства знал, что буду капитаном, и всегда этого хотел, – рассказывает Марат Кенженов.

Капитан теплохода ради Иртыша отказался от Балтики Капитан, Профессия, Река, Казахстан, Иртыш, Корабль, Первый пост, Длиннопост

Уехать из родного города его вынудили обстоятельства.

– После развала наше пароходство перевели в Россию, и мы ушли вместе с теплоходами. Два года назад я решил, что хочу работать дома, и вернулся, – говорит Марат.


Сейчас он работает на том же теплоходе, которым раньше управлял его отец. Именно старший Кенженов подарил этому судну вторую жизнь. Он восстанавливал его целых шесть лет, начиная с 2012 года.

Капитан теплохода ради Иртыша отказался от Балтики Капитан, Профессия, Река, Казахстан, Иртыш, Корабль, Первый пост, Длиннопост

Этот буксир-толкач собрали на Тюменском судостроительном заводе в 1985 году. Во время капитального ремонта его обновили почти на 80 процентов. Теплоход, конечно, старенький, но надежный. Больше того, когда-то суда проекта 1741 разрабатывались специально для работы на реках Иртыш, Обь, Енисей и Лена в условиях сильного течения.

– Сейчас его отремонтировали и покрасили – стал как игрушечный, – говорит Марат Кенженов.

Капитан теплохода ради Иртыша отказался от Балтики Капитан, Профессия, Река, Казахстан, Иртыш, Корабль, Первый пост, Длиннопост

В отличие от сына отец попал на флот совершенно случайно. После армии ночью в чужом городе, в огромной Москве, он встретил парня, который собирался ехать в Семипалатинск – поступать в речное училище. Ребята разговорились, и старший Кенженов недолго думая уехал с новым знакомым. В итоге поступил, отучился и с начала 1970-х работает на флоте.

– Папа сейчас ходит на маленьком катере: возит пассажиров и руководство порта. Я до сих пор у него многому учусь. Он сильный механик и судоводитель, всегда расскажет и поможет, – говорит Марат Кенженов.

– Марат, а вы помните свой первый рабочий день?

– Да, в свой первый рабочий день я попал на БТМ-604. Он тогда стоял на покраске. Я закатал рукава и стал помогать. По уши был в краске.

– Какой был самый долгий рейс?

– Рейс из Павлодара в Новосибирск. Мы шли на таком же буксире с четырьмя гружеными баржами. Сначала нужно было спуститься до Ханты-Мансийска, зайти в Обь и подняться до самого верховья. Дорога в одну сторону заняла два месяца.

– Что больше всего любите в своей профессии?

– Я люблю в ней эту смесь запахов воды и солярки. Особенно весной, когда теплоход запускается, пахнет краской и зеленью.

Капитан теплохода ради Иртыша отказался от Балтики Капитан, Профессия, Река, Казахстан, Иртыш, Корабль, Первый пост, Длиннопост

Я сюда врос

Чтобы поговорить с еще одной легендарной личностью, нужно около часа пройти по реке. Туда, где стоит на добыче песка плавучий кран КПЛ-908.

Александр Шелегов – крановщик огромного плавучего крана. В порту его называют просто Порфирич.

Капитан теплохода ради Иртыша отказался от Балтики Капитан, Профессия, Река, Казахстан, Иртыш, Корабль, Первый пост, Длиннопост

Порфирич на речном флоте уже 39 лет. Его привел сюда старший брат, который работал здесь сначала мотористом, потом капитаном парома Качиры – Краснокутск, а затем и крановщиком. Его младший брат пошел похожим путем.


– Сейчас все крановщики на плавкранах – мои ребята, всех отучил, всем подсказывал. На каждом кране поставил токарные станки и оборудовал баню. А как без этого? В кабине сидишь, жарко, стекла со всех сторон, потом выходишь – и в баню, – говорит Александр Шелегов. 

Капитан теплохода ради Иртыша отказался от Балтики Капитан, Профессия, Река, Казахстан, Иртыш, Корабль, Первый пост, Длиннопост

Порфирич много лет подряд ходил на север вместе со своим старым другом капитаном Берестовым. Тогда и решил установить на кране первый токарный станок.


– На севере тебе никто не поможет, нужно самому справляться. Вот потребовался болт – у меня станок есть, могу выточить, – объясняет он.

Капитан теплохода ради Иртыша отказался от Балтики Капитан, Профессия, Река, Казахстан, Иртыш, Корабль, Первый пост, Длиннопост

Чтобы загрузить многотонную баржу речным песком, у него уходит три с половиной часа. Иногда справляется быстрее. Но так получается только на этой точке. Плавкраны, работающие в других местах, загружают баржу песком за 6-7 часов. Конечно, Александру Шелегову в работе помогает многолетний опыт, и все равно один год не похож на другой. Иртыш не просто так называют землеройкой: каждую весну русло реки немного меняется.


– Другой раз подумаешь: может, хватит, все-таки три года до пенсии. Но работа не отпускает, я сюда врос, – говорит крановщик. – Бывает, придешь с сумкой, возьмешь с собой обед, а домой вернешься через два месяца – ушел в рейс.


Шелегов в порту человек почти незаменимый. Его все знают, и все идут к нему за помощью.

– Я был механиком, ушел после операции на сердце. В два-три ночи звонили не дежурному электрику в порт, а мне: «Порфирич, у нас подъем не работает. Помоги». Если по телефону помочь не получается, садишься в машину и едешь куда-нибудь в Иртышский район, где стоит кран, – рассказывает Александр Шелегов. – Был случай, пошел просить новые телевизоры на плавкраны вместо черно-белых. Попросил один на 63-й кран, а потом пошел оформлять и говорю: шеф сказал, нужны шесть телевизоров и шесть DVD – по количеству кранов. Мне и подписали. А утром приезжаю на работу, шеф стоит. Два дня ждал, пока остынет, потом сам к нему пошел. А наш старый телевизор ребята потом за борт выкинули.

Капитан теплохода ради Иртыша отказался от Балтики Капитан, Профессия, Река, Казахстан, Иртыш, Корабль, Первый пост, Длиннопост

Десять лет назад, чтобы команда не заскучала, Порфирич решил разбить на борту небольшой сад.

– Моя затея. Хотел скрасить ребятам будни. Огурцы собираем, цветы у нас растут, – рассказывает А. Шелегов. – У нас такой сад и на 77-м кране. Отвлекает от рутины.

Капитан теплохода ради Иртыша отказался от Балтики Капитан, Профессия, Река, Казахстан, Иртыш, Корабль, Первый пост, Длиннопост

Новое поколение

У Шелегова на флоте успели поработать почти все родственники. Сейчас остались трое: он сам и два племянника – Владимир Кузнецов и Денис Шелегов. Мама Дениса 38 лет отработала диспетчером на речном вокзале, Владимир встретил в порту будущую супругу.

– Она окончила транспортный колледж в Семипалатинске, и ее направили сюда, – рассказывает Владимир. – Первую навигацию отработала на земснаряде как геодезист водных путей, потом мы познакомились. На следующую навигацию поженились. Уже пять лет вместе, у нас две дочери.

Капитан теплохода ради Иртыша отказался от Балтики Капитан, Профессия, Река, Казахстан, Иртыш, Корабль, Первый пост, Длиннопост

В общем-то, такие душевные люди работают в нашем порту. И местный собакен вам бонусом.

Капитан теплохода ради Иртыша отказался от Балтики Капитан, Профессия, Река, Казахстан, Иртыш, Корабль, Первый пост, Длиннопост
Капитан теплохода ради Иртыша отказался от Балтики Капитан, Профессия, Река, Казахстан, Иртыш, Корабль, Первый пост, Длиннопост
Показать полностью 20
Отличная работа, все прочитано!